Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 5 августа 2009 г. N 311
Долгосрочная целевая программа
Калужской области "Семья и дети (2009-2013 годы)"
15 декабря 2010 г., 5 мая, 28 сентября, 28 декабря 2012 г., 3 июня 2013 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2013 г. N 286 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие силу с момента официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Калужской области "Семья и дети (2009-2013 годы)"
1. Наименование |
долгосрочная целевая программа Калужской области "Семья и дети (2009 - 2013 годы)" |
||||||||||
2. Заказчик долгосрочной целевой программы |
министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области |
||||||||||
3. Разработчик |
министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области |
||||||||||
4. Дата принятия решения о разработке |
распоряжение Губернатора Калужской области от 25 июня 2009 года N 73-р "О разработке долгосрочной целевой программы Калужской области "Семья и дети (2009-2013 годы)" |
||||||||||
5. Цель |
укрепление института семьи, сокращение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня детской безнадзорности и семейного неблагополучия. |
||||||||||
6. Задачи |
- профилактика семейного и детского неблагополучия; - оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различных видов социальной поддержки, в том числе материальной помощи и социальных услуг; - обеспечение доступности реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - организация службы социального сопровождения семей, беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; - обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; - научно-методическое, информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. |
||||||||||
7. Целевые индикаторы и показатели |
Базовый показатель 2008 года |
Годы |
|||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||
соотношение числа разводов супружеских пар к общему числу браков (%) |
59,6 |
58,0 |
57,0 |
55,0 |
52,0 |
50,0 |
|||||
удельный вес количества безнадзорных детей к общей численности детского населения (%) |
2,6 |
2,3 |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
|||||
удельный вес количества детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей (%) |
79,0 |
81,9 |
83,0 |
84,5 |
86,0 |
87,0 |
|||||
удельный вес количества детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов (%) |
40,5 |
41,0 |
44,0 |
46,0 |
48,0 |
50,0 |
|||||
удельный вес количества семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству семей с детьми-инвалидами (%) |
25,0 |
25,3 |
25,8 |
26,2 |
26,5 |
26,8 |
|||||
количество социальных услуг, оказанных семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (ед.) |
761 153 |
800 000 |
820 000 |
840 000 |
870 000 |
900 000 |
|||||
внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий, создание региональной системы социального сопровождения семей, беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (количество учреждений) |
3 |
5 |
8 |
10 |
12 |
15 |
|||||
число специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (чел.) |
15 |
25 |
35 |
50 |
50 |
50 |
|||||
8. Сроки и этапы реализации |
2009-2013 годы |
||||||||||
9. Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Программа включает следующие основные разделы: 1. Укрепление семейных ценностей и традиций. 2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 3. Социальная поддержка многодетных семей. 4. Социальная поддержка семей с детьми - инвалидами. 5. Информационно-методическое и кадровое обеспечение социального обслуживания семьи и детей. 6. Радость материнства. |
||||||||||
10. Объемы финансирования |
|
||||||||||
|
тыс. рублей |
||||||||||
Источник финансирования |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Итого |
|||||
Областной бюджет |
72 339,0 |
77 989,0 |
57 083,1 |
5 990,3 |
5 240,0 |
218 641,4 |
|||||
Средства, полученные по гранту федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
6 620,0 |
5 569,61 |
2 439,377 |
8 271,013 |
- |
22 900,0 |
|||||
Итого: |
78 959,0 |
83 558,61 |
59 522,477 |
14 261,313 |
5 240,0 |
241 541,4 |
|||||
11. Ожидаемые результаты |
- уменьшение доли количества безнадзорных детей в общем числе детского населения (до 1,5% в общем числе детского населения в 2013 году); - увеличение удельного веса количества детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 87,0 % в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей; - увеличение количества семей с детьми-инвалидами, получивших различные виды социальной поддержки (до 26,8% в общем числе семей с детьми-инвалидами в 2013 году); - увеличение количества социальных услуг (до 900 000 услуг в 2013 году); - снижение количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (к 2013 году до 1,1% от общего количества семей с детьми); - уменьшение количества беременных женщин и матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на 40%; - увеличение числа специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (до 50 человек в 2013 году). |
||||||||||
12. Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета". |
Долгосрочная целевая программа
"Семья и дети (2009 - 2013 годы)"
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
В Калужской области семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранении достигнутых социальных гарантий. Начиная с 1994 года, реализация семейной политики основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных областными целевыми программами "Детство", "Семья и дети (2001-2003 годы)", "Семья и дети (2004-2006 годы)", "Семья и дети (2007-2009 годы)" в совокупности с действующей в Калужской области системой мер поддержки семьи, материнства и детства.
За годы реализации программы "Семья и дети (2007-2009 годы)" на 25% увеличилось количество семей, получивших различные виды социальных услуг и адресной социальной поддержки, сформировалась система учреждений социального обслуживания семьи и детей, что позволило повысить доступность услуг семьям с детьми, особенно в сельских районах, наметилась устойчивая тенденция к сокращению в регионе количества беспризорных и безнадзорных детей (в 2003 году удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения составлял 3,4%; в 2008 году - 2,6%).
