Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Городской Управы г. Калуги
от 14 декабря 2011 г. N 271-п
(с изм. от 12 июля, 14 ноября 2012 г.)
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 ноября 2012 г. N 390-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие дошкольного образования на территории
муниципального образования "Город Калуга" на 2012- 2016 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Калуга" на 2012-2016 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Основание для разработки Программы |
Постановление Городской Управы города Калуги от 24.08.2011 N 3895-пи "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Калуга" на 2012-2016 годы" (в редакции постановления Городской Управы города Калуги 02.12.2011 N 8562-пи) |
|||||||
Заказчик Программы |
Городская Управа города Калуги |
|||||||
Разработчик Программы |
Управление образования города Калуги |
|||||||
Цель Программы |
обеспечение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего потребностям общества и каждого гражданина; совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования |
|||||||
Задачи Программы |
развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг; модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений; повышение качества дошкольного образования; - развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования; - введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования |
|||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг": - санитарный норматив наполняемости групп (нормативная мощность); - обеспеченность детского населения местами в дошкольных учреждениях; - использование дошкольными образовательными учреждениями гибких режимов пребывания ребенка в образовательном учреждении с учетом потребности населения; - процент охвата детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, проживающих в городе, услугами дошкольного образования; - развитие новых форм дошкольного образования, предоставляемых на территории города Калуги, для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет; - фактическая средняя наполняемость групп дошкольных учреждений детьми по отношению к действующим нормам наполняемости групп для детей дошкольного возраста. Целевые индикаторы реализации задачи "Модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений": - доля расходов на материально-техническое и хозяйственное обеспечение в бюджете муниципального образования "Город Калуга" на дошкольное образование; - уровень развития материально-технической и учебно-методической базы учреждения. Целевые индикаторы реализации задачи "Повышение качества дошкольного образования": - уровень заболеваемости детей в МДОУ; - сохранение жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ; - посещаемость детьми дошкольных образовательных учреждений; - удовлетворенность населения качеством дошкольного образования; - развитие общественно-государственных форм управления дошкольными образовательными учреждениями; - удельный вес числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования": - уровень обеспеченности персоналом дошкольных образовательных учреждений; - доля педагогов, имеющих первую и высшую категории; - доля педагогов, имеющих высшее, в том числе педагогическое образование; - доля педагогического персонала, осуществившего повышение квалификации в области дошкольного образования; - количество выпускников среднего специального и высшего учебных заведений, пришедших на работу в дошкольное образовательное учреждение; - доля руководителей, получивших степень магистра или второе высшее образование по направлению "управление" или "менеджмент"; - доля руководителей, педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности; - количество дошкольных образовательных учреждений, работающих в статусе опорного учреждения; - удельный вес численности педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности. Целевые индикаторы реализации задачи "Введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования": - количество образовательных учреждений, изменивших тип на автономное |
|||||||
Сроки реализации Программы |
2012-2016 годы |
|||||||
Объемы и источники финансирования Программы (*) |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||||||
|
|
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
|
Всего |
498699,016 |
82221,916 |
105385,9 |
137748,4 |
101073,0 |
72269,8 |
|
|
Муниципальный бюджет |
420421,8 |
71566,7 |
79360,9 |
115592,4 |
82632,0 |
71269,8 |
|
|
Областной бюджет |
73277,216 |
9655,216 |
25025,0 |
21156,0 |
17441,0 |
0 |
|
|
Внебюджетные источники |
5000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
|
|
(*) Объемы финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета ежегодно уточняются в соответствии с решением Городской Думы города Калуги об утверждении бюджета муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и на плановый период |
|||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально -экономической эффективности |
- повышение качества и доступности дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения; - использование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, устанавливающих зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг; - повышение уровня информации об образовании, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; - внедрение новых услуг дошкольного образования; - модернизация технологической инфраструктуры МДОУ; - повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования; - предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли; - реализация механизмов государственно-общественной системы управления качеством дошкольного образования; - внедрение информационных технологий в содержание и управление дошкольным образованием; - развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров |
1. Характеристика проблемы
Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости не уступающих ни одной из последующих ступеней образования. Стратегическое развитие системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом как приоритетного направления социально-экономического развития города Калуги.
