Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к областной целевой программе
"Доступное жилье в Калужской области"
на 2006-2010 гг.
Подпрограмма
"Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и государственная
поддержка работников бюджетной сферы при улучшении жилищных
условий" областной целевой программы "Доступное жилье
в Калужской области" на 2006-2010 гг.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В условиях демографического кризиса и кризиса семейных ценностей особую значимость приобретает деятельность государственных органов по сохранению и укреплению многодетных семей. С одной стороны, высокая рождаемость в них способствует воспроизводству населения и выживанию нации. С другой стороны, именно в многодетной семье, где существуют здоровые внутрисемейные отношения, дети и взрослые по-настоящему осознают ценность семейной жизни, становятся более восприимчивыми к проблемам других людей. У детей из многодетных семей на более раннем этапе проявляется стремление к самообеспечению, они более самостоятельны, чем дети из семей с одним или двумя детьми.
В Калужской области наметилась устойчивая тенденция сокращения количества многодетных семей. В 1989 году в области насчитывалось 13 тыс. многодетных семей, на 1 января 2000 года - 7,3 тыс.; на 1 января 2005 года - 4,9 тыс.; на 1 января 2006 года - 4,2 тыс. многодетных семей, из них остро нуждающихся в улучшении жилищных условий - 982 семьи.
В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений семейной политики Калужской области является всесторонняя поддержка и установление дополнительных социальных гарантий многодетным семьям.
Законом Калужской области "О статусе многодетной семьи и мерах ее социальной поддержки" за счет средств областного бюджета многодетным семьям предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% их стоимости, выплачиваются пособия многодетным семьям, имеющим четырех и более детей, в размере 600 рублей в месяц на ребенка. За достойное воспитание детей многодетные родители поощряются областной наградой "Признательность" и получают единовременное вознаграждение к ней в размере 5 тыс. рублей.
Анализ показывает, что для многодетных семей наиболее острой является жилищная проблема. В адрес Губернатора области и в органы государственной власти ежегодно поступают более 30 обращений многодетных родителей о выделении средств на строительство либо приобретение жилья.
По данным органов местного самоуправления области, 25% многодетных семей области нуждаются в улучшении жилищных условий. Некоторые из этих семей проживают в условиях, требующих срочного вмешательства, так как вопрос предоставления жилья таким семьям становится вопросом сохранения самой семьи, предотвращения внутрисемейных конфликтов и иных негативных явлений. Половина многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - это семьи с 3-мя детьми, с 4-мя детьми - 13,5%, с 5-ю детьми - 5%, с 6-ю детьми - 1,7%, семей, с 7-ю и большим количеством детей - 29 семей (2,1 %).
В настоящее время в 363 приемных семьях, созданных во всех муниципальных образованиях Калужской области, воспитываются 609 приемных детей, из них 80 семей - многодетные, в том числе 3 семьи воспитывают более 10 детей.
170 приемных детей не имеют закрепленного жилого помещения, 135 детей не могут вернуться в жилые помещения, где ранее проживали, так как жилье пришло в негодность, сгорело или требует капитального ремонта.
30% приемных семей проживают в стесненных условиях, имеют удовлетворительные жилищные условия.
В органы опеки и попечительства муниципальных образований Калужской области часто обращаются молодые семьи, желающие взять на воспитание детей, но не имеющие нормальных жилищно-бытовых условий.
За последние 10 лет в области открылись более 10 новых детских домов. Выпускники данных учреждений имеют множество проблем, связанных с адаптацией к самостоятельной жизни. Очень острыми для них являются проблемы социализации в обществе, получения жилья, создания собственной семьи. Многие из этих проблем могут быть решены автоматически, если ребенок воспитывается в семье.
Учитывая значительное сокращение масштабов нового строительства муниципального жилья и недоступность для большинства многодетных и приемных семей действующих механизмов обеспечения граждан жильем, в том числе ипотечных жилищных кредитов, из-за низкой материальной обеспеченности, возникает необходимость формирования и развития механизмов обеспечения жильем многодетных и приемных семей в Калужской области.
Одной из острых проблем в регионе остается обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. В связи с тем, что в муниципальных образованиях области отсутствует свободный жилой фонд, а строительство муниципального жилья не ведется, в 2005 году был принят Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение", который предусматривает выделение денежных средств на эти цели из областного бюджета в виде субсидий. Во исполнение указанного Закона в 2006 году было принято постановление Правительства Калужской области от 13 марта 2006 года N 50 "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, субсидии на приобретение жилого помещения и определения ее размера". На реализацию Закона в областном бюджете на 2006 год утверждена сумма в размере 10 млн. рублей. Этих средств хватит на приобретение жилья 10-15 детям-сиротам и детям, оставшихся# без попечения родителей, не имеющим закрепленного помещения. Очередь на 01.05.2006 года составляет 267 человек. Многие из очередников в настоящее время закончили обучение, вернулись из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, имеют свои семьи. Включение данной категории лиц в подпрограмму позволит в кратчайшие сроки решить жилищную проблему для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимость улучшения социальной защищенности работников бюджетной сферы и закрепления квалифицированных кадров в составе бюджетных учреждений системы образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления области, обусловила создание системы государственной поддержки данной категории граждан при улучшении жилищных условий.
Указанные проблемы носят комплексный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение долгосрочного периода, поэтому при решении требуют программно-целевого подхода.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются формирование и развитие механизмов обеспечения жильем многодетных семей и семей, принимающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и на усыновление; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также механизмов государственной поддержки работников бюджетной сферы при улучшении жилищных условий.
