Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калужской области от 12 февраля 2016 г. N 89 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 29 июня 2009 г. N 250
Стратегия
социально-экономического развития Калужской области
до 2030 года
13 июля 2012 г., 26 августа 2014 г., 12 февраля 2016 г., 25 мая 2017 г.
"Человек - центр инвестиций"
Преамбула
Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года и распоряжением Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года N 47-р "О стратегии социально-экономического развития Калужской области".
В Стратегии учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Стратегия обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом Калужской области от 20.10.2004 N 362-ОЗ "О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы", и переход к новому этапу развития - "Человек - центр инвестиций".
В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет достигнуто достойное качество жизни населения, улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, комплексная реабилитация и учет интересов людей с ограниченными возможностями, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества.
Одним их потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.
Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе.
В соответствии с поставленной целью в Стратегии предложены:
характеристика стратегических приоритетов социально-экономического развития с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;
пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным образованиям области (приложение N 1);
этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
инструменты и формы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей стратегии - приоритетные проекты (приложение N 2);
показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области.
Обоснование выбора стратегических приоритетов изложено в приложении N 3 к Стратегии.
Цели и приоритеты Стратегии
Главная цель стратегического развития Калужской области состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития.
Исходя из перспектив социально-экономического развития области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предлагается следующая система стратегических приоритетов для Калужской области:
1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов".
2. Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области.
3. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области.
Стратегия будет реализовываться в три этапа:
1 этап: 2009 - 2013 гг. - акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений. Подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала области.
2 этап: 2014 - 2019 гг. - осуществляется концентрация человеческих ресурсов на территории и системная работа с качеством среды. Отдельные элементы инновационной инфраструктуры используются для системного девелопмента среды.
3 этап: 2020 - 2030 гг. - предусматривается опора на комбинацию инновационных, человеческих и средовых ресурсов территории, образующих каркас для эффективного развития пространственно организованных сетей социально-экономической активности.
Характеристика стратегических приоритетов
1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий
на основе нового "пакета ресурсов"
Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые необходимо решать областному уровню власти. В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к росту качества человеческого капитала, созданию качественной среды проживания и деятельности.
Калужская область имеет неплохие стартовые возможности для реализации задач пространственного развития. Прежде всего, это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров на фазе индустриально-промышленного роста.
Вместе с тем, задачи пространственного развития лежат преимущественно в контексте усилий по созданию "новой экономики" области - направленной на системный девелопмент земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.
Стратегический расчет на "новое расселение" означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое - в силу своих компетенций и требований к качеству жизни - способно существенно повысить конкурентоспособность региона в целом. Успешность привлечения на территорию области новых жителей также будет зависеть от присутствия на этой территории "московских переселенцев" - сначала в качестве владельцев "вторых домов проживания", а в более долгосрочной перспективе - постоянных жителей региона.
Приоритетными в этой связи территориями являются, на первом этапе, северо-восточные и центральные районы области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский).
Порядок работы с пространственными и земельными ресурсами должен включать несколько последовательных и взаимообусловленных этапов:
1. Уточнение схем территориального планирования с учетом процессов:
аутсорсинга и технологической модернизации (на период до 5 - 15 лет),
расселения московской агломерации (на период до 5 - 25 лет),
формирования новой схемы туристического освоения территории с участием субъектов - соседей;
перспектив развития агропромышленного кластера (использование земель сельхозназначения и т.д.).
2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.
3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства (в низких, средних и высоких ценовых нишах).
4. Частно-государственная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса как для новых районов расселения, так и для "старожильческих" зон с применением эффективных технических решений, которые предлагаются областным инновационным сектором.
5. Поддержка современной гуманитарной инфраструктуры (образовательной, информационной, спортивной, медицинской, рекреационной), соразмерной со стандартами качества жизни в урбанизированной среде. При этом приоритет пространственной организации и комплексного развития территорий может считаться ключевым для достижения стратегической цели роста качества жизни и фактически является "зонтиком" для остальных социально-экономических компонентов качественного роста - здравоохранения, образования, социального обеспечения, экологии, безопасности и т.д.
