Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области
от 14 сентября 2009 г. N 148
"О внесении изменений в приказ министерства
сельского хозяйства Калужской области
от 17 июля 2009 года N 123 "Об утверждении
ведомственной целевой программы "Развитие
молочного скотоводства в Калужской области
на 2009 -2012 годы"
В соответствии с Законом Калужской области от 25.07.1995 N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" приказываю:
1. Внести изменения в приказ министерства сельского Калужской области от 17 июля 2009 года N 123 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2009 - 2012 годы", изложив приложение N 1 к приказу в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления по отраслевому развитию Г.М. Луценко.
Министр | Л.С. Громов |
Приложение
к приказу
Министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 14 сентября 2009 г. N 148
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства в Калужской области
на 2009 -2012 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства в Калужской области
на 2009-2012 годы"
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" |
Заказчик программы | Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - министерство) |
Основные разработчики программы |
Министерство совместно с Государственным научным учреждением "Калужский научно-исследовательский проектно-технологический институт АПК" |
Цель программы | Создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Калужской области, увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции с 226,3 тыс. тонн в 2008 году до 295,9 тыс. тонн в 2012 году |
Основные задачи | Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: - создание условий для укрепления племенной базы молочного скотоводства; - создание условий для ускоренного развития молочного скотоводства; - создание условий для организации системы сбыта и регулирования рынка молока. |
Участники программы | Сельскохозяйственные товаропроизводители Калужской области |
Основные мероприятия программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного молочного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели: - компенсация части затрат на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования; - компенсация части затрат на строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям; - компенсация части затрат на приобретение доильных залов; - компенсация части затрат на реализацию продукции с учетом молочной продуктивности коров; - компенсация части затрат на развитие племенной базы. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2012 годы Программа реализуется в два этапа: 1-й - 2009 год; 2-й - 2010-2012 годы |
Исполнители программы | Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела совместно со структурными подразделениями министерства. |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2009 - 2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 5132,6 млн. руб., в том числе: - за счет бюджета - 174,5 млн. руб., из них по годам: 2009 год - 22,8 млн. руб., 2010 год - 51,4 млн. руб., 2011 год - 52,7 млн. руб., 2012 год - 47,6 млн. руб.; - за счет привлеченных средств - 4958,1 млн. руб., в том числе по годам: 2009 год - 869,5 млн. руб., 2010 год - 1327,9 млн. руб., 2011 год - 1373,4 млн. руб., 2012 год - 1387,3 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: - удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота 2012 году-25%; - приобретение племенного молодняка не менее 2800 голов ежегодно в течение трех лет; - производство молока: 2009 год - 240,8 тыс. тонн; 2010 год - 258,0 тыс. тонн; 2011 год - 276,5 тыс. тонн; 2012 год - 295,9 тыс. тонн; - создание центров по оказанию сервисных услуг - 1 шт. ежегодно; - выход телят на 100 маток довести с 80 до 84 голов в 2012 году; - удой на корову в год 2012 году - 4774 кг; производство молока на душу населения в 2012 году -295,1 кг; - закупка сухого молока: 2009 год - 1 590 тонн; 2010 год-1 480 тонн; 2011 год-1 400 тонн; 2012 год-1 300 тонн. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение удоев коров к 2012 году до 4774 кг, валового производства молока - до 295,9 тыс. тонн, стабилизация поголовья коров на уровне 47,0 тыс. гол. 2. Доведение производства молока на душу населения до 295,1 кг в год. 3. Повышение производительности труда на 24%. |
Система управления и контроля |
В соответствии с действующим постановлением Правительства Калужской области от 26 мая 2008 года N 210 "Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета" (в редакции постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). Ответственным за реализацию Программы в целом является отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела управления по отраслевому развитию министерства |
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2009 - 2012 годы" направлена на создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Калужской области, увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции для удовлетворения потребностей населения в продуктах собственного производства, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Калужской области, на реализацию которых направлена деятельность министерства сельского хозяйства Калужской области.
По-видимому, в тексте нижеследующего абзаца допущена опечатка: вместо "490-ОЗ" следует читать "491-ОЗ"
Программа разработана в развитие областной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной Законом Калужской области от 6 ноября 2007 года N 360-ОЗ, в редакции Закона Калужской области от 1 декабря 2008 года N 490 - ОЗ.
Молочное скотоводство является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Калужской области: доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции области составляет более 32%. Успех решения многих экономических и социальных проблем села во многом зависит от того, как будет развиваться эта отрасль сельского хозяйства.
Сокращение материально-технической базы АПК вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, высокая доля импорта продовольствия и сырья, неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, трудности со сбытом продукции, нарушение многих хозяйственных связей отрицательно сказались на развитии сельскохозяйственного производства, в том числе и молочного скотоводства.
Так объем производства молока в хозяйствах всех категорий в 2007 году снизился на 19,3% к уровню 2003 года, в основном из-за сокращения производства молока в хозяйствах населения почти в 2 раза.
Таблица 1
Производство молока в хозяйствах всех категорий Калужской области
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
2007 г. | 2007 г в % к | ||
2003 г. | 2006 г. | ||||||
Производство молока всего, тыс. тонн, в том числе: |
279,0 | 261,6 | 241,5 | 231,7 | 225,1 | 80,7 | 97,2 |
Сельскохозяйствен- ные организации |
168,2 | 164,0 | 161,7 | 162,3 | 162,7 | 96,7 | 100,3 |
Хозяйства населения | 104,5 | 91,8 | 74,5 | 63,8 | 56,8 | 54,4 | 89,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
6,3 | 5,8 | 5,3 | 5,6 | 5,6 | 90,0 | 100,0 |
Остается низким уровень производства молока на душу населения, в 2007 году по области он составил 224 кг и снизился к уровню 2005 года на 5,5 %. Это является одной из причин низкого уровня потребления молока на душу населения, который в последние три года составляет 212 кг, что значительно ниже рекомендуемой медицинской нормы.
