В соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 10 п. 1 статьи 8 Устава муниципального района "Мещовский район" Районное Собрание решило:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие сети образовательных учреждений Мещовского района на 2011-2013 годы".
2. Решение вступает в силу с момента его принятия.
Глава муниципального района "Мещовский район" |
А.А.Шилов |
Муниципальная целевая программа
"Развитие сети образовательных учреждений Мещовского района на
2011-2013 годы"
(Утв. решением Мещовского районного Собрания
Калужской области
от 16 декабря 2010 г. N 94)
Паспорт программы
"Развитие сети общеобразовательных учреждений
MP "Мещовский район" на 2011 -2013 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие сети образовательных учреждений MP "Мещовский район" на 2011-2013 годы" (далее - программа) |
Заказчик программы |
Администрация муниципального района "Мещовский район" |
Основание для разработки программы |
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. Долгосрочная целевая программа "Модернизация системы образования Калужской области на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Калужской области N 429 от 02.11.2010 |
Разработчик программы |
Отдел образования администрации MP "Мещовский район" |
Цель программы |
Обеспечение доступности и повышение качества общего образования в MP "Мещовский район" за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации |
Задачи программы |
- Оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий; - создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации его содержания с учетом потребностей населения; - создание системы школьных перевозок учащихся сельских школ, обеспечивающей условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса для учащихся сельских населенных пунктов района; - создание равных стартовых условий для детей всех возрастов в получении образования и обеспечение доступности образования за счет использования транспортных схем доставки учащихся; - создание условий и поддержка инновационных образовательных структур для реализации современного образования; - внедрение новых моделей и механизмов организации и управления - повышение экономической эффективности функционирования образовательных учреждений; - выполнение мероприятий приоритетных направлений национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; - выполнение мероприятий комплексного проекта модернизации образования Калужской области |
Сроки реализации программы |
2011-2013 годы |
Приоритетные направления программы |
- Создание сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих более высокое качество образования обучающихся независимо от места жительства за счет использования транспортных схем доставки учащихся; - создание оптимальной и экономически эффективной сети образовательных учреждений района, отвечающей современным требованиям; - преобразование малочисленных начальных, основных и средних школ; - модернизация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных учреждений села |
Источники финансирования |
Муниципальный бюджет |
Ожидаемые результаты |
- Обеспечение доступности качественного образования для результаты учащихся из сельской местности; - через развитие сети образовательных учреждений формирование условий обучения, соответствующих современным требованиям; - оптимизация инфраструктуры образовательных учреждений, расположенных в сельской местности; - модернизация системы переподготовки педагогических кадров; - создание дополнительных маршрутов школьных перевозок, обеспечивающих условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового, методического обеспечения образовательного процесса для учащихся сельских населенных пунктов |
Введение
Муниципальная программа "Развитие сети образовательных учреждений" определяет основные направления изменения сети общеобразовательных учреждений Мещовского района на 2011-2013 годы. Целью разработки и реализации программы является обеспечение доступности и высокого качества общего образования для жителей района.
Основанием для разработки программы является долгосрочная целевая программа "Модернизация системы образования Калужской области на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Калужской области N 429 от 02.11.2010.
Под развитием сети образовательных учреждений понимается изменение муниципальной системы образования, обеспечивающей повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений.
Программа как организационная основа реализации целей и задач в области образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмов.
В Программе использованы следующие термины:
- оптимизация сети сельских образовательных учреждений - оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации;
- образовательная программа - нормативный документ, который регламентирует учебную деятельность образовательного учреждения. Образовательная программа является проектом совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Образовательные программы реализуются как за счет средств бюджетного финансирования;
- профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Структура профилизации сельской школы предполагает значительную дифференциацию обучения с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Тщательно продуманная и последовательная работа по выполнению мероприятий программы позволит выстроить систему образования, обладающую инновационным продуктом и способную обеспечить высокое качество образовательных услуг.
Это позволит субъектам образовательной деятельности приступить к выполнению новых задач, связанных с приданием системе образования большей практической направленности, а также на решение курса Правительства области на повышение качества жизни населения.
Состояние сети образовательных учреждений Мещовского района
Сеть общеобразовательных учреждений Мещовского района по состоянию на начало 2010-2011 учебного года представлена 14 общеобразовательными учреждениями:
- средние общеобразовательные школы - 5 (35%) (из них сельские - 4);
- основные общеобразовательные школы - 9 (64%) (сельские - 9).
