Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования"

2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) в 10-дневный срок:

2.1. Направить Программу в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.

2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.

3. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым), Управлением развития и планирования научных исследований (М.Н.Стрихановым), с Управлением информационных технологий в образовании (А.А.Поляковым), Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К.Сергеевым) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.

4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003 - 2006 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

 

Министр

В.М.Филиппов

 

Программа модернизации педагогического образования
(утв. приказом Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313)

 

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Цель модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

 

Основные направления и задачи модернизации педагогического образования

 

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

 

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

ГАРАНТ:

В целях реализации настоящей Программы изданы Рекомендации по разработке содержания образования и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля, направленные письмом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 03-23ин/42-03

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.

2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

 

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации об организации деятельности базового педагогического колледжа в рамках Программы модернизации педагогического образования, направленные письмом Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. N 42-52-93ин/13

Письмом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 03-23ин/42-03 направлено Соответствие специальностей среднего профессионального и высшего профессионального образования педагогического профиля

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных, образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Первоочередные мероприятия на 2003 - 2004 гг.

 

N
п/п
Проблема Пути решения Ответственные
исполнители
Сроки
реализации
Источники
финансирования
Планируемый
результат
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
1. Недостаточная
координация между
выпуском
педагогических кадров
и потребностями
общеобразовательных
учреждений
1. Анализ имеющегося
кадрового потенциала на
федеральном и
региональном уровнях
Конкурс 2 - 4
кварталы
2003 г.
ФПРО Базы данных о
педагогических
кадрах и
потребностях в них
регионов
2. Разработка
технологии постоянного
прогнозирования
потребности системы
образования в
педагогических кадрах
(федеральный и
региональный уровень)
Конкурс 4 квартал
2004 г.
ФПРО Технологии
прогнозирования
качественных и
количественных
потребностей системы
образования в
педагогических
кадрах на
федеральном и
региональном уровне
3. Уточнение
действующего Перечня
направлений подготовки
и специальностей
высшего
профессионального
педагогического
образования,
Классификатора
специальностей среднего
профессионального
педагогического
образования
Конкурс, рабочие
группы УМО по
педагогическому
образованию
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г.
НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г.
Уточненный Перечень
направлений
подготовки и
специальностей
высшего
профессионального
педагогического
образования;
уточненный
Классификатор
специальностей
среднего
профессионального
педагогического
образования
4. Уточнение перечня
специализаций, профилей
направлений высшего
педагогического
образования и программ
дополнительного
профессионального
(педагогического)
образования.
Рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию
(координаторы
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
АПК и ПРО)
3 квартал
2003 г.
3 - 4
кварталы
2004 г.
НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г.
НИР
на 2004 г.
Уточненный перечень
специализаций,
профилей направлений
высшего
педагогического
образования
Программы
дополнительного
профессионального
(педагогического)
образования
5. Создание концепции и
разработка учебных
программ
профессиональной
переподготовки
учителей,
высвобождающихся в
связи с изменением
демографической
ситуации
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИОКР ФПРО Концепция и
программы
профессиональной
переподготовки
учителей,
высвобождающихся в
связи с изменением
демографической
ситуации
2. Несоответствие
подготовки учителей
начальных классов
требованиям
современной школы, в
том числе по проблемам
обеспечения здоровья
детей, работе по
воспитанию учащихся в
современных условиях,
помощи детям,
оказавшимся в трудных
жизненных ситуациях,
оказания
психолого-педагогичес-
кой помощи семьям
школьников
1. Разработка и
апробация учебных
курсов:
Здоровьесберегающая
среда в начальной школе
Модернизация воспитания
в начальной школе
Современные средства
оценки достижений
учащихся начальной
школы. Психологическая
поддержка и помощь
детям младшего
школьного возраста,
оказавшимся в трудных
жизненных ситуациях.
Особенности работы с
детьми младшего
школьного возраста,
оказавшимися в
экстремальных условиях.
Психологическое
консультирование
родителей