Вместе с тем в Калужской области имеются все необходимые природно-климатические и ресурсные предпосылки для дальнейшего развития молочного скотоводства. В животноводстве трудятся более 9 тыс. человек. На начало 2008 года сельскохозяйственные товаропроизводители располагали 1264,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 889,9 тыс. га пашни и 328,9 тыс. га кормовых угодий. За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" проведена реконструкция и строительство животноводческих помещений для крупного рогатого скота более чем на 40 тыс. скотомест. Ведется строительство 8 молочных мегаферм с поголовьем 1000 и более коров. В целом в отрасли животноводства наметились положительные тенденции. Так, в 2007-2008 годах заметно снизились темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота, в т.ч. коров, возросла экономическая эффективность производства молочной продукции, стабильно растет продуктивность коров. Уровень рентабельности реализованного молока (с учетом субсидий) в крупных и средних сельскохозяйственных организациях в последние три года составляет более 15%. Средний надой на корову в год в хозяйствах всех категорий вырос с 2005 года на 399 кг и составил в 2007 году 3789 кг.
Вместе с тем ускоренное развитие молочного скотоводства в первую очередь будет зависеть от развития племенной базы, уровня селекционно-племенной работы, создания прочной кормовой базы, темпов технико-технологического перевооружения отрасли, создания условий для выгодного сбыта продукции, укрепления кадрового потенциала.
В тоже время многие хозяйства области не имеют собственных оборотных средств, сумма задолженности превышает выручку в 2 и более раза. Поэтому низкий уровень селекционно-племенной работы в молочном скотоводстве" в большинстве хозяйств области обусловлен в значительной мере нехваткой финансовых средств, что не позволяет своевременно проводить обновление стада и повышение его генетического потенциала, покупать племенной молодняк. Невозможность проводить полномасштабную племенную работу в связи с высокой стоимостью работ по оценке и отбору животных, а также недостаточно развитая в области сеть племенных хозяйств с высоким уровнем удоев являются серьезным тормозом в развитии животноводства.
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород в области в последние годы снижается. В текущем году он ожидается на уровне 20%, так как несколько племенных репродукторов не прошли перерегистрацию.
Выход телят на 100 маток также приобретает тенденцию к снижению.
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород за последние три года значительно возросла благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и составляет более 2000 голов ежегодно. В то же время следует отметить, что такие масштабы закупки племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород для области недостаточны.
В последние годы потребность животноводства в кормах удовлетворяется на 70-80%. Расход кормов на одну голову условного крупного рогатого скота в 2005-2007 годы в области составлял 30-32 ц. корм, единиц. В связи с задачей повышения продуктивности скота возрастает потребность в увеличении объемов производимых кормов и значительном улучшении их качества. Решение этой задачи крайне осложняется низкой обеспеченностью кормозаготовительной техникой и ее значительным износом. Так, в 2007 году количество кормоуборочных комбайнов составляло 0,3 тыс. единиц, что меньше, чем было в 1990 году более чем в 3 раза, и меньше, чем в 2003 году, на 20%. Наиболее тяжелое положение сложилось с наличием силосоуборочных комбайнов, их количество составляет 35% от потребности.
Таблица 2
Анализ состояния молочного скотоводства в Калужской области
Показатели | Ед. изм. |
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
2008 г. | 2008 г. в % к | |
2005 г. | 2006 г. |
||||||
Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
71,2 | 64,5 | 59,4 | 57,3 | 80,5 | 88,9 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг | 3390 | 3595 | 3789 | 3928 | 115,9 | 109,3 |
Валовое производство молока |
тыс. тонн |
241,5 | 231,7 | 225,2 | 226,3 | 93,7 | 97,7 |
Производство молока на душу населения |
кг | 237 | 229 | 224 | 225 | 94,9 | 98,3 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. | 1500 | 2500 | 2600 | 2020 | 134,7 | 80,8 |
Выход телят на 100 маток |
гол. | 83 | 83 | 82 | 80 | 96,4 | 96,4 |
Закупка сухого молока | тонн | 1550 | 1600 | 1690 | 1700 | 109,7 | 106,3 |
Рентабельность производства молока - с господдержкой |
% | 17,3 | 15,6 | 18,8 | 19,0 | + 1,7 | +3,4 |
- без господдержки | % | 13,2 | 14,3 | 16,7 | 17,1 | +3,9 | +2,8 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% | 24 | 23 | 22 | 19 | 79,2 | 82,6 |
Расход кормов на одну голову условного крупного рогатого скота |
|||||||
- в хозяйствах всех категорий |
ц корм. ед. |
29,7 | 30,6 | 30,1 | 30,0 | 101,0 | 98,0 |
- в сельхозорганизациях |
ц корм. ед. |
31,3 | 31,9 | 30,8 | 31,0 | 99,0 | 97,2 |
Темпы обновления техники ниже необходимых. Для поддержания парка кормозаготовительной техники в удовлетворительном состоянии необходимо ее ежегодно обновлять не менее чем на 10%. Так, за 2007 год в области было списано по износу 10,2% кормоуборочных комбайнов, а обновление этой техники за год составило 8%. Необходимо также приобретать технику для освоения прогрессивных кормоуборочных технологий, таких как заготовка зерносенажа, сенажа в упаковке, плющение фуражного зерна с консервированием.