Разработка и реализация проектов комплексного развития территории, включающих развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и жилой среды, согласно современным требованиям и стандартам наиболее эффективно осуществляется с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Базовыми принципами такого механизма являются:
- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом, а также при участии федерального центра;
- принцип конкурсной поддержки государством проектов комплексного развития территорий;
- принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности.
Фактически, в рамках приоритетного проекта на период в 6 - 7 лет начинает создаваться межотраслевой сектор территориального развития и жизнеобеспечения, включающий строительство и комплексное развитие территорий, который в перспективе 12 - 15 лет будет сопоставим с промышленно-технологическим сектором экономики по доле в валовом региональном продукте (далее - ВРП).
2. Создание инновационной инфраструктуры
Целью работы с областной инновационной инфраструктурой на первом этапе реализации стратегии должно стать преодоление рассогласований ее отдельных элементов. И, как результат, последующее обустройство инновационно-внедренческого процесса в его целостности: от генерации идеи, апробации ее в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта.
В Калужской области имеются предпосылки для создания в ближайшие 5-7 лет инновационной инфраструктуры, ориентированной на развитие этой территории. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопряженность всех существующих элементов инновационной инфраструктуры, пока слабо связанных и действующих разрозненно, по следующим направлениям:
Система подготовки квалифицированных кадров:
- создание Регионального университетского округа и университетских комплексов, обеспечивающих тесную связь образования с наукой и производством;
- активное привлечение молодых исследователей к научным исследованиям и инновационным разработкам;
- формирования привлекательной среды жизни в "ядрах" инновационной активности.
Система генерации нового знания и создания новых технологий, система производственно-технологической поддержки:
- формирование территорий инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала;
- обеспечение кооперации между различными предприятиями, налаживание горизонтальных связей через совместные проекты;
- формирование благоприятной институционально-правовой среды, в первую очередь обеспечение охраны, использования и коммерциализации результатов инновационной деятельности.
Система информационного обеспечения:
- формирование новой эффективной системы статистического учета инновационного роста региона, работающей на регулярной основе;
- развитие центров трансфера технологий;
создание центров оказания консалтинговых услуг для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационного банка данных Калужской области, издание каталогов инновационной продукции;
- проведение и участие в венчурных и инвестиционных ярмарках (новые технологии и продукты), конкурсах инновационных проектов;
- использование возможностей межрегиональной кооперации и международного научно-технического сотрудничества, т.е. развитие горизонтальных связей;
Система управления инновационной деятельностью (координация и регулирование развития инновационной деятельности), система экспертизы программ и проектов, система сертификации:
- запуск механизмов частно-государственного партнерства;
- совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство;
- создание правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов;
- организация взаимодействия органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления для развития инновационной деятельности.
Система финансово-экономического обеспечения:
- развитие системы областных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая частно-государственные фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
- софинансирование инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг;
- участие в федеральных программах, подготовка областных программ инновационного развития;
- привлечение внешних, в том числе иностранных инвестиций.
Система продвижения на рынок наукоемкой продукции:
- поиск локальных рынков высокотехнологичной продукции инновационного сектора;
- поддержка объединений предпринимателей;
- формирование системы распространения лучшей практики деятельности предпринимателей;
- формирование и развитие бизнес-инкубаторов на базе ведущих предприятий Калужской области, обеспечивающих процесс зарождения, начального роста и дальнейшего развития субъектов инновационной деятельности;
- использование создаваемых промышленных парков в качестве экспериментальных площадок переход высоких технологий в низко- и средне-технологичные производства;
- общая поддержка развития малого и среднего инновационного бизнеса.
Для этого требуется уже на первом этапе начать подготовку нового поколения инновационных менеджеров и создавать коммуникационные площадки (экспозиции, выставки, ярмарки, форумы инвесторов и т.д.) для "встречи" всех заинтересованных сторон инновационного процесса.
