2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) в 10-дневный срок:
2.1. Направить Программу в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.
2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.
3. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым), Управлением развития и планирования научных исследований (М.Н.Стрихановым), с Управлением информационных технологий в образовании (А.А.Поляковым), Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К.Сергеевым) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.
4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003 - 2006 годы.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.
Министр |
В.М.Филиппов |
Программа модернизации педагогического образования
(утв. приказом Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313)
Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
Цель модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.
Основные направления и задачи модернизации педагогического образования
1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов
1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.
1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.
1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.
1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.
2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов
В целях реализации настоящей Программы изданы Рекомендации по разработке содержания образования и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля, направленные письмом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 03-23ин/42-03
2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.
2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.
2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.
2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.
3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования
3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.
См. Рекомендации об организации деятельности базового педагогического колледжа в рамках Программы модернизации педагогического образования, направленные письмом Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. N 42-52-93ин/13
Письмом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 03-23ин/42-03 направлено Соответствие специальностей среднего профессионального и высшего профессионального образования педагогического профиля
3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.
3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных, образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.
3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.
3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.
3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.
3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.
3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.
Первоочередные мероприятия на 2003 - 2004 гг.
N п/п |
Проблема | Пути решения | Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Источники финансирования |
Планируемый результат |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
1. | Недостаточная координация между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных учреждений |
1. Анализ имеющегося кадрового потенциала на федеральном и региональном уровнях |
Конкурс | 2 - 4 кварталы 2003 г. |
ФПРО | Базы данных о педагогических кадрах и потребностях в них регионов |
2. Разработка технологии постоянного прогнозирования потребности системы образования в педагогических кадрах (федеральный и региональный уровень) |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
ФПРО | Технологии прогнозирования качественных и количественных потребностей системы образования в педагогических кадрах на федеральном и региональном уровне |
||
3. Уточнение действующего Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального педагогического образования, Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования |
Конкурс, рабочие группы УМО по педагогическому образованию (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. |
НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г. |
Уточненный Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального педагогического образования; уточненный Классификатор специальностей среднего профессионального педагогического образования |
||
4. Уточнение перечня специализаций, профилей направлений высшего педагогического образования и программ дополнительного профессионального (педагогического) образования. |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию (координаторы МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
3 квартал 2003 г. 3 - 4 кварталы 2004 г. |
НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г. НИР на 2004 г. |
Уточненный перечень специализаций, профилей направлений высшего педагогического образования Программы дополнительного профессионального (педагогического) образования |
||
5. Создание концепции и разработка учебных программ профессиональной переподготовки учителей, высвобождающихся в связи с изменением демографической ситуации |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИОКР ФПРО | Концепция и программы профессиональной переподготовки учителей, высвобождающихся в связи с изменением демографической ситуации |
||
2. | Несоответствие подготовки учителей начальных классов требованиям современной школы, в том числе по проблемам обеспечения здоровья детей, работе по воспитанию учащихся в современных условиях, помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, оказания психолого-педагогичес- кой помощи семьям школьников |
