2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Руководства, упомянутого в п.1, настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Руководства, упомянутого в п.1 настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.
4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Руководства, упомянутого в п.2 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра |
О.В. Скворцов |
Руководство
по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса
(введено в действие распоряжением Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р)
Введение
Настоящий документ устанавливает единую процедуру оценки эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожной отрасли и учитывает условия российской экономики в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.
1. Область применения
1.1. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса предназначено для обеспечения единства методических принципов и совершенствования процедуры расчета экономической эффективности рассматриваемого вида деятельности отрасли.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса.
1.2. "Руководство..." предназначено для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.
1.3. "Руководство..." предназначено для использования на следующих уровнях:
- органов дорожного управления федерального и регионального уровней;
- разработчиков инноваций и участников внедрения достижений научно-технического прогресса.
2. Термины и определения
В настоящем "Руководстве ..." использованы следующие термины и определения.
Инновации - конечный результат плановых или инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Достижения научно-технического прогресса - конечные результаты ранее выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом международного опыта.
Инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на реализацию инноваций и (или) достижений научно-технического прогресса.
Научные работы делятся на следующие виды: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования и разработки.
Фундаментальные исследования определяют стратегию науки, расширяют границы значений данной науки и имеют общетеоретическое значение.
Поисковые исследования характеризуют тактику науки на основе общих стратегий.
Прикладные исследования реализуют теоретические положения применительно к конкретным элементам производства, повышают их эффективность.
Разработки - научные работы, которые выражают детализацию и конкретизацию прикладных исследований в виде определенных технологических процессов, технических, нормативных и методических документов и т.д.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса с целью повышения эффективности функционирования отрасли "дорожное хозяйство".
3. Основные положения
3.1. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" учитывает основные положения "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.
3.2. Настоящий документ включает общую систему принципов, показателей, критериев и методов оценки эффективности, учитывающие общеотраслевые требования, а также специфику отрасли "дорожное хозяйство".
3.3. Оценка экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса производится прежде всего по величине общественной (социально-экономической) эффективности.
3.4. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" включает инструкцию для пользователя программной реализацией методических положений, а также тест (условный пример) реализации программы Effect. Результаты реализации стандартной процедуры для отраслевых примеров расчета экономической эффективности с учетом программного обеспечения приведены в пояснительной записке к настоящему документу.
3.5. "Руководство..." определяет перечень необходимой информации и порядок действий пользователя программным продуктом на ПЭВМ при расчетах.
3.6. В "Руководстве..." использованы основные методические принципы в оценке эффективности, сложившиеся в мировой практике:
- расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого решения;
- учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;
- учет фактора экономической неравнозначности;
- учет фактора согласованности - сопоставимости показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.
4. Требования к информационному обеспечению оценки эффективности инноваций и достижений научно-технического прогресса
4.1. Основные требования к информационному обеспечению расчета экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса заключаются в следующем: пользователю необходимо самостоятельно подготовить и внести в банк данных программы расчета на ПЭВМ информацию об общих экономических условиях реализации рассматриваемого проекта, а также необходимые характеристики и параметры проекта, задействованные в формулах.
4.2. Стандартная программа для пользователя на ПЭВМ предусматривает реализацию методики расчета оценок эффективности применительно к учету всех условий, задействованных в формуле. При использовании программы расчета для оценки экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве конкретных инноваций и достижений научно-технического прогресса пользователь самостоятельно принимает решение о необходимости учета каждого параметра в формулах при заполнении соответствующей исходной информации.
4.3. Учет затрат и результатов осуществляется в пределах одного расчетного периода - горизонта расчета (Т), который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации, и при необходимости ликвидации мероприятия.
Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.
4.4. Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (альфа). Для удобства расчетов за момент приведения (t_0) принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.
При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".
