Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 3 августа 2009 г. N 309
Долгосрочная программа
"Поддержка одаренных детей Калужской области
и их наставников на 2010-2015 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Поддержка одаренных детей
Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы"
1. Наименование "Поддержка одаренных детей Калужской области и их
наставников на 2010-2015 годы" (далее - Программа)
2. Заказчик Министерство образования и науки Калужской области
Программы
3. Разработчик Министерство образования и науки Калужской области
Программы
4. Дата принятия 12 января 2009 года
решения о План мероприятий по реализации в Калужской области
разработке основных положений Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 5 ноября 2008 года, утвержденный Губернатором
Калужской области
5. Цель и задачи Цель программы - создание условий для выявления,
Программы развития и поддержки одаренных детей.
Задачи Программы:
1. Создать механизм адресной поддержки одаренных
детей по результатам достижений, грантовой поддержки
одаренных детей.
2. Создать механизм адресной поддержки педагогов,
работающих с одаренными детьми.
3. Создать службу психологической, методической и
информационной помощи родителям.
4. Повысить эффективность работы образовательных
учреждений путем внедрения инновационных
образовательных программ обучения, переподготовки
преподавательского состава.
6. Целевые Целевыми индикаторами и показателями являются:
индикаторы и 1. Доля детей, включенных в государственную систему
показатели выявления, развития и поддержки одаренных детей, в
общей численности школьников Калужской области.
2. Количество одаренных детей школьного возраста -
победителей всероссийских конкурсов, соревнований,
олимпиад, конференций, чтений, турниров
интеллектуальной и творческой направленности.
3. Количество педагогов, внедряющих инновационные
технологии, применяемые в работе с одаренными
детьми.
4. Количество педагогов, получивших поддержку по
результатам участия их воспитанников в олимпиадах,
конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и
творческой направленности регионального и
федерального уровней.
5. Количество образовательных учреждений,
предоставляющих услугу по работе с одаренными
детьми.
6. Количество подготовленных методических пособий,
сборников, информационных буклетов, видеоматериалов.
7. Сроки и этапы Срок реализации программы: 2010-2015 гг.
реализации
8. Перечень Мероприятия Программы включают в себя:
основных 1. Создание социально-образовательных условий,
мероприятий гарантирующих реализацию творческого потенциала
детей области на основе свободного выбора
образовательных программ. Действия в этом
направлении должны включать раннее распознавание
способностей ребенка для создания ему оптимальных
условий обучения и развития.
2. Поддержка деятельности одаренных детей,
преподавателей и образовательных учреждений,
работающих с одаренными детьми, оказание
информационной, психологической и методической
помощи родителям.
9. Источ- Объемы финансирования (в тыс. рублей) Всего
Объемы ники
финан- финан-
сирова- сирова-
ния ния
Област- 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ной
бюджет 5948,65 5948,65 17209,0 17268,0 17903,0 17763,0 82040,3
10. Ожидаемые Реализация мероприятий Программы позволит:
результаты - сформировать механизм выявления и поддержки
одаренных детей;
- оказать адресную поддержку одаренным детям по
результатам достижений, грантовую поддержку;
- повысить эффективность работы учреждений путем
внедрения инновационных образовательных программ
обучения, переподготовки преподавательского состава,
работающего с одаренными детьми;
- обеспечить рост инвестиционной привлекательности
региона за счет увеличения количества детей -
лауреатов международных и всероссийских конкурсов,
фестивалей и олимпиад;
- обеспечить ежегодную выплату денежных
вознаграждений одаренным детям за успехи в области
образовательной деятельности;
- обеспечить ежегодную поддержку участия одаренных
детей во всероссийских, международных конкурсах,
фестивалях и олимпиадах;
- обеспечить ежегодную поддержку повышения
квалификации преподавателей, работающих с одаренными
детьми;
- обеспечить ежегодную финансовую поддержку
преподавателей по результатам достижений учащихся
(участия учеников в конкурсах и фестивалях);
- обеспечить ежегодное проведение мастер-классов для
учащихся и преподавателей;
- создать банк данных одаренных детей региона;
- создать систему широкого освещения проблем и
направлений работы с одаренными детьми, в том числе
в средствах массовой информации.
11. Система Контроль за реализацией Программы осуществляется в
организации соответствии с постановлением Правительства
контроля за Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об
исполнением утверждении Порядка принятия решений о разработке
долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет
средств областного бюджета, их формирования и
реализации и Порядка проведения и критериев оценки
эффективности реализации долгосрочных целевых
программ, реализуемых за счет средств областного
бюджета" (в ред. постановления Правительства
Калужской области от 31.03.2009 N 111).
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования по поиску и поддержке одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом человеческого потенциала как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной. Особое место в деле формирования такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, направленные на улучшение положения обучающихся и педагогов.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей. В данном направлении определена задача, смысл которой заключается в предоставлении одаренному ребенку возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для решения этой задачи должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблемы детской одаренности и ее развития решаются на разных уровнях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма "Одаренные дети". Указанная подпрограмма предусматривает реализацию системы мер по созданию благоприятных условий для развития и обучения одаренных детей, что позволит им самореализоваться и использовать творческие возможности и уникальные результаты собственной деятельности.