В настоящее время большинство ферм не обеспечивает оптимальных условий микроклимата для животных. Остается низким уровень механизации доения коров, раздачи кормов, на многих фермах используется физически и морально устаревшее оборудование.
Все вышеназванные проблемы ведут к сокращению поголовья молочного скота и снижению производства молока. Решение проблем, препятствующих развитию молочного скотоводства, невозможно без реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на увеличение притока инвестиций в отрасль и повышение эффективности производства молока.
Выходом из сложившейся кризисной ситуации является создание условий для коренной модернизации молочной отрасли, переход на современные индустриальные технологии производства молока, укрепления кормовой базы, повышения уровня племенной работы.
Технологическое и техническое переоснащение отрасли также позволит решить проблему дефицита кадров работников животноводства за счет облегчения их труда, повышения его производительности и обеспечения достойного уровня заработной платы.
Раздел 2. Основные цели и задачи
Цель: Создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Калужской области, увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции с 225,6 тыс. тонн в 2008 году до 295,9 тыс. тонн в 2012 году.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для укрепления племенной базы молочного скотоводства;
- создание условий для ускоренного развития молочного скотоводства;
- создание условий для организации системы сбыта и регулирования рынка молока.
Таблица 3
Раздел 3. Целевые индикаторы Программы
Целевой индикатор | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г | 2012 г. % к 2008 г. |
1. Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн | 226,3 | 240,8 | 258,0 | 276,5 | 295,9 | 130,8 |
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг | 3928 | 4124 | 4330 | 4547 | 4774 | 121,5 |
3. Производство на душу населения | кг | 225,0 | 240,2 | 257,3 | 275,8 | 295,1 | 131,2 |
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. | 2020 | 2370 | 3250 | 2830 | 1810 | 89,6 |
5. Выход телят на 100 маток | гол. | 80 | 81 | 81 | 82 | 84 | 105,0 |
6. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% | 19 | 20 | 22 | 23 | 25 | 131,6 |
6.2. Объем реализации племенного молодняка |
гол. | 600 | 1000 | 1100 | 1300 | 1500 | 250,0 |
в т. ч. в % к пред. год. |
105,3 | 166,7 | 110,0 | 118,2 | 115,4 | ||
7. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству сельскохозяйственных животных |
ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
8. Закупка сухого молока | тонн | 1700 | 1590 | 1480 | 1400 | 1300 | 76,5 |
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 к Программе и включает следующие направления:
4.1. Создание условий для развития племенной базы молочного скотоводства
В молочном скотоводстве Калужской области по состоянию на 01.01.2008 сложился следующий структурный породный состав: холмогорская порода + голштино-фризская порода - 40,3%, черно-пестрая порода, черно-пестрая порода + голштино-фризская порода - 39,4%.
На период до 2012 года основными породами, разводимыми в области, останутся холмогорская и черно-пестрая породы скота.
Селекционная работа с молочным скотом будет направлена на увеличение молочной продуктивности коров, дальнейшее улучшение качественных показателей, сохранение генофонда животных и его эффективное использование. В этих целях будет применяться как прилитие крови быков-производителей голштино-фризской породы скота, так и чистопородное разведение по основным высокопродуктивным заводским линиям.
Племенная база области состоит из 8 племенных заводов и 6 племенных репродукторов. Всего в племенных хозяйствах на 01.01.2008 насчитывалось 8,6 тыс. голов коров. Поголовье коров в племенных хозяйствах составляет 19% от общего поголовья коров, имеющихся в сельскохозяйственных организациях. Средняя продуктивность коров в племенных хозяйствах в 2007 году составила 4838 кг молока. Средний надой на корову в племенных хозяйствах в 2009 году прогнозируется в количестве 4950 кг и в 2012 году - 5600 кг.
За два года реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства" хозяйствами области приобретено около 5 тыс. голов племенного скота, в том числе по лизингу - 650 голов.
В 2008 году принят план племенной работы с породами скота Калужской области на период с 2008 по 2018 годы.
Прошли процедуру перерегистрации племенные хозяйства:
ООО "Племзавод "Заря" Жуковского района, где ведутся работы по трансплантации эмбрионов от собственных высокопродуктивных коров, СХА "колхоз "Маяк" Перемышльского района. Получили статус племенного репродуктора по разведению скота черно-пестрой и симментальской пород ОАО "МосМедыньагропром". Отправлены на рассмотрение в министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы ЗАО "Воробьево" Малоярославецкого района, ЗАО "Кривское", ОПХ "Ермолино" Боровского района, ООО "Монолит-агро", ООО "Бебелево" Ферзиковского района, продолжается работа и по другим хозяйствам.
Для повышения уровня развития племенной базы молочного животноводства, усиления влияния племенных хозяйств на качественный состав и уровень продуктивности скота товарных хозяйств необходимо увеличить активную (племенную) часть стада области за счет организации дополнительных племенных репродукторов.
С целью совершенствования существующих линий и реализации племенного молодняка внутри области планируется организовать племенные репродукторы на базе: ООО "Ремпутьмаш" - по разведению голштино-фризской породы, ООО "Калужская Нива" - по разведению швицкой породы, ООО "Троицкий" - по разведению черно-пестрой породы (Перемышльский район), колхоз им. М.А. Гурьянова Жуковского района по разведению холмогорской породы, ООО "Правда" Дзержинского района по разведению черно-пестрой породы.
С целью улучшения качества поголовья скота товарных хозяйств планируется увеличить прирост реализации племенного молодняка племенными хозяйствами области с 5% до 7,5%.