4.5. Коэффициент дисконтирования (Е_1) с учетом поправки на риск проекта (Р) определяется по формуле:
Р
Е = Е + --- (4.1)
1 100
Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы:
Величина риска | Пример цели проекта | Р, процент |
Низкий | вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники |
3 - 5 |
Средний | увеличение объема продаж существующей продукции |
8 - 10 |
Высокий | производство и продвижение на рынок нового продукта |
13 - 15 |
Очень высокий | вложения в исследования и инновации | 18 - 20 |
4.6. При наличии информации о переменных во времени нормах дисконта и степени риска проекта, необходимо в расчетах оценок эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса задействовать различные коэффициенты дисконта на разных шагах расчета. Это условие необходимо соблюдать при выполнении масштабных исследований, единовременные затраты в которые осуществляются в течение ряда лет.
Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:
1
альфа = ------------- (4.2)
1 t
П (1 + Е )
q = t q
0
где:
альфа - коэффициент дисконтирования денежных средств на t-м шаге
1 расчета;
Е - норма дисконта в момент времени q;
q
t - момент окончания шага Е в долях единицы в год.
q
Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам в соответствии с требованиями, изложенными в п.п.4.4 - 4.5. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.
4.7. Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.
4.8. При расчетах показателей экономической эффективности в состав результатов мероприятия включаются:
конечные производственные результаты;
социальные и экологические результаты;
прямые финансовые результаты;
косвенные финансовые результаты.
В общем виде совокупные результаты R_t, полученные в год t, определяются по следующей формуле:
i i
R = Сумма R х I (t, t ) (4.3)
t i t б
где:
i
R - значения результатов в ценах года t;
t
i
I (t, t ) - индекс инфляции соответствующего структурного элемента
б результатов i в году t по сравнению с годом t .
б
4.9. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты, то есть все средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования, а также кредиты банков, используемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета.
В общем виде совокупные единовременные затраты К_t, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
s s
K = Сумма K х I (t, t ) (4.4)
t s t б
где:
s
К - значения s-ых структурных элементов единовременных затрат
t в ценах года t;
i
I (t, t ) - индекс инфляции соответствующих s-ых структурных элементов
б единовременных затрат в году по сравнению с годом t .
б
Текущие затраты З_t направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
m m
З = Сумма З х I (t, t ) (4.5)
t m t б
где:
m
З - значения m-ых структурных элементов единовременных затрат 0 в
t ценах года t;
i
I (t, t ) - индекс инфляции соответствующих s-ых структурных
б элементов единовременных затрат в году t по сравнению с
годом t .
б
5. Порядок проведения расчетов по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса
5.1. Экономическая эффективность отражает интересы участников мероприятия и характеризуется системой показателей, устанавливающих соотношение связанных с реализацией рассматриваемого мероприятия результатов и затрат с учетом принятых условий реализации.
5.2. В качестве основных показателей, характеризующих экономическую эффективность денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве, приняты следующие:
чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV) - абсолютный показатель, характеризующий масштабы мероприятия и результаты его внедрения в отрасли;
индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - качественный показатель, характеризующий доходность единицы израсходованных инвестиций;
срок окупаемости с учетом дисконтирования - дополнительный показатель, характеризующий продолжительность периода до наиболее раннего момента времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным;
точка безубыточности - показатель, определяемый для каждого шага расчета, отвечающий условию нулевой прибыли.
Необходимость расширения перечня показателей оценки эффективности мероприятий может быть связана с масштабностью инвестиций, а также условиями привлечения коммерческих денежных ресурсов. В этом случае решение вопроса о финансировании инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожное хозяйство требует составления развернутого бизнес-плана.
5.3. Общий порядок проведения расчетов по оценке экономической эффективности денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве, состоит в следующем:
- изучается инструкция для пользователя программы расчета экономической эффективности денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве;
- принимаются определенные допущения по общим экономическим условиям реализации мероприятия, осуществляется подготовка необходимой исходной информации, характеризующей рассматриваемый проект, информация заносится в соответствующие таблицы по группам данных;
- производится расчет экономической эффективности в соответствии с программной реализацией на ПЭВМ применительно к экономическим условиям и исходным данным.
При отсутствии программы расчета у исполнителя возможно использование настоящего документа с соответствующим исключением изучения инструкции для пользователя программы Effect. В этом случае разработчик производит расчеты самостоятельно, используя формулы настоящего раздела. Принятие допущений по общим экономическим условиям реализации мероприятия и подготовка исходной информации осуществляются также в направлении приведения расчетов к стандартной форме.
