Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калужской области от 1 ноября 2013 г. N 590 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 25 августа 2010 г. N 341
Долгосрочная целевая программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма
на территории Калужской области на 2011-2016 годы"
28 июня, 14 ноября 2011 г., 8 февраля, 2 сентября, 1 ноября 2013 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма
на территории Калужской области на 2011-2016 годы"
1. Наименование |
Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы" (далее - Программа) |
|||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство культуры и туризма Калужской области - заказчик Программы |
|||||||||
3. Разработчики |
- министерство культуры и туризма Калужской области; - Калужский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" в г. Обнинске; - Калужский институт туристского бизнеса - филиал Российской международной академии туризма. |
|||||||||
4. Дата принятия решения программы о разработке (наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 26.07.2010 N 93-р "О разработке долгосрочной целевой "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы" |
|||||||||
5. Цель и задачи |
Цель: Увеличение туристского потока в Калужской области Задачи: 1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. 2. Развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области. 3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Калужской области. |
|||||||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
|
|||||||||
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
1. |
Общий объем инвестиций в туристскую индустрию |
млн. руб. |
320 |
520 |
700 |
1200 |
1400 |
1590 |
||
|
в том числе: инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны) |
млн. руб. |
86,5 |
140,0 |
190,0 |
244,0 |
300,0 |
350,0 |
||
2. |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения* |
тыс. кв. м |
94,8 |
153,5 |
208,3 |
267,5 |
328,9 |
383,7 |
||
3. |
Количество объектов туристской индустрии, оказывающих услуги населению |
единиц |
1280 |
1500 |
1700 |
1900 |
2100 |
2300 |
||
4. |
Объем туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов |
тыс. человек |
830 |
1200 |
1300 |
1400 |
1800 |
2400 |
||
5. |
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) |
единиц |
392,0 |
464,0 |
536,0 |
608,0 |
680,0 |
752,0 |
* Для целей настоящей Программы под коллективными средствами размещения понимаются гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и другие специализированные коллективные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы и другие).
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего |
Федеральный бюджет (*) |
0 |
0 |
17298,92 |
162262,94 |
64000,0 |
0 |
243561,86 |
Областной бюджет (**) |
46425,0 |
6816,4 |
150051,8 |
152830,7 |
421810,0 |
438435,0 |
1216368,9 |
Средства бюджетов муниципальных образований (***) |
0 |
0 |
0 |
77740,0 |
369945,0 |
401630,0 |
849315,0 |
Внебюджетные средства (****) |
0 |
0 |
126764,4 |
254565,8 |
403669,3 |
366237,0 |
1151236,5 |
Всего |
46425,0 |
6816,4 |
294115,12 |
647399,44 |
1259424,3 |
1206302,0 |
3460482,26 |
(*) Объемы финансовых средств из федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(**) Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(***) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из бюджетов муниципальных образований области, ежегодно уточняются на основании соглашений о намерениях в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований области о муниципальных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
(****) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
10. Ожидаемые результаты |
- увеличение объема туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов, с 636 тыс. человек в 2009 году до 2400 тыс. человек - более чем в 3,7 раза - в 2016 году; - увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения почти в 4 раза или до 9 950 человек к 2016 году по сравнению с 2009 годом; - увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения почти в 5 раз с 7 139 единиц в 2009 году до 35 220 единиц в 2016 году; - увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения к 2016 году более чем в 6,2 раза по сравнению с 2009 годом; - увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) со 132 единиц в 2009 году до 752 единиц - более чем в 5,7 раза - в 2016 году; - увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, с 5 % в 2009 году до 65 % в 2016 году; - решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения; - увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке; - улучшение социальной обстановки на селе; - увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. |
11. Система организации контроля за исполнением |
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95, от 11.04.2013 N 187). |
Постановлением Правительства Калужской области от 8 февраля 2013 г. N 50 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней.
Калужскую область по праву можно назвать жемчужиной, одной из уникальнейших территорий по наличию памятников истории, культуры и природы России. Регион имеет благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса.
В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года отмечено: "Одним из потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" Калужская область вошла в перечень "перспективных туристских регионов, имеющих высокий туристский потенциал и проявляющих наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов".
Доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2009 году составила 2,5%, а с учетом мультипликативного эффекта его доля увеличивается до 6,3%. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2010 году общий рост турпоездок оценивается от 104,0 до 104,5%.
