Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения Рекомендации по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования.
Первый заместитель министра |
А.Ф. Киселев |
Методические рекомендации
по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования
1. Общие положения
1.1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ГОС СПО) устанавливает федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (статья 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ).
1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании гостребований и состоит из федерального компонента, национально-регионального (регионального) компонента (далее - регионального), а также компонента образовательного учреждения.
1.3. Целью регионального компонента является обеспечение содержания образования, адекватного культурно-историческому, социально-экономическому, демографическому, этнографическому развитию региона, его языковой и образовательной политике.
1.4. Целью компонента образовательного учреждения является обеспечение содержания образования, способствующего индивидуализации профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей личности и регионального рынка труда.
1.5. Введение регионального компонента в основные профессиональные образовательные программы по специальностям педагогического профиля направлено на решение следующих основных задач*:
- обеспечение вхождения выпускника в поликультурную среду региона;
- создание условий, способствующих адаптации и социализации выпускника в региональных образовательных учреждениях, организациях и социальном окружении, формированию культуры межнациональных отношений;
- формирование ключевых компетенций, обеспечивающих успешное вхождение выпускника в региональный рынок образовательных услуг;
- создание условий, способствующих освоению выпускником особенностей национальной культуры и культуры родного края.
1.6. Введение компонента образовательного учреждения в основные профессиональные образовательные программы по специальностям педагогического профиля направлено на решение следующих основных задач**:
- достижение заданного качества среднего педагогического образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, регионального рынка образовательных услуг и спецификой образовательной практики;
- формирование содержания среднего педагогического образования опережающего характера на основе достижений современной психологии и педагогики и других областей знания с учетом научного потенциала региона;
- обновление содержания психолого-педагогической и предметной подготовки в соответствии с задачами модернизации дошкольного, начального общего, основного общего, специального и дополнительного образования;
- обеспечение преемственности общего и среднего педагогического образования для достижения заданного качества профессионального образования, компенсация упущений (недостатков) и преодоление "разрывов" в общеобразовательной подготовке выпускников школ;
- обеспечение преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования.
1.7. Объем времени, отведенный на региональный компонент, устанавливается гостребованиями по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля.
1.8. Объем времени, отведенный на компонент образовательного учреждения, предусматривается академическими свободами среднего специального учебного заведения в формировании профессиональной образовательной программы по специальности.
1.9. Содержание регионального компонента и компонента образовательного учреждения основной профессиональной образовательной программы по специальности педагогического профиля (включая распределение по циклам дисциплин) формируется органом управления образованием субъекта Российской Федерации совместно с образовательным учреждением или решение данного вопроса делегируется органом управления образованием учебному заведению.
Содержание компонента образовательного учреждения основной профессиональной образовательной программы по специальности педагогического профиля (включая распределение по циклам дисциплин) разрабатывается образовательным учреждением при согласовании с органом управления образованием субъекта Российской Федерации в части определения задач компонента образовательного учреждения и дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника.
1.10. Объем времени, отведенный на дисциплины регионального компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины федерального компонента при условии введения в эти дисциплины дидактических единиц регионального характера.
2. Проектирование регионального компонента и компонента образовательного учреждения
2.1. Определение социокультурного и профессионального заказа на содержание образования регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Планирование регионального компонента и компонента образовательного учреждения основной профессиональной образовательной программы по специальности педагогического профиля начинается с определения тех задач, которые предполагается решить введением этих компонентов.
Определение и выбор задач регионального компонента обусловлены в первую очередь региональными языковыми, культурно-историческими, социально-экономическими, географическими и этнографическими особенностями, а также спецификой образовательной политики региона.
Определение и выбор задач компонента образовательного учреждения осуществляется с учетом образовательных потребностей личности и регионального рынка образовательных услуг, а также сложившейся практики учебного заведения, стратегии его развития.
Количество задач может быть различным в зависимости от запросов региональной образовательной практики. Определение и выбор задач осуществляются органом управления образованием субъекта Российской Федерации и(или) образовательным учреждением, реализующим специальности среднего педагогического образования.
Эти задачи с учетом текущих и перспективных запросов личности, интересов и потребностей регионального рынка образовательных услуг, образовательных учреждений различных типов и видов, конкретных работодателей должны быть преобразованы в дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности педагогического профиля.
