Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р
28 ноября 2003 г.
О выполнении Госстроем России плана действий Правительства РФ на 2003 г. по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации см. приказ Госстроя РФ от 4 апреля 2003 г. N 113
В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области социально-экономического развития Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемый план действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации (далее именуется - план действий).
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение плана действий.
2. Федеральным органам исполнительной власти с участием при необходимости Банка России:
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана действий;
представлять ежемесячно, до 3-го числа, в Минэкономразвития России информацию о ходе выполнения плана действий.
3. Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, подготавливать и представлять ежемесячно, до 10-го числа, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе выполнения плана действий.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
План
действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р)
28 ноября 2003 г.
В 2002 году продолжалась реализация утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2001 года Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (далее - среднесрочная программа), осуществлявшейся на основе плана действий Правительства Российской Федерации. В то же время текущая скорость осуществления структурных реформ не позволяет создать условия для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Экономика России растет в настоящее время относительно быстро на фоне мирового экономического спада, но недостаточно быстро для выхода на приемлемый уровень жизни в стране в обозримой перспективе.
2003 год должен стать ключевым для ускорения реализации среднесрочной программы на основе обеспечения четкой координации и взаимосвязи проводимых реформ (с учетом их промежуточных результатов и имеющихся ресурсов на их осуществление) и определения приоритетов социально-экономического развития с точки зрения степени стимулирующего воздействия проводимых преобразований на рост экономики.
Одновременно должно быть обеспечено развитие стратегических заделов для повышения конкурентоспособности Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом интеграции страны в мировую экономику.
Основным условием развития российской экономики является создание комфортных условий для начала, ведения и расширения бизнеса. В настоящее время эти условия реализуются не в полной мере.
Во-первых, остается существенным вмешательство государства в экономическую деятельность. По-прежнему значительной является доля государства в перераспределении экономических ресурсов и, как следствие, сохраняется высоким налоговое бремя. Прямое участие государства в производстве товаров и услуг ведет к созданию неравных условий конкуренции. Не происходит ощутимого снижения административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.
Во-вторых, имеющаяся рыночная инфраструктура не отвечает потребностям бизнеса и не создает благоприятную среду для его развития.
В-третьих, экономика России медленно интегрируется в мировую экономику, в то время как высокие темпы экономического роста не могут быть обеспечены исключительно за счет расширения внутреннего спроса.
В-четвертых, экономика остается слабо диверсифицированной, сохраняется ее сырьевая направленность. Бюджет и уровень доходов населения в значительной степени зависят от экспорта углеводородного сырья. Такая ситуация подрывает возможности ускорения экономического роста за счет повышения конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью, развития сферы услуг, создания экономики, основанной на знаниях.
В-пятых, неэффективность системы предоставления социальных услуг препятствует воспроизводству и повышению качества "человеческого капитала".
Без скорейшего решения указанных проблем невозможно ускорение экономического роста, обеспечение устойчивого повышения доходов населения, поэтому в 2003 году основными приоритетами Правительства Российской Федерации в области реализации среднесрочной программы станут:
реформа системы государственного управления;
налогово-бюджетная реформа;
институциональные и инфраструктурные реформы;
стимулирование диверсификации экономики;
повышение открытости экономики;
формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг.
1. Реформа системы государственного управления
В 2002 году стало очевидно, что действующая система государственного управления становится тормозом на пути проведения реформ, быстрого и адекватного решения назревших проблем в экономике и социальной сфере. Поэтому одной из приоритетных задач в области социально-экономического развития является создание эффективной системы государственного управления, включающей совершенствование форм и методов государственного регулирования, реформу системы контрольных и надзорных органов, кардинальное улучшение системы управления государственной собственностью.