При этом доля туризма в валовом региональном продукте Калужской области оценивается в настоящее время менее 1%, а с учетом мультипликативного эффекта - 2,39%, общий рост турпоездок в текущем году оценивается в интервале от 1,6% до 1,8%. Данная ситуация обусловлена влиянием целого ряда негативных факторов как в целом, так и по отдельным направлениям туризма.
Важнейший показатель состояния туристского рынка - объем туристского потока региона; его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере туризма и определяет ориентиры выработки стратегии и тактики действий для субъектов туристского рынка.
Уровень туристского потока в Калужской области по итогам 2009 года составляет 635,98 тыс. человек, в том числе:
- туристов и экскурсантов, посетивших крупнейшие объекты туристского показа (культурно-образовательный центр "Этномир" и Парк птиц "Воробьи") - 260 тыс. человек;
- туристов, обслуженных в коллективных средствах размещения, расположенных на территории Калужской области - 235,5 тыс. человек;
- туристов и экскурсантов, отдыхающих на территории Национального парка "Угра" - 130,4 тыс. человек;
- экскурсантов - участников крупных фестивалей, проходящих на территории Калужской области (летнее и зимнее "Архстояние", "Пустые холмы", кинофестиваль "Верные друзья", "Белый кролик. Начало" и др.) - около 10 тыс. человек.
При этом в структуре внутреннего туристского потока региона превалирует доля российских посетителей - 98%.
Основная масса туристов располагается в коллективных средствах размещения, функционирующих на территории Калужской области. Всего в коллективных средствах размещения имеется 7,1 тыс. мест или около 3,1 тыс. номеров, что составляет 0,5% от общего номерного фонда средств размещения Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2010 года в области работало 66 организаций коллективного размещения населения, из них 34 гостиницы, 2 мотеля, 2 пансионата, 2 общежития для приезжих, 11 организаций санаторно-курортного типа, в том числе 9 санаториев, из них 2 детских и 2 для детей с родителями, 2 санатория-профилактория, 10 организаций отдыха, в том числе 1 дом отдыха и 9 баз отдыха.
Сложившаяся ситуация в сфере туризма свидетельствует, что существующий комплекс государственных мер по развитию туристской индустрии не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
Комплексно оценить туристский потенциал региона, наметить вектор развития и точки роста региональной туриндустрии представляется возможным только при условии реализации на территории региона масштабных ключевых инвестиционных проектов туристской индустрии в рамках создания туристско-рекреационных кластеров с применением механизмов государственно-частного партнерства - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.
При сохранении сложившейся ситуации в сфере туризма в Калужской области в ближайшие годы может произойти снижение регионального туристского потока. Таким образом, ситуация в сфере регионального туризма при постоянно низкой доле регионального туристского потока в структуре турпотока Российской Федерации, незначительном вкладе туризма в экономику региона и хаотичном развитии рынка туристских услуг в целом, ориентированного более на выездной туризм, обострит следующие проблемы:
- дальнейший износ объектов туристской инфраструктуры, главным образом, коллективных средств размещения, и ухудшение качества предоставляемых туристских услуг, что влечет за собой снижение конкурентоспособности туристского продукта, сокращение объектов туристской индустрии и снижение налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
- снижение уровня занятости населения, уменьшение доходов населения и повышение социальной напряженности.
Кроме того, негативными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
- отсутствие координации в действиях органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении существующих задач в сфере туризма;
- снижение эффективности использования бюджетных средств и инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса области.
Оказание государственной поддержки субъектам туристской индустрии в рамках реализации Программы позволит повысить эффективность проводимых мероприятий:
- в вопросах занятости населения - что выражается в более полном использовании трудового потенциала, снижении напряженности на рынке труда;
- в части увеличения уровня доходов населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в Калужской области;
- в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы;
- в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Для целей настоящей Программы под субъектами туристской индустрии понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере туристской индустрии, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, операторы туристских информационных систем, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, субъекты аграрного туризма.
Применение программно-целевого метода на основе межведомственной координации позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств, усовершенствовать и гармонизировать региональное и муниципальное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2011 г. N 601 в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является увеличение туристского потока в Калужской области.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
2. Развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области.
3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Калужской области.
Цель и задачи развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области на период с 2011 по 2016 год определены на основании анализа существующих проблем с учетом достигнутого уровня развития туризма и наличия имеющихся ресурсов. Целевые индикаторы Программы представлены в таблице 1.
Постановлением Правительства Калужской области от 2 сентября 2013 г. N 446 в таблицу 1 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Таблица 1. Целевые индикаторы Программы
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2011-2016 годах в три этапа:
1-й этап: 2011 год - закрепление положительных тенденций в развитии туристской индустрии, создание предпосылок для ее дальнейшего развития, решение имеющихся системных проблем.