Дополнительные требования представляют собой социокультурный и профессиональный заказ на содержание образования регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Формирование этого заказа осуществляется совместными усилиями всех заинтересованных субъектов регионального образовательного пространства.
2.2. Формирование содержания образования регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности педагогического профиля дополнительные требования квалификационной характеристики выпускника должны быть переведены, с учетом возможностей конкретного образовательного учреждения, в образовательные цели подготовки будущего специалиста. Образовательные цели, представленные в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности, представляют собой содержание образования регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
2.3. Разработка содержания обучения регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
В зависимости от задач и объема содержания образования регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представленного в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности, планируются структура и содержание обучения регионального компонента и компонента образовательного учреждения, а также объем времени, отведенный на эти компоненты.
Проектирование регионального компонента осуществляется путем использования объема времени, отведенного на региональный компонент гостребованиями по специальности педагогического профиля (в объеме от 100 до 240 часов в зависимости от специальности).
Проектирование компонента образовательного учреждения осуществляется путем использования объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
2.3.1. Содержание обучения регионального компонента может реализовываться посредством:
- введения дополнительных дисциплин в раздел "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента", и(или) в один или несколько циклов дисциплин, и(или) введения дополнительных дидактических единиц регионального характера в дисциплины федерального компонента при увеличении объема времени, отведенного на их освоение за счет времени, предусмотренного гостребованиями по специальности на региональный компонент;
- введения дополнительных дидактических единиц регионального характера в дисциплины федерального компонента при условии выполнения минимума содержания обучения по дисциплине, указанного в государственных требованиях, за счет использования от 10 до 15% общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента;
- введения нескольких факультативных дисциплин в пределах времени, предусмотренного гостребованиями по специальности на факультативные дисциплины.
В этом случае общий объем времени, отведенный на региональный компонент, может составить от 100 до 350 часов.
2.3.2. Содержание обучения компонента образовательного учреждения может реализовываться посредством:
- введения специализации, которая создается в рамках цикла предметных дисциплин и предполагает получение углубленных профессиональных знаний в различных областях деятельности по профилю данной специальности, или введения дисциплин по выбору студента, устанавливаемых образовательным учреждением, за счет объема времени, предусмотренного гостребованиями по специальности (250 часов);
- введения дополнительных дидактических единиц в дисциплины федерального компонента при условии выполнения минимума содержания обучения по дисциплине, указанного в государственных требованиях, за счет использования от 10 до 15% общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента;
- введения дополнительных дидактических единиц в дисциплины федерального компонента или дисциплин в один или несколько циклов дисциплин: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный, общепрофессиональный и предметный циклы за счет 5% (базовый уровень) или 10% (повышенный уровень) объема времени, снятого с одного или нескольких циклов дисциплин;
- введения факультативных дисциплин в пределах времени, предусмотренного гостребованиями по специальности на факультативные дисциплины;
- введения дополнительных дисциплин в общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный, общепрофессиональный и предметный циклы и(или) введения дополнительных дидактических единиц в дисциплины федерального компонента за счет использования резерва времени учебного заведения, предусмотренного гостребованиями по специальности в том объеме, который необходим.
В этом случае общий объем времени, отведенный на компонент образовательного учреждения, может составить от 500 до 700 часов.
При необходимости объем времени в 250 часов, отводимый гостребованиями по специальности на специализацию, может быть увеличен за счет академических свобод образовательного учреждения.
2.4. В условиях двуязычия и при необходимости объемы времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут быть использованы на изучение второго языка.
2.5. Ежегодно при необходимости в процессе проектирования профессиональной образовательной программы по специальности в объемы времени, структуру и содержание регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут быть внесены изменения с учетом новых задач региональной образовательной практики.
2.6. Дисциплины регионального компонента вводятся в рабочий учебный план по специальности педагогического профиля по одному из предложенных вариантов:
- в раздел "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента";
- в циклы дисциплин;
- как в циклы дисциплин, так и в раздел "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента".
2.7. Дисциплины компонента образовательного учреждения вводятся в рабочий учебный план по специальности педагогического профиля в циклы дисциплин.
