Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к комплексной методике
проведения ежегодного
антикоррупционного мониторинга
Примерный гид
проведения неформализованных
интервью с государственными служащими
Цели и задачи проведения интервью
Интервьюеру: Этот раздел приводится для Вашего сведения. При необходимости его содержание можно частично или даже полностью пересказать интервьюируемому для повышения уровня его мотивированности на интервью.
Целью проведения интервью с представителями органов государственной власти и управления является выявление проблем этих органов, представлений чиновников о связи этих проблем с коррупцией, понимания ими коррупции, связанных с ней проблем развития государства, бизнеса и общества, а также возможностей антикоррупционной деятельности государства, бизнеса и общества.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения интервью необходимо решить следующие основные задачи:
1. Описать понимание чиновниками коррупции и взяточничества как социальных явлений.
2. Описать практику бытовой, деловой, а по возможности и верхушечной коррупции с позиций чиновников.
3. Выявить, каковы зоны открытости в обсуждениях коррупции, каковы для бизнесменов запретные сюжеты и темы в этой сфере.
4. Выявить представления чиновниками о своих возможностях и возможностях государственных структур, бизнеса и структур гражданского общества в противостоянии коррупции.
5. Выявить представления чиновников о том, каковы должны быть действия власти, эффективные для борьбы с коррупцией.
Мотивировка интервьюера для проведения интервью
Интервьюеру: Этот раздел необходимо зачитать интервьюируемому, лучше всего наизусть, перед началом интервью, в частности, перед включением диктофона.
В ходе интервью рекомендуется ориентироваться на то, как и в какой последовательности передает Вам информацию интервьюер. Не обязательно задавать все вопросы гида, более желательно, чтобы сам интервьюируемый на них отвечал в той последовательности, которая для него является более логичной. Поэтому не следует стремиться задавать вопросы именно в той последовательности, которая приведена в гиде. Но желательно следить за тем, какие вопросы остаются не затронутыми в ходе интервью, и пытаться получить от интервьюируемого ответы на них.
Это не прокурорское расследование, нас не интересуют конкретные имена, названия организаций, даты совершения тех или иных действий и т.п. Сведения, которые Вы можете сообщить мне, будут строго конфиденциальными, в полном объеме текст интервью прочту только я, возможно, мой помощник и руководитель нашего исследования. Публиковаться будет только отчет об этом исследовании. А в этом отчете об исследовании будут использованы только безличные формулировки, возможно, с некоторыми Вашими удачными примерами, и обобщения анализа всего массива собранных сведений.
Мы пытаемся максимально объективно и максимально полно описать реальную ситуацию во взаимоотношениях власти и бизнеса, условия, в которых работает бизнес, и методы, которые он использует для решения своих проблем. Для этого мы обращаемся к тем, кто сам занят бизнесом или постоянно связан с ним и готов достаточно полно и по возможности объективно описать эту ситуацию, условия и методы, используемые бизнесом, на основе в первую очередь своего опыта и опыта тех своих знакомых, кому можно доверять.
Нам рекомендовали Вас как одного из тех, кто может сообщить нам такого рода информацию. Поэтому мы и обратились к Вам.
Вы не будете возражать, если я запишу нашу беседу на диктофон, чтобы потом ее еще раз прослушать и составить запись в текстовом виде?
1. Самопредставление интервьюируемого и его карьеры
1. Не могли бы немного рассказать о себе? Это только для меня, для лучшего понимания Ваших позиций и оценок. В результатах нашего исследования эти сведения будут представлены только в обобщенном виде.
Интервьюеру: Желательно выяснить, а затем включить в стенограмму как минимум пол, примерный возраст и образование (уровень: высшее или среднее, а также его характер: физическое, математическое, техническое, естественно-научное, гуманитарное, педагогическое и т.п.) интервьюируемого. Соответствующие вопросы лучше не задавать, а постараться, чтобы эти сведения интервьюируемый сообщил самостоятельно.
2. Как Вы пришли в органы власти и управления? Когда примерно это было? Откуда Вы пришли в органы власти и управления?
3. Чем Вы занимались в органах власти и управления? На каких должностях?
4. Работали ли Вы в бизнесе? Если работали, то в каком, чем Вы занимались? Почему Вы ушли в бизнес, а потом вернулись в органы власти и управления?
2. Цели профессиональной деятельности
1. Как бы Вы сформулировали цели деятельности Вашего органа власти и управления?
2. Из каких источников Вам известны эти цели? Или Вы сформулировали эти цели самостоятельно?
