Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 19 ноября 2008 г. N 158
Муниципальная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы"
30 сентября 2011 г.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 30 сентября 2011 г. N 220-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
Паспорт
муниципальной целевой программы
1. Наименование |
Муниципальная целевая Программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании "Город Калуга" на 2009-2012 годы" (далее - Программа). |
||||
2. Заказчик целевой Программы |
Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга. |
||||
3. Разработчик |
Управление экономики города Калуги |
||||
4. Цели и задачи Программы |
Цель 1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения муниципального образования "Город Калуга" качественными отечественными продовольственными товарами. Задачи: - обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации; - создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства. Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Задачи: - повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; - развитие малых форм хозяйствования на селе; - повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; - улучшение социально-жилищных условий сельского населения. Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов. Задачи: - восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; - вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых, неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий |
||||
5. Сроки реализации |
2009-2012 годы |
||||
6. Перечень основных мероприятий |
Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям: - государственная поддержка, стимулирующая рост экономической эффективности сельскохозяйственного производства; - государственная поддержка маркетинга сельскохозяйственной продукции; - государственная поддержка развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - государственная поддержка инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе; |
||||
7. Объемы финансирования |
тыс. рублей |
||||
Источник финансирования |
Объем финансирования на 2009-2012 годы |
В том числе по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Областной бюджет |
43078,0 |
16666,0 |
9124,0 |
9604,0 |
7684,0 |
Федеральный бюджет (*) |
61010,0 |
16300,0 |
16215,0 |
16240,0 |
12255,0 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
3775,0 |
350,0 |
385,0 |
1480,0 |
1560,0 |
Итого |
107863,0 |
33316,0 |
25724,0 |
27324,0 |
21499,0 |
(*) Объемы финансовых средств из федерального и областного бюджетов, выделяемые сельскохозяйственным предприятиям муниципального образования "Город Калуга" до 2012 года на мероприятия программы, уточняются после принятия Федерального закона о Федеральном бюджете, Закона Калужской области об областном бюджете, постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период. | |||||
8. Ожидаемые результаты |
За период реализации Программы ожидается: - увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства на 21,3% по отношению к 2007 году (в сопоставимых ценах); - увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций до 86 % от общего количества; - повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 10,5%: - суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации программы составит 280 млн. рублей; - улучшение жилищных условий в сельской местности (за период реализации программы в сельской местности будет введено и приобретено 1480 кв. м жилья) - повышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, до 13180 рублей, или в 1,54 раза к уровню 2007 года. |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике муниципального образования "Город Калуга", развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения муниципального образования.
На селе проживает 14,1 тыс. человек, 4,1% населения муниципального образования "Город Калуга".
Сельское хозяйство муниципального образования "Город Калуга" специализируется на производстве продукции птицеводства, продукции животноводства, главным образом молока и мяса, овощеводстве открытого и защищенного грунта.
Агропромышленный комплекс муниципального образования включает 8 сельскохозяйственных предприятий, 249 садоводческих товариществ. 10959 личных подсобных хозяйств, 6399 владельцев земельных участков (огородников).
Площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий составляет 9,0 тыс. га, личных подсобных хозяйств - 1,8 тыс. га, садоводческих товариществ - 2,0 тыс. га.
В 2007 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 1408,1 млн. рублей, в том числе
- сельскохозяйственными предприятиями - на сумму 738,9 млн. рублей,
личными подсобными хозяйствами населения - на сумму 669,0 млн. рублей,
фермерскими хозяйствами - на сумму 147 тыс. рублей.
Личными подсобными хозяйствами населения производится 95% объема картофеля в муниципальном образовании, 64% объема овощей, 55% объема мяса всех видов, 31% объема молока.
По состоянию на 1 января 2008 года в хозяйствах населения насчитывалось 705 голов крупного рогатого скота, в том числе 453 головы коров; 479 голов свиней; 882 головы овец и коз.
В 2007 году в сельскохозяйственных организациях муниципального образования "Город Калуга" выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 1669,7 млн. рублей, прибыль до налогообложения составила 13799 тыс. рублей, уровень рентабельности - 0,8%.
Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства муниципального образования "Город Калуга", требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются:
- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;
- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;
- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;
- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности;
- близость областного центра, возможность трудоустройства на промышленные предприятия, в сферу обслуживания, в коммерческие структуры вызывает отток сельского населения.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Таблица 1
Финансовое состояние
сельскохозяйственных организаций
муниципального образования "Город Калуга" в динамике
Показатели/годы |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. + . -, % к 2004 |
Производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях в действующих ценах, млн. рублей |
463,8 |
593,8 |
596,7 |
738,9 |
159,3% |
Себестоимость реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях - всего, млн. рублей |
315,1 |
531,7 |
1037,9 |
1612,6 |
в 5,11 раза больше |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей |
322,0 |
588,7 |
1060,6 |
1669,7 |
в 5,18 раза больше |
Финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль), тыс. рублей |
-9716 |
38447 |
2852 |
13799 |
+ 23515 тыс. руб. |
Рентабельность, % |
-3,1 |
7,2 |
0,27 |
0,8 |
|
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.
В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций муниципального образования "Город Калуга" кадрами массовых профессий в 2007 году составляла: операторы машинного доения коров - 85%, механизаторы - 84%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций специалистами составила: агрономы - 88%, зооинженеры - 100%, ветврачи - 80%, инженеры - 57%, экономисты - 63%, бухгалтеры - 97%. За период с 2003 года по 2007 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 2,5 раза.
Сельскохозяйственная техника, имеющаяся в распоряжении предприятий, в основном является физически и морально изношенной, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.
По состоянию на 1 января 2008 года сельхозорганизации муниципального образования "Город Калуга" имели в наличии 122 ед. тракторов (156 ед. на 01.01.2003), 12 ед. зерноуборочных комбайнов (13 ед. в 2003 г), 8 ед. кормоуборочных комбайнов (10 ед.), 1 ед. картофелеуборочных комбайнов (5 ед.). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2007 году составили: по тракторам - 5,4%, по комбайнам 9,1%.
Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.
Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.
В муниципальном образовании продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2007 году внесено 27 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2003 году - 220 кг). В 2007 году минеральные удобрения внесены на 46% посевных площадей, на 30% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование почв проводятся в минимальном объеме.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.
Площади посевов в муниципальном образовании "Город Калуга" за период с 2003 по 2007 год сократились на 823 га или на 10,3%, в том числе:
- площади под картофелем - на 57 га или на 43,6%;
- площади под посадками овощей открытого грунта - на 187 га или на 47,8%.
- площади под кормовыми культурами на 646 га или на 11,3% Посевные площади под зерновыми культурами увеличились на 67 га.
Валовой сбор зерна за этот период в муниципальном образовании "Город Калуга" увеличился на 226 т или на 7,1%, в том числе за счет увеличения площади посева - на 127 т, за счет роста урожайности зерновых культур на 0,6 ц/га валовый сбор увеличился на 99 т.
За счет сокращения посевных площадей валовый сбор картофеля уменьшился на 915 т или на 44,2%. Производство овощей открытого грунта сократилось на 6919 т или на 60,8%, в том числе за счет сокращения площадей - на 4073 т, За счет снижения урожайности на 72,6 ц/га валовый сбор уменьшился на 2846 т.
Поголовье крупного рогатого скота за период с 2003 по 2007 год в муниципальном образовании сократилось на 1413 голов или на 30,8%, в том числе коров на 545 голов или на 31,6%.
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) снизилось за указанный период на 182 т или на 24,4%, молока на 935 т или на 16%.
Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.
Стиранию граней между городом и селом в муниципальном образовании в последнее время способствует реализация муниципальной целевой программы "Развитие сельских населенных пунктов муниципального образования "Город Калуга" до 2010 года и областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", которая позволила за период с 2004 г. по 2007 г. освоить 22646 тыс. рублей финансовых средств из всех уровней бюджетов.
Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе должно осуществляться параллельно со стабилизацией и развитием сельскохозяйственного производства, благодаря чему сельская территория станет привлекательной и востребованной для привлечения инвестиций, бюджетных средств и трудовых ресурсов в сельскохозяйственное производство муниципального образования "Город Калуга".
Таким образом, необходимость разработки и реализации муниципальной целевой Программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций.
Направления и формы государственной поддержки и стимулирования развития сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании определены Федеральными законами "О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне", государственными целевыми программами "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы".
2. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы базируются на системе целей и задач, определенных в Государственных программах: "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 и "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области от 06.11.2007 N 360-ОЗ, с учетом специфики проблем, существующих в муниципальном образовании "Город Калуга".
