Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к долгосрочной целевой программе
"Развитие здравоохранения
Калужской области"
Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства"
Паспорт подпрограммы
1. Наименование |
Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства" (далее - подпрограмма) |
||
2. Заказчик подпрограммы |
Министерство здравоохранения Калужской области (далее - Минздрав Калужской области) |
||
3. Разработчик подпрограммы |
Минздрав Калужской области |
||
4. Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 28.03.2013 N 31-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Калужской области" |
||
5. Цель и задачи |
Цель подпрограммы - долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса для улучшения уровня здоровья населения и повышения качества медицинского обслуживания. Задачи подпрограммы: -расширение и реконструкция мощностей объектов здравоохранения Калужской области за счет привлечения внебюджетных инвестиций; -привлечение частных клиник к оказанию медицинской помощи населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи |
||
6. Целевые индикаторы и показатели |
- Количество негосударственных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи |
||
7. Сроки и этапы реализации |
Сроки реализации подпрограммы: 2013-2020 годы. Подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап: 2013 - 2015 годы; 2 этап: 2016 - 2020 годы. |
||
8. Перечень основных мероприятий |
1. Заключение концессионного соглашения о передаче частному инвестору объекта здравоохранения в г. Калуге для осуществления работ по реконструкции с целью предоставления в дальнейшем медицинских услуг населению. 2. Строительство частного многофункционального медицинского центра мощностью 1200 посещений в смену и 100 коек стационара в г. Калуге. 3. Строительство детско-взрослой поликлиники в микрорайоне "Правобережье" г. Калуги. 4. Строительство поликлиники в пос. Северный г. Калуги. 5. Строительство центра гемодиализа в г. Калуге. 6. Проведение разъяснительной работы с негосударственными медицинскими организациями по расширению их участия в оказании медицинской помощи населению в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи. |
||
9. Объемы и источники финансирования |
Источником финансирования подпрограммы являются внебюджетные средства. Сумма средств на реализацию программных мероприятий составляет 4 455 000,0 тыс. рублей. |
||
Годы |
Всего |
в том числе внебюджетные средства *) |
|
Итого |
4 455 000,0 |
4 455 000,0 |
|
в том числе: | |||
2013 г. |
0,0 |
0,0 |
|
2014 г. |
1 765 000,0 |
1 765 000,0 |
|
2015 г. |
1 765 000,0 |
1 765 000,0 |
|
2016 г. |
15 000,0 |
15 000,0 |
|
2017 г. |
310 000,0 |
310 000,0 |
|
2018 г. |
350 000,0 |
350 000,0 |
|
2019 г. |
250 000,0 |
250 000,0 |
|
2020 г. |
0,0 |
0,0 |
|
*) средства юридических лиц | |||
10. Ожидаемые результаты |
Увеличение количества негосударственных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи до десяти. |
||
11.Система организации контроля за исполнением |
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Услуги здравоохранения входят в число услуг, оказываемых гражданам государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 41), гарантирующей гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом, согласно указанной статье Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Для расширения ресурсной базы, создаваемой государством для решения социальных задач, а также для более эффективного использования этой ресурсной базы может быть привлечен потенциал бизнеса. Проблема состоит в том, чтобы использовать потенциал частного бизнеса для решения тех задач, ответственность за которые несет государство. Один из наиболее перспективных путей - государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), призванное объединить государственный и частный интересы для эффективной реализации проектов в здравоохранении. Данная форма сотрудничества может стать действенным инструментом при реформировании здравоохранения и одним из способов вывода его из кризиса.
Государственно-частное партнерство - привлечение на конкурсной основе в соответствии с законодательством органами государственной власти организаций, не относящихся к государственной или муниципальной форме собственности, физических лиц для проектирования, создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры, то есть эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к государственному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, полномочий. Участниками ГЧП являются органы государственной власти и частные партнеры.
В сфере здравоохранения использование принципов ГЧП позволит улучшить уровень здоровья населения, сохранить социальную стабильность в обществе, повысить качество медицинского обслуживания, оптимизировать государственные расходы и уменьшить структурную диспропорцию.
Основными принципами ГЧП являются:
- смешанный разноуровневый субъектный состав, действующий на паритетных началах (всегда присутствуют публичный и частный субъекты);
- содержание отношений определяется целью, которая носит общественно значимый характер;
- отношения предусматривают распределение рисков между участниками;
- взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
- стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес.
На территории Калужской области могут быть реализованы различные модели ГЧП:
а) заключение концессионного соглашения;
б) BOLT (строительство - владение - аренда - передача):
- частный инвестор строит объекты недвижимости для предоставления медицинских услуг;
- право собственности остается у инвестора до завершения проекта на 10-15 лет, может закладывать объекты в качестве обеспечения;
- построенные объекты здравоохранения передаются инвестором в аренду государственному учреждению для предоставления услуг населению, государственное учреждение выплачивает арендные платежи инвестору, за счет которых инвестор возвращает вложенные денежные средства;
- после выплаты всех арендных платежей право собственности переходит от инвестора к государственному учреждению здравоохранения;
в) BOOT (строительство - владение - эксплуатация - передача):
- создание специальной компании на территории региона;
- акционер компании - частный инвестор;
- за счет средств уставного капитала специальная компания строит объект недвижимости и регистрирует его на себя;
- Калужская область рефинансирует затраты инвестора на создание объекта с учетом доходов от эксплуатации объекта путем выкупа акций компании;
- по окончании проекта контроль над компанией переходит полностью к Калужской области.
