Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 22 апреля 2011 г. N 242
Долгосрочная целевая программа
"Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций
в Калужской области"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Создание благоприятных условий
для привлечения инвестиций в Калужской области" на 2011-2013 годы
1. Наименование |
"Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Калужской области" (далее - Программа) |
2. Заказчик долгосрочной целевой программы |
Министерство экономического развития Калужской области |
3. Разработчик |
Министерство экономического развития Калужской области |
4. Дата принятия решения о разработке |
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" от 25.02.2011 N 11 |
5. Цель и задачи |
Цель Программы - привлечение инвестиций на реализацию высокотехнологичных проектов с высокооплачиваемыми рабочими местами и на этой основе достижение сбалансированного социально-экономического развития Калужской области. Задачи Программы: - развитие административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиционной деятельности; - снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов; - развитие налогового стимулирования инвестиционной деятельности |
6. Целевые индикаторы и показатели |
- портфель инвестиций в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов; - объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Калужской области; - количество рабочих мест, создаваемых на новых предприятиях в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов |
7. Сроки и этапы реализации |
2011-2013 годы, одноэтапно |
8. Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия Программы: - создание благоприятной для инвестиционной деятельности административной среды; - развитие подготовленной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов; - финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиционной деятельности; - формирование благоприятного имиджа Калужской области |
9. Объемы финансирования |
В рамках текущего финансирования на 2011-2013 годы (в том числе в рамках ведомственной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Калужской области") |
10. Ожидаемые результаты |
В целом к 2013 году по сравнению с 2010 годом реализация Программы позволит: - увеличить в 1,7 раза объем промышленного производства; - увеличить в 1,35 раза валовой региональный продукт Калужской области; - увеличить в 1,7 раза в номинальном выражении портфель инвестиций по реализации инвестиционных проектов; - увеличить в 1,26 раза объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Калужской области; - увеличить на 5,3 тыс. количество рабочих мест, создаваемых резидентами индустриальных парков, технопарков, промышленных площадок |
11. Система организации контроля за исполнением |
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. от 31.03.2009 N 111) "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Главным фактором роста производства в рыночных условиях и, как следствия, обеспечения социально-экономического развития, остаются инвестиции.
Калужская область на сегодняшний день имеет уникальный опыт создания на территории региона благоприятного инвестиционного климата. За последние пять лет (период с 2006 по 2010 год) в экономику Калужской области было вложено более 245,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем поступлений иностранных инвестиций за этот период составил 4,3 млрд. долл. США, в том числе прямых иностранных инвестиций - 2,4 млрд. долл. США.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал в экономику Калужской области составил 67,3 млрд. рублей, что составило 105,2 процента к 2009 году в сопоставимой оценке. Объем иностранных инвестиций за рассматриваемый период составил 1,19 млрд. долл. США (105,4 процента к уровню 2009 года), в том числе прямых иностранных инвестиций - более 1 млрд. долл. США (рост в 2 раза).
В рейтинге регионов за 2010 год Калужская область заняла по темпам роста инвестиций в основной капитал 9-е место в Центральном федеральном округе (далее -ЦФО) и 36-е место по России, по объему инвестиций на душу населения - 2-е место в ЦФО и 20-е место по России. По объему иностранных инвестиций на душу населения -2-е место в ЦФО и 4-е место по России, по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения - 1-е место в ЦФО и 2-е место по России.
Основными составляющими проводимой в данной сфере работы являются:
1. Создание индустриальных парков с развитой инженерной инфраструктурой.
В настоящее время область предлагает для размещения следующие площадки: технопарки "Грабцево", "Обнинск", индустриальные парки "Ворсино", "Калуга-Юг", "Росва", площадку "Детчино". Кроме того, в области расположен частный индустриальный парк "Лемкон". Общая площадь индустриальных парков Калужской области составляет порядка 2,7 тыс. га, из которых половина уже используется инвесторами;
2. Создание особого механизма взаимодействия исполнительных органов власти Калужской области с инвесторами на базе региональных институтов развития:
- ОАО "Корпорация развития Калужской области", которое является уполномоченной организацией в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Калужской области;
- АУ Калужской области "Агентство регионального развития Калужской области", которое является некоммерческой организацией, созданной для оказания консультационных услуг инвесторам и сопровождения проектов с целью быстрого разрешения различных вопросов, возникающих при размещении нового производства на территории области. Важная составляющая его деятельности - распространение информации об инвестиционном потенциале области в стране и за рубежом.
3. Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности на основе сформированной нормативно-правовой базы.