При этом сельские школы составляют 93%о от общего количества школ, в них обучается 54%о школьников.
В общеобразовательных учреждениях района обучается 931 учащийся, из них в городской школе - 420, в сельских - 511. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, составляет 20 человек, в сельской местности - 5,5 человека.
Анализ состояния сети сельских общеобразовательных учреждений за последние годы показывает, что происходит постепенное сужение данной сферы: сокращается численность сельских школ, уменьшается контингент учащихся в них.
N |
Наименование общеобразовательного учреждения |
Число детей, обучающихся в 2010/2011 учебном году (по ступеням обучения) |
Средняя наполняемость классов-комплектов |
Средняя наполняемость по школе |
||||
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
|
||
1 |
Мещовская средняя |
158 |
212 |
50 |
19,7 |
19,3 |
25,0 |
21,3 |
2 |
Домашовская средняя |
16 |
34 |
4 |
4,0 |
6,8 |
2,0 |
4,3 |
3 |
Кудринская средняя |
39 |
80 |
8 |
9,7 |
16,0 |
8,0 |
11,2 |
4 |
Рязанцевская средняя |
11 |
16 |
10 |
2,7 |
4,0 |
5,0 |
3,9 |
5 |
Серпейская средняя |
25 |
40 |
19 |
6,3 |
8,0 |
9,5 |
7,9 |
6 |
Алешинская основная |
19 |
29 |
0 |
4,7 |
5,8 |
- |
5,2 |
7 |
Баранцевская основная |
2 |
9 |
0 |
1,0 |
3,0 |
- |
2,0 |
8 |
Ворошиловоградская основная |
21 |
19 |
0 |
5,3 |
3,8 |
- |
4,5 |
9 |
Красносадовская основная |
17 |
6 |
0 |
5, 6 |
6,3 |
- |
5,9 |
10 |
Мармыжовская основная |
7 |
14 |
0 |
1,7 |
3,5 |
- |
2,6 |
11 |
Мошонская основная |
1 |
6 |
0 |
1,0 |
1,5 |
|
1,2 |
12 |
Нестеровская основная |
7 |
9 |
0 |
1,1 |
3,0 |
~ |
2,3 |
13 |
Подкопаевская основная |
3 |
11 |
0 |
1,5 |
2,7 |
- |
2,1 |
14 |
Покровская основная |
10 |
19 |
0 |
2,5 |
3,8 |
- |
3,1 |
|
Итого |
336 |
504 |
91 |
4,8 |
6,3 |
9, 9 |
|
|
город |
|
|
|
|
|
|
21,3 |
|
село |
|
|
|
|
|
|
4,3 |
Количество учащихся в образовательных учреждениях района
|
|
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
|
Мещовская СОШ |
508 |
475 |
450 |
464 |
420 |
|
Домашовская СОШ |
53 |
51 |
54 |
51 |
54 |
|
Рязанцевская СОШ |
47 |
38 |
33 |
36 |
37 |
|
Кудринская СОШ |
100 |
94 |
109 |
119 |
127 |
|
Серпейская СОШ |
117 |
103 |
93 |
93 |
84 |
|
Алешинская ООШ |
51 |
48 |
42 |
47 |
48 |
|
Баранцевская ООШ |
48 |
37 |
18 |
11 |
11 |
|
Ворошиловградская ООШ |
55 |
56 |
48 |
48 |
40 |
|
Красносадовская ООШ |
48 |
52 |
43 |
33 |
23 |
|
Мармыжовская ООШ |
29 |
27 |
27 |
26 |
21 |
|
Мошонская ООШ |
20 |
14 |
9 |
10 |
7 |
|
Нестеровская ООШ |
18 |
18 |
19 |
17 |
16 |
|
Подкопаевская ООШ |
19 |
17 |
18 |
17 |
14 |
|
Покровская ООШ |
38 |
32 |
31 |
30 |
29 |
|
Терпиловская НШ |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
|
Хохловская НШ |
4 |
4 |
2 |
- |
- |
|
Село |
651 |
593 |
550 |
538 |
511 |
|
Итого |
1159 |
1068 |
1000 |
1002 |
931 |
Число классов-комплектов | ||||||
|
Мещовская СОШ |
25/25 |
24/24 |
23/23 |
22/22 |
21/21 |
|
Домашовская СОШ |
11/10 |
11/10 |
11/10 |
11/9 |
11/9 |
|
Рязанцевская СОШ |
10/8 |
10/8 |
10/8 |
10/8 |
10/8 |
|
Кудринская СОШ |
11/11 |
11/11 |
11/11 |
10/10 |
10/10 |
|
Серпейская СОШ |
11/11 |
11/10 |
11/10 |
11/11 |
11/11 |
|
Алешинская ООШ |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
|
Баранцевская ООШ |
9/7 |
8/7 |
7/6 |
5/5 |
5/4 |
|
