Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложение N 7
к долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Калужской области" на 2011-2015 годы
Подпрограмма
"Развитие строительной индустрии и промышленности
строительных материалов" долгосрочной целевой программы
"Стимулирование развития жилищного строительства
на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Промышленность строительных материалов является составной частью строительного комплекса Калужской области. В регионе функционируют около 150 предприятий промышленности строительных материалов (в т.ч. 17 - крупные и средние), которые имеют производственные мощности по выпуску железобетонных конструкций, стеновых материалов, пиломатериалов, столярных изделий, плитки керамической, нерудных материалов, извести и другой продукции. Основные рынки сбыта строительных материалов, производимых в Калужской области, сосредоточены в России, а доля экспорта составляет менее 5%.
В соответствии с жилищной программой, принятой в Калужской области, предстоит ежегодно вводить в эксплуатацию около 1 млн. квадратных метров жилья, исходя из норматива 1 квадратный метр жилья на одного жителя региона. Для решения такой задачи региональной промышленности строительных материалов необходимо ежегодно производить основные строительные материалы в следующих объемах:
- стеновые материалы - 500 млн. штук условных кирпичей;
- железобетонные изделия - 400 тыс. куб. метров;
- цемент - 1000 тыс. тонн;
- пиломатериалы - 300 тыс. куб. метров.
По состоянию на 1 января 2011 года промышленные организации Калужской области имеют следующие мощности:
стеновые материалы - 340 млн. штук условных кирпичей;
железобетонные изделия - 250 тыс. куб. метров;
пиломатериалы - 300 тыс. куб. метров.
Недостаток мощностей обусловлен тем, что многие предприятия строительной индустрии региона еще имеют значительный износ основных фондов (около 50%), а выпускаемая ими продукция по ассортименту и качеству не всегда отвечает современным требованиям. Для выполнения жилищной программы за счет собственных ресурсов в Калужской области необходимо организовать производство цемента и увеличить мощности производства следующих строительных материалов:
- стеновых материалов - в 1,5 раза;
- железобетонных изделий - в 1,6 раза.
Благоприятным фактором для этого является наличие значительной сырьевой, базы, представленной в таблице 1.
Таблица 1 Состояние сырьевой базы наиболее
востребованных строительных материалов
Виды полезных ископаемых |
Количество месторождений |
Запасы полезных ископаемых |
||
Всего |
в том числе разрабатываемые |
Всего |
в том числе разрабатываемые |
|
Глины кирпичные, млн. м |
85 |
16 |
177,8 |
23,3 |
Глины керамзитовые, млн. м |
17 |
2 |
60,5 |
6,2 |
Пески строительные силикатные, млн. м3 |
73 |
24 |
144,2 |
61,3 |
Пески стекольные, млн. м3 |
9 |
1 |
12,2 |
2,4 |
Пески формовочные, млн. т |
6 |
0 |
73,3 |
0 |
Песчано-гравийные смеси, млн. м3 |
55 |
16 |
93,3 |
30,8 |
Камни строительные, млн. м |
62 |
14 |
487,0 |
226,7 |
Мел, млн. м3 |
8 |
1 |
6,3 |
0,2 |
Минеральные краски, млн. т |
3 |
0 |
0,5 |
0 |
Гипс, млн. т |
1 |
0 |
234,3 |
0 |
Песчаники (камни строительные), млн. м3 |
1 |
0 |
0,05 |
0 |
Трепел, млн. м3 |
16 |
2 |
152,9 |
4,1' |
В Калужской области не вовлечено в эксплуатацию около 80% глин кирпичных, 65% песков строительных, 60% песчано-гравийных смесей, 75% камней строительных; почти полностью не разрабатываются тугоплавкие глины, а запасов минерального сырья достаточно для производства около 5 млн. тонн цемента в год. В настоящее время организацией цементного производства занимаются следующие организации:
ОАО "Лафарж Цемент" завершено проектирование цементного завода на базе Борщевского комплексного месторождения (Ферзиковский район). Сроки строительства данного завода - 2011-2013 годы;
ООО "Калужский цементный завод" (ОАО "Объединение "Мастер") завершаются работы по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых и получению лицензии на право пользования недрами в Думиничском районе.
Производство цемента позволит снизить стоимость производимых в регионе строительных материалов и строительных работ, а также создаст условия для дальнейшего развития на территории Калужской области производства железобетонных изделий.