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
АПК и ПРО)
4 квартал
2003 г. -
3 квартал 2004 г.
(апробация)
3 - 4
кварталы
2003 г.
(разработка)
ФПРО Программа повышения
квалификации.
Апробированные
программы курсов:
Здоровьесберегающая
среда в начальной
школе Модернизация
воспитания в
начальной школе
Современные средства
оценки достижений
учащихся начальной
школы
Психологическая
поддержка и помощь
детям младшего
школьного возраста,
оказавшимся в
трудных жизненных
ситуациях
Особенности работы с
детьми младшего
школьного возраста,
оказавшимися в
экстремальных
условиях
Психологическое
консультирование
родителей
2. Организация и
проведение повышения
квалификации
преподавателей ИПК и
ИУУ субъектов
Российской Федерации по
4 направлениям
повышения квалификации
и переподготовки
учителей начальных
классов
АПК и ПРО 4 квартал
2003 г. - 4
квартал
2004 г.
Федеральный
бюджет
Повышение
квалификации 500
преподавателей ИПК и
ИУУ субъектов
Российской Федерации
по направлениям
модернизации
начального
образования
3. Организация и
проведение повышения
квалификации и
переподготовки учителей
начальных классов
ИПК, ИУУ,
педагогические
вузы
2 - 4
кварталы
2004 г.
Региональный
бюджет,
внебюджетные
средства
Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей начальных
классов в
соответствии с
планами регионов
4. Обновление
содержания подготовки
учителей начальных
классов
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
ФПРО Обновленные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) и
откорректированные
примерные программы
подготовки учителей
начальных классов
3. Распространение
практики
необоснованного
привлечения
учителей-предметников
к работе в начальной
школе
1. Организация и
проведение эксперимента
по профессиональной
подготовке учителей
начальных классов,
готовых к обеспечению
всего цикла учебных
дисциплин
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
Федеральный и
региональный
бюджеты
Обновленные ГОС ВПО
с учетом подготовки
учителей начальных
классов, готовых к
обеспечению всего
цикла учебных
дисциплин
2. Разработка
рекомендаций по
введению
профессиональной
подготовки учителей
начальной школы,
готовых к обеспечению
всего цикла учебных
дисциплин
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИР на 2004 г. Рекомендации по
внедрению
профессиональной
подготовки учителей
начальных классов,
готовых к
обеспечению всего
цикла учебных
дисциплин
4. Недостаточная
готовность учителей к
использованию
информационных и
коммуникационных
технологий в процессе
обучения и воспитания
младших школьников
1. Проведение курсов по
компьютерной
грамотности для
учителей начальных
классов
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
ФЦП РЕОИС
(направление 5)
Повышение
квалификации 22
тыс. педагогических
работников, в том
числе учителей
начальных классов
2. Проведение курсов
повышения квалификации
для учителей начальных
классов по программе
Использование
информационных и
коммуникационных
технологий в начальном
образовании
Конкурс
(организатор
НФПК)
4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
ИСО МБРР (3-ий
заем)
Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей начальных
классов в 7
пилотных регионах в
числе 150 тыс.
действующих
учителей-предметни-
ков
3. Разработка модели
компьютерного
обеспечения учебного
процесса и внеурочной
деятельности учащихся
начальной школы,
методик ее
использования и
подготовка рекомендаций
по их изучению в
системе среднего и
высшего педагогического
образования
Конкурс 4 квартал
2003 г.
ФЦП РЕОИС
(направление 5)
Модель компьютерной
среды урока и
методики ее
использования.
Рекомендации по
овладению
студентами
информационными и
коммуникационными
технологиями,
применяемыми в
начальной школе
5. Недостаточная
готовность к обучению
иностранным языкам и
информатике в
начальной школе
1. Оказание
информационной и
содержательной
поддержки по внедрению
курса Методика
преподавания
иностранных языков в
начальной школе
2. Организация и
проведение курсов
повышения квалификации
и переподготовки
учителей для
преподавания
иностранного языка в
начальной школе
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РИГУ
им.А.И.Герцена),
АПК и ПРО, ИПК,
ИУУ,
педагогические
вузы и колледжи
2 - 3
кварталы
2004 г.
2 - 4
кварталы
2004 г.
ФПРО.
региональный
бюджет
Региональный
бюджет,
внебюджетные
средства
Программа учебного
курса Методика
преподавания
иностранных языков
в начальной школе
Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей по курсу
Методика
преподавания
иностранных языков
в начальной школе в
соответствии с
планами регионов
3. Повышение
квалификации и
переподготовка учителей
для преподавания
информатики в начальной
школе
Конкурс
(организатор
НФПК)
4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
ИСО МБРР Повышение
квалификации и
переподготовка
учителей в числе
150 тыс.
действующих
учителей-предметни-
ков в 7 пилотных
регионах
6. Недостаточная
преемственность
дошкольного и
школьного образования
особенно в содержании
курсов повышения
квалификации
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений
1. Разработка программ
повышения квалификации
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений с учетом
преемственности
дошкольного и школьного
образования
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РПТУ
им.А.И.Герцена),
