Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ итогов реализации Комплекса мер по модернизации
системы общего образования муниципального образования
"Город Калуга" в 2011-2012 годах
Реализация основных направлений модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2011 и 2012 годах осуществлялась в соответствии с мероприятиями постановления Городской Управы города Калуги от 28.09.2011 N 218-п "Об утверждении сетевого графика реализации Комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования города Калуги на 2011 год", постановления Городской Управы города Калуги от 30.03.2012 N 79-п "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2012 году".
Участие в проекте модернизации муниципальной системы общего образования в 2011-2012 годах способствовало значительному повышению уровня заработной платы педагогических работников школ, развитию механизмов нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, новому пониманию качества образования, совершенствованию сети образовательных учреждений, расширению общественного участия в управлении образованием, совершенствованию кадрового потенциала системы образования.
В процессе преобразований в сфере общего образования муниципального образования "Город Калуга" (далее - город Калуга) достигнуты системные эффекты и результаты, направленные на создание прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления образованием:
- положительные результаты внедрения новых финансово-экономических механизмов: увеличение объемов фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений привело не только к росту доходов учителей и других категорий работников отрасли, но и способствовало совершенствованию стимулирующих механизмов новой системы оплаты труда;
- увеличение доходов учителей, их материальное стимулирование способствовало росту привлекательности педагогической профессии для молодых кадров, переменам в отношении общественности к проблемам школьного образования;
- выросла роль государственно-общественного управления системой образования;
- существенно улучшилось оснащение образовательных учреждений города современным учебным и учебно-лабораторным оборудованием, оказав влияние на повышение качества образования;
- целенаправленная работа по повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений способствовала росту их профессиональной компетентности;
- активная пропаганда и разъяснение сущности инновационных изменений в системе образования города способствовали расширению открытости, повышению имиджа и привлекательности системы образования в целом, повышению уровня удовлетворенности населения качеством образования.
Наиболее значимыми результатами реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования города Калуги в 2011-2012 гг. стали:
- Значительное повышение уровня оплаты труда педагогических работников сферы общего образования и дифференциация оплаты труда учителей в зависимости от качества и результатов их работы.
В городе Калуге уровень средней заработной платы учителей и других педагогических работников школы доведен до среднего уровня заработной платы в экономике региона. При этом повышение заработной платы было обеспечено не механически, не уравнительными методами, а в рамках действующей системы оплаты труда через использование механизмов увеличения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений, увеличения объемов фонда оплаты труда и стимулирования педагогов за результативный и качественный труд.
В течение 2011-2012 годов установлено соответствие уровня средней заработной платы учителей уровню средней заработной платы работников по экономике региона: средний уровень заработной платы учителей города по итогам 2011 года составил 15656 рублей (в ноябре 2011 года - 22570 рублей), по итогам 2012 года - 23 710 рублей.
В соответствии с соглашением N 04/23 от 10.02.2012 с министерством образования и науки Калужской области об обеспечении финансирования в 2012 году субвенции, направляемой бюджету муниципального образования "Город Калуга" на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) (далее - Соглашение), плановый показатель составлял 22359 руб. Фактическая среднемесячная зарплата учителей города Калуги составила:
Кварталы 2012 года |
Средняя зарплата учителей (факт), руб. |
Уровень выполнения (%): |
|
от средней зарплаты по экономике региона 17822 руб. (с октября 2012 года - 20008 руб.) |
от планового показателя в соответствии с Соглашением - по 22359 руб. |
||
1 |
21447 |
120 |
96 |
2 |
22072 |
124 |
99 |
3 |
23185 |
130 |
104 |
4 |
28138 |
141 |
112 |
2012 год |
23710 |
119 |
106 |
Динамика роста уровня средней заработной платы учителей города Калуги (руб.)
2007 г. (до введения НСОТ) |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
7952 |
10159 |
10580 |
11601 |
15656 (среднегодовая) 22570 (ноябрь) |
23710 |
Реализация проекта стимулировала повышение уровня оплаты труда других категорий педагогических работников системы образования города. С 1 января 2012 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Основным механизмом повышения заработной платы работников общего образования стало увеличение нормативов финансирования общеобразовательных учреждений. Нормативы финансирования всех видов общеобразовательных учреждений были увеличены на 40,8% в 2011 году, на 13% в 2012 году.
