Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
"О противодействии коррупции
в Калужской области"
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Калужской области и их проектов
I. Общие положения
1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - антикоррупционная экспертиза).
II. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы
2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта Калужской области или его проекта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта Калужской области или его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц нормативного правового акта Калужской области или его проекта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте Калужской области или его проекте выявленных коррупционных факторов.
5. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
III. Коррупционные факторы
6. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления, выражающиеся в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти Калужской области, государственными органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти Калужской области, государственными органами Калужской области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти Калужской области, государственного органа Калужской области или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта Калужской области сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов Калужской области;
- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
2) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствующие об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражающиеся в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте Калужской области или его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти Калужской области, государственными органами Калужской области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти Калужской области, государственными органами Калужской области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
3) факторы системного характера, являющиеся факторами, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
<< Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона |
||
Содержание Закон Калужской области от 27 апреля 2007 г. N 305-ОЗ "О противодействии коррупции в Калужской области" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.