Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 60. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 30 Федерального закона лицам, указанным в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и заносят в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными бюллетенями вправе визуально ознакомиться лица, указанные в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 4 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей);
б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) исключен
См. текст подпункта "г" пункта 5 статьи 60
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 6 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:
а) в строки 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) исключен
См. текст подпункта "б" пункта 6 статьи 60
в) в строки 3: число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
г) в строки 4: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лица, указанные в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи.
Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.
11. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам избирательной комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, в квадраты, расположенные справа от данных зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов (каждый список кандидатов), одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени по соответствующему избирательному округу. При сортировке бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 15 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
15. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в избирательном бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и суммируются. Полученные данные после оглашения заносятся в строки 12 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
16. Исключен
См. текст пункта 16 статьи 60
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 17 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате (при проведении выборов по одномандатным и (или) единому избирательным округам, или в которых количество проставленных в квадратах знаков превышает количество имеющихся у избирателя голосов (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам). В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 настоящей статьи и пункта 7 статьи 56 настоящего Закона) оглашается и заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 18 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, список кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строки 12 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 19 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
19. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 12 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строки 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 20 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
20. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают число бюллетеней установленной формы по соответствующим избирательным округам, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
21. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 22 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
22. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 10 и 11 протокола. Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3-5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3-5, вносится в строку 10, при этом в строке 11 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3-5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3-5, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 11, при этом в строке 10 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 10 и 11 протокола проставляется цифра "0".
23. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи, упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, наименование (для одномандатных (многомандатных) округов - также номер) избирательного округа, общее число всех упакованных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона .
24. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протоколы являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.
27. По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, указанных в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать им заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
28. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляются в соответствующую вышестоящую (избирательную комиссию муниципального образования, территориальную (если она участвует в организации и обеспечении подготовки и проведения выборов), окружную) избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко вторым экземплярам протоколов об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
29. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления лицам, указанным в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая опечатанные бюллетени, список избирателей и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 10 статьи 6 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой избирательной комиссии передаются для хранения в вышестоящую (избирательную комиссию муниципального образования, территориальную (если они участвуют в организации и обеспечении подготовки и проведения выборов), окружную) избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после дня официального опубликования общих результатов выборов.
Законом Калужской области от 24 июня 2010 г. N 22-ОЗ в пункт 30 статьи 60 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
30. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в вышестоящую избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола об итогах голосования является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктами 13 и 14 статьи 61, или пунктами 15 и 16 статьи 62, или пунктами 15 и 16 статьи 64 настоящего Закона. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.