В настоящее время на территории города услуги по дошкольному образованию оказывают 65 образовательных учреждений следующих видов: "Центр развития ребенка-детский сад" - 4, "Детский сад" - 20, "Детский сад комбинированного вида" - 34, "Детский сад компенсирующего вида" - 3, "Детский сад присмотра и оздоровления" - 1, "Детский сад для детей раннего возраста" - 1, "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей" - 2. С учетом демографических и социально-экономических особенностей в городе увеличивается число образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Построено 2 дошкольных учреждения, принято в собственность 5 учреждений, открыты 65 дополнительных дошкольных групп. В городе активно развивается сеть общеобразовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования на основе кратковременного пребывания. В образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, на 01.01.2011 функционирует 564 группы. Из общего числа групп кратковременного пребывания детей - 12.
Таким образом, система дошкольного образования в городе Калуге представляет собой многофункциональную сеть образовательных учреждений, ориентированную на удовлетворение образовательных запросов населения, в том числе на оказание услуг детям раннего возраста и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем в области дошкольного образования остается ряд нерешенных проблем:
1. Положительная динамика рождаемости "сохраняет" проблему очереди на места в дошкольные учреждения притом, что проводятся максимально возможные мероприятия по увеличению мест: строительство зданий, пристроек, открытие дополнительных групп за счет внутреннего резерва. В детских садах города сохраняется высокая наполняемость групп детьми. Это значительно тормозит введение вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольных учреждениях и влияет на уровень предшкольной подготовки детей. Безусловным направлением развития остается организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники: строительство и покупка зданий, реализацию дошкольных образовательных программ на базе школ, развитие форм индивидуальной деятельности семейного воспитания детей. Для массового охвата дошкольным образованием будут поддерживаться многообразные программы раннего развития детей. Создание гибкой системы образовательных услуг (группы неполного дня при дошкольных учреждениях или школах и т.д.) позволит охватить дошкольным образованием значительное число детей и обеспечить необходимую подготовку их к школьному обучению. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть представлено ребенку в необходимые сроки.
2. Наряду с традиционными возможностями развивающего воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях сохраняется образование детей в условиях семьи (23,5% детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе около 3,6% детей от 5 до 7 лет), что свидетельствует о необходимости создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста, развития сети центров игровой поддержки для детей с родителями в целях обучения родителей развивающим играм как ведущим видам деятельности в дошкольном возрасте.
3. Внешний по отношению к системе образования фактор - миграционная политика города - формирует новую проблему: предшкольное развитие детей-мигрантов. Обеспечение равных прав на образование включает в себя специальное обучение не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей-мигрантов, для которых общение на русском языке становится серьезной проблемой. Количество таких детей в дошкольных образовательных учреждениях города Калуги растет, что вызывает необходимость организации специальной работы с детьми и их родителями по адаптации в русскоговорящей среде и культуре, по освоению русского языка, социализации детей и овладению ими основными навыками коммуникативной культуры.
4. Необходимость перехода к государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: формирующаяся ориентация на становление гражданского общества; ориентация на рост общественной активности населения; создание условий для усиления влияния общественности на принятие решений органами управления.
Принципиальные изменения в области образования возможны лишь при общественной поддержке. По мере роста уровня образования населения такая поддержка все более зависит от возможности влияния родителей, различных социальных структур на содержание планируемых изменений. Эта поддержка может выражаться и в предоставлении системе дошкольного образования дополнительных ресурсов, и в готовности признать приоритет системы образования при распределении бюджетных ресурсов. Организация диалога с социумом может рассматриваться как одно из принципиальных изменений в системе управления образованием.