В Калужской области функционирует 406 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых обучается около 83 тысяч детей. Среди общеобразовательных учреждений области можно выделить учреждения, реализующие общеобразовательные программы повышенного уровня сложности: 6 лицеев, 5 гимназий. 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Кроме того, в области развита сеть детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых и художественных школ, детских юношеских спортивных школ, являющихся базовыми, которые не только выполняют функции образования и воспитания детей, но и обеспечивают возможность выявления таланта и одаренности, а также создания условий для их профессионального становления.
Ежегодно около 10 тысяч детей области принимают участие в региональных конкурсах, олимпиадах и фестивалях, из них около 200 человек являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, получают премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Однако для Калужской области с ее инвестиционным потенциалом этого недостаточно.
В рамках областной целевой программы "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.", утвержденной Законом Калужской области от 27.06.2005 N 91-ОЗ. осуществляются мероприятия по выявлению одаренных детей во время их участия в конкурсах, конференциях, чтениях, олимпиадах и иных мероприятиях. На региональном уровне создан механизм поиска неординарно мыслящих учащихся в области предметных и надпредметных знаний, одаренных детей в области спорта, культуры и искусства. Расширилась сеть учреждений дополнительного образования, участвующих в творческих проектах с привлечением большего числа участников.
В настоящее время из 478 образовательных учреждений Калужской области 103 образовательных учреждения предоставляют услугу по работе с одаренными детьми. В 2009 году из 83 тысяч школьников Калужской области 10 тысяч детей были включены в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Из областного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по поддержке талантливой молодежи. Одаренной молодежи области ежегодно выплачиваются премии и стипендии на сумму 1 144 920 рублей. На проведение областных олимпиад, а также на участие во всероссийских предметных олимпиадах из средств областного бюджета ежегодно выделяется 2 197 840 рублей.
Поддержка педагогов осуществляется посредством премирования за подготовку победителей и призеров мероприятий федерального уровня, за победу в фестивалях, научных чтениях, конференциях и конкурсах профессионального мастерства. На данные мероприятия в областном бюджете ежегодно выделяется 2 437 790 рублей. В 2009 году из 525 педагогов 246 получили поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней.
Для учителей, желающих продолжить обучение в аспирантуре, проводится конкурсный целевой набор. На реализацию данного направления из областного бюджета ежегодно направляется 337 500 рублей.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности по поддержке и сопровождению одаренных детей Калужской области и их наставников остается много проблем, которые требуют решения на областном уровне программным методом.
Анализ состояния проводимой в Калужской области работы с одаренными детьми и результаты, которые получены в этом направлении в последние годы, позволили определить ряд проблемных вопросов:
- при наличии перечня мероприятий по поиску одаренных детей и их финансовой поддержке отсутствует системный подход;
- при наличии муниципальных программ поддержки талантливых обучающихся отсутствует межведомственное взаимодействие по вопросам поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей;
- при наличии программ повышения квалификации педагогов, одним из модулей в которых обозначена работа с одаренными детьми и решение задач повышенного уровня сложности, отсутствует система подготовки преподавателей для работы с одаренными детьми;
- при наличии в школах компьютерного и учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения сохраняется недостаток необходимого специального оборудования и техники для поддержания мотивации к обучению;
- при наличии мероприятий по стимулированию педагогов к работе с одаренными детьми по результатам их достижений сохраняется несовершенство мер стимулирования педагогов, постоянно работающих с одаренными детьми;
- при наличии вариативных программ обучения ощутим недостаток в инновационных программах, вводимых в систему обучения детей, позволяющих выявлять одаренность в разных сферах урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях обучения;
- при наличии множества диагностических материалов по выявлению одаренности отсутствует пакет психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей;
- при возможности системной работы с родителями одаренных детей существует слабая информированность родителей в вопросах выявления способностей ребенка и их реализации.
Инновационный характер разрабатываемой Программы позволит:
- организовать научно-исследовательскую, творческую работу, основное предназначение которой заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников;
- разработать в рамках бюджетного финансирования научно и экономически обоснованные программные меры, направленные на повышение эффективности управления Программой;
- повысить уровень ресурсного обеспечения Программы, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение управления в системе выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников.
Для реализации мероприятий программы будет создан механизм поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников, организационный механизм форм взаимодействия исполнителей Программы.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и их наставников.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели в ходе реализации данной программы:
1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей.
2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя | Единицы измерения |
Базовый показатель (по состоянию на 2009 год) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области |
% | 12 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности |
чел. | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 |
Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми |
чел. | 823 | 900 | 950 | 1000 | 1050 | 1100 | 1150 |
Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней |
% | 2,1 | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,3 | 3,6 | 4,0 |
Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми |
учрежде- ния |
103 | 113 | 123 | 134 | 144 | 155 | 165 |
Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов |
экземпля- ры |
0 | 0 | 0 | 1500 | 3000 | 4500 | 6000 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2010 по 2015 год.
4. Система основных мероприятий Программы
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к данной Программе.
Мероприятия Программы будут осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание социально-образовательных условий, гарантирующих реализацию творческого потенциала детей области на основе свободного выбора образовательных программ.
Действия в этом направлении должны включать раннее распознавание способностей ребенка для создания ему оптимальных условий обучения и развития.
2. Поддержка деятельности одаренных детей, преподавателей и учреждений, работающих с одаренными детьми, оказание информационной, психологической и методической помощи родителям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.