Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 21 мая 2012 г. N 270
Долгосрочная целевая программа
Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)"
Паспорт долгосрочной целевой программы
Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)"
Наименование |
Долгосрочная целевая программа Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" (далее - Программа) |
|||||||||||||
Заказчик Программы |
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области |
|||||||||||||
Разработчик |
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области |
|||||||||||||
Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 17.08.2009 N 92-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" |
|||||||||||||
Цель Программы |
Создание условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной и семейной жизни |
|||||||||||||
Задачи |
Реформирование сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшение качества предоставления социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели |
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||||
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, в процентах |
3,02 |
2,93 |
2,84 |
2,74 |
2,63 |
|||||||||
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
82,0 |
82,6 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
|||||||||
Доля воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
7,4 |
6,9 |
6,1 |
5,8 |
5,3 |
|||||||||
Сроки и этапы реализации |
2010-2014 годы |
|||||||||||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Программа включает в себя мероприятия по следующим основным направлениям: I. Организация содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения и реформирование деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без Попечения родителей. III. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|
|||||||||||||
Источники финансирования |
Итого |
В том числе по годам |
||||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||||||
Всего |
3689017 |
297740 |
858881 |
850004 |
841196 |
841196 |
||||||||
В том числе по источникам: |
|
|
|
|
|
|
||||||||
1. Областной бюджет (***) |
3536299 |
268171 |
744540 |
841196 |
841196 |
841196 |
||||||||
2. Средства федерального бюджета (*) |
106524 |
6488 |
100036 |
|
|
|
||||||||
3. Внебюджетные источники (**), в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию) |
46194 |
23081 |
14305 |
8808 |
|
|
||||||||
(*) Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (**) Объемы средств из внебюджетных источников ежегодно определяются исходя из средств полученной спонсорской помощи, а также средств грантовой помощи из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выделение грантов осуществляется по результатам конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации и конкурсного отбора проектов муниципальных образований, учреждений и организаций. (***) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | ||||||||||||||
Ожидаемые результаты |
Уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,6 процента от общего числа детского населения в 2014 году. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 85 процентов от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшение на 40 процентов к уровню 2008 года количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение 100-процентного охвата психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей. Обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не менее 60 процентов к 2015 году). Приобретение около 580 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшение с восьми до пяти числа государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||||||||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области с 2007 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем детского сиротства. Законом Калужской области утверждена областная целевая программа "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)".
По оценке министерства экономического развития Калужской области, реализация данной программы в 2007-2008 гг. получила наивысшую оценку среди программ социальной направленности, что подтверждает целесообразность дальнейшего использования программно-целевого подхода к решению вопросов семейного устройства детей-сирот и поэтапного реформирования деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и детских домов-школ).
По состоянию на 1 января 2009 года 1000 приемных детей воспитывались в 588 приемных семьях (на 01.08.2009 - 1060 приемных детей в 616 приемных семьях), под опекой (попечительством) находятся 1935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях усыновителей - 1232 ребенка. Всего семейными формами устройства охвачено 82 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их общего количества.
Основной причиной распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие: 478 детей в 2008 году (2007 год - 482) остались без родительского попечения в результате 424 случаев лишений родительских прав (2007 год - 433). Вследствие профилактической работы органов опеки и попечительства уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В 2008 году таких детей было 38 (2007 год - 56). Также уменьшилось количество случаев жестокого обращения с детьми. В 2008 году таких случаев было выявлено 9 (2007 год - 16).
За 2008 год 20 (2007 год - 30) родителей были ограничены в родительских правах, из них 8 (2007 год - 23) - вследствие их поведения в отношении 24 (2007 год - 42) детей. В отношении 5 (2007 год - 2) родителей было отменено решение суда об ограничении родительских прав. За 2008 год получили статус детей, оставшихся без попечения родителей, 550 несовершеннолетних (2007 год - 785).
В последние годы в область сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), переданных на воспитание в семью. В 2008 году из 550 выявленных детей 352 (64 процента) были устроены на воспитание в семьи в течение первого месяца с момента выявления, 173 ребенка (31,5 процента) направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 25 (4,5 процента) возвращены в биологическую семью.
Всего в 2008 году на воспитание в семьи было передано 489 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 82 - на усыновление, 283 - под опеку (попечительство), 124 - в приемные семьи.
В 2008 году были переданы на воспитание в семьи граждан 16 детей-инвалидов, лишенных попечения родителей, из которых 8 устроены под опеку (попечительство), 6 - в приемные семьи и 2 - в семьи усыновителей.
Важнейшим фактором развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, предоставление им качественных государственных услуг в сфере образования, воспитания, развития, соблюдения социальных гарантий, установленных законодательством.
В Калужской области 636 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеют закрепленного жилого помещения и нуждаются в его предоставлении.
В 2008 году для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного и федерального бюджетов было выделено 20 млн. рублей и приобретено 25 жилых помещений в различных районах Калужской области.
По состоянию на 16 октября 2009 года для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета выделено 103 млн. рублей, на которые 87 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено жилье.