1. Разработка и апробация учебных курсов: Здоровьесберегающая среда в начальной школе Модернизация воспитания в начальной школе Современные средства оценки достижений учащихся начальной школы. Психологическая поддержка и помощь детям младшего школьного возраста, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях. Психологическое консультирование родителей |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. (апробация) |
3 - 4 кварталы 2003 г. (разработка) |
ФПРО | Программа повышения квалификации. Апробированные программы курсов: Здоровьесберегающая среда в начальной школе Модернизация воспитания в начальной школе Современные средства оценки достижений учащихся начальной школы |
Психологическая поддержка и помощь детям младшего школьного возраста, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях Психологическое консультирование родителей |
||||||
2. Организация и проведение повышения квалификации преподавателей ИПК и ИУУ субъектов Российской Федерации по 4 направлениям повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов |
АПК и ПРО | 4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
Федеральный бюджет |
Повышение квалификации 500 преподавателей ИПК и ИУУ субъектов Российской Федерации по направлениям модернизации начального образования |
||
3. Организация и проведение повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов |
ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
2 - 4 кварталы 2004 г. |
Региональный бюджет, внебюджетные средства |
Повышение квалификации и переподготовка учителей начальных классов в соответствии с планами регионов |
||
4. Обновление содержания подготовки учителей начальных классов |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
ФПРО | Обновленные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и откорректированные примерные программы подготовки учителей начальных классов |
||
3. | Распространение практики необоснованного привлечения учителей-предметников к работе в начальной школе |
1. Организация и проведение эксперимента по профессиональной подготовке учителей начальных классов, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
Федеральный и региональный бюджеты |
Обновленные ГОС ВПО с учетом подготовки учителей начальных классов, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин |
2. Разработка рекомендаций по введению профессиональной подготовки учителей начальной школы, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИР на 2004 г. | Рекомендации по внедрению профессиональной подготовки учителей начальных классов, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин |
||
4. | Недостаточная готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников |
1. Проведение курсов по компьютерной грамотности для учителей начальных классов |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
ФЦП РЕОИС (направление 5) |
Повышение квалификации 22 тыс. педагогических работников, в том числе учителей начальных классов |
2. Проведение курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по программе Использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании |
Конкурс (организатор НФПК) |
4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
ИСО МБРР (3-ий заем) |
Повышение квалификации и переподготовка учителей начальных классов в 7 пилотных регионах в числе 150 тыс. действующих учителей-предметни- ков |
||
3. Разработка модели компьютерного обеспечения учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, методик ее использования и подготовка рекомендаций по их изучению в системе среднего и высшего педагогического образования |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
ФЦП РЕОИС (направление 5) |
Модель компьютерной среды урока и методики ее использования. Рекомендации по овладению студентами информационными и коммуникационными технологиями, применяемыми в начальной школе |
||
5. | Недостаточная готовность к обучению иностранным языкам и информатике в начальной школе |
1. Оказание информационной и содержательной поддержки по внедрению курса Методика преподавания иностранных языков в начальной школе 2. Организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки учителей для преподавания иностранного языка в начальной школе |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РИГУ им.А.И.Герцена), АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы и колледжи |
2 - 3 кварталы 2004 г. 2 - 4 кварталы 2004 г. |
ФПРО. региональный бюджет Региональный бюджет, внебюджетные средства |
Программа учебного курса Методика преподавания иностранных языков в начальной школе Повышение квалификации и переподготовка учителей по курсу Методика преподавания иностранных языков в начальной школе в соответствии с планами регионов |
3. Повышение квалификации и переподготовка учителей для преподавания информатики в начальной школе |
Конкурс (организатор НФПК) |
4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
ИСО МБРР | Повышение квалификации и переподготовка учителей в числе 150 тыс. действующих учителей-предметни- ков в 7 пилотных регионах |
||
6. | Недостаточная преемственность дошкольного и школьного образования особенно в содержании курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
1. Разработка программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом преемственности дошкольного и школьного образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РПТУ им.А.И.Герцена), АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы и колледжи |
3 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
ФПРО, НИР на 2004 г. |
Программы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
2. Информационная и содержательная поддержка проведения повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы и колледжи |
3 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
ФПРО, региональный бюджет |
Повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с региональными планами |
