Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства конкурентной политики
и тарифов Калужской области
от 9 октября 2009 г. N 596
Ведомственная целевая программа
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке
Калужской области на 2009-2011 годы"
7 апреля 2009 г.
Приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 7 апреля 2009 г. N 183 паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке
Калужской области на 2009-2011 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области |
|||||
Наименование программы | "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Калужской области на 2009-2011 годы" |
|||||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию программы |
Отдел развития потребительского рынка управления потребительского рынка и лицензирования министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области |
|||||
Дата и номер приказа, которым утверждена программа |
Приказ от 09.10.2008 N 596 | |||||
Цель программы | Развитие конкурентной среды на продовольственном рынке Калужской области |
|||||
Задачи программы | Задачи: - развитие инфраструктуры торговли; - стимулирование розничной торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами местного производства; - обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров, реализуемых в предприятиях розничной торговли |
|||||
Сроки Реализации программы |
2009-2011 годы | |||||
Целевые индикаторы по годам реализации программы |
Целевой индикатор | Единица измерения |
Значение целевых индикаторов по годам |
|||
2009 (прогноз ) |
2010 (прогноз) |
2011 (прогноз) | ||||
Динамика оборота розничной торговли в расчете на душу населения |
Тыс. руб. | 101,56 | 121,84 | 142,51 | ||
Индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли относительно прожиточного минимума в Калужской области |
% | 215 | 219 | 216 | ||
Доля продажи продовольственных товаров местных производителей в товарообороте по группам аналогичных товаров, реализуемых магазинами розничных торговых сетей, всего, в том числе |
% | 40 | 50 | 60 | ||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
50 | 60 | 70 | |||
Молоко и молочная продукция |
20 | 30 | 40 | |||
Мясо, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты |
40 | 50 | 60 | |||
Организация на территории области сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков |
Единиц | 4 | 5 | 6 | ||
Количество лабораторных исследований образцов продовольственных товаров |
Единиц | 520 по 6 товарным группам |
550 по 7 товарным группам |
600 по 8 товарным группам |
||
Доля образцов пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативной технической документации |
% | 28 | 25 | 20 | ||
Объемы финансирова- ния |
Объем финансирования Программы в 2009-2011 годах составляет 6 млн. 460 тыс. рублей, в том числе: 2009 - 1 млн. 600 тыс. рублей; 2010 - 2 млн. 400 тыс. рублей; 2011 - 2 млн. 400 тыс. рублей |
1. Характеристика состояния потребительского рынка,
целесообразность и необходимость разработки Программы
Программа разработана в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 22.10.2007 N ВЗ-П9-10пр, поручением заместителя Губернатора области М.А.Акимова от 19.05.2008 N 07-43/4002-08 согласно постановлению Правительства Калужской области от 26.05.2008 N 210 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета" с целью формирования конкурентной среды среди организаций и предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, предприятий пищевой промышленности, действующих на продовольственном рынке области.
Развитие конкурентной среды на продовольственном рынке области является одним из основных рыночных методов эффективного ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов по негативному воздействию на потребительский рынок и стимулирования производства и реализации пищевой продукции, необходимой потребителю.
По состоянию на 01.01.2008 на потребительском рынке Калужской области действовало 8295 объектов, в том числе:
4707 стационарных предприятий розничной торговли - магазинов (1665 продовольственных магазинов); 32 розничных рынка; 2203 предприятий мелкорозничной торговой сети; 270 оптовых складов (117 продовольственных); 1083 предприятия общественного питания.
Ежегодно в области растет число стационарных магазинов, причем более быстрыми темпами происходит открытие непродовольственных магазинов. Число стационарных магазинов в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросло на 7,6%, при этом число продовольственных магазинов увеличилось на 5,1%, непродовольственных - на 13%, а число смешанных магазинов уменьшилось на 0,2%.
2006 год | 2007 год | % | |
Всего магазинов | 4373 | 4707 | 107,6 |
в т.ч.: продовольственных | 1583 | 1665 | 105,1 |
Непродовольственных | 1956 | 2210 | 113,0 |
Смешанных | 834 | 832 | 99,8 |
В городе Калуге в течение 2007 года было открыто 109 магазинов, в том числе 32 продовольственных магазина, из них 8 магазинов розничных сетевых операторов: гипермаркет "Линия", 2 магазина "Копейка", 1 магазин "Магнит", 4 магазина "Праздничный".
На территории города Обнинска в 2007 году открыто 13 продовольственных магазинов.
На территории муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район" в 2007 году открылось 22 магазина, в том числе 16 - продовольственных.
На территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" в 2007 году открылось 24 магазина, в том числе 18 - продовольственных.
Во вновь открываемых магазинах применяются и действуют современные компьютерные системы учета движения товаров, по системе самообслуживания работают магазины "Дикси", "Магнит", отделы в торговых центрах.