Несомненным признаком государственно-общественного управления является возникновение "горизонтальных" управленческих структур в форме попечительских советов, советов дошкольных учреждений, управляющих советов, творческих союзов, экспертов по социальным проблемам образования.
5. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. Проблема состоит прежде всего в противоречии между острой необходимостью построения взаимодействия по поводу качества образования между заказчиками образования (государство, родители, школа) и потребителями (дети, родители), заинтересованными в качестве дошкольного образования, и низким уровнем готовности к такому взаимодействию и со стороны граждан, и со стороны представителей образования. Ориентация сети на показатели качества образования требует повышения уровня квалификации руководителей, педагогов дошкольного образования и психологов, осуществляющих сопровождение дошкольного образования. Следовательно, критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они институциализируются, т.е. будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы и образовательного учреждения и конкретного педагога, станут основанием для принятия управленческих решений.
6. Общая численность работников системы дошкольного образования на 2011 год составляет 3537 человек, при этом с 2005 года сохраняется тенденция к снижению численности по всем категориям работников. Ежегодный показатель по вакансиям составляет не более 5 % от общего количества педагогических ставок. Возрастной состав педагогов определяется следующими показателями: около 7% - в возрасте до 35 лет, более 17% - в пенсионном возрасте. Приход в дошкольные учреждения молодых специалистов имеет тенденцию к снижению. Заработная плата педагогического работника в среднем составляет 9598 рублей, что на 48% меньше, чем в среднем по экономике города (19690 руб). Финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования предъявляет новые требования к системе переподготовки кадров для дошкольного образования. Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между дошкольными образовательными учреждениями различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются опорные дошкольные учреждения, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям.
Принцип многообразия и ориентации на гражданский заказ к дошкольному образованию, стремление вовлечь в дошкольное образование как можно большее количество детей предполагает наличие различных образовательных программ. Система переподготовки кадров должна предоставлять возможность педагогам овладевать как разнообразными программами дошкольного образования, традиционно реализуемыми в детских садах, так и инновационными образовательными программами для дошкольников.
Современный детский сад предъявляет ряд требований к квалификационному уровню и деятельности руководителя образовательного учреждения. Модернизация дошкольного учреждения требует не только навыка, приобретаемого с опытом, но и новых знаний и компетенций современного менеджера, управленца-инноватора, готового и способного к изменениям. Необходимо совершенствовать отбор педагогов в состав кадрового резерва, создать систему непрерывного повышения квалификации будущих руководителей. Управленческая деятельность в современных условиях существенно отличается от существующей на сегодняшний день системы управления в дошкольном образовании. Создание и реализация специальных образовательных программ для управленцев различного уровня приобретает особое значение.
7. Существующее законодательство создает правовую базу для автономизации дошкольного учреждения, для принятия руководителем самостоятельных стратегических решений в области как образовательной, так и финансово-хозяйственной деятельности.
Программа модернизации предполагает, что учреждения образования не только сохраняют право на самостоятельность, но они будут обязаны реализовать это право, ибо будет расширяться круг вопросов, по которым учреждения образования принимают самостоятельные решения.
Расширение области самостоятельных решений образовательных учреждений относится как к финансово-хозяйственной, так и к образовательной деятельности.
Образовательные результаты в значительной мере зависят от организации образовательного процесса. Переход к вариативной системе образования создал новые предпосылки для индивидуализации дошкольных учреждений, для приобретения дошкольным учреждением своего имиджа.
Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами:
- многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;
- развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.
Наиболее сильное воздействие на достижение образовательных результатов дошкольное учреждение может оказать через выбор образовательных технологий. Вместе с тем в повседневной педагогической практике можно встретиться с достаточно бедной педагогической техникой. Освоение новых приемов и эффективных технологий зачастую представляет собой стихийный или весьма слабо управляемый процесс. Речь, естественно, идет не об использовании административных методов управления, а об использовании имеющихся возможностей для формирования на уровне дошкольного учреждения дидактических систем, соответствующих целям дошкольного образования, особенностям состава воспитанников и педагогическим возможностям коллектива педагогов.
