В связи с появившимися в СМИ вопросами об объявленной Министерством образования Российской Федерации работе над многобалльной системой оценки знаний Минобразование России сообщает.
1. Министерство образования прекрасно понимает, что разработка и введение новой системы оценки знаний учащихся не относится к числу проблем, требующих срочного решения. Вместе с тем эту проблему надо рассматривать в совокупности со следующими вопросами:
а) содержание образования (чему и в каком объеме учить);
б) педагогические технологии (как учить и воспитывать);
в) оценка качества знаний (как оценивать знания ученика).
В этой связи соответственно:
- активно ведется создание новых стандартов общего образования, а также экспериментальная отработка в 1735 школах страны нового содержания общего образования;
- практически завершена разработка Программы модернизации педагогического образования на 2003 - 2006 годы;
- ведется работа по созданию в 2003 - 2005 годах общероссийской системы аттестации и контроля качества и, естественно, анализируются и рассматриваются различные подходы к системе оценивания знаний учащихся.
2. Эта проблема впервые масштабно озвучена после ее предварительного рассмотрения Клубом учителей года - победителей всероссийских конкурсов "Учитель года". Наверное, не случайно, ибо эта тема периодически поднимается и в педагогической прессе, и учителями: на практике, как известно, абсолютное большинство учителей выходит за пределы нашей системы оценок, ставя оценки или "4-", или "3+" и т.п.
3. Более того, наша "пятибалльная" система оценок на практике вырождается в трехбалльную, ибо "единицы" или "двойки" в аттестат за 9-й или 11-й классы практически не ставятся, а часто учителю "настоятельно не рекомендуется" ставить двойку и по итогам обычного, не выпускного учебного года. В результате - "три пишем, два в уме", и это обман, в частности, негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят: в итоге - с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления.
4. На самом деле в абсолютном большинстве стран мира приняты более многобалльные системы оценки знаний учащихся, и на новые многобалльные системы оценки знаний перешло уже большинство государств - бывших республик СССР.
5. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу в Российской академии образования, проводятся экспериментальные апробации в ряде школ: например, такие исследования, экспериментальные апробации и успешное внедрение результатов реализуются под руководством академика РАО Ш.Амонашвили уже более 20 лет.
6. С учетом вышеизложенного Министерство образования инициировало широкое обсуждение с педагогической общественностью, с учителями-практиками целесообразности и необходимости принятия оптимальной для России модели многобалльной системы оценки знаний учащихся. На данном этапе, для обеспечения демократического обсуждения, ни министр, ни Министерство образования в целом не заявляли и не заявляют своей позиции по предпочтению той или иной системы оценки знаний учащихся.
7. Планируется, что в ближайшее время в субъекты Российской Федерации будут направлены материалы с изложением подходов оценивая знаний учащихся в различных многобалльных системах оценок. Далее должны пройти обсуждения их в институтах повышения квалификации учителей (институтах развития образования), а также на различных конференциях, в том числе - на августовских педагогических чтениях в субъектах Российской Федерации. По итогам такого профессионально-общественного обсуждения планируется совместно с Российской академией образования определить целесообразность сохранения или изменения системы оценки знаний учащихся. При этом внедрение, при необходимости, в практику работы школы новой системы оценок будет возможно только после проведения соответствующей подготовительной работы, то есть не ранее чем через 2-3 года.
Министр |
В.М. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 13 февраля 2003 г. N 01-51-012ин "О разработке многобалльной системы оценки знаний"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", апрель 2003 г., N 7, в журнале "Вестник образования России", май 2003 г., N 9