При сохранении таких же объемов финансирования к 2013 году всем выпускникам 2010-2012 годов, а также вернувшимся из армии или родившим детей средства на приобретение жилых помещений будут выделяться к моменту их выпуска из учреждений или при возникновении иных оснований.
Уменьшению финансовой бюджетной нагрузки, связанной с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, способствует сохранение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В среднем на ремонт жилого помещения, в котором не проживают более 10 лет, требуется от 50 до 150 тыс. рублей, в то время как сумма средств, необходимых для приобретения жилого помещения, составляет в среднем 1200 тыс. рублей.
Кроме того, внедрение семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приносит прямой бюджетный эффект, так как содержание одного ребенка в год в детских домах Калужской области в среднем на 182 тыс. рублей больше, чем в замещающей семье (по итогам 2008 года).
Для комплексного решения проблем требуется межведомственная координация взаимодействия министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области: с министерством образования и науки Калужской области - в части психолого-педагогической поддержки замещающих семей, детей-сирот, находящихся в трех школах-интернатах и учреждениях начального профессионального образования; с органами местного самоуправления - в части переданных им на исполнение государственных полномочий по опеке и попечительству.
Принятие Программы также обеспечит информирование общественности о реализации новых социальных проектов по семейному обустройству детей-сирот и позволит консолидировать действия заинтересованных организаций в их поддержке, в том числе финансовой.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной и семейной жизни.
Задачи Программы:
- реформирование сети государственные образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение качества предоставления социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы:
Наименование целевого индикатора (показателя) |
2008 г. отчет |
2009 г. оценка |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Планируемые значения | |||||||
1. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, в процентах |
3,09 |
3,06 |
3,02 |
2,93 |
2,84 |
2,74 |
2,63 |
2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
81,3 |
81,8 |
82,0 |
82,6 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
3. Доля воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах |
8,3 |
7,9 |
7,4 |
6,9 |
6,1 |
5,8 |
5,3 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа осуществляется в один этап в 2010-2014 годы.
4. Система основных мероприятий Программы
Программа предусматривает мероприятия по следующим основным направлениям:
I. Организация содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения и реформирования деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данное направление включает мероприятия, направленные на структурные изменения сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные мероприятия предполагают дальнейшее развитие и совершенствование деятельности до семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганде и информационному освещению данной деятельности.
III. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти мероприятия направлены на поддержку замещающих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и призваны способствовать улучшению качества жизни данной категории граждан, защите их социально-правовых гарантий.
Система основных мероприятий Программы указана в приложении к Программе и предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, привлеченных спонсорских средств, а также грантов из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
Итого |
В том числе по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Всего |
3689017 |
297740 |
858881 |
850004 |
841196 |
841196 |
В том числе по источникам: |
|
|
|
|
|
|
1. Областной бюджет ***) |
3536299 |
268171 |
744540 |
841196 |
841196 |
841196 |
2. Средства федерального бюджета *) |
106524 |
6488 |
100036 |
|
|
|
3. Внебюджетные источники, в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию **) |
46194 |
23081 |
14305 |
8808 |
|
|
*) Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
**) К внебюджетным источникам относятся средства спонсорской помощи, а также средства грантовой помощи из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отбор программ субъектов Российской Федерации для финансирования за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется ежегодно на конкурсной основе.
***) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Анализ причин возникновения рисков и мероприятия по их минимизации при реализации Программы приведены в таблице:
Наименование риска |
Анализ причин его возникновения |
Механизм минимизации риска |
Социальный риск |
Увеличение числа неблагополучных семей |
Усиление профилактической работы в молодежной среде, направленной на пропаганду семейных ценностей |
Финансовый риск |
Снижение налоговых поступлений в областной бюджет |
Финансирование приоритетных мероприятий, привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных законодательством |
6. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Заказчик Программы ежегодно с учетом реализации мероприятий Программы уточняет объемы средств, необходимых для их финансирования в очередном году, и представляет по мере формирования областного бюджета:
бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации по привлечению средств федерального бюджета.
В рамках проведения областных социально значимых мероприятий министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области взаимодействует с министерством здравоохранения Калужской области, министерством образования и науки Калужской области, министерством культуры Калужской области, министерством спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области в пределах их компетенции.
Субсидии муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки граждан предоставляются в соответствии с законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Общая координация исполнения Программы осуществляется министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, которое:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по программным мероприятиям в соответствии с нормами действующего законодательства;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
- привлекает к межведомственному взаимодействию при реализации мероприятий Программы министерство образования и науки Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области, министерство культуры Калужской области, министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области.
Результаты выполнения Программы за год обсуждаются на расширенных заседаниях коллегий министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Ход и результаты реализации Программы не реже одного раза в квартал освещаются в средствах массовой информации.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
За период реализации Программы будут достигнуты следующие социальные эффекты:
- уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,6 процента от общего числа детского населения в 2014 году;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, до 85 процентов от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- уменьшение на 40 процентов к уровню 2008 года количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение 100-процентного охвата психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей;
- обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не менее 60 процентов к 2015 году);
- приобретение около 580 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение реформирования сети государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их количественное уменьшение до четырех к 2015 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.