2.8. Описание использования объема времени на региональный компонент и компонент образовательного учреждения должно присутствовать в примечании к рабочему учебному плану.
2.9. По всем дисциплинам регионального компонента и компонента образовательного учреждения должны быть разработаны рабочие программы учебных дисциплин.
При введении содержания регионального компонента и компонента образовательного учреждения в дисциплины федерального компонента дополнительные требования к знаниям и умениям выпускника и дидактические единицы содержания обучения должны найти отражение в рабочих программах учебных дисциплин федерального компонента.
2.10. При введении дисциплин регионального компонента и компонента образовательного учреждения в рабочий учебный план по специальности педагогического профиля должно быть предусмотрено по каждой дисциплине определение объемов времени на лабораторные и практические занятия, самостоятельную работу и максимальную учебную нагрузку студентов.
2.11. При планировании промежуточной аттестации по каждой дисциплине регионального компонента и компонента образовательного учреждения должна быть предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
2.12. Содержание регионального компонента и компонента образовательного учреждения может быть предусмотрено в рабочей программе по профессиональной практике по специальности педагогического профиля на каждом ее этапе.
2.13. Содержание регионального компонента и компонента образовательного учреждения может найти отражение в курсовой работе, экзаменационных материалах Программы итоговой государственной аттестации по специальности педагогического профиля.
3. Содержательные примеры*** проектирования регионального компонента:
3.1. Пример проектирования регионального компонента по специальности "0312 Преподавание в начальных классах" при использовании объема времени (160 часов), предусмотренного на региональный компонент гостребованиями по специальности.
3.1.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующие задачи регионального компонента:
- создание условий, обеспечивающих успешную социализацию выпускника в региональных образовательных учреждениях и организациях, способствующих формированию культуры межнациональных отношений;
- обеспечение вхождения выпускника в поликультурную среду региона.
3.1.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0312 Преподавание в начальных классах". Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- умение создавать в коллективе детей условия для формирования культуры межнационального общения;
- знание региональной образовательной политики, новаторского и передового опыта обучения и воспитания;
- знание географических, культурно-исторических и этнографических особенностей родного края.
3.1.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя начальных классов в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0312 Преподавание в начальных классах".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание основ языка родного края;
- знание экологии, географии и истории родного края;
- знание детской литературы и фольклора родного края, их историческое развитие и современное состояние;
- умение формировать у младших школьников целостное и объективное представление о родной культуре на основе национальной и мировой культур;
- умение формировать у младших школьников представление об экологических, географических, культурно-исторических и этнографических особенностях родного края.
3.1.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0312 Преподавание в начальных классах" формирует в разделе "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента" дисциплины регионального компонента и объем часов, отведенный на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Основы языка родного края" - 32 часа,
"Экология и география родного края" - 32 часа,
"История и культура родного края
с методикой преподавания" - 48 часов,
"Детская литература и фольклор родного края" - 48 часов.
3.1.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по дисциплинам регионального компонента, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
3.2. Пример проектирования регионального компонента по специальности "0311 Изобразительное искусство и черчение" (базовый уровень) при использовании объема времени (180 часов), предусмотренного на региональный компонент гостребованиями по специальности.
3.2.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующие задачи регионального компонента:
- обеспечение вхождения выпускника в поликультурную среду региона;
- создание условий, способствующих освоению выпускником особенностей национальной культуры и культуры родного края.
3.2.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0311 Изобразительное искусство и черчение". Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- знание культурно-исторических и этнографических особенностей родного края;
- умение вести самостоятельную художественно-творческую деятельность с учетом особенностей народных ремесел.
3.2.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя изобразительного искусства и черчения в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0311 Изобразительное искусство и черчение".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание истории и художественной культуры родного края, ее историческое развитие и современное состояние;
- умение использовать методики преподавания народных ремесел.
3.2.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0311 Изобразительное искусство и черчение" формирует дополнительные дидактические единицы в дисциплины федерального компонента "Декоративно-прикладное искусство", "Методика преподавания изобразительного искусства", "История изобразительного искусства", определяет в разделе "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента" дисциплины регионального компонента и объем часов, отведенный на каждую из них, и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации таких задач регионального компонента, как обеспечение вхождения выпускника в поликультурную среду региона и создание условий, способствующих освоению выпускником особенностей национальной культуры и культуры родного края.