5.4. В настоящем разделе представлена система показателей экономической эффективности в привязке к конкретной ситуации внедряемого мероприятия с учетом принятых допущений, наличия исходной информации и отражающая интересы участников инвестиционного процесса.
5.4.1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется по следующей формуле:
R - З K
T t t T t
ЧДД = Сумма -------------------- - Сумма -------------------- (5.1)
t=0 t t=0 t
I(t,t ) x П (1 + Е ) I(t,t ) П х (1 + Е )
б q=1 q б q=1 q
5.4.2. Индекс доходности (ИДД)
R - З K
T t t T t
ИДД = 1 + Сумма --------------------:Сумма ------------------ (5.2)
t=0 t t=0 t
I(t,t ) x П (1 + Е ) I(t,t ) П (1 + Е )
б q=1 q б q=1 q
5.4.3. Точка безубыточности определяется в результате решения уравнения:
R - З K
T t t T t
Сумма -------------------- = Сумма ------------------ (5.3)
t=0 t t=0 t
I(t,t ) x П (1 + Е ) I(t,t ) П (1 + Е )
б q=1 q б q=1 q
5.5. Оценка эффективности мероприятий с учетом фактора неопределенности при наличии возможности количественно оценить вероятности развития различных сценариев реализации мероприятий осуществляется по следующей формуле:
ЧДД = Сумма ЧДД х Р (5.4)
ож i i
ЧДД - ожидаемый чистый дисконтированный доход мероприятия по инновациям
ож и внедрению достижений НТП;
ЧДД - чистый дисконтированный доход по i-му варианту реализации
i (рассчитывается по соответствующим формулам, приведенным в п.5.4);
Р - вероятность реализации рассматриваемого i-го варианта.
i
Аналогичные формулы используются при определении показателей индекса доходности дисконтированных инвестиций и точки безубыточности.
При финансировании инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве наибольшее распространение имеет оценка интервальной неопределенности, которая состоит в оценке максимального и минимального эффектов.
В этом случае расчет ожидаемого чистого дисконтированного дохода рекомендуется производить по формуле:
ЧДД = лямбда ЧДД + (1 - ламбда) ЧДД (5.5)
ож max min
где ЧДД ЧДД - соответственно наибольшее и наименьшее из
max min математических ожиданий ЧДД по допустимым
вероятностным распределениям;
ламбда = 0,3 - норматив для учета неопределенности эффекта,
отражающий систему предпочтений соответствующего
хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности.
В этом случае также применяются аналогичные формулы для расчета показателей индекса доходности дисконтированных инвестиций и точки безубыточности.
6. Порядок оценки эффективности предложений по совершенствованию управления, организационных структур и другим направлениям деятельности дорожной отрасли
6.1. Эффективность любого мероприятия НИОКР по оценке предложений по совершенствованию управления, организационных структур и другим направлениям деятельности дорожной отрасли в общем случае означает превышение совокупности получаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации рассматриваемого мероприятия.
6.2. При этом специфика направлений НИОКР, рассматриваемых в настоящем разделе, состоит в том, что именно в результате работы в этих направлениях эффект относится к сугубо качественным характеристикам, для которых принципиально допускается экономическая оценка, но мы сегодня нерасполагаем необходимой информационной базой для их определения, или тем, которые принципиально не допускают такой оценки (например, социальные и научно-технические общего характера).
6.2.1. Для таких мероприятий, которые надо оценить хотя бы качественно, предполагается использовать следующие методы:
метод "предпочтения", основывающийся на экспертной оценке готовности платить за наличие какого-либо положительного эффекта (полезных характеристик) или устранения отрицательного эффекта;
метод определения затрат на замену, когда элемент, вызывающий негативные последствия, заменяется новым решением, устраняющим эти последствия;
метод теневых цен, когда конкретный эффект проявляется в росте рыночных цен на услугу с учетом теневого эффекта;
описательные методы.
6.2.2. В основе применения указанных методов должна быть достаточно условная схема "затраты-результаты" с включением по возможности всех экономических оценок эффектов, поддающихся количественной оценке и рассчитанных по соответствующим формулам (см. раздел 2) или оцениваемых по качественным признакам согласно методам настоящего раздела.