Ввод новых объектов стационарной сети производился за счет нового строительства, перевода помещений из жилого фонда в нежилой фонд, а также перепрофилирования нежилых помещений. Рост сети предприятий розничной торговли, совершенствование и модернизация ранее действовавших позволяют сделать вывод о том, что эта отрасль является инвестиционно привлекательной.
По состоянию на 01.01.2008 степень обеспеченности торговой площадью в целом по области составляет 218,3% от нормативного показателя. В среднем на 1 тыс. жителей области приходится 403,9 кв. м торговой площади при расчетной норме для городского населения 185 кв. м. (Для сравнения: на 01.01.2007 степень обеспеченности составляла 333,1 кв. м - увеличение на 21,5%.) Это свидетельствует о достаточной степени обеспеченности потребностей населения в услугах стационарной торговли. Только в Ферзиковском районе области этот показатель ниже нормативного (184,6 кв. м).
Одновременно на территории области функционирует широкая сеть объектов мелкорозничной торговли, таких как павильоны, киоски, тонары, автолавки, автомагазины - 2203 единицы, в том числе 777 - павильонов (35,2%), 966 киосков (43,5%).
На территории области действуют 32 розничных рынка, в том числе 27 универсальных, на которых осуществляется торговля продовольственными и непродовольственными товарами, 1 специализированный в г. Калуге, осуществляющий торговлю непродовольственными товарами, и 4 рынка, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией в г. Обнинске, п. Бабынине, г. Спас-Деменске, с. Перемышле. Розничные рынки отсутствуют в Барятинском районе, Жуковском, Износковском, Мосальском, Тарусском, Ферзиковском, Хвастовичском районах области. На территории указанных районов действуют временные ярмарки или вообще отсутствуют формы розничной торговли вне магазинов.
В настоящее время 97 из 117 оптовых продовольственных складов по области сосредоточены в г. Калуге (82%), оставшиеся 8% находятся в Дзержинском (1 склад), Козельском (5 складов), Малоярославецком (1 склад), Мосальском (1 склад), Сухиничском (5 складов), Тарусском (1 склад) районах и в городах Людинове (4 склада) и Обнинске (2 склада).
Площади двух продовольственных складов, расположенных на территории г. Обнинска, сдаются в аренду 400 организациям и предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю продовольственными товарами.
Общая складская площадь оптовых продовольственных складов составляет 71677 кв. м. Около 70% складской площади приходится на г. Обнинск, на г. Калугу - 20%, на г. Людиново -около 3%, Козельский район - 1,5%.
Вместе с тем на территории области торговая площадь продовольственных магазинов составляет 406170 кв. м.
Таким образом, на 1 кв. м складской площади оптового продовольственного склада приходится 5,6 кв. м торговой площади продовольственных магазинов, что, учитывая неравномерное распределение продовольственных оптовых складов по районам области, показывает неразвитость оптового звена в торговле.
Несмотря на развитость сферы торговли, существуют определенные проблемы, которые необходимо решить.
1. Развитие инфраструктуры торговли
В настоящее время далеко не все организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу товаров, могут оказать потребителю полный перечень стандартных услуг торговли с использованием передовых технологий, а также современного оборудования и прогрессивных форм торговли.
Достаточно медленно внедряются безналичные расчеты с покупателями с использованием банковских карт, компьютеризация учета товародвижения.
Не все крупные предприятия розничной торговли могут предоставить услуги по созданию удобств покупателям:
- гарантированное хранение купленных товаров;
- прием и хранение вещей покупателей;
- организацию питания покупателей;
- реализацию продуктов питания с потреблением на месте;
- парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина, а также услуги по оказанию помощи в совершении покупки.
Повышение доли современных форматов торговли наиболее эффективно за счет сетевых розничных операторов федерального и межрегионального значения, так как они обладают необходимыми финансовыми ресурсами.
На территории Калужской области действуют следующие крупные продовольственные розничные сети федерального и межрегионального значения: "Дикси", "Магнит", "Копейка", "Перекресток", "Второй дом", "Самохвал", "Линия", "Пятерочка". Их товарооборот составляет около 5% от общего оборота продовольственных товаров в целом по области. Наиболее расширенную географию присутствия имеет сеть магазинов "Магнит". Магазины этого оператора расположены в городах Калуге, Обнинске, Кирове, Людинове, Боровском, Думиничском, Жуковском, Козельском, Малоярославецком, Сухиничском, Тарусском районах.
Экспансия розничных торговых сетей федерального уровня в субъекты Российской Федерации, в том числе и в Калужскую область, продолжается и будет усиливаться. Это будет и в дальнейшем способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке Калужской области.