Как указано в подразделе "Перспективы инновационного развития" раздела "Стратегические перспективы социально-экономического развития Калужской области" приложения N 3, приоритетными направлениями инновационного развития для Калужской области с учетом "целевых рынков" являются:
- производство новых (в том числе производственных и строительных) материалов;
- биотехнологии (технологии живых систем) и фармацевтика как ядро нового кластера биотехнологий, фармацевтики, медицинских услуг;
- ядерные технологии (национальный приоритет) и радиомедицина;
- информационные технологии.
Абзац сорок первый утратил силу.
См. текст абзаца сорок первого
3. Поддержка развития кластеров
Промышленность Калужской области останется ближайшие 5 - 10 лет основным источником накопления ресурсного потенциала региона. Эффективность использования этого ресурса для долгосрочных целей зависит от способа организации промышленной структуры и степени ее влияния на территориальную проекцию развития.
Для Калужской области это означает, что на ее территории должна развиваться действительно конкурентоспособная экономика. Наиболее предпочтительными, с точки зрения развития региона, являются те производства, которые не разрушают среду, а используют ее потенциал. При этом показатели конкурентоспособности будут зависеть не столько от стандартных макроэкономических показателей, сколько от состояния среды жизни и качества человеческого капитала. Такие - нетрадиционные в рамках обычных экономических показателей - результаты могут быть достигнуты при условии формирования и запуска пространственно организованных кластеров. Это, по сути, экономическая оболочка накопления человеческих и средовых возможностей, которые являются универсальным ресурсом для реализации самого широкого диапазона территориальных целей.
На момент разработки и утверждения Стратегии на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Тем не менее, на территории существуют предпосылки формирования сетевых экономических сообществ, которые при соответствующей организационной и правовой поддержке могли бы в ближайшее время превратиться в точку кристаллизации хозяйственной активности, существенной для достижения общих целей территориального развития.
Наилучшие перспективы на территории Калужской области имеются для формирования следующих потенциальных кластеров, подробная информация о которых изложена в приложения N 1:
- кластер жизнеобеспечения и развития среды;
- автостроительный кластер;
- образовательный кластер;
- транспортно-логистический кластер;
- агропищевой кластер;
- кластер биотехнологий, фармацевтики, медицинских услуг;
- туристско-рекреационный кластер.
Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам области (заштрихованные ячейки показывают возможную локализацию организаций, входящих в кластер, на территории муниципальных образований) представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам области
Наряду с вновь образуемыми кластерами на значительной части территории области сохранится существующая экономическая специализация.
Этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов
Первый этап (2009 - 2013 гг.)
Содержание деятельности первого этапа связано с переходом от преимущественно промышленного развития к развитию на основе капитализации среды и подготовке к привлечению на территорию области новых человеческих потоков.
"Окно возможностей" промышленно-технологического направления будет постепенно сужаться, поскольку вступают в действие факторы истощения ресурсов (кадровых, инфраструктурных, и т.д.). На рубеже 2012 - 2013 гг. возможен экономический спад, связанный с исчерпанием факторов привлекательности для стандартного аутсорсинга.
Тренд "нового расселения" (сегмент территориального развития и жизнеобеспечения), напротив, имеет на этом этапе очень узкое окно возможностей - процесс еще не достигает зрелости и массовости.
Аналогичная ситуация и с инновационным потенциалом, который на первом этапе не имеет востребованности со стороны сложившихся региональных и макрорегиональных рынков. Области применения инновационных разработок в низко- и среднетехнологичных областях еще слишком узки и не набрали необходимой институциональной и коммерческой массы.
Малый и средний бизнес еще недостаточно активен для роли заказчика на оба перспективных направления развития. Однако на этом этапе исключительно важным является описание и распространение позитивного опыта как на базе существующих центров образования и консалтинга, так и через механизмы практики и стажировки в организациях, лидерах регионального и межрегионального уровня.
Основные "субъекты развития" территории на данном этапе - это новые предприятия с участием иностранного капитала и старопромышленные предприятия, интегрированные с государственными корпорациями или работающие по госзаказу.