Другим существенным фактором развития производства строительных материалов является рост потребности населения в жилье. Вместе с тем высокая стоимость строительных материалов обуславливает низкий платежеспособный спрос у большей части населения области. Значительные резервы оптимизации этих процессов заложены в современном крупнопанельном домостроении. Стоимость- квартир в крупнопанельном доме на 20-25% ниже, чем в доме, построенном из кирпича. В середине 80-х годов прошлого века домостроительные комбинаты области ежегодно производили комплекты жилых домов общей площадью около 500 тыс. кв. метров. За прошедший период крупнопанельное домостроение уменьшилось в 25 раз. Причина заключается в сложившихся стереотипах о недостаточной комфортности крупнопанельных зданий. Вместе с тем, как отметили делегаты Всероссийского съезда директоров предприятий строительных материалов (апрель 2011 года, г. Казань), в настоящее время разработаны новые серии крупнопанельных домов, не уступающих по комфортности жилью из кирпича. Поэтому актуально реанимировать сохранившиеся домостроительные комбинаты, а также создать более современные мощности крупнопанельного домостроения.
Большую перспективу для оптимизации стоимости жилья приобретает сборно-монолитное каркасное домостроение, которое по сравнению с панельным домостроением имеет низкий расход железобетона, а также меньшую стоимость возведения коробки здания.
В Калужской области имеется значительный потенциал для дальнейшего развития малоэтажного домостроения с использованием древесины. Неиспользованный объем древесных ресурсов - источника самого экологически чистого строительного материала в регионе составляет около 1,5 млн. куб. метров в год. Большие возможности в строительстве открывает индустриализация деревянного домостроения, что позволит в перспективе построить за счет применения древесины около 25% не очень дорогого жилья. Так, стоимость деревянного дома, элементы которого произведены индустриальным методом, на 15-25% ниже, чем при строительстве его из кирпича. В связи с этим содействие организации производства пиломатериалов, а также деревянных домов, базирующихся на использовании древесины, имеет актуальное значение, и лесные ресурсы региона в первую очередь целесообразно передавать в аренду хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство строительных материалов.
Еще одним существенным фактором развития производства строительных материалов в области является близость крупных рынков в других регионах. Так, в докризисный период около до 40 % стеновых материалов, изделий из древесины, производимых в Калужской области, поставлялось в другие области, большей частью в Москву и Московскую область, что способствовало межрегиональной кооперации на экономической основе.
Актуальным фактором развития производства строительных материалов является растущий спрос на качественные изделия, такие как современные кровельные и отделочные материалы, многофункциональные ("умные") здания и сооружения, включая жилые дома. Для удовлетворения такого спроса необходимо привлекать инвестиции в современные технологии их производства.
Для рационального использования возможностей перечисленных выше факторов необходимо модернизировать существующие производства, внедрять инновационные проекты. Однако следует учитывать, что около 80% действующих мощностей по производству строительных материалов и изделий сосредоточено в северной и центральной частях области. В то же время значительная часть существующих и, в большей степени, не освоенных сырьевых ресурсов для строительных материалов находится на юго-западе области (в Козельском, Сухиничском, Людиновском, Куйбышевском и других районах). Использование возможностей всех территорий области создаст условия для значительного роста промышленного производства.
Развитие строительного комплекса Калужской области может быть обеспечено только при активной государственной поддержке, взаимодействии с органами местного самоуправления, координации межотраслевых связей. Решение такой сложной многоуровневой региональной проблемы целесообразно осуществить с использованием программно-целевого метода, позволяющего консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельные решения одних и тех же задач, интегрировать финансовые вложения из различных источников Для решения поставленной задачи в Калужской области принята областная целевая программа: "Развитие строительного комплекса в Калужской области на 2008 - 2012 годы", основные положения которой до 2013 года являются составной частью данной подпрограммы.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
формирование предложений современных конкурентоспособных строительных материалов, полностью удовлетворяющих потребность строительного комплекса в материалах, изделиях и конструкциях;
создание условий для перспективного развития организаций строительного комплекса с использованием местных ресурсов.
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на
основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2011-2015 годы, одноэтапно.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Решение задач Программы будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мероприятий.