Несмотря на положительные тенденции присутствия крупных операторов потребительского рынка, возникают определенные трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничную торговую сеть. Это связано со следующими причинами:
1. Недостатки в организации производства и управлении предприятием (во многих не решены вопросы модернизации производства, качества и ассортимента продукции, кадров, отсутствуют службы маркетинга и сбыта, продукция может не соответствовать внутренним стандартам сетевого оператора). Отдельные организации осваивают локальные рынки сбыта районов области (характерно для малых организаций хлебопекарной, мясоперерабатывающей и молочной промышленности), поставляют свою продукцию для дальнейшей переработки другим производителям. Наиболее крупные производители (ЗАО "Хлебокомбинат") создают собственную дистрибьюторскую сеть, то есть пытаются сами реализовать произведенную продукцию.
2. Неразвитость оптового звена торговли. Главной задачей предприятий оптовой торговли является максимальное удовлетворение потребностей предприятий розничной торговли и общественного питания. В случае недостаточного предложения услуг оптовой торговли розничное звено вынуждено напрямую взаимодействовать с производителями пищевой продукции. Это влечет за собой увеличение непроизводственных расходов предприятий пищевой промышленности и издержек обращения в розничной торговле. Вместе с тем, отдельно взятый производитель может предложить ограниченный ассортимент продукции. Увеличение количества контрагентов - производителей организацией розничной торговли проблематично, так как многие производители включают в договоры поставки продукции условия, ограничивающие реализацию товаров иных производителей.
Предприятия розничной торговли понимают важность взаимодействия с оптовыми предприятиями, на которых можно приобрести расширенный ассортимент продукции разных производителей. По результатам обследования конъюнктуры и деловой активности организаций розничной торговли, проводимого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, основными поставщиками товаров для розничной торговли остаются оптовые и оптово-посреднические организации, где 66% опрошенных организаций торговли осуществляют закупки товаров. С предприятиями-производителями напрямую взаимодействую только 20%. Вместе с тем 35% организаций торговли стремятся расширить ассортимент реализуемых товаров. Поэтому наряду с востребованностью услуг оптовой торговли возникает проблема качества оказываемых услуг.
В настоящее время предприятия оптовой торговли, действующие на территории области, предоставляют только услуги склада. То есть оптовое звено не осуществляет маркетинговых исследований рынков, не прогнозирует спрос со стороны розничных операторов и соответственно предложение со стороны производителей пищевой промышленности.
Таким образом, в развитии нуждаются прежде всего предприятия, предоставляющие услуги, связанные не только со складированием товара, сколько с его грамотной обработкой. Товар нужно не хранить, а быстро и правильно перераспределять. Логистический оператор должен прогнозировать розничный оборот своих контрагентов по категориям и группам товаров, а также осуществлять полный комплекс закупочно-сбытовых операций. Такой комплекс услуг могут предоставить только специализированные логистические центры, которые необходимо развивать на базе существующих оптовых складов или привлекать на территорию области соответствующие организации межрегионального и федерального значения.
2. Стимулирование розничной торговли сельскохозяйственными
и продовольственными товарами местного производства
В настоящее время на территории области реализуются областные целевые программы, направленные на развитие сельскохозяйственного производства и производственно-заготовительной деятельности:
- Закон Калужской области N 360-ОЗ от 06.11.2007 "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы";
- Закон Калужской области N 386-ОЗ от 27.12.2007 "Об областной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы".
Указанные программы направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего молока, мяса, яйца, картофеля, а также закупок организациями потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, и развитие производственной деятельности потребительской кооперации. Вместе с тем в указанных программах не содержится конкретных мероприятий, направленных на создание эффективных каналов сбыта заготовленной и произведенной сельскохозяйственной и пищевой продукции, кроме организации временных ярмарок и использования розничной торговой сети потребительской кооперации, доля которой составляет только 24% от общего количества продовольственных магазинов области.
Продукция местных товаропроизводителей представлена в ассортименте торговых сетей. Доля продукции местных производителей в товарообороте таких предприятий торговли по аналогичным группам товаров составляет: молочной продукции - от 10% до 20%, мясной и колбасной продукции - от 20% до 50%, хлебобулочных изделий - до 70%.
Вместе с тем при личном потреблении основных сельскохозяйственных продуктов, производимых в области (мяса и молока), по результатам 1 полугодия 2008 года - 19,8 тыс. тонн и 91,2 тыс. тонн соответственно, ввоз указанных продуктов из-за пределов региона (в том числе по импорту) составил 13,0 тыс. тонн и 53,3 тыс. тонн соответственно, - 65,6% и 58,4%. При этом на территории области было произведено 22,6 тыс. тонн мяса и 115,5 тыс. тонн молока, из которых вывезено за пределы области 57,5% и 46% соответственно.
Большие объемы вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы области наглядно подтверждают неразвитость системы сбыта продукции местного производства на территории области.
Анализ ситуации реализации местных продовольственных товаров в розничных торговых сетях межрегионального и федерального уровня показал, что в отдельных районах продукция локальных производителей не представлена, несмотря на преимущества по качеству и цене с аналогичными товарами, ввозимыми из других регионов.