Одновременно формируется следующий эшелон лидеров: коммерческие организации, занимающиеся развитием и дизайном среды, малый и средний инновационный бизнес, консалтинговые, торговые, туристические фирмы и т.д.
На рубеже первого и второго этапов необходим "маневр ресурсами", позволяющий избежать стагнации промышленного роста и обеспечить перевод индустриальной линии в линии инновационно-индустриальную и средовую.
Для достижения стратегических приоритетов требуется на первом этапе реализации стратегии начать осуществление ряда крупных прорывных проектов или мегапроектов, подробное описание которых изложено в приложении N 2.
Основные цели приоритетных проектов:
- "Региональный университет", цель проекта - развитие областной инновационной инфраструктуры и создание коммуникационной, научно-исследовательской, производственной и учебной площадки для развития высокотехнологичного сектора экономики;
- "Центр прикладного образования", цель проекта - увеличение предложения квалифицированных трудовых ресурсов в ключевых профессиях и в растущих секторах экономики области, предоставление высококачественного профессионального образования, соответствующего потребностям коммерческих организаций;
- "Научно-медицинский центр радиационной медицины", цель проекта - повышение качества и продолжительности жизни населения на основе реализации потенциала и инновационных наработок научных учреждений г. Обнинска;
- "Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов", цель проектов - согласование интересов власти, бизнеса и науки в сфере высоких технологий для развития областной инновационной инфраструктуры;
- "Модернизация транспортной инфраструктуры", цель проекта - рост конкурентоспособности Калужской области за счет обеспечения эффективной транспортной связи между Калужской областью и Москвой, между соседними субъектами Российской Федерации и районами области;
- "Межрегиональный туристический бренд", цель проекта - формирование межрегионального туристского бренда как эффективного механизма развития туризма в Калужской области;
- "Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций", цель проекта - поддержка уникальности традиционной народной культуры поселений Калужской области;
- "Инвестиционный форум "Историческая недвижимость", цель проекта - запуск рынка исторической недвижимости на территории Калужской области с учетом роста интереса к этому типу недвижимости как к объекту инвестиций;
- "Агентство территориального развития", цель проекта - запуск и координация на территории Калужской области процессов обустройства среды, "нового расселения" и масштабного производства инновационных технологий жизнеобеспечения;
- "Региональная агролизинговая компания", цель проекта - повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности Калужской области, усиление агропищевой специализации региона в межрегиональном разделении труда;
- "Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом", цель проекта - содействие обустройству качественно новой среды обитания через внедрение инновационных экологически ориентированных систем жизнеобеспечения;
- "Подготовка кадрового резерва управления Калужской области", цель проекта - подготовка конкурентоспособной новой профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере территориального развития и гражданской службы, способных обеспечить модернизацию и устойчивое развитие Калужской области в российском и глобальном контексте.
Каждый из предлагаемых мегапроектов на первом этапе реализации Стратегии способствует достижению соответствующих стратегических приоритетов (заштрихованные ячейки в таблице 2).
Детальная проработка приоритетных проектов будет осуществлена в документах среднесрочного планирования.
Таблица 2.
Влияние проектов на запуск стратегических приоритетов
Приоритет Проект |
Пространственная организация и комплексное развитие территорий |
Создание инновационной инфраструктуры |
Поддержка развития кластеров |
Региональный университет |
|
+ |
+ |
Центр прикладного образования |
+ |
|
+ |
Научно-медицинский центр радиационной медицины |
|
+ |
+ |
Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов |
|
+ |
|
Модернизация транспортной инфраструктуры |
+ |
|
+ |
Межрегиональный туристический бренд |
|
|
+ |
Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций |
+ |
|
+ |
Инвестиционный форум "Историческая недвижимость" |
+ |
|
|
Агентство территориального развития |
+ |
|
+ |
Региональная агролизинговая компания |
|
|
+ |
Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом" |
+ |
+ |
+ |
Подготовка кадрового резерва управления |
+ |
+ |
|
Второй этап (2014 - 2019 гг.)