АПК и ПРО, ИПК,
ИУУ,
педагогические
вузы и колледжи
3 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
ФПРО, НИР на
2004 г.
Программы повышения
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений
2. Информационная и
содержательная
поддержка проведения
повышения квалификации
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений
АПК и ПРО, ИПК,
ИУУ,
педагогические
вузы и колледжи
3 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
ФПРО,
региональный
бюджет
Повышение
квалификации
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений в
соответствии с
региональными
планами
3. Корректировка
содержания подготовки
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений и
образовательных
учреждений для детей
дошкольного и младшего
школьного возраста с
учетом преемственности
дошкольного и школьного
образования
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена),
АПК и ПРО, ИПК,
ИУУ,
педагогические
вузы и колледжи
4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
НИР на 2004 г. Программы
подготовки
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
учреждений и
педагогических
кадров
образовательных
учреждений для
детей дошкольного и
младшего школьного
возраста с учетом
преемственности
дошкольного и
школьного
образования
7. Несоответствие
подготовки учителей,
работающих в основной
школе, современным
требованиям, в том
числе по проблемам
обеспечения прав
детей, реализации
здоровьесберегающих
технологий, внедрения
современных средств
контроля и оценивания
результатов обучения,
обеспечения
взаимодействия с
родителями учащихся,
воспитания школьников
и др.
1. Разработка и
апробация учебных
курсов для системы
повышения квалификации
педагогических
работников. Права
ребенка в современном
обществе
Здоровьесберегающая
среда в школе
Модернизация воспитания
в школе Современные
средства оценки
достижений учащихся
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена),
АПК и ПРО, РГПУ
им.А.И.Герцена,
МПГУ, ИПК, ИУУ,
педагогические
вузы
3 - 4
кварталы
2003 г.
(разработка)
4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
(апробация)
ФПРО Программы повышения
квалификации
действующих
учителей.
Апробированные
курсы; Права
ребенка в
современном
обществе
Здоровьесберегающая
среда в школе
Модернизация
воспитания в школе
Современные
средства оценки
достижений учащихся
Психологическое
консультирование
родителей
      Психологическое
консультирование
родителей
2. Организация и
проведение повышения
квалификации и
переподготовка
педагогов основной
школы по проблемам
обеспечения прав детей,
реализации
здоровьесберегающих
технологий, внедрения
современных средств
контроля и оценивания
результатов обучения,
обеспечения
взаимодействия с
родителями учащихся,
воспитания школьников и
др.
Конкурс АПК и
ПРО, МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена.
МГЛУ, ИПК,
педагогические
вузы
3 - 4
кварталы
2004 г.
ФПРО Повышение
квалификации и
переподготовка
педагогов основной
школы
3. Корректировка
государственных
образовательных
стандартов высшего
профессионального
образования (ГОС ВПО) в
области педагогического
образования
Конкурс(координа-
торы МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г.
ФПРО Откорректированные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) в области
педагогического
образования
4. Корректировка
примерных программ
дисциплин предметной и
профильной подготовки
по педагогическим
специальностям и
направлениям,
тиражирование и
поставка в вузы
Рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию
(МПГУ,РПТУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2004 г.
ФПРО Откорректированные
примерные программы
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки по
педагогическим
специальностям и
направлениям,
комплектование
библиотек вузов
5. Уточнение перечня
специализаций, профилей
направлений высшего
педагогического
образования
Рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию
(кординаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
АПК и ПРО)
3 квартал
2003 г.
НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г.
Уточненный перечень
специализаций,
профилей
направлений высшего
педагогического
образования
8. Недостаточное внимание
общеобразовательной
школы к проблемам
экологического
образования, в том
числе к современным
концепциям устойчивого
развития
1. Корректировка
содержания подготовки
учителей с учетом идей
перехода к обществу
устойчивого развития
Рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию
4 квартал
2003 г.
Федеральный
бюджет
Рекомендации по
корректировке
подготовки учителей
в системе высшего и
среднего
профессионального
педагогического
образования
2. Разработка
рекомендаций по
введению проблематики
устойчивого развития
общества в программы
повышения квалификации
учителей по всем
предметам
АПК и ПРО 3 квартал
2003 г.
Федеральный
бюджет
Рекомендации по
введению
проблематики
устойчивого
развития общества в
программы повышения
квалификации
учителей
9. Недостаточная
готовность учителей к
использованию
информационных
технологий в процессе
обучения и воспитания
школьников
1. Разработка
предложений и
требований по
комплексной
информатизации
педагогического
образования в России
Конкурс 4 квартал
2003 г.
НИР по програм-
ме "Научное,
научно-методи-
ческое,
материально-
техническое
обеспечение
развития