Ворошиловградская ООШ |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
|
Красносадовская ООШ |
9/9 |
9/8 |
9/8 |
8/8 |
616 |
|
Мармыжовская ООШ |
7/6 |
7/6 |
8/6 |
8/7 |
8/6 |
|
Мошонская ООШ |
7/6 |
6/5 |
5/5 |
6/5 |
5/5 |
|
Нестеровская ООШ |
7/6 |
7/5 |
8/6 |
7/5 |
7/5 |
|
Подкопаевская ООШ |
8/6 |
8/6 |
7/6 |
7/6 |
6/5 |
|
Покровская ООШ |
9/8 |
9/7 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
|
Терпиловская НШ |
4/2 |
4/2 |
3/2 |
- |
- |
|
Хохловская НШ |
3/2 |
2/1 |
1/1 |
- |
- |
|
Село |
124/108 |
121/102 |
118/103 |
110/98 |
106/93 |
|
Итого |
149/133 |
145/126 |
141/126 |
132/120 |
127/114 |
В условиях резкого сокращения контингента учащихся за период с 2003 года в районе были закрыты 5 начальных сельских школ.
Сократился контингент учащихся 3 ступени. В 2009-2010 и 2010/2011 учебном году только в городской школе - по 2 класса-комплекта на старшей ступени обучения. Это затрудняет и даже делает невозможным организацию предпрофильного и профильного обучения.
Уменьшающееся число учащихся влечет за собой уменьшение числа учеников на одного учителя. Средняя наполняемость классов в городе - 21,3, на селе - 4,3. Наполняемость классов согласно нормативам по КПМО должна составлять: город - 24 человека, село - 14 человек. Все мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений не привели к увеличению показателя наполняемости классов.
Низкий показатель наполняемости школ обусловлен как отрицательной динамикой рождаемости населения, так и продолжающимся оттоком сельского населения в город. В селе сложно, иногда почти невозможно найти работу, уровень жизни много ниже, чем в городах, даже в Мещовске. Активное население, молодежь уезжает из села, где все больше преобладает пожилое население.
Все перечисленные факторы, безусловно, влияют на наполняемость классов и школ в селе, однако говорить о том, что по уровню знаний сельские учащиеся уступают городским, не приходится. Результаты промежуточной и итоговой аттестации показывают, что по степени обученности и качеству знаний сельские учащиеся не уступают городской школе.
Количество учителей в школах также сокращается.
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
2007-2008 учебный год |
2008-2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
231 |
220 |
218 |
207 |
192 |
По уровню профессиональной квалификации учителей происходит значительный рост. 5 педагогов имеют звание "Заслуженный учитель".
|
2007/2008 учебный год |
2008/2009 учебный год |
2009/2010 учебный год |
Высшая |
30% |
31% |
32% |
I категория |
56% |
46% |
51% |
II категория |
14% |
10% |
9% |
Увеличение количества учителей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, позитивно сказывается прежде всего на повышении качества обучения школьников, на увеличении числа учащихся, принимающих участие в районных, областных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях районного и областного уровня.
Качество знаний, проанализированное в направлении данной Программы, в разных школах разное, поэтому учителям района еще предстоит доказать, что высокие квалификационные категории требуют от учителя более высокого профессионализма и еще большего вклада своего труда для повышения общего уровня качества образования каждого ученика.
Отделом образования ежегодно проводится мониторинг качества знаний.
