Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калужской области от 12 февраля 2016 г. N 89 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 29 июня 2009 г. N 250
Стратегия
социально-экономического развития Калужской области
до 2030 года
13 июля 2012 г., 26 августа 2014 г., 12 февраля 2016 г., 25 мая 2017 г.
"Человек - центр инвестиций"
Преамбула
Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года и распоряжением Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года N 47-р "О стратегии социально-экономического развития Калужской области".
В Стратегии учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Стратегия обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом Калужской области от 20.10.2004 N 362-ОЗ "О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы", и переход к новому этапу развития - "Человек - центр инвестиций".
В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет достигнуто достойное качество жизни населения, улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, комплексная реабилитация и учет интересов людей с ограниченными возможностями, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества.
Одним их потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.
Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе.
В соответствии с поставленной целью в Стратегии предложены:
характеристика стратегических приоритетов социально-экономического развития с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;
пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным образованиям области (приложение N 1);
этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
инструменты и формы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей стратегии - приоритетные проекты (приложение N 2);
показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области.
Обоснование выбора стратегических приоритетов изложено в приложении N 3 к Стратегии.
Цели и приоритеты Стратегии
Главная цель стратегического развития Калужской области состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития.
Исходя из перспектив социально-экономического развития области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предлагается следующая система стратегических приоритетов для Калужской области:
1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов".
2. Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области.
3. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области.
Стратегия будет реализовываться в три этапа:
1 этап: 2009 - 2013 гг. - акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений. Подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала области.
2 этап: 2014 - 2019 гг. - осуществляется концентрация человеческих ресурсов на территории и системная работа с качеством среды. Отдельные элементы инновационной инфраструктуры используются для системного девелопмента среды.
3 этап: 2020 - 2030 гг. - предусматривается опора на комбинацию инновационных, человеческих и средовых ресурсов территории, образующих каркас для эффективного развития пространственно организованных сетей социально-экономической активности.
Характеристика стратегических приоритетов
1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий
на основе нового "пакета ресурсов"
Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые необходимо решать областному уровню власти. В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к росту качества человеческого капитала, созданию качественной среды проживания и деятельности.
Калужская область имеет неплохие стартовые возможности для реализации задач пространственного развития. Прежде всего, это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров на фазе индустриально-промышленного роста.
Вместе с тем, задачи пространственного развития лежат преимущественно в контексте усилий по созданию "новой экономики" области - направленной на системный девелопмент земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.
Стратегический расчет на "новое расселение" означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое - в силу своих компетенций и требований к качеству жизни - способно существенно повысить конкурентоспособность региона в целом. Успешность привлечения на территорию области новых жителей также будет зависеть от присутствия на этой территории "московских переселенцев" - сначала в качестве владельцев "вторых домов проживания", а в более долгосрочной перспективе - постоянных жителей региона.
Приоритетными в этой связи территориями являются, на первом этапе, северо-восточные и центральные районы области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский).
Порядок работы с пространственными и земельными ресурсами должен включать несколько последовательных и взаимообусловленных этапов:
1. Уточнение схем территориального планирования с учетом процессов:
аутсорсинга и технологической модернизации (на период до 5 - 15 лет),
расселения московской агломерации (на период до 5 - 25 лет),
формирования новой схемы туристического освоения территории с участием субъектов - соседей;
перспектив развития агропромышленного кластера (использование земель сельхозназначения и т.д.).
2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.
3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства (в низких, средних и высоких ценовых нишах).
4. Частно-государственная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса как для новых районов расселения, так и для "старожильческих" зон с применением эффективных технических решений, которые предлагаются областным инновационным сектором.
5. Поддержка современной гуманитарной инфраструктуры (образовательной, информационной, спортивной, медицинской, рекреационной), соразмерной со стандартами качества жизни в урбанизированной среде. При этом приоритет пространственной организации и комплексного развития территорий может считаться ключевым для достижения стратегической цели роста качества жизни и фактически является "зонтиком" для остальных социально-экономических компонентов качественного роста - здравоохранения, образования, социального обеспечения, экологии, безопасности и т.д.
