Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Постановлению Правительства Калужской области от 1 ноября 2012 г. N 550 приложение N 9 к настоящей Программе считается приложением N 7
Приложение N 7
к долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
Подпрограмма
"Поддержка ипотечного жилищного кредитования" на 2012-2015 годы"
долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного
строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
1 ноября 2012 г.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Стратегическими целями государственной жилищной политики являются:
создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;
создание механизмов участия органов власти всех уровней в поддержке развития и функционирования рынка доступного и комфортного жилья;
доступность жилищного рынка различным группам населения.
Острота существующих в жилищной сфере проблем и важность их решения для социально-экономического развития Калужской области требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Благодаря активному промышленному строительству на территории Калужской области будет создано более 15 тыс. рабочих мест для специалистов, из которых в жилье нуждаются около 13 тыс. человек, из них 2600 человек - молодые специалисты.
Кроме того, Калужская область как интенсивно развивающийся регион делает ставку на молодые семьи, молодых специалистов, в которых так нуждаются все отрасли экономики и социальной сферы.
Всего на территории Калужской области числится 24,9 тыс. семей, стоящих на учете на получение жилья, в том числе 713 многодетных семей и 1513 молодых семей.
В качестве одного из источников финансирования в рыночных условиях возрастает роль собственных и заемных средств населения.
Важнейшим фактором повышения доступности приобретения жилых помещений для широкого круга граждан является реализация мер по развитию ипотечного жилищного кредитования как на вторичном, так и на первичном рынке жилья.
На территории Калужской области в 2003 году Правительством Калужской области учреждено открытое акционерное общество "Калужская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация) с целью развития в Калужской области системы ипотечного жилищного кредитования граждан и предоставления населению услуг по получению долгосрочных кредитов под залог приобретаемого жилья.
За период деятельности Корпорации при участии банков на территории Калужской области было выдано 2465 ипотечных кредитов по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК") на сумму около 2,22 млрд. рублей.
За этот же период Корпорацией рефинансировано 2417 ипотечных кредитов/займов на сумму 2,1 млрд. рублей, в том числе через ОАО "АИЖК" - на сумму 2 млрд. рублей. На протяжении последних 5 лет Корпорация занимает одну из лидирующих позиций в Центральном федеральном округе по количеству и объемам рефинансирования закладных в ОАО "АИЖК".
Необходимость скорейшего развития ипотечного жилищного кредитования в Калужской области определена задачами, поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Необходимость решения поставленных задач по развитию ипотечного жилищного кредитования, в том числе по вхождению в федеральную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, обуславливает решение проблемы программно-целевым методом.
Целевая группа составляет около 40 тыс. семей.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы "Поддержка ипотечного жилищного кредитования" на 2012-2015 годы" (далее - подпрограмма) является обеспечение жителей Калужской области благоустроенным жильем за счет привлечения на рынок жилья собственных средств граждан, средств банков и средств инвесторов путем формирования и развития финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан.
Основными задачами подпрограммы являются:
формирование и развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан;
совершенствование нормативной правовой базы, необходимой для развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения, вторичного рынка ипотечных кредитов, рынка ипотечных ценных бумаг;
создание условий для привлечения средств инвесторов;
обеспечение мер поддержки развития ипотечного жилищного кредитования, в том числе поддержки определенных категорий граждан.
Для решения поставленных задач необходимо разработать эффективные экономические механизмы привлечения частных инвестиций в развитие жилищной сферы.
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2012-2015 годах одноэтапно.
Постановлением Правительства Калужской области от 1 ноября 2012 г. N 550 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Основными мероприятиями подпрограммы являются:
а) совершенствование нормативной правовой базы развития ипотечного жилищного кредитования;
б) создание рыночных форм развития ипотечного жилищного кредитования;
в) привлечение внебюджетных финансовых ресурсов для реализации подпрограммы;
г) осуществление поддержки развития ипотечного жилищного кредитования.