Предложения по
информатизации всех
уровней
педагогического
образования
        4 квартал
2004 г.
  Апробация и
внедрение
разработок в
области
информатизации
педагогического
образования
2. Разработка
требований и системы
проверки уровня
овладения
информационными и
коммуникационными
технологиями студентами
педагогических вузов
Конкурс 4 квартал
2003 г.
ФЦП РЕОИС
(направление 5)
Требования к уровню
овладения ИКТ
студентами
педагогических
вузов. Банк
тестовых заданий
3. Разработка
рекомендаций по
использованию
информационных и
коммуникационных
технологий для
преподавателей
естественнонаучных и
гуманитарных дисциплин
Конкурс 4 квартал
2003 г.
ФЦП РЕОИС
(направление 5)
Рекомендации по
использованию
информационных и
коммуникационных
технологий для
преподавателей
естественнонаучных
и гуманитарных
дисциплин
4. Разработка и
апробация программы
повышения квалификации
Информационно-коммуни-
кационные технологии в
образовании Обучение
преподавателей ИПК и
ИУУ
АПК и ПРО 4 квартал
2003 г.
ФПРО Программы
подготовки к
использованию
информационных
технологий в
процессе обучения и
воспитания
школьников
5. Организация и
проведение повышения
квалификации
действующих учителей в
области компьютерной
грамотности
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
ФЦП РЕОИС
(направление 5)
Повышение
квалификации 22
тыс. действующих
учителей, в том
числе учителей
начальных классов
10. Недостаточный уровень
подготовленности
учителей к организации
внеурочной
воспитательной работы
в школе и
дополнительного
образования школьников
1. Разработка программ
повышения квалификации
и переподготовки
учителей
общеобразовательных
учреждений
Конкурс АПК и ПРО
ИПК, ИУУ,
педагогические
вузы
2 - 4
кварталы
2004 г.
ФПРО,
региональный
бюджет
Программы повышения
квалификации
действующих
учителей
2. Корректировка
программ и разработка
рекомендаций по
формированию учебного
плана изучения
психолого-педагогичес-
ких дисциплин в
учреждениях высшего и
среднего
профессионального
педагогического
образования
Конкурс АПК и
ПРО, МИГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
ИПК,
педагогические
вузы
2 - 4
кварталы
2003 г.
НИР, ФПРО Откорректированные
программы цикла
общепрофессиональ-
ных дисциплин.
Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
организации
изучения
психолого-педагоги-
ческих дисциплин
3. Разработка
рекомендаций по
оптимизации
практической подготовки
студентов для ведения
воспитательной работы
со школьниками
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
НИР Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
прохождению
педагогической
практики с учетом
задач воспитания
11. Неразработанность
системы подготовки
педагогов для
профильного обучения
на старшей ступени
школы
1. Разработка и
апробация учебных
курсов для педагогов и
учителей старшей школы:
Использование
современных
информационных и
коммуникационных
технологий в
образовательном
процессе Воспитание в
условиях профильного
обучения
Нормативно-правовое
обеспечение образования
Социально-правовое
образование учащихся
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена),
АПК и ПРО, РГПУ
им.А.И.Герцена,
МГПУ, ИПК, ИУУ,
педагогические
вузы
3 - 4
кварталы
2003 г.
(разработка)
ФПРО Учебные программы
курсов:
Использование
современных,
информационных и
коммуникационных
технологий в
образовательном
процессе
Нормативно-правовое
обеспечение
образования
Социально-правовое
образование
учащихся Воспитание
в условиях
профильного
обучения
Развитие
коммуникативной
компетентности учащихся
Современные средства
оценки достижений
учащихся
Работа с подростками и
старшими школьниками,
оказавшимися в
экстремальной ситуации
Педагогическая
деятельность в
полиэтнической и
поликультурной среде
Психологическое
консультирование
родителей Организация
обучения преподавателей
ИПК и ИУУ
  4 квартал
2003 г. - 3
квартал
2004 г.
(апробация)
  Развитие
коммуникативной
компетентности
учащихся.
Современные средства
оценки достижений
учащихся. Работа с
подростками и
старшими школьниками
оказавшимися в
экстремальной
ситуации.
Педагогическая
деятельность в
полиэтнической и
поликультурной
среде.
Психологическое
консультирование
родителей.
Повышение
квалификации
преподавателей ИУУ
и ИПК по программам
2. Организация
повышения квалификации
и переподготовки
педагогов
общеобразовательного
учреждения для
реализации профильного
обучения
ИПК, ИУУ,
педагогические
вузы
4 квартал
2004 г.
Региональный
бюджет
Повышение
квалификации и
переподготовка
педагогов
общеобразовательно-
го учреждения для
реализации
профильного
обучения в
соответствии с
планами регионов
3. Корректировка
государственных
образовательных
стандартов высшего
профессионального
образования (ГОС ВПО) в
области педагогического
образования
Конкурс
(координаторы
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г.
ФПРО Откорректированные
государственные
образовательные
стандарты высшего
профессионального
образования (ГОС
ВПО) в области
педагогического
образования
4. Корректировка
примерных программ
дисциплин предметной и
профильной подготовки
по педагогическим
специальностям и
направлениям,
тиражирование и
поставка их в вузы
Конкурс
(координаторы
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2004 г.
ФПРО Откорректированные
примерные программы
дисциплин
предметной и
профильной
подготовки по
педагогическим
специальностям и