В 2003 году усилия будут сконцентрированы на следующих направлениях реформы государственной власти:
увязка ресурсного обеспечения деятельности органов исполнительной власти с объемом исполняемых функций, создание в органах государственной власти стимулов для улучшения качества исполнения служащими своих функций, повышение их материальной заинтересованности, в том числе путем проведения в ряде органов исполнительной власти экспериментов, связанных с внедрением "бюджетирования по результатам";
установление процедур, обеспечивающих обязательную предварительную оценку необходимости сохранения или дополнительного введения мер государственного регулирования, имея в виду возможный отказ от государственного вмешательства по результатам данной оценки;
обеспечение четких и прозрачных процедур деятельности контрольных и надзорных органов в целях улучшения инвестиционного климата, совершенствование системы органов государственного надзора на основе объективных технических требований к продукции, сокращение избыточных функций, устранение дублирования как в области надзора и контроля, так и в полномочиях различных органов;
усиление контроля (в том числе антимонопольного) за государственными закупками;
сокращение присутствия государства как собственника в экономике и совершенствование системы управления государственным имуществом, разработка плана сокращения (в течение 3 лет) объектов государственной собственности, не связанных с осуществлением властных полномочий государства, его обороной и безопасностью;
начало реформирования природопользования на основе внедрения эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов и выравнивания условий доступа к природным ресурсам.
2. Налогово-бюджетная реформа
Ускорение темпов экономического роста невозможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых государством.
Снижение налогового бремени будет стимулировать повышение производительности труда, а также снижать привлекательность "серых" схем ведения бизнеса.
Последовательность действий по осуществлению налоговой реформы будет отражена в трехлетней программе и определяется необходимостью обеспечения, прежде всего, высоких темпов роста. В этой связи особое внимание следует уделить докладу о разработке среднесрочной программы налоговой реформы, включающей снижение налогового бремени на экономику (на 2003-2005 годы).
Снижение налогового бремени должно быть увязано с реформой системы государственных расходов, включающей в себя снижение объемов этих расходов и повышение их эффективности, внедрение полноценного среднесрочного бюджетного планирования, изменение механизмов государственного финансирования.
В 2003 году основными направлениями налоговой реформы станут:
реформа системы имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения), которые должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Необходимо исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы, сократить перечень налоговых льгот, обеспечить возможность постепенного перехода в перспективе на налогообложение недвижимости;
совершенствование системы налогового учета (эта система должна быть приближена к бухгалтерскому учету при сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью), введение механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков;
совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, отказ от принципа "кредитования налогоплательщиком государства", для чего необходимо исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость;
снижение средней ставки единого социального налога;
совершенствование взимания государственной пошлины, преобразование в государственную пошлину всех существующих сегодня платежей, уплачиваемых в связи с выполнением государственными органами юридически значимых действий;
увеличение размеров имущественных вычетов, в том числе в целях стимулирования развития ипотечного кредитования;
отмена налогового контроля за расходами физических лиц;
подготовка к отмене с 2004 года налога с продаж, разработка мер, направленных на обоснованную компенсацию потерь региональных бюджетов;
совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом;
расширение спектра используемых финансовых инструментов с целью стимулирования притока капитала.
В области государственных расходов необходимы:
реализация среднесрочного бюджетного планирования, в том числе утверждение Правительством Российской Федерации параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы, что позволит повысить предсказуемость бюджетной политики;
формирование в рамках федерального бюджета резервного (стабилизационного) фонда для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в целях четкого разграничения бюджетных полномочий и сокращения "нефинансируемых мандатов", формирования и развития объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов и повышения качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне;
проведение анализа эффективности бюджетных расходов и подготовка предложений по их оптимизации с изменением механизмов их финансирования в целях создания возможности для снижения налоговой нагрузки на экономику при дальнейшем проведении налоговой реформы;
разработка законодательной базы для поэтапного перехода на систему бюджетирования по результатам;
внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с учетом основных положений проектов федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Институциональные и инфраструктурные реформы
Рыночная инфраструктура, включающая в себя как производственную (электроэнергетика, транспорт, связь), так и финансовую инфраструктуру (банковская система, фондовый рынок, рынок страхования) играет важную роль в формировании благоприятной бизнес-среды. Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития. Формирование благоприятной бизнес-среды также тесно связано с реформой государственного управления, сокращением полномочий контрольных и надзорных органов, продолжением усилий по дебюрократизации экономики.