С введением дополнительных дидактических единиц в ряд дисциплин предметного цикла их объем увеличивается:
- по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" с 78 часов до 122 часов;
- по дисциплине "Методика преподавания изобразительного искусства" с 78 до 122 часов;
- по дисциплине "История изобразительного искусства" со 111 часов до 155 часов.
Кроме того, педагогический колледж формирует новую дисциплину в разделе "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента" и объем часов, отведенный на нее.
Такой дисциплиной может быть:
"История и культура родного края" - 48 часов.
3.2.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дидактическим единицам федерального компонента и дисциплинам регионального компонента, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
3.3. Пример проектирования регионального компонента по специальности "0312 Преподавание в начальных классах" при использовании объема времени (160 часов), предусмотренного на региональный компонент гостребованиями по специальности.
3.3.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу регионального компонента:
- формирование ключевых компетенции, обеспечивающих успешное вхождение выпускника в региональный рынок образовательных услуг.
3.3.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0312 Преподавание в начальных классах".
Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- умение анализировать, оценивать и действовать адекватно сложившейся ситуации;
- умение решать проблемы и нести ответственность за принятые решения;
- овладение эффективным поведением на региональном рынке труда.
3.3.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя начальных классов в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0312 Преподавание в начальных классах".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание основ компьютерной грамотности;
- знание основ социальной компетентности;
- знание основ предпринимательской деятельности;
- умение формировать у младших школьников, учитывая их возрастные особенности, ключевые компетенции.
3.3.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0312 Преподавание в начальных классах" формирует в разделе "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента" дисциплины регионального компонента и объем часов, отведенный на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Основы социальной компетентности" - 32 часа,
"Навыки решения проблем" - 32 часа,
"Основы предпринимательской деятельности" - 32 часа,
"Основы компьютерной грамотности" - 32 часа,
"Эффективное поведение на региональном рынке труда" - 32 часа.
3.3.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по дисциплинам регионального компонента, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
3.4. Пример проектирования регионального компонента по специальности "0302 Русский язык и литература" при использовании объема времени (160 часов), предусмотренного на региональный компонент гостребованиями по специальности.
3.4.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующие задачи регионального компонента:
- создание условий, обеспечивающих успешную социализацию выпускника в городских и сельских общеобразовательных школах с многонациональным составом обучающихся и способствующих формированию культуры межнациональных отношений;
- обеспечение вхождения выпускника в поликультурную среду региона.
3.4.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0302 Русский язык и литература". Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- знание региональных вариантов бытования фольклорных праздников;
- умение реализовать региональный компонент образования в своей профессиональной деятельности;
- умение создавать в коллективе детей условия для формирования культуры межнационального общения.
3.4.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя русского языка и литературы в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0302 Русский язык и литература".
Дополнительными требованиями к знаниями и умениям выпускника стали:
- знание литературы, фольклора и традиций родного края, их историческое развитие и современное состояние;
- знание основных особенностей национальной культуры в диалектическом единстве с общемировой культурой;
- умение обеспечивать погружение школьников в национальную культуру, осуществлять поиск и сбор "живого" материала, его трансляцию в образовательный процесс;
- умение использовать многообразие возможных форм взаимодействия школьников с социокультурной средой.
3.4.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0302 Русский язык и литература" формирует в разделе "ТО.Р. Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента" дисциплины регионального компонента и объем часов, отведенный на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Литературное краеведение" - 32 часа,
"Топонимика" - 32 часа,
"Фольклорный театр" - 96 часов.
3.4.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по дисциплинам регионального компонента, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4. Содержательные примеры проектирования компонента образовательного учреждения:
4.1. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0313 Дошкольное образование" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.1.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- формирование содержания среднего педагогического образования опережающего характера на основе достижений современной психологии и педагогики.
4.1.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0313 Дошкольное образование". Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- умение использовать здоровьесберегающие технологии в процессе развития ребенка;
- умение создавать психолого-педагогические ситуации для совместного с ребенком проектирования его жизнедеятельности;
- умение использовать игровое моделирование жизненных ситуаций в процессе развития ребенка.