Для создания эффективной системы реализации произведенной продукции на территории области необходимо задействовать всю существующую розничную торговую сеть области, осуществляющую торговлю продовольственными товарами, а также создавать сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные розничные рынки. В настоящее время из 32 действующих на территории области розничных рынков большинство рынков 27 являются универсальными и только 3 сельскохозяйственными кооперативными (п. Бабынино, г. Спас-Деменск, с. Перемышль), а также 1 - сельскохозяйственный, действующий в г. Обнинске.
Эти типы рынков имеют перед универсальными рынками следующие преимущества.
Согласно законодательству на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках разрешена торговля преимущественно сельскохозяйственной продукцией (в том числе мясом, молочными продуктами). Под торговлю указанной продукцией должно быть предоставлено не менее 80% торговых мест на розничном рынке. Такое обстоятельство, как наличие постоянных торговых мест, закрепленных для реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции, имеет большое значение для развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств.
Основное назначение таких рынков - реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной на подворьях и фермерских хозяйствах. Для этого законодательством предусмотрены все условия - например, торговля с транспортных средств, которая запрещена на универсальных рынках, а также ряд других правил, упрощающих торговлю. Также требование закона о том, что содержать сельскохозяйственный кооперативный рынок может только управляющая компания, зарегистрированная в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, способствует развитию сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции.
В январе-декабре 2007 года на потребительском рынке области было продано товаров на сумму 63,4 млрд. рублей. По сравнению с уровнем 2006 года рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 117,8% и был обеспечен в основном за счет увеличения объемов продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка).
Темпы прироста продаж продовольственных товаров превысили темпы прироста продаж непродовольственных товаров более чем в 2,8 раза. Реальный объем продаж продовольственных товаров в январе-декабре 2007 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличился на 28% (в 2006 году - на 9,9%) и составил 29,7 млрд. рублей.
В увеличении темпов роста продаж продовольственных товаров значительную роль сыграла продовольственная потребительская инфляция.
В январе-декабре 2007 года индекс потребительской инфляции по Калужской области составил 113,5% (к декабрю 2006 года) и 111,9% - по России (в 2006 году - 109% и 109,5% соответственно). При этом индекс потребительских цен на продовольственные товары в Калужской области в декабре 2007 года составил 118,1% (в целом по России - 115,6%), на непродовольственные - 110,5% и на платные услуги - 111,3% к декабрю 2006 года.
В 1 полугодии 2008 года потребительские цены на продовольственные товары также продолжают расти опережающими темпами: индекс в июне составил 112,6% по отношению к декабрю 2007 года. Индексы цен на непродовольственные товары и платные услуги в июне 2008 года составили 105,7% и 110,2% соответственно.
Указанные выше проблемы обусловили для Калужской области более острые последствия резких колебаний мировых цен на продовольственные товары, которые были характерны в 2007 году для всей России.
Необходимо создать условия по развитию инфраструктуры торговли, вследствие которых предприятия пищевой промышленности смогут беспрепятственно реализовывать произведенную продукцию. В результате рост товарооборота будет осуществляться за счет роста потребления населения при снижении темпов роста потребительских цен.
Вместе с тем, следует отметить, что насыщение продовольственного рынка области качественными продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопросы здоровой конкуренции на продовольственном рынке области и стабилизации потребительских цен.
3. Предупреждение поступления в розничную торговую сеть
Калужской области некачественных пищевых продуктов
Проблема качества реализуемой в розничной торговой сети пищевой продукции продолжает оставаться актуальной.
В 2007 году министерством совместно с управлением Роспотребнадзора по Калужской области были организованы исследования 335 образцов пищевых продуктов по 13 товарным группам, реализуемых в розничной торговой сети области. Результаты лабораторных испытаний показали, что 32% образцов продукции, реализуемых в розничной торговой сети не соответствовали требованиям нормативной документации по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям. При этом из 106 образцов пищевой продукции, не соответствующих требованиям нормативной документации, 29 образцов были произведены калужскими предприятиями пищевой промышленности и 77 образец - иногородними производителями (27% и 73% соответственно).
Таблица. Результаты исследований качества пищевой продукции
N | Наименование продуктов | Количество образцов | ||
отобрано | не соответствова- ло |
% | ||
1 | Хлеб | 27 | 2 | 7,4 |
2 | Крупа | 9 | 0 | 0 |
3 | Масло сливочное | 18 | 13 | 72 |
4 | Молочные продукты | 38 | 14 | 37 |
5 | Консервы рыбные | 15 | 6 | 40 |
6 | Консервы мясные | 17 | 15 | 88,2 |
7 | Полуфабрикаты мясные | 33 | 17 | 51,5 |
8 | Мясопродукты | 28 | 12 | 43 |
9 | Рыба и рыбопродукты | 8 | 1 | 12,5 |
10 | Овощи, фрукты | 108 | 19 | 17,6 |
11 | Коньяк | 6 | 16,7 | |
12 | Вина виноградные натуральные полусладкие |
16 | 5 | 31,3 |
13 | Вода минеральная | 12 | 1 | 8,3 |
Проведенные исследования показали, что 18% овощей и фруктов содержат повышенное количество нитратов. Чаще всего нитраты обнаруживаются в моркови, огурцах и зелени.