8. Значительная дифференциация по инфраструктуре между новыми и старыми дошкольными образовательными учреждениями усиливает ситуацию неравного доступа к качественному образованию. Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на оснащение образовательного и социально-бытового процессов в МДОУ. В области дошкольного образования обозначился ряд проблем, одной из которых является несоответствие технологического оборудования МДОУ современным требованиям. В дошкольных учреждениях устарело 80% технологического оборудования, необходимого для оснащения пищеблоков, что создает угрозу безопасности качества детского питания. Также неудовлетворительным является и состояние оборудования для прачечных. Дата выпуска большей части оборудования - 1976-1980гг., нормативный срок эксплуатации истек. Требуется замена и оснащение прогулочных площадок для детей, обновление асфальтового покрытия территорий (дата ввода 79% учреждений - до 1985 года), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, пожарная, антитеррористическая безопасность и др.). Необходимо продолжение работы по созданию материально-технической базы для внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе и с использованием информационных технологий.
Изменения социально-экономических условий, законодательства Российской Федерации, в т.ч. принятие нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, введение Федеральных государственных требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов требуют структурных, институциональных и содержательных изменений в муниципальной системе дошкольного образования.
Таким образом, перед муниципальной системой дошкольного образования стоит задача реализации основных направлений государственной политики и поиска внутренних резервов, источников развития, рационального использования накопленного опыта, инновационного потенциала образования. Обозначенные проблемы определили приоритетные направления модернизации существующей системы дошкольного образования города Калуги, которые предстоит решить в ходе реализации долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Калуга" на 2012 - 2016 годы".
2. Основные цели, задачи Программы. Сроки и этапы реализации.
Целевые индикаторы и показатели
2.1. Целями Программы являются:
- обеспечение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего потребностям общества и каждого гражданина;
- совершенствование экономических, социальных, организационных, финансовых механизмов функционирования муниципальной системы дошкольного образования.
2.2. Достижение указанных целей возможно посредством реализации следующих задач Программы:
- развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг;
- модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- повышение качества дошкольного образования;
- развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;
- введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования.
2.2.1. Задача "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг" включает:
- увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет оптимизации действующей сети образовательных учреждений, строительства новых детских садов, пристроек к уже действующим, приема в состав муниципальной собственности зданий, находящихся в государственной, частной собственности;
- развитие современных моделей дошкольного образования и обеспечение условий их внедрения в практику работы (открытие групп с разными режимами пребывания детей, разной направленности);
- создание условий для организации деятельности дошкольных групп на базе различных видов и типов учреждений (или общеобразовательных школ);
- создание модели дошкольного образования, реализуемой в условиях семейных форм воспитания (семейный детский сад, семейные группы, гувернерские группы).
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации задачи "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг ".
