Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Калужской области от 11 января 2009 г. N 519-ОЗ в настоящее Приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Приложение N 4
к областной целевой программе
"Доступное жилье в Калужской области"
на 2006-2010 гг.
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы
"Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 гг.
29 декабря 2006 г., 30 апреля 2008 г., 11 января 2009 г.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В настоящее время остро стоит проблема низкой доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
С 1990 года в Калужской области наблюдается естественная убыль населения, в период с 2000 по 2005 годы естественная убыль населения ежегодно составляет около 1% от общей численности населения области.
Если в 80-х годах количество разводов составляло 50% от количества заключенных браков, то с середины 90-х годов количество разводов составляет в среднем 75% от количества заключенных браков.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования. Данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста, позволит сформировать экономически активный слой населения и создаст условия для улучшения демографической ситуации в области.
На начало 2005 года 1617 молодых семей Калужской области состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При создании обоснованной системы решения проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обуславливает необходимость применения программных методов.
В 2003-2005 гг. государственная поддержка молодых семей в Калужской области осуществлялась в рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Калужской области от 28.11.2003 N 270-ОЗ (далее - Программа), которая была разработана в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638.
Для решения поставленной задачи за счет средств областного бюджета молодым семьям, участвующим в реализации Программы, предоставлялись льготные займы на приобретение жилья, за счет средств федерального бюджета - субсидии на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.
В 2003-2005 годах 44 молодые семьи, участвовавшие в Программе, улучшили свои жилищные условия. При этом за счет средств федерального бюджета молодым семьям было предоставлено 26 субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на общую сумму 4460,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 19 льготных займов на общую сумму 7 065,5 тыс. рублей.
В рамках реализации Программы в 2003-2005 годах были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования.
Анализ результатов реализации Программы выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.
С 2006 года государственная поддержка молодых семей в Калужской области будет осуществляться в рамках настоящей подпрограммы.
Настоящая подпрограмма отвечает программным требованиям и условиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Федеральная подпрограмма) и предусматривает государственную поддержку решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект.
Подпрограмма учитывает требования Федеральной подпрограммы для консолидации усилий федерального и регионального уровней в достижении целей подпрограммы.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию в Калужской области одного из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
- наличие у молодой семьи средств, позволяющих быть участниками подпрограммы;
- эффективное и целевое использование бюджетных средств;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Важнейшими целевыми показателями подпрограммы являются:
1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств - Кмс.
2. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - Дмс.
Показа- тель |
Прогноз | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего | |
Кмс | 69 | 349 | 236 | 222 | 216 | 1092 |
Дмс | 4,27 | 25,85 | 40,45 | 54,17 | 67,53 | 67,53 |
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2006-2010 гг. В этот период будет произведено формирование механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, разработка правового, организационного и финансового механизмов подпрограммы и форм взаимодействия исполнителей подпрограммы.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают формирование и развитие системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации подпрограммы;
- информационное обеспечение подпрограммы.
В соответствии с настоящей подпрограммой молодым семьям - участникам подпрограммы будут предоставляться социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Также молодым семьям будет предоставляться дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства).
Перечень основных мероприятий по реализации программы приведен в разделе 4 Программы.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы на 2006-2010 гг.:
(в действующих ценах каждого года)
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего | |
Федеральный бюджет 1 |
5000,00 | 31702,51 | 26261,30 | 29644,11 | 33890,43 | 126498,35 |
Областной бюджет 2 | 15000,00 | 95107,52 | 78783,91 | 88932,34 | 101671,30 | 379495,06 |
Местные бюджеты 3 | ||||||
Внебюджетные средства 4 |
||||||
Итого | 20000,00 | 126810,00 | 105045,20 | 118576,50 | 135561,70 | 505993,40 |
1. Для исполнения подпрограммы будут привлекаться средства Федеральной подпрограммы.
2. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются исходя из средней стоимости жилья и количества участников подпрограммы.
3. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств местных бюджетов определяются по результатам отбора муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы, проводимого в соответствии с порядком, определяемым Правительством Калужской области, на основании документов, подтверждающих намерения органов местного самоуправления области и организаций участвовать в финансировании подпрограммы.
4. К внебюджетным источникам, привлекаемым для реализации мероприятий подпрограммы, относятся:
- средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Прогнозные объемы финансирования подпрограммы за счет внебюджетных источников определяются по результатам отбора муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы, проводимого в соответствии с порядком, определяемым Правительством Калужской области, на основании норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, исходя из количества молодых семей, состоящих на учете в качестве участников подпрограммы, по каждому отобранному муниципальному образованию.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется в соответствии с Федеральной подпрограммой.
Участник подпрограммы - молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, местом жительства которой является Калужская область. Для участия в подпрограмме молодая семья должна соответствовать следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день утверждения Правительством Калужской области (иным органом исполнительной власти Калужской области в соответствии с его полномочиями) списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральной подпрограммой;
3) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат двух видов:
1. Социальная выплата на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которая может направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальная выплата).
Размер социальной выплаты составляет не менее:
- 35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Федеральной подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей;
- 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Федеральной подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, определяются Правительством Калужской области.
2. Дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства) (далее - дополнительная социальная выплата).
Дополнительная социальная выплата предоставляется в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья.
Порядок предоставления молодым семьям дополнительных социальных выплат устанавливается Правительством Калужской области.
Порядок отбора муниципальных образований для участия в подпрограмме определяется Правительством Калужской области.
В целях исполнения обязательств перед молодыми семьями, подавшими заявление на участие в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Калужской области от 28.11.2003 N 270-ОЗ, указанные молодые семьи будут извещены об изменении условий участия и механизмов реализации подпрограммы и о подтверждении исполнения обязательств перед ними в соответствии с ранее действующими условиями и порядком.
Поручить министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области обеспечить участие Калужской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в Федеральной подпрограмме и предпринять необходимые меры по реализации подпрограммы в 2006 году.
Начиная с 2007 года распределение субсидий из областного бюджета для долевого финансирования расходов бюджетов муниципальных образований Калужской области, связанных с реализацией подпрограммы, между муниципальными образованиями Калужской области производится по методике согласно приложению N 6 к Программе.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Заказчик подпрограммы осуществляет:
- общее управление подпрограммой;
- обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, участвующими в реализации подпрограммы;
- осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления по реализации подпрограммы;
- организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, а также анализа соответствия результатов выполнения мероприятий подпрограммы целевым индикаторам;
- подготовку отчетов о результатах реализации подпрограммы;
- организацию проведения в муниципальных образованиях области и средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств;
- доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заказчик подпрограммы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации подпрограммы и готовит предложения по корректировке, приостановлению действия или отмене нормативных правовых актов, в соответствии с которыми реализуется подпрограмма.
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора области от 02.02.2005 N 33.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств бюджетов всех уровней будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- использования молодыми семьями собственных и привлечения кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Результативность подпрограммы будет оцениваться на основе следующих индикаторов:
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств;
- доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в решении жилищной проблемы.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2006-2010 годах обеспечить жильем 1092 молодые семьи, нуждающихся в решении жилищной проблемы, в том числе в 2006 году - 69 молодых семей, в 2007 году - 349 молодых семей, в 2008 году - 236 молодых семей, в 2009 году - 222 молодые семьи и в 2010 году - 216 молодых семей, а также позволит обеспечить:
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан - в размере 60 % от общего объема финансирования настоящей подпрограммы;
- формирование активной жизненной позиции молодежи;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.