Основным содержанием деятельности на втором этапе является работа по капитализации среды нового расселения, формирование пространственных кластеров в связке с инновационными разработками. Одним из приоритетов и экономических рычагов деятельности является система образовательной поддержки и распространения образцов экономической деятельности на территории.
Базовыми процессами на этом этапе становятся: "захват" потоков нового расселения из московской агломерации и создание условий для коммерциализации инновационных разработок, осуществленных в областных научных и конструкторских центрах.
"Окно возможностей" процесса "нового расселения" предельно широко в начале этапа, но начинает постепенно сужаться по мере возрастания конкуренции с соседними территориями. На рубеже 2019 - 2020 гг. можно прогнозировать кризис, обусловленный качественными изменениями в структуре "переселенцев", что будет связано с появлением новых видов транспорта и транспортных схем, а также серьезными сдвигами в структуре профессиональной и образовательной занятости. Фактор культурной идентичности может стать одним из решающих для обустройства образа и стиля жизни.
На этом фоне работы по девелопменту, территориальному дизайну и качеству инфраструктур жизнеобеспечения начинают "открываться" для инновационного сектора, который способен обеспечить их конкурентоспособность в макрорегионе.
Успешность работы с человеческими потоками и качеством среды стимулирует рост и расширение сетей кластеров - как промышленных, так и, по преимуществу, сервисных. Объем отгруженной продукции и услуг малого и среднего бизнеса становится сравнимым, а к концу этапа и превосходящим аналогичные показатели крупных предприятий. Система областного управления переходит от тактики "образцов деятельности" к частой сетке пространственных кластеров и локальных точек пространственного развития.
Фактически начинает реализовываться сценарий "Многофокусного развития", который приводит к росту основных социальных показателей. Описание сценария изложено в приложении N 3.
Третий этап (2020 - 2030 гг.)
Основным содержанием деятельности на третьем этапе реализации стратегии является создание плотной сети инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды.
Региональная экономическая сеть является основным источником роста и развития в условиях расширения московской агломерации. Использование инерции "московского процесса" является безусловным фактором, но при сохранении собственной социально-экономической и культурной (региональной) идентичности.
Базовый процесс - достижение макрорегиональной конкурентоспособности, основанной на использовании накопленных человеческих и инновационных ресурсов.
Управление реализацией Стратегии
Стратегию в ходе ее реализации необходимо корректировать с учетом этапов, а также с учетом изменения внешнего контекста развития России и новых решений, принимаемых федеральным центром.
Внесение корректив в Стратегию осуществляется ежегодно, в том числе, в виде уточнения прогноза социально-экономического развития области, внесения изменений в план мероприятий реализации Стратегии, государственные и ведомственные целевые программы.
Правительством Калужской области в целях реализации Стратегии утверждается Перечень государственных программ Калужской области.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, определяется бюджетным прогнозом Калужской области на долгосрочный период и конкретизируется в государственных и ведомственных целевых программах.
Схемы территориального планирования Калужской области и документы территориального планирования муниципальных районов и городских округов области увязываются со Стратегией.
Для решения задачи стратегического развития региона уже на первом этапе реализации Стратегии целесообразно начать переход к межотраслевым принципам управления, что повлечет за собой реформу областного управления и изменение полномочий органов исполнительной власти (далее - ОИВ). Все это позволит со временем осуществить переход к стратегическому управлению территорией.
Инструменты реализации стратегии
Инвестопроводящая система
На федеральном уровне создан ряд инструментов, призванных обеспечить поддержку мероприятий для достижения стратегических целей развития Российской Федерации на региональном уровне. Для Калужской области актуальными являются следующие:
- государственные и ведомственные целевые программы;
- особые экономические зоны технико-внедренческого, промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов;
- государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий";
- финансовая поддержка наукоградов Российской Федерации на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры;
- Инвестиционный фонд Российской Федерации;
- Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
- ОАО "Российская венчурная компания";
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие.
Частно-государственное партнерство
На областном уровне основным предметом управленческой деятельности органов исполнительной власти области в стратегическом плане являются инфраструктурные проекты. Успешность их реализации во многом зависит от эффективности использования такой институционально-правовой формы, как частно-государственное партнерство.