Наименование показателя |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Санитарный норматив наполняемости групп (нормативная мощность) |
Умножение норматива наполняемости групп на количество групповых ячеек в здании детского сада |
Ед. |
9766 |
10681 |
10971 |
11221 |
11931 |
12331 |
12331 |
Обеспеченность детского населения местами в МДОУ |
Отношение общего количества мест в МДОУ к общей численности детей в городе от 1 года до 7 лет, умноженное на 1000 |
% |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
56 |
Использование дошкольными образовательными учреждениями, гибких режимов пребывания ребенка в образовательном учреждении с учетом потребности населения |
Количество образовательных учреждений, использующих гибкие дифференцированные режимы пребывания ребенка в образовательном учреждении |
Ед. |
7 |
8 |
10 |
11 |
13 |
14 |
14 |
Процент охвата детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, проживающих в городе, услугами дошкольного образования |
По формуле:
, где
а - численность детей в МДОУ на конец отчетного года (ф. 85-К) б - численность учащихся в возрасте 6 лет на 1 января (ф. 76 -РИК) г - численность детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно (данные о численности населения) |
% |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
80 |
Развитие новых форм дошкольного образования, предоставляемых на территории города Калуги для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет |
Количество новых форм дошкольного образования для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет: - групп кратковременного пребывания; - центр игровой поддержки развития детей; - семейные группы |
Ед. |
12
1
0 |
14
2
1 |
16
3
2 |
18
4
3 |
20
5
4 |
22
6
5 |
22
6
5 |
Фактическая средняя наполняемость групп дошкольных учреждений детьми по отношению к действующим нормам наполняемости групп для детей дошкольного возраста |
Соотношение фактической средней наполняемости групп детьми в МДОУ по отношению к действующим нормам наполняемости групп для детей дошкольного возраста |
% |
137 |
134 |
133 |
127 |
125 |
123 |
123 |
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 12 июля 2012 г. N 275-п подпункт 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2.2. Задача "Модернизация материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений" является основополагающей в решении проблемы обеспечения населения города Калуги качественным дошкольным образованием и требует комплекса определенных мер, направленных на:
- приобретение современной детской мебели для групповых, раздевальных комнат, спален;
- оснащение групповых помещений современными игровыми модулями, дидактическими материалами (стенды, мольберты и т.д.);
- оснащение прачечных дошкольных образовательных учреждений новым современным оборудованием и инвентарем;
- переоснащение пищеблоков, приобретение нового технологического оборудования, кухонного инвентаря, мебели;
- оснащение компьютерной техникой и оргтехникой дошкольных образовательных учреждений и мебелью;
- приобретение бытовой техники, садовой техники и инвентаря, медицинского оборудования, музыкальных инструментов, ковров, люстр, спортивного оборудования и инвентаря, производственного и хозяйственного оборудования и инвентаря;
- оснащение прогулочных участков современным стационарным игровым, спортивным оборудованием и т.д.
- строительство и капитальный ремонт теневых навесов на прогулочных участках;
- замену спортивного оборудования на спортивных площадках;
- благоустройство территорий дошкольных учреждений (замена асфальтового покрытия, обрезка, омоложение и валка деревьев);
- создание условий для обеспечения безопасности территорий образовательных учреждений (проведение работ по ремонту ограждения, освещению прогулочных участков, территории образовательных учреждений);
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи
"Модернизация материально-технической базы
муниципальных дошкольных образовательных учреждений"
Наименование показателя |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Доля расходов на материально-техническое и хозяйственное обеспечение в бюджете муниципального образования "Город Калуга" на дошкольное образование |
Расходы на материально-техническое и хозяйственное обеспечение к общей величине операционных расходов образовательных учреждений |
% |
40,3 |
42,4 |
44,6 |
47,8 |
49,1 |
50,1% |
50,1 |
Уровень развития материально-технической и учебно-методической базы учреждения |
Процент соответствия материально-технической и учебно-методической базы учреждений государственным требованиям |
% |
77 |
80 |
84 |
87 |
90 |
95 |
95 |
2.2.3. Задача "Повышение качества дошкольного образования" включает:
- формирование (создание) системы (механизма) оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг;
- внедрение федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования;
- создание условий для формирования профессиональных компетенций педагогов, обеспечивающих готовность работать по модернизированным программам в соответствии с федеральными требованиями;
- создание (апробация) программ психолого-педагогического сопровождения раннего развития, направленных на поддержку семейного воспитания;
- разработку и реализацию комплексных оздоровительно-профилактических и лечебно-оздоровительных программ и педагогических оздоровительных технологий;
- развитие инновационной, экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений, направленной на перспективные разработки актуальных для городской системы дошкольного образования проблем;
- внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения электронных образовательных ресурсов нового поколения для повышения качества дошкольных образовательных услуг;
- подготовку и опубликование публичных докладов о деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- развитие общественно-государственных форм управления дошкольными образовательными учреждениями;
- использование потенциала системы дошкольного образования для квалифицированной методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи
"Повышение качества дошкольного образования"
Наименование показателя |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Уровень заболеваемости детей в МДОУ |
Число дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни |
Ед. |
Ясли - 33,2 |
33,1 |
33,0 |
32,8 |
32,6 |
32,5 |
32,5 |
Сад - 22,1 |
22,0 |
21,8 |
21,7 |
21,5 |
21,4 |
21,4 |
|||
Сохранение жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ |
Число случаев заболеваний на 1000 детей |
Ед. |
3350 |
3250 |
3202 |
3105 |
3000 |
2904 |
2904 |
Посещаемость детьми дошкольных образовательных учреждений |
Отношение количества детей, посещающих МДОУ (по факту), к общему количеству детей в МДОУ |
% |
65 |
67 |
69 |
71 |
73 |
75 |
75 |
Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования |
Процент населения, удовлетворенных услугами дошкольного образования, от числа опрошенных |
% |
76 |
79 |
81 |
83 |
86 |
88 |
88 |
Развитие общественно-государственных форм управления дошкольными образовательными учреждениями |
Количество учреждений, в которых созданы органы общественного управления |
Ед. |
0 |
0 |
73 |
77 |
80 |
82 |
82 |
Удельный вес числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Соотношение количества образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования к общему количеству дошкольных учреждений |
% |
30 |
50 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
2.2.4. Задача "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования" предполагает:
- разработку и введение в действие системы сопровождения и поддержки молодых специалистов дошкольного образования;
- проведение конкурсов инновационных продуктов, проектов, программ;
- выявление и удовлетворение перспективных образовательных потребностей работников в повышении классификации с выходом на формирование специальных компетенций, востребованных современностью;
- создание условий для повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом";
- расширение деятельности опорных площадок, обеспечивающих трансляцию лучших практик и повышение профессиональной квалификации педагогов;
- разработку системы повышения квалификации резерва руководящих кадров.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи
"Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования"
Наименование показателя |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых и показателей индикаторов |
Конечное значение |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Уровень обеспеченности персоналом дошкольных образовательных учреждений |
Отношение потребности по штатной численности (штатному расписанию) к количеству заполненных вакансий за вычетом совместительства |
% |
81 |
83 |
85 |
87 |
90 |
94 |
94 |
Доля педагогов, имеющих первую и высшую категории |
Отношение количества работников, прошедших аттестацию на первую и высшую категории, к общему количеству работников |
% |
18 |
20 |
23 |
26 |
29 |
31 |
31 |
Доля педагогов, имеющих высшее, в том числе педагогическое образование |
Процент педагогов, имеющих высшее, в том числе специальное педагогическое образование, к общему количеству педагогов |
% |
51 |
55 |
59 |
63 |
68 |
70 |
70 |
Доля педагогического персонала, осуществившего повышение квалификации в области дошкольного образования |
Отношение персонала, осуществившего повышение квалификации, к общему количеству педагогов в системе дошкольного образования |
% |
53 |
57 |
68 |
75 |
81 |
89 |
89 |
Количество выпускников среднего специального и высшего учебных заведений, пришедших на работу в дошкольное образовательное учреждение |
Отношение количества молодых специалистов, пришедших работать в дошкольное учреждение к общему количеству выпускников |
% |
10 |
12 |
15 |
18 |
20 |
25 |
25 |
Доля руководителей, получивших степень магистра или второе высшее образование по направлению "управление" или "менеджмент" |
Отношение количества руководителей, осуществивших повышение квалификации, к общему количеству руководителей в системе дошкольного образования |
% |
12 |
37 |
52 |
77 |
85 |
100 |
100 |
Доля руководителей, педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности |
Отношение количества руководителей, педагогов, участвующих в конкурсах, к общему количеству работников дошкольных учреждений |
% |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
50 |
50 |
Количество дошкольных образовательных учреждений, работающих в статусе опорного учреждения |
Количество опорных учреждений |
Ед. |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
16 |
16 |
Удельный вес численности педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности |
Отношение количества педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, к общей численности педагогических работников |
% |
2 |
15 |
20 |
30 |
40 |
50 |
50 |
2.2.5. Задача "Введение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность дошкольного образования" предполагает:
изменение типа дошкольных образовательных учреждений (бюджетные, автономные) с целью увеличения их экономической и юридической самостоятельности.