Нормативная правовая база, способствующая повышению инвестиционной привлекательности и стимулирующая инвестиционную деятельность в Калужской области, имеет недискриминационный характер и равноприменима в отношении всех субъектов инвестиционной деятельности. Важнейшие инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены в следующих нормативных правовых актах:
- Закон Калужской области от 16.12.1998 N 31-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области";
- Закон Калужской области от 10.11.2003 N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций";
- Закон Калужской области от 29.12.2009 N 621-ОЗ "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области";
- постановление Правительства Калужской области от 17.03.2008 N 98 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий инвесторам на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг".
4. Подготовка квалифицированных кадров.
Важнейшей задачей для промышленности является подготовка квалифицированных кадров. В регионе на базе ГОУ СПО "Калужский колледж информационных технологий и управления" создан учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности (далее - Центр). Центр оснащен оборудованием, идентичным тому, что установлено на самих предприятиях. В 2010 году были введены дополнительные учебные площади, на которых разместились новые лаборатории. Пропускная способность Центра увеличилась до 2 500 специалистов в год. Все обучающие программы разработаны совместно с ведущими международными организациями: "Volkswagen Coaching", "Afpa". Центр позволяет охватить весь спектр специальностей, востребованных на рынке производства автомобилей и комплектующих.
Деятельность новых предприятий оказывает существенное влияние на общий рост промышленного производства Калужской области, которое занимает ведущее место в структуре экономики региона. В 2010 году индекс промышленного производства в Калужской области составил 144,7 процента к уровню 2009 года. Новые предприятия, соответственно, формируют и структуру промышленного производства Калужской области. Наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства занимают следующие производства:
- транспортных средств, в том числе автомобилей (33,7 процента);
- электрооборудования, в том числе телевизионных приемников (22,7 процента);
- пищевых продуктов, включая напитки (13,6 процента).
По итогам 2010 года Калужская область занимает 1-е место среди областей ЦФО и Российской Федерации по индексу промышленного производства.
В Калужской области активно используется кластерный подход, который является прогрессивным методом, направленным на модернизацию экономики. На сегодняшний день в Калужской области создан автомобильный кластер. Организации, расположенные на территории Калужской области, производящие автомобили (ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус", ЗАО "Вольво Восток", ООО "ПСМА Рус"), в структуре промышленности Калужской области занимают доминирующее положение - 31,5 процента. Рост производства по данному направлению связан с наличием постоянного спроса на продукцию мировых производителей автомобилей, разместивших свои производства на территории Калужской области. За 2010 год производство легковых автомобилей увеличилось более чем в 2,4 раза, производство грузовых автомобилей выросло более чем в 5,5 раза, производство частей автомобилей и принадлежностей автомобилей - более чем в 5,9 раза.
Государственная политика Правительства Калужской области по стимулированию инвестиционной деятельности реализуется путем поддержания достигнутого уровня притока инвестиций в регион и расширения возможных предложений для инвесторов с учетом новых вызовов развития экономики.
С целью расширения предложений для инвесторов рассматривается возможность создания особых экономических зон как эффективного макроэкономического инструмента привлечения инвестиций в экономику Калужской области. Такие зоны необходимы Калужской области для привлечения новых инвесторов, предоставления особого правового режима для бизнеса, включающего налоговые, таможенные, административные преференции. Рассматриваются варианты размещения особых экономических зон на территориях Людиновского и Жуковского районах.
Размещение инвесторами своих предприятий на территории индустриальных парков и технопарков выдвинуло новые требования к состоянию транспортно-логистической инфраструктуры. Учитывая важность логистики для производственной деятельности, а также с целью интеграции региональной транспортной системы в транспортную систему страны и мира ведется широкомасштабная работа по реконструкции и развитию транспортно-логистической инфраструктуры региона. В настоящее время на территории Калужской области начата реализация нескольких проектов по созданию транспортно-логистических центров, проведению реконструкции автомобильных и железных дорог, аэропорта.
Для дальнейшей реализации прогрессивного подхода в социально-экономическом развитии с учетом специализации территорий Калужской области и снижения диспропорций развития территорий в регионе продолжится работа по созданию новых кластеров. В настоящее время сформированы предпосылки для создания фармацевтического кластера, основой которого станут известные российские и зарубежные организации: "Ниармедик", "Ново Нордиск", "Берлин-Хеми", "Хемофарм" и другие. Одновременно с формированием фармацевтического кластера планируется открытие центра подготовки кадров для фармпроизводств. Учебные программы в данном центре будут подготовлены с учетом потребностей фармацевтических производителей и в тесном сотрудничестве с ведущими производителями фармацевтического оборудования.