Важнейший фактор роста продуктивности коров - совершенствование организации воспроизводства стада. В период реализации Программы будет уделяться повышенное внимание к искусственному осеменению маточного поголовья, в том числе материалом быков-улучшателей, будет расширено применение наиболее эффективных способов осеменения. Планируется ежегодно проводить подготовку и переподготовку 25 - 30 техников искусственного осеменения. За счет мер по совершенствованию организации воспроизводства стада выход телят в среднем по области за 2009 - 2012 годы будет увеличен до 84%.
Для развития племенной базы молочного скотоводства области необходимо создание собственной производственной базы (после продажи имущества ОАО "Калугаплем" такая база утрачена), укрепление областной племенной службы за счет достаточного компьютерного обеспечения, создания своей молочной лаборатории, решения проблемы кадрового обеспечения
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться с 2010 года путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на компенсацию части затрат по содержанию племенного маточного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях, не включенных в перечень сельскохозяйственных организаций по племенному животноводству, ежегодно утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4.2. Создание условий для ускоренного развития молочного скотоводства
4.2.1. Система мер по совершенствованию технологии выращивания и содержания молодняка крупного рогатого скота
Система предусматривает приучение животных в молочный период выращивания к поеданию стартерных комбикормов, качественных объемистых кормов: сена, силоса, сенажа. Общий расход кормов за период выращивания от рождения до отела должен составить не менее 4200 - 4300 кормовых единиц (далее - к. ед.) на животное, уровень концентрированных кормов в структуре рационов по питательности - 24 - 27%.
Среднесуточный привес молодняка КРС в возрасте до 6 месяцев должен быть не менее 650 граммов, с 6 до 12 месяцев - 700 граммов, старше 1 года и более - 650 граммов. При этом живая масса телок в возрасте 6 месяцев должна быть не ниже 150 кг, в 12 месяцев - 280 кг, в 18 месяцев - 400 кг. Живая масса коров-первотелок не должна быть менее 500 - 550 кг.
Комплексом мероприятий предусматривается применение современных технологий выращивания ремонтного молодняка, включающих в зависимости от размера ферм профилактории или родильно-профилактические блоки, используемые по принципу "пусто-занято".
Ежегодно планируется вводить в основное стадо 23 - 25% первотелок. Выбраковка телок, не пригодных к воспроизводству, предусматривается во все возрастные периоды животных. В перспективе будет обращаться внимание на долголетие маточного поголовья, особенно поголовья высокопродуктивных коров.
В начальный период в 2009 году доля коров находящихся на привязном содержании будет составлять 80% от их общего количества. К концу 2012 года около 75% коров (38 тыс. голов) планируется перевести на беспривязное содержание с доением в доильных залах. Ремонтный молодняк всех возрастов планируется выращивать беспривязно с использованием различных технологических решений этой системы содержания скота.
4.2.2. Система мер по укреплению кормовой базы
Решающим условием дальнейшего развития молочного скотоводства является прочная кормовая база, полное обеспечение скота всеми видами кормов высокого качества, скармливание их скоту в подготовленном сбалансированном виде.
Для удовлетворения потребностей животных и получения запланированной продуктивности на уровне 3900 кг в год в хозяйствах области в 2009 году требуется довести объемы заготовок всех видов кормов с учетом страхового фонда не менее чем до 46,8 ц к. ед. в год в расчете на условную голову скота, наличие перевариваемого протеина в 1 к. ед. - не менее чем до 105 граммов, качество заготавливаемых кормов - до уровня не ниже 2 класса.
Исходя из научно обоснованной структуры кормления, в 2009 году требуется заготовить: сена - 96 тыс. тонн, сенажа - 161 тыс. тонн, силоса - 560 тыс. тонн, зеленых кормов (включая пастбищные корма) - 515 тыс. тонн. Концентрированных кормов требуется 120 тыс. тонн.
Для обеспечения поголовья скота зернофуражом и вегетативными кормами в полном объеме будет проводиться комплекс мероприятий по агрохимическому обследованию почв, первичному и элитному семеноводству.
Предусматривается сохранить посевные площади зерновых культур при увеличении в 2009 году посевов ячменя до 25 тыс. га, тритикале - до 11 тыс. га.
Главное направление в укреплении кормовой базы на ближайшую перспективу - интенсификация кормопроизводства с внедрением прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства кормов, увеличением объемов заготовки силоса из кукурузы и силоса пониженной влажности из подвяленных трав, сенажа в упаковке, зерносенажа, плющеного консервированного зерна.
Улучшению качества силоса способствует применение консервантов, использование которых в 2009 году намечено довести до 30% от общего количества заготовленного силоса, и в 2012 году - до 60%.
Более активно в этом году ведется работа по расширению посевных площадей под кукурузу на силос. Это основной вид корма, за счет которого в ближайшие годы будет обеспечиваться рост объемов производства молока.
Для повышения продуктивности кормовых угодий необходимо проводить подкормку пастбищ и площадей многолетних трав, выделяемых для выпаса КРС, азотными минеральными удобрениями.
Важным направлением повышения эффективности кормопроизводства является работа по созданию и рациональному использованию долголетних культурных пастбищ (далее - ДКП). Для обеспечения КРС кормами в летний период необходимо наряду с посевами однолетних трав уже в 2009 году иметь вблизи каждой фермы ДКП из расчета не менее 0,5 га на корову, а всего - 22,5 тыс. га, с организацией загонного выпаса животных и использованием электропастухов. В настоящее время ДКП созданы на площади 9,8 тыс. га или по 0,22 га на корову. Планируется продолжить работу по созданию ДКП и к 2012 году довести их площадь до 23,5 тыс. га.
