Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Калужской области
от 1 октября 2012 г. N 496
"Приложение N 11
к долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Калужской области" на 2011-2015 годы
Подпрограмма
"Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий
на территории Калужской области"
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
В настоящее время жилищный фонд в Калужской области составляет 22393 тыс. кв. м общей площади. Жилые дома, построенные из панелей, блоков и кирпича по типовым проектам первых массовых серий, строительство которых велось с середины 50-х до конца 60-х годов прошлого века, составляют около 14,7 процентов от общего количества капитального жилого фонда.
Необходимость решения проблемы реконструкции и модернизации этой части жилищного фонда программным методом объясняется:
- социальной значимостью, масштабностью и относительной однородностью фонда жилых домов первых массовых серий;
- нормативными сроками проведения капитального ремонта фонда жилых домов первых массовых серий, который был создан в относительно короткие сроки (около 15 лет) и за годы эксплуатации претерпел физический (15-30 процентов) и существенный моральный износ;
- согласно правилам технической эксплуатации с середины 80-х годов XX века должны были начаться массовое обновление жилищного фонда типовых зданий, восстановление его ресурса и ликвидация последствий морального износа;
- запасами несущей способности типовых домов, позволяющими увеличить их этажность на 1-2 этажа без усиления существующих конструкций стен и фундаментов, что позволит получить за счет этого прирост общей площади до 40 процентов;
- экономической целесообразностью наращивания объемов жилищного фонда за счет надстройки и пристройки жилых помещений при реконструкции, поскольку стоимость получаемого при этом дополнительного жилья на 20-40 процентов ниже, чем в новом строительстве.
Жилищный фонд, подлежащий реконструкции, по области составляет 3295,178 тыс. кв. м общей площади.
Количество многоквартирных жилых домов - 1389 шт., в том числе: |
% |
|
5-этажные |
732 |
52,7 |
4-этажные |
168 |
12,1 |
3-этажные |
69 |
5,0 |
2-этажные |
420 |
30,2 |
1 -этажные |
0 |
0 |
По физическому износу жилищный фонд распределяется следующим образом:
Характеристика физического износа, % |
Площадь, тыс. кв. м |
% |
15-25% |
1520,34 |
45,9 |
25-35 % |
1090,37 |
33,1 |
Более 35 % |
684,47 |
21,0 |
В жилых домах первых массовых серий проживает около 175959 жителей. Обеспеченность общей площадью составляет 18,7 кв. м на человека.
Структура жилищного фонда Калужской области по формам собственности:
Форма собственности |
Площадь, тыс. кв. м |
% |
муниципальная |
28923 |
87,8 |
частная |
393,6 |
12,1 |
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является приведение существующего жилищного фонда, состоящего из многоквартирных жилых домов первых массовых серий, построенных в 60-е годы прошлого века в нормативное состояние, с обеспечением комфортного проживания в них людей.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить задачи по реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий.
Поставленные задачи будут решаться на практике за счет реконструкции пилотного микрорайона и выработки организационных, кредитно-финансовых механизмов, технологий и методов реконструкции.
Выполнение вышеуказанных задач позволит создать систему эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области, муниципальных образований Калужской области, инвесторов, стимулирующую инвестиционную деятельность и инициативы в сфере реконструкции, и перейти к массовой реконструкции жилищного фонда первых массовых серий на территории Калужской области.
Целевыми показателями подпрограммы являются:
- количество человек, проживающих в многоквартирных домах первых массовых серий, подлежащих реконструкции и модернизации, и улучшивших жилищные условия;
- общая площадь жилья в многоквартирных домах первых массовых серий, приведенных в нормативное состояние после реконструкции и модернизации.
Значение целевых показателей указано в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2012-2015 годах, одноэтапно.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают развитие системы государственной поддержки в решении вопросов, связанных с приведением в нормативное состояние многоквартирных жилых домов первых массовых серий и улучшением условий проживания в них.
Система мероприятий подпрограммы указана в приложении N 8 к Программе.
Подпрограмма направлена на проведение следующих мероприятий:
- модернизация или реконструкция многоквартирных жилых домов первых массовых серий, позволяющая улучшить комфортное и безопасное проживание граждан за счет внедрения современных материалов и технологий;
- увеличение площади жилищного фонда без дополнительного выделения земельных участков.
Физический износ (ветшание) конструкций многоквартирных жилых домов первых массовых серий, как правило, не превышает 30 процентов, проводившиеся обследования и изыскания свидетельствуют о наличии существенных запасов прочности несущих элементов, что позволяет надстроить жилые дома первых массовых серий одним - двумя этажами без усиления существующих фундаментов, стен или колонн нижних этажей. Эта особенность жилых домов первых массовых серий открывает возможности наращивания объемов жилищного фонда при реконструкции за счет повышения этажности, устройства мансард, пристройки ризалитов, летних помещений - приставных балконов, лоджий. Надстройка жилых домов первых массовых серий, в том числе без отселения жильцов, позволяет получить без отвода земельных участков новые площади, себестоимость которых на 20-40 процентов ниже, чем в новом строительстве. Этот фактор должен привлечь инвесторов, тем более что новые площади будут возводиться в районах с уже сложившейся социальной и инженерной инфраструктурой, а разница между рыночной ценой и себестоимостью квартир позволит получать устойчивые доходы и реинвестировать их в обновление жилищного фонда.