Разработка и реализация проектов комплексного развития территории, включающих развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и жилой среды, согласно современным требованиям и стандартам наиболее эффективно осуществляется с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Базовыми принципами такого механизма являются:
- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом, а также при участии федерального центра;
- принцип конкурсной поддержки государством проектов комплексного развития территорий;
- принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности.
Фактически, в рамках приоритетного проекта на период в 6 - 7 лет начинает создаваться межотраслевой сектор территориального развития и жизнеобеспечения, включающий строительство и комплексное развитие территорий, который в перспективе 12 - 15 лет будет сопоставим с промышленно-технологическим сектором экономики по доле в валовом региональном продукте (далее - ВРП).
2. Создание инновационной инфраструктуры
Целью работы с областной инновационной инфраструктурой на первом этапе реализации стратегии должно стать преодоление рассогласований ее отдельных элементов. И, как результат, последующее обустройство инновационно-внедренческого процесса в его целостности: от генерации идеи, апробации ее в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта.
В Калужской области имеются предпосылки для создания в ближайшие 5-7 лет инновационной инфраструктуры, ориентированной на развитие этой территории. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопряженность всех существующих элементов инновационной инфраструктуры, пока слабо связанных и действующих разрозненно, по следующим направлениям:
Система подготовки квалифицированных кадров:
- создание Регионального университетского округа и университетских комплексов, обеспечивающих тесную связь образования с наукой и производством;
- активное привлечение молодых исследователей к научным исследованиям и инновационным разработкам;
- формирования привлекательной среды жизни в "ядрах" инновационной активности.
Система генерации нового знания и создания новых технологий, система производственно-технологической поддержки:
- формирование территорий инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала;
- обеспечение кооперации между различными предприятиями, налаживание горизонтальных связей через совместные проекты;
- формирование благоприятной институционально-правовой среды, в первую очередь обеспечение охраны, использования и коммерциализации результатов инновационной деятельности.
Система информационного обеспечения:
- формирование новой эффективной системы статистического учета инновационного роста региона, работающей на регулярной основе;
- развитие центров трансфера технологий;
создание центров оказания консалтинговых услуг для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационного банка данных Калужской области, издание каталогов инновационной продукции;
- проведение и участие в венчурных и инвестиционных ярмарках (новые технологии и продукты), конкурсах инновационных проектов;
- использование возможностей межрегиональной кооперации и международного научно-технического сотрудничества, т.е. развитие горизонтальных связей;
Система управления инновационной деятельностью (координация и регулирование развития инновационной деятельности), система экспертизы программ и проектов, система сертификации:
- запуск механизмов частно-государственного партнерства;
- совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство;
- создание правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов;
- организация взаимодействия органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления для развития инновационной деятельности.
Система финансово-экономического обеспечения:
- развитие системы областных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая частно-государственные фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;
- софинансирование инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг;
- участие в федеральных программах, подготовка областных программ инновационного развития;
- привлечение внешних, в том числе иностранных инвестиций.
Система продвижения на рынок наукоемкой продукции:
- поиск локальных рынков высокотехнологичной продукции инновационного сектора;
- поддержка объединений предпринимателей;
- формирование системы распространения лучшей практики деятельности предпринимателей;
- формирование и развитие бизнес-инкубаторов на базе ведущих предприятий Калужской области, обеспечивающих процесс зарождения, начального роста и дальнейшего развития субъектов инновационной деятельности;
- использование создаваемых промышленных парков в качестве экспериментальных площадок переход высоких технологий в низко- и средне-технологичные производства;
- общая поддержка развития малого и среднего инновационного бизнеса.