Целевые индикаторы и показатели реализации задачи
"Введение новых финансово-экономических
и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих
качество и результативность дошкольного образования"
Наименование показателя |
Способ расчета показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых индикаторов и показателей |
Конечное значение |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Количество образовательных учреждений, изменивших тип на автономное |
Количество автономных учреждений |
Ед. |
0 |
0 |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Решение указанных задач достигается посредством использования комплексного подхода к развитию правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования.
Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности реализуемых мероприятий Программы.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений государственной политики в области образования, пожарной и террористической безопасности, сокращение финансирования, снижение на 50 и более процентов характеристик и показателей оценки реализации целевой Программы по сравнению с планируемыми за период не менее одного года.
3. Перечень программных мероприятий
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 ноября 2012 г. N 390-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств бюджета муниципального образования "Город Калуга", средств областного бюджета и средств внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Калуга" будет осуществляться в объемах, утвержденных решением Городской Думы города Калуги о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и за счет средств областного бюджета, предусмотренных Законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного финансового года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут изменяться сроки выполнения мероприятий. В этом случае объемы финансирования Программы уточняются и при необходимости вносятся соответствующие изменения в Программу.
5. Механизм реализации Программы
Управление образования города Калуги ежегодно с учетом анализа исполнения Программы в установленные сроки уточняет объемы средств, необходимых для реализации мероприятий Программы в очередном финансовом году и плановом периоде, и представляет в управление финансов города Калуги необходимые материалы.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований, утверждаемых решением Городской Думы города Калуги о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на очередной финансовый год и плановый период, а также за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников.
Координацию работы по реализации мероприятий Программы осуществляет управление образования города Калуги, которое:
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- ежегодно, с учетом выделяемых на реализацию Программы средств, распределяет их по программным мероприятиям;
- ежегодно представляет отчет о ходе выполнения Программы;
- готовит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- проводит мониторинг результатов выполнения программных мероприятий;
- организует размещение в электронном виде на сайте управления образования информации о ходе и результатах реализации Программы.
Мероприятия Программы реализуются муниципальными) дошкольными образовательными учреждениями с привлечением на конкурсной основе специализированных организаций. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Эффективность реализации и исполнения выделенных на нее средств муниципального бюджета будет обеспечиваться за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств.
Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности реализуемых мероприятий Программы.
6. Оценка социально - экономической, экологической эффективности
реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития системы дошкольного образования. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
- расширение системы дошкольного образования;
- повышение качества дошкольного образования;
- повышение эффективности финансирования дошкольного образования;
- расширение социального партнерства.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отстроченные социально-экономические эффекты:
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере дошкольного образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг;
- содействие развитию различных организационно - правовых форм образовательных организаций;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- внедрение новых форм дошкольного образования;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктур дошкольного образования;
- введение системы оплаты педагогического и управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающей качество и результативность их деятельности;
- поддержка на конкурсной основе лучших педагогов образовательных учреждений;
- повышение уровня доходов работников сферы дошкольного образования; предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических кадров.
Экологическая эффективность Программы определяется показателями, характеризующими изменение исходного состояния окружающей среды. Предварительный анализ мероприятий Программы показал, что при их реализации не произойдет ухудшения исходного состояния окружающей среды и не потребуется проведения восстановительных и рекультивационных работ.
Мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Калуга" на 2012-2016 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.