Большое количество некачественной продукции выявлено среди кисломолочных продуктов, сметаны и творога. Так, 20% кисломолочных продуктов, 25% сметаны и 70% творога не соответствовали требованиям стандартов по содержанию жира, кислотности, а также по показателям безопасности - присутствию кишечной палочки.
Не отличается хорошим качеством и сливочное масло: 72% образцов сливочного масла не соответствовало требованиям ГОСТ 37-91 "Масло коровье" по качеству из-за содержания растительных жиров, заниженной жирности и повышенной влажности.
Исследования мясных консервов в большинстве случаев выявили несоответствие требованиям по качеству, т.к. содержат меньше мяса, больше жира и различных включений в виде сухожилий и хрящей. Качество рыбных консервов несколько лучше, но большинство исследованных образцов имеют массу меньше требуемой.
Что касается колбасных изделий, то 45% из них имеют повышенную влажность, содержат избыточное количество воды.
В ходе исследования мясных копченостей было определено, что 29% образцов содержали бенз(а)пирен, который относится к канцерогенным веществам.
Около 50% исследованных образцов мясных полуфабрикатов отличались заниженным содержанием животного белка, завышенным содержанием жира, присутствием растительных жиров и белков.
В качестве растительных белков чаще всего используется соя - основной заменитель мяса. На упаковках слово "соя" заменяют таким словом, как "растительный белок". Применение сои может вызывать аллергические реакции, так как соя обладает аллергенными свойствами.
По результатам исследований к торговым организациям, реализующим некачественную продукцию, управлением Роспотребнадзора по Калужской области были применены меры административного воздействия в виде штрафов на общую сумму 184,5 тысячи рублей. Некачественная и опасная для жизни и здоровья потребителей продукция снята с продажи, списана и утилизирована.
В территориальные управления Роспотребнадзора различных регионов направлены рекламации для сведения и принятия мер к изготовителям некачественной и опасной продукции.
Проводимые в течение ряда лет испытания продуктов, реализуемых на территории области, свидетельствуют о том, что продукция калужских товаропроизводителей, несмотря на выявленные нарушения, является более качественной и безопасной.
Таким образом, необходимость и целесообразность разработки Программы вызвано следующими нерешенными проблемами в сфере развития продовольственных рынков:
1. Недостаточное развитие инфраструктуры торговли;
2. Сложности реализации пищевой продукции местного производства в розничной торговой сети области;
3. Отсутствие со стороны контрольных и надзорных органов систематического контроля за качеством продовольственных товаров, реализуемых в объектах розничной торговли.
На решение указанных проблем направлены задачи и мероприятия программы.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью программы является развитие конкурентной среды на продовольственном рынке Калужской области.
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:
- развитие инфраструктуры торговли;
стимулирование розничной торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами местного производства;
- обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров, реализуемых в розничных торговых предприятиях.
Срок реализации программы: 2009-2011 годы.
Приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 7 апреля 2009 г. N 183 раздел 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
3. Целевые индикаторы - измеряемые показатели решения
поставленных задач по годам реализации программы
Задача | Целевой индикатор | Единица измере- ния |
Значение целевых индикаторов по годам | ||||
2007 | 2008 (оценка) |
2009 (прогноз) |
2010 (прогноз) |
2011 (прогноз) |
|||
Развитие инфраструктуры торговли |
Динамика оборота розничной торговли в расчете на душу населения |
Тыс. руб. |
63,17 | 83,7 | 101,56 | 121,84 | 142,51 |
Индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли относительно прожиточного минимума в Калужской области |
% | 152 | 210 | 215 | 219 | 216 | |
Стимулирование розничной торговли сельскохозяйствен- ными и продовольственными товарами местного производства |
Доля продажи продовольственных товаров местных производителей в товарообороте по группам аналогичных товаров, реализуемых в магазинах розничных торговых сетей, всего, в том числе |
% | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
40 | 40 | 50 | 60 | 70 | ||
Молоко и молочная продукция |
10 | 20 | 20 | 30 | 40 | ||
Мясо, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты |
40 | 40 | 40 | 50 | 60 | ||
Организация на территории области сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков |
Единиц | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | |
Предупреждение поступления в розничную торговую сеть Калужской области некачественных пищевых продуктов |
Количество лабораторных исследований образцов продовольственных товаров |
Единиц | 431 образец по 12 товарным группам |
470 образцов по 13 товарным группам |
520 по 6 товарным группам |
550 по 7 товарным группам |
600 по 8 товарным группам |
Доля образцов пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативной технической документации |
% | 33 | 30 | 28 | 25 | 20 |
Приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 7 апреля 2009 г. N 183 раздел 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4. Перечень программных мероприятий
Содержание мероприятия |
Срок реализации |
Коды классификации | Объем расходов на реализацию, тыс. руб. |
Показатели результативности деятельности | |||||||||||||||||||||||||