Для этого требуется уже на первом этапе начать подготовку нового поколения инновационных менеджеров и создавать коммуникационные площадки (экспозиции, выставки, ярмарки, форумы инвесторов и т.д.) для "встречи" всех заинтересованных сторон инновационного процесса.
Как указано в подразделе "Перспективы инновационного развития" раздела "Стратегические перспективы социально-экономического развития Калужской области" приложения N 3, приоритетными направлениями инновационного развития для Калужской области с учетом "целевых рынков" являются:
- производство новых (в том числе производственных и строительных) материалов;
- биотехнологии (технологии живых систем) и фармацевтика как ядро нового кластера биотехнологий, фармацевтики, медицинских услуг;
- ядерные технологии (национальный приоритет) и радиомедицина;
- информационные технологии.
Абзац сорок первый утратил силу.
См. текст абзаца сорок первого
3. Поддержка развития кластеров
Промышленность Калужской области останется ближайшие 5 - 10 лет основным источником накопления ресурсного потенциала региона. Эффективность использования этого ресурса для долгосрочных целей зависит от способа организации промышленной структуры и степени ее влияния на территориальную проекцию развития.
Для Калужской области это означает, что на ее территории должна развиваться действительно конкурентоспособная экономика. Наиболее предпочтительными, с точки зрения развития региона, являются те производства, которые не разрушают среду, а используют ее потенциал. При этом показатели конкурентоспособности будут зависеть не столько от стандартных макроэкономических показателей, сколько от состояния среды жизни и качества человеческого капитала. Такие - нетрадиционные в рамках обычных экономических показателей - результаты могут быть достигнуты при условии формирования и запуска пространственно организованных кластеров. Это, по сути, экономическая оболочка накопления человеческих и средовых возможностей, которые являются универсальным ресурсом для реализации самого широкого диапазона территориальных целей.
На момент разработки и утверждения Стратегии на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Тем не менее, на территории существуют предпосылки формирования сетевых экономических сообществ, которые при соответствующей организационной и правовой поддержке могли бы в ближайшее время превратиться в точку кристаллизации хозяйственной активности, существенной для достижения общих целей территориального развития.
Наилучшие перспективы на территории Калужской области имеются для формирования следующих потенциальных кластеров, подробная информация о которых изложена в приложения N 1:
- кластер жизнеобеспечения и развития среды;
- автостроительный кластер;
- образовательный кластер;
- транспортно-логистический кластер;
- агропищевой кластер;
- кластер биотехнологий, фармацевтики, медицинских услуг;
- туристско-рекреационный кластер.
Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам области (заштрихованные ячейки показывают возможную локализацию организаций, входящих в кластер, на территории муниципальных образований) представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам области
Наряду с вновь образуемыми кластерами на значительной части территории области сохранится существующая экономическая специализация.
Этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов
Первый этап (2009 - 2013 гг.)
Содержание деятельности первого этапа связано с переходом от преимущественно промышленного развития к развитию на основе капитализации среды и подготовке к привлечению на территорию области новых человеческих потоков.
"Окно возможностей" промышленно-технологического направления будет постепенно сужаться, поскольку вступают в действие факторы истощения ресурсов (кадровых, инфраструктурных, и т.д.). На рубеже 2012 - 2013 гг. возможен экономический спад, связанный с исчерпанием факторов привлекательности для стандартного аутсорсинга.
Тренд "нового расселения" (сегмент территориального развития и жизнеобеспечения), напротив, имеет на этом этапе очень узкое окно возможностей - процесс еще не достигает зрелости и массовости.
Аналогичная ситуация и с инновационным потенциалом, который на первом этапе не имеет востребованности со стороны сложившихся региональных и макрорегиональных рынков. Области применения инновационных разработок в низко- и среднетехнологичных областях еще слишком узки и не набрали необходимой институциональной и коммерческой массы.