Для удовлетворения потребности отрасли в кормах и повышения сбалансированности их питательных свойств необходимо улучшить организацию зеленого конвейера за счет увеличения подсева многолетних бобовых трав с 8% от общей площади трав до 18%. Площади подсева многолетних бобовых трав планируется довести в 2009 году до 25 тыс. га, и в 2012 году - до 46 тыс. га.
Наряду с повышением уровня кормления должна повышаться и его полноценность за счет сбалансированности рационов по основным элементам питания, что потребует приобретения высокобелковых, углеводистых и минеральных кормов промышленного производства, а также применения дифференцированного кормления коров.
В перспективе технология раздельного скармливания каждого из компонентов рациона будет замещаться технологией кормления полнорационными кормосмесями, удельный вес которых в общем объеме кормов будет доведен с 40% в 2008 году до 80% в 2012 году.
Основные мероприятия по укреплению кормовой базы, включая мероприятия по первичному и элитному семеноводству, внедрению ресурсосберегающих технологий заготовки кормов, агрохимическому обследованию почв будут финансироваться в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы".
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на компенсацию части затрат на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования.
4.2.3. Система мер в технико-технологической политике отрасли, в том числе внедрение новых технологий
В настоящее время физический износ оборудования в животноводстве превышает допустимые нормы, что является основной причиной значительного снижения уровня комплексной механизации технологических процессов во всех отраслях животноводства, включая молочное скотоводство. Для облегчения труда работников животноводства и получения качественной молочной продукции
Программой предусматривается продолжить работу по механизации кормления, доения, охлаждения молока, внедрению прогрессивных технологий в отрасли.
В области за последние три года проведена реконструкция и строительство животноводческих помещений для крупного рогатого скота более чем на 40 тыс. скотомест, установлено и работает 30 доильных залов, 130 доильных установок по доению коров в молокопровод на 100 голов каждая, 120 единиц современных холодильников для охлаждения молока, 85 миксеров для приготовления и раздачи кормосмесей, кормозаготовительная и сельскохозяйственная техника для производства и заготовки кормов. В ООО "СЖК" Сухиничского района и в ОВО "Агрокомплекс Жуково" Жуковского района работают современные автоматические станции по выпойке и выращиванию молочных телят.
За счет внедрения новой техники и строительства новых комплексов в 2009 - 2012 годах будет обеспечено значительное повышение комплексной механизации молочного животноводства. В целях обновления парка кормоуборочной техники будет оказываться поддержка при ее приобретении.
Для закупки оборудования и сельскохозяйственной техники будут привлечены инвестиционные кредиты и средства, направленные на лизинговую деятельность.
Важным направлением в молочном скотоводстве является переход ряда хозяйств к производству молока на промышленной основе.
Активно ведутся работы по строительству мегаферм на 1000 и более коров в восьми хозяйствах области с применением самых прогрессивных технологий производства молока на промышленной основе (ООО "АФ Детчинское", "Агропроминвест" Малоярославецкого района, двух ферм в ОАО "МосМедыньагропром" Медынского района, ООО "Бебелево", ООО "Кольцово" Ферзиковского района, колхоз "Москва" Боровского района, ОАО "Нива" Думиничского района).
Всего сейчас по строительству и реконструкции животноводческих помещений ведутся работы в тридцати сельхозорганизациях области.
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на компенсацию части затрат на приобретение доильных залов включая компьютерные системы управления стадом и субсидий на строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям.
4.2.4. Мероприятия по кадровому и научному обеспечению Программы
Важным условием выполнения Программы является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров работников сельскохозяйственного производства.
Планируется осуществление комплекса мер по формированию кадрового потенциала, в том числе на основе плана мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов по современным технологиям ведения молочного скотоводства.
В этих целях предусматривается организовать повышение квалификации специалистов отрасли молочного скотоводства, провести семинары по изучению опыта организации конкурентоспособного производства молока и молочной продукции с участием специалистов технологических служб, направлять ежегодно на стажировку специалистов-консультантов по вопросам качества, производства и переработки молока, кормопроизводства и кормления, трудоемких процессов в животноводстве. Ежегодно проводить подготовку кадров работников массовых профессий: трактористов-машинистов, операторов машинного доения, техников искусственного осеменения, операторов по обслуживанию животных.
Для решения задач, поставленных в рамках настоящей Программы, будет использован научный потенциал государственного научного учреждения Калужский научно-исследовательский и проектно-технологический институт АПК, федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева", ООО "Менеджер - молоко", других учреждений Калужской области.
Будет осуществляться научно-консультационное сопровождение базовых хозяйств по семеноводству сельскохозяйственных культур, по вопросам кормопроизводства и племенного дела, по внедрению современных технологий производства молока.
4.3. Создание условий для организации системы сбыта
и регулирования рынка молока
Одно из приоритетных направлений в организации системы сбыта молока, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями, являются заготовительные, снабженческо-сбытовые, перерабатывающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Пять кооперативов в течение двух лет используют переданные им в безвозмездное пользование молоковозы, танки-охладители молока. Государственная поддержка, предоставленная данным кооперативам, позволила увеличить объем закупок молока у населения, а их доля в общем объеме закупок составляет более 30%.
Вместе с тем, на сегодняшний день существующие снабженческо-сбытовые и перерабатывающие потребительские кооперативы не в состоянии решить проблему закупок и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования. Поэтому дополнительный импульс организации закупочной деятельности и сбыта сельхозпродукции призвана обеспечить областная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008 - 2012 годы". Программой предусматривается приобретение за счет средств областного бюджета и передача в безвозмездное пользование потребительским обществам комплектов технологического оборудования для оснащения 11 пунктов приема, хранения и переработки молока.
