Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей
2.1. Краткий анализ ситуации
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, на основании которого разработаны региональный план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы и комплекс мер по модернизации системы общего образования в Калужской области. Особое внимание в указанных документах уделяется вопросам обеспечения качества общего образования.
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов происходит серьезное обновление программ и методов работы общеобразовательных учреждений. Новые федеральные государственные-образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения единого государственного экзамена, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения единого государственного экзамена. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, в связи с нерешенностью которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом нереализованными. Этими проблемами являются: дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования; дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
В целях профилактики негативных проявлений в подростковой среде сотрудниками территориальных органов УМВД России по Калужской области на районном уровне в Калужской области на постоянной основе проводятся лекции и беседы, в том числе направленные на толерантное отношение к представителям других национальностей. Всего в 2011 году осуществлено 240 выступлений в средствах массовой информации, прочитано 4595 лекций в общеобразовательных заведениях. Преступлений на межэтнической, межрелигиозной почве несовершеннолетними в 2011 году не совершалось.
2.2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания и развития способностей одаренных детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Осуществление мониторинга и профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде.
Обеспечение информационной безопасности детства.
2.3. Меры, направленные на обеспечение
доступности и качества образования
Обеспечение развития способностей каждого ученика общеобразовательной учреждения, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Создание региональной системы оценки качества образования, в том числе выработка критериев результативности учительского труда.
Обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации работников образовательных учреждений.
Привлечение к работе в образовательных учреждениях области молодых преподавателей.
Развитие школьной инфраструктуры, оснащение школ современным оборудованием, в том числе модернизация школьных библиотек и создание в них центров детского чтения.
Реализация долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Калужской области (2011-2015 годы)" (инклюзивное образование детей-инвалидов).
Обеспечение стабильной работы Центра дистанционного образования по организации общего и дополнительного образования детей-инвалидов.
Расширение вариативности форм дошкольного образования (семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др., а также развитие негосударственного сектора) в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.
Повышение качества и доступности психологических услуг для участников образовательного процесса.
Развитие психологической службы системы образования области.
2.4. Меры, направленные на поиск и поддержку
талантливых детей и молодежи
Нормативное правовое обеспечение и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Конкурсная поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Конкурсная поддержка педагогических работников, одаренных детей.
Создание системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, а также с их родителями (законными представителями).
Разработка программ психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных детей.
Формирование базы данных талантливой молодежи Калужской области.
Популяризация интернет-сайта "Молодежь Калужской области".
2.5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комплексная профилактика негативных явлений в детской среде.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Разработка и внедрение психолого-педагогических, социальных программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, развитии обучающихся, воспитанников.
Реализация межведомственного проекта "Школа права", организованного министерством образования и науки Калужской области, Управлением ФСКН России по Калужской области при поддержке министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
2.6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного
образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Формирование региональной модели дополнительного образования, направленной на выявление и продвижение достижений детей.
Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования, соответствующей новым требованиям качества и безопасности (современное оборудованное образовательно-воспитательное пространство).
Совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей.
Широкомасштабное развитие системы конкурсных мероприятий, выявление и поддержка педагогов, методистов, управленцев системы, успешно реализующих новые подходы и технологии дополнительного образования на практике.
Информатизация системы дополнительного образования с целью развития очно-заочных и дистанционных форм организации дополнительного образования обеспечивает его доступность школьникам отдаленных районов и возможность организации методической работы с педагогическими кадрами.
Создание условий, стимулирующих развитие приоритетных направлений дополнительного образования (инженерные технологии, технологии культурной политики, социальные технологии, экранные технологии).
Создание системы адресной поддержки дополнительного образования, инновационных социально значимых образовательных проектов, лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности.
Формирование системы многоканального финансирования учреждений дополнительного образования детей - из бюджетных и внебюджетных источников: платные услуги, добровольные пожертвования, гранты, реализация продукции.
Создание условий для привлечения научно-преподавательских кадров высшей школы к развитию региональной модели дополнительного образования.
Совершенствование программ обучения специалистов в области физической культуры и спорта.
Осуществление мероприятий по повышению квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.
2.7. Меры, направленные на обеспечение
информационной безопасности детства
Осуществление гарантированного неограниченного широкополосного круглосуточного доступа к сети Интернет через централизованную систему контент-фильтрации интернет-трафика в целях предотвращения доступа к информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования.
Проведение мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды.
Разработка методических и информационных материалов по обучению детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, вопросам профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
2.8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли старшеклассников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Создание системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.