2-й этап: 2012-2013 годы - создание условий для инвестиционной привлекательности и развитие инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса области.
3-й этап: 2014-2016 годы - повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
IV. Система основных мероприятий Программы
Система основных программных мероприятий рассчитана на период с 2011 по 2016 год и включает направления в соответствии с поставленными целью и задачами Программы.
Увеличение туристского потока в Калужской области является основной целью Программы. Одновременно ключевым направлением развития туристской индустрии Калужской области является создание условий для повышения конкурентоспособности туристского рынка области за счет привлечения дополнительных инвестиционных средств частных инвесторов и инвестиционных кредитных средств.
Наряду с созданием оптимальных условий для развития инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса области также возникает необходимость в организации работы по повышению квалификации и уровня подготовки кадров туристской индустрии.
Постановлением Правительства Калужской области от 8 февраля 2013 г. N 50 подраздел 4.1 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
4.1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка,
удовлетворяющего потребности российских и иностранных
граждан в качественных туристских услугах
Решение задачи повышения конкурентоспособности туристского рынка Калужской области планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития региона и межрегиональных связей с соседними областями, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего предпринимательства. Элементы обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров планируется располагать на наиболее популярных маршрутах, автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа).
Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров Калужской области на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
Задача повышения конкурентоспособности туристского рынка Калужской области решается посредством проведения мероприятий по трем основным направлениям:
- создание туристско-рекреационных кластеров на территории Калужской области;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов туристской индустрии на территории Калужской области;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Постановлением Правительства Калужской области от 8 февраля 2013 г. N 50 подраздел 4.1.1 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
4.1.1. Обеспечение туристско-рекреационного комплекса
объектами инженерной инфраструктуры
Целью осуществления мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса является увеличение количества коллективных средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры за счет модернизации и обновления существующих и строительства новых объектов.
Реализация мероприятий данного направления осуществляется путем стимулирования материально-технического обновления объектов туристской инфраструктуры.
Решение намеченных задач осуществляется путем проведения анализа потребностей объектов туристской индустрии в объектах инженерной инфраструктуры.
В целях осуществления государственной поддержки реализации данных мероприятий предполагается привлечение средств федерального бюджета на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в Калужской области туристско-рекреационных кластеров.
4.1.2. Создание условий для привлечения инвестиций
в развитие объектов туристской индустрии
на территории Калужской области
Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов в туристско-рекреационный комплекс Калужской области.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий для развития индустрии туризма;
- оказания информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере туризма (строительства новых объектов туристской индустрии, реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы);
- сопровождения инвестиционных проектов по развитию и реконструкции материальной базы существующих объектов туристской индустрии, строительству новых объектов туристской индустрии.
За счет средств областного бюджета предусматривается осуществить мероприятия по проведению маркетинговых исследований рынка туристских услуг в Калужской области, организации и проведению ежегодных форумов (конференций, семинаров), мероприятия, затрагивающие вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма, разработки информационно-рекламных материалов (каталогов, буклетов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала, представительской печатной продукции и т.п.) и приобретения тематической сувенирной продукции.
Одновременно предусматривается предоставление грантов субъектам туристской индустрии на участие в выставочно-ярмарочной деятельности (участие субъектов туристской индустрии в выставочно-ярмарочных мероприятиях с целью продвижения туристского ресурса Калужской области).
Порядок и условия предоставления грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
4.1.3. Продвижение туристского продукта
на внутреннем и внешнем рынках
Реализация мероприятий по продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках будет осуществляться со дня вступления в силу Программы. Однако ключевое значение данные мероприятия будут иметь после 2014 года, что соответствует третьему этапу реализации Программы, предполагающему организацию работы по повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Международная и российская практика показывает, что для повышения конкурентоспособности туристского продукта любой страны и региона необходимо государственное финансирование мероприятий, связанных с некоммерческим продвижением туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта проявляются через несколько лет постоянных вложений. Частный бизнес, представленный субъектами туристской индустрии, не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своего региона, так как продвигает и продает только свой собственный продукт.
Таким образом, основной задачей в рамках данного направления является создание обобщенного образа Калужской области как региона, благоприятного для посещения туристами и экскурсантами - представителями внутреннего и въездного туризма.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации мероприятий по продвижению туристских продуктов в электронных и печатных средствах массовой информации, в сети Интернет, на радио и телевидении, включая создание и наполнение электронных рекламно-информационных киосков, изготовление и трансляцию видеороликов рекламы, фильмов, освещающих вопросы развития туризма, создание представительского компьютерного диска о развитии туризма. На системной основе будет оказываться методическая помощь органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области - по вопросам организации и развития инфраструктуры туризма; субъектам туристской индустрии - по вопросам организации соответствующего уровня приема и размещения туристов.