6.3. Следует учитывать, что разработки в направлении общих теоретических и методологических проблем относятся ко всей области принимаемых решений и управления, поэтому оценка неэкономических результатов и согласование их с экономическими показателями эффективности не достаточно адекватно выражают степень соответствия первоначально поставленной цели. В реальных задачах по оценке инноваций фундаментального уровня следует учитывать компромисс между количественной измеримостью и адекватностью показателей эффективности выбранной цели, не допуская подмены мер, характеризующих результат в соответствии с первоначально зафиксированными целями "локальным" результатом функционирования интегральной системы. В этом случае предпочтительнее использовать качественные показатели и экспертные оценки.
Приложение 3
Методические рекомендации
по определению лимитных цен на НИОКР
Введение
Настоящие "Методические рекомендации..." разработаны с соответствии с Государственным контрактом ПО-12/297-1 от 3 июня 2002 года и являются вспомогательным документом к "Руководству по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса". Документ предназначен для сокращения трудоемкости проведения расчетов стоимости выполнения научных исследований разработчиками и позволяет обеспечить унификацию расчетов для различных научных организаций, работающих в отрасли.
1. Термины и определения
В настоящем документе используются термины и определения, задействованные в "Руководстве..." с учетом следующих дополнений.
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые отраслевыми организациями по основным научным направлениям: фундаментальным исследованиям, поисковым исследованиям, прикладным исследованиям и разработкам.
Научные исследования являются оригинальным направлением деятельности, в котором отсутствуют аналогии каким-либо ранее выполненным разработкам в связи с творческим характером труда.
2. Общие положения
2.1. "Рекомендации по определению лимитных цен на НИОКР" устанавливают условия и правила определения базовой стоимости разработки инноваций с учетом требований рынка научных работ. Система ценообразования научной продукции основана на расчете необходимых и достаточных для выполнения каждой конкретной работы трудозатрат непосредственных ее разработчиков.
2.2. "Рекомендации ..." разработаны на основе следующих принципов.
2.2.1. Учет творческого характера труда специалистов-исполнителей высокого профессионального уровня.
2.2.2. Оригинальность выполняемых разработок с возможностью достижения и превышения международных показателей.
2.2.3. Эффективность результатов выполненных исследований не зависит от стоимости их проведения.
2.2.4. Неравномерность выполнения работ и участия специалистов в творческом процессе.
3. Методические рекомендации включают следующие положения
3.1. Калькуляция разрабатывается непосредственно руководителем каждой конкретной разработки. В зависимости от цели и задач разработки научный руководитель формирует временный творческий коллектив (ВТК) и устанавливает величины необходимых для выполнения работы трудозатрат и оплаты труда каждого члена ВТК.
3.2. Далее в соответствии с "Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 47) в зависимости от полученного размера фонда оплаты труда ВТК определяется величина отчислений на социальные цели (35,6% - единый социальный налог и 0,3% - тариф обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
3.3. После этого производится расчет остальных элементов прямых затрат по рассматриваемому договору:
материалы;
затраты на эксплуатацию основных фондов;
амортизация основных фондов;
патентно-информационное обеспечение исследований;
затраты на содержание производственных помещений.
3.3.1. Кроме перечисленных элементов, при необходимости в составе прямых затрат учитываются расходы на командировки разработчиков и затраты на приобретение специального оборудования для исследований.
3.4. В зависимости от полученной величины прямых затрат рассчитываются накладные расходы с помощью нормативов, определяемых по сложившейся в предыдущем году структуре фактических затрат в целом по организации. Например, по данным бухгалтерии в целом для ГП РОСДОРНИИ по итогам 2000 года определено: по отношению к прямым затратам накладные расходы составляют 42,6%. При этом в составе накладных расходов учтены заработная плата АУП и МОП с начислениями, общепроизводственные расходы, а также затраты на содержание служебных помещений, используемых АУП и МОП.
3.5. При необходимости привлечения соисполнителя (по согласованию с заказчиком) в итоговом расчетном значении контрактной цены учитывается стоимость работ соисполнителя.
