Экспертное заключение
Управления Министерства юстиции РФ по Калужской области
от 13 февраля 2009 г. N 54
на Закон Калужской области от 30.01.2004 N 288-ОЗ
"Об административных правонарушениях в Калужской области"
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. N 151, провело юридическую экспертизу Закона Калужской области от 30.01.2004 N 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" в редакции Законов Калужской области от 04.10.2004 г. N 360-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 05.04.2005 г. N 57-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 28.04.2005 г. N 66-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов в Калужской области", от 14.07.2005 N 105-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 24.11.2005 N 140-ОЗ "О внесении дополнений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 02.07.2007 N 335-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов в Калужской области" и в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 04.10.2007 N 358-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Калужской области", от 27.03.2008 N 414-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Калужской области", от 27.06.2008 N 442-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Калужской области", от 25.09.2008 N 453-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области", от 05.01.2008 N 517-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области". Поводом к рассмотрению является внесение изменений в данный нормативный правовой акт.
Предметом регулирования вышеуказанного нормативного правового акта является установление административной ответственности за нарушение правил распития пива и напитков, изготовленных на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах. Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласно пп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к ведению субъектов Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ограничение потребления (распития) пива и напитков, изготовленных на его основе, установлены Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", поскольку регулирование данных-правоотношений относится к сфере ведения Российской Федерации в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, ограничения перемещения товаров и услуг могут вводится в соответствии с федеральным законом. За нарушение данных правил ч. 1 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за распитие пива и напитков, изготовленных на его основе. Неполнота состава данного правонарушения (с точки зрения субъектов Российской Федерации) не может являться основанием для установления субъектом Российской Федерации административной ответственности по вопросу, имеющему федеральное значение.
Установление ограничений для граждан в потреблении пива и спиртных напитков, изготовленных на их основе (как и любых других вещей - объектов гражданских прав), не является предметом регулирования административных правоотношений, а относится к предмету ведения гражданского законодательства, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. Тем самым, устанавливать в данной области правила и ответственность за их нарушение субъект Российской Федерации не вправе.
Таким образом, в статье 11.6 устанавливается административная ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральным законом, вопреки требованиям ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выходит за рамки полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством. Данная статья противоречит ч. 5 ст. 76, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 2, 3, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Схожая правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2005 N 88-Г05-8, от 02.04.2008 N 1-Г08-11, от 05.03.2008 N 47-Г08-3. Кроме того, Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.05.2007 N 4615-4 ГД принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. З Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий аналогичный установленному в рассматриваемом проекте Закона Калужской области перечень мест, в которых не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготовленных на его основе, и административную ответственность за нарушение этого правила.
Предлагаем привести данный нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения.
Руководитель Управления |
А.М. Руднев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Калужской области от 9 февраля 2009 г. N 45 на Закон Калужской области от 30.01.2004 N 288-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области"
Текст заключения официально опубликован не был