Программа направлена на достижение трех главных целей:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения муниципального образования "Город Калуга" качественными отечественными продовольственными товарами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития сельской кооперации;
- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечении доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т.ч. на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства.
2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.
3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2009-2012 годах в 3 этапа:
1-й этап - 2009 год - закрепление положительных тенденций в развитии сельского хозяйства, достигнутых в результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в муниципальном образовании "Город Калуга", создание предпосылок для решения имеющихся системных проблем, развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
2-й этап - 2010-2011 годы - стабилизация и создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения муниципального образования;
3-й этап - 2012 годы - устойчивое развитие сельского хозяйства, организация эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе.
4. Система основных мероприятий Программы
Система основных мероприятий программы делится на 2 блока:
Блок 1 - мероприятия, осуществляемые за счет средств сельскохозяйственных предприятий, инвесторов, использования кредитных ресурсов, без привлечения бюджетных ассигнований;
Блок 2 - мероприятия, осуществляемые за счет привлечения финансовых средств бюджетов всех уровней.
Блок 1
4.1 Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:
- стимулирование развития рынка молока;
- стимулирование развития рынка мяса;
- стимулирование развития рынка яиц;
- стимулирование развития рынка овощей;
- стимулирование развития рынка картофеля;
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей муниципального образования.
Основными задачами данного направления являются:
- развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
- увеличение доли высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке;
- сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию;
- динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности;
- создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сбыту сельскохозяйственной продукции.
Дефицит информации о рыночной конъюнктуре, потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий реализуемой продукции, недостаток, а порой отсутствие мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции приводит к реализации продукции по низким ценам.
Кроме того, для сельскохозяйственных предприятий овощеводческого направления крупным конкурентом на рынке овощной продукции в городе Калуге является овощной оптовый рынок на правом берегу реки Оки. Большой ассортимент продукции, расфасовка мелкими партиями, умеренные цены на овощную продукцию привлекают калужан. Противостоять такому конкуренту способен только потребительский торговый кооператив, созданный на основе объединения сельхозтоваропроизводителей.
Главная цель деятельности кооператива - не максимизация прибыли, а обслуживание экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижение определенных выгод для своих членов.
Члены кооператива ведут самостоятельную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в рамках своих хозяйств, а функции по реализации продукции для снижения затрат и получения дополнительных доходов передаются кооперативу. Для реализации переданных кооперативу функций его члены формируют паевой фонд за счет денежных или иных взносов и ежегодно вносят членские взносы.
Кооперирование сельхозтоваропроизводителей позволяет им устоять в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и решать проблемы повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
К тому же проведение выставок, ярмарок и конкурсов, направленных на продвижение продукции сельхозтоваропроизводителей муниципального образования "Город Калуга" на сельскохозяйственные рынки, является одним из мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса муниципального образования.
4.1.1. Стимулирование развития рынка молока
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка молока является повышение конкурентоспособности молочной продукции местных товаропроизводителей для замещения на городском рынке молочной продукции, ввозимой из других районов, обеспечения импортозамещения данного вида сельскохозяйственной продукции.
Достижение поставленной цели обеспечивается:
- решением задач повышения качества и наращивания объемов производства молочной продукции;
- использованием конкурентных преимуществ поставщиков молока - сырья для перерабатывающей промышленности;
- привлечением потенциальных поставщиков молока и молочной продукции к выполнению муниципальных заказов;
- повышением уровня рентабельности производства за счет привлечения инвестиций;
- стимулированием создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
4.1.2. Стимулирование развития рынка мяса
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка мяса является повышение конкурентоспособности мясной продукции местных товаропроизводителей для замещения на внутригородском рынке мясной продукции, ввозимой из других районов области и регионов, обеспечения импортозамещения на внутригородском рынке.
Достижение поставленной цели будет обеспечено:
- решением задач повышения качества и наращивания объемов производства мясной продукции местных товаропроизводителей;
- организацией на территории муниципального образования "Город Калуга" сети сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов и сельскохозяйственных рынков;
- поддержанием уровня рентабельности производства мясной продукции за счет привлечения инвестиций.