Раздел, подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
1 год | 2 год | 3 год |
Наименование индикатора |
Единицы измере- ния |
Значение индикатора | |||||||||||||||||||||
Задача 1. Развитие инфраструктуры розничной торговли |
2009-2011, ежегодно |
Динамика оборота розничной торговли в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
101,56 | 121,84 | 142,51 | |||||||||||||||||||||||
Индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли относительно прожиточного минимума в Калужской области |
215 | 219 | 216 | ||||||||||||||||||||||||||
Организация маркетинговых исследований отдельных товарных рынков области, анализ их состояния |
2009-2011, ежегодно |
0412 | 0920000 | 013 | 300 | 400 | 500 | Результат | По результатам мероприятия в 2010 году будет разработана концепция развития торговли, общественного питания и бытовых услуг на период 2011-2013 годов с оценкой состояния конкурентной среды на продовольственном рынке Калужской области, инфраструктуры рынка отдельных социально значимых продуктов питания (молоко, хлеб, подсолнечное масло, яйцо куриное, овощная продукция) с учетом факторов, влияющих на динамику цен, объем поставок товаров и уровень спроса, соотношение между количеством предприятий стационарной торговой сети, находящихся под общим управлением, и отдельными предприятиями розничной торговли, а также мероприятия по реализации указанной концепции |
||||||||||||||||||||
Закупка программного обеспечения для ведения электронной базы данных размещения объектов розничной и оптовой торговли, действующих на территории области |
2010 | 0412 | 0920000 | 013 | 0 | 400 | 0 | Результат | По результатам мероприятия сведения будут ежегодно публиковаться на сайте министерства с целью обеспечения доступности информации о предприятиях торговли для предприятий перерабатывающей пищевой промышленности |
||||||||||||||||||||
Формирование и ведение реестра организаций и предпринимате- лей, осуществляющих торговую деятельность |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
|||||||||||||||||||||||||||
Содействие созданию и развитию логистических центров на территории области |
2009 | Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Создание и функционирование логистических центров, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций и, как следствие, снижение издержек обращения предприятий розничной торговли, непроизводственных расходов товаропроизводителей |
|||||||||||||||||||||||||
Организация и проведение конкурсов на лучшее предприятие потребительско- го рынка |
2009-2011 ежегодно |
0412 | 0920000 | 013 | 300 | 400 | 500 | Результат | Стимулирование деятельности организаций и предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность по совершенствованию форм и методов организации торговли |
||||||||||||||||||||
Организация мероприятий, приуроченных к профессиональ- ным праздникам "День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-комму- нального хозяйства" и Всемирного дня защиты прав потребителей |
Март 2009 - март 2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Награждение лучших предприятий торговли, формирование положительного имиджа местных предприятий торговли |
|||||||||||||||||||||||||
Всего по задаче 1 |
4600 | 0412 | 0920000 | 013 | 600 | 1200 | 1000 | ||||||||||||||||||||||
Задача 2. Стимулирование розничной торговли сельскохозяйст- венными и продовольствен- ными товарами местного производства |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Доля продажи продовольственных товаров местных производителей в товарообороте группы аналогичных товаров, реализуемых магазинами розничных торговых сетей |
Всего %, в том числе |
40 | 50 | 60 | ||||||||||||||||||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
50 | 60 | 70 | ||||||||||||||||||||||||||
Молоко и молочная продукция |
20 | 30 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||
Мясо, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты |
40 | 50 | 60 | ||||||||||||||||||||||||||
Организация на территории области сельскохозяйствен- ных и сельскохозяйствен- ных кооперативных розничных рынков |
Единиц | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||
Информирование предприятий пищевой промышленности Калужской области о потребностях государственных заказчиков в пищевой продукции |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Создание дополнительного канала сбыта продукции местных предприятий пищевой промышленности |
|||||||||||||||||||||||||
Организация и проведение смотра-конкурса "Покупай Калужское" |
2009-2011, ежегодно |
0412 | 0920000 | 013 | 300 | 400 | 500 | Результат | Стимулирование предприятий розничной торговли по продвижению товаров калужских товаропроизводителей с использованием современных технологий в торговле, привлечение внимания населения области к товарам калужских товаропроизводителей, стимулирование товаропроизводителей на повышение уровня менеджмента предприятий, использование современных форм и методов работы с предприятиями торговли |
||||||||||||||||||||
Создание перечня предприятий, осуществляющих производство и переработку пищевой продукции на территории области |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Изучение инфраструктуры товарных рынков, получение информации о продовольственных ресурсах, производственной мощности предприятий, ассортименте выпускаемой продукции |
|||||||||||||||||||||||||
Организация заключения соглашений о взаимодействии между организациями и предпринимате- лями, осуществляющими торговлю продовольствен- ными товарами и местными предприятиями пищевой промышленности |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Получение обязательств со стороны предприятий торговли относительно минимальной доли продовольственных товаров местных производителей в товарообороте |