Система мероприятий подпрограммы включает мероприятия по нормативному правовому обеспечению реализации подпрограммы и разработке финансовых и экономических механизмов.
Организационные мероприятия подпрограммы включают:
- планирование необходимого финансирования в областном и местных бюджетах на плановый период для осуществления мероприятий подпрограммы;
- сбор данных по объемам модернизации и реконструкции жилых домов первых массовых серий на соответствующий период финансирования;
- отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме, утверждение в установленном порядке распределения субсидий между муниципальными образованиями, разработка и подписание соглашений с муниципальными образованиями на предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение реализации мероприятий по модернизации и реконструкции жилых домов первых массовых серий.
Порядок отбора муниципальных образований Калужской области для участия в подпрограмме устанавливается Правительством Калужской области.
В целях выработки архитектурно-планировочных и конструктивных решений, а также решения вопросов организации работ и взаимодействия органов исполнительной власти, муниципальных образований Калужской области, инвесторов жилищного фонда будет выбран пилотный проект в микрорайоне преимущественной застройки жилыми домами первых массовых серий индустриального домостроения.
Реконструкция пилотного микрорайона позволит на практике отработать очередность и сочетаемость вариантов реконструкции, в том числе с различными схемами привлечения инвестиций, их нормативно-правовое обеспечение, кредитно-финансовые механизмы и технологические решения реконструкции с оценкой социально-экономической эффективности результатов, а именно:
- анализ физического, санитарно-технического, экологического состояния и степень морального износа многоквартирных жилых домов первых массовых серий, подлежащих реконструкции;
- анализ планировочного размещения многоквартирных жилых домов первых массовых серий в системе городской застройки;
- схемы размещения многоквартирных жилых домов первых массовых серий в кварталах и микрорайонах городов и других населенных пунктах;
- план очередности разработки планировочной документации комплексной реконструкции жилых образований (микрорайонов, кварталов) с определением объемов реконструкции обновления жилищного фонда, размещения нового жилья за счет уплотнения застройки и реконструкции инженерных коммуникаций и систем;
- план очередности проведения работ по реконструкции жилых домов первых массовых серий без отселения и с отселением жителей;
- организационно-экономический механизм реализации программы реконструкции жилых домов первых массовых серий применительно к конкретным условиям;
- источники и объемы финансирования работ по реконструкции многоквартирных жилых домов первых массовых серий с учетом привлечения инвестиционных ресурсов, бюджетных средств.
Основным принципом реализации подпрограммы является добровольность участия в подпрограмме жителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежащих реконструкции и модернизации.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Финансовое обеспечение подпрограммы будет осуществляться согласно перечню мероприятий подпрограммы в пределах бюджетных лимитов 2013-2015 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению.
Всего по подпрограмме из средств областного бюджета предусмотрено выделение 244 млн. рублей, из местных бюджетов - 366 млн. рублей, привлечение внебюджетных источников в размере 610 млн. рублей.
Объемы и источники и финансирования, млн. руб. |
Источники и направления финансирования |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Итого |
Областной бюджет * |
- |
- |
70,0 |
84,0 |
90,0 |
244,0 |
|
Местные бюджеты ** |
- |
- |
105,0 |
126,0 |
135,0 |
366,0 |
|
Внебюджетные источники*** |
- |
- |
175,0 |
210,0 |
225,0 |
610,0 |
|
Итого |
- |
- |
350,0 |
420,0 |
450,0 |
1220,0 |
*- финансирование из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
**- объемы финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
***- объемы внебюджетных источников определяются на основании соглашений о совместной реализации подпрограммы.
Средства областного бюджета будут предоставляться в форме субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по реконструкции и модернизации многоквартирных жилых домов первых массовых серий в размере 20 процентов от общего объема финансирования мероприятий за счет средств областного и местных бюджетов.
6. Механизм реализации подпрограммы
Организацию реализации мероприятий подпрограммы осуществляет заказчик Программы.
Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 "Механизм реализации Программы" Программы.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком Программы.
8. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит создать необходимые условия для инвестиционной и потребительской активности на рынке жилья, обеспечить осуществление мер по улучшению жилищных условий граждан, в том числе:
- улучшение жилищных условий 2180 человек, проживающих в многоквартирных жилых домах первых массовых серий;
- снижение уровня общего износа жилищного фонда;
- рост частных инвестиций в реконструкцию жилищного фонда;
- системное развитие территорий муниципальных районов и городских округов Калужской области в рамках комплексной жилой застройки;
- продление сроков экономически эффективной эксплуатации зданий жилищного фонда;
- улучшение уровня содержания придомовых территорий и территорий общего пользования жилищного фонда;
- повышение надежности функционирования инженерно-технических систем обеспечения жилищного фонда;
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищном фонде;
- повышение эстетической выразительности и индивидуальности архитектурно-пространственного облика жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.