За счет средств областного бюджета планируется субсидирование части затрат на организацию первых туров по новым маршрутам (рекламных туров) по Калужской области туроператорам и турагентам, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Калужской области. Порядок и условия предоставления субсидий по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
4.2. Развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области
В настоящее время в Калужской области под влиянием природно-географических и культурно-исторических факторов сформированы и являются приоритетными следующие направления туризма: аграрный (сельский), культурно-познавательный (паломнический, исторический, событийный), спортивный туризм с активными формами отдыха, деловой (конгрессионный), экологический и школьный туризм.
По мере развития туристско-рекреационного комплекса области и в силу влияния внутренних и внешних факторов не исключена возможность трансформации и изменения (укрупнения или выделения самостоятельных направлений) данных направлений туризма.
4.2.1. Развитие агарного (сельского) туризма
Наиболее перспективным направлением для Калужской области является аграрный (сельский) туризм.
Аграрный (сельский) туризм - туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
Для целей настоящей Программы под субъектами аграрного туризма понимаются следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации";
- иные хозяйствующие субъекты (в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области.
В настоящее время в отдельных муниципальных районах области аграрный туризм активно развивается. Перспективные субъекты аграрного туризма функционируют в Боровском, Жуковском, Дзержинском, Ферзиковском, Мещовском, Юхновском районах.
Прием туристов осуществляют 15 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, 11 крестьянских (фермерских) хозяйств, 25 обществ с ограниченной ответственностью, 10 индивидуальных предпринимателей и 9 баз отдыха, расположенных в сельской местности, которые способны одновременно принять более 1200 туристов. Количество реализованных и реализуемых небольших и укрупненных комплексов субъектов аграрного туризма - 70, в том числе количество работающих по приему туристов гостевых домов - 301. В планах по строительству на 2010-2012 годы предусмотрено введение в эксплуатацию новых гостевых домов в количестве 120 единиц.
Достижение поставленной цели осуществляется путем развития системы размещения туристов в традиционных деревенских домах и небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома и приусадебного участка. При этом развитие аграрного туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма позволит частично решать проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
В рамках текущего финансирования предусмотрена разработка системы категоризации субъектов аграрного туризма (создание единой базы данных субъектов аграрного туризма: обобщение, систематизация, структурирование информации о субъектах аграрного туризма, мониторинг предоставляемых субъектами аграрного туризма туристско-экскурсионных услуг).
За счет средств областного бюджета будут осуществляться:
- субсидирование субъектам аграрного туризма процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на развитие несельскохозяйственных видов деятельности, связанных с развитием аграрного туризма (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей);
- субсидирование части затрат на развитие материально-технической базы субъектов аграрного туризма;
- предоставление грантов субъектам туристской индустрии на приобретение изделий крестьянских ремесел в качестве сувенирной продукции, в том числе с символикой Калужской области, произведенных гражданами, проживающими в сельской местности;
- предоставление грантов субъектам аграрного туризма на содержание средств размещения в период наибольшего падения спроса на предоставляемые услуги.
Порядок и условия предоставления субсидий и грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Меры государственной поддержки, направленные на развитие аграрного туризма, позволят расширить возможности кредитования и микрокредитования субъектов аграрного туризма с применением гарантийных механизмов и субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам, а также стимулировать участие хозяйствующих субъектов в развитии рынка аграрного туризма.
4.2.2. Развитие культурно-познавательного туризма
Основой культурно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал региона. Калужская область является одной из уникальных территорий Российской Федерации по наличию памятников истории, культуры и природы, их значимости. Свыше 150 тыс. уникальных книг, документов, предметов быта и культа хранятся в фондах музеев, библиотек, архивов. Богат и разнообразен фольклор края. Глубокие традиции имеют народные промыслы и ремесла.
В настоящее время выявлено свыше 1800 памятников истории, архитектуры, археологии, градостроительства, монументального и садово-паркового искусства.