4.1.3. Стимулирование развития рынка яйца
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка яиц является стабилизация рынка яиц и повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями муниципального образования "Город Калуга"
Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
- увеличение поголовья птицы кросс яйценоского направления;
- повышение яйценоскости курицы-несушки;
- осуществление мероприятий по реконструкции и обновлению оборудования птичников;
- осуществление комплекса мер по обеспечению поголовья птицы кормами собственного производства (производство собственного зернофуража, строительство кормоцеха).
4.1.4. Стимулирование развития рынка овощей
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка овощей является повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей муниципального образования "Город Калуга" на внутригородском рынке, рынках областного центра и соседних регионов.
Достижение поставленной цели обеспечивается:
- решением задач наращивания объемов производства и повышения качества овощей открытого и защищенного грунта, выращиваемых сельскохозяйственными предприятиями муниципального образования "Город Калуга";
- повышением активности участия сельскохозяйственных предприятий поставщиков овощей в государственных и муниципальных конкурсных заказах;
- кооперированием товаропроизводителей овощей;
- созданием материально-технической базы для хранения овощей, их первичной и последующей (промышленной) переработки, транспортной доставки и реализации, а также перехода на круглогодичные поставки этого вида продукции на рынки областного центра и других регионов;
- поддержанием уровня рентабельности производства овощей.
4.1.5. Стимулирование развития рынка картофеля
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка картофеля является повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутригородском рынке, рынках областного центра и города Москвы, а также в соседних регионах.
Достижение поставленной цели обеспечивается:
- решением задач наращивания объемов производства и повышения качества выращиваемого местными товаропроизводителями картофеля;
- повышением активности участия потенциальных поставщиков картофеля в государственных и муниципальных конкурсных заказах;
- кооперированием товаропроизводителей картофеля;
- созданием материально-технической базы для хранения, первичной и последующей (промышленной) переработки, транспортной доставки и реализации, а также перехода на круглогодичные поставки этого вида продукции на рынки города Москвы и областного центра;
- поддержанием уровня рентабельности его реализации.
Блок 2
4.2 Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему риску, чем промышленность, транспорт или сфера услуг. Неэквивалентность товарообмена продукции сельского хозяйства и промышленности является сдерживающим фактором инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства.
В ближайшей перспективе необходимо сохранить положительные тенденции привлечения инвестиционного капитала в развитие сельскохозяйственной отрасли. С целью повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании "Город Калуга" реализуются комплексные мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, созданию условий для реализации продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
В целях более эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по созданию системы сбыта и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, поддержке почвенного плодородия, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
4.3 Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельскохозяйственном производстве муниципального образования "Город Калуга". Средняя рентабельность производства сельскохозяйственной продукции достигнет уровня 10,5 процентов, при этом доля убыточных хозяйств не превысит 14 процентов.
4.4 Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства
Приоритетной отраслью сельского хозяйства в муниципальном образовании "Город Калуга" является животноводство, что обусловлено ростом спроса на высококачественную, экологически чистую натуральную продукцию.
Меры государственной поддержки и развития рынков животноводческой продукции будут способствовать росту производственного потенциала данной отрасли сельскохозяйственного производства.
Меры государственной поддержки на 2009-2012 годы направлены на стабилизацию поголовья в молочном животноводстве. Реализация этих мер не только позволит увеличить производство молока и мяса, но и будет способствовать сохранению традиционного уклада жизни, обеспечению повышения уровня доходов на селе.
В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий, направленных на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных как за счет совершенствования качеств разводимых в муниципальном образовании "Город Калуга" пород, так и за счет ввоза племенного скота из других регионов России и из-за пределов Российской Федерации (в т.ч. голштинской, симментальской, швицкой пород и мясной породы шароле). К 2012 году удельный вес племенного скота в общем поголовье возрастет до 19,4%.
Производство молока во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется увеличить до 8900 тонн, что составит 111,3 процента по отношению к 2008 году. Объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году достигнет 1720 тонн и превысит уровень 2008 года на 20,3%.
Мероприятия по племенному животноводству обеспечат доступ к покупке племенного скота хозяйствам, занимающимся товарным производством животноводческой продукции.
Государственная поддержка из областного бюджета осуществляется в виде субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования "Город Калуга":
- на возмещение части затрат на приобретение семени быков-производителей;
- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота.
Кроме того, реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
4.5. Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий.
