Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 26 ноября 2009 г. N 482
Долгосрочная целевая программа Калужской области
"Право ребенка на семью (2010-2014 годы)"
16 июня, 8 ноября 2010 г., 21 июня 2011 г., 31 мая 2012 г., 11 марта, 17 мая, 22 августа 2013 г., 15 января 2014 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2013 г. N 434 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы Калужской области
"Право ребенка на семью (2010-2014 годы)"
Наименование |
Долгосрочная целевая программа Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" (далее - Программа) |
|||||||||||||
Заказчики Программы |
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - заказчик-координатор Программы; министерство экономического развития Калужской области" |
|||||||||||||
Разработчик |
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области |
|||||||||||||
Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 17.08.2009 N 92-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" |
|||||||||||||
Цель Программы |
Создание условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной и семейной жизни |
|||||||||||||
Задачи |
Реформирование сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшение качества предоставления социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели |
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||||
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, в процентах |
3,02 |
2,93 |
2,84 |
2,74 |
2,63 |
|||||||||
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
82,0 |
82,6 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
|||||||||
Доля воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
7,4 |
6,9 |
6,1 |
5,8 |
5,3 |
|||||||||
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, из них: |
146 |
190 |
212 |
168 |
168 |
|||||||||
по договорам найма специализированных жилых помещений - всего, чел. |
|
|
|
147 |
141 |
|||||||||
в том числе численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, |
146 |
190 |
212 |
78 |
84 |
|||||||||
из них по договорам найма специализированных жилых помещений, за счет финансовых средств по соглашению с Министерством финансов Российской Федерации, чел. |
|
|
|
57 |
57 |
|||||||||
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на жилое помещение, но не обеспеченных жилыми помещениями на конец отчетного периода, чел. |
|
|
43 |
250 |
220 |
|||||||||
Сроки и этапы реализации |
2010-2014 годы |
|||||||||||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Программа включает в себя мероприятия по следующим основным направлениям: I. Организация содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения и реформирование деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. III. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|
|||||||||||||
Источники финансирования |
Итого |
В том числе по годам |
||||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||||||
Всего |
3929298,4 |
297740 |
858881 |
900295 |
941184,4 |
931198 |
||||||||
В том числе по источникам: |
|
|
|
|
|
|
||||||||
1. Областной бюджет (*) |
3631315 |
268171 |
744540 |
801286 |
908793 |
908525 |
||||||||
2. Средства федерального бюджета (**) |
229171,4 |
6488 |
100036 |
76108 |
23866,4 |
22673 |
||||||||
3. Внебюджетные источники (***), в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию) |
68812 |
23081 |
14305 |
22901 |
8525 |
|
||||||||
(*) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (**) Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (***) Объемы средств из внебюджетных источников ежегодно определяются исходя из средств полученной спонсорской помощи, а также средств грантовой помощи из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выделение грантов осуществляется по результатам конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации и конкурсного отбора проектов муниципальных образований, учреждений и организаций. | ||||||||||||||
Ожидаемые результаты |
Уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,6% от общего числа детского населения в 2014 году. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 85% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшение на 40% к уровню 2008 года количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение 100-процентного охвата психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей. Обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не менее 60% к 2015 году). Приобретение не менее 884 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшение с восьми до двух числа государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области с 2007 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем детского сиротства. Законом Калужской области утверждена областная целевая программа "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)".
По оценке министерства экономического развития Калужской области, реализация данной программы в 2007-2008 гг. получила наивысшую оценку среди программ социальной направленности, что подтверждает целесообразность дальнейшего использования программно-целевого подхода к решению вопросов семейного устройства детей-сирот и поэтапного реформирования деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и детских домов-школ).
По состоянию на 1 января 2009 года 1000 приемных детей воспитывались в 588 приемных семьях (на 01.08.2009 - 1060 приемных детей в 616 приемных семьях), под опекой (попечительством) находятся 1935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях усыновителей - 1232 ребенка. Всего семейными формами устройства охвачено 82 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их общего количества.
Основной причиной распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие: 478 детей в 2008 году (2007 год - 482) остались без родительского попечения в результате 424 случаев лишений родительских прав (2007 год - 433). Вследствие профилактической работы органов опеки и попечительства уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В 2008 году таких детей было 38 (2007 год - 56). Также уменьшилось количество случаев жестокого обращения с детьми. В 2008 году таких случаев было выявлено 9 (2007 год - 16).
За 2008 год 20 (2007 год - 30) родителей были ограничены в родительских правах, из них 8 (2007 год - 23) - вследствие их поведения в отношении 24 (2007 год - 42) детей. В отношении 5 (2007 год - 2) родителей было отменено решение суда об ограничении родительских прав. За 2008 год получили статус детей, оставшихся без попечения родителей, 550 несовершеннолетних (2007 год - 785).
В последние годы в области сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), переданных на воспитание в семью. В 2008 году из 550 выявленных детей 352 (64 процента) были устроены на воспитание в семьи в течение первого месяца с момента выявления, 173 ребенка (31,5 процента) направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 25 (4,5 процента) возвращены в биологическую семью.
Всего в 2008 году на воспитание в семьи было передано 489 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 82 - на усыновление, 283 - под опеку (попечительство), 124 - в приемные семьи.
В 2008 году были переданы на воспитание в семьи граждан 16 детей-инвалидов, лишенных попечения родителей, из которых 8 устроены под опеку (попечительство), 6 - в приемные семьи и 2 - в семьи усыновителей.
Важнейшим фактором развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, предоставление им качественных государственных услуг в сфере образования, воспитания, развития, соблюдения социальных гарантий, установленных законодательством.
