Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 28 ноября 2007 г. N 157
Муниципальная целевая программа
"Развитие дошкольного образования на территории городского
округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
Паспорт
муниципальной целевой Программы
"Развитие дошкольного образования на территории городского
округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"
Наименование Муниципальная целевая Программа "Развитие
Программы дошкольного образования на территории городского
округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (далее -
Программа)
Основание для - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1
разработки "Об образовании" (с изменениями и дополнениями);
Программы - Областная целевая программа "Комплексная
программа развития системы образования в Калужской
области в 2006-2010 г.г." (подпрограмма "Развитие
системы дошкольного образования "Юный калужанин")
Заказчик Программы - Городская Управа (исполнительно-распорядительный
орган) городского округа "Город Калуга"
Разработчик Городская Управа (исполнительно-распорядительный
Программы орган) городского округа "Город Калуга"
Дата принятия Приказ Управления образования города Калуги
решения от 23.06.2006 N 370/01-02
о разработке
Программы
Основные - Управление образования города Калуги;
исполнители - управление городского хозяйства города Калуги;
мероприятий - управление архитектуры, градостроительства
Программы и земельных отношений;
- муниципальные дошкольные образовательные
учреждения города Калуги (далее - МДОУ);
- муниципальные образовательные учреждения для
детей дошкольного и младшего школьного возраста
города Калуги (далее - МОУ)
Цель Программы - Обеспечение конституционных гарантий
общедоступности дошкольного образования в г. Калуге
за счет расширения и рационализации сети дошкольных
образовательных учреждений, развития их видового
разнообразия.
- Совершенствование экономических, социальных,
организационных, финансовых механизмов
функционирования муниципальной системы дошкольного
образования.
Задачи Программы Обеспечить:
- дальнейшее развитие сети дошкольных
образовательных учреждений, организацию различных
форм получения дошкольного образования;
- эффективное использование базы данных учета
детей от 0 до 7 лет с целью определения социально-
демографических тенденций в дошкольном образовании;
- развитие материально-технической базы
муниципальных дошкольных образовательных учреждений
и муниципальных образовательных учреждений для
детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- реализацию прав ребенка дошкольного возраста на
получение качественного дошкольного образования,
охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное
физическое и психическое развитие;
- поддержку практико-ориентированных научных
исследований в области дошкольного образования,
а также образовательных учреждений, ведущих
инновационную деятельность;
- социальную поддержку работников дошкольных
учреждений;
- информатизацию деятельности МДОУ за счет создания
корпоративной компьютерной сети, позволяющей
повысить эффективность принятия управленческих
решений посредством автоматизации рутинных работ по
сбору, передаче, обработке и хранению информации на
базе новых информационных технологий.
Совершенствовать:
- содержание дошкольного образования через введение
программно-методического обеспечения дошкольного
образования нового поколения, нацеленного на
выявление и развитие индивидуальных творческих
и познавательных способностей детей;
- систему повышения профессионального уровня
педагогов, занимающихся образовательным процессом
детей дошкольного возраста;
- профессиональный уровень руководителей МДОУ
в области информационных технологий.
Сроки 2008-2011 годы
реализации
Программы
Объемы Всего на 2008-2011 годы - 159 611,9 тыс. рублей
финансирования В том числе по годам:
Программы 2008 год - 82829,6 тыс. рублей,
2009 год - 253063 тыс. рублей,
2010 год - 36455,0 тыс. рублей,
2011 год - 15021,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - Увеличение количества вновь введенных мест в ДОУ
результаты Калуги на 2008;
реализации - увеличение охвата детей от 1 года до 7 лет
Программы дошкольным образованием до 80% при соблюдении
нормативных требований;
- организация и функционирование различных моделей
предшкольного образования;
- развитие вариативной системы дошкольного
образования, отвечающей разнообразным потребностям
населения в образовании детей дошкольного возраста;
- реализация новых подходов к формированию
развивающей среды, способствующей полному выявлению
и развитию способностей и интересов детей;
- качественное обновление содержания дошкольного
образования;
- развитие материально-технической базы МДОУ;
- повышение уровня обеспечения образовательных
учреждений информационной техникой;
- предотвращение оттока педагогических работников
из системы дошкольного образования;
- создание автоматизированной информационной
системы Управления образования с включением
дошкольных образовательных учреждений.