При реализации таких проектов государство, как правило, берет ответственность за инфраструктурные объекты (сетевые энергопередающие мощности, авто- и железные дороги, мосты, трубопроводы, инженерные сети). В рамках партнерства органы исполнительной власти могут осуществлять выделение земли, ее инженерную подготовку и обеспечение режима особого благоприятствования. При этом зоной ответственности бизнеса становится строительство производственных объектов, инновационных предприятий, складских помещений и т.д.
Реализация предложенных в стратегии приоритетных проектов (в первую очередь, проектов "Агентство территориального развития", "Региональная агролизинговая компания", "Региональный университет", "Центр прикладного образования") требует действенных механизмов частно-государственного партнерства.
Повышение эффективности управления
Повышение качества и эффективности управления состоит в эволюционном развитии системы управления Калужской области, синхронизированном с происходящими на ее территории социально-экономическими изменениями.
Первое направление деятельности по повышению качества государственного управления предполагает развитие системы стратегического планирования деятельности исполнительных органов государственной власти области. Документами регионального планирования, кроме Стратегии, является план мероприятий по реализации Стратегии и долгосрочные и ведомственные целевые программы, а также схема территориального планирования. В них выстраивается единая система целей и приоритетов по управлению развитием (стратегия) с системой конкретных мероприятий и показателей (план мероприятий по реализации Стратегии и программы), имеющих практическую пространственную проекцию по отношению к территории (схема территориального планирования). Этот комплекс документов позволит сформировать критерии оценки эффективности управления.
Второе направление деятельности по повышению качества государственного управления состоит в повышении качества бюджетной политики, что подразумевает переход к управлению по результатам и программно-целевому методу (в том числе, к системе индикаторов и целевых показателей).
Третье направление - это подготовка профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере управления, территориального развития и гражданской службы, способных обеспечить устойчивое развитие области. В рамках этого направления необходимо также активное участие области в плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов
Одним из важнейших условий успешной реализации стратегических приоритетов является оптимизация управления областного бюджета и местных бюджетов, что позволит обеспечить декларируемый на всех уровнях государственного и муниципального управления уход от отраслевого принципа.
Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от "управления затратами к управлению результатами". Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание "бюджета развития" (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития области.
Мониторинг и оценка эффективности стратегического управления
Переходом к управлению по результатам может стать разработка системы стратегических целей и показателей, оценивающих эффективность их достижения. Однако на начальном этапе работ по внедрению стратегического управления, учитывая, что оптимизация управления повлечет пересмотр структуры управления и полномочий органов исполнительной власти, показатели целесообразно распределить по стратегическим приоритетам. При оптимизации управленческой структуры они могут быть использованы для уточнения целей Правительства области и показателей эффективности их достижения.
Предлагаемые показатели позволяют проводить мониторинг реализации Стратегии и корректировать ранее принятые управленческие решения.
В таблице 3 приведены значения показателей эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области, которые необходимо пересматривать в ходе регулярного уточнения Стратегии.
Таблица 3.
Показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2007 год |
2014 год |
2020 год |
2030 год |
Пространственная организация и комплексное развитие территорий | |||||
Динамика численности населения** |
тыс. чел. |
1018,9 |
1007,5 |
1026,2 |
1028,4 |
Средняя продолжительность жизни |
лет |
66,8 |
69,9 |
72,5 |
74,2 |
Общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя |
кв. м |
23,4 |
27,6 |
30,1 |
34 |
Доля продукции малых предприятий в ВРП |
% |
15,2 |
27 |
25-30 |
32-35 |
Количество иностранных и российских туристов, прибывших на территорию Калужской области |
тыс. чел. |
212 |
2205 |
4000 |
4030 |
Создание инновационной инфраструктуры | |||||
Доля услуг в ВРП |
% |
42 |
40 |
45 |
60 |
Доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме отгруженной продукции (услуг) |
% |
4,7 |
2,7 |
12,5 |
25 |
Доля разработок, выполняемых с привлечением инвестиций, от общего числа разработок |
% |
45 |
63 |
75 |
80 |
Число зарегистрированных патентов на изобретения |
ед. |
130 |
100 |
180 |
200 |
Поддержка развития кластеров | |||||
Среднегодовая* динамика изменения валового регионального продукта |
% к пред.году |
106,1 |
105,3 |
103 |
104 |
Производительность труда в промышленности, среднегодовая (в ценах 2007 года) |
тыс. руб. |
889,4 |
2 065 |
2 470 |
3 700 |
Среднегодовые* темпы роста экспортной продукции промышленного производства |
% к пред.году |
128,7 |
117,4 |
120 |
135 |
Среднегодовая* динамика изменения доходов бюджета |
% к пред.году |
106,1 |
111,1 |
107 |
108 |
Объем инвестиций на душу населения (в ценах 2007 года) |
тыс. руб. |
34,4 |
57,2 |
64,7 |
90,5 |
Удельный вес прибыльных сельхозпроизводителей в их общем числе |
% |
73,4 |
58,4 |
80 |
92 |
Соотношение среднемесячной зарплаты и величины прожиточного минимума |
коэффициент |
3,2 |
3,8 |
4,1 |
4,9 |
* - среднегодовые значения показателей на протяжении периода, до начала следующего периода реализации Стратегии.
** - численность населения Калужской области, пересчитанная с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Показатели эффективности реализации стратегических приоритетов Калужской области предлагаются исходя из приоритетов стратегического развития области и с учетом существующих на федеральном уровне систем показателей регионального развития.
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688, от 02.05.2014 N 294, от 16.01.2015 N 15) и является основой для разработки индикаторов оценки стратегического развития региона.
абзац третий утратил силу.
См. текст абзаца третьего
Показатели достижения стратегических приоритетов предлагаются исходя из перспектив и проблем, характерных для социально-экономического развития Калужской области. Они призваны отслеживать развитие ситуации, связанной с ростом качества жизни и общим экономическим ростом, с развитием промышленности, инноваций, привлечением инвестиций и сбалансированным развитием территорий области.
Целевые показатели являются наиболее эффективным инструментом контроля за эффективностью реализации стратегии социально-экономического развития субъекта федерации, они позволяют своевременно определять отклонения от заданных параметров развития и вносить необходимые коррективы в процесс управления.
Основные понятия, используемые в Стратегии
В целях настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
Аутсорсинг - передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.
Брендирование - разработка и осуществление комплекса мероприятий, способствующих: идентификации, выделению из ряда аналогичных конкурирующих объектов, созданию долгосрочного предпочтения.
Венчурный форум - форум, проводимый для представления инновационных проектов.
Внешние факторы развития - не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации.
Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.
Девелопмент - область управления бизнесом, недвижимостью, строительством, ориентированная на увеличение стоимости объектов и приносимых ими доходов посредством учета изменяющейся ситуации, оценки рисков, использования возможностей развития, удачного вложения капитала.
Девелопер - специалист в области девелопмента.
Инжиниринг - инженерно-консультативные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области менеджмента и маркетинга.
Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных организаций и других организаций, связанных с ними, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Местная "капиллярная" автодорожная сеть - автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального района.
Микрокластер - кластер, имеющий высокую концентрацию территориального расположения, оказывающий ограниченное влияние на развитие других территорий.
Пространственно организованный кластер (пространственный кластер) - кластер, имеющий распределенное территориальное расположение, его функционирование оказывает влияние на повышение уровня развития территорий, способствует выравниванию пространственных дисбалансов.
Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.
Риски - направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Рурбанизация - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения. Население крупнейших городов переезжает в пригороды, в сельскую местность. Рурбанизация сопровождается переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности и образа жизни населения, характерных для городов.
Сценарии - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации
Тренд - основные тенденции развития; направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада.
PR-сопровождение - комплекс мероприятий по продвижению проекта, основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Потенциальные кластеры |
|
Содержание Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. N 250 "О Стратегии социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.