В 2003 году необходимо будет уделить особое внимание вопросам реформирования инфраструктурных монополий, поскольку от темпов и результатов их проведения во многом зависит и успех в осуществлении реформ в других сферах экономики. Реформы отдельных монополий тесно связаны между собой, что диктует необходимость усиления скоординированности их проведения, а также увязки по срокам и механизмам с реформой жилищно-коммунального хозяйства.
В 2003 году реформирование естественных монополий будет осуществляться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в этой сфере. Следующим этапом должно стать окончательное формирование необходимой нормативной правовой базы и активная реализация мероприятий по формированию инфраструктуры и субъектов рынка.
Исходя из этого, в 2003 году основными задачами являются:
продолжение проведения институциональных преобразований;
развитие конкуренции;
формирование прогнозируемой и экономически обоснованной тарифной политики;
повышение прозрачности функционирования естественных монополий.
Достижение поставленных задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий по реформированию электроэнергетики и программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Важной задачей в 2003 году станет развитие рынка газа в Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить принятие концепции развития рынка газа и сформировать план по ее реализации.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет не достаточно быстрыми темпами.
В этой связи в 2003 году необходимо обратить особое внимание на:
широкомасштабный переход к адресным субсидиям, предоставляемым потребителям услуг жилищно-коммунального хозяйства;
внедрение конкурентных принципов предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Важным элементом рыночной инфраструктуры, создающим технические условия для роста бизнеса, снижающим трансакционные издержки, обеспечивающим внедрение новейших управленческих технологий и стимулирующим экономический рост на современной технологической основе, является современный уровень услуг связи (в том числе почтовой). В этой сфере необходимо дальнейшее продвижение по пути освоения самых передовых технологий связи, создания системы универсального обслуживания.
Огромный потенциал повышения эффективности - использование природных ресурсов. Существующая система не устраивает ни пользователей природных ресурсов, ни государство. Для первых отсутствуют равноправные и "прозрачные" условия доступа к ресурсам. Государство - как собственник ресурсов не имеет эффективных механизмов обеспечения своих интересов.
Поэтому, прежде всего необходимо выработать механизм установления и изъятия рентных платежей в целях обеспечения финансовых интересов государства как собственника, выравнивания условий хозяйствования пользователей природных ресурсов и стимулирования повышения эффективности работы предприятий, ввести полноценную состязательную процедуру предоставления прав пользования природными ресурсами. В этой связи необходимо принять закон о недрах, новые редакции Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Экономика не может устойчиво развиваться без наличия мощной и стабильной финансовой системы. Правительство Российской Федерации в 2003 году обратит особое внимание на развитие фондового рынка, реформирование банковской системы, приведение российских стандартов финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами.
Развитая банковская система является важнейшим элементом функционирования экономики. В этой связи в 2003 году будет уточняться и продолжать реализовываться Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации
Важным инструментом перетока финансовых ресурсов является фондовый рынок. В последние годы капитализация российских компаний, акции которых котируются на рынке, растет темпами, превышающими показатели большинства мировых торговых площадок. Тем не менее количество таких компаний остается крайне низким. Для стимулирования развития фондового рынка, дальнейшего повышения его капитализации, увеличения количества российских компаний-эмитентов, акции которых котируются на фондовом рынке, необходима разработка плана мероприятий по развитию фондового рынка.
Для стимулирования выхода предприятий на фондовый рынок, предоставления им возможности привлечения заемных средств через акционерный капитал необходимо обеспечить "прозрачность" деятельности компаний, в том числе с помощью использования международных стандартов финансовой отчетности. Эта мера повысит привлекательность портфельных инвестиций для стратегических инвесторов. Правительству Российской Федерации в 2003 году предстоит определить и закрепить в нормативных правовых актах порядок и сроки перехода российских компаний на Международную систему финансовой отчетности.