направлениям,
комплектация
библиотек вузов
5. Уточнение перечня
специализаций, профилей
направлений высшего
профессионального
(педагогического)
образования
Рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию,
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
АПК и ПРО)
3 квартал
2003 г.
НИР по програм-
ме "Научно-ме-
тодическое
обеспечение
функционирова-
ния и модерни-
зации системы
образования" на
2003 г.
Уточненный перечень
специализаций,
профилей
направлений высшего
педагогического
образования
12. Недостаточная
проработанность
системы подготовки
учителей для сельской
малокомплектной школы
1. Разработка
предложений и
методических
рекомендаций по
формированию основных
образовательных
программ подготовки
учителей по областям
или с учетом совмещения
специальностей
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена,
Орловский
госуниверситет)
4 квартал
2004 г.
НИР на 2004 г. Предложения по
формированию
основных
образовательных
программ подготовки
учителей по
областям или с
учетом совмещения
специальностей
2. Подготовка
эксперимента по
введению новых учебных
планов и программ
подготовки учителей для
сельской
малокомплектной школы
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ им
А.И.Герцена,
Орловский
госуниверситет)
4 квартал
2004 г.
НИОКР ФПРО Нормативные акты по
введению новых
учебных планов и
программ подготовки
учителей для
сельской
малокомплектной
школы
13. Старение
педагогического
корпуса, слабое
закрепление
выпускников педвузов в
школе
1. Разработка правовой
базы целевой
контрактной подготовки
педагогических кадров
Министерство
образования
Российской
Федерации,
рабочие группы
2 квартал
2003 г.
НИР Нормативные
документы
2. Отработка конкретных
моделей экономического
стимулирования
трудоустройства и
закрепления выпускников
в школе
Органы управления
образованием
субъектов
Российской
Федерации
4 квартал
2004 г.
Региональный
бюджет
Программы по
поддержке
выпускников
педагогических
вузов
3. Разработка
рекомендаций по
внедрению различных
моделей экономического
стимулирования,
трудоустройства и
закрепления выпускников
вузов в школе
Министерство
образования
Российской
Федерации,
рабочие группы
4 квартал
2004 г.
Федеральный
бюджет
Рекомендации по
внедрению различных
моделей
экономического
стимулирования,
трудоустройства и
закрепления
выпускников вузов в
школе
14. Недостаточная
преемственность
программ высшего и
среднего
профессионального
педагогического
образования
1. Разработка
рекомендаций о порядке
приема и организации
образовательного
процесса в
образовательных
учреждениях высшего
профессионального
образования для лиц,
имеющих среднее
профессиональное
образование
педагогического профиля
Министерство
образования
Российской
Федерации,
рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию,
педагогические
вузы и колледжи
4 квартал
2003 г.
ФПРО Рекомендации о
порядке приема в
педагогические вузы
для лиц, имеющих
среднее
профессиональное
образование
педагогического
профиля
2. Разработка примерных
сопряженных планов по
специальностям высшего
профессионального
педагогического
образования на базе
родственных
специальностей среднего
профессионального
педагогического
образования
Министерство
образования
Российской
Федерации,
рабочие группы
УМО по
педагогическому
образованию
4 квартал
2003 г.
ФПРО Сопряженные
примерные учебные
планы по
специальностям
среднего и высшего
профессионального
педагогического
образования
3. Разработка
рекомендаций по
формированию
сопряженных
профессиональных
образовательных
программ высшего и
среднего
профессионального
педагогического
образования
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИР на 2004 г. Рекомендации по
формированию
согласованных
профессиональных
образовательных
программ
15. Недостаточная
практическая
подготовка выпускников
педагогических вузов к
работе в
общеобразовательных
учреждениях
1. Разработка
содержания практической
подготовки студентов
педагогических вузов
Конкурс 4 квартал
2003 г.
НИР по програм-
ме "Научно-ме-
тодическое
обеспечение
функционирова-
ния и модерни-
зации системы
образования" на
2003 г.
Предложения по
оптимизации
содержания
практической
подготовки
студентов
педагогических
специальностей
2. Экспериментальная
отработка внедрения
различных моделей
организации
практической подготовки
обучающихся по
педагогическим
специальностям
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИОКР ФПРО Рекомендации по
внедрению
различных моделей
и
организационно-
экономических
механизмов
проведения
педагогической
практики
3. Разработка примерных
программ итоговой
аттестации студентов
педагогических вузов по
дисциплинам
"Педагогика" и
"Методика преподавания
предмета"
Конкурс 4 квартал
2003 г.
НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г.
Примерные программы
итоговой аттестации
студентов
педагогических
вузов по
дисциплинам
"Педагогика" и
"Методика
преподавания
предмета"
4. Разработка примерных
программ итоговой
государственной
аттестации по
педагогическим
направлениям и
специальностям
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИР на 2004 г. Комплект примерных
программ итоговой
государственной
аттестации по
педагогическим
направлениям и
специальностям
16. Недостаточный уровень
психолого-педагогичес-
кой (теоретической и
практической)
подготовки будущих
учителей
1. Корректировка
