Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
Программа разработана в соответствии с Федеральными законами от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Муниципальное образование "Город Калуга" является одним из наиболее динамично развивающихся городов Российской Федерации Центрального федерального округа. В городе Калуге зарегистрировано 10,5 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе более 100 крупных и средних промышленных и строительных предприятий.
В настоящее время износ инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.
Потери при эксплуатации существующих тепловых, электрических сетей, сетей водопроводно-канализационного хозяйства значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, в ряде случаев, уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Все это ведет не только к падению надежности функционирования энергоснабжающих систем, но и ложится тяжелым бременем на население и бюджет в виде необоснованно высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции предприятий города.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, является одной из приоритетных задач экономического развития хозяйственного комплекса муниципального образования. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей, повышению расходов бюджета на энергообеспечение зданий, учреждений социальной сферы, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджета.
Повышение энергоэффективности имеет, кроме того, и важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение к инженерным сетям и в потребности оснащения инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться. Самые большие риски связаны с реализацией программы "Доступное жилье".
Инвестиционная привлекательность муниципального образования снижается, если в нем имеет место дефицит мощности коммунальных систем, а плата за подключение к ним запредельно высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики города и обеспечивает инвестиционную привлекательность.
Топливно-энергетический комплекс муниципального образования "Город Калуга" как в период интенсивного экономического роста экономики в 2000-2007 годах, так и во время экономического кризиса 2008-2009 годов с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился в основном успешно, что показало надежность и устойчивость энергетической системы. Однако ее потенциал к 2009 году оказался практически полностью исчерпанным и в настоящее время требует модернизации и обновления. Ситуация в последние годы усугублялась и общеэкономическими проблемами, что привело к росту энергоемкости большинства видов промышленной продукции и снижению энергоэффективности экономики в целом.
Проблемы, предопределяющие низкую на данном этапе энергоэффективность в экономике и бытовом секторе, заключаются в следующем:
1) энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;
3) низкие теплотехнические характеристики зданий;
4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства),транспортировки (передачи) и потребления;
5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
6) недостаточный статистический учет и мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;
7) недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту.
Таблица 1. Объем используемых энергоресурсов за 2007-2009 годы
N п/п |
Энергоресурсы |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1. |
Отпущено электрической энергии - всего, в том числе: |
тыс. кВт. ч. |
539349,4 |
554407,4 |
548812,5 |
|
- населению |
|
100700,7 |
176308,6 |
178611,9 |
|
- бюджетным организациям |
|
64519,2 |
65835,2 |
67922,8 |
2. |
Отпущено холодной воды - всего, в том числе: |
тыс. куб. м |
45330,3 |
44533,4 |
42567,2 |
|
- населению |
|
32227,3 |
31346,1 |
31013,8 |
|
- бюджетным организациям |
|
1457,6 |
1922,6 |
1434,0 |
3. |
Принято сточных вод -всего, в том числе: |
тыс. куб. м. |
42748,6 |
42304,9 |
40221,9 |
|
- от населения |
|
31510,2 |
30958,0 |
30622,0 |
|
- от бюджетных организаций |
|
2067,5 |
2779,7 |
2210,2 |
4. |
Отпущено природного газа - всего, в том числе: |
тыс. куб. м. |
683167,8 |
660788,4 |
679395,4 |
|
- населению |
|
128,2 |
128,2 |
124,6 |
|
- бюджетным организациям |
|
6,4 |
7,0 |
6,6 |
5. |
Отпущено тепловой энергии - всего, в том числе: |
тыс. Гкал |
1830,5 |
1755,0 |
1832,5 |
|
- населению |
|
1396,8 |
1301,0 |
1448,4 |
|
- бюджетным организациям |
|
254,2 |
246,3 |
266,6 |
6. |
Отпущено тепловой энергии для ГВС - всего, в том числе: |
|
380,4 |
377,1 |
368,4 |
|
- населению |
|
309,5 |
300,7 |
298,6 |
|
- бюджетным организациям |
|
62,9 |
65,4 |
63,2 |
Приоритеты энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Калуга" могут быть сформулированы в следующем виде:
1) активизация политики по повышению энергоэффективности и энергосбережению, в частности, в сфере стимулирования энергосбережения;
2) обновление основных производственных фондов с применением новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
3) комплексное оснащение средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту;
4) выполнение широкомасштабной программы капитального ремонта жилищного фонда на основе энергосбережения;
5) реализация программ энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы с целью сокращения бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.