Малый и средний бизнес еще недостаточно активен для роли заказчика на оба перспективных направления развития. Однако на этом этапе исключительно важным является описание и распространение позитивного опыта как на базе существующих центров образования и консалтинга, так и через механизмы практики и стажировки в организациях, лидерах регионального и межрегионального уровня.
Основные "субъекты развития" территории на данном этапе - это новые предприятия с участием иностранного капитала и старопромышленные предприятия, интегрированные с государственными корпорациями или работающие по госзаказу.
Одновременно формируется следующий эшелон лидеров: коммерческие организации, занимающиеся развитием и дизайном среды, малый и средний инновационный бизнес, консалтинговые, торговые, туристические фирмы и т.д.
На рубеже первого и второго этапов необходим "маневр ресурсами", позволяющий избежать стагнации промышленного роста и обеспечить перевод индустриальной линии в линии инновационно-индустриальную и средовую.
Для достижения стратегических приоритетов требуется на первом этапе реализации стратегии начать осуществление ряда крупных прорывных проектов или мегапроектов, подробное описание которых изложено в приложении N 2.
Основные цели приоритетных проектов:
- "Региональный университет", цель проекта - развитие областной инновационной инфраструктуры и создание коммуникационной, научно-исследовательской, производственной и учебной площадки для развития высокотехнологичного сектора экономики;
- "Центр прикладного образования", цель проекта - увеличение предложения квалифицированных трудовых ресурсов в ключевых профессиях и в растущих секторах экономики области, предоставление высококачественного профессионального образования, соответствующего потребностям коммерческих организаций;
- "Научно-медицинский центр радиационной медицины", цель проекта - повышение качества и продолжительности жизни населения на основе реализации потенциала и инновационных наработок научных учреждений г. Обнинска;
- "Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов", цель проектов - согласование интересов власти, бизнеса и науки в сфере высоких технологий для развития областной инновационной инфраструктуры;
- "Модернизация транспортной инфраструктуры", цель проекта - рост конкурентоспособности Калужской области за счет обеспечения эффективной транспортной связи между Калужской областью и Москвой, между соседними субъектами Российской Федерации и районами области;
- "Межрегиональный туристический бренд", цель проекта - формирование межрегионального туристского бренда как эффективного механизма развития туризма в Калужской области;
- "Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций", цель проекта - поддержка уникальности традиционной народной культуры поселений Калужской области;
- "Инвестиционный форум "Историческая недвижимость", цель проекта - запуск рынка исторической недвижимости на территории Калужской области с учетом роста интереса к этому типу недвижимости как к объекту инвестиций;
- "Агентство территориального развития", цель проекта - запуск и координация на территории Калужской области процессов обустройства среды, "нового расселения" и масштабного производства инновационных технологий жизнеобеспечения;
- "Региональная агролизинговая компания", цель проекта - повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности Калужской области, усиление агропищевой специализации региона в межрегиональном разделении труда;
- "Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом", цель проекта - содействие обустройству качественно новой среды обитания через внедрение инновационных экологически ориентированных систем жизнеобеспечения;
- "Подготовка кадрового резерва управления Калужской области", цель проекта - подготовка конкурентоспособной новой профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере территориального развития и гражданской службы, способных обеспечить модернизацию и устойчивое развитие Калужской области в российском и глобальном контексте.
Каждый из предлагаемых мегапроектов на первом этапе реализации Стратегии способствует достижению соответствующих стратегических приоритетов (заштрихованные ячейки в таблице 2).
Детальная проработка приоритетных проектов будет осуществлена в документах среднесрочного планирования.
Таблица 2.