||
3. Корректировка содержания подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и школьного образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена), АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы и колледжи |
4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
НИР на 2004 г. | Программы подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и педагогических кадров образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и школьного образования |
||
7. | Несоответствие подготовки учителей, работающих в основной школе, современным требованиям, в том числе по проблемам обеспечения прав детей, реализации здоровьесберегающих технологий, внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обучения, обеспечения взаимодействия с родителями учащихся, воспитания школьников и др. |
1. Разработка и апробация учебных курсов для системы повышения квалификации педагогических работников. Права ребенка в современном обществе Здоровьесберегающая среда в школе Модернизация воспитания в школе Современные средства оценки достижений учащихся |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена), АПК и ПРО, РГПУ им.А.И.Герцена, МПГУ, ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
3 - 4 кварталы 2003 г. (разработка) 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. (апробация) |
ФПРО | Программы повышения квалификации действующих учителей. Апробированные курсы; Права ребенка в современном обществе Здоровьесберегающая среда в школе Модернизация воспитания в школе Современные средства оценки достижений учащихся |
Психологическое консультирование родителей |
Психологическое консультирование родителей |
|||||
2. Организация и проведение повышения квалификации и переподготовка педагогов основной школы по проблемам обеспечения прав детей, реализации здоровьесберегающих технологий, внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обучения, обеспечения взаимодействия с родителями учащихся, воспитания школьников и др. |
Конкурс АПК и ПРО, МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена. МГЛУ, ИПК, педагогические вузы |
3 - 4 кварталы 2004 г. |
ФПРО | Повышение квалификации и переподготовка педагогов основной школы |
||
3. Корректировка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области педагогического образования |
Конкурс(координа- торы МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Откорректированные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области педагогического образования |
||
4. Корректировка примерных программ дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, тиражирование и поставка в вузы |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию (МПГУ,РПТУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2004 г. |
ФПРО | Откорректированные примерные программы дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, комплектование библиотек вузов |
||
5. Уточнение перечня специализаций, профилей направлений высшего педагогического образования |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию (кординаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
3 квартал 2003 г. |
НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г. |
Уточненный перечень специализаций, профилей направлений высшего педагогического образования |
||
8. | Недостаточное внимание общеобразовательной школы к проблемам экологического образования, в том числе к современным концепциям устойчивого развития |
1. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом идей перехода к обществу устойчивого развития |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию |
4 квартал 2003 г. |
Федеральный бюджет |
Рекомендации по корректировке подготовки учителей в системе высшего и среднего профессионального педагогического образования |
2. Разработка рекомендаций по введению проблематики устойчивого развития общества в программы повышения квалификации учителей по всем предметам |
АПК и ПРО | 3 квартал 2003 г. |
Федеральный бюджет |
Рекомендации по введению проблематики устойчивого развития общества в программы повышения квалификации учителей |
||
9. | Недостаточная готовность учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников |
1. Разработка предложений и требований по комплексной информатизации педагогического образования в России |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
НИР по програм- ме "Научное, научно-методи- ческое, материально- техническое обеспечение развития |
Предложения по информатизации всех уровней педагогического образования |
4 квартал 2004 г. |
Апробация и внедрение разработок в области информатизации педагогического образования |
|||||
2. Разработка требований и системы проверки уровня овладения информационными и коммуникационными технологиями студентами педагогических вузов |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
ФЦП РЕОИС (направление 5) |
Требования к уровню овладения ИКТ студентами педагогических вузов. Банк тестовых заданий |
||
3. Разработка рекомендаций по использованию информационных и коммуникационных технологий для преподавателей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
ФЦП РЕОИС (направление 5) |
Рекомендации по использованию информационных и коммуникационных технологий для преподавателей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин |
||
4. Разработка и апробация программы повышения квалификации Информационно-коммуни- кационные технологии в образовании Обучение преподавателей ИПК и ИУУ |
АПК и ПРО | 4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Программы подготовки к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников |
||
5. Организация и проведение повышения квалификации действующих учителей в области компьютерной грамотности |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