Интервьюеру: Такими источниками информации о целях деятельности организации могут быть, в частности, следующие:
Конституция Российской Федерации
Федеральное законодательство РФ (в том числе Указы Президента РФ)
Устав Калужской области
Законодательство Калужской области
Положение об органе государственной власти
Должностные регламенты
Личное общение с непосредственным начальством
Устное или неофициальное общение с руководством организации
Коллеги, знакомые, друзья
Личное мнение и опыт интервьюируемого и т.п.
3. Насколько точно и полно определяют эти цели Вашу профессиональную деятельность?
4. В какой мере Вы руководствуетесь этими целями в своей профессиональной деятельности?
5. Насколько начальство обеспечивает Вас ресурсами, необходимыми для реализации целей Вашей профессиональной деятельности? Если обеспечивает не полностью, то что Вы предпринимаете?
3. Профессиональная деятельность интервьюируемого
1. Какими видами деятельности занимается орган власти и управления, в котором Вы сейчас работаете?
Интервьюеру: Желательно выяснить, в частности, занимается ли орган власти и управления, в основном, решением финансовых вопросов, регулированием тех или иных сфер деятельности, финансовым контролем, нефинансовым контролем, оказанием каких-то услуг бизнесу или гражданам, правоохранительной деятельностью и т.п. Необходимо выяснить, какому уровню управления принадлежит орган, в котором работает интервьюируемый: федеральному, региональному или местному.
2. Поясните, пожалуйста, из каких основных операций состоит процесс осуществления каждого вида деятельности, которые Вы указали?
3. Не бывает ли в деятельности Вашего органа власти и управления выполнения одновременно взаимно противоречивых функций? Например, расходования бюджета и контроля его исполнения, осуществления властных полномочий и предоставления услуг, фискальных и правоохранительных функций и т.п.?
4. Какой в настоящий период является Ваша должность? Чем Вы занимаетесь?
Интервьюеру: Желательно выяснить, в частности, занят ли чиновник, в основном, решением финансовых вопросов, регулированием тех или иных сфер деятельности, финансовым контролем, нефинансовым контролем, оказанием каких-то услуг бизнесу или гражданам, правоохранительной деятельностью и т.п. Желательно также выяснить, какому уровню управления принадлежит должность интервьюируемого: руководитель или заместитель руководителя организации, руководитель департамента, отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист и т.п.
5. Насколько точно определен порядок Вашей деятельности? Он описан в законах, инструкциях, распоряжениях начальства?
6. Не могли бы Вы сформулировать основные критерии принятия решений, которые находятся в Вашей компетенции? Кем или в каких документах они определены?
7. Насколько Вы свободны в принятии решений по тем или иным делам? Насколько эти решения зависят именно от Вашей воли? Приведите примеры.
8. Насколько точно соблюдаете Вы в своей профессиональной деятельности сроки принятия тех или иных решений? Почему сроки могут не соблюдаться?
4. Характер взаимодействия в связи с профессиональной деятельностью
1. Как бы Вы могли охарактеризовать Ваши взаимоотношения с начальством? С коллегами по работе? Насколько они Вас удовлетворяют?
2. Если у Вас возникают проблемы в Вашей профессиональной деятельности, когда Вы обращаетесь к начальству за советом или помощью? Когда к коллегам? Или каким-то иным консультантам?
3. С кем Вам приходится постоянно или периодически контактировать при исполнении Вами служебных обязанностей: с представителями госструктур, частного бизнеса, негосударственных или общественных организаций, с гражданами? Какого рода вопросы необходимо Вам решать в ходе этих контактов?
4. Чем Вас привлекает Ваша работа? Что, наоборот, в ней непривлекательно для Вас?
5. Не думали ли Вы уйти с государственной службы? Почему? Если думали, то чем бы Вы хотели заняться? Насколько реально это сделать?
5. Критерии профессиональной деятельности
1. Существуют ли какие-то критерии оценки Вашей профессиональной деятельности? Насколько они известны Вам? Чем руководствуется начальство, оценивая Вашу деятельность?
2. Насколько регулярно контролируется Ваша деятельность? Это делает Ваш непосредственный начальник, или какая-то специальная структура, служба?
3. Насколько регулярно проверяется отчетная информация, предоставляемая Вами начальству? Насколько целесообразно, по Вашему мнению, такая регулярность? Устраивает ли она Вас? Почему?
4. Что контролируется в Вашей профессиональной деятельности: достижение целей, выполнение текущих поручений, сам процесс Вашей профессиональной деятельности или все перечисленное? Насколько целесообразен такой контроль? Устраивает ли он Вас?