4.1.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего воспитателя дошкольного возраста в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание сущности понятия личностно ориентированной ситуации;
- знание методической системы личностно ориентированного образования;
- умение использовать особенности личностно ориентированных технологий в развитии детей дошкольного возраста.
4.1.4. Педагогический коллеж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование" формирует дополнительные дидактические единицы в дисциплины федерального компонента "Педагогика", "Психология", "Психолого-педагогический практикум", "Основы педагогического мастерства", определяет новые дисциплины общепрофессионального цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи регионального компонента, как формирование содержания среднего педагогического образования опережающего характера на основе достижений современной психологии и педагогики.
В данном случае при расчете общего объема времени (182 часа) использовалось 32 часа (одна неделя из четырех) резерва времени образовательного учреждения, предусмотренных гостребованиями по специальности "0313 Дошкольное образование", а также 10% объема времени (150 часов), снятого с двух циклов - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин.
С введением дополнительных дидактических единиц в ряд дисциплин общепрофессионального цикла их объем увеличивается:
- по дисциплине "Педагогика" с 200 до 220 часов;
- по дисциплине "Психология" со 170 до 190 часов;
- по дисциплине "Психолого-педагогический практикум" с 32 до 62 часов;
- по дисциплине "Основы педагогического мастерства" с 36 до 56 часов.
Кроме того, педагогический колледж формирует новую дисциплину в общепрофессиональный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на нее.
Такой дисциплиной может быть
"Методическая система личностно ориентированного
образования" - 92 часа.
4.1.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дидактическим единицам дисциплин федерального компонента и новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.2. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0307 Физическая культура" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.2.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- обновление содержания психолого-педагогической и предметной подготовки в соответствии с задачами модернизации дошкольного, начального общего, основного общего, специального и дополнительного образования.
4.2.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0307 Физическая культура". Таким дополнительным требованием к выпускнику стало:
- умение обеспечивать взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях спортом.
4.2.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя физической культуры в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0307 Физическая культура".
Дополнительными требованиями к знаниями и умениям выпускника стали:
- знание организации и проведение нетрадиционных физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- умение использовать в своей деятельности нетрадиционные и национальные виды спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования.
4.2.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0307 Физическая культура" определяет новые дисциплины предметного цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи компонента образовательного учреждения, как обновление содержания психолого-педагогической и предметной подготовки в соответствии с задачами модернизации дошкольного, начального общего, основного общего, специального и дополнительного образования.
В данном случае при расчете общего объема времени использовался объем всего резерва времени образовательного учреждения (144 часа).
Педагогический колледж формирует новые дисциплины в цикл предметных дисциплин и объем часов, отведенный на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Методика организации и проведения
народных игр и национальных видов спорта" - 32 часа,
"Методика оздоровительной работы" - 48 часов,
"Технология режиссуры физкультурно-оздоровительных
мероприятий и спортивных соревнований" - 64 часа.
4.2.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.3. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0302 Русский язык и литература" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.3.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- обеспечение преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования.
4.3.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем и педагогическим вузом на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0302 Русский язык и литература". Таким дополнительным требованием к выпускнику стало:
- углубление знаний в области теории языка и литературы, истории русского языка и литературы, русской диалектологии и современного русского литературного языка и литературы.
4.3.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя русского языка и литературы в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0302 Русский язык и литература".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- углубление знаний в области теории языка;
- знание основных этапов функционирования и развития древних языков;
- знание истории русского языка;
- знание русских диалектов;
- знание функциональных стилей современного русского языка;
- углубление знаний в области теории и истории литературы;
- умение применять сравнительно-сопоставительный анализ литературных текстов;
- умение использовать в образовательном процессе межпредметные знания.
4.3.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0302 Русский язык и литература" определяет новые дисциплины предметного цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи компонента образовательного учреждения, как обеспечение преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования.
В данном случае при расчете общего объема времени (320 часов) использовался объем времени, предусмотренный на дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением (150 часов), 10% объема времени (62 часа), снятого с одного цикла - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также три недели из четырех объема резерва времени образовательного учреждения (108 часов).
Педагогический колледж формирует новые дисциплины в предметный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Теория языка" - 78 часов,
"Теория литературы" - 78 часов,
"Стилистика" - 34 часа.