В Калужской области 636 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеют закрепленного жилого помещения и нуждаются в его предоставлении.
В 2008 году для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного и федерального бюджетов было выделено 20 млн. рублей и приобретено 25 жилых помещений в различных районах Калужской области.
По состоянию на 16 октября 2009 года для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета выделено 103 млн. рублей, на которые 87 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено жилье.
При сохранении таких же объемов финансирования к 2013 году всем выпускникам 2010-2012 годов, а также вернувшимся из армии или родившим детей средства на приобретение жилых помещений будут выделяться к моменту их выпуска из учреждений или при возникновении иных оснований.
Уменьшению финансовой бюджетной нагрузки, связанной с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, способствует сохранение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В среднем на ремонт жилого помещения, в котором не проживают более 10 лет, требуется от 50 до 150 тыс. рублей, в то время как сумма средств, необходимых для приобретения жилого помещения, составляет в среднем 1200 тыс. рублей.
Кроме того, внедрение семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приносит прямой бюджетный эффект, так как содержание одного ребенка в год в детских домах Калужской области в среднем на 182 тыс. рублей больше, чем в замещающей семье (по итогам 2008 года).
Для комплексного решения проблем требуется межведомственная координация взаимодействия министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области: с министерством образования и науки Калужской области - в части психолого-педагогической поддержки замещающих семей, детей-сирот, находящихся в трех школах-интернатах и учреждениях начального профессионального образования; с органами местного самоуправления - в части переданных им на исполнение государственных полномочий по опеке и попечительству.
Принятие Программы также обеспечит информирование общественности о реализации новых социальных проектов по семейному обустройству детей-сирот и позволит консолидировать действия заинтересованных организаций в их поддержке, в том числе финансовой.
Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2013 г. N 434 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной и семейной жизни.
Задачи Программы:
- реформирование сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение качества предоставления социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы:
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа осуществляется в один этап в 2010-2014 годы.
4. Система основных мероприятий Программы
Программа предусматривает мероприятия по следующим основным направлениям:
I. Организация содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения и реформирования деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данное направление включает мероприятия, направленные на структурные изменения сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные мероприятия предполагают дальнейшее развитие и совершенствование деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганде и информационному освещению данной деятельности.
III. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти мероприятия направлены на поддержку замещающих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и призваны способствовать улучшению качества жизни данной категории граждан, защите их социально-правовых гарантий.
Система основных мероприятий Программы указана в приложении к Программе и предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2013 г. N 434 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, привлеченных спонсорских средств, а также грантов из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
Итого |
В том числе по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Всего |
3929298,4 |
297740 |
858881 |
900295 |
941184,4 |
931198 |
В том числе по источникам: |
|
|
|
|
|
|
1. Областной бюджет (*) |
3631315 |
268171 |
744540 |
801286 |
908793 |
908525 |
2. Средства федерального бюджета (**) |
229171,4 |
6488 |
100036 |
76108 |
23866,4 |
22673 |
3. Внебюджетные источники (***), в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию) |
68812 |
23081 |
14305 |
22901 |
8525 |
|
*) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
**) Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
***) К внебюджетным источникам относятся средства спонсорской помощи, а также средства грантовой помощи из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отбор программ субъектов Российской Федерации для финансирования за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется ежегодно на конкурсной основе.
Анализ причин возникновения рисков и мероприятия по их минимизации при реализации Программы приведены в таблице:
Наименование риска |
Анализ причин его возникновения |
Механизм минимизации риска |
Социальный риск |
Увеличение числа неблагополучных семей |
Усиление профилактической работы в молодежной среде, направленной на пропаганду семейных ценностей |
Финансовый риск |
Снижение налоговых поступлений в областной бюджет |
Финансирование приоритетных мероприятий, привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных законодательством |
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 г. N 12 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Заказчик Программы ежегодно с учетом реализации мероприятий Программы уточняет объемы средств, необходимых для их финансирования в очередном году, и представляет по мере формирования областного бюджета:
- бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации по привлечению средств федерального бюджета.
В рамках проведения областных социально значимых мероприятий министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с министерством здравоохранения Калужской области, министерством образования и науки Калужской области, министерством культуры и туризма Калужской области, министерством спорта и молодежной политики Калужской области, министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области в пределах их компетенции.
Субсидии муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки граждан предоставляются в соответствии с законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Общая координация исполнения Программы осуществляется министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, которое:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по программным мероприятиям в соответствии с нормами действующего законодательства;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
- привлекает к межведомственному взаимодействию при реализации мероприятий Программы министерство образования и науки Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство спорта и молодежной политики Калужской области, министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области.
Результаты выполнения Программы за год обсуждаются на расширенных заседаниях коллегий министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Ход и результаты реализации Программы не реже одного раза в квартал освещаются в средствах массовой информации.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95).
Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2013 г. N 434 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
За период реализации Программы будут достигнуты следующие социальные эффекты:
- уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,6 процента от общего числа детского населения в 2014 году;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, до 85 процентов от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- уменьшение на 40 процентов к уровню 2008 года количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение 100-процентного охвата психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей;
- обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не менее 60 процентов к 2015 году);
- приобретение не менее 884 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в 2010 году - 146 жилых помещений, в 2011 году - 190 жилых помещений, в 2012 году - 212 жилых помещений, в 2013 году - не менее 168 жилых помещений, в 2014 году - не менее 168 жилых помещений;
- обеспечение реформирования сети государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их количественное уменьшение до двух к 2015 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.