Развитие сферы науки и технологий отнесено к высшим приоритетам государства. В 2003 году будет усилена работа по обеспечению условий для сохранения и развития передовых научных школ, кадрового научно-исследовательского потенциала, научной инфраструктуры, приборной базы для фундаментальных и прикладных научных исследований, являющихся средой для расширенного воспроизводства знаний. Одновременно будет продолжена работа по переориентации существенной части государственных ресурсов на адресную поддержку приоритетов развития науки, технологий и техники с учетом имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах.
4. Стимулирование диверсификации и повышение открытости экономики
Преобладание экспорта углеводородного сырья в общей структуре экспорта, недостаточная диверсификация структуры экономики, низкий уровень добавленной стоимости производимой продукции приводят к неустойчивости развития позитивных макроэкономических тенденций последних лет, ставят экономику и уровень жизни населения в слишком большую зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка.
Для преодоления этого дисбаланса в 2003 году будут разработаны и реализованы меры, направленные на поддержку несырьевого экспорта, стимулирование снижения энергоемкости экономики, развитие высокотехнологичных производств. Важнейшим направлением диверсификации структуры экономики станет проведение налоговой политики, стимулирующей инвестиции. В связи с этим в 2003 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также разработать законодательную базу для создания в Российской Федерации особых экономических зон.
Важной задачей будет обеспечение инновационного характера экономического роста, максимальное использование в качестве его источника интеллектуального ресурса. На это будут нацелены разработка и реализация комплекса мер по стимулированию инноваций (через формирование национальной инновационной системы), оптимизация государственного научно-технического комплекса и изменение схемы финансирования науки с переходом к преимущественному финансированию исследований, стимулирование венчурных инвестиций, что позволит увеличить объемы внебюджетного финансирования приоритетных научно-технических разработок и создать условия для более активного использования их результатов в бизнесе, в первую очередь, в малом и среднем. При этом приоритетным является формирование системы поддержки частных инвестиций в этой сфере.
Необходимо значительно повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере науки: оптимизировать (в том числе путем сокращения количества государственных научных организаций) государственный сектор науки, перейти к преимущественному финансированию исследований на конкурсной основе.
Отдельными направлениями повышения инновационной составляющей валового внутреннего продукта станут создание нормативной базы и соответствующей инфраструктуры, позволяющей передавать технологии, созданные за счет средств федерального бюджета, для их доведения до уровня конечной наукоемкой продукции в частный сектор. Будут приняты дополнительные меры по регулированию правоотношений в сфере авторских и смежных прав, вовлечению в хозяйственный оборот и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В условиях глобализации высокие темпы экономического роста не могут поддерживаться исключительно на основе внутреннего спроса, необходима более полная интеграция в систему мирохозяйственных связей.
2003 год должен стать решающим этапом переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию на приемлемых для Российской Федерации условиях, что укрепит положение экспортеров на зарубежных рынках и будет способствовать выработке долгосрочных правил доступа иностранных производителей на отечественный рынок. Укреплению позиции Российской Федерации на переговорах будет способствовать завершение работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Прежде всего, речь идет о законодательстве в области таможенного, налогового, валютного и технического регулирования, а также мер защиты внутреннего рынка. Таможенно-тарифная политика должна быть приведена в соответствие с задачами стимулирования несырьевого экспорта и импортозамещения.
В 2003 году необходимо вывести процесс экономической интеграции России с Союзным государством, Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом на качественно новый уровень, что предполагает пересмотр приоритетов сотрудничества, переход от реализации и софинансирования межгосударственных коммерческих проектов к поэтапной гармонизации макроэкономической политики и законодательства, а также приведение в соответствие с международными нормами и правилами Всемирной торговой организации системы внешнеэкономического регулирования. В отношении Союзного государства необходимо четко определить этапы и формы интеграции, направить средства бюджета Союзного государства, предусмотренные на реализацию с коммерческих проектов и предоставление экономической помощи, на финансирование интеграционных процессов.
5. Формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг
Социальная сфера остается приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации. В 2003 году наибольшее значение приобретает реформирование здравоохранения и образования. Здоровье населения и уровень образования в конечном счете определяют качество жизни.
Основными направлениями развития системы образования будут являться: внедрение нормативной подушевой системы финансирования, интеграция профессионального образования и науки, в том числе фундаментальной, повышение качества образовательных услуг. Будет продолжена работа по оптимизации сети малокомплектных сельских школ.
Будут разработаны меры по расширению доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В сфере здравоохранения предстоит обеспечить принятие федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, необходимых для осуществления комплексной реформы системы обязательного медицинского страхования с 1 января 2004 г., которая направлена на повышение качества и обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи.
Необходимо внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также обеспечить принятие федерального закона "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях", что позволит начать переход от сметного финансирования к финансированию по факту оказания услуг.
В 2003 году следует продолжить работу по реализации пенсионной реформы, в частности, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие создание инфраструктуры для формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и включение негосударственных пенсионных фондов с 2004 года в систему обязательного пенсионного страхования в качестве страховщиков.
***
Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации прилагается.
Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2003 г. N 1740-р в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к плану действий Правительства Российской Федерации
на 2003 год по реализации основных направлений
социально-экономического развития
Российской Федерации, утвержденному распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 28 февраля 2003 г. N 252-р
Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации
28 ноября 2003 г.
|
Содержание мероприятий |
Вид документа(проект) |
Срок представления в Правительство Российской Федерации |
Срок принятия (внесения в Государственную Думу) |
Ответственные исполнители |
| |||||
I. Реформа системы государственного управления | |||||
1. |
Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в целях проведения экспериментов в ряде федеральных и региональных органов исполнительной власти по внедрению современных методов финансирования государственного аппарата и управления бюджетными средствами (бюджетирование по результатам) |
федеральный закон |
май |
июль |
Минфин России Минэкономразвития России Минтруд России |
2. |
Введение процедур доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику, а также процедур периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом от государственного вмешательства по результатам данной оценки |
федеральный закон |
сентябрь |
ноябрь |
Минэкономразвития России МАП России Минюст России |
3. |
Формирование механизмов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности органов государственной власти |
федеральный закон |
апрель |
май |
Минэкономразвития России Минюст России Минсвязи России ФАПСИ заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
4. |
Разработка программы реорганизации системы государственного контроля и надзора в сфере предпринимательской деятельности, включающей пересмотр и сокращение контрольных и надзорных полномочий органов государственной власти |
постановления Правительства Российской Федерации |
апрель |
май |
Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5. |
Повышение эффективности управления государственной собственностью в части: |
|
|
|
|
|
совершенствования механизма управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ |
постановление Правительства Российской Федерации |
июнь |
август |
Минимущество России Минэкономразвития России ФКЦБ России Российский фонд федерального имущества заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
разграничения федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений на необходимые для выполнения государственных функций и задач и на утратившие такое значение (с сокращением их количества) |
постановление Правительства Российской Федерации |
июль |
сентябрь |
Минимущество России Минэкономразвития России Российский фонд федерального имущества заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
внедрения конкурсных основ при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на основе оценки рыночной стоимости |
постановление Правительства Российской Федерации |
июль |
сентябрь |
Минимущество России Минэкономразвития России Российский фонд федерального имущества заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
развития механизмов доверительного управления государственным имуществом |
указ Президента Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации |
июнь |
август |
Минимущество России Минэкономразвития России Минфин России ФКЦБ России |
6. |
Введение запрета на совмещение функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов (отмена действующих исключений из данного принципа) |
федеральный закон |
май |
июнь |
МАП России Минэкономразвития России Минфин России Минюст России |