|||||||||||||||||||||||||
Осуществление мониторинга розничных цен на отдельные группы продовольствен- ных товаров по районам и городским округам области |
2009-2011, еженедельно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Получение информации о структуре розничной цены и расходов организаций розничной торговли по реализации отдельных видов продовольственных товаров, выработка мероприятий по стабилизации потребительских цен |
|||||||||||||||||||||||||
Проведение мониторинга по соблюдению уровня рекомендованных торговых надбавок на основные продовольствен- ные товары |
2009-2011, ежемесячно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | ||||||||||||||||||||||||||
Организация анализа статистических данных наблюдения за средними ценами производителей сельскохозяйст- венной продукции, предприятий перерабатываю- щей пищевой промышленности, средними потребительски- ми ценами на отдельные продовольствен- ные товары в Калужской области |
2009-2011, ежекварталь- но |
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности рабочей группы, созданной распоряжением Губернатора области от 27.10.2007 N 126-р по организации и проведению проверок предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания |
2009-2011, ежемесячно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | ||||||||||||||||||||||||||
Всего по задаче 2 |
1200 | 0412 | 0920000 | 013 | 300 | 400 | 500 | ||||||||||||||||||||||
Задача 3. Предупреждение поступления в розничную торговую сеть Калужской области пищевых продуктов |
Количество лаборатор- ных исследова- ний образцов продоволь- ственных товаров |
Единиц | 520 по 6 товарным группам |
550 по 7 товар- ным группам |
600 по 8 товарным группам |
||||||||||||||||||||||||
Доля образцов пищевых продуктов, не соответст- вующих требовани- ям норматив- ной техничес- кой документа- ции |
% | 28 | 25 | 20 | |||||||||||||||||||||||||
Организация лабораторных исследований качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории области |
2009-2011, ежегодно |
0412 | 0920000 | 013 | 700 | 800 | 900 | Результат | Контроль качества пищевой продукции, реализуемой в розничной торговой сети области |
||||||||||||||||||||
Организация публикаций в средствах массовой информации сведений об организациях и предпринимате- лях, допустивших при производстве пищевой продукции нарушения стандартов и технических условий, а также предприятиях торговли, реализующих указанные товары |
2009-2011, ежегодно |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности министерства (в размере ассигнований на содержание) |
Результат | Методы косвенного воздействия на предприятия пищевой промышленности области, а также розничной торговли, реализующие фальсифицированную продукцию с целью недопущения ее производства и реализации |
|||||||||||||||||||||||||
Всего по задаче 3 |
2400 | 0412 | 0920000 | 013 | 700 | 800 | 900 | ||||||||||||||||||||||
Итого по программе |
6400 | 0412 | 0920000 | 013 | 1600 | 2400 | 2400 |
Приказом Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 7 апреля 2009 г. N 183 раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Расходы на реализацию программы рассчитаны исходя из расценок организаций, привлекаемых путем проведения государственных торгов с целью поставки товаров и услуг, необходимых для реализации программных мероприятий.
По мероприятию "организация маркетинговых исследований товарных рынков области" на 2009 год необходимо 300 тыс. руб. Указанная сумма была определена исходя из стоимости проведения указанных исследований в 2007 и 2008 годах. На оплату услуг маркетинговой организации, привлеченной к проведению исследований в указанные годы, было потрачено 400 тыс. руб. и 450 тыс. руб. соответственно. В 2007 и 2008 годах проводились исследования не только продовольственных товарных рынков, а также рынков непродовольственных товаров и сферы услуг. На период реализации программы стоимость маркетинговых исследований скорректирована с учетом проведения исследований исключительно продовольственных товарных рынков и увеличения их количества.
При определении потребности в денежных средствах на организацию и проведение конкурсов на лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания в качестве исходной суммы принимались в расчет денежные средства, потраченные на финансирование указанных мероприятий в 2008 году в сумме 395 тыс. руб. Указанные средства были направлены на материальное поощрение победителей, а также на техническую поддержку проведения конкурсов. В 2009 году планируется потратить аналогичную сумму - 300 тыс. руб. В 2010-2011 годах сумму указанных средств планируется увеличить вследствие увеличения количества номинаций конкурсов.
При определении потребности в денежных средствах, необходимых для закупки программного обеспечения для ведения электронной базы данных размещения объектов торговли, общественного питания, действующих на территории области, учитывались расценки организаций и предпринимателей, разрабатывающих программное обеспечение.
При определении потребности в денежных средствах, необходимых для организации мероприятий, приуроченных к профессиональным праздникам "День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства" и Всемирного дня защиты прав потребителей учитывался опыт проведения аналогичных мероприятий в 2007 и 2008 годах. Заявленные средства (300 тыс. руб., 400 тыс. руб., 500 тыс. руб.) на период 2009-2011 годы будут потрачены на техническое обеспечение указанных мероприятий.
