Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Городской Управы г. Калуги
от 31 августа 2010 г. N 271-п
Муниципальная целевая программа
"Одаренные дети Калуги" на 2011-2015 годы
10 июня, 23 июля, 18 ноября 2013 г.
Паспорт
муниципальной целевой программы
"Одаренные дети Калуги" на 2011-2015 годы
|
Наименование Программы |
Муниципальная целевая Программа "Одаренные дети Калуги" на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
||
|
Основание для разработки Программы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Образовательная инициатива Президента Российской Федерации "Наша новая школа". Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (подпрограмма "Одаренные дети"). Региональная долгосрочная целевая программа "Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы". Распоряжение Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 30.06.2010 N 8586-р "О разработке муниципальной целевой программы "Одаренные дети Калуги" на 2011-2015 годы". |
||
|
Заказчик Программы: |
Управление образования города Калуги |
||
|
Разработчик программы |
Управление образования города Калуги |
||
|
Цель Программы |
Создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей, поддержки их педагогов. |
||
|
Задачи Программы |
Основные задачи: - разработать системный подход для выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; - создать материально-техническую и учебно-методическую базу для работы с одаренными детьми; - создать механизм адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений); - разработать систему подготовки воспитателей и преподавателей для работы с одаренными детьми; - создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми; - организовать межведомственное взаимодействие по вопросам выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей; - создать банк психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей; - создать систему оказания психологической, методической, информационной помощи одаренным детям, педагогам, специалистам, родителям; - повысить эффективность работы образовательных учреждений путем перехода к новому содержанию образования, внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов. |
||
|
Целевые индикаторы и показатели |
1. Доля детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников и дошкольников города Калуги. 2. Количество детей - победителей региональных, всероссийских, международных конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров различной направленности. 3. Количество педагогов, применяющих инновационные образовательные программы и технологии в работе с одаренными детьми. 4. Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсных мероприятиях различной направленности муниципального, регионального и федерального уровней. 5. Количество образовательных учреждений, предоставляющих услуги по работе с одаренными детьми. 6. Количество муниципальных конкурсных мероприятий, проведенных в различных областях деятельности. 7. Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов. 8. Положительная динамика количества инициатив (индивидуальных, коллективных), направленных на создание условий для работы с одаренными детьми. |
||
|
Сроки реализации |
2011-2015 гг. |
||
|
Объемы и источники финансирования (в целом по программе, а также по годам и источникам финансирования) |
Год |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе средства за счет бюджета МО "Город Калуга" (тыс. руб.) |
2011 |
2845,000 |
2845,000 |
||
2012 |
3933,000 |
3933,000 |
||
2013 |
6185,000 |
6185,000 |
||
2014 |
7255,000 |
7255,000 |
||
2015 |
9139,000 |
9139,000 |
||
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы к 2015 году предполагается: 1. Создание условий для становления и развития в городе единого инновационного социально-образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень развития способностей и одаренности воспитанников и обучающихся, гарантирующего реализацию интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей. 2. Формирование механизма выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 20% от всего количества детей дошкольного и школьного возраста. 3. Достижение качественных изменений в системе управления развитием личности ребенка (мотивационно-ценностный рост сознания и т.д.). 4. Повышение эффективности работы учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. 5. Достижение качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми. 6. Обеспечение ежегодной поддержки участия одаренных детей в региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. 7. Обеспечение ежегодной поддержки повышения квалификации преподавателей, работающих с одаренными детьми. 8. Обеспечение ежегодной финансовой поддержки педагогов по результатам достижений воспитанников, обучающихся (участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. мероприятиях). 9. Достижение позитивной динамики во взаимодействии с родителями одаренных детей. 10. Создание банка данных одаренных детей города. 11. Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации. |
||
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ муниципального образования "Город Калуга", утвержденным постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.04.2008 N 58-п. |
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программно-целевым методом.
Проблемно-ориентированный анализ современного состояния работы с одаренными детьми в городе Калуге позволил выявить три ключевых противоречия-проблемы в построении системы выявления и поддержки одаренных детей и их наставников:
1. Противоречие между растущими потребностями города в одаренных, талантливых, инициативных личностях и неразвитостью системы поиска, сопровождения и поддержки одаренных детей дошкольного и школьного возраста.
2. Противоречие между потребностью в научных исследованиях, методическом поиске в области педагогики и психологии по развитию одаренности детей и отсутствием системы проведения исследований.
3. Противоречие между недостаточным уровнем квалификации педагогов в части выявления и развития детской одаренности, отсутствием системы механизмов трансляции методических инноваций и работы с родителями одаренных детей и потребностью в квалифицированных кадрах.
Кроме того, зачастую наличие общей одаренности, успешность в различных видах деятельности не позволяет ребенку сконцентрироваться в определенном направлении и достичь наилучших результатов. Перегрузки, эксплуатация педагогами природных способностей детей для достижения собственных целей, к сожалению, также встречаются нередко.
