Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Доступное жилье в Калужской области"
на 2006-2010 гг.
Подпрограмма
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и техническая
реновация жилищного фонда" областной целевой программы
"Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 гг.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Калужской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов. В целом по Калужской области (по состоянию на 1 января 2006 г.) износ котельных составлял 67%, сетей водопровода - 51%, сетей канализации - 56%, тепловых сетей - 68%, электрических сетей - 69%, водопроводных насосных станций - 63%, канализационных насосных станций - 35%, очистных сооружений водопровода - 54%, очистных сооружений канализации - 50%, трансформаторных подстанций - 70%.
По данным ООО "Калужский областной водоканал", общий износ сетей водопровода, эксплуатируемых организациями составляет 83,0%, канализационных сетей - 78%, канализационных насосных станций - 75%.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным потребностям в них. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Износ тепловых сетей составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий за последние 10 лет выросло примерно в 5 раз, потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Сложившаяся ситуация в подавляющем большинстве случаев вынуждает вновь строящиеся и реконструируемые котельные "привязывать" к существующим изношенным тепловым сетям.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 25% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения Калужской области питьевой водой нормативного качества. Поверхностные воды отличаются высокой степенью загрязнения. Уровень микробиологических загрязнений достигает величин, превышающих значение ПДК. В настоящее время технология водоподготовки на действующих водоочистных сооружениях не всегда может обеспечивать требуемое качество питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 50% перегружены, 38% эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры позволит:
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Калужской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- уменьшить объемы ветхого и аварийного жилищного фонда;
- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 150 млрд. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса, обеспечивающей привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время около 4,0% населения Калужской области проживает в ветхих и аварийных домах. В целом по области по официальным данным общая площадь таких домов по состоянию на начало 2005 года составляет 1 528,9 тыс. кв. метров, что составляет 6,6% от общей площади жилищного фонда области.
Одной из критических проблем жилищного хозяйства является также необходимость реконструкции жилой застройки, в первую очередь жилых домов первых массовых серий, физический и в большей мере моральный износ которых требует их реконструкции в ближайшие 5-10 лет во избежание полного выбытия этой части жилищного фонда.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- техническая реновация жилищного фонда;
- создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом;
- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
- привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Мероприятия подпрограммы будут реализованы в 2006-2010 гг. в 2 этапа:
первый этап - 2006-2007 годы;
второй этап - 2008-2010 годы.
На первом этапе программы большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы, финансируется за счет бюджетных средств. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты следующие результаты:
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55%;
- увеличение доли средств внебюджетных источников до 20% общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
- увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 15% общего количества организаций коммунального комплекса.
В рамках второго этапа реализации подпрограммы финансирование за счет бюджетных средств будет предоставляться только при условии реализации на территории муниципального образования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 45 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет средств внебюджетных источников.
В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты следующие результаты:
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50%;
- увеличение доли средств внебюджетных источников до 50% общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
- увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 30% общего количества организаций коммунального комплекса.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают осуществление мер государственной поддержки проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Средства областного бюджета будут направляться на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках межбюджетных отношений после заключения государственным заказчиком подпрограммы соглашения с муниципальным образованиями при условии, что и в местном бюджете предусмотрены средства на реализацию подпрограммы.
Право на финансирование за счет средств областного бюджета получат проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, повышение качества предоставляемых услуг.
Приоритет будет отдан модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с более высоким уровнем износа.
Проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры могут включать строительство отдельных объектов, связанных в первую очередь с решением экологических задач, например, мусороперерабатывающих заводов.
В целях создания условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом будет реализован комплекс соответствующих мероприятий.
В рамках мероприятий по технической реабилитации жилищного фонда в целях отработки архитектурно-планировочных и конструктивных решений, а также вопросов организации работ и взаимодействия с нанимателями и собственниками жилых помещений будет реализован пилотный проект в микрорайоне преимущественной застройки жилыми домами первых массовых серий индустриального домостроения "Черемушки" Октябрьского округа г. Калуги.
По итогам проведенных мероприятий будет принято решение о дальнейшем плане мероприятий по технической реновации жилищного фонда области.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы представлен в разделе 4 Программы.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
В рамках подпрограммы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет средств:
- федерального бюджета;
- областного бюджета;
- внебюджетных источников.
Объемы финансирования по годам и источникам представлены в разделе 5 Программы.
1. Для исполнения Программы будут привлекаться средства подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области ежегодно в установленном порядке представляет государственному заказчику федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы заявки на участие в конкурсном отборе проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Калужской области.
Проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также муниципальные образования должны удовлетворять требованиям подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы.
Условиями для участия муниципального образования в реализации мероприятий подпрограммы в части оказания финансовой помощи также являются:
- наличие программы муниципального образования, предусматривающей мероприятия, направленные на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в период реализации подпрограммы, а также на привлечение средств внебюджетных источников;
- представление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет бюджетных средств проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (указываются основные параметры проекта, в том числе примерный общий бюджет проекта, размеры требуемой бюджетной поддержки, предлагаемые объемы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы и сроки реализации указанных проектов);
- представление письменных обязательств муниципального образования по финансированию предлагаемых проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- выполненные обязательства по реализуемым проектам и подтвержденные муниципальным образованием намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство и управление реализацией подпрограммы.
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора области от 02.02.2005 N 33.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры;
- доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса;
- доля жилищного фонда, управляемого частными управляющими компаниями;
- доля жилищного фонда, управляемого ТСЖ;
- доля жилищного фонда, управляемого способом непосредственного управления;
- доля жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета;
- доля прибыльных предприятий в ЖКХ;
- уровень заработной платы на предприятиях ЖКХ и показатель текучести рабочих кадров.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 60 процентов (2004 год) до 50 процентов;
- рост доли средств внебюджетных источников, направляемых на модернизацию коммунальной инфраструктуры, с 12 процентов (2004 год) до 50 процентов;
- повышение качества и надежности коммунальных услуг;
- улучшение экологической ситуации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
- создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности подпрограммы представлена в приложении N 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.