7. |
Разработка среднесрочной программы приватизации объектов государственной собственности (2004 - 2006 годы) |
постановление Правительства Российской Федерации |
июнь |
август |
Минимущество России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
8. |
Разработка концепции управления недвижимостью в Российской Федерации |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
май |
июнь |
Минимущество России Минэкономразвития России Госстрой России Росземкадастр |
9. |
Выполнение мероприятий перечня первоочередных мер по реализации государственной поддержки развития муниципальных образований на 2002 - 2004 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 г. N 996-р |
нормативные правовые акты в соответствии с распоряжением |
в сроки, установленные распоряжением |
в сроки, установленные распоряжением |
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распоряжением |
10. |
Разработка плана мероприятий по реализации новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
постановление Правительства Российской Федерации |
в 2-месячный срок после принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
в 3- месячный срок после принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
11. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с целью повышения эффективности бюджетных расходов |
федеральный закон |
июнь |
август |
Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
12. |
|||||
II. Налогово-бюджетная реформа | |||||
13. |
Анализ эффективности бюджетных расходов. Подготовка предложений по оптимизации структуры государственных расходов на 2003 - 2005 годы |
доклад Правительству Российской Федерации |
март |
|
Минфин России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
14. |
Реализация среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики, в том числе утверждение параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы |
решения Правительства Российской Федерации |
июнь |
август |
Минфин России Минэкономразвития России |
|
|
|
|
|
|
15. |
Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих включение во вторую часть новых глав о земельном налоге, налоге на имущество организаций, налоге на имущество физических лиц, налоге на наследование или дарение |
федеральный закон |
февраль |
апрель |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
16. |
Совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в части обоснования нулевой ставки и последующего возмещения налога (сокращение перечня документов, обосновывающих нулевую ставку и налоговые вычеты, а также определение порядка применения налоговых вычетов) |
федеральный закон |
апрель |
июнь |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России МАП России |
17. |
Внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся снижения налоговой нагрузки по единому социальному налогу |
федеральный закон |
март |
май |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России Минтруд России |
18. |
Внесение изменений в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части возможного увеличения размеров имущественных вычетов |
федеральный закон |
март |
апрель |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России Госстрой России |
19. |
Внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих отмену налогового контроля за расходами физических лиц |
федеральный закон |
апрель |
май |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России Госстрой России |
20. |
Выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий на 2001 - 2003 годы по реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 1167-р |
нормативные правовые акты, методические материалы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 1167-р |
в течение года |
|
федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 1167-р |
21. |
Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с проектами федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" |
федеральные законы |
март |
июнь |
Минфин России Минэкономразвития России |
22. |
Совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду |
федеральный закон |
апрель |
июнь |
МПР России Минэкономразвития России Минфин России МНС России Минюст России |
23. |
Совершенствование системы платежей за пользование лесным фондом |
федеральный закон |
март |
июнь |
МПР России Минэкономразвития России Минфин России Минпромнауки России Минсельхоз России |
24. |
Разработка предложений по уточнению приоритетов и порядка расходования средств бюджета Союзного государства |
доклад Правительству Российской Федерации |
май |
|
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
III. Институциональные и инфраструктурные реформы | |||||
25. |
Подготовка программы по разработке технических регламентов и нормативной базы, обеспечивающей выполнение основных положений Федерального закона "О техническом регулировании". Формирование Федерального фонда технических регламентов и стандартов и его информационных ресурсов с целью осуществления перехода на электронный документооборот |
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации |
июнь |
август |
Госстандарт России Минэкономразвития России Минсвязи России МАП России ФКЦБ России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
26. |
Внесение изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части упрощения процедуры согласования и получения разрешительной документации) |
федеральный закон |
март |
май |