Основными направлениями, обеспечивающими устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Город Калуга", являются: развитие малых форм хозяйствования на селе, повышение уровня и качества жизни сельского населения. Данные направления включают в себя реализацию следующих мероприятий:
- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
На долю личных подсобных хозяйств приходится почти половина производства всей валовой сельскохозяйственной продукции, и в динамике за последние 3 года наметилась тенденция снижения ее производства коллективными хозяйствами и увеличение доли производства хозяйствами населения.
Таблица 2
Производство
основных видов сельскохозяйственной продукции
всеми категориями хозяйств в динамике
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||||
Произведено (Т) |
% в общем объеме |
Произведено (Т) |
% в общем объеме |
Произведено (Т) |
% в общем объеме |
Произведено (Т) |
% в общем объеме |
|
Картофель | ||||||||
Все категории хозяйств |
21053 |
100,0 |
17346 |
100,0 |
20798 |
100,0 |
24716 |
100 |
в т.ч. сельхозпредприят. |
1385 |
6,5 |
930 |
5,4 |
1019 |
4,9 |
774 |
3,1 |
хозяйства населения |
19668 |
93,5 |
16416 |
94,6 |
19779 |
95,1 |
23937 |
96,9 |
Овощи | ||||||||
Все категории хозяйств |
20631 |
100,0 |
17333 |
100,0 |
21193 |
100,0 |
19213 |
100,0 |
в т.ч. сельхозпредприят. |
8450 |
40,9 |
6422 |
37,0 |
9601 |
45,3 |
7610 |
39,6 |
хозяйства населения |
12175 |
59,1 |
10911 |
63,0 |
11592 |
54,7 |
11603 |
60,4 |
Молоко | ||||||||
Все категории хозяйств |
9794 |
100,0 |
9781 |
100,0 |
8591 |
100,0 |
7529 |
100 |
в т.ч. сельхозпредприят. |
6558 |
66,9 |
6681 |
68,3 |
5934 |
69,0 |
4960 |
65,9 |
хозяйства населения |
3236 |
33,1 |
3100 |
31,7 |
2657 |
31,0 |
2569 |
34,1 |
Мясо (скот и птица на убой в живом весе) | ||||||||
Все категории хозяйств |
1900 |
100,0 |
1644 |
100,0 |
1469 |
100,0 |
1330 |
100,0 |
в т.ч. сельхозпредприят. |
790 |
41,5 |
663 |
40,3 |
652 |
44,4 |
564 |
42,4 |
хозяйства населения |
1110 |
58,5 |
981 |
59,7 |
817 |
55,6 |
766 |
57,6 |
Более 90% объема картофеля, более 50% объемов овощей и мяса в муниципальном образовании "Город Калуга" производится личными подсобными хозяйствами, садоводами и огородниками, причем по производству картофеля прослеживается тенденция увеличения объемов производства.
Объемы производства молока и мяса хозяйствами населения ежегодно снижаются в результате сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
Таблица 3
Численность
поголовья скота во всех категориях хозяйств в динамике
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
|||
Численность поголовья (гол) |
% в общем погол. |
Численность поголовья (гол) |
% в общем погол. |
Численность поголовья (гол) |
%в общем погол. |
|
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств |
5558 |
100,0 |
4287 |
100,0 |
3929 |
100 |
в т .ч. в сельхозпредприятиях |
4506 |
81,1 |
3515 |
82,0 |
3224 |
82,0 |
в личных подсобных хозяйствах |
1052 |
18,9 |
772 |
18,0 |
705 |
18,0 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств |
2569 |
100,0 |
1868 |
100,0 |
1655 |
100 |
в т .ч. в сельхозпредприятиях |
1850 |
72,0 |
1380 |
73,9 |
1202 |
72,6 |
в личных подсобных хозяйствах |
719 |
28,0 |
488 |
26,1 |
453 |
27,4 |
За 3 последних года поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств сократилось на 1592 головы или на 17,1%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях на 1147 голов или на 14,6%, в хозяйствах населения - на 445 голов или на 36,6%. Темпы снижения поголовья скота в личных подсобных хозяйствах выше на 22%, чем в коллективных хозяйствах.
Сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства играют важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения.
Самообеспечение личных подсобных хозяйств, садоводов и огородников продуктами, выращенными и произведенными в своем хозяйстве и на своем дачном участке, а также реализация излишков продукции является дополнительным источником доходов семейного бюджета, способствует нормализации жизни и снятию социальной напряженности в обществе.
