Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного
строительства в Калужской области"
на 2011-2015 годы
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы
"Стимулирование развития жилищного строительства на территории
Калужской области" на 2011-2015 годы
8 августа, 5 декабря 2011 г., 3 августа, 1 ноября 2012 г.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Калужской области.
В настоящее время остро стоит проблема низкой доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 35 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Молодые семьи, как правило, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, так как в большинстве случаев не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье полностью за счет собственных средств.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
Вместе с тем данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в решении жилищной проблемы, в том числе дающая возможность воспользоваться средствами ипотечного жилищного кредита или займа, будет являться для них стимулом дальнейшего профессионального роста, позволит сформировать экономически активный слой населения и создаст условия для улучшения демографической ситуации в регионе.
При реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы (далее - подпрограмма на 2006-2010 годы) зафиксирован ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы на 2006-2010 годы. На 1 января 2010 года участвовать в подпрограмме на 2006-2010 годы изъявили желание более 1 600 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение 2006-2009 годов в рамках подпрограммы на 2006-2010 годы улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании государственной поддержки более 400 молодых семей Калужской области.
За счет бюджетных средств, выделенных в 2010 году, более 100 молодых семей будут обеспечены жильем.
За период 2006-2010 гг. возросло число муниципальных образований Калужской области, на территории которых реализуются мероприятия подпрограммы на 2006-2010 гг. В 2006 году таких муниципальных образований было 3, к 2010 году в подпрограмме на 2006-2010 годы принимают участие 27 муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Калужской области.
Для обеспечения функционирования системы оказания государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также кредитных организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что в конечном итоге обусловливает необходимость применения программных методов.
Подпрограмма учитывает требования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, (далее - Федеральная подпрограмма) в целях консолидации усилий властей федерального и регионального уровней в достижении целей подпрограммы.
Постановлением Правительства Калужской области от 29 марта 2013 г. N 163 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма) направлена на повышение платежеспособного спроса населения Калужской области на жилье, а также на развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Предоставление молодым семьям в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, социальных выплат, в том числе дополнительных социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
- наличие у молодой семьи средств, позволяющих быть участниками подпрограммы;
- эффективное и целевое использование бюджетных средств;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение за счет бюджетных средств социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы только один раз.
Важнейшим целевым показателем подпрограммы является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при содействии за счет бюджетных средств - Кмс:
Наименование показателя |
Прогноз |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего |
|
Кмс |
250 |
426 |
350 |
350 |
350 |
1726 |
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2011-2015 годах, одноэтапно. В этот период будут продолжены мероприятия по оказанию государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают развитие системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий подпрограммы (приложение N 5 к Программе) включает мероприятия по следующим направлениям:
1. Нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы включает разработку нормативных правовых документов, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы.
2. Финансовое обеспечение реализации подпрограммы включает разработку финансовых и экономических механизмов межбюджетных отношений в рамках оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта областного бюджета на соответствующий год и на плановый период, а также уточнение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы.
3. Организационные мероприятия подпрограммы:
3.1. Отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых молодым семьям в качестве социальных выплат.
3.2. Сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы; формирование и утверждение министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Калужской области.
Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка устанавливается министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, местом постоянного жительства которой является Калужская область, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления по месту постоянного жительства в соответствии с федеральной подпрограммой;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Полномочия по определению Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, предоставляемой в рамках подпрограммы, устанавливаются органами государственной власти Калужской области в соответствии с законом Калужской области.
3.3. Отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение в установленном порядке субсидий между муниципальными образованиями по методике, установленной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Порядок отбора муниципальных образований Калужской области для участия в подпрограмме устанавливается Правительством Калужской области.
3.4. Участие в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации в рамках реализации федеральной подпрограммы.
3.5. В соответствии с настоящей подпрограммой предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат:
3.5.1. а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Постановлением Правительства Калужской области от 3 августа 2012 г. N 393 в подпункт 3.5.2 пункта 3.5 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3.5.2. Дополнительных за счет средств областного бюджета:
- дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья предоставляется молодой семье, получившей социальную выплату на приобретение (строительство) жилья и улучшившей свои жилищные условия.
Порядок и условия предоставления молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья определяются Правительством Калужской области;
- дополнительная социальная выплата для возмещения части процентной ставки по кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам (далее - дополнительная социальная выплата), предоставляется:
молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы на момент их обращения в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее - уполномоченный орган);
молодым семьям, получившим социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома до 1 января 2011 года;
молодым семьям, которые являлись участниками подпрограммы и получили кредит после 1 января 2011 года;
молодым семьям, с которыми уполномоченный орган заключил соглашения о предоставлении дополнительных социальных выплат для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным на приобретение жилого помещения (создание объекта индивидуального жилищного строительства) до 1 января 2011 года.
3.6. Отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг молодым семьям - участникам подпрограммы по приобретению жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья в соответствии с критериями отбора, требованиями к ним и правилами оказания ими услуг, установленными на федеральном уровне (при необходимости).
3.7. Осуществление контроля за реализацией подпрограммы на региональном уровне в пределах полномочий, проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне заказчиком Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов о реализации подпрограммы.
Постановлением Правительства Калужской области от 29 марта 2013 г. N 163 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы в разрезе мероприятий в 2011-2015 годах отражены в приложение N 8 к Программе.
Объемы финансирования подпрограммы на 2011-2015 годы:
(в действующих ценах каждого года)
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
|
Федеральный бюджет (2) |
59193,000 |
69234,000 |
45000,000 |
45000,000 |
45000,000 |
263427,000 |
Областной бюджет (3) |
152196,000 |
171500,000 |
170000,000 |
170000,000 |
170000,000 |
833696,000 |
Местные бюджеты (4) |
В рамках текущего финансирования |
|||||
Внебюджетные источники (5) |
382764,000 |
442871,000 |
450000,000 |
450000,000 |
450000,000 |
2175635,000 |
Итого |
594153,000 |
683605,000 |
665000,000 |
665000,000 |
665000,000 |
3272758,000 |
2 Для исполнения подпрограммы будут привлекаться средства федеральной подпрограммы, объемы средств федерального бюджета ежегодно уточняются по результатам конкурсных отборов субъектов Российской Федерации.
3 Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4 Объемы финансирования подпрограммы за счет средств местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на очередной финансовый год.
5 К внебюджетным источникам, привлекаемым для реализации мероприятий подпрограммы, относятся:
- средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Анализ рисков, причин их возникновения и механизмы их минимизации при реализации программы приведены в пункте 5 "Ресурсное обеспечение Программы".
6. Механизм реализации подпрограммы
Организацию реализации мероприятий подпрограммы осуществляет заказчик Программы. Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 "Механизм реализации Программы" Программы.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается заказчиком Программы. В разделе 7 "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" Программы указана единая для всей Программы система организации управления и контроля за ходом выполнения Программы и ее подпрограмм.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по важнейшему целевому показателю подпрограммы - количеству молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при содействии за счет бюджетных средств.
8. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования бюджетных средств будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
- адресного предоставления бюджетных средств;
использования молодыми семьями собственных и привлечения кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2011-2015 годах обеспечить жильем 1 445 молодых семей, нуждающихся в решении жилищной проблемы, в том числе в 2011 году - 250 молодых семей, в 2012 году - 248 молодых семей, в 2013 году - 247 молодых семей и по 350 молодых семей в каждом последующем году, а также позволит обеспечить:
- увеличение платежеспособного спроса на жилье молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих кредиты или займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты, а также собственных средств граждан;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
- формирование активной жизненной позиции молодежи;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.