Одновременно в целях развития инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств областного бюджета закупается специальный автотранспорт, технологическое оборудование для оснащения пунктов приема, хранения и переработки молока.
Одним из ключевых направлений в системе сбыта сельскохозяйственной продукции на текущем этапе является организация сельскохозяйственных рынков. В области организованы и работают сельскохозяйственные кооперативные рынки в селе Перемышль и городе Спас-Деменске, сельскохозяйственный рынок в городе
Обнинске, кроме того, на территории области функционирует 6 розничных рынков, управляемых потребительскими обществами. Из более 1700 торговых мест на рынках, принадлежащих этим обществам, каждое третье предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на льготных условиях.
В стадии практического решения - организация сельскохозяйственных рынков, управляемых потребительскими кооперативами, в д. Шопино пригорода Калуги, пос. Бабынино, с. Барятино и пос. Ферзиково.
Для создания собственной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования на селе, министерство считает необходимым создавать сельскохозяйственные кооперативные рынки, функцию управляющей компании на которых будут выполнять снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы. Поставлена задача - организовать, как минимум, один сельскохозяйственный рынок или сельскохозяйственный кооперативный рынок в каждом муниципальном районе.
Одной из задач, которая будет решаться министерством в предстоящий период - содействие созданию отраслевых и продуктовых союзов в целях обеспечения их участия в организации более эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции. В области осуществляют деятельность Агропромышленный союз, ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, в конце 2007 года был учрежден Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создан Совет по молочной промышленности при министерстве сельского хозяйства.
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) субсидий на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров.
Раздел 5. Социально-экономическая и экологическая
эффективность Программы
5.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели министерства сельского хозяйства Калужской области "Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами" и решению тактических задач "Создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства", "Повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий", "Обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов".
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач министерства сельского хозяйства Калужской области, являются стабилизация и увеличение поголовья молочного скота, обеспечения потребности в кормах, повышение продуктивности коров и увеличение производства молока. Увеличение численности коров в племенных заводах и племрепродукторах к 2012 году позволит поднять удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород до 25%, что будет способствовать значительному укреплению племенной базы молочного скотоводства.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в этой отрасли в 2012 году в объеме 295,9 тыс. тонн в хозяйствах всех категорий или на душу населения до 295,1 кг в год (рост 70 кг к 2008 году или 31,2%). Это позволит в перспективе создать базовые условия для проведения полного импортозамещения в снабжении населения региона молоком и молочными продуктами.
5.2. Социально-экономическая эффективность Программы
Реализация мероприятий ведомственной целевой программы позволит увеличить в 2012 году продуктивность дойного стада по сельскохозяйственным предприятиям области до 4 350 килограммов молока на корову, а в хозяйствах всех категорий - до 4 775 кг, и в целом перейти к стабильному росту производства молока в области.
В 2012 году ожидается увеличение валового производства молока в сельхозорганизациях до 223,0 тыс. тонн или на 37% к уровню 2007 года и в хозяйствах всех категорий до 295,9 тыс. тонн или на 32%. Общая прибыль сельскохозяйственных организаций от реализации молока за период реализации Программы прогнозируется в сумме 1 790 млн. рублей.
Получаемая прибыль будет направлена на пополнение оборотных средств, погашение заемных средств, реконструкцию и техническое перевооружение отрасли.
Техническое обновление молочного животноводства повысит производительность труда, улучшит социально-экономическое положение работников и в целом создаст условия для стабилизации численности работников отрасли.
Таблица 4
Расчет социально-экономической эффективности Программы
Показатели | Ед. изм. |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
2011 г. | 2012 г. | 2012 г. %к 2008 г. |
1. Поголовье молочных коров |
тыс. гол. |
57,3 | 58,4 | 59,6 | 60,8 | 62,0 | 108,2 |
2. Удой на корову в год |
кг | 3928 | 4124 | 4330 | 4547 | 4774 | 121,6 |
3. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
226,3 | 240,8 | 258,0 | 276,5 | 295,9 | 130,8 |
4. Валовой продукт отрасли |
млн. руб. |
2650,8 | 3041,3 | 3488,2 | 3962,2 | 4471,0 | 168,7 |
5. Валовой доход отрасли |
млн. руб. |
441,6 | 494,6 | 549,3 | 580,9 | 593,6 | 134,4 |
3. Чистая прибыль отрасли |
млн. руб. |
347,1 | 398,3 | 446,1 | 470,4 | 475,2 | 136,9 |
5. Рабочие места | чел. | 2390 | 2552 | 2485 | 2430 | 2245 | 93,9 |
Увеличение поставок молока на предприятия молочной промышленности области в сочетании с модернизацией технологического оборудования позволит увеличить выпуск и реализацию качественной молочной продукции и соответственно уровень потребления молочных продуктов.
Показателем социальной эффективности реализации Программы является сохранение существующих, создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях и повышение занятости сельского населения области.
В результате реализации Программы ожидается: сохранение и создание более 2 500 рабочих мест в 2009 году, более 2 400 рабочих мест в 2010 - 2011 годах и более 2200 - в 2012 году, что положительным образом скажется на увеличении занятости сельского населения.
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация программы обеспечит, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 217,1 млн. рублей.