Минэкономразвития России Госстрой России Минфин России Минимущество России Росземкадастр заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
27. |
Подготовка плана мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 - 2005 годы |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
февраль |
март |
МПС России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
28. |
Подготовка плана мероприятий программы реформирования электроэнергетики на 2003 год |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
в месячный срок после принятия законов по реформированию электроэнергетики |
в 2-месячный срок после принятия законов по реформированию электроэнергетики |
Минэкономразвития России Минэнерго России Минатом России ФЭК России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
29. |
Подготовка концепции развития рынка газа в Российской Федерации |
постановление Правительства Российской Федерации |
март |
май |
Минэкономразвития России Минэнерго России Минимущество России Минфин России МАП России ФЭК России |
30. |
Разработка основных положений Энергетической стратегии Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
май |
июль |
Минэнерго России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
31. |
Подготовка законопроекта "О недрах" |
федеральный закон |
март |
апрель |
МПР России Минэкономразвития России Минэнерго России МАП России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
32. |
Подготовка новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации |
федеральный закон |
март |
апрель |
МПР России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
33. |
Подготовка новой редакции Водного кодекса Российской Федерации |
федеральный закон |
март |
апрель |
МПР России Минэкономразвития России Минэнерго России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
34. |
Разработка законодательной базы деятельности саморегулируемых организаций |
федеральный закон |
март |
май |
Минэкономразвития России ФКЦБ России ФСФО России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
35. |
Уточнение Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации |
дополнение к совместному заявлению Правительства Российской Федерации и Банка России |
февраль |
апрель |
Минфин России Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием Банка России |
36. |
Реализация мероприятий Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, предусмотренных перечнем первоочередных мероприятий по реализации Стратегии |
нормативные правовые акты |
в сроки, установленные перечнем первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации |
|
Минфин России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием Банка России |
37. |
Реализация мероприятий по развитию фондового рынка |
нормативные правовые акты |
в сроки, установленные планом мероприятий по развитию фондового рынка |
в сроки, установленные планом мероприятий по развитию фондового рынка |
ФКЦБ России Минэкономразвития России с участием Банка России |
38. |
Осуществление комплекса мероприятий по формированию сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности на основе международных стандартов финансовой отчетности, имея в виду дифференцированный переход для определенных групп организаций, начиная с 2004 г. (в соответствии с планом мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на Международную систему финансовой отчетности) |
нормативные правовые акты |
в сроки, установленные планом мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на Международную систему финансовой отчетности |
в сроки, установленные планом мероприятий на 2003 год по подготовке экономики к переходу на Международную систему финансовой отчетности |
Минфин России Минэкономразвития России ФКЦБ России |
39. |
Разработка мер по развитию страхования в сельском хозяйстве |
доклад Правительству Российской Федерации
|
июнь |
|
Минсельхоз России Минэкономразвития России Минфин России |
IV. Стимулирование диверсификации и повышение открытости экономики | |||||
40. |
Разработка правовых основ для создания в Российской Федерации образований с особыми экономическими условиями функционирования (особых экономических зон) |
федеральный закон |
март |
май |
Минэкономразвития России Минфин России МНС России ГТК России Минпромнауки России |
41. |
Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части включения мер по стимулированию инвестиционной активности |
федеральный закон |
март |
апрель |
Минфин России Минэкономразвития России МНС России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
42. |
Разработка концепции создания и развития гарантийной системы поддержки экспорта промышленной продукции |
постановление Правительства Российской Федерации |
март |
май |
Минэкономразвития России Минфин России МАП России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
См. Концепцию развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, одобренную распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. N 1493-р
См. План мероприятий на 2003 - 2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р
45 |
Оптимизация структуры и состава государственного научно-технического комплекса, совершенствование схемы финансирования науки, в том числе: |
|
|
|
Минпромнауки России Минэкономразвития России Минимущество России |
|
завершение инвентаризации научно-технического комплекса, определение оптимальных механизмов его реструктуризации, включая изменение организационно-правовой формы и формы собственности научных организаций |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