ФЦП РЕОИС (направление 5) |
Повышение квалификации 22 тыс. действующих учителей, в том числе учителей начальных классов |
||
10. | Недостаточный уровень подготовленности учителей к организации внеурочной воспитательной работы в школе и дополнительного образования школьников |
1. Разработка программ повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных учреждений |
Конкурс АПК и ПРО ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
2 - 4 кварталы 2004 г. |
ФПРО, региональный бюджет |
Программы повышения квалификации действующих учителей |
2. Корректировка программ и разработка рекомендаций по формированию учебного плана изучения психолого-педагогичес- ких дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования |
Конкурс АПК и ПРО, МИГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, ИПК, педагогические вузы |
2 - 4 кварталы 2003 г. |
НИР, ФПРО | Откорректированные программы цикла общепрофессиональ- ных дисциплин. Рекомендации по совершенствованию содержания и организации изучения психолого-педагоги- ческих дисциплин |
||
3. Разработка рекомендаций по оптимизации практической подготовки студентов для ведения воспитательной работы со школьниками |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
НИР | Рекомендации по совершенствованию содержания и прохождению педагогической практики с учетом задач воспитания |
||
11. | Неразработанность системы подготовки педагогов для профильного обучения на старшей ступени школы |
1. Разработка и апробация учебных курсов для педагогов и учителей старшей школы: Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе Воспитание в условиях профильного обучения Нормативно-правовое обеспечение образования Социально-правовое образование учащихся |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена), АПК и ПРО, РГПУ им.А.И.Герцена, МГПУ, ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
3 - 4 кварталы 2003 г. (разработка) |
ФПРО | Учебные программы курсов: Использование современных, информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе Нормативно-правовое обеспечение образования Социально-правовое образование учащихся Воспитание в условиях профильного обучения |
Развитие коммуникативной компетентности учащихся Современные средства оценки достижений учащихся Работа с подростками и старшими школьниками, оказавшимися в экстремальной ситуации Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде Психологическое консультирование родителей Организация обучения преподавателей ИПК и ИУУ |
4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. (апробация) |
Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Современные средства оценки достижений учащихся. Работа с подростками и старшими школьниками оказавшимися в экстремальной ситуации. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Психологическое консультирование родителей. Повышение квалификации преподавателей ИУУ и ИПК по программам |
||||
2. Организация повышения квалификации и переподготовки педагогов общеобразовательного учреждения для реализации профильного обучения |
ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
4 квартал 2004 г. |
Региональный бюджет |
Повышение квалификации и переподготовка педагогов общеобразовательно- го учреждения для реализации профильного обучения в соответствии с планами регионов |
||
3. Корректировка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области педагогического образования |
Конкурс (координаторы МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Откорректированные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области педагогического образования |
||
4. Корректировка примерных программ дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, тиражирование и поставка их в вузы |
Конкурс (координаторы МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2004 г. |
ФПРО | Откорректированные примерные программы дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, комплектация библиотек вузов |
||
5. Уточнение перечня специализаций, профилей направлений высшего профессионального (педагогического) образования |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию, (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
3 квартал 2003 г. |
НИР по програм- ме "Научно-ме- тодическое обеспечение функционирова- ния и модерни- зации системы образования" на 2003 г. |
Уточненный перечень специализаций, профилей направлений высшего педагогического образования |
||
12. | Недостаточная проработанность системы подготовки учителей для сельской малокомплектной школы |
1. Разработка предложений и методических рекомендаций по формированию основных образовательных программ подготовки учителей по областям или с учетом совмещения специальностей |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, Орловский госуниверситет) |
4 квартал 2004 г. |
НИР на 2004 г. | Предложения по формированию основных образовательных программ подготовки учителей по областям или с учетом совмещения специальностей |
2. Подготовка эксперимента по введению новых учебных планов и программ подготовки учителей для сельской малокомплектной школы |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им А.И.Герцена, Орловский госуниверситет) |
4 квартал 2004 г. |
НИОКР ФПРО | Нормативные акты по введению новых учебных планов и программ подготовки учителей для сельской малокомплектной школы |
||
13. | Старение педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе |
1. Разработка правовой базы целевой контрактной подготовки педагогических кадров |
Министерство образования Российской Федерации, рабочие группы |
2 квартал 2003 г. |
НИР | Нормативные документы |
2. Отработка конкретных моделей экономического стимулирования трудоустройства и закрепления выпускников в школе |