5.3. Анализ динамики целевых индикаторов
Программы и индикаторов ее экономической эффективности
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Таблица 5
Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе
Показатели | Ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. | Всего за 4 года |
Выручка от реализации молока в хозяйствах всех категорий (ТП) |
млн. руб. |
2 363,9 | 2 709,6 | 3 078,5 | 3474,9 | 11 626,9 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (дельта ТП) |
млн. руб. |
304,0 | 345,7 | 368,9 | 396,4 | 1415,0 |
Финансирование программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
22,8 | 51,4 | 52,7 | 47,6 | 174,5 |
Показатели эффективности - Эобщ. |
% | 1333,3 | 672,6 | 700,0 | 832,8 | 810,9 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
- объем финансирования производства продукции по программе.
Как видно из табл. 5, значение коэффициента Эобщ. в среднем за четыре года составит 810,9%. Это означает, что общие затраты по программе возмещаются через прирост выручки от реализации молока.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства, приведенных в табл. 3. Эти индикаторы планируется сопоставлять с объемами финансирования Программы.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Калугастатом, а также ведомственной отчетности.
Раздел 6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ведомственная целевая программа финансируется в соответствии с планом выделения средств на ее реализацию по решению министерства сельского хозяйства области в пределах выделенных ему бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2009 - 2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 5132,6 млн. руб., в том числе:
- за счет бюджета - 174,5 млн. руб., из них по годам:
2009 год - 22,8 млн. руб.;
2010 год - 51,4 млн. руб.;
2011 год - 52,7 млн. руб.;
2012 год - 47,6 млн. руб.
- за счет привлеченных средств - 4958,1 млн. руб., из них по годам:
2009 год -869,5 млн. руб.;
2010 год - 1327,9 млн. руб.;
2011 год - 1373,4 млн. руб.;
2012 год - 1387,3 млн. руб.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании
мероприятий Программы и его источники млн. руб.
N п/п |
Мероприятия | Источник | 2009 г. | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. |
Всего за 2009 -2012 гг. |
1. | Субсидии на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологическо- го оборудования |
Региональный бюджет |
2,2 | 10,5 | 10,0 | 3,0 | 24,7 |
Внебюджетные средства |
6,0 | 52,5 | 50,0 | 15,0 | 123,5 | ||
2. | Субсидии на строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям |
Региональный бюджет |
1,5 | 2,5 | 2,75 | 3,0 | 9,75 |
Внебюджетные средства |
60,0 | 100,0 | 110,0 | 120,0 | 390,0 | ||
3. | Субсидии на приобретение доильных залов |
Региональный бюджет |
2,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 36,0 |
Внебюджетные средства |
40,5 | 135,0 | 148,5 | 162,0 | 486,0 | ||
4. | Субсидии на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров |
Региональный бюджет |
17,1 | 18,4 | 19,0 | 19,5 | 74,8 |
Внебюджетные средства |
796,6 | 820,4 | 844,9 | 870,3 | 3332,2 | ||
5. | Субсидии на развитие племенной базы |
Региональный бюджет |
0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 30,0 |
Внебюджетные средства |
0 | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 660,0 | ||
6. | Итого | Региональный бюджет |
22,8 | 51,4 | 52,7 | 47,6 | 174,5 |
Внебюджетные средства |
869,5 | 1327,9 | 1373,4 | 1387,3 | 4958,1 |
Раздел 7. Описание системы управления реализацией Программы
Ведомственная целевая программа утверждается приказом министерства, которым также утверждается состав рабочей группы по управлению и контролю за реализацией ведомственной целевой программы и подразделение министерства ответственное за реализацию программы - отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела:
а) обеспечивает реализацию ведомственной целевой программы, ее мониторинг;
б) несет ответственность за решение задач, поставленных ведомственной целевой программой, и за достижение значений целевых индикаторов, утвержденных в ведомственной целевой программе;
в) координирует деятельность учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
г) обеспечивает эффективное управление рисками реализации Программы;
д) формирует отчетность о реализации Программы.
Отчеты о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, представляются ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным) и ежегодно (не позднее 1 февраля).
Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Прекращение реализации Программы осуществляется в рамках формирования перспективного финансового плана и проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
Программа реализуется министерством сельского хозяйства Калужской области (далее - соответствующий субъект бюджетного планирования).
Субъект бюджетного планирования несет ответственность за выполнение задач, запланированных для реализации Программы, и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов ведомственной целевой программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования.
Отчеты о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации ведомственной целевой программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов ведомственной целевой программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы, представляются субъектами бюджетного планирования в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области ежегодно не позднее 1 марта.
Министерство экономического развития Калужской области совместно с министерством финансов Калужской области организует проведение мониторинга и анализа хода реализации Программы на основании отчетности, являющейся обязательной для субъектов бюджетного планирования, утвердивших ведомственную целевую программу.
Раздел 8. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- вступление России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы будет осуществляться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год, и возможных темпов снижения поголовья молочного скота.
В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняты уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Таблица 7
Оценка рисков реализации Программы
Виды рисков | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
196 | 206 | 217 | 227 |
От невыхода на плановое поголовье коров, гол. |
2 040 | 2 080 | 2 130 | 2 170 |
Общая оценка рисков: тыс. тонн | 0,4 | 0,429 | 0,463 | 0,493 |
млн. руб. | 5,05 | 5,8 | 6,64 | 7,45 |
Риски|Им=(Имо х Ип)хРг, где
Им| - риски от невыхода на плановый валовой надой молока год. млн. руб.
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров
Рг - цена реализации молока,
Расчеты показали (таблица 7), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Раздел 9. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2009 - 2012 годы. Программа реализуется в два этапа.
На первом этапе (2009 г.) главными задачами являются: развитие племенной базы молочного скотоводства, укрепление кормовой базы, технико-технологическое перевооружение отрасли и увеличение производства молока.
Этот этап полностью соответствует целям и задачам областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Калужской области на 2008 - 2012 годы" и отраслевой программы "Развитие молочного скотоводства и стимулирование производства молока в России на 2009 - 2012 годы".