Целый ряд знаменитых ученых, представителей культуры и искусства, политических и военных деятелей были калужанами. На территории Калужского края происходили знаковые события, связанные со становлением и развитием российской государственности, с борьбой за целостность и независимость Отечества. К числу последних относится оборона Козельска, Стояние на реке Угре, защита рубежей Московского государства в XVI в., Смутное время, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. На протяжении веков Калужская земля была местом, где неоднократно решалась судьба государства, своеобразным щитом, заслонявшим Россию от врагов. Стояние на реке Угре в конечном итоге положило конец татаро-монгольскому игу, сражение при Малоярославце в 1812 г. стало пределом наступления армии Наполеона, октябрьские бои 1941 г. позволили закрепиться советским войскам на последнем рубеже обороны Москвы, от которого началось контрнаступление. Калужский край по праву занимает важное место в военной истории России и может быть назван своеобразным рубежом, о который в разные времена разбивались шедшие на Русскую землю враги.
Анализ культурно-исторического потенциала позволяет говорить о возможности реализации комплексного проекта "Калужский край - доблестный щит земли Русской", который будет способствовать повышению туристической привлекательности региона и созданию неординарного, отличного от других, культурно-исторического образа Калужской области.
Культурно-познавательный туризм на территории Калужской области условно можно разделить на три составляющие:
1. Паломнический туризм
Паломнический туризм является составной частью современной индустрии туризма, у которой есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, где туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Эти туры, в отличие от паломнических, более короткие и не приурочены к религиозным праздникам. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы.
2. Исторический туризм
Калужская область исторически занимает лидирующие места среди областей Центрального федерального округа по наличию усадебных комплексов, которые, при рациональном их использовании, смогли бы стать хорошей основой для создания крупных объектов туристского показа.
Перспективным направлением в развитии исторического туризма является популяризация археологических раскопок. Данный вид широко распространен в Европе и пользуется популярностью в основном у школьников и студентов.
В отдельных муниципальных районах области развитие исторического туризма должно стать основным направлением развития внутреннего и въездного туризма. При этом основной проблемой, препятствующей развитию этого направления, было и остается отсутствие обустроенных территорий и соответствующих маршрутов.
Самым крупным блоком в историческом туризме являются музеи и исторически значимые места, для которых основная проблема - изношенность музейных экспозиций и отсутствие прямого интереса у туристов. Сложившаяся ситуация предполагает необходимость принятия мер по сохранению исторического наследия музеев области с максимальным применением современных технологий при пересмотре позиционирования музейных экспозиций.
Безусловной "изюминкой" Калужской области является космический туризм, который может получить широкое развитие не только в г. Калуга, но и в Боровском, Козельском районах.
3. Событийный туризм
Событийный туризм в большинстве своем - это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника.
Весь событийный туризм можно разбить на несколько категорий, которые отобраны по масштабу события. По этому признаку выделяют национальные и международные события. Также в событийном туризме можно выделить несколько направлений в зависимости от тематик: национальные фестивали, фестивали кино и театра, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, фестивали музыки и другие.
На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в Калужской области и представлен следующими направлениями:
- реконструкции исторических событий;
- праздники городских и районных масштабов;
- тематические праздники и фестивали;
- народные и фольклорные гулянья;
- юбилеи исторических событий;
- проведение ярмарок.
Целью проводимых мероприятий по развитию культурно-познавательного туризма является возможность его развития как отдельного крупного туристского кластера.
Кроме того, существует объективная заинтересованность объектами туристского показа со стороны посетителей и гостей региона, имеющая круглогодичный характер, что позволяет рассматривать культурно-познавательный туризм как отдельно устоявшийся, традиционный для Калужской области вид туризма.
За счет средств областного бюджета предполагается реализация следующих мероприятий:
- проведение крупных ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям областного и местного значения и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий);
- организация работы по изучению объектов этнографии и народных промыслов, сбор и обобщение информации по старинным легендам, притчам и преданиям.
4.2.3. Развитие спортивного туризма с активными формами отдыха
Спортивный туризм с активными формами отдыха является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. Данный вид отдыха сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие.
Ряд изначально вспомогательных для спортивного туризма с активными формами отдыха дисциплин со временем выделились в самостоятельные виды досуга и спорта: ориентирование на местности, скалолазание, туристское многоборье.
Высокая доля занимающихся спортивным туризмом приходится на молодое поколение. Основную массу туристов составляют школьники (в возрасте 12-17 лет) - 35,7%, студенты и молодежь в возрасте 18-25 лет - 22,4%.
На территории Калужской области, располагающей крупными лесными массивами и широкой сетью малых и средних рек, традиционно наиболее развиты водные и пешеходные маршруты. Большой потенциал остается в развитии велосипедных и конных маршрутов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- организация мероприятий социального туризма (походов выходного дня, пешеходных экскурсий);
- организация и проведение массовых мероприятий активного туризма на территории области (туриады, туристские походы I-II категории сложности).