Для достижения указанных целей необходимо в рамках подпрограммы решить следующие задачи:
1. Разработать систему нормативных правовых актов, направленных на создание механизмов обеспечения жильем многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания государственной поддержки работникам бюджетной сферы при улучшении жилищных условий.
2. Создать эффективную систему формирования жилищного фонда области путем участия уполномоченной Правительством области организации в строительстве, долевом строительстве, приобретении жилья.
3. Сформировать финансовые и организационные механизмы обеспечения жильем многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания государственной поддержки работникам бюджетной сферы при улучшении жилищных условий.
4. Создать эффективную систему управления реализацией подпрограммы.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
Добровольность участия в подпрограмме.
Эффективное и целевое использование бюджетных средств.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2006-2010 гг. В этот период будет произведено формирование механизма обеспечения жильем многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка правового, организационного и финансового механизмов подпрограммы и форм взаимодействия исполнителей подпрограммы. Будут созданы механизмы оказания государственной поддержки работникам бюджетной сферы Калужской области при улучшении жилищных условий.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают формирование и развитие системы обеспечения жильем многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также государственной поддержки работников бюджетной сферы при улучшении жилищных условий.
Перечень основных мероприятий по реализации программы приведен в разделе 4 Программы.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования подпрограммы являются средства областного бюджета.
Объемы финансирования подпрограммы на 2006-2010 гг. приведены в разделе 5 Программы.
В целях реализации исполнительных механизмов подпрограммы планируется предоставление государственных гарантий Калужской области по заимствованиям, осуществляемым в целях приобретения, строительства, долевого строительства жилья уполномоченной Правительством Калужской области организацией в размере 2 227 903,32 тыс. рублей, в том числе:
в 2007 году - 935011,61 тыс. рублей
в 2008 году - 1142891,71 тыс. рублей
в 2009 году - 150000,0 тыс. рублей
За счет средств областного бюджета по указанным заимствованиям уполномоченной Правительством Калужской области организации предполагается в полном объеме возмещать затраты на уплату процентов по соответствующим кредитам.
Конкретные объемы средств областного бюджета, направляемых на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, и объемы государственных гарантий Калужской области будут зависеть от сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок по кредитам и других факторов. При обосновании размера расходов на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам учитывались следующие прогнозные показатели рыночной процентной ставки по этим кредитам: в 2007 году - 12%, в 2008 году - 11% и в 2009 году - 10%.
6. Механизмы реализации подпрограммы
6.1. Участники подпрограммы
Участниками подпрограммы являются:
один из членов многодетной или приемной семьи (при этом остальные члены семьи теряют право на участие в подпрограмме), согласный с условиями подпрограммы и подавший заявление по установленной форме, в случае признания многодетной или приемной семьи соответствующей условиям участия в подпрограмме в установленном порядке;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений;
семьи (супруг, супруга и их несовершеннолетние дети), в которых хотя бы один из супругов является работником бюджетной сферы не менее пяти лет.
Порядок ведения учета многодетных, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с порядком формирования соответствующей очереди определяется Правительством Калужской области.
6.2. Механизмы реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает формирование жилищного фонда Калужской области, в том числе малоэтажного, и последующее предоставление многодетным, приемным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилья по договорам социального найма.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения составляет:
- для семьи численностью 2 человека (1 родитель и приемный ребенок) - 42 кв. м;
- для семьи численностью 3 человека и более, включающей помимо супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на каждого члена семьи;
- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с учетом нормы предоставления жилого помещения, установленной законодательством.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при формировании жилищного фонда Калужской области и последующего предоставления соответствующих жилых помещений многодетным, приемным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, будут задействованы механизмы непосредственного участия в строительстве, долевом строительстве и приобретении жилья уполномоченной Правительством области организации.
При этом предполагается осуществлять поддержку уполномоченной Правительством области организации путем предоставления государственных гарантий области по заимствованиям, осуществляемых в целях жилищного строительства, а также возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели.
Порядок предоставления государственных гарантий Калужской области по заимствованиям, осуществляемым уполномоченной Правительством области организацией в целях жилищного строительства, а также порядок и условия возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели, устанавливаются Правительством Калужской области.
Механизмы государственной поддержки семей работников бюджетной сферы Калужской области будут реализованы в порядке, определяемом Правительством Калужской области.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство и управление реализацией подпрограммы.
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора области от 02.02.2005 N 33.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств бюджетов всех уровней будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления жилья из жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма.
Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- количество многодетных семей, обеспеченных жильем из жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма;
- количество приемных семей, обеспеченных жильем из жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма;
- доля многодетных семей, обеспеченных жильем из жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма, в общем количестве многодетных семей, нуждающихся в решении жилищной проблемы;
- доля приемных семей, обеспеченных жильем из жилищного фонда Калужской области по договорам социального найма, в общем количестве приемных семей, нуждающихся в решении жилищной проблемы;
- количество работников организаций бюджетной сферы Калужской области, улучшивших свои жилищные условия в рамках подпрограммы.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2006-2010 годах:
- обеспечить жильем:
- 982 многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- 267 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 109 приемных семей;
- увеличить количество семей, которые могут взять на воспитание и усыновить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем снятия с таких семей ограничений (при отсутствии собственного жилого помещения) для принятия ребенка в семью;
- повысить эффективность работы по профилактике негативных явлений в многодетных семьях;
- укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;
- улучшить демографическую ситуацию в области.
Реализация подпрограммы позволит повысить мотивацию работников бюджетной сферы Калужской области, создать эффективные механизмы закрепления квалифицированных кадров в бюджетной сфере Калужской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.