Благодаря реализации программных мероприятий сделан серьезный шаг по преодолению межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей-инвалидов. Для комплексной работы с детьми-инвалидами создано два реабилитационных центра (г. Калуга, г. Обнинск), которые оснащены современным оборудованием. Значительно увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (2003 год - 25%; 2008 год - 42%). В целом по области количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек по состоянию на начало 2004 года до 2555 человек по состоянию на 1 января 2009 года.
В рамках реализации программных мероприятий осуществляются меры, направленные на пропаганду здоровой семьи, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, оказывается помощь одаренным детям.
Большую поддержку населения получили такие социально значимые мероприятия, ставшие традиционными, как День семьи, День матери, областной фестиваль-конкурс "Семья года".
За годы реализации программ сложился определенный порядок взаимодействия Правительства Калужской области с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по привлечению федеральных средств на реализацию мероприятий программ.
В рамках федеральной целевой программы "Дети России" для учреждений социального обслуживания семьи и детей Калужской области ежегодно поступает автотранспорт и оборудование, выделяются санаторно-курортные путевки для оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего за 2007-2008 годы в рамках реализации областной целевой программы "Семья и дети (2007 - 2009 годы)" привлечено свыше 17 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Вместе с тем необходимо отметить, что в течение последних лет наблюдается тенденция ослабления семейных связей, падения авторитета родителей и семьи в подростковой среде. Растет количество так называемых "гражданских браков", остается значительным число разводов. В области имеются семьи, в которых родители не могут создать необходимые условия для воспитания детей. Вызывает тревогу состояние здоровья молодых людей, которые в ближайшем будущем станут родителями. Существует проблема распространения пивного алкоголизма среди подростков. Остается сложной ситуация в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не устранена проблема с выплатой отдельными родителями алиментов, они скрывают свои доходы и имущественное положение, в результате чего страдают дети.
На учете в органах социальной защиты населения Калужской области на 01.01.2009 состоят свыше 19 тысяч неполных семей, в которых проживают 23,9 тыс. детей (в том числе 9,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих почти 11,0 тыс. детей); в 2,4 тыс. семей воспитываются 2,5 тыс. детей-инвалидов; в 4,1 тыс. многодетных семей воспитываются 14,1 тыс. детей; на особом контроле - 2,4 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 4,4 тыс. детей.
Остается высоким уровень противоправных действий в отношении детей, только за 2008 год против детей Калужской области совершено 968 преступлений, из них 30% связаны с насилием, жестокостью, побоями детей. Значительное число семей с детьми, в основном с тремя и более, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Отсутствие эффективных мер по противодействию вышеназванным негативным явлениям может привести к утрате достигнутых к настоящему времени некоторых положительных результатов и дальнейшему росту детского и семейного неблагополучия, безнадзорности детей.
В условиях разграничения полномочий между уровнями власти отдельные, не скоординированные меры семейной политики не смогут обеспечить эффективность принимаемых в регионе мер социальной поддержки семей с детьми, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей. Решение проблем семейной политики программным методом позволит переходить от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
Приоритетность решаемой проблемы неоднократно обозначалась в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 16 марта 2009 года на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей еще раз сказано о необходимости совершенствования работы с неблагополучными семьями, в том числе о деятельности социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.
Практика реализации предыдущих целевых программ показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на региональном уровне проблем семейной политики.
В связи с изложенным становится очевидной необходимость принятия новой долгосрочной целевой программы Калужской области "Семья и дети" на период" 2009-2013 годов, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
2. Основные цели и задачи программы
Цель программы: укрепление института семьи, сокращение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня детской безнадзорности и семейного неблагополучия.
Задачи программы:
- профилактика семейного и детского неблагополучия;
- оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различных видов социальной поддержки, в том числе материальной помощи и социальных услуг;
- обеспечение доступности реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация службы социального сопровождения семей, беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
- научно-методическое, информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Постановлением Правительства Калужской области от 5 мая 2012 г. N 232 в таблицу раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели,
позволяющие оценить ход реализации программы:
3. Сроки и этапы реализации программы
2009-2013 годы
4. Система основных мероприятий программы
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прилагается).
Программа включает следующие основные разделы:
1. Укрепление семейных ценностей и традиций
Данный раздел включает мероприятия, направленные на пропаганду крепкой здоровой семьи, семейных ценностей и традиций, семейного творчества, ответственного родительства.
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Мероприятия раздела предполагают дальнейшее развитие и совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их оснащение необходимым оборудованием с целью создания необходимых условий для проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних.
Предусмотрено также создание новых методик и технологий работы с семьей.
3. Социальная поддержка многодетных семей
Мероприятия раздела направлены на поддержку многодетных семей, чествование многодетных родителей, достойно воспитывающих детей, награжденных дипломом и почетным знаком "Признательность", стимулирование рождений третьего и последующих детей.
4. Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами
Раздел включает мероприятия, направленные на социальную поддержку детей-инвалидов, организацию для детей-инвалидов мероприятий, способствующих их социализации и интеграции в общество, внедрение в деятельность социальных служб инновационных технологий работы с детьми-инвалидами.
5. Информационно-методическое и кадровое обеспечение социального обслуживания семьи и детей
В мероприятиях раздела планируется расширение деятельности по реализации организационно-методического и системного подхода к проблеме подготовки специалистов, работающих с семьей и детьми, активизация информационно-просветительской работы, раскрывающей ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности.
6. Радость материнства
Мероприятия раздела направлены на улучшение положения беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, и создание благоприятных условий для рождения ребенка, профилактику отказов от детей в родильных домах, профилактику семейного неблагополучия, укрепление молодых семей.
Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2013 г. N 286 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие силу с момента официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансового обеспечения программы являются средства областного бюджета на очередной год и на плановый период, ассигнования из федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
тыс. рублей
Источник финансирования |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Итого |
Областной бюджет |
72 339,0 |
77 989,0 |
57 083,1 |
5 990,3 |
5 240,0 |
2 18 64 1,4 |
Средства, полученные по гранту федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
6 620,0 |
5 569,61 |
2 439,377 |
8 271,013 |
- |
22 900,0 |
Всего: |
78 959,0 |
83 558,61 |
59 522,477 |
14 261,313 |
5 240,0 |
241 541,4 |
* На реализацию мероприятий, указанных в п. 4.7., будут привлечены средства на осуществление переданных органам государственной власти Калужской области полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренные в виде субвенции из федерального бюджета.
Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации программы приведены в таблице.
Наименование рисков |
Анализ причин его возникновения |
Механизмы минимизации |
Риск отсутствия средств областного бюджета для реализации программы |
Возникновению рисков отсутствия средств способствуют: инфляция; дефицит бюджетных средств |
Определение приоритетных мероприятий с точки зрения максимального соответствия индикаторам, заложенным в программе; привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных законодательством |
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 г. N 12 в раздел 6 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Механизм реализации программы
Заказчик программы - министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Заказчик программы ежегодно с учетом реализации мероприятий программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет по мере формирования областного бюджета:
- бюджетную заявку на финансирование программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- обоснование объемов финансирования программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
Распределение субвенции муниципальным образованиям осуществляется в соответствии с законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с федеральным Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основании Соглашения, а также с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по привлечению средств за счет федеральной целевой программы "Дети России".
В рамках проведения областных социально значимых мероприятий министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с министерством здравоохранения Калужской области, министерством образования и науки Калужской области, министерством культуры и туризма Калужской области, министерством спорта и молодежной политики Калужской области, министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области в пределах их компетенции.
Расходование средств областного бюджета исполнителями программных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Общая координация исполнения Программы осуществляется министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, которое:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по программным мероприятиям в соответствии с нормами действующего законодательства;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
- привлекает к межведомственному взаимодействию при реализации мероприятий программы министерство образования и науки Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство спорта и молодежной политики Калужской области, министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области.
Результаты выполнения программы за год обсуждаются на расширенных заседаниях коллегий министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Ход и результаты реализации программы не реже одного раза в квартал освещаются в средствах массовой информации.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30 ноября 2007 года N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета".
8. Оценка социально-экономической эффективности программы
Результатом реализации программы должно стать:
- снижение удельного веса количества безнадзорных детей к общему числу детского населения (до 1,5% от общего числа детского населения в 2013 году);
- увеличение удельного веса количества детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 87,0% от общего количества безнадзорных и беспризорных детей;
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами, получивших различные виды социальной поддержки (до 25,8% от общего числа семей-с детьми-инвалидами в 2013 году);
- увеличение количества социальных услуг семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении (до 900 000 услуг в 2013 году);
- снижение количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (к 2013 году до 1,1% от общего количества семей с детьми);
- уменьшение количества беременных женщин и матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на 40%;
- внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий, создание региональной системы социального сопровождения семей, беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации; - увеличение числа специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (до 50 человек в 2013 году).
По предварительным расчетам решение проблем программным методом позволит повысить в Калужской области уровень межведомственной работы по укреплению института семьи, снизить удельный вес количества безнадзорных детей к общему количеству детского населения до 1,5%, количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, к общему количеству семей с детьми - до 1,1%; повысить количество детей, получивших социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 87%; увеличить количество семей с детьми-инвалидами, получивших различные виды социальной поддержки, к общему числу семей с детьми-инвалидами до 26,8%, организовать службы патронажа беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальный эффект реализации программы выражается в следующих изменениях:
- развитие института семьи, укрепление в обществе значимости семейных и общечеловеческих ценностей, рост числа официально зарегистрированных браков;
- повышение престижа многодетной семьи, рост рождаемости, улучшение демографической ситуации;
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, утверждение в молодежной среде негативного отношения к алкоголизму, наркомании, табакокурению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.