6. Заработная плата чиновника
1. Насколько, по Вашему мнению, оплата Вашего труда зависит от достижения поставленных перед Вами целей профессиональной деятельности?
2. Каковы критерии определения Вашей зарплаты? Насколько Вы считаете эти критерии справедливыми для себя?
3. Не могли бы Вы сообщить, какой является Ваша заработная плата, включая все надбавки, сейчас? Насколько Вы считаете эту заработную плату справедливой для себя? Почему?
4. Какую зарплату для себя Вы бы считали справедливой при сохранении всех Ваших льгот и привилегий?
5. А какую зарплату Вы бы считали справедливой для себя, если бы все Ваши льготы и привилегии были замены денежными выплатами? Т.е. Вам бы пришлось за все платить из своих доходов?
6. Насколько Вы удовлетворены проведенным повышением зарплат чиновников? Почему?
7. Что, кроме зарплаты, способно Вас стимулировать в Вашей профессиональной деятельности? Почему?
7. Взаимодействие с гражданами и юридическими лицами
1. А насколько точно соблюдаются сроки принятия решений в Вашем органе власти и управления? А как обычно поступают с теми заявителями, которые утверждают, что их просьба нуждается в чрезвычайно срочной обработке? Можно ли реально ускорить процесс принятия их решений? Что нужно сделать для этого?
2. Почему тогда Ваш орган власти и управления не работает в таком ускоренном режиме постоянно? Почему?
3. Заинтересованы ли Вы ускорить принятие зависящих от Вас решений? Почему?
4. Открыт или закрыт перечень документов, подлежащих истребованию от граждан и юридических лиц? Почему, как Вы думаете?
5. Как Вы думаете, нет ли противоречий между требованиями, которые налагаются Вашим органом власти и управления с требованиями других таких же органов и ведомств? Если есть, то в чем они заключаются? Можно ли от таких противоречий избавиться? Почему?
6. Предоставляет ли Ваш орган власти и управления какие-то услуги гражданам? Юридическим лицам? Какие это услуги?
7. Эти услуги предоставляются за плату или бесплатны? Доступна ли эта плата для граждан и юридических лиц?
8. Насколько граждане и юридические лица удовлетворены уровнем предоставления услуг Вашим органом власти? Не возникает ли у них необходимость как-то обеспечивать более быстрое или более качественное выполнение этих услуг? Если возникает, то как они это делают?
9. Существуют ли у Вашего органа власти и управления подведомственные сети, организации? Чем они занимаются?
10. Входит ли в компетенцию подведомственных сетей взаимодействие с гражданами или юридическими лицами? В этих взаимодействиях реализуются государственные или муниципальные полномочия? А услуги за плату предоставляются или бесплатно?
11. Возможны ли ситуации навязывания услуг гражданам и юридическим лицам при осуществлении той или иной операции, функции Вашим органом власти или подведомственными сетями?
8. Коррупциогенные сферы государственного управления
1. Входит ли в компетенцию Вашего ведомства разработка нормативных правовых актов?
2. Какие нормативные правовые акты определяют порядок реализации этого полномочия? Насколько точно и полно определен этот порядок в Вашем органе власти и управления?
3. Возможны ли случаи принятия решений в Вашем органе власти и управления в интересах отдельных лиц или организаций? Какого рода бывают такие решения? Насколько это известно в коллективе Вашей организации? Как в нем относятся к таким случаям? Как им противодействуют? Или противодействия не бывает?
Интервьюеру: К таким случаям может относиться принятие решений на конкурсах, закупках, об аренде помещений, отводе земельных участков, распределении подрядов для выполнения целевых государственных программ и т.п. Желательно выяснить, бывают ли такие случаи в организации, где работает интервьюируемый, и как он такие случаи оценивает.
4. Бывали ли случаи обращения граждан с жалобами на коррупцию служащих Вашего органа власти и управления? На какие действия служащих жаловались граждане? Какими были реакции на такие обращения граждан?
5. Бывали ли случаи обращения юридических лиц с жалобами на коррупцию служащих Вашего органа власти и управления? Что это были за юридические лица? На какие действия служащих жаловались эти юридические лица? Какими были реакции на такие обращения этих юридических лиц?
6. Организует ли Ваш орган власти и управления государственные закупки, конкурсы на выполнения работ, предоставления услуг?
7. Какими нормативно-правовыми документами руководствуется Ваш орган власти и управления при проведении таких закупок и конкурсов?
8. Кто является инициатором таких закупок и конкурсов? Кто и на основании чего решает, как и в какой форме их проводить?
9. Опишите, пожалуйста, основные этапы проведения таких закупок и конкурсов.