Личные подсобные хозяйства обеспечивают сохранение сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
Целями осуществления мероприятий по созданию условий для развития малых форм хозяйствования на селе являются:
- рост производства продукции, производимой малыми формами хозяйствования;
- рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами;
- рост объемов оказываемых услуг и выполняемых работ создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей будут решаться следующие задачи:
- создание условий для обеспечения доступности личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации;
- создание и развитие функционирующей сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для динамичного роста доходов сельского населения.
Предполагается осуществлять государственную поддержку предоставлением субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (снабженческим, сбытовым, перерабатывающим, обслуживающим, в том числе кредитным), созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления за счет средств федерального бюджета устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за счет средств областного бюджета - постановлением Правительства Калужской области от 04.05.2006 N 116 в части софинансирования данного направления.
Кроме того, субсидии за счет средств областного бюджета будут направляться гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 07.04.2003 N 84.
Мероприятия, источники финансирования затрат с разбивкой по годам, ожидаемые результаты отражены в таблице 4.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 30 сентября 2011 г. N 220-п в таблицу 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
Таблица 4
Система
основных мероприятий Программы
финансируемых из бюджетов всех уровней
5. Ресурсное обеспечение целевой Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета муниципального образования "Город Калуга".
Предполагается, что финансирование мероприятий из федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в объемах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по направлениям и в порядках, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с Программой "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" в объемах, установленных областным законом на очередной финансовый год и плановый период, в порядках, утверждаемых Правительством Калужской области или уполномоченным органом.
Программа направлена на стимулирование привлечения в сельское хозяйство муниципального образования "Город Калуга" внебюджетных средств: частных инвестиций, кредитов коммерческих банков, средств сельскохозяйственных организаций и иных не запрещенных законом источников.
Таблица 5
Объемы и источники
финансирования мероприятий программы
тыс. рублей
Источник финансирования |
Объем финансирован на 2009-2012 годы |
В том числе по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Областной бюджет |
43078,0 |
16666,0 |
9124,0 |
9604,0 |
7684,0 |
Федеральный бюджет (*) |
61010,0 |
16300,0 |
16215,0 |
16240,0 |
12255,0 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
3775,0 |
350,0 |
385,0 |
1480,0 |
1560,0 |
Итого |
107863,0 |
33316,0 |
25724,0 |
27324,0 |
21499,0 |
(*) Объемы финансовых средств из федерального, областного и бюджета муниципального образования "Город Калуга", выделяемые сельскохозяйственным предприятиям муниципального образования "Город Калуга" до 2012 года на мероприятия программы, уточняются после принятия Федерального закона о Федеральном бюджете, Закона Калужской области об областном бюджете, постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый и плановый периоды.
На достижение целевых показателей реализации Программы могут повлиять риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов социально-экономических проблем, имеющихся не только в аграрном секторе области, но и в целом в Российской Федерации.
В качестве основных факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность реализации Программы, рассматриваются следующие риски:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят выйти на устойчивый темп развития агропромышленного комплекса области, тем самым усилят зависимость дальнейшего развития от государственных инвестиций;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами.
Вышеотмеченные риски могут привести к снижению качественных и количественных прогнозируемых показателей и основных целевых индикаторов программы, что потребует их корректировки.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Городской Управой города Калуги.
Министерство сельского хозяйства Калужской области заключает с муниципальным образованием "Город Калуга" соглашение об участии в реализации программы с целью эффективного использования средств федерального и областного бюджетов, направляемых на ресурсное обеспечение программы и достижения конечных результатов, предусмотренных программой, и иных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие АПК.
Субъектами права на получение государственной поддержки из федерального и областного бюджетов являются юридические лица, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории муниципального образования "Город Калуга", а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Субъектами права на получение средств из бюджета муниципального образования "Город Калуга" являются сельскохозяйственные организации, расположенные на территории муниципального образования "Город Калуга".
7. Организация управления муниципальной целевой
Программой и контроль за ее выполнением
Организация управления программой осуществляется заказчиком программы - Городской Управой (исполнительно-распорядительным органом) городского округа "Город Калуга".
Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" координирует реализацию программы и осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий в соответствии с действующим порядком реализации муниципальных целевых программ.
<< Назад |
Приложение >> N 1. |
|
Содержание Постановление Городской Думы г. Калуги от 19 ноября 2008 г. N 158 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.