Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Сущность решаемых целевой программой проблем
Занятия широких масс населения физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности любой нации. Спорт и физкультура является средством отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов и повышения качества жизни. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения.
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений занимает физическая культура и массовый спорт, которые как социально значимые виды деятельности отвечают потребностям формирующейся личности. Являясь основной частью общей культуры личности, физическая культура и спорт во многом определяют ее социальный и нравственный статус и могут быть важными факторами предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности детей и подростков.
Привлечение различных категорий граждан, особенно подрастающего поколения, к занятиям физической культурой и спортом является одним из действенных факторов профилактики правонарушений, экстремизма, разжигания конфликтов на национальной и религиозной почве.
При решении задач социально-экономического развития города Обнинска одним из приоритетных направлений является воспитание здорового молодого поколения, посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи и призывников свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта. Одним из факторов, негативно влияющим на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и областной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011-2015 годы" основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.
Кроме того, роль физкультуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Вышеперечисленные проблемы нуждаются в разрешении и на муниципальном уровне. Данная программа позволит эффективно осуществлять систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, местного. самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации и иных заинтересованных сторон по формированию у различных слоев населения города стойкой потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В настоящий момент на территории МО "Город Обнинск" расположено 170 муниципальных спортивных объектов, а также объекты областного подчинения: спорткомплекс СДЮШОР по спортивной гимнастике Л.Латыниной, федерального подчинения: ФОК ОНПП "Технология", спорткомплекс ГНЦ РФ ФЭИ, спортсооружения ИАТЭ НИЯУ МИФИ, стрелковый тир Обнинского УСЦ ДОСААФ России и спортивные объекты частной собственности: Фитнес-центр "Окридж" (ООО "Сити-клуб"), Боулинг-центр "Шторм", оздоровительный центр "Милхан" и др., всего - 187 объектов, с единовременной пропускной способностью - 3932 человека.
Уровень фактической обеспеченности объектами физической культуры и спорта в городском округе от нормативной потребности составляет - 31,9%.
В данный момент в сфере физической культуры и спорта в городе Обнинске работает 255 штатных работников.
В целях повышения квалификации тренерско-преподавательского и руководящего состава муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011-2015 годы" проводится стажировка и переподготовка в форме курсов, обучающих семинаров, обмена опыта данной категории работников на базе ГБОУ ДОД КО "ОСДЮСШОР "Юность" и ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Труд".
Во всех школах города действуют кружки и секции спортивной направленности (74 секции по 18 видам спорта). Круглый год (ежеквартально) в городе проводится Спартакиада среди школьников по разнообразным видам спорта.
Подростки из группы риска привлекаются для занятий спортом в спортивных клубах и секциях города: ДЮСШ "Квант", ДЮСШ "Держава", МУП "Дворец спорта", СДЮСШОР по волейболу А. Савина, СДЮШОР по спортивной гимнастике Л. С. Латыниной и др.
Большой вклад в работу с детьми и подростками группы риска вносит МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества", на базе которого занимаются дети и подростки из неблагополучных семей
На базе МОУ "Лицей Держава", четвертый год продолжает работать площадка для детей, которые состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. С детьми в ходе проведения комплексной профилактической работы психологов, сотрудников МЧС, МВД, федеральной службы по борьбе с нелегальным оборотом наркотических средств, военнослужащих воинских частей, проводятся соревнования, встречи с известными спортсменами города, в ходе которых детям и подросткам рассказывают о путях достижения побед в спорте, пользе здорового образа жизни.
Большое внимание в городе уделяется работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.
В спортивной школе "Квант" функционирует отделение адаптивной физической культуры для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами.
В 2011 году город Обнинск стал призером областного конкурса среди муниципальных образований Калужской области на лучшее физкультурно-массовое мероприятие среди лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Благодаря субсидии в сумме 97 500 рублей, полученной из областного бюджета, были проведены Спортивные игры для детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями, ставшие настоящим праздником для более 300 детей из Обнинска, Жуковского, Малоярославецкого и Боровского районов.
Из 63 занимающихся в отделении адаптивной физической культуры МАОУ ДОД ДЮСШ "Квант", 27 воспитанников становились победителями и призерами чемпионатов и первенств Калужской области
Организованное межведомственное взаимодействие учреждений социальной защиты и Комитета по физической культуры и спорта Администрации города позволяет детям-инвалидам, начиная с самого раннего возраста (1-2 года) и до 10 лет проводить занятия физической культурой в центре "Доверие", а дальнейшая совместная работа отделения адаптивной физкультуры МАОУ ДЮСШ "Квант" и ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доверие" позволяет 714 детям, юношам и девушкам заниматься шахматами, шашками, плаванием, участвовать в секционных занятиях по дартсу и стрельбе, а также, используя индивидуальную программу, независимо от имеющихся заболеваний, проводить занятия по танце-двигательной терапии, ЛФК.
В настоящий момент охват данной группы населения составляет - 11,5 % /920 человек.
В городе организована пропаганда физической культуры и спорта, включающая в себя распространение социальной рекламы, размещение в СМИ, на информационных сайтах города сведений о работе спортивных секций, клубов, спортивных школах по всем видам спорта, обеспечение поступления информации о проведенных соревнованиях, достижениях спортсменов - обнинцев, выпускаются тематические спортивные передачи, интервью в прямом эфире на телеканалах "Обнинск-ТВ" (ТНТ), "Крылья" (ТВЦ), радио.
По итогам 2011 года число занимающихся в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности достигло 22186 человек, что составило 21,0 % населения города, количество учащихся, посещающих уроки физкультуры, составило 13305 человек (91,1 %), учащихся общеобразовательных школ, занимающихся в СДЮШОР, ДЮСШ, спортивных секциях МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" - 3593 человека (36,9%).
Общий объем финансирования развития физкультуры и спорта в городе Обнинске в 2011 году из федерального, областного и городского бюджета составил 168723,3 тыс. рублей, в том числе, средства местного бюджета - 104795,7 тыс. рублей, областного -60000,0 рублей, федерального - 300,0 рублей, средства из внебюджетных источников -3627,6 рублей, что составило 1610 рублей на одного жителя города, а из средств местного бюджета - 1000 рублей
Но, к сожалению, имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в городе, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом среди различных групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- несоответствие уровня материально - технической базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в городе;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- низкий уровень пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни в городе;
- отсутствие системного подхода к медицинскому обеспечению и контролю за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом. Реализация долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Обнинске на 2012-2015 годы (далее - программа) позволит за четыре года решить указанные проблемы, при максимально эффективном управление бюджетными и внебюджетными средствами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход к решению проблем;
- распределение полномочий и ответственности;
- контроль за целевым использованием средств;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы. Основные программные мероприятия, связанные с развитием физической культуры и спорта в городе:
- развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
- развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан;
- организацию пропаганды физической культуры и спорта;
- обеспечение деятельности учреждений и предприятий города спортивной направленности;
- финансирование развития и модернизации спортивной инфраструктуры;
- осуществление мониторинга оценки населением проводимых мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики доли горожан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- возможность адаптации мероприятий программы к потребностям граждан и, при необходимости, их корректировки;
- популяризация физической культуры и спорта путем финансовой поддержки городских команд по волейболу и футболу, выступающих на Российском уровне.
Административный риск связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению целей и задач программы, обусловленному:
- финансированием программы не в полном объеме;
- срывом мероприятий и не достижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования программы;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией программы;
- своевременная корректировка мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.