- Повышение качества общего образования, осуществляемое путем стимулирования труда учителей, развития их творческого и профессионального потенциала.
Свидетельством повышения качества общего образования являются результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников.
В 2012 году в шестой раз организована государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов с участием региональной экзаменационной комиссии. Проведены экзамены по алгебре, русскому языку (обязательные предметы), физике, обществознанию, географии, биологии (предметы по выбору) за курс основной школы. Самый высокий результат получен по русскому языку: по сравнению с 2011 годом качество знаний девятиклассников по русскому языку увеличилось с 56,2% до 84%.
2012 год - десятый год проведения ЕГЭ в городе Калуге. В прошедшем году улучшились результаты ЕГЭ по географии, биологии. Результаты 2012 года по русскому языку - самые высокие за все годы участия в ЕГЭ (68,5 балла). Количество выпускников, получивших на ЕГЭ от 90 до 100 баллов, составило 281 человек, что на 85 человек больше по сравнению с 2011 годом. Наибольшее количество - по русскому языку (105 человек). 11 одиннадцатиклассников набрали на ЕГЭ по 100 баллов.
1615 выпускников калужских школ получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании. 96 из них награждены золотой медалью "За особые успехи в учении" и 90 выпускников - серебряной медалью "За особые успехи в учении".
В муниципальной системе образования сформирована система поддержки лучших общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов, работающих в образовательных учреждениях.
Появляются новые формы выявления лучших педагогов общеобразовательных учреждений города, обладающих высокими предметными знаниями, с целью создания условий для поддержки творческой индивидуальности педагогов и высокого уровня их профессионализма. Так, в марте 2011 года проведена первая предметная олимпиада учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города Калуги (далее - МБОУ), которая проходила по 5 предметным направлениям.
Финансовой поддержкой педагогов стала премия Городского Головы города Калуги в сфере образования. Победителями конкурса на соискание соответствующей премии стали: Андриянова Н.Е., учитель биологии и экологии МБОУ N 50; Баранова С.Н., учитель математики МБОУ N 36; Михеева О.В., учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры МБОУ N 7; Андреева Т.Н., директор МБДОУ "Россиянка" "Центр развития ребенка - детский сад" г. Калуги; Чеченкова М.В., директор МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г.Калуги; Гребенкина Г.Б., директор МБОУ N 27. За весь период проведения с 2007 года в конкурсе приняли участие 78 педагогов, 29 педагогических коллективов.
В конкурсе на получение денежного поощрения лучшим учителям в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2012 году приняли участие 13 педагогов из 10 МБОУ. Победителями стали: С.А. Кудрявцев, учитель математики, М.В. Головина, учитель русского языка и литературы МБОУ N 24, О.А.Москвина, учитель физики МБОУ N 9.
Кроме финансового, работники муниципальной системы образования получают моральное поощрение: 60 человек представлены к награждению отраслевыми наградами. Двум учителям общеобразовательных учреждений города Калуги присвоено почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации": Шопину И.И. (МБОУ N 18) и Пелисовой Г.А. (МБОУ N 10). 35 педагогических работников и руководителей образовательных учреждений награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. 25 педагогическим и руководящим работникам присвоено почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации".
В октябре 2012 года в управлении образования города Калуги состоялось торжественное мероприятие, посвященное обновлению Доски почета лучших руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Калуги.
- Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
В 2012 году Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования реализуется во всех 1-х и 2-х классах, в 3-х классах четырнадцати МБОУ, в 4-х классах трех МБОУ. С 2012-2013 учебного года в рамках апробации ФГОС реализуется на ступени основного общего образования (5 класс) в четырех общеобразовательных учреждениях (МБОУ N 1, 15, 36, 46).
Удельный вес численности школьников, обучающихся по федеральным ФГОС начального общего образования в 2012/2013 учебном году, составляет по ступеням общего образования: на ступени начального общего образования - 61%; на ступени основного общего образования - 2,8%; удельный вес школьников, обучающихся по ФГОС, от общей численности обучающихся - 28,1%.
Возросла с 16% до 31% доля учителей и руководителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку для работы по ФГОС, от общей численности учителей.