При формировании предложений по производству современных строительных материалов, полностью соответствующих потребностям строительного комплекса, планируется:
1) развивать инфраструктуру строительного комплекса, чему будут способствовать следующие мероприятия:
- обеспечение сбалансированного размещения производственных мощностей на территории Калужской области с учетом перспективного спроса на строительные материалы и наличия сырьевой базы;
- формирование кластеров строительного комплекса, в которых кластерообразующее ядро должны составлять предприятия, способные производить востребованные внутренним и внешним рынками строительные материалы, а также интегрироваться со строительными организациями. Участниками кластеров следует также считать:
- поставщиков сырьевых ресурсов;
- организации - "субконтракторы";
- инжиниринговые и научно-исследовательские организации, оказывающие услуги кластерообразующим предприятиям;
2) оказать кластерообразующим предприятиям в установленном законодательством порядке и посредством государственно-частного партнерства содействие при реализации инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов, в том числе:
- сформировать единый информационный портал по потенциалу области для возможности принятия инвесторами решений по развитию производства строительных материалов на территории Калужской области;
- осуществлять выкуп земельных участков, расположенных на территории залегания резервных месторождений и перспективных участков полезных ископаемых, что позволит претендентам на право пользования недрами беспрепятственно получать согласие собственника земельного участка на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
- создавать индустриальные парки для размещения организаций промышленности строительных материалов с подготовкой площадок, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой;
- предоставлять субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями строительного комплекса в российских кредитных организациях, осуществляющими реконструкцию и модернизацию своих предприятий;
- стимулировать внедрение в производство инновационных технологий;
упрощать административные процедуры и минимизировать сроки рассмотрения и согласования разрешительной и проектной документации;
- оказывать государственную поддержку организациям в реализации крупных инвестиционных проектов по созданию новых и расширению действующих производственных мощностей, в том числе в форме предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых в соответствии с законодательством Калужской области на реализацию мероприятий Программы.
Общий объем финансирования подпрограммы составит 257,142 млн. рублей, в том числе 221,142 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета.
Таблица 2 Объемы финансирования подпрограммы
тыс. рублей
Источник финансирования |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г |
2015 г. |
Итого |
областной бюджет* |
- |
- |
12 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
36 000,0 |
федеральный бюджет** |
- |
- |
73 714,0 |
73 714,0 |
73 714,0 |
221 142,0 |
Итого: |
|
|
85 714,0 |
85 714,0 |
85 714,0 |
257 142,0 |
* финансирование из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый период;
** объемы средств федерального бюджета ежегодно уточняются по результатам проводимых в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы конкурсных отборов субъектов Российской Федерации.
6. Механизм реализации подпрограммы
Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 "Механизм реализации Программы" Программы.
7. Организация управления подпрограммой
и контроль за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивают координаторы подпрограммы с учетом положений, изложенных в разделе 7 "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения".
8. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
В результате реализации подпрограммы региональная промышленность в 2015 году достигнет объемов производства строительных материалов, необходимых для выполнения жилищной программы Калужской области и, соответственно, успешной реализации на территории региона национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Таблица 3 Динамика производства основных
строительных материалов в Калужской области
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
2012 |
2015 |
прогноз | |||||
Цемент, тыс. т |
- |
- |
- |
- |
1800 |
Стеновые материалы, млн. шт. условного кирпича |
287 |
206 |
220 |
300 |
500 |
Конструкции и детали сборные железобетонные, тыс. м3 |
149 |
84 |
96 |
180 |
400 |
Пиломатериалы, тыс. м |
165 |
77 |
50 |
150 |
300 |
Это обеспечит потребности строительного комплекса области в материалах, изделиях и конструкциях региональных производителей, обладающих высокими потребительскими свойствами, в том числе по безопасности, комфортности и экономичности.
Кроме того, увеличение мощностей стройиндустрии позволит промышленным организациям Калужской области выйти на межрегиональные рынки строительных материалов.
Непосредственное размещение производства строительных материалов вблизи месторождений полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов благоприятно повлияет на социально-экономическое развитие ряда муниципальных образований с менее развитым промышленным комплексом и, как следствие, с низкой трудовой занятостью населения.
Социальный эффект будет заключаться в создании не менее 3000 новых рабочих мест, улучшении условий труда, повышении культуры производства и, как следствие, - в повышении качества жизни калужан.".
<< Приложение N 4. |
Приложение >> N 5. |
|
Содержание Постановление Правительства Калужской области от 8 августа 2011 г. N 424 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.