ноябрь |
декабрь |
Минфин России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти академии наук, имеющие государственный |
|
сокращение числа неэффективно работающих государственных научных организаций |
распоряжения Правительства Российской Федерации |
ноябрь |
декабрь |
статус |
|
подготовка предложений по реформированию системы государственных научных центров Российской Федерации (изменения и дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике") |
федеральный закон |
июнь |
сентябрь |
|
|
переход к финансированию научно-технического сектора, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, преимущественно на конкурсной основе |
постановление Правительства Российской Федерации |
октябрь |
декабрь |
|
|
совершенствование академического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления, уменьшения количества подведомственных научных организаций |
доклад Правительству Российской Федерации |
ноябрь |
|
|
46. |
Завершение приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами ВТО |
нормативные правовые акты в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1054-р |
в течение года |
|
Минэкономразвития России Госстандарт России МИД России Минпромнауки России Минюст России ГТК России Минсвязи России Минсельхоз России Минздрав России МПР России МАП России |
V. Формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг | |||||
47. |
Развитие системы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования |
постановление Правительства Российской Федерации |
март |
июнь |
Минобразование России Минтруд России Минэкономразвития России |
48. |
Разработка системы государственных возвратных субсидий на получение высшего и среднего профессионального образования с учетом дальнейшего трудоустройства по полученной специальности |
федеральный закон постановление Правительства Российской Федерации |
декабрь 2003 г. |
март 2004 г. |
Минобразование России Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России |
49. |
Анализ хода экспериментов по организации единого государственного экзамена; по отработке финансирования получения гражданами высшего профессионального образования на основе ГИФО; по новой структуре и содержанию общего среднего образования; по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности |
доклады Правительству Российской Федерации |
декабрь |
|
Минобразование России Минфин России Минэкономразвития России |
50. |
Реформирование системы обязательного медицинского страхования, включая разработку механизмов мобилизации финансовых средств на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, совершенствование организационной основы управления средствами системы обязательного медицинского страхования и контроля за их целевым использованием |
федеральный закон |
март |
июнь |
Минэкономразвития России Минтруд России Минздрав России Минфин России Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
51. |
Переход от сметного финансирования к финансированию по факту оказания услуг (законопроект "О специализированных государственных или муниципальных некоммерческих организациях") |
федеральный закон |
апрель |
июнь |
Минэкономразвития России Минфин России Минздрав России Минобразование России Минтруд России Минкультуры России Минимущество России |
52. |
Разработка концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2003 - 2005 годы
|
распоряжение Правительства Российской Федерации |
март |
май |
Минтруд России Минэкономразвития России |
53. |
Определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, а также инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан |
федеральный закон |
сентябрь |
ноябрь |
Минэкономразвития России Минтруд России Минфин России ФКЦБ России Пенсионный фонд Российской Федерации |
54. |
Уточнение функций участников финансовых рынков, а также органов, регулирующих их деятельность, на основе внесения изменений в законодательные и нормативные акты о страховом деле, об инвестиционных и негосударственных пенсионных фондах, о рынке ценных бумаг в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии |
федеральный закон |
сентябрь |
октябрь |
Минэкономразвития России Минтруд России Минфин России МАП России ФКЦБ России Пенсионный фонд Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается план действий Правительства РФ на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Основными приоритетами Правительства РФ объявлены: реформа системы государственного управления, налогово-бюджетная реформа, институциональные и инфраструктурные реформы, стимулирование диверсификации экономики, повышение открытости экономики, формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг.
В рамках налогово-бюджетной реформы планируется:
исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций,
перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы,
сократить перечень налоговых льгот,
приблизить системы налогового учета к бухгалтерскому учету,
исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость,
снизить среднюю ставку единого социального налога,
увеличить размеры имущественных вычетов, в том числе в целях стимулирования развития ипотечного кредитования,
отменить налоговый контроль за расходами физических лиц.
Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 марта 2003 г. N 10 ст. 922
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2003 г. N 1740-р