программ и разработка
рекомендаций по
изучению
психолого-педагогичес-
ких дисциплин в
образовательных
учреждениях высшего и
среднего
профессионального
педагогического
образования
Конкурс(координа-
торы МПГУ, РГПУ
им. А. И.
Герцена,
педагогические
вузы и колледжи)
3 - 4
кварталы
2003 г.
(разработка)
4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
(апробация)
ФПРО, НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г.
Рекомендации по
совершенствованию
содержания и
организации
изучения
психолого-педагоги-
ческих дисциплин
2. Разработка и
апробация специальных
курсов психологической
(теоретической и
практической)
подготовки студентов
педагогических
образовательных
учреждений
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
НИР, НИОКР,
ФПРО
Программы
специальных курсов
психологической
подготовки
студентов,
рекомендации по их
внедрению в учебный
процесс
17. Недостаточная
ориентированность
профессорско-препода-
вательского состава
вузов, ведущих
подготовку
педагогических кадров,
в проблемах
модернизации общего
образования
Разработка системы
повышения квалификации
профессорско-преподава-
тельского состава
педагогических вузов и
преподавателей средних
педагогических учебных
заведений. Разработка и
апробация курсов:
основные задачи и пути
модернизации
образования в России
Основные задачи и пути
модернизации
педагогического
образования
Отечественный и
зарубежный опыт
педагогического
образования. Применение
информационных и
коммуникационных
технологий в
образовании
Конкурс
Пилотные
педагогические
вузы
3 - 4
кварталы
2003 г.
4 квартал
2003 г. -
4 квартал
2004 г.
(апробация)
НИР по
программе
"Научно-методи-
ческое
обеспечение
функционирова-
ния и
модернизации
системы
образования" на
2003 г., ФПРО
Программа повышения
квалификации
профессорско-препо-
давательского
состава вузов
Апробация программ
курсов повышение
квалификации
18. Недостаточная
разработанность
программ
послевузовского
профессионального
образования
Разработка программ по
специальным дисциплинам
в соответствии с
временными требованиями
к основной
образовательной
программе
послевузовского
профессионального
образования по отрасли
13.00.00 Педагогические
науки
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИР, НИОКР,
ФПРО
Программы по
специальным
дисциплинам в
соответствии с
временными
требованиями к
основной
образовательной
программе
послевузовского
профессионального
образования по
отрасли 13.00.00
Педагогические науки
19. Отсутствие системы
внедрения научных и
научно-методических
разработок в практику
педагогического
образования
Создание системы отбора
актуальных научных и
научно-методических
разработок и
информационно-техноло-
гическое обеспечение
доступа к ним
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2 - 4
кварталы
2004 г.
ФПРО Портал в сети
Интернет с базой
данных о результатах
научных и
научно-методических
исследований
20. Несоответствие
учебно-методической
литературы по
педагогическим
направлениям и
специальностям
современным
требованиям
1. Формирование
федерального комплекта
учебников и
учебно-методических
пособий по дисциплинам
психолого-педагогичес-
кой подготовки
Конкурс
(координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г.
ФПРО Федеральный комплект
учебников и
учебно-методических
пособий по
дисциплинам
психолого-педагоги-
ческой подготовки
2. Разработка положения
о конкурсе учебников и
учебно-методических
пособий по
общепрофессиональным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей
УМО по
педагогическому
образованию
(конкурс -
координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
4 квартал
2003 г.
Федеральный
бюджет
Положение о конкурсе
учебников и
учебно-методических
пособий
3. Проведение конкурса
учебников и
учебно-методических
пособий по
общепрофессиональным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей
Министерство
образования
Российской
Федерации
2 - 4
кварталы
2004 г.
Федеральный
бюджет
Учебно-методические
пособия по
общепрофессиональным
дисциплинам
педагогических
направлений и
специальностей
нового поколения
21. Несоответствие
количественных и
качественных
показателей уровня
материально-техничес-
кого обеспечения
педагогических учебных
заведений современным
требованиям
1. Поставка
аппаратно-программных
средств и оборудования
в педагогические вузы
(оснащение факультетов
начальных классов в
приоритетном порядке)
Конкурс 4 квартал
2003 г.
ФПРО Оснащение
педагогических вузов
2. Разработка
требований к
материально-техническо-
му обеспечению учебного
процесса по
педагогическим
направлениям и
специальностям
Конкурс 4 квартал
2004 г.
НИР Требования к
материально-техниче-
скому обеспечению
учебного процесса по
педагогическим
направлениям и
специальностям
22. Необеспеченность
педагогических вузов
учебной литературой, в
том числе на
электронных носителях,
для
общеобразовательных
учреждений
Поставка школьных
учебников, в том числе
на электронных
носителях, в
педагогические вузы
Конкурс 4 квартал
2003 г. -
3 квартал
2004 г.
ФПРО Оснащение библиотек
педагогических вузов
23. Запаздывание
модернизации
педагогического
образования
относительно
реформирования системы
общего образования
Обеспечение мониторинга
системы педагогического
образования и хода ее
модернизации
Конкурс 4 квартал
2003 г.
ФПРО Базы данных о
состоянии
педагогического
образования, ходе
модернизации