N |
Учебный год |
Качество знаний |
1 |
2003-2004 |
36,7% |
2 |
2004-2005 |
38,7% |
3 |
2005-2006 |
37,7% |
4 |
2006-2007 |
40,9% |
5 |
2007-2008 |
40,9% |
6 |
2008-2009 |
41,1% |
7 |
2009-2010 |
48,5% |
Результаты мониторинга качества знаний (%) в разрезе школ следующие:
|
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
|||
уровень обученности |
качество знаний |
уровень обученности |
качество знаний |
уровень обученности |
качество знаний |
|
Мещовская СОШ |
97,2 |
39,8 |
97,8 |
36,3 |
100 |
65 |
Домашовская СОШ |
100 |
58,5 |
98,2 |
57,7 |
100 |
0 |
Рязанцевская СОШ |
97,8 |
26,1 |
100 |
37,9 |
100 |
33 |
Кудринская СОШ |
100 |
40,8 |
94,4 |
40,6 |
100 |
50 |
Серпейская СОШ |
100 |
49,1 |
100 |
52,8 |
91 |
36 |
Алешинская ООШ |
100 |
48 |
100 |
36,8 |
100 |
67 |
Баранцевская ООШ |
95,8 |
41,7 |
100 |
50 |
- |
- |
Ворошиловградская ООШ |
100 |
40,1 |
97,8 |
48,8 |
70 |
0 |
Красносадовская ООШ |
100 |
31,8 |
100 |
40 |
100 |
75 |
Мармыжовская ООШ |
100 |
36,7 |
100 |
28 |
80 |
20 |
Мошонская ООШ |
100 |
43,7 |
100 |
55,5 |
33 |
33 |
Нестеровская ООШ |
100 |
30 |
100 |
23,5 |
100 |
100 |
Подкопаевская ООШ |
100 |
50 |
100 |
42 |
100 |
100 |
Покровская ООШ |
97,4 |
43,6 |
100 |
50 |
100 |
0 |
Терпиловская НОШ |
100 |
25 |
100 |
25 |
- |
- |
Хохловская НОШ |
100 |
25 |
100 |
0 |
- |
- |
Итого |
89,4 |
40,9 |
98,4 |
41,1 |
93 |
48,5 |
Результаты независимой итоговой аттестации в форме ЕГЭ подтверждает вывод о соотносимом уровне подготовки выпускников как сельских, так и городской школ.
ЕГЭ, 11 класс (средний балл)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Математика |
47,5 |
43,9 |
49,3 |
48,7 |
Русский язык |
49,0 |
57,4 |
56,5 |
61,5 |
ЕМЭ, 9 класс (средний баял)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Математика |
11,2 |
9,3 |
17,7 |
14,4 |
Русский язык |
- |
34,4 |
29,7 |
27 |
Число выпускников, получающих аттестаты особого образца и награжденных золотыми и серебряными медалями, стабильно, прослеживается в 2010 году динамика количества медалистов.
Количество медалистов
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Золото |
2 |
1 |
1 |
3 |
Серебро |
2 |
2 |
0 |
4 |
|
Устройство выпускников |
|||||||||
|
9 класс |
11 класс |
||||||||
|
Всего учащихся |
10 класс |
СП О |
НПО |
Всего учащихся |
вузы |
СП О |
НПО |
трудоустроены |
Армия |
Домашовская СОШ |
2 |
- |
- |
2 |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
|
Кудринская СОШ |
8 |
6 |
1 |
1 |
19 |
14 |
3 |
- |
1 |
1 |
Мещовская СОШ |
44 |
21 |
20 |
3 |
41 |
34 |
6 |
1 |
- |
- |
Серпейская СОШ |
12 |
6 |
3 |
3 |
9 |
7 |
- |
1 |
- |
1 |
Рязанцевская СОШ |
3 |
- |
3 |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Алешинская ООШ |
3 |
- |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Баранцевская ООШ |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
Ворошиловградская ООШ |
10 |
2 |
5 |
3 |
|
|
|
|
|
|
Красносадовская ООШ |
4 |
2 |
2 |
- |
|
|
|
|
|
|
Мармыжовская ООШ |
6 |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мошонская ООШ |
3 |
- |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Нестеровская ООШ |
3 |
- |
2 |
- |
|
|
|
|
1 |
|
Подкопаевская ООШ |
3 |
- |
3 |
- |
|
|
|
|
|
|
Покровская ООШ |
2 |
- |
- |
2 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
103 |
43 |
42 |
18 |
77 |
59 |
13 |
2 |
1 |
2 |
Анализ соотнесения учебных планов, учебных образовательных программ, учебно-методических комплексов и расписаний занятий общеобразовательных школ, проведение согласования учебных планов образовательных учреждений, анализ качества образования по результатам итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений и по итогам аттестации образовательных учреждений, издание созданных учителями района учебно-методических комплексов по различным предметам, проведение мониторинга качества знаний учащихся общеобразовательных школ, проведение психолого-педагогических исследований влияют на создание условий в общеобразовательных школах для внедрения инновационных образовательных программ и педагогических технологий.