Система организации Текущий контроль за исполнением Программы
контроля за осуществляется управлением финансов города Калуги.
исполнением Управление образования города Калуги предоставляет
Программы отчеты о ходе реализации Программы в разрезе
мероприятий, в том числе по источникам
финансирования, в адрес управления делами
Городского Головы и Городской Думы городского
округа "Город Калуга". Данный материал публикуется
в средствах массовой информации.
1. Технико-экономическое обоснование муниципальной целевой
Программы "Развитие дошкольного образования
на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы
Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлены возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.
1. В настоящее время в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Есть мнение, что детские сады не нужны вообще, что образование дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе решать, как и где подготовить ребенка к школе. Возможно, для небольшой части населения этот вариант приемлем. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) нуждается подавляющее большинство родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Вместе с тем, количество дошкольных образовательных учреждений в городе Калуге значительно уменьшилось: со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 75 в 2006 году (из них 70 муниципальных, 5 негосударственных). Основными причинами создавшегося положения являются: закрытие и перепрофилирование ведомственных дошкольных образовательных учреждений из-за отсутствия средств на их содержание; аварийное состояние зданий; сокращение потребности в ДОУ из-за падения рождаемости и увеличения отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет; неукомплектованность ДОУ детьми, как по выше перечисленным причинам, так и в связи с недоступной для определенного контингента населения родительской платой. Поэтому Управление образования города Калуги главной задачей считает развитие и сохранение сети дошкольных образовательных учреждений. Актуализация проблем дошкольного образования требует вовлечения всех заинтересованных лиц в решение проблем детства.
По состоянию на 1 января 2007 года на территории городского округа "Город Калуга" программы дошкольного образования реализуют 70 муниципальных образовательных учреждений, из них 66 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 4 муниципальных образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, в городе Калуге функционируют 5 негосударственных образовательных учреждений.
В городе действует система дифференцированной родительской платы за содержание детей в МДОУ. Размер взимаемой платы с родителей не превышает 20% общего содержания и составляет 500, 514, 524, 540 рублей, в зависимости от категории учреждения. В городе Калуге также приняты нормативные правовые акты по определению категорий граждан, пользующихся льготами по оплате содержания детей в МДОУ. Однако, продолжают оставаться актуальными проблемы вовлечения в систему дошкольного образования детей из неблагополучных семей, оказания им адресной социальной помощи. В связи с этим актуальным становится реализация положений статьи 52.2 Закона РФ "Об образовании", в которой устанавливаются компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.
В настоящее время муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещают 10803 ребенка (67% всех детей города Калуги в возрасте от 1 года до 7 лет), тогда как негосударственные ДОУ всего 480 детей. По демографическому прогнозу МУЗ "Детская городская больница" (отдел медицинской статистики) ожидается рост рождаемости. По среднему варианту прогноза численность детей дошкольного возраста к 2011 году увеличится до 18000 человек, что значительно усугубит проблему дефицита мест в действующих МДОУ. В результате интенсивного жилищного строительства в 1,3-1,5 раза увеличилось количество детей в дошкольных образовательных учреждениях в таких микрорайонах города, как Терепец, Кубяка, Правый берег, Северный, Сосновая роща, центр города. Из-за отсутствия дошкольных образовательных учреждений по улицам Салтыкова-Щедрина, Болдина, Хрустальной, в п. Росва, п. Дубрава, микрорайоне Байконур с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 83% учреждений от общего числа МДОУ.