Дети и родители не всегда имеют представления относительно веера карьер и возможностей для реализации таланта во взрослой жизни, что приводит к снижению мотивации, "кризису одаренности".
Таким образом, назрела необходимость создания оптимальных условий для выявления как можно большего количества детей с признаками одаренности; для всестороннего развития детей дошкольного возраста, для личностного роста обучающихся в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Необходима интеллектуально и творчески насыщенная, обогащенная, вариативная, индивидуализированная образовательная среда, а значит, обновленное содержание учебного процесса - содержание, интегрирующее высокий уровень сложности изменения базовых программ на основе ускорения, углубления, обогащения, проблематизации и программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития ребенка путем самосовершенствования и самопознания. Необходимость решения комплекса задач, связанных с проблемами развития детской одаренности, требует программно-целевого подхода.
2. Цели и задачи Программы.
Цель: Создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей, поддержки их наставников в целях укрепления и развития стратегических кадровых и интеллектуальных ресурсов Калуги во благо города, региона, России.
Задачи:
1. Разработать системный подход для выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
2. Создать материально-техническую и учебно-методическую базу для работы с одаренными детьми.
3. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений).
4. Разработать систему подготовки воспитателей и преподавателей для работы с одаренными детьми.
5. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
6. Организовать межведомственное взаимодействие по вопросам выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей.
7. Создать банк психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей.
8. Создать систему оказания психологической, методической, информационной помощи одаренным детям, педагогам, специалистам, родителям.
9. Повысить эффективность работы образовательных учреждений путем перехода к новому содержанию образования, внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Базовый показатель (по состоянию на 2010 год) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доля детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников города Калуги |
% |
10 |
10 |
12 |
15 |
17 |
20 |
Количество детей - победителей региональных, всероссийских, международных конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций различной направленности |
человек |
150 |
150 |
152 |
155 |
157 |
160 |
Количество педагогов, применяющих инновационные образовательные программы и технологии в работе с одаренными детьми |
% |
60 |
60 |
62 |
65 |
67 |
70 |
Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсных мероприятиях различной направленности муниципального, регионального и федерального уровней |
% |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
Количество образовательных учреждений, предоставляющих услуги по работе с одаренными детьми |
% |
74 |
74 |
75 |
76 |
78 |
80 |
Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов |
экземпляры |
150 |
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
Сроки реализации программы - период с 2011 по 2015 год. В ее реализации выделяется 3 этапа:
I этап - январь-июнь 2011 года - диагностико-прогностический.
II этап - 2011- июнь 2015 гг. - практический.
III этап - июнь-декабрь 2015 года - контрольно-аналитический.
3. Основные направления реализации
Программы и система мероприятий.
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении.
Мероприятия Программы будут осуществляться по следующим направлениям.
I направление: Организационно-экономическое обеспечение деятельности по реализации Программы.
Задачи: Создание муниципального координационного ресурсного Центра по работе с одаренными детьми и ресурсного Центра развития воспитанников с признаками одаренности.
II направление: Выявление одаренных детей.
Задача: Создание научно обоснованной и методически обеспеченной системы выявления одаренных детей.
Процесс решения этой задачи включает в себя:
1) первичное диагностическое исследование потенциальных возможностей;
2) психолого-педагогический мониторинг развития, самоопределения, реализации.
III направление: Обучение и развитие одаренных детей.
Задачи: Выстраивание системы продуктивного взаимодействия образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, Информационно-методического центра, психолого-медико-педагогического Центра диагностики и консультирования.
При выстраивании работы, с одаренными детьми необходимо сформировать институт наставничества: кроме учителей и воспитателей, рядом с одаренным ребенком должны быть наставники или кураторы, выполняющие функцию научного руководителя, координирующие деятельность всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного ребенка; реализующие программу воспитания и социализации одаренных детей.
IV направление: Персонификация обучения и развития одаренных детей.
Задачи: Психологически и педагогически обоснованная разработка индивидуальных образовательных маршрутов (программ).
Необходимо активнее внедрять разнообразные формы дифференцированной и индивидуальной работы, специально направленной на развитие способностей ребенка, различных видов одаренности; использовать развивающие технологиии (моделирование, экспериментирование, опыты, интеграция занятий) и разнообразные виды поисковой деятельности.
Создание системы портфолио, учитывающей достижения воспитанников и обучающихся в различных видах деятельности, также позволит индивидуализировать процесс работы с одаренным ребенком.
V направление: Воспитание и социализация.
Задачи: Создание витагенной воспитательной среды, предоставляющей условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые, в свою очередь, создают основу становления духовности личности.
Предполагается использование наиболее перспективных подходов к воспитанию, декларирующих гуманистические цели и реализующих личностно-ориентированную парадигму образования: социализирующий, аксиологический, антропологический.
Основные направления воспитания одаренных детей: социальное, нравственное, экологическое, воспитание креативного мышления и творческого отношения к деятельности, досуговое.
Предполагается использование деятельностных и комплексных форм работы: научно-исследовательские, туристско-экологические экспедиции, волонтерские акции; походы, образовательные поездки, клубы; временные творческие объединения (класс - театральная студия; 2-3 класса - организаторы КТД) и т.д.