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации |
4 квартал 2004 г. |
Региональный бюджет |
Программы по поддержке выпускников педагогических вузов |
||
3. Разработка рекомендаций по внедрению различных моделей экономического стимулирования, трудоустройства и закрепления выпускников вузов в школе |
Министерство образования Российской Федерации, рабочие группы |
4 квартал 2004 г. |
Федеральный бюджет |
Рекомендации по внедрению различных моделей экономического стимулирования, трудоустройства и закрепления выпускников вузов в школе |
||
14. | Недостаточная преемственность программ высшего и среднего профессионального педагогического образования |
1. Разработка рекомендаций о порядке приема и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля |
Министерство образования Российской Федерации, рабочие группы УМО по педагогическому образованию, педагогические вузы и колледжи |
4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Рекомендации о порядке приема в педагогические вузы для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля |
2. Разработка примерных сопряженных планов по специальностям высшего профессионального педагогического образования на базе родственных специальностей среднего профессионального педагогического образования |
Министерство образования Российской Федерации, рабочие группы УМО по педагогическому образованию |
4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Сопряженные примерные учебные планы по специальностям среднего и высшего профессионального педагогического образования |
||
3. Разработка рекомендаций по формированию сопряженных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального педагогического образования |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИР на 2004 г. | Рекомендации по формированию согласованных профессиональных образовательных программ |
||
15. | Недостаточная практическая подготовка выпускников педагогических вузов к работе в общеобразовательных учреждениях |
1. Разработка содержания практической подготовки студентов педагогических вузов |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
НИР по програм- ме "Научно-ме- тодическое обеспечение функционирова- ния и модерни- зации системы образования" на 2003 г. |
Предложения по оптимизации содержания практической подготовки студентов педагогических специальностей |
2. Экспериментальная отработка внедрения различных моделей организации практической подготовки обучающихся по педагогическим специальностям |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИОКР ФПРО | Рекомендации по внедрению различных моделей и организационно- экономических механизмов проведения педагогической практики |
||
3. Разработка примерных программ итоговой аттестации студентов педагогических вузов по дисциплинам "Педагогика" и "Методика преподавания предмета" |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г. |
Примерные программы итоговой аттестации студентов педагогических вузов по дисциплинам "Педагогика" и "Методика преподавания предмета" |
||
4. Разработка примерных программ итоговой государственной аттестации по педагогическим направлениям и специальностям |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИР на 2004 г. | Комплект примерных программ итоговой государственной аттестации по педагогическим направлениям и специальностям |
||
16. | Недостаточный уровень психолого-педагогичес- кой (теоретической и практической) подготовки будущих учителей |
1. Корректировка программ и разработка рекомендаций по изучению психолого-педагогичес- ких дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования |
Конкурс(координа- торы МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, педагогические вузы и колледжи) |
3 - 4 кварталы 2003 г. (разработка) 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. (апробация) |
ФПРО, НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г. |
Рекомендации по совершенствованию содержания и организации изучения психолого-педагоги- ческих дисциплин |
2. Разработка и апробация специальных курсов психологической (теоретической и практической) подготовки студентов педагогических образовательных учреждений |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. |
НИР, НИОКР, ФПРО |
Программы специальных курсов психологической подготовки студентов, рекомендации по их внедрению в учебный процесс |
||
17. | Недостаточная ориентированность профессорско-препода- вательского состава вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, в проблемах модернизации общего образования |
Разработка системы повышения квалификации профессорско-преподава- тельского состава педагогических вузов и преподавателей средних педагогических учебных заведений. Разработка и апробация курсов: основные задачи и пути модернизации образования в России Основные задачи и пути модернизации педагогического образования Отечественный и зарубежный опыт педагогического образования. Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании |
Конкурс Пилотные педагогические вузы |
3 - 4 кварталы 2003 г. 4 квартал 2003 г. - 4 квартал 2004 г. (апробация) |
НИР по программе "Научно-методи- ческое обеспечение функционирова- ния и модернизации системы образования" на 2003 г., ФПРО |
Программа повышения квалификации профессорско-препо- давательского состава вузов Апробация программ курсов повышение квалификации |
18. | Недостаточная разработанность программ послевузовского профессионального образования |
Разработка программ по специальным дисциплинам в соответствии с временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 Педагогические науки |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИР, НИОКР, ФПРО |