Влияние проектов на запуск стратегических приоритетов
Приоритет Проект |
Пространственная организация и комплексное развитие территорий |
Создание инновационной инфраструктуры |
Поддержка развития кластеров |
Региональный университет |
|
+ |
+ |
Центр прикладного образования |
+ |
|
+ |
Научно-медицинский центр радиационной медицины |
|
+ |
+ |
Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов |
|
+ |
|
Модернизация транспортной инфраструктуры |
+ |
|
+ |
Межрегиональный туристический бренд |
|
|
+ |
Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций |
+ |
|
+ |
Инвестиционный форум "Историческая недвижимость" |
+ |
|
|
Агентство территориального развития |
+ |
|
+ |
Региональная агролизинговая компания |
|
|
+ |
Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом" |
+ |
+ |
+ |
Подготовка кадрового резерва управления |
+ |
+ |
|
Второй этап (2014 - 2019 гг.)
Основным содержанием деятельности на втором этапе является работа по капитализации среды нового расселения, формирование пространственных кластеров в связке с инновационными разработками. Одним из приоритетов и экономических рычагов деятельности является система образовательной поддержки и распространения образцов экономической деятельности на территории.
Базовыми процессами на этом этапе становятся: "захват" потоков нового расселения из московской агломерации и создание условий для коммерциализации инновационных разработок, осуществленных в областных научных и конструкторских центрах.
"Окно возможностей" процесса "нового расселения" предельно широко в начале этапа, но начинает постепенно сужаться по мере возрастания конкуренции с соседними территориями. На рубеже 2019 - 2020 гг. можно прогнозировать кризис, обусловленный качественными изменениями в структуре "переселенцев", что будет связано с появлением новых видов транспорта и транспортных схем, а также серьезными сдвигами в структуре профессиональной и образовательной занятости. Фактор культурной идентичности может стать одним из решающих для обустройства образа и стиля жизни.
На этом фоне работы по девелопменту, территориальному дизайну и качеству инфраструктур жизнеобеспечения начинают "открываться" для инновационного сектора, который способен обеспечить их конкурентоспособность в макрорегионе.
Успешность работы с человеческими потоками и качеством среды стимулирует рост и расширение сетей кластеров - как промышленных, так и, по преимуществу, сервисных. Объем отгруженной продукции и услуг малого и среднего бизнеса становится сравнимым, а к концу этапа и превосходящим аналогичные показатели крупных предприятий. Система областного управления переходит от тактики "образцов деятельности" к частой сетке пространственных кластеров и локальных точек пространственного развития.
Фактически начинает реализовываться сценарий "Многофокусного развития", который приводит к росту основных социальных показателей. Описание сценария изложено в приложении N 3.
Третий этап (2020 - 2030 гг.)
Основным содержанием деятельности на третьем этапе реализации стратегии является создание плотной сети инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды.
Региональная экономическая сеть является основным источником роста и развития в условиях расширения московской агломерации. Использование инерции "московского процесса" является безусловным фактором, но при сохранении собственной социально-экономической и культурной (региональной) идентичности.
Базовый процесс - достижение макрорегиональной конкурентоспособности, основанной на использовании накопленных человеческих и инновационных ресурсов.
Управление реализацией Стратегии
Стратегию в ходе ее реализации необходимо корректировать с учетом этапов, а также с учетом изменения внешнего контекста развития России и новых решений, принимаемых федеральным центром.
Внесение корректив в Стратегию осуществляется ежегодно, в том числе, в виде уточнения прогноза социально-экономического развития области, внесения изменений в план мероприятий реализации Стратегии, государственные и ведомственные целевые программы.
Правительством Калужской области в целях реализации Стратегии утверждается Перечень государственных программ Калужской области.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, определяется бюджетным прогнозом Калужской области на долгосрочный период и конкретизируется в государственных и ведомственных целевых программах.
Схемы территориального планирования Калужской области и документы территориального планирования муниципальных районов и городских округов области увязываются со Стратегией.
Для решения задачи стратегического развития региона уже на первом этапе реализации Стратегии целесообразно начать переход к межотраслевым принципам управления, что повлечет за собой реформу областного управления и изменение полном
<< Назад |
Приложение >> N 1. Потенциальные кластеры |
|
Содержание Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. N 250 "О Стратегии социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.