VI направление: Поддержка педагогов и создание условий для их профессионального роста.
Задачи: Организация непрерывной системы повышения профессионального мастерства педагогов.
Система обучающих семинаров для учителей, психологов, методистов, работающих с одаренными детьми, мастер-классов, творческих встреч будет способствовать не только созданию условий для повышения квалификации и самообразования, но и формированию и развитию корпоративной культуры педагогов и специалистов.
VII направление: Информационное и методическое сопровождение.
Задачи: Оказание информационной, психологической и методической помощи детям, педагогам, специалистам, родителям.
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении.
4. Ресурсное обеспечение.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств бюджета муниципального округа "Город Калуга".
Источники финансирования |
Объемы финансирования (в тыс. руб.) |
Всего |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Муниципальный бюджет, в том числе средства, предусмотренные в рамках основной деятельности |
2845,000 |
3933,000 |
6185,000 |
7255,000 |
9139,000 |
29357,000 |
Финансирование мероприятий за счет средств бюджета муниципального округа "Город Калуга" будет осуществляться в объемах, установленных решением Городской Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного финансового года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться сроки выполнения мероприятий. В этом случае объемы финансирования Программы уточняются и при необходимости вносятся соответствующие изменения в решение о бюджете муниципального округа "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период и в текст Программы.
Кадровые ресурсы Программы: воспитатели, педагоги, в том числе дополнительного образования; психологи (ПМПЦКиД); методисты (ИМЦ, учреждение дополнительного образования); воспитатели, наставники-кураторы.
Технические ресурсы Программы: компьютеры, фото-, видеокамеры; медиатека, Интернет.
Информационно-методические ресурсы Программы: методические пособия, информационные материалы; семинары, конференции; курсы повышения квалификации.
5. Механизм реализации.
Заказчиком Программы является Управление образования города Калуги.
Заказчик Программы ежегодно уточняет затраты на выполнение программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию в проект муниципального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование данной Программы осуществляется в соответствии с бюджетом муниципального образования "Город Калуга" на плановый период.
Исполнителем Программы выступает Управление образования города Калуги.
Исполнитель Программы обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, организует работу по привлечению средств из внебюджетных источников, представляет в установленном порядке необходимую отчетную информацию, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Эффективность реализации и использования выделенных на нее средств муниципального бюджета будет обеспечиваться за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств.
Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективнее реализуемых мероприятий Программы.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется следующим образом.
Управление образования города Калуги как заказчик Программы:
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- организует отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в управление экономики и имущественных отношений города Калуги отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- направляет в управление финансов города Калуги предложения по финансированию Программы из муниципального бюджета и объемам ее финансирования в очередном финансовом году;
- ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Программы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Программы на соответствующий год.
Контроль за реализацией Программы устанавливается в соответствии с постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга".
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы.
В результате реализации Программы будет создана система выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей города Калуги, поддержки их наставников в целях развития и преумножения интеллектуального и творческого потенциала города.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- сформировать механизм выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
- обеспечить организацию и финансирование оздоровительного отдыха детей;
- повысить эффективность работы учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, переподготовки преподавательского состава;
- обеспечить рост инвестиционной привлекательности города за счет увеличения количества детей - лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей.
В ходе реализации Программы предполагается:
- создать муниципальную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающую до 20% от общего количества детей дошкольного и школьного возраста, направленную на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях деятельности;
- сформировать информационную базу данных о талантливых и одаренных обучающихся с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения;
- достичь увеличения количества победителей региональных, всероссийских, международных конкурсов, соревнований, олимпиад к 2016 году не менее чем на 5%;
- обеспечить разработку и внедрение инновационных технологий, применяемых в работе с одаренными детьми;
- определить сеть учреждений, предоставляющих услуги по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых детей и их наставников;
- увеличить количество участников предметных олимпиад муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, участников научно-практических конференций, конкурсов различной направленности;
- увеличивать количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности муниципального, регионального и федерального уровней, не менее чем на 0,2% ежегодно;
- увеличить количество подготовленных методических пособий, информационных буклетов, видеоматериалов по проблеме и к 2016 году предложить педагогам 1000 экземпляров данной литературы.
Повышение эффективности работы с одаренными детьми и оптимизация использования муниципальных ресурсов в интересах одаренных детей и их наставников будут способствовать улучшению общего социального климата в городе, повышению качества образовательных услуг.
Реализация мероприятий Программы предполагает качественную подготовку одаренных детей к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других мероприятиях различной направленности муниципального, регионального и всероссийского уровней, обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки и учебного процесса, внесение новых методологий и стандартов в образовательный процесс и будет способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся и ценностных ориентиров, привлечению талантливых детей к научно-исследовательской деятельности в сфере науки, техники и инновационных технологий, увеличению количества одаренных детей, которые станут высококачественными специалистами в ключевых и развивающихся секторах экономики с привлечением большей части их на территорию города Калуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.