Управлением образования города Калуги, МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г.Калуги и МБОУ "Психолого-медико-педагогогический центр диагностики и консультирования" г. Калуги организовано целенаправленное сопровождение управленческой и педагогической деятельности по достижению планируемых результатов. В апреле 2012 года во второй раз проведена городская диагностическая игра для 15 команд первоклассников.
К одному из главных эффектов реализации направления следует отнести повышение мотивации педагогов и руководителей к повышению своей квалификации. Причем стала очевидной необходимость повышения квалификации не по индивидуальным, а коллективным (школьно-командным) технологиям. Кроме того, усилилось влияние внеурочной (внеучебной) деятельности на образовательный процесс начальной школы. Произошло усиление роли муниципальной и школьной систем оценки качества образования как основы для управления и финансирования общеобразовательных учреждений и педагогов по результатам деятельности. Это стало возможным вследствие роста самостоятельности в вопросах оценивания (разведения формирующей и итоговой оценки, расширения форм оценивания), появления новых контрольно-измерительных материалов, направленных на фиксацию не только предметных, но и метапредметных образовательных достижений.
- Модернизация образовательной среды общеобразовательных учреждений.
В 2012 году направлено из средств субсидий из регионального бюджета на модернизацию школьной инфраструктуры 29476,1 тыс. руб., из средств муниципального бюджета - 46343,3 тыс. руб.
Проведен ремонт спортивных залов МБОУ N 15, 22, 23, бассейна МБОУ N 26; фасада МБОУ N 3, фасада внутреннего двора с заменой оконных блоков в МБВ(С)ОУ "О(С)ОШ N 1".
Модернизированы 7 школьных столовых (МБОУ N 33, 35, 37, 38, 39, 41, школы-интерната N 2), тем самым завершена модернизация всех школьных столовых.
Проведен ремонт и осуществлена модернизация библиотек МБОУ 1, 24, 45.
В 2012 году введены в эксплуатацию комплексные спортивные площадки с современным покрытием в МБОУ N 12, 17, 29, 35.
Повысился уровень оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой:
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество компьютеров, используемых в образовательном процессе |
1362 |
1583 |
3249 |
Количество мультимедиапроекторов |
386 |
498 |
828 |
Количество интерактивных досок |
81 |
103 |
268 |
В 2012 году из средств субвенции, выделяемой из областного бюджета, направлено на приобретение оборудования для модернизации образовательной среды в сумме 29176,1 тыс.руб., в том числе на:
- учебно-лабораторное оборудование - 3354,0 тыс.руб. в 15 МБОУ;
- учебно-производственного оборудования - 7773,4 тыс.руб. в 14 МБОУ;
- спортивного оборудования и инвентаря - 3697,7 тыс.руб. в 49 МБОУ;
- компьютерного оборудования - 14351,0 тыс. руб. в 49 МБОУ.
Также в общеобразовательные учреждения за счет средств федерального бюджета дополнительно поставлено следующее оборудование:
- 113 автоматизированных рабочих мест учителя начальных классов в 49 МБОУ;
- 1689 автоматизированных рабочих мест учащегося (нетбук) в 49 МБОУ;
- 122 тележки для организации мобильного класса в 49 МБОУ;
- 4 системы дистанционного обучения в 4 МБОУ;
- 3 комплекта компьютерного оборудования для оснащения библиотеки.
Осуществлена поставка серии электронных учебников для МБОУ N 46 (2 комплекта). Во всех МБОУ используется автоматизированная программа "Электронный дневник школьника". В целях внедрения новых информационных технологий в управленческую деятельность системы образования введена система сбора статистических данных "Электронный паспорт школы".
На сегодняшний день по результатам мониторинга состояния инфраструктуры общеобразовательных учреждений доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от 81% до 100%), от общей численности обучающихся по основным программам общего образования - 89% (показатель 2011 года - 26,9%).
- Системная работа по повышению квалификации работников общего образования.
По итогам 2012 года доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, от общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений составила 31%.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, от общей численности учителей составляет 18,1%.