Программы по специальным дисциплинам в соответствии с временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 Педагогические науки |
19. | Отсутствие системы внедрения научных и научно-методических разработок в практику педагогического образования |
Создание системы отбора актуальных научных и научно-методических разработок и информационно-техноло- гическое обеспечение доступа к ним |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2 - 4 кварталы 2004 г. |
ФПРО | Портал в сети Интернет с базой данных о результатах научных и научно-методических исследований |
20. | Несоответствие учебно-методической литературы по педагогическим направлениям и специальностям современным требованиям |
1. Формирование федерального комплекта учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам психолого-педагогичес- кой подготовки |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Федеральный комплект учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам психолого-педагоги- ческой подготовки |
2. Разработка положения о конкурсе учебников и учебно-методических пособий по общепрофессиональным дисциплинам педагогических направлений и специальностей |
УМО по педагогическому образованию (конкурс - координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
4 квартал 2003 г. |
Федеральный бюджет |
Положение о конкурсе учебников и учебно-методических пособий |
||
3. Проведение конкурса учебников и учебно-методических пособий по общепрофессиональным дисциплинам педагогических направлений и специальностей |
Министерство образования Российской Федерации |
2 - 4 кварталы 2004 г. |
Федеральный бюджет |
Учебно-методические пособия по общепрофессиональным дисциплинам педагогических направлений и специальностей нового поколения |
||
21. | Несоответствие количественных и качественных показателей уровня материально-техничес- кого обеспечения педагогических учебных заведений современным требованиям |
1. Поставка аппаратно-программных средств и оборудования в педагогические вузы (оснащение факультетов начальных классов в приоритетном порядке) |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Оснащение педагогических вузов |
2. Разработка требований к материально-техническо- му обеспечению учебного процесса по педагогическим направлениям и специальностям |
Конкурс | 4 квартал 2004 г. |
НИР | Требования к материально-техниче- скому обеспечению учебного процесса по педагогическим направлениям и специальностям |
||
22. | Необеспеченность педагогических вузов учебной литературой, в том числе на электронных носителях, для общеобразовательных учреждений |
Поставка школьных учебников, в том числе на электронных носителях, в педагогические вузы |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. - 3 квартал 2004 г. |
ФПРО | Оснащение библиотек педагогических вузов |
23. | Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования |
Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации |
Конкурс | 4 квартал 2003 г. |
ФПРО | Базы данных о состоянии педагогического образования, ходе модернизации |
Перспективные задачи модернизации педагогического образования на 2005 - 2010 гг.
N п/п |
Задачи | Ответственные исполнители |
Сроки реализации | Источники финансирования |
Планируемый результат |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 7. |
Отработка различных моделей организации повышения квалификации учителей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования |
АПК и ПРО, базовые педагогические университеты, ИПК и ИУУ |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет, региональный бюджет |
Модели повышения квалификации учителей начальной, основной и старшей школы, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования и вариативные программы их подготовки (федеральный и региональный уровень) |
|
2. | Апробация моделей организации (включая дистантные) и вариативных программ, учитывающих специфику потребности регионов, повышения квалификации учителей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования |
АПК и ПРО, базовые педагогические университеты, ИПК и ИУУ |
2006 - 2007 гг. | федеральный бюджет, региональный бюджет |
Система повышения квалификации учителей начальной, основной и старшей школы, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования и вариативные программы их подготовки |
3. | Организация и проведение повышения квалификации и переподготовки педагогов основной школы |
АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет, региональный бюджет |
Повышение квалификации действующих учителей |
4. | Организация и проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
АПК и ПРО, ИПК, ИУУ, педагогические вузы и колледжи |
2005 - 2010 гг. | федеральный бюджет, региональный бюджет |
Повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
5. | Создание программ дополнительного профессионального педагогического образования |
АПК и ПРО, базовые педагогические университеты в регионах |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет |
Программы дополнительного профессионального педагогического образования |
6. | Создание учебно-методических комплектов для курсов повышения квалификации работников образования в условиях модернизации общего образования, в том числе курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе", для системы педагогического образования (для специалистов по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам и для специалистов других образовательных областей) |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
2005 - 2010 гг. | НИР, федеральный бюджет, внебюджетные источники |
Учебно-методические комплекты для курсов повышения квалификации, в том числе "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе", для системы педагогического образования (для специалистов по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам и для специалистов других образовательных областей) |