По мероприятию "организация лабораторных исследований качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории области" заявленная потребность в денежных средствах составляет 700 тыс. руб. При определении указанной суммы учитывался опыт проведения лабораторных исследований в 2008 году. На оплату услуг лаборатории, привлеченной к проведению исследований, было потрачено 450 тыс. руб. При этом в 2008 году были проверены 13 товарных групп продовольственных товаров в количестве 470 образцов. В 2009 году и последующих годах реализации программы планируется увеличить количество образцов и сократить количество товарных групп за счет более полного обследования группы молока и молочной продукции согласно постановлению Губернатора Калужской области от 14.07.2008 N 211 "Об обеспечении потребителей Калужской области молочными продуктами и о внесении изменения в постановление Губернатора Калужской области от 18.10.2007 N 395 "О дополнительных мерах по стабилизации цен на основные продукты питания".
6. Ожидаемая оценка эффективности расходования
бюджетных средств по годам реализации программы
По каждому мероприятию программы, для реализации которых предусмотрены финансовые средства по статье 0412 0920000 013, ожидается высокая оценка эффективности расходования бюджетных расходов. По годам реализации программы эффективность бюджетных расходов будет находиться на уровне предыдущего года или повышаться, плановые значения индикаторов будут подтверждаться - в случае достижения запланированного уровня расходов бюджета на очередной финансовый год.
В числе внешних факторов, которые могут негативно влиять на реализацию программы и эффективность расходования бюджетных средств, следует отметить нестабильность внешних продовольственных рынков (межрегиональных, российского и мирового). В случае возникновения внешних дестабилизирующих факторов общероссийского и мирового значения (например, опережающий рост потребительских цен, дефицит сельскохозяйственного сырья на продовольственных рынках) эффективность бюджетных расходов может снизиться.
Реализация программы позволит существенно улучшить взаимодействие калужских производителей и торговых организаций, увеличить объемы реализации местной продукции крупными розничными сетями, повысить ее конкурентоспособность. Увеличение объемов продаж местных производителей приведет к росту фонда заработной платы их работников, а значит и к общему увеличению их покупательской активности. Организации и предприниматели получат больше прибыли, а область - больше налоговых отчислений.
7. Методика оценки эффективности программы
При оценке эффективности программы следует руководствоваться типовой оценкой эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденной приказом министра экономического развития области от 05.06.2008 N 592-п.
Оценка эффективности реализации программы будет производиться по целевым индикаторам.
Оценка целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный период (финансовый год).
По результатам оценки расходов областного бюджета могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность бюджетных расходов снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность бюджетных расходов находится на уровне предыдущего года;
- эффективность бюджетных расходов повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Процедура оценки производится в следующем порядке.
Определяется оценка состояния целевого индикатора с учетом результатов таблицы 1 по следующей форме:
Таблица 1
Наименова- ние |
Состояние целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте расходов |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
||
Целевой индикатор |
Положительная динамика состояния целевого индикатора |
1 | 2 | 3 |
Сохранение значения целевого индикатора |
0 | 1 | 2 | |
Отрицательная динамика состояния индикатора |
0 | 0 | 1 |
Положительная оценка эффективности реализации программы достигается при сумме баллов, равной или более 6, в результате определяется положительная динамика и эффективность расходования бюджетных средств.
8. Организация управления ведомственной целевой
программой и контроль за ходом ее выполнения
Система управления программой направлена на достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого мероприятия, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
Функцию уполномоченного органа, осуществляющего текущее управление и координацию работ по реализации мероприятий программы, осуществляет управление потребительского рынка и лицензирования министерства (далее - уполномоченный орган).
Ответственными исполнителями мероприятий программы являются специалисты отдела развития потребительского рынка управления потребительского рынка и лицензирования министерства.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель министра - начальник управления потребительского рынка и лицензирования.
Заместитель министра - начальник управления потребительского рынка и лицензирования, лицо ответственное за координацию и реализацию мероприятий программы, осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объемов финансирования, а также утверждение развернутого перечня мероприятий на предстоящий год;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий программы;
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий.
Уполномоченный орган осуществляет:
- текущее управление мероприятиями программы;
- мониторинг реализации программных мероприятий;
- разрабатывает план мероприятий по реализации программы на предстоящий год. Исполнители мероприятий программы:
- несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов программы;
- ежегодно направляют информацию заместителю министра - начальнику управления потребительского рынка и лицензирования, ответственному за координацию и реализацию мероприятий программы, о ходе реализации мероприятий программы.
Срок представления годового отчета до 1 февраля следующего за отчетным периодом года.
Уполномоченный орган информирует министра конкурентной политики и тарифов области, министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области о ходе реализации программы ежегодно до 1 марта.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства конкурентной политики Калужской области от 9 октября 2008 г. N 596 "О вневедомственной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.