На ближайшие годы основными направлениями деятельности развития рынка ипотечного жилищного кредитования в Калужской области будут являться:
1) внедрение механизмов, предусмотренных ОАО "АИЖК" в рамках Программы по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья эконом-класса (далее - программа "Стимул");
2) разработка и внедрение новых ипотечных продуктов для различных социально ориентированных групп населения;
3) поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
4) осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием ОАО "АИЖК";
5) разработка схем привлечения долгосрочных, финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
В рамках первого направления:
12 апреля 2010 года подписано Соглашение о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья эконом-класса между Правительством Калужской области, ОАО "АИЖК" и Корпорацией (программа "Стимул" направлена на стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты жилья эконом-класса, и граждан, приобретающих жилые помещения в рамках данных проектов);
- осуществляется подготовка заявок для финансирования в рамках программы "Стимул" ряда проектов строительства жилья эконом-класса;
- будет осуществляться развитие рынка найма жилья путем использования части жилых помещений, приобретенных Корпорацией в качестве гаранта по сбыту в рамках проектов "Стимул 2", для реализации государственных, муниципальных программ по социальному найму и формированию сбалансированного рынка коммерческого найма.
В рамках второго направления реализуются новые социально ориентированные продукты ОАО "АИЖК":
- "Военная ипотека" (программа по ипотечному кредитованию военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих);
- "Новостройка" (программа, направленная на стимулирование спроса граждан на ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые на цели приобретения жилья в многоквартирных домах на первичном рынке);
- "Материнский капитал" (программа, разработанная с целью повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для семей, получивших право на меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала). Программа позволяет за счет материнского капитала увеличить размер первоначального взноса, а, соответственно, и максимально возможную для заемщика сумму кредита. А значит - приобрести более комфортное жилье;
- "Малоэтажное жилье" (программа, обеспечивающая максимально благоприятные условия кредитования при покупке или строительстве жилья на территориях организованной комплексной малоэтажной застройки).
- "Ипотечное кредитование молодых учителей" (программа предусматривает выдачу ипотечных кредитов под 8,5 % годовых молодым учителям на улучшение жилищных условий).
На территории Калужской области планируется реализация мероприятий по улучшению жилищных условий молодых учителей на условиях ипотечного кредитования с привлечением дополнительных средств федерального бюджета в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита".
Кроме того, в рамках подпрограммы предполагаются разработка и реализация специальных региональных программ ипотечного кредитования, в том числе стимулирующих приобретение жилья эконом-класса. В настоящее время Корпорацией ведутся переговоры с акционерным банком "ГПБ-Ипотека" о реализации ипотечных программ, направленных на доступное кредитование строительства жилья эконом-класса.
В рамках третьего направления Корпорация участвует в реализации программы поддержки заемщиков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с соглашением с открытым акционерным обществом "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" (далее - ОАО "АРИЖК").
В целях реализации социальной защиты граждан, утративших право проживания в жилом помещении, между Правительством Калужской области, ОАО "АИЖК" и ОАО "АРИЖК" заключено соглашение от 14.04.2011 N 18 об обеспечении права граждан на реструктуризацию долга по ипотечному кредиту, об обеспечении права граждан, утративших право проживания в жилье в результате обращения взыскания на это жилье, на жилище, о мерах по повышению финансовой грамотности населения.
Для реализации схем обеспечения жильем заемщиков, попавших в сложную финансовую ситуацию и не имеющих возможности исполнять свои обязательства по ипотечному кредиту (далее - "дефолтные" заемщики), в муниципальных образованиях Калужской области ведется работа по принятию нормативных актов по созданию и использованию специализированных жилищных фондов, в том числе маневренного фонда.
Формирование маневренного фонда будет производиться в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р.
Объем финансирования формирования маневренного фонда определяется по фактической потребности и подлежит уточнению каждый финансовый год в рамках решения представительных органов местного самоуправления о местном бюджете.
Региональным ипотечным оператором ОАО "Калужская ипотечная корпорация" проводится постоянный мониторинг граждан - "дефолтных" заемщиков. По состоянию на 5 декабря 2011 года ни одного заявления об обеспечении граждан ("дефолтных" заемщиков) и их семей жилыми помещениями не зарегистрировано. Социальной "напряженности" среди граждан - "дефолтных" заемщиков не наблюдается.
В рамках четвертого направления Корпорация в сотрудничестве с членами Ассоциации ипотечных компаний предполагает принимать непосредственное участие в подготовке и реализации механизмов секьюритизации ипотечных кредитов с участием ОАО "АИЖК".