Реализация основных программных мероприятий в разделе спортивного туризма будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока в Калужской области, поможет поддержанию здорового образа жизни населения, созданию условий для более качественного образования и воспитания молодежи средствами туризма.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2011 г. N 601 в раздел 4.2.4 раздела IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
4.2.4. Развитие делового (конгрессионного) туризма
Деловой туризм является составной частью индустрии туризма и характеризуется следующей направленностью:
- командировки руководителей и сотрудников компании, посещение и участие в специализированных индустриальных мероприятиях, профессиональных тематических ярмарках и выставках;
- посещение различных научных мероприятий (конференции, семинары, конгрессы);
- поощрительные корпоративные поездки, организованные для сотрудников и клиентов с целью досуга, рекреации и отдыха.
В последние годы за счет динамичного развития экономического и инвестиционного потенциала области, формирования индустриальных технопарков, таких как "Ворсино", "Калуга-ЮГ", "Росва", "Грабцево", "Лемкон", где размещено производство крупнейших иностранных и российских компаний ("Volkswagen", "Peugeot-Citroen", "Volvo", "Mitsubishi", "Samsung", "НЛМК"), возрастает и привлекательность данного направления туризма.
Основным сдерживающим фактором развития на территории области делового (конгрессионного) туризма в настоящее время является отсутствие в необходимом количестве коллективных средств размещения, развитой туристской инфраструктуры с учетом специфики данного направления развития туризма, предполагающей наличие конференц-залов, развитой и современной сети телекоммуникаций и связи.
За счет средств областного бюджета в рамках данного направления предполагаются организация и подготовка Калужского туристского форума, включая создание материально-технической базы (приобретение необходимого комплекта выставочного оборудования и компьютерной техники) для организации конгрессионно-выставочной деятельности, а также участие в международных и межрегиональных туристских форумах.
4.2.5. Развитие экологического туризма
С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритетов путешествий является экологический туризм, основной целью которого служит охрана природы, продиктованная необходимостью сохранения благоприятной окружающей среды на фоне глобальной урбанизации и индустриализации, а также потребностью людей в общении с природой.
Классические экотуры нацелены прежде всего на экологическое просвещение путешественников, хотя и предполагают знакомство с историческим прошлым населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, ремеслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики. Ориентированные на различные категории путешественников экотуры могут включать как элементы активного туризма (сплавы по рекам на байдарках, катамаранах и рафтах, велопутешествия, лыжные походы) с проживанием в палатках, так и "цивилизованное" размещение в домах отдыха и на турбазах.
В настоящее время экологический туризм в основном развивается на территории Национального парка "Угра", где протекает одна из самых чистых и живописных рек России - Угра, которая и дала название национальному парку, расположенному в центральной части русской равнины, на Среднерусской возвышенности. Общая площадь Национального парка "Угра" составляет 98,6 тыс. га, в том числе 43,9 тыс. га - земли государственного лесного фонда, 1,3 тыс. га - государственного водного фонда, кроме того, 53,4 тыс. га земель включено в его состав без изъятия из хозяйственного использования. Границы парка имеют преимущественно извилистый характер, на северо-западе граница парка совпадает с границей между Смоленской и Калужской областями, а на юго-западе - между Тульской и Калужской областями. Общая протяженность границ парка составляет около 700 км, а его протяженность - более 250 км. В границах парка сохраняется около 90% видового разнообразия животных и растений региона; на территории парка и его охранной зоны описано около 300 объектов историко-культурного наследия (археологических памятников, храмов и монастырей, дворянских усадеб, старинных дорог, мест известных военных сражений).
Национальный парк "Угра" привлекает многочисленных любителей активного отдыха водными путешествиями, а любителей экскурсионного туризма - возможностью посещения исторических памятников самых разных эпох - от стоянок каменного века и средневековых городищ до усадебных комплексов XVIII - начала XX вв.
Рекреационная емкость национального парка - один из главных факторов организации туризма. В настоящее время посещаемость Национального парка "Угра" оценивается на уровне 120-140 тыс. человек в год. Вместе с тем максимальное количество людей, которые могут одновременно отдыхать в пределах данной территории, не вызывая деградации экосистем и не испытывая психологического дискомфорта, составляет по оценке 211,5 тыс. чел. в год, в том числе 186,2 тыс. человек - летом, 25,3 тыс. человек - зимой.
В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий по разработке тематических экскурсионных программ и маршрутов, продвижению новых видов активного, познавательного и научного туризма по территории Национального парка "Угра".
4.2.6. Развитие школьного туризма
Школьный туризм является действенным средством воспитания и служит целям всестороннего развития школьников - подготовке к жизни, труду, защите своего Отечества; интегрирует в себе все основные педагогические процессы и позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.