7. | Организация и проведение повышения квалификации учителей в области компьютерной грамотности |
Конкурс (организатор НФПК) |
2005 - 2006 гг. | ИСО МБРР (3 заем) |
Повышение квалификации 240 тыс. учителей по всем предметам в соответствии с потребностями регионов |
8. | Разработка учебно-методических комплектов для курсов "Нормативно-правовое обеспечение образования" (для различных категорий педагогических работников) |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
2005 - 2010 гг. | НИР, Федеральный бюджет |
Учебно-методические комплекты для курсов "Нормативно-правовое обеспечение образования" (для различных категорий педагогических работников) |
9. | Создание учебно-методических комплектов для курсов "Современные средства оценивания результатов обучения" и рекомендаций по их практическому применению (для различных категорий педагогических работников) |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена, АПК и ПРО) |
2005 - 2010 гг. | НИР, Федеральный бюджет |
Учебно-методические комплекты для курсов "Современные средства оценивания результатов обучения" и рекомендации по их практическому применению (для различных категорий педагогических работников) |
10. | Апробация и корректировка современных средств оценки качества образования по специальностям и направлениям педагогического образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | НИР, Федеральный бюджет |
Современные средства оценки качества образования по специальностям и направлениям педагогического образования |
11. | Разработка программ и дидактического обеспечения практической подготовки обучающихся в системе педагогического образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | НИР, Федеральный бюджет |
Программы и дидактическое обеспечение практической подготовки обучающихся в системе педагогического образования |
12. | Апробация ГОС ВПО по образовательным областям, примерных программ, разработка учебно-методических и наглядных пособий для подготовки педагогических кадров для работы в условиях малокомплектной сельской школы |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет |
ГОС ВПО по образовательным областям, программы, учебно-методические и наглядные пособия для подготовки педагогических кадров для работы в условиях малокомплектной сельской школы |
13. | Разработка программ, учебников и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания на различных ступенях образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет |
Программы, учебники и учебно-методические пособия для подготовки педагогов к решению задач воспитания на различных ступенях образования |
14. | Разработка научных основ стандартизации в системе непрерывного педагогического образования и подготовка предложений по созданию государственных образовательных стандартов в области педагогического образования |
Конкурс | 2005 - 2006 гг. | НИР | Научно обоснованные предложения по созданию государственных образовательных стандартов в области педагогического образования |
15. | Разработка ГОС ВПО в области педагогическою образования в соответствии с обновленным перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования (в части педагогического образования) с учетом преемственности уровней и ступеней педагогического образования |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет |
ГОС ВПО по новым специальностям в соответствии перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (в части педагогического образования) |
16. | Разработка государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 Педагогические науки, примерных программ и учебных пособий по специальным дисциплинам |
Конкурс (координаторы - МПГУ, РГПУ им.А.И.Герцена) |
2005 - 2010 гг. | НИР | Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 Педагогические науки, примерные программы и учебные пособия по специальным дисциплинам |
17. | Определение приоритетных для педагогического образования научных направлений и проведение соответствующих исследований |
Министерство образования Российской Федерации, РАО |
2005 - 2006 гг. | НИР | Рекомендации по формированию тематики научных и научно-методических исследований в области педагогического образования |
18. | Создание нового поколения учебно-методических комплектов для обеспечения учебного процесса в системе педагогического образования по всем ступеням и уровням |
Рабочие группы УМО по педагогическому образованию |
2005 - 2010 гг. | Федеральный бюджет |
Новое поколение учебно-методических комплектов для обеспечения учебного процесса в системе педагогического образования по всем ступеням и уровням |
19. | Разработка системы взаимодействия учреждений педагогического образования внутри федеральных округов |
Органы управления образованием, базовые педагогические университеты России |
2005 - 2010 гг. | НИР, региональный бюджет |
Различные модели взаимодействия учреждений педагогического образования внутри федеральных округов |
20. | Поставка в педагогические вузы и учебные заведения аппаратно-программных средств, учебного оборудования, учебников и учебных пособий в соответствии с требованиями к материально-техничес- кому обеспечению учебного процесса по педагогическим направлениям и специальностям |
Конкурс | 2005 - 2010 гг. | Федеральный и региональный бюджеты |
Оснащение педагогических вузов и учебных заведений, аппаратно-программными средствами, учебным оборудованием, учебниками и учебными пособиями |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования"
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", май 2003 г., N 10, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2003 г., N 23