С учетом мер, принятых в рамках Программы на 2008-2011 гг., в решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
2. Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. Уровень заболеваемости детей в МДОУ имеет тенденцию к росту (с 26,9 дня, пропущенных в среднем 1 ребенком по болезни в 2004 г., до 27,7 дня - в 2006 г.). В структуре детской заболеваемости велика доля острых респираторных заболеваний, отмечается тенденция к росту % часто болеющих детей (с 14% в 2003 г. до 15,9% - в 2005 г.), что требует расширения профилактической работы с детьми, включая витаминизацию питания, йодопрофилактику и т.д.
Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует ремонта и замены технологическое# оборудование# пищеблоков и прачечных, требует обновления асфальтовое# покрытие# территорий, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Во многих дошкольных учреждениях практически полностью разрушены прогулочные веранды, малые архитектурные формы. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная безопасность и др.). По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах и др.) отсутствуют современные обучающие пособия и тренажеры.
В то же время остается актуальной проблема эффективности планирования и расходования бюджетных средств, выделяемых на образование. Высокий удельный вес в общей структуре затрат на образование занимают расходы МДОУ на коммунальные услуги, которые зачастую предоставляются им не в полном объеме. Приборы учета воды установлены во всех дошкольных образовательных учреждениях, теплосчетчики - только в 18 МДОУ.
3. Качество дошкольного образования становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. В настоящее время существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного возраста, в характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств и методов образования, что значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, проявляется тенденция со стороны педагогов совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия; педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики. Новые положительные тенденции затронули не только содержание и методы, но и формы организации жизнедеятельности детей. В дошкольных образовательных учреждениях создаются кружки, секции, что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей и их родителей, делает педагогический процесс более гибким и дифференцированным с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.
С другой стороны, наряду с положительными тенденциями отмечаются и недостатки. Во-первых, происходящие в системе образования изменения показали неготовность части МДОУ к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Во-вторых, в методическом обеспечении программ нового поколения раскрывается только предметно-тематическое содержание, тогда как организация воспитательного процесса на практике остается проблематичной. Недостаточно стимулировалась экспериментальная работа педагогических работников, а также дошкольных образовательных учреждений в целом. Медленно идет процесс освоения и введения инновационных образовательных программ и педагогических технологий в образовательных учреждениях.
В-третьих, анализ практической деятельности показал, что проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Разный уровень подготовки детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию их к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревожность, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе). Особенно остро стоит этот вопрос перед детьми, не воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Министерством образования и науки РФ в качестве одного из приоритетных направлений развития российского образования определено обеспечение равных стартовых условий для всех детей при поступлении в школу. В связи с этим организацию различных моделей предшкольного образования детей 5,5-7 лет можно рассматривать как создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в первый класс.
Государственная аккредитация муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста является механизмом государственного контроля за качеством образования.
В городе Калуге на сегодняшний день аттестовано и аккредитовано 98,7% дошкольных образовательных учреждений. Результаты их аттестации позволяют определить приоритетные направления в развитии региональной системы дошкольного образования. Лидирующие позиции среди направлений деятельности МДОУ, превышающих государственные требования, принадлежат художественно-эстетическому направлению и физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (в 10% аттестованных МДОУ развитие ребенка в изобразительной, музыкальной, театрализованной и физкультурно- оздоровительной деятельности было определено как приоритетное). Творческий характер продуктивной деятельности детей и педагогов оказывает позитивное влияние на характер их взаимоотношений, стимулирует овладение педагогами современными технологиями развития творческих способностей, расширяет спектр форм организации педагогического процесса. Отличительной чертой современного состояния физкультурно-оздоровительной работы является повышение профессионального уровня педагогических коллективов, стимулирование инновационных процессов, что оказывает позитивное влияние на результативность физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Существенным показателем повышения качества дошкольного образования в городе явилось увеличение количества МДОУ, подтвердивших повышенный уровень условий для интеллектуального развития детей (8% в 2006 году по сравнению с отсутствием таковых в 2000 году). Эксперты качества дошкольного образования делают вывод о соответствии предметно-развивающей среды реализуемым образовательным программам, о повышении степени дифференциации в работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. Оптимизация психолого-педагогических условий развития интеллектуальной сферы происходит за счет накопления положительного педагогического опыта в развитии экологической культуры детей, их представлений об истории и культуре, в речевом развитии детей.