В рамках реализации плана-графика МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г.Калуги на 2012 год по методическому сопровождению педагогов и руководителей образовательных учреждений в период аттестации и в межкурсовой период с сентября по декабрь 2012 года проведены:
- более 50 индивидуальных консультаций для педагогов по вопросу оформления документов на прохождение аттестации;
- 12 совещаний по ознакомлению педагогических работников с процедурой аттестации;
- курсы повышения квалификации педагогов по следующим образовательным программам:
"Информационные технологии в деятельности учителя-предметника" (72 ч.);
"Базовая ИКТ - компетенция в деятельности учителя-предметника" (72 ч.);
"Профессиональная адаптация молодого учителя в современной школе" (72 ч.);
"Профессиональное становление начинающего библиотекаря" (72 ч.).
Всего в 2012 году обучено на курсах повышения квалификации 218 педагогов.
Непрерывное образование педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений осуществляется через проведение постоянно действующих теоретических, практических семинаров, мастер-классов, открытых уроков.
В целях повышения квалификации педагогических работников ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Самый классный классный", "Воспитатель года". В апреле 2012 года завершился 2-ой городской конкурс профессионального мастерства "Школьный библиотекарь года". Лучшими стали школьные библиотекари МБОУ N 25, 4, 44, 31, 36.
Впервые в 2012 году по инициативе МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги проведены конкурсы "Лучший преподаватель ОБЖ" и "Лучший педагог системы физического воспитания".
Складывается инновационная система переподготовки и повышения квалификации работников образования. Выделяются целевые группы первоочередной переподготовки. В рамках обновления системы повышения квалификации проводятся в системе разовые мероприятия по повышению квалификации (семинары, круглые столы и др.), предназначенные либо для конкретных групп педагогов (например, работающих с одаренными детьми), либо для решения конкретных проблем, важных для муниципальной системы образования (преподавание ОРКСЭ, переход на ФГОС ООО). В управлении образования города Калуги созданы банки данных узких специалистов (преподаватели ОПК и т.д.). Основным эффектом по данному направлению является появление конкурентной образовательной среды, обеспечивающей реальную реализацию принципа адресности в процессе формирования индивидуальных и групповых запросов к системе повышения квалификации и переподготовки.
Создается сеть инновационных площадок, опосредованно осуществляющих повышение квалификации участников; имеются перспективные наработки форм взаимодействия с педагогами, проходящими повышение квалификации за пределами региона и страны. Расширяются возможности виртуального повышения квалификации через электронное пространство контактного взаимодействия.
- Увеличение числа молодых учителей, пришедших работать в общеобразовательные учреждения города Калуги.
На начало 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Калуги количество молодых специалистов со стажем работы от 0 до 5 лет составило 252 человека, из них 58 - с нулевым стажем работы (в 2011/2012 учебном году - 174 чел., 58 молодых учителей с нулевым стажем работы). На протяжении двух лет реализации комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования города Калуги на 2011 год, комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2012 году количество молодых учителей, приходящих работать в школу, остается стабильным - до 60 человек. В сравнении с предыдущими годами можно говорить о положительной динамике: до 2010 года ежегодно в школы приходили до 30 молодых педагогов.
Эффекты реализации направления - отсроченные в силу объективных причин (количество оставшихся работать в школе молодых педагогов, использование потенциала молодого педагога в конкретном образовательном учреждении и т.д.).
В городе Калуге сложилась система работы с молодыми педагогами. Среди основных форм работы - торжественное поздравление молодых учителей города с первым профессиональным праздником - Днем учителя, традиционная Декада молодого учителя.
С 2011-2012 учебного года МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" в соответствии с лицензией реализуется образовательная программа "Профессиональная адаптация молодого учителя в современной школе". В рамках программы рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения, психологические аспекты деятельности учителя, современные подходы к организации урока и т.п. В 2012 году обучение по данной программе прошли 27 молодых педагогов.
В сентябре-октябре 2012 года проведено 8 обучающих семинаров для молодых педагогов с нулевым стажем работы, 17 семинаров для учителей со стажем работы от 1 года до 5 лет. Начинающие учителя познакомились с техническими возможностями МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги, нормативно-правовой базой педагогической деятельности, школьной документацией, новинками медиатеки.
Таким образом, в результате реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2012 году обеспечено достижение запланированного уровня по всем показателям (приложения 1, 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.