На втором этапе (2010 - 2012 гг.) намечается продолжить работу по укреплению племенной и кормовой базы, технико-технологической модернизации производства молока, одновременно особое внимание будет уделяться повышению эффективности и конкурентоспособности молочного скотоводства и вопросам реализации молока с использованием различных схем и механизмов, в том числе с использованием сельской потребительской кооперации.
График реализации программных мероприятий
N п/п |
Разделы программы, мероприятия |
Ответственные за исполнение | Срок исполнения |
Объем работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Создание условий для укрепления племенной базы молочного скотоводства |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела |
2009-2012 годы |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота 2012 году-25%; - приобретение племенного молодняка не менее 2800 голов ежегодно в течение трех лет. |
2 | Реализация мероприятий по укреплению кормовой базы молочного скотоводства |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела. Отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия. |
2009-2012 годы |
Исходя из научно обоснованной структуры кормления, обеспечение в полном объеме потребности крупного рогатого скота в качественных кормах |
3 | Создание условий для ускоренного развития молочного скотоводства |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела |
2009-2012 годы |
Производство молока: 2009 год - 240,8 тыс. тонн; 2010 год - 258,0 тыс. тонн; 2011 год -276,5 тыс. тонн; 2012 год - 295,9 тыс. тонн. |
4 | Реализация мероприятий по кадровому и научному обеспечению Программы |
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела. Отдел кадровой политики и социального развития сельских территорий. |
2009-2012 годы |
Повышение квалификации специалистов зоотехнической службы. Проведение обучающих семинаров по вопросам внедрения программных продуктов в отрасли молочного животноводства |
5 | Организация системы сбыта и регулирования рынка молока |
Отдел маркетинга | 2009-2012 годы |
Реализация молока: 2009 год - 187,1 тыс. тонн; 2010 год - 200,5 тыс. тонн; 2011 год -214,9 тыс. тонн; 2012 год - 229,9 тыс. тонн. |
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
в Калужской области на 2009 - 2012 годы"
Перечень
программных мероприятий
ведомственной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства
в Калужской области на 2009 - 2012 годы"
Цель программы: Создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Калужской области увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции с 225,6 тыс. тонн в 2008 году до 295,9 тыс. тонн в 2012 году
N п/п |
Содержание мероприятия |
Срок реализа- ции |
Коды классификации | Объем расходов на реализацию тыс. руб. | Показатели результативности деятельности | |||||||||||||
Раздел, подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора | |||||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||||||||||||||
Задача N 1 Создание условий для укрепления племенной базы молочного скотоводства | Целевой индикатор N 1 Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов | 2 370 | 3 250 | 2 830 | 1 810 | ||||||||||||
1.1 | Субсидии на развитие племенной базы молочного скотоводства |
2009-2012 гг. |
0405 | 2601901 | 006 | 0 | 10 000 | 10 000 | 10 000 | |||||||||
1.2 | Приобретение племенного молочного крупного рогатого скота |
2009-2012 гг. |
Собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей области | |||||||||||||||
1.3 | Содействие сельскохозяйстве- нным товаропроизводи- телям области в разработке планов селекционно-пле- менной работы по скоту молочных пород |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
1.4 | Оказание содействия в подготовке необходимых документов по включению сельскохозяйстве- нных организаций в государственный племенной регистр Российской Федерации Всего по задаче |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
0 | 10000 | 10000 | 10000 | |||||||||||||||
Задача N 2 Создание условий для ускоренного развития молочного скотоводства | Целевой индикатор N 1 Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
4124 |
4330 |
4547 |
4774 |
||||||||||||
2.1 | Субсидии на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования |
2009-2012 гг. |
0405 | 2601901 | 006 | 2 200 | 10 500 | 10 000 | 3 000 | |||||||||
2.2 | Субсидии на приобретение доильных залов |
2009-2012 гг. |
0405 | 2601901 | 006 | 2 000 | 10 000 | 11 000 | 12 000 | |||||||||
2.3 | Субсидии на строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям |
2009-2012 гг. |
0405 | 2601901 | 006 | 1 500 | 2 500 | 2 750 | 3 000 | |||||||||
2.4 | Мероприятия по кадровому и научному обеспечению Программы |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
2.5 | Подготовка и переподготовка зоотехников и специалистов по воспроизводству стада |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
2.6 | Проведение семинаров и совещаний по изучению передового опыта организации молочного животноводства |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
Всего по задаче | 5 700 | 23 000 | 23 750 | 18 000 | ||||||||||||||
Задача N 3 Создание условий для организации системы сбыта и развития рынка молока |
Целевой индикатор N ] Ежегодный прирост выручки от реализации молока |
млн. руб. | 304,0 | 345,7 | 368,9 | 396,4 | ||||||||||||
3.1 | Субсидии на реализованную продукцию с четом молочной продуктивности коров |
2009-2012 гг. |
0405 | 2601901 | 006 | 17 145 | 18 436 | 18 986 | 19 558 | |||||||||
3.2 | Развитие инфраструктуры сбыта |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
3.3 | Содействие созданию отраслевых и продуктовых союзов |
2009-2012 гг. |
В рамках текущего финансирования | |||||||||||||||
Всего по задаче | 17 145 | 18 436 | 18 986 | 19 558 | ||||||||||||||
Итого по программе |
22 845 | 51 436 | 52 736 | 47 558 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 14 сентября 2009 г. N 148 "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 17 июля 2009 года N 123 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Калужской области на 2009 -2012 годы"
Текст приказа официально опубликован не был