Наряду с динамикой содержательного компонента дошкольного образования одним из основных показателей роста его качества являются изменения в вариативном разнообразии дошкольных образовательных учреждений.
Из всех МДОУ 4% учреждений имеют вид "Детский сад - центр развития ребенка". В них осуществляется качественное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса, созданы оптимальные условия для развития детей, в частности:
- в штатное расписание центров включены дополнительные единицы специалистов (педагоги дополнительного образования и др.);
- данные учреждения установили договорные взаимоотношения с учреждениями культуры, образования, здравоохранения;
- образовательный процесс в данных МДОУ строится с учетом особенностей физического и психического здоровья детей;
- образовательные программы, реализуемые в центрах, имеют инновационную направленность, реализуются творчески, с учетом индивидуальности каждого ребенка и, как правило, хорошо освоены педагогами.
55% аккредитованных дошкольных образовательных учреждений являются учреждениями следующих видов: "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников", "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников", "Детский сад комбинированного вида".
Для того, чтобы аккредитация стала действительно рычагом управления качеством образования в городе Калуге, необходимо ввести различные модели финансирования МДОУ по результатам аккредитации.
Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений и их руководителей, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:
- отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
- недостаточность научно-методического обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало их инновационную деятельность;
- отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов дошкольных учреждений и мониторинга качества и эффективности их внедрения;
- необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных учреждений и др.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. В кадровом составе системы дошкольного образования продолжаются качественные изменения, общее число специалистов с высшим образованием имеет тенденции к росту. В то же время образовательный уровень дошкольных работников остается невысоким: доля воспитателей с высшим образованием в педагогическом составе кадров составляет 29%, из них с дошкольным образованием только 11%. Намечается тенденция к росту педагогов без педагогического образования (от 6% в 2004 году до 8% в 2006 году). В городе возрастает проблема дефицита педагогических кадров, так как идет отток наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности, старение педагогических кадров. В учреждения недостаточен приток молодых специалистов по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы, низкого уровня оплаты труда. Средний размер заработной платы воспитателей значительно ниже среднего заработка учителя. А у молодого специалиста ежемесячный заработок еще меньше и составляет 3457 рублей, что уравнивает их с категорией младшего обслуживающего персонала.
Таким образом, направленность Программы заключается в продолжении модернизации системы дошкольного образования города Калуги, т.е.:
- расширении и рационализации сети МДОУ;
- развитии видового разнообразия образовательных и иных услуг;
- повышении качества образования и улучшении условий содержания дошкольников.
Все это позволит обеспечить соблюдение государственных гарантий доступности дошкольного образования.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Целями Программы являются создание необходимых условий и механизмов для обеспечения доступности качественного дошкольного образования, обеспечение единства всех ступеней образования и воспитания, повышение эффективности использования средств, направляемых на финансирование системы дошкольного образования.
2.2. Достижение указанных целей возможно в рамках реализации следующих направлений Программы: "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений", "Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста", "Повышение качества дошкольного образования", "Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров".
2.2.1. Направление "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений" включает:
- поэтапное увеличение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений за счет оптимизации действующей сети образовательных учреждений, строительства новых детских садов, пристроек к уже действующим, приема в муниципальную собственность зданий дошкольных учреждений, принадлежащих другим ведомствам;
- развитие групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- организацию функционирования групп с разными режимами пребывания детей (10,5 часов, 12 часов, 24 часа);
- организацию консультационных, адаптационных групп для родителей (законных представителей), имеющих детей раннего возраста (от 3 месяцев до 3 лет);
- открытие групп для детей с особыми образовательными потребностями.