В рамках пятого направления рассматриваются предложения акционерного банка "ГПБ-Ипотека" о финансировании проектов на более ранних стадиях инвестиционно-строительного цикла, что позволит повысить доступность финансовых ресурсов для застройщика.
Для реализации вышеуказанных направлений развития ипотечного жилищного кредитования в Калужской области Корпорация будет осуществлять следующие функции:
- участие совместно с ОАО "АИЖК" в подготовке и проведении секьюритизации ипотечных кредитов;
- участие в реализации программ поддержки заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
- участие в развитии рынка найма жилья;
- участие в организации объединений граждан для строительства и приобретения жилья;
- участие в формировании маневренного фонда;
- разработка специальных программ ипотечного кредитования, в том числе стимулирующих приобретение жилья эконом-класса;
- обучение и развитие участников рынка ипотеки;
- участие в разработке стандартов качества работы экспертов, оценщиков, брокеров, агентов по взысканию и других участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 1 к Программе.
Реализация предложенных мероприятий позволит:
- сдерживать рост цен на жилье путем реализации проектов строительства жилья эконом-класса в рамках программ "Стимул", "Новостройка";
- повысить доступность ипотечных кредитов за счет внедрения новых социально ориентированных программ ипотечного жилищного кредитования;
- осуществлять меры социальной защиты граждан - ипотечных заемщиков, лишившихся единственного жилья;
- повысить эффективность использования мер государственной поддержки отдельных категорий граждан при улучшении жилищных условий.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 8 к Программе.
Постановлением Правительства Калужской области от 1 ноября 2012 г. N 550 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы в разрезе основных мероприятий в 2011-2015 годах отражены в приложении N 8 к Программе.
Объемы финансирования подпрограммы на 2011-2015 годы:
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
|
областной бюджет (1) |
0 |
36 423,600 |
44 000,000 |
44 000,000 |
44 000,000 |
168 423,600 |
в том числе по исполнителям: | ||||||
- министерство экономического развития Калужской области |
0 |
30 000,000 |
30 000,000 |
30 000,000 |
30 000,000 |
120 000,000 |
- министерство образования и науки Калужской области |
0 |
4 923,600 |
5 000,000 |
5 000,000 |
5 000,000 |
19 923,600 |
- министерство здравоохранения Калужской области |
0 |
1 500,000 |
9 000,000 |
9 000,000 |
9 000,000 |
28 500,000 |
федеральный бюджет (2) |
0 |
6 017,700 |
6 000,000 |
6 000,000 |
6 000,000 |
24 017,700 |
местные бюджеты (3) |
0 |
15 000,000 |
15 000,000 |
15 000,000 |
15 000,000 |
60 000,000 |
Итого: |
0 |
57 441,300 |
65 000,000 |
65 000,000 |
65 000,000 |
252 441,300 |
(1) объемы средств областного бюджета ежегодно уточняются законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
(2) объемы средств федерального бюджета ежегодно уточняются законом федерального бюджета о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
(3) объемы финансовых средств ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Механизм реализации подпрограммы
Организацию реализации мероприятий подпрограммы осуществляет заказчик Программы. Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 "Механизм реализации Программы" Программы.
7. Организация управления подпрограммой
и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком Программы.
8. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности подпрограммы
Развитие ипотечного жилищного кредитования повлечет повышение платежеспособного спроса населения на жилье, в результате чего возникнут реальные рыночные стимулы для увеличения объемов приобретения и строительства жилья.
Повышение платежеспособного спроса населения приведет к увеличению жилищного строительства и к активизации инвестиционно-строительной деятельности. В свою очередь, это сделает базу стройиндустрии привлекательной для частных инвестиций, направляемых на ее модернизацию и развитие.
В результате реализации подпрограммы к 2015 году более 400 семей Калужской области улучшат жилищные условия с помощью ипотечных кредитов и займов при поддержке средств бюджета Калужской области в виде социальных выплат.
Бюджетная эффективность от реализации подпрограммы будет выражаться в росте налоговых отчислений участников ипотечного рынка и организаций строительного комплекса.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится по итогам выполнения подпрограммы за год и по окончании срока реализации подпрограммы на основании достижения целевых индикаторов, приведенных в приложении N 1 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.