Реализация Программы окажет положительный эффект на основные экономические и социальные показатели региона в целом.
2. Основная цель и задачи Программы
Цель Программы - привлечение инвестиций на реализацию высокотехнологичных проектов с высокооплачиваемыми рабочими местами и на этой основе достижение сбалансированного социально-экономического развития Калужской области.
Задачи Программы:
- развитие административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиционной деятельности;
- снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;
- развитие налогового стимулирования инвестиционной деятельности.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых индикаторов и показателей:
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов по годам: |
|||
базовое |
на плановый период |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
Портфель инвестиций в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов (нарастающим итогом) |
млрд. руб. |
218,8 |
270,0 |
320,0 |
380,0 |
Объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Калужской области |
млн. долл. США |
1 194,5 |
1 300,0 |
1 400,0 |
1 500,0 |
Количество рабочих мест, создаваемых резидентами индустриальных парков, технопарков и промышленных площадок Калужской области в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов (нарастающий итог) |
чел. |
9211 |
10 500 |
12 500 |
14 500 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации: 2011-2013 годы, одноэтапно.
4. Система основных мероприятий Программы
Мероприятия программы сформированы в четыре основных направления:
1. Создание благоприятной для инвестиционной деятельности административной среды.
2. Развитие подготовленной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.
3. Финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.
4. Формирование благоприятного имиджа Калужской области.
Система основных мероприятий Программы изложена в приложении к Программе.
4.1. Создание благоприятной для инвестиционной деятельности
административной среды
В данном направлении предусматривается реализация следующего комплекса мероприятии:
1. Развитие системы оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством Калужской области по решению в режиме "он-лайн" возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
2. Проведение мониторинга оптимизации и упрощения административных процедур и функций органов государственной власти в сфере инвестиционной деятельности.
3. Участие в создании и поддержании функционирования специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в регионе, который обеспечивает наглядное представление инвестиционных возможностей на территории Калужской области, сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов, а также возможность обсуждения с предпринимательским сообществом проектов нормативных правовых актов исполнительных органов власти области по вопросам государственного регулирования экономической и инвестиционной деятельности.
4.2. Развитие подготовленной инфраструктуры для реализации
инвестиционных проектов
В данном направлении предусматриваются реализация следующего комплекса мероприятии:
1. Формирование предложений по созданию особых экономических зон на территории Калужской области для привлечения новых инвесторов, предоставления особого правового режима для бизнеса, включающего налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.
2. Создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иные условия ведения бизнеса резидентов парка, в том числе: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
4.3. Финансовая поддержка и налоговое стимулирование
инвестиционной деятельности
В данном направлении предусматриваются реализация следующего комплекса мероприятии:
1. Мониторинг и своевременная корректировка комплекса налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности.
2. Анализ эффективности предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.
3. Организация взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории Калужской области.
4.4. Формирование благоприятного имиджа Калужской области
В данном направлении предусматриваются реализация следующего комплекса мероприятий:
1. Проведение и участие представителей Калужской области в специализированных выставках, конференциях, ярмарках, форумах на территории Российской Федерации и за рубежом, регулярный обмен деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
2. Проведение обучающих семинаров для субъектов инвестиционной деятельности с целью информационной поддержки.
Система основных мероприятий Программы приведена в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ведомственной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Калужской области", а также в рамках текущего финансирования министерства экономического развития Калужской области.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется заказчиком Программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Заказчик Программы:
- несет ответственность за реализацию Программы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы;
- заключает при необходимости с участниками проведения мероприятий Программы соглашения об участии в Программе.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению заказчика Программы.
Исполнителем Программы является министерство экономического развития Калужской области.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации основаны на формах и методах управления, определяемых заказчиком Программы, и направлены на координацию выполнения мероприятий Программы, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В целом реализация Программы позволит:
- увеличить объем промышленного производства в 1,7 раза к 2013 году;
- увеличить валовой региональный продукт Калужской области в 1,35 раза к 2013 году;
- увеличить портфель инвестиций в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов в 1,7 раза в номинальном выражении к 2013 году;
- увеличить объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Калужской области, в 1,26 раза к 2013 году;
- увеличить количество рабочих мест, создаваемых резидентами индустриальных парков, технопарков и промышленных площадок Калужской области в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов, на 5,3 тыс. человек к 2013 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.