10. Что обычно предпринимается, когда нет ни одной заявки на закупки или на конкурс?
11. Как определяются победители? Т.е. как принимаются решения о том, с кем будет заключен контракт на закупки или реализацию работ, услуг по конкурсу?
12. Насколько справедливы решения о победителях? Насколько точно соблюдаются нормы законов при их определении? Не возникают ли здесь явления коррупции, например, когда победитель известен заранее? Как и кто им противодействует?
13. Какие федеральные целевые программы реализует Ваш орган власти и управления?
14. Был ли Ваш орган власти и управления инициатором какой-либо федеральной целевой программы? Если был, то какой была процедура такого инициирования? Кто был заинтересован в реализации такой федеральной целевой программы и почему?
15. Насколько реализация этих федеральных целевых программ соответствует интересам региона, государства в целом? Не возникают ли в инициировании федеральных целевых программ явления коррупции? Какие именно? Как и кто им противодействует?
16. Как определяются объемы финансирования этих целевых программ? Как эти финансы поступают в регион? Как они распределяются?
17. По каким процедурам происходит реализация федеральных целевых программ в регионе? Насколько эффективно реализуются эти федеральные целевые программы? Не возникают ли в этой реализации явления коррупции? Какие именно? Как и кто им противодействует?
18. Бывали ли в Вашем органе власти и управления ситуации, когда у какого-то чиновника сталкивались интересы службы и личные, например, в отношении какого-то бизнеса, в котором работают его родственники? Принято ли в таких ситуациях информировать начальство о складывающейся ситуации? Если принято, то что обычно происходит потом? Насколько такие ситуации, по Вашему мнению, связаны с коррупцией?
9. Участие органов власти и управления в политике
1. Приходилось ли Вам участвовать в политических кампаниях? На выборах, в частности? В каком качестве?
Интервьюеру: Обычно называемые примеры политических кампаний:
- Выборы.
- Смена назначаемых должностных лиц с помощью административной процедуры.
- Формирование имиджа региона или его руководителя.
- Поддержка политической партии или движения.
2. Каким образом осуществляется финансирование кандидатов на выборах или других политических кампаний? Какова в этом финансировании роль органов власти и управления?
3. Как Вы понимаете, что такое "административный ресурс" на выборах или в других политических кампаниях? Насколько законно его применение? Насколько оно распространено? Имеете ли Вы какой-то личный опыт использования "административного ресурса" в политике?
10. Понимание коррупции: определение, формы во власти
и бизнесе, откуда берется, каковы последствия
1. Скажите, пожалуйста, как бы Вы описали, что такое коррупция? Каковы ее основные признаки?
Интервьюеру: Одним из наиболее кратких и достаточно точных определений коррупции является такой: коррупция - это использование служебного положения для достижения личных корыстных целей.
2. Как бы Вы объяснили, в чем может состоять корысть чиновника в общении с бизнесменами или гражданами? Насколько распространены корыстные мотивы действий чиновников в Вашем органе власти и управления? В области? В России?
3. Коррупция - это только взятки или она бывает в других видах? Приведите, пожалуйста, примеры коррупции, каких-то коррупционных действий, не связанных непосредственно с взятками.
Интервьюеру: Понятие коррупции шире понятия взятки. В частности, к коррупции следует относить распоряжение чиновниками бюджетными деньгами в своих интересах, формирование преступных сообществ, распределяющих между собой бюджетные деньги, предназначенные, например, на выплату пенсий, пособий и т.п. К коррупции следует относить также принятие чиновниками государственных решений, предоставляющих необоснованные льготы тем или иным представителям частного бизнеса, использование этих льгот таким бизнесом для нечестной конкуренции и т.п.
4. Как Вы понимаете, что такое взятка? Приведите, пожалуйста, примеры взяток.
Интервьюеру: Понятие взятки относится к взаимоотношениям граждан и чиновников. Взятка включает получение чиновником в связи с его служебным положением денег, ценных бумаг, подарков, каких-то 'услуг или выгод, выходящих за рамки служебного вознаграждения чиновника, за его действия и бездействие в пользу лица, дающего взятку, в пользу его бизнеса и т.п.
5. Можете ли Вы привести примеры взяток, которые не являются получением денег? Какие формы принимают такие взятки?
6. В каких случаях бизнесу в области чаще всего приходится давать взятки? Можете ли назвать, в каких размерах? В каких случаях можно обойтись без взяток? Есть ли сферы взаимодействия власти и бизнеса, в которых практически не бывает взяток?
7. Кто обычно бывает инициаторо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.