Анализ состояния ресурсной базы образовательных учреждений показывает, что большинство учреждений района на 50-80% соответствуют современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Значимое событие произошло в 2009 году - была введена в эксплуатацию новостройка - Кудринская средняя школа, которая построена в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Школа построена по современным стандартам. Во всех ОУ оборудованы кабинеты информатики, школы имеют высокоскоростной доступ в Интернет. Все ОУ обеспечены компьютерами, всего имеется 144 персональных компьютера, 17 мультимедийных установок, 7 интерактивных досок, поставлено программное обеспечение, медиатеки. В рамках выделяемой из областного бюджета субвенции школами приобретается школьная мебель, учебная литература, спортивное оборудование.
Согласно областной целевой программе "Безопасность образовательных учреждений Калужской области" и районной целевой программе "Об обеспечении учреждений образования и здравоохранения MP "Мещовский район" системой пожарной безопасности на 2008-2012 годы" за период 2007-2010 гг. во всех 14 общеобразовательных учреждениях установлена автоматическая пожарная сигнализация, произведена огнезащитная обработка чердачных помещений, установлен вывод сигнала на общий пульт - 01 МЧС по Калужской области.
Серьезной проблемой остается отсутствие системы канализации, оборудованных туалетов (в 6 школах из 14), в этом году в Домашовской школе был оборудован в здании школы туалет. Отсутствие оборудованного спортивного зала (в 7 ОУ). При этом необходимо отметить, что во всех ОУ температурный режим соответствует нормам СанПиН, пришкольная территория благоустроена.
Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса |
% |
Обеспечение температурного режима в соответствии с СанПиН |
100 |
Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН |
56 |
Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в соответствии с СанПиН туалетов |
57 |
Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности |
100 |
Соответствие электропроводки здания современным требованиям безопасности |
94 |
Наличие у учреждения собственной (или на условиях договора пользования) столовой или зала для приема пищи площадью в соответствии с СанПиН |
94 |
Наличие у учреждения собственного (или на условиях договора пользования) безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала площадью не менее 9 х 18 м при высоте не менее 6 м с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами |
57 |
Наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре |
100 |
Наличие в учреждении действующей охраны (кнопка экстренного вызова милиции, охранники или сторожа) |
100 |
Количество в учреждении собственных (или на условиях договора пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией, немеловыми досками, и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
100 |
Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) |
19 |
Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) |
6 |
Благоустроенность пришкольной территории (озеленение территории, наличие оборудованных мест для отдыха) |
100 |
Организация горячего питания |
94 |
Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на условиях договора пользования) лицензированного медицинского кабинета |
43 |
Количество компьютеров, имеющих сертификат качества, используемых для осуществления образовательного процесса |
144 |
Количество мультимедийных проекторов |
17 |
Количество интерактивных досок |
7 |
Наличие у учреждения комплекта лицензионного или свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы текстов, таблиц), СУБД, навигаторы) для каждого установленного компьютера |
100 |
Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) оборудованной территории для реализации раздела "Легкая атлетика" программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину) |
88 |
Наличие по каждому из разделов физики (электродинамика, термодинамика, механика, оптика, ядерная физика) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по физике в 7-11 классах) в количестве не менее m/2 + 1 (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
75 |
Наличие по каждому из разделов химии (неорганическая химия, органическая химия) лабораторных комплектов оборудования и препаратов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по химии в 7-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m -проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
81 |
Наличие по каждому из разделов биологии (природоведение (окружающий мир), ботаника, зоология, анатомия, общая биология) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по биологии в 5-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
75 |
Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по географии или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из разделов географии |
88 |
Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории |
88 |
Наличие скоростного выхода в Интернет (скорость канала не ниже 128 кб/с) |
75 |
Полная обеспеченность образовательного процесса учителями в соответствии со специальностью |
100 |
Обеспеченность программ профильного обучения и предпрофильной подготовки учителями не ниже 2 квалификационной категории |
100 |
В школе отсутствуют классы наполняемостью более 25 человек |
100 |
Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в которых директор имеет управленческую подготовку, подтвержденную документами о профессиональном образовании (специальность менеджер) и/или профессиональной переподготовке |
54 |
Соответствие современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в разрезе школ следующее:
|
|
Соответствие современным требованиям (%) |
1 |
Мещовская СОШ |
92 |
2 |
Домашовская СОШ |
88 |
3 |
Рязанцевская СОШ |
75 |
4 |
Кудринская СОШ |
100 |
5 |
Серпейская СОШ |
88 |
6 |
Алешинская ООШ |
85 |
7 |
Баранцевская ООШ |
65 |
8 |
Ворошиловградская ООШ |
85 |
9 |
Красносадовская ООШ |
65 |
10 |
Мармыжовская ООШ |
58 |
11 |
Мошонская ООШ |
62 |
12 |
Нестеровская ООШ |
62 |
13 |
Подкопаевская ООШ |
65 |
14 |
Покровская ООШ |
73 |
|
Итого |
76% |
В целом по району из 14 школ полностью соответствует современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса только 1 ОУ (7%), на 80-90% соответствуют современным требованиям 5 школ (36%), менее 80% - 8 школ (57%).