Туристская деятельность все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
Важнейшим фактором для развития школьного туризма и краеведения является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Калужской области. Это музеи-заповедники, государственные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории.
На начало 2010 года туризмом и краеведением в общеобразовательных учреждениях Калужской области систематически занимается 3870 человек, в том числе в учебных объединениях профильного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеский центр "Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий" - 650 человек. Общая доля занимающихся туризмом и краеведением в системе дополнительного образования детей сегодня составляет не более 5% от общего числа всех обучающихся Калужской области.
Государственная поддержка развития школьного туризма ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Калужского края, его культуры, истории и природы.
За счет средств областного бюджета в рамках Программы предусматриваются организация туристско-краеведческих массовых мероприятий, обновление, укрепление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений для занятий туризмом и краеведением.
4.3. Повышение качества туристских услуг
и сохранение культурно-исторического потенциала Калужской области
Задача повышения качества туристских услуг и сохранения культурно-исторического потенциала Калужской области решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии;
- повышение качества туристских услуг;
- создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений.
Территориальное расположение Калужской области, наличие здесь богатых природных ресурсов определило развитие с древнейших времен различных традиций и ремесел. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю.
Отмечая необходимость возрождения и развития культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранения природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области, необходимо учитывать, что многие промыслы и ремесла в современном мире утратили свою хозяйственную актуальность и тем самым приобрели неподдельный интерес для туристской сферы. Исторически ведение сувенирного промысла было распространено в осенне-зимний период. Возрождение забытых культурно-бытовых традиций деревенского уклада сможет послужить мощным экономическим стимулом для сельских жителей.
Развитие данного направления с учетом вышеуказанных условий позволит не только организовать эффективную реализацию сувенирной продукции, но и стимулировать приток туристов в период наибольшего падения спроса на туристско-экскурсионные услуги за счет проведения мастер-классов по разным видам древнерусских ремесел, возродить за счет туристской направленности ряд утраченных или позабытых национальных особенностей Калужской области.
4.3.1. Повышение квалификации и уровня
подготовки кадров субъектов туристской индустрии
Обеспечение туристской индустрии квалифицированными кадрами является одной из главных задач Программы. Решение данной задачи предполагается осуществить в тесном взаимодействии с профильными образовательными учебными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Калужской области. Одновременно в целях координации совместных действий по решению данной задачи предполагается заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между заказчиком-координатором Программы и вышеуказанными учебными организациями.
За счет средств областного бюджета предполагается реализовать следующие мероприятия:
- проведение обучающих семинаров для субъектов туристской индустрии по перспективным направлениям развития туризма;
- подготовка и издание методической, справочной литературы по вопросам развития внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области, экскурсоведения, организации гостиничного и ресторанного обслуживания;
- подготовка инструкторов активного туризма (право руководства походами I категории сложности).
4.3.2. Повышение качества туристских услуг
По мере развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области все большее внимание будет уделяться повышению качества туристских услуг как основному фактору формирования прогнозируемого объема туристского потока в Калужской области.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, одним из главных инструментов которой является повышение качества туристских услуг. Следует отметить, что в настоящее время только единичные субъекты туристской индустрии Калужской области соответствуют современным международным нормам предоставления услуг.
Повышение уровня качества предоставляемых туристских услуг, в частности не только сферы обслуживания и гостиничного размещения, но и экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков будет способствовать укреплению единства культурно-информационного пространства области, в том числе доведению до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях региона, его исторического и культурного наследия, а также роли и месте туризма в современном мире.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации следующих мероприятий:
- проведение ежегодного конкурса среди субъектов туристской индустрии Калужской области;
- оказание в установленном порядке содействия субъектам туристской индустрии в создании Калужской ассоциации представителей туристской индустрии и организация методического и информационного обеспечения работы ассоциации на первоначальном этапе.
4.3.3. Создание условий для удовлетворения потребностей жителей
Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем
приобщению к культурным, историческим, природным ценностям
и укладу жизни сельских поселений
К основным факторам, определяющим будущее туризма в Калужской области, относится создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе. В настоящий момент основными потребителями туристских услуг в Калужской области являются жители города Москвы и Московской области. Это вызвано, прежде всего, перенаселенностью мегаполиса, которая формирует туристские предпочтения в виде кратковременного отдыха, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями.
Вместе с тем из-за мощного информативного потока о культуре, природе и быте заграничных стран, который получил большое развитие в постперестроечный период и продолжается в настоящее время, забываются многие культурные особенности муниципальных образований, утрачивается традиционный уклад жизни сельских поселений региона.