2.2.2. Направление "Развитие материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста" является основополагающим в решении проблемы обеспечения населения города Калуги качественным дошкольным образованием и требует комплекса определенных мер, а именно:
- приобретение современной детской мебели для групповых, раздевальных комнат, спален, игровых модулей;
- переоснащение прачечных новым современным оборудованием и инвентарем;
- переоснащение пищеблоков, приобретение нового технологического оборудования, кухонного инвентаря, мебели, посуды для пищеблоков и групповых комнат;
- новое строительство и капитальный ремонт игровых веранд на участках;
- замену игрового и спортивного оборудования на участках (песочницы, детские спортивные стадионы, скамейки, игровые домики);
- замену асфальтового покрытия на территории дошкольных учреждений;
- проведение работ по освещению прогулочных участков образовательных учреждений;
- замену мягкого инвентаря (матрацы, одеяла, подушки, постельные принадлежности, скатерти).
2.2.3. Направление "Повышение качества дошкольного образования" включает:
- организацию предшкольного образования для детей в возрасте от 5,5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- создание (апробация) программы предшкольной подготовки для детей от 5,5 до 8 лет и методических рекомендаций по организации предшкольной подготовки в условиях образовательных учреждений;
- дальнейшее развитие общественных форм управления образовательными учреждениями;
- разработку и реализацию комплексных оздоровительно-профилактических и лечебно-оздоровительных программ и педагогических оздоровительных технологий;
- повышение профессионального уровня кадрового состава МДОУ.
2.2.4. Направление "Совершенствование кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических кадров" предполагает:
- реализацию нормативно-правовых актов о защите педагогических и других работников системы дошкольного образования в целях обеспечения условий труда и социальных гарантий;
- изменение оплаты труда работников дошкольных учреждений за счет установления ежемесячных надбавок;
- введение различных моделей финансирования МДОУ по результатам аккредитации;
2.2.5. Направление "Развитие организационно-правовых основ деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений" включает:
- создание эффективной системы учета детей города Калуги в возрасте от 0 до 7 лет;
- совершенствование нового порядка приема детей в дошкольные образовательные учреждения города;
- развитие общественных форм управления дошкольными образовательными учреждениями;
- развитие социального партнерства.
3. Финансовое обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы на 2008-2011 годы составляет 159611, 9 тыс. рублей. Мероприятия по реализации всех направлений Программы, сроки их реализации и объемы финансирования представлены в приложении к Программе.
В целях эффективного расходования бюджетных средств определять объемы финансирования мероприятий данной Программы на очередной финансовый год, исходя из реальных доходных источников муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год при утверждении нормативно-правового акта муниципального образования "Город Калуга" о бюджете.
4. Механизм и сроки реализации Программы
4.1. Мероприятия Программы реализуются Городской Управой (исполнительно-распорядительным органом) городского округа "Город Калуга".
Координацию работы по выполнению Программы осуществляет Управление образования города Калуги, которое один раз в год представляет отчеты о ходе выполнения Программы в адрес управления делами Городского Головы города Калуги и Городской Думы городского округа "Город Калуга".
4.2. Срок реализации Программы - 2008-2011 годы.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
В результате реализации Программы ожидается:
- повышение доступности качественного дошкольного образования для жителей городского округа "Город Калуга"; увеличение охвата детей дошкольным образованием до 80%;
- поэтапное обновление детской мебели, игрового и спортивного оборудования, ремонт игровых прогулочных веранд, замена асфальтового покрытия, улучшение оснащения пищеблоков и медицинских кабинетов;
- совершенствование кадрового потенциала и установление социальной защищенности педагогических кадров ДОУ;
- расширение перечня образовательных и медицинских услуг, предоставляемых образовательными учреждениями детям дошкольного возраста;
- увеличение количества дошкольных учреждений, работающих по образовательным программам нового поколения.
6. Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют управление делами Городского Головы города Калуги, Городская Дума городского округа "Город Калуга", Управление образования города Калуги, управление финансов города Калуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.