В качестве дисциплин по выбору:
"Культура речи. Риторика" - 94 часа,
"Каллиграфия" - 36 часов,
"Древние языки" - 130 часов.
4.3.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.4. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0310 Музыкальное образование" (базовый уровень) при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.4.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- достижение заданного качества среднего педагогического образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями регионального рынка образовательных услуг и спецификой образовательной практики.
4.4.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0310 Музыкальное образование" (базовый уровень). Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- исполнение на инструменте музыкальных произведений на высоком профессиональном уровне;
- умение осуществлять образовательный процесс, используя различные формы организации музыкальной деятельности детей дошкольных и школьных учреждений.
4.4.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя музыки, музыкального руководителя в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0310 Музыкальное образование" (базовый уровень).
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание основных этапов развития отечественного и зарубежного инструментального исполнительского искусства и их характерные особенности;
- знание теоретических и практических основ методики начального обучения детей игре на инструменте;
- знание основных этапов работы над музыкальным произведением и необходимого минимума детского репертуара;
- умение исполнять на инструменте музыкальные произведения детского репертуара;
- умение планировать и проводить урок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- умение методически грамотно объяснять детям исполнительские задачи.
4.4.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0310 Музыкальное образование" (базовый уровень) определяет, что достижение этих образовательных целей возможно путем введения специализации. Таким образом, в данном случае компонент образовательного учреждения будет представлен специализацией.
Педагогический колледж выбирает специализацию "Инструментальное исполнительство" из перечня специализаций к специальности "0310 Музыкальное образование" (письмо Минобразования России от 03.06.2002 N 18-52-1146ин/18-28), определяет видом исполнительства фортепиано, формирует дисциплины специализации и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации задачи компонента образовательного учреждения - достижение заданного качества среднего педагогического образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями регионального рынка образовательных услуг и спецификой образовательной практики.
В данном случае при расчете общего объема времени (394 часа) использовался объем времени, предусмотренный на дисциплины специализации (250 часов), а также четыре недели резерва времени образовательного учреждения (144 часа).
Педагогический колледж формирует дисциплины специализации в предметный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"История и основы теории фортепианного исполнительства" - 48 часов,
"Методика начального обучения игре на фортепиано" - 84 часа,
"Практикум начального обучения игре на фортепиано" - 84 часа,
"Индивидуальная исполнительская подготовка" - 178 часов
инд.
4.4.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.5. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0313 Дошкольное образование" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.5.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- формирование содержания среднего педагогического образования опережающего характера на основе достижений науки о качестве образовательных услуг.
4.5.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0313 Дошкольное образование". Таким дополнительным требованием к выпускнику стало:
- овладение квалиметрическими и управленческими компетенциями.
4.5.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего воспитателя дошкольного возраста в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание и умение оперировать понятием "качество";
- знание сущности понятия культуры качества человека;
- умение измерить качество своих действий и осуществить самооценку своих учебных достижений;
- умение проектировать развитие детей дошкольного возраста;
- умение диагностировать и измерять качество подготовки детей к школе.
4.5.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование" определяет новые дисциплины общепрофессионального цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи регионального компонента, как формирование содержания среднего педагогического образования опережающего характера на основе достижений науки о качестве образовательных услуг.
В данном случае при расчете общего объема времени (214 часов) использовалось 10% объема времени, снятого с двух циклов - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (68 часов), а также предметных дисциплин (146 часов).
Педагогический колледж формирует новые дисциплины в общепрофессиональный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Качество и его проектирование" - 68 часов,
"Педагогическая квалиметрия" - 68 часов,
"О культуре качества для дошкольников" - 78 часов.
4.5.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.6. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0313 Дошкольное образование" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.6.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской Федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- обновление содержания предметной подготовки в соответствии с задачами модернизации дошкольного образования.
4.6.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0313 Дошкольное образование". Такими дополнительными требованиями к выпускнику стали:
- умение использовать технологии творческого решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ) в процессе развития ребенка;
- умение нестандартно строить процесс обучения детей дошкольного возраста.
4.6.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего воспитателя дошкольного возраста в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание технологий ТРИЗ и РТВ;
- умение использовать технологии ТРИЗ и РТВ в работе с детьми дошкольного возраста;
- овладение приемами переноса знаний и умений, полученных в процессе изучения технологий ТРИЗ и РТВ, на другие области знаний при решении творческих задач.