3.6. Для сокращения трудоемкости проведения расчетов в рамках настоящей работы составлена электронная таблица на базе стандартной программы Microsoft Excel, в которой разработчику НИОКР достаточно подставить только информацию о трудоемкости привлекаемых сотрудников и соответствующую величину заработной платы. Форма представлена в таблице 1.
3.7. Лимитная цена является основой для определения контрактной цены инновационной разработки. Окончательная цена контракта может отличаться от лимитной за счет корректировки на стадии согласования интересов заказчика и разработчика при проведении переговоров. При этом увеличение цены может быть достигнуто за счет сокращения необходимых сроков разработки с учетом актуальности и эффективности решаемых задач. Сокращение цены может быть достигнуто при наличии достаточного числа конкурентных предложений. В любом случае изменение цены с учетом международного опыта не должно превышать 20% по отношению к лимитной цене с целью исключения демпинга или снижения качества ожидаемых результатов исследований.
Таблица 1
Обоснование договорной цены
по теме: "Условная научная разработка"
1. Плановая калькуляция
N | Наименование статей | Сумма, руб. |
1 | Оплата труда разработчиков (ФОТ) | 115960 |
2 | Начисления на ФОТ | 41630 |
3 | Специальное оборудование для исследований (экспериментальных работ) |
0 |
4 | Командировочные расходы | 0 |
5 | Материалы, затраты по эксплуатации основных фондов и их амортизация |
16698 |
6 | Прочие прямые затраты (патентно-информационное обеспечение и др.) |
36643 |
7 | Накладные расходы | 89857 |
8 | Себестоимость (собственными силами) | 300788 |
9 | Плановая прибыль | 45118 |
10 | Стоимость работ соисполнителей* - условный соисполнитель |
0 |
11 | Контрактная цена | 345906 |
______________________________
*) Указать название организаций-соисполнителей с распределением суммы средств, предназначенных к оплате.
2. Расчет фонда оплаты труда
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Должность сотрудника |Трудозат-| Зарплата, | Общая |
| | |раты мес.| руб. | сумма, |
| | | | | руб. |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 1 |Нач. подразделения | 3 | 10400 | 31200 |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 2 |Нач. группы врем. творч. коллектива| 3 | 8500 | 25500 |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 3 |Вед. научный сотрудник | 4 | 7600 | 29260 |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 4 |Ведущий инженер | 5 | 6000 | 30000 |
|----------------------------------------+------------------------------|
|И т.д. в соответствии с потребностью в| |
|разработчиках | |
\----------------------------------------+------------------------------|
| Итого ФОТ 115960 |
\------------------------------/
7. Сводка замечаний
к "Руководству по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"
N п/п |
Название организации- рецензента |
Номер раздела, пункта, приложения |
Содержание замечания, предложения | Ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.1 | ИСА РАН | Том 1 п.2, с.4 - 5 |
В п.2 на с.4 - 5 следовало бы определить, как соотносятся по мнению авторов понятия "инновации" и "достижения научно-технического прогресса". Это синонимы или есть различия? |
Принято. Дополнительное пояснение внесено в соответствующие разделы документов по Тому 1 и Тому 2. |
1.2 | п.3.6, с.6 | В п.3.6 на с.6, по-видимому, речь идет не об учете фактора неравномерности несинхронных затрат и результатов, а об учете фактора экономической неравнозначности. |
Принято. Необходимое исправление внесено в соответствующие разделы документов по Тому 1 и Тому 2. |
|
1.3 | п.4.6, с.7 | Неясно, почему авторами принято следующее положение (п.4.6 на с.7) "При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается бюджетная норма дисконта...". Ведь это зависит от того, что за мероприятие и для какого из его участников ведется расчет - если для общества в целом, то учитывается социальная норма дисконта и рассчитывается общественная эффективность (как об этом правильно написано в п.3.3 на с.5), если для региона, то учитывается региональная норма дисконта и определяется региональная эффективность, если же для бюджета, то тогда, действительно, следует брать бюджетную норму дисконта. |