Существующие проблемы в образовании района не снимаются. А именно:
- устаревшая материально-техническая база;
- недостаточный уровень финансирования на содержание зданий и сооружений;
- реально существующая многопредметность в деятельности учителя не позволяет в полной мере реализовать принцип фундаментализации содержания образования;
- недостаточная оснащенность предметных кабинетов;
- малая наполняемость классов затрудняет полноценную социализацию личности;
- удельные затраты на одного обучающегося в малокомплектной школе гораздо больше, чем в остальных школах, но образовательной отдачи от этих затрат нет.
N |
Наименование ОУ |
Расходы на 1 учащегося (2010 год), (тыс. руб.) |
Стоимость одного ученико-часа (2010 год), (руб.) |
1 |
Мещовская СОШ |
46,2 |
3,13 |
2 |
Домашовская СОШ |
104,6 |
11,01 |
3 |
Рязанцевская СОШ |
130,2 |
13,53 |
4 |
Кудринская СОШ |
85,9 |
5,58 |
5 |
Серпейская СОШ |
84,1 |
8,12 |
6 |
Алешинская ООШ |
95,4 |
10,8 |
7 |
Баранцевская ООШ |
238,1 |
20,73 |
8 |
Ворошиловградская ООШ |
110,5 |
12,28 |
9 |
Красносадовская ООШ |
193,4 |
16,55 |
10 |
Мармыжовская ООШ |
138,2 |
16,04 |
11 |
Мошонская ООШ |
406,8 |
39,94 |
12 |
Нестеровская ООШ |
154,8 |
17,51 |
13 |
Подкопаевская ООШ |
207,4 |
19,76 |
14 |
Покровская ООШ |
138,1 |
15,72 |
|
По району |
152,4 |
15,05 |
В районе в 2009/2010 учебном году функционировало 3 дошкольных образовательных учреждения. В них воспитывалось 208 детей.
МДОУ "Мещовский д/сад "Солнышко" принимает детей в количестве 165 человек.
МДОУ "Кудринский д/сад"- 18 детей.
МДОУ "Красносадовский д/сад" - 25 детей. Всего детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет в районе 790 человек, в том числе в городе - 292, по селу - 498. Охват дошкольным образованием детей, посещающих ДОУ, в возрасте от 1 года до 7 лет составил по району 33%. Охват по городу - 67%, по селу - 11%. Охват дошкольным образованием посещающих группы кратковременного пребывания и группы предшкольной подготовки, организованных на базе сельских школ, составил по району 43%.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
Для обеспечения населения Мещовского района качественным дошкольным образованием требуется комплекс определенных мер, а именно:
- приобретение современной детской мебели для групповых, раздевальных комнат, спален, игровых модулей;
- оснащение прачечных дошкольных образовательных учреждений новым современным оборудованием и инвентарем;
- переоснащение пищеблоков, приобретение нового технологического оборудования, кухонного инвентаря, мебели, посуды для пищеблоков и групповых комнат;
- новое строительство и капитальный ремонт игровых веранд на участках;
- замена и строительство игрового и спортивного оборудования на участках (песочницы, детские спортивные стадионы, скамейки, игровые домики);
- замена асфальтового покрытия на территории дошкольных учреждений;
- проведение работ по освещению прогулочных участков образовательных учреждений и т.д.