Бережное сохранение и рациональное использование богатейшего культурного и природного наследия области в туристской сфере позволит создать благоприятные условия для развития не только въездного туризма, но и для внутреннего туризма, отвечающего патриотическим нормам воспитания. Основой в достижении результатов должна стать работа, направленная на культивирование вкуса у населения, выдержку стиля, возрождение и сохранения фольклора Калужского края и превращение их в региональные бренды.
Для решения поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- оказание информационно-консультационной поддержки субъектам туристской индустрии по организации частных коллекций (на приобретение предметов старины и сувенирной продукции, не отнесенной к предметам культурно-исторического наследия);
- организация выступлений творческих коллективов Калужской области, созданных при областных учреждениях культуры, на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма.
Система основных мероприятий Программы представлена в приложении к Программе.
Постановлением Правительства Калужской области от 2 сентября 2013 г. N 446 в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ресурсного обеспечения Программы за 2011-2016 гг. по всем источникам финансирования составляет 3460482,26 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 2
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего |
Федеральный бюджет (*) |
0 |
0 |
17298,92 |
162262,94 |
64000,0 |
0 |
243561,86 |
Областной бюджет (**) |
46425,0 |
6816,4 |
150051,8 |
152830,7 |
421810,0 |
438435,0 |
1216368,9 |
Средства бюджетов муниципальных образований (***) |
0 |
0 |
0 |
77740,0 |
369945,0 |
401630,0 |
849315,0 |
Внебюджетные средства (****) |
0 |
0 |
126764,4 |
254565,8 |
403669,3 |
366237,0 |
1151236,5 |
Всего |
46425,0 |
6816,4 |
294115,12 |
647399,44 |
1259424,3 |
1206302,0 |
3460482,26 |
(*) Объемы финансовых средств из федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(**) Объемы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(***) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из бюджетов муниципальных образований области, ежегодно уточняются на основании соглашений о намерениях в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований области о муниципальных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
(****) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
На мероприятия Программы по созданию туристско-рекреационных кластеров планируется выделить областному бюджету на условиях софинансирования средства федерального бюджета в объеме 243,5 млн. руб. на строительство сопутствующей инженерной инфраструктуры в соответствии с принятой федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. N 644.
Следует отметить следующие риски, существующие при реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие индустрии туризма в Калужской области (таблица 3):
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий.
В целом результаты проведенного анализа рисков свидетельствуют о том, что выбранный вариант решения задач развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы за счет смешанных источников финансирования (из бюджетной системы Российской Федерации при привлечении частных инвестиций) является оптимальным.
Таблица 3
Риски и механизмы снижения рисков при реализации Программы
N п/п |
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
1 |
Недофинансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета |
Привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию мероприятий Программы |
2 |
Недостаточное развитие инфраструктуры туризма |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры туризма, включая информационно-консультационное сопровождение |
3 |
Недостижение целевых показателей Программы |
Мониторинг выполнения Программы, корректировка соответствующих мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации |
VI. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - министерство культуры и туризма Калужской области (далее - заказчик Программы).
Программа реализуется путем координации деятельности органов исполнительной власти Калужской области и заинтересованных организаций заказчиком Программы.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках своих полномочий субъекты туристской индустрии могут принимать участие в реализации целевых мероприятий Программы за счет собственных средств на основании соглашений.
В рамках Программы предусматривается предоставление субсидий муниципальным образованиям Калужской области для развития туристско-рекреационного комплекса муниципальных образований Калужской области. Порядок и условия предоставления указанных субсидий определяются Правительством Калужской области.
Постановлением Правительства Калужской области от 8 февраля 2013 г. N 50 раздел VII настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
VII. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Организацию реализации Программы и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет заказчик Программы в соответствии с пунктом 4.2 постановления Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 г. N 111, от 29.02.2012 г. N 95).
VIII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации Программы прогнозируется:
- увеличение объема туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов, с 636 тыс. человек в 2009 году до 2400 тыс. человек - более чем в 3,7 раза - в 2016 году;
- увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения почти в 4 раза или до 9 950 человек к 2016 году по сравнению с 2009 годом;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения почти в 5 раз с 7 139 единиц в 2009 году до 35 220 единиц в 2016 году;
- увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения к 2016 году более чем в 6,2 раза по сравнению с 2009 годом;
- увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) со 132 единиц в 2009 году до 752 единиц - более чем в 5,7 раза - в 2016 году;
- увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, с 5% в 2009 году до 65% в 2016 году;
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- улучшение социальной обстановки на селе;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.