Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минобразования РФ
от 13 января 2003 г. N 28
Инструкция
о порядке рассмотрения заявок, проведения экспертизы и выдачи рекомендательного знака Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 (с изменениями), приказом Минобразования России от 16.12.2002 N 4399 и иными нормативными документами Минобразования России и является основным документом, содержащим определения, понятия и правила государственной научно-технической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.
1.2. Обеспечение независимой и объективной государственной научно-технической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения осуществляет Федеральный экспертный совет по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения Минобразования России (далее - ФЭС), который возглавляется президиумом.
1.3. Свою деятельность ФЭС осуществляет в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минобразования России от 13.01.2003 N 28.
1.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности ФЭС осуществляет базовая организация Министерства образования Российской Федерации. Возложение функций по организационно-техническому обеспечению деятельности ФЭС на базовую организацию оформляется приказом Минобразования России.
1.5. Государственной научно-технической экспертизе подлежит учебная техника, приборы и оборудование учебно-научного назначения, выпускаемые серийно, подготавливаемые к серийному производству и предназначенные для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и уровня образования.
2. Основные определения
2.1. Государственная научно-техническая экспертиза учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения - это регламентированный, установленными Минобразованием России правилами, процесс исследования экспертами технического решения, научной, методической, познавательной, педагогической ценности представленного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения в сопоставлении с другими аналогичными и альтернативными образцами учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения; анализа технической документации, завершающийся итоговым заключением о соответствии представленных документов или образцов нормативным и современным требованиям системы образования и основанием для выдачи рекомендательного знака Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения (далее - рекомендательный знак).
2.2. Учебная техника - технические и наглядные средства обучения, применяемые в учебном процессе при проведении занятий по определенной тематике, группе дисциплин, отдельной дисциплине или ее части. Учебная техника включает в себя технические средства обучения и контроля знаний, демонстрационную учебную технику, средства автоматизации учебной техники, лабораторную учебную технику и оборудование для практикума, учебные тренажеры, развивающие игровые средства (в том числе электронные), наглядные средства обучения и пособия, сервисное оборудование и учебную технику общего назначения.
2.3. Технические средства обучения и контроля знаний - часть учебной техники, представляющая собой совокупность предметов и устройств, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую или контролирующую функции в процессе обучения.
2.4. Демонстрационная учебная техника - часть учебной техники, предназначенная для демонстрации изучаемого объекта или явления одновременно группе обучаемых и обладающая свойствами, которые позволяют видеть предмет и/или демонстрируемые явления.
2.5. Средства автоматизации учебной техники - часть учебной техники, использующая для большей эффективности процесса обучения и устранения рутинных операций обучаемого, компьютерные и микропроцессорные средства сбора и обработки информации.
2.6. Учебные тренажеры - часть учебной техники, применяемая в процессе обучения для отработки профессиональных навыков.
2.7. Лабораторная учебная техника - часть учебной техники, применяемой при проведении лабораторных и практических занятий.
2.8. Развивающие игровые средства (в том числе электронные) - часть учебной техники, предназначенная для развивающей познавательной деятельности детей.
2.9. Наглядные средства обучения и пособия - часть учебной техники, представляющая собой экранно-звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели, муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук, анимацию и кинестику.
2.10. Сервисное оборудование - вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для удобства применения и эксплуатации учебной техники и/или преподавания.
2.11. Учебная техника общего назначения - технические и компьютерные средства (в том числе контрольно-измерительная аппаратура и оборудование общелабораторного назначения), учебная специализированная мебель.
3. Общие требования к учебной технике, приборам, оборудованию учебно-научного назначения, представляемым на экспертизу
3.1. Для дошкольного образования; начального, основного, среднего общего образования; начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования должны осуществляться разработка, производство и использование учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, обеспечивающих цели и задачи учебного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными программами и планами, содержанием курса или предмета, для которого они предназначены.
3.2. Учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны отличаться высоким научно-техническим уровнем, качеством исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, безопасностью в применении, наглядностью.
3.3. Учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны соответствовать современным методическим, техническим и психолого-педагогическим требованиям, а также нормам безопасности, обеспечивать творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в соответствующей области.
3.4. При необходимости учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны использовать современные информационные технологии для упрощения сбора и обработки экспериментальных результатов для более наглядного представления и предъявления информации, иметь возможность доступа к внешним информационным ресурсам.
3.5. Вся учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны быть снабжены эксплуатационной документацией (технической инструкцией и паспортом), а также методическими указаниями по применению в образовательном процессе.
4. Порядок подачи заявки на выдачу рекомендательного знака
4.1. Для решения вопроса о присвоении учебной технике, приборам, оборудованию учебно-научного назначения рекомендательного знака разработчик, производитель или автор (далее - заявитель) направляют материалы и документы в адрес ФЭС.
4.2. На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:
заявление на имя председателя ФЭС;
сопроводительное письмо от заявителя за подписью руководителя организации, где дается краткая аннотация, указываются назначение и область применения учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, их место в учебном процессе, соответствие учебным планам и отведенному учебному времени для их использования, а также технические характеристики, дидактические особенности, данные о педагогической, методической и технической новизне;
цветная фотография представляемого образца размером 11х17 см;
сведения о предполагаемом внедрении в производство и учебный процесс, а также предполагаемая программа выпуска на ближайшие три-пять лет.
образец изделия в упаковке для конечного потребителя (по дополнительному запросу ФЭС);
комплект сопроводительной, пользовательской документации, а именно: техническое задание, технические условия, паспорт изделия, программно-методическое обеспечение (по дополнительному запросу ФЭС).
Заявление на выдачу рекомендательного знака представляется в трех экземплярах. Первый экземпляр регистрируется секретариатом ФЭС путем присвоения кода базы данных, регистрационного номера и даты поступления. Второй экземпляр заявления с приложением представленных заявителем материалов передается секретариатом в уполномоченную организацию. Третий экземпляр зарегистрированного заявления возвращается заявителю в качестве справки о приеме заявления к рассмотрению.
4.3. ФЭС и его исполнительный орган (секретариат) имеют право запросить дополнительную информацию для проведения более объективной экспертизы.
5. Критерии и содержание экспертизы
Государственная научно-техническая экспертиза учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения проводится с целью определить:
соответствие учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, виду проведения занятий, учебной дисциплине или ее части;
соответствие образовательным стандартам общего среднего, начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования;
качество методической проработанности, качество технического исполнения, наглядность и физичность представления явления, простота понимания обучаемым и т.д.;
техническое совершенство образца, соответствие его заявленным техническим, эргономическим и педагогическим требованиям, а также требованиям безопасности, экологии и возрастной физиологии.
6. Процедура проведения экспертизы
6.1. Проведение экспертизы организуется базовой организацией в два этапа.
На первом этапе проводится методическая (содержательная) экспертиза конкретного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения, составляется экспертное заключение N 1, в котором дается анализ методической (содержательной) ценности рассматриваемого образца, соответствие его государственным образовательным стандартам, целесообразность использования его в тех или иных образовательных учреждениях.
Методическая (содержательная) экспертиза конкретного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения, проводится экспертами, привлеченными на договорной основе.
Экспертное заключение N 1 рассматривается и утверждается президиумом ФЭС.
6.2. При наличии положительного экспертного заключения N 1 по первому этапу экспертизы секретариат ФЭС совместно с базовой организацией осуществляет техническую экспертизу с привлечением специализированных испытательных лабораторий (организаций).
6.3. Техническая экспертиза заключается в проведении следующих вид
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.