Предполагаемые модели изменения сети
1. Интеграция дошкольных и общеобразовательных учреждений. (Школа-группа кратковременного пребывания дошкольников. Школа-группа предшкольной подготовки дошкольников.) В условиях повышения требований государства к качеству образования, при устойчивом дефиците материально-технического обеспечения размещение в сельской школе группы дошкольников представляется оптимальным. В дошкольных группах, организованных на базе сельских общеобразовательных школ (Алешинская ООШ, Домашовская СОШ, Рязанцевская СОШ, Серпейская СОШ, Ворошиловградская ООШ) в так называемых группах кратковременного пребывания, воспитывалось 42 ребенка и в группах предшкольной подготовки - 34 ребенка.
2. Модель сельского социокультурного комплекса.
Создание социокультурных центров села, состоящих из учреждений дошкольного, общеобразовательного, дополнительного образования, учреждений спорта, культуры, библиотек на основе формирования единой инфраструктуры управления, распределения кадрового потенциала, материально-технических ресурсов, информационно-технологического обеспечения.
Эта модель применяется в селе и в основном носит экономический характер. Соединение под одной крышей нескольких социальных учреждений позволяет экономить средства на содержание зданий. Таким образом, возникает больше возможностей сохранять в селе эти важнейшие инфраструктурные компоненты.
В здании Алешинской, Ворошиловградской, Нестеровской, Мошонской основных общеобразовательных школ расположены ФАПы.
В здании Нестеровской школы расположена сельская администрация, сельский Дом культуры.
По отзывам школьных работников и работников культуры, это объединение носит в целом позитивный характер и способствует концентрации образовательных ресурсов и их большей доступности.
3. Создание профильной школы на базе городской Мещовской СОШ, где учащиеся 10-11 классов могут получить образование по избранному профилю.
4. Развитие дистанционных форм обучения.
Для обеспечения доступности получения образования в районе функционируют 6 школьных автобусов, которые ежедневно перевозят к месту учебы 153 учащихся.
Действующие маршруты школьного автобуса
N |
Наименование общеобразовательного учреждения, в которое осуществляется подвоз обучающихся |
Наименование маршрута |
Количество подвозимых обучающихся и педагогов |
Протяженность маршрута |
1 |
МОУ "Мещовская средняя общеобразовательная школа" |
Мещовск - д. Растворово - Мещовск Серебряно -Мещовск -Шалово -Мещовск |
14 обуч. |
8 8 км |
2 |
МОУ "Мещовская средняя общеобразовательная школа" |
Мещовск -Алешино - Гаврики -Подкопаево - Мещовск |
2 обуч. |
110 км |
|
МОУ "Алешинская основная общеобразовательная школа" |
10 обуч. |
|
|
|
Мещовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
1 обуч. |
|
|
|
Мещовский индустриально-педагогический колледж |
|
8 обуч. |
|
3 |
МОУ "Мещовская средняя общеобразовательная школа" |
Мещовск -Покров - Казаковка -Горохово - Хохлово -Мещовск |
7 обуч. |
8 0 км |
|
МОУ "Покровская основная общеобразовательная школа" |
2 обуч. |
|
|
|
Мещовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
1 обуч. |
|
|
4 |
МОУ "Кудринская средняя общеобразовательная школа" |
Мещовск -Баранцево - Слуатино -Картышово -Костинка - ст. Кудринская -Горохово -Кудрино -Мещовск |
53 обуч. |
106 км |
|
МОУ "Красносадовская основная общеобразовательная школа" |
1 обуч. |
|
|
5 |
МОУ "Баранцевская основная общеобразовательная школа" |
Мещовск -Карцево - Баранцево -Слаутино - |
1 обуч. |
105 км |
|
МОУ "Нестеровская основная общеобразовательная школа" |
10 обуч. |
|
|
|
МОУ "Мещовская средняя общеобразовательная школа" |
Нестеровка -Мещовск |
8 обуч. |
|
6 |
МОУ "Ворошиловградская основная общеобразовательная школа" |
Мещовск - Щебзавод - п. Молодежный - Мармыжи -Торкотино |
16 обуч. |
117 км |
|
МОУ "Рязанцевская средняя общеобразовательная школа" |
2 0 обуч. |
|
Потребность в открытии дополнительных автобусных
маршрутов в новом 2011/2012 учебном году
N |
Наименование общеобразовательного учреждения, в которое осуществляется подвоз обучающихся |
Наименование маршрута |
Количество подвозимых обучающихся |
Протяженность маршрута |
1 |
МОУ "Кудринская средняя общеобразовательная школа" |
Мещовск -Варанцево -Слуатино -Картышово -Костинка -ст. Кудринская - Торохово -Кудрино -Мещовск ст. Кудринская - Мошонки -ст. Кудринская (продление маршрута) |
10 обуч. |
3 6 км |
|
|
Картышово - Малынино - Картышово (продление маршрута) |
7 обуч. |
12 км |
2 |