4.6.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0313 Дошкольное образование" определяет новые дисциплины общепрофессионального цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи регионального компонента, как обновление содержания предметной подготовки в соответствии с задачами модернизации дошкольного образования.
В данном случае при расчете общего объема времени (154 часа) использовались 72 часа (две недели из четырех) резерва времени образовательного учреждения, предусмотренных гостребованиями по специальности "0313 Дошкольное образование", а также 10% объема времени, снятого с одного цикла - общепрофессиональных дисциплин (82 часа).
Педагогический колледж формирует новые дисциплины в предметный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"ТРИЗ и РТВ" - 68 часов,
"Методика маленьких человечков" - 54 часа,
"Сочинение сказок" - 32 часа.
4.6.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
4.7. Пример проектирования компонента образовательного учреждения по специальности "0301 Математика" при использовании объема времени, предоставляемого академическими свободами образовательного учреждения в формировании содержания образования.
4.7.1. Органы управления образованием одного из субъектов Российской федерации совместно с педагогическим колледжем устанавливают следующую задачу компонента образовательного учреждения:
- осуществление преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования.
4.7.2. Органы управления образованием совместно с педагогическим колледжем на основе установленных задач разрабатывают дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданной гостребованиями по специальности "0301 Математика". Таким дополнительным требованием к выпускнику стало:
- углубление знаний в области математических дисциплин.
4.7.3. Педагогический колледж на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает образовательные цели подготовки будущего учителя математики в виде требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0301 Математика".
Дополнительными требованиями к знаниям и умениям выпускника стали:
- знание основных понятий теории вероятности;
- знание функций комплексного переменного;
- знание дифференцирования и интегрирования функции комплексного переменного;
- представление об основных понятиях теории обыкновенных дифференциальных уравнений;
- знание простейших дифференциальных уравнений и методов их решения;
- знание основных свойств кривых и поверхностей в евклидовом пространстве;
- знание основных методов исследования дискретных моделей;
- умение решать дифференциальные уравнения;
- умение вычислять основные инварианты кривых и поверхностей;
- умение оперировать векторно-значными функциями.
4.7.4. Педагогический колледж исходя из дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности "0301 Математика" определяет новые дисциплины предметного цикла и рассчитывает общий объем часов, необходимый для реализации такой задачи регионального компонента, как осуществление преемственности образовательных программ среднего и высшего педагогического образования.
В данном случае при расчете общего объема времени (436 часов) использовались: объем времени (140 часов), отведенный на дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, все четыре недели (144 часа) резерва времени образовательного учреждения (144 часа), предусмотренные гостребованиями по специальности "0301 Математика", а также 10% объема времени (152 часа), снятого с двух циклов - общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (70 часов) и общепрофессиональных дисциплин (82 часа).
Педагогический колледж формирует новые дисциплины в предметный цикл дисциплин, устанавливая объем часов на каждую из них.
Такими дисциплинами могут быть:
"Теория чисел" - 66 часов,
"Линейная алгебра и геометрия" - 58 часов,
"Дискретная математика" - 48 часов,
"Дифференциальная геометрия" - 32 часа,
"Теория функций комплексного переменного" - 48 часов,
"Теория вероятности" - 48 часов.
В качестве дисциплин по выбору:
"Аналитическая геометрия" - 136 часов,
"Дифференциальные уравнения" - 136 часов.
4.7.5. Педагогический колледж разрабатывает содержание обучения по новым дисциплинам, которое указывается в рабочих программах этих учебных дисциплин.
______________________________
* Перечень задач является открытым и может быть дополнен органами управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с образовательными учреждениями, реализующими специальности среднего педагогического образования, исходя из региональных потребностей и интересов всех заинтересованных субъектов социального партнерства.
** Перечень задач является открытым и может быть дополнен органами управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с образовательными учреждениями, реализующими специальности среднего педагогического образования, исходя из региональных потребностей и интересов всех заинтересованных субъектов социального партнерства.
*** Приведенные ниже примеры носят условный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 20 марта 2003 г. N 18-51-263ин/18-28 "О рекомендациях по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", май 2003 г., NN 15, 16.