 

Перспективные задачи модернизации педагогического образования на 2005 - 2010 гг.

 

N
п/п
Задачи Ответственные
исполнители
Сроки реализации Источники
финансирования
Планируемый результат
1. 2. 3. 4. 5. 7.
  Отработка различных
моделей организации
повышения квалификации
учителей,
преподавателей
начального, среднего и
высшего
профессионального
образования
АПК и ПРО, базовые
педагогические
университеты, ИПК и ИУУ
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет,
региональный
бюджет
Модели повышения
квалификации учителей
начальной, основной и
старшей школы,
преподавателей
начального, среднего и
высшего
профессионального
образования и
вариативные программы
их подготовки
(федеральный и
региональный уровень)
2. Апробация моделей
организации (включая
дистантные) и
вариативных программ,
учитывающих специфику
потребности регионов,
повышения квалификации
учителей,
преподавателей
начального, среднего и
высшего
профессионального
образования
АПК и ПРО, базовые
педагогические
университеты, ИПК и ИУУ
2006 - 2007 гг. федеральный
бюджет,
региональный
бюджет
Система повышения
квалификации учителей
начальной, основной и
старшей школы,
преподавателей
начального, среднего и
высшего
профессионального
образования и
вариативные программы
их подготовки
3. Организация и
проведение повышения
квалификации и
переподготовки
педагогов основной
школы
АПК и ПРО, ИПК, ИУУ,
педагогические вузы
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет,
региональный
бюджет
Повышение квалификации
действующих учителей
4. Организация и
проведение повышения
квалификации
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений
АПК и ПРО, ИПК, ИУУ,
педагогические вузы и
колледжи
2005 - 2010 гг. федеральный
бюджет,
региональный
бюджет
Повышение квалификации
педагогических
работников дошкольных
образовательных
учреждений
5. Создание программ
дополнительного
профессионального
педагогического
образования
АПК и ПРО, базовые
педагогические
университеты в регионах
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет
Программы
дополнительного
профессионального
педагогического
образования
6. Создание
учебно-методических
комплектов для курсов
повышения квалификации
работников образования
в условиях
модернизации общего
образования, в том
числе курса
"Использование
современных
информационных и
коммуникационных
технологий в учебном
процессе", для системы
педагогического
образования (для
специалистов по
математике,
информатике и
естественнонаучным
дисциплинам и для
специалистов других
образовательных
областей)
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена, АПК и
ПРО)
2005 - 2010 гг. НИР,
федеральный
бюджет,
внебюджетные
источники
Учебно-методические
комплекты для курсов
повышения квалификации,
в том числе
"Использование
современных
информационных и
коммуникационных
технологий в учебном
процессе", для системы
педагогического
образования (для
специалистов по
математике, информатике
и естественнонаучным
дисциплинам и для
специалистов других
образовательных
областей)
7. Организация и
проведение повышения
квалификации учителей
в области компьютерной
грамотности
Конкурс (организатор
НФПК)
2005 - 2006 гг. ИСО МБРР
(3 заем)
Повышение квалификации
240 тыс. учителей по
всем предметам в
соответствии с
потребностями регионов
8. Разработка
учебно-методических
комплектов для курсов
"Нормативно-правовое
обеспечение
образования" (для
различных категорий
педагогических
работников)
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена, АПК и
ПРО)
2005 - 2010 гг. НИР,
Федеральный
бюджет
Учебно-методические
комплекты для курсов
"Нормативно-правовое
обеспечение
образования" (для
различных категорий
педагогических
работников)
9. Создание
учебно-методических
комплектов для курсов
"Современные средства
оценивания результатов
обучения" и
рекомендаций по их
практическому
применению (для
различных категорий
педагогических
работников)
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена, АПК и
ПРО)
2005 - 2010 гг. НИР,
Федеральный
бюджет
Учебно-методические
комплекты для курсов
"Современные средства
оценивания результатов
обучения" и
рекомендации по их
практическому
применению (для
различных категорий
педагогических
работников)
10. Апробация и
корректировка
современных средств
оценки качества
образования по
специальностям и
направлениям
педагогического
образования
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. НИР,
Федеральный