МОУ "Серпейская средняя общеобразовательная школа" |
Серпейск -Терпилово -Тиханово -Серпейск |
12 обуч. |
4 0 км |
План развития сети образовательных учреждений района
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
1 |
Подготовка к реорганизации основных сельских школ в начальные общеобразовательные школы. Проведение разъяснительной работы среди участников образовательного процесса и общественности |
Отдел образования, руководители ОУ |
Март-апрель |
2 |
Подготовка и издание постановлений администрации муниципального района "Мещовский район" о реорганизации основных общеобразовательных школ |
Отдел образования |
Май |
3 |
Проведение процедур реорганизации с 01.09.2011 Красносадовской основной общеобразовательной школы в Красносадовскую начальную общеобразовательную школу |
Руководитель ОУ Алешина В.И. |
Представление к 01.08.2011 в отдел образования измененных учредительных документов |
4 |
Реформирование структуры образовательной сети. Приведение наполняемости классов-комплектов сельских школ в соответствие с нормативной наполняемостью, определенной проектом модернизации |
Отдел образования, образовательные учреждения района |
До 1 августа ежегодно |
5 |
Материальное оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием и техническими средствами обучения, обеспечивающими образовательный процесс в соответствии с современными требованиями |
Отдел образования |
2011-2013 |
6 |
Обеспечение подготовки новых маршрутов движения автобусов "Школьный", обеспечивающих подвоз учащихся в образовательные учреждения |
Отдел образования |
До 01.08.2011 |
7 |
Для обеспечения доступности и исчерпывающей финансовой отчетности и содержательной информации о деятельности ОУ производить: |
|
|
7.1 |
- обновление школьных сайтов в сети Интернет |
Образовательные учреждения |
2 раза в месяц |
7.2 |
- публичные отчеты |
Образовательные учреждения |
До 1 августа ежегодно |
8 |
Развитие государственно-общественных форм управления в системе общего образования |
Образовательные учреждения |
2011-2013 |
9 |
Оптимизация штатов МОУ "Межшкольный методический центр" |
Отдел образования, руководитель ОУ Мурашина Н.Т. |
До 01.07.2011 штатное расписание |
10 |
Корректировка по мере необходимости плана по изменению сети образовательных учреждении района на следующий год |
Отдел образования |
Ежегодно, измененный план модернизации общеобразовательных учреждении района |
Ожидаемые результаты от реализации программы
Реализация программы позволит:
- создать условия доступности качественного образования для учащихся из сельской местности;
- через развитие сети образовательных учреждений создать условия обучения, соответствующие современным требованиям;
- оптимизировать инфраструктуру образовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
- модернизировать систему переподготовки педагогических кадров;
- создать дополнительные маршруты школьных перевозок, обеспечивающие условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового, методического обеспечения образовательного процесса для учащихся сельских населенных пунктов;
- доведение показателей наполняемости классов в городской и сельской местности и числа обучающихся на старшей ступени до оптимального уровня;
- расширение общественного гражданского участия в управлении образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена муниципальная целевая программа "Развитие сети образовательных учреждений Мещовского района на 2011-2013 годы", цель которой - обеспечение доступности и повышение качества общего образования в MP "Мещовский район" за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации.
Приоритетные направления программы:
- создание сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих более высокое качество образования обучающихся независимо от места жительства за счет использования транспортных схем доставки учащихся;
- создание оптимальной и экономически эффективной сети образовательных учреждений района, отвечающей современным требованиям;
- преобразование малочисленных начальных, основных и средних школ;
- модернизация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных учреждений села.
Решение Мещовского районного Собрания Калужской области от 16 декабря 2010 г. N 94 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие сети образовательных учреждений Мещовского района на 2011-2013 годы"
Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия
Текст решения опубликован в газете "Восход" от 22 января 2011 г. N 5