Принято. Текст п.4.6 отредактирован. Внесены необходимые изменения в соответствующие разделы документов по Тому 1 и Тому 2. |
|
1.4 | п.4.3, с.7 | Вряд ли корректно... определять бюджетную норму дисконта по приведенной формуле в соответствии с "Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" от 22 ноября 1997 года N 1470. Представляется, что нет научных аргументов определять дисконтирования без учета риска проекта по этой формуле в зависимости от ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции, а следует поступать, как указано в документе "Методические рекомендации". Тем более, что Постановление Правительства относилось к очень специфической проблеме и сейчас ... не действует. |
Принято, необходимые изменения в формулах внесены в соответствующие разделы документов по Тому 1 и Тому 2. |
|
1.5 | п.4.6, с.8 | Следует более корректно, чем это сделано на с.8 в п.4.6 указать смысл обозначений в формуле, соответствующей переменным по шагам нормам дисконта. Представляется, что там смешаны величины моментов времени и номеров шагов и соответственно вместо указания нормы дисконта за период q шага указано не очень понятное значение в q момент времени. Если бы все шаги были по году, то это куда ни шло, а в случае переменной временной длительности шагов могут получиться существенные ошибки. |
Принято. В соответствующих формулах разделов документов Тома 1 и Тома 2 внесены исправления. Даны дополнительные комментарии в тексте. |
|
1.6 | п.4.8, с.9 | В формуле ... под знаком суммы, по-видимому, должна стоять не величина R(i)_t, а ее значение в базисном году t_б. Аналогичные исправления надо сделать и в других аналогичных формулах и тексте под ними в п.4.9 на с.9 и 10. |
Отклонено. Предложенная в работе формула дает такой же результат. |
|
1.7 |
п.5.2, с.10; п.5.4.3, с.11 |
В ряде мест работы (п. 5.2 на с.10, п.5.4.3) имеет место неудачное ... отождествление понятий "точка безубыточности" и "срок окупаемости инвестиций". И в отечественной, и в зарубежной экономической литературе под точкой безубыточности обычно понимают относительный уровень производства и продаж, отвечающий нулевой прибыли, причем эта величина рассчитывается для каждого шага отдельно. Срок же окупаемости определяется совершенно иначе - как тот минимальный отрезок времени, по истечении которого ЧДД становится и остается неотрицательным. |
Принято. Текст по всем пунктам отредактирован. Внесены необходимые изменения в соответствующие разделы документов по Тому 1 и Тому 2. |
|
2.1 | ИСА РАН | Том 2 | Те же все замечания, что приведены выше по первому тому. |
Принято. См. ответы на замечания ИСА РАН к Тому 1, пп.1.1 - 1.7. |
2.2 | с.23 | В приведенных примерах расчетов безрисковая норма дисконта определяется через ставку рефинансирования ЦБ и темп инфляции, что, как отмечалось выше, неудачно. |
Принято. Примеры рассчитаны с учетом изменений по расчету нормы дисконта. |
|
2.3 | Из приведенных в томе 1 формул для расчета критериальных показателей следует, что при эффективности должны согласованно выполняться условия - 0 <= ЧДД и 1 <= ИДД. В расчетах же приведены не соответствующие этим условиям значения ЧДД и ИДД. |
Принято. В примерах произведены исправления. |
||
1. | МАДИ (ТУ) | п.5.2 | ... точка безубыточности и срок окупаемости - это разные показатели. Точка безубыточности не является показателем экономической эффективности. |
Принято. См. ответы на замечания ИСА РАН к Тому 1, п.5.2, с.10 и п.5.4.3, с.11. |
2. | Формулы не имеют порядковых номеров, что затрудняет ссылку на них. |
Принято. Формулам присвоены порядковые номера. |
||
3. | п.5.4.3 | ... следует указать, что срок окупаемости (но не точка безубыточности) может быть определен с учетом дисконтирования разновременных затрат и результатов, т.е., как показано в "Руководстве", и без такового. Не объяснено, как следует оценивать "срок окупаемости", полученный с учетом дисконта, с чем его сравнивать. |
Принято. См. ответы на замечания ИСА РАН к Тому 1, п.5.2, с.10 и п.5.4.3, с.11. |
Руководитель разработки |
В.Г.Нестеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р "О введении в действие "Руководства по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"
Текст распоряжения официально опубликован не был