бюджет
Современные средства
оценки качества
образования по
специальностям и
направлениям
педагогического
образования
11. Разработка программ и
дидактического
обеспечения
практической
подготовки обучающихся
в системе
педагогического
образования
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. НИР,
Федеральный
бюджет
Программы и
дидактическое
обеспечение
практической подготовки
обучающихся в системе
педагогического
образования
12. Апробация ГОС ВПО по
образовательным
областям, примерных
программ, разработка
учебно-методических и
наглядных пособий для
подготовки
педагогических кадров
для работы в условиях
малокомплектной
сельской школы
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет
ГОС ВПО по
образовательным
областям, программы,
учебно-методические и
наглядные пособия для
подготовки
педагогических кадров
для работы в условиях
малокомплектной
сельской школы
13. Разработка программ,
учебников и
учебно-методических
пособий для подготовки
педагогов к решению
задач воспитания на
различных ступенях
образования
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет
Программы, учебники и
учебно-методические
пособия для подготовки
педагогов к решению
задач воспитания на
различных ступенях
образования
14. Разработка научных
основ стандартизации в
системе непрерывного
педагогического
образования и
подготовка предложений
по созданию
государственных
образовательных
стандартов в области
педагогического
образования
Конкурс 2005 - 2006 гг. НИР Научно обоснованные
предложения по созданию
государственных
образовательных
стандартов в области
педагогического
образования
15. Разработка ГОС ВПО в
области педагогическою
образования в
соответствии с
обновленным перечнем
направлений подготовки
и специальностей
высшего
профессионального
образования,
Классификатора
специальностей
среднего
профессионального
образования (в части
педагогического
образования) с учетом
преемственности
уровней и ступеней
педагогического
образования
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет
ГОС ВПО по новым
специальностям в
соответствии перечнем
направлений подготовки
и специальностей
высшего
профессионального
образования (в части
педагогического
образования)
16. Разработка
государственного
образовательного
стандарта
послевузовского
профессионального
образования по отрасли
13.00.00
Педагогические науки,
примерных программ и
учебных пособий по
специальным
дисциплинам
Конкурс (координаторы -
МПГУ, РГПУ
им.А.И.Герцена)
2005 - 2010 гг. НИР Государственный
образовательный
стандарт
послевузовского
профессионального
образования по отрасли
13.00.00 Педагогические
науки, примерные
программы и учебные
пособия по специальным
дисциплинам
17. Определение
приоритетных для
педагогического
образования научных
направлений и
проведение
соответствующих
исследований
Министерство
образования Российской
Федерации, РАО
2005 - 2006 гг. НИР Рекомендации по
формированию тематики
научных и
научно-методических
исследований в области
педагогического
образования
18. Создание нового
поколения
учебно-методических
комплектов для
обеспечения учебного
процесса в системе
педагогического
образования по всем
ступеням и уровням
Рабочие группы УМО по
педагогическому
образованию
2005 - 2010 гг. Федеральный
бюджет
Новое поколение
учебно-методических
комплектов для
обеспечения учебного
процесса в системе
педагогического
образования по всем
ступеням и уровням
19. Разработка системы
взаимодействия
учреждений
педагогического
образования внутри
федеральных округов
Органы управления
образованием, базовые
педагогические
университеты России
2005 - 2010 гг. НИР,
региональный
бюджет
Различные модели
взаимодействия
учреждений
педагогического
образования внутри
федеральных округов
20. Поставка в
педагогические вузы и
учебные заведения
аппаратно-программных
средств, учебного
оборудования,
учебников и учебных
пособий в соответствии
с требованиями к
материально-техничес-
кому обеспечению
учебного процесса по
педагогическим
направлениям и
специальностям
Конкурс 2005 - 2010 гг. Федеральный и
региональный
бюджеты
Оснащение
педагогических вузов и
учебных заведений,
аппаратно-программными
средствами, учебным
оборудованием,
учебниками и учебными
пособиями

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования"


Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", май 2003 г., N 10, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2003 г., N 23