Сдерживающими факторами развития ГЧП в настоящее время являются:
- отсутствие нормативного определения ГЧП в законодательстве Российской Федерации, несовершенство правовой базы по ГЧП;
- недостаток квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с проектами по модели ГЧП;
- невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству;
- отсутствие ясно сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития ГЧП.
В настоящее время в Калужской области благодаря реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации Калужской области на 2011-2012 годах значительно обновлена инфраструктура отрасли, переоснащены современным оборудованием медицинские организации, активно внедряется информатизация этой сферы. Вместе с тем сохраняются и проблемы, а именно: в учреждениях здравоохранения имеется дефицит врачебных кадров и средних медицинских работников как в первичном звене, так и в стационарах; отсутствие жилья, практически отсутствующая система распределения выпускников медицинских вузов и средних специальных учреждений, недостаточный уровень заработной платы, особенно у молодых специалистов, и другие причины, которые способствуют оттоку квалифицированных медицинских кадров высшего и среднего звена, их профессиональному перепрофилированию. Сохраняется недостаточное финансирование сферы здравоохранения.
На этом фоне особое значение приобретает развитие системы ГЧП, применяющегося на территории Калужской области.
ООО "Элекон-М" (г. Обнинск) производит в Калужской области высокотехнологичное медицинское оборудование для больниц и лабораторий с использованием механизмов ГЧП. Такое сотрудничество выражается в применении элементов государственной поддержки в виде налоговых преференций и областных правительственных гарантий для данного предприятия. ООО "Элекон-М", в свою очередь, поставляет свою продукцию в лаборатории и больницы Калужской области по льготным ценам.
Успешно функционируют частные медицинские центры, оказывающие конкурентное влияние на все здравоохранение области в целом, открывая широкий доступ населения к лечению в данных центрах.
В рамках Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" негосударственные медицинские организации имеют право оказывать бесплатную медицинскую помощь населению Калужской области за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области. Так, в 2013 году в реализации территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области бесплатной медицинской помощи, принимают участие учреждения всех форм собственности, в том числе частные и ведомственные, а именно:
- негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница им. К.Э. Циолковского на станции Калуга открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Фаянсовая открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области";
- общество с ограниченной ответственностью "Стоматолог";
- учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 1";
- учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 2 г. Калуги";
- общество с ограниченной ответственностью "ЭСКО".
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы - долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса для улучшения уровня здоровья населения и повышения качества медицинского обслуживания.
Задачами подпрограммы являются расширение и реконструкция мощностей объектов здравоохранения Калужской области за счет привлечения внебюджетных инвестиций и частных клиник к оказанию медицинской помощи населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании следующего целевого показателя:
Годы |
Наименование и значение целевого показателя |
Количество негосударственных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи | |
2011- базовое значение |
7 |
2012- базовое значение |
7 |
Планируемые значения: |
|
2013 |
7 |
2014 |
7 |
2015 |
8 |
2016 |
8 |
2017 |
9 |
2018 |
10 |
2019 |
10 |
2020 |
10 |
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы в два этапа обусловлена тем, что к 1 января 2015 года вступит в силу большая часть основных положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что будет означать в целом завершение структурных реформ в здравоохранении, начатых в 2008-2009 годах. Таким образом, к 2015 году будут созданы необходимые материально-технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации подпрограммы (2016-2020 годы). Второй период станет продолжением и развитием первого, и будет связан с наращиванием качественного потенциала отрасли и инновационным развитием.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы намечена по следующим основным направлениям:
1. Заключение концессионного соглашения о передаче частному инвестору объекта здравоохранения в г. Калуге для осуществления работ по реконструкции с целью предоставления в дальнейшем медицинских услуг населению.
2. Строительство частного многофункционального медицинского центра мощностью 1200 посещений в смену и 100 коек стационара в г. Калуге.
3. Строительство детско-взрослой поликлиники в районе "Правобережье" г. Калуги.
4. Строительство поликлиники в пос. Северный г. Калуги.
5. Строительство центра гемодиализа в г. Калуге.
6. Проведение разъяснительной работы с негосударственными медицинскими организациями по расширению их участия в оказании медицинской помощи населению в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи.
Система основных мероприятий подпрограммы изложена в приложении N 1 к подпрограмме.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования подпрограммы являются внебюджетные средства. Сумма средств на реализацию программных мероприятий составляет 4 455 000,0 тыс. рублей.
Годы |
Всего, тыс.руб. |
в том числе внебюджетные средства *) |
Итого |
4 455 000,0 |
4 455 000,0 |
в том числе: | ||
2013 г. |
0 |
0 |
2014 г. |
1 765 000,0 |
1 765 000,0 |
2015 г. |
1 765 000,0 |
1 765 000,0 |
2016 г. |
15 000,0 |
15 000,0 |
2017 г. |
310 000,0 |
310 000,0 |
2018 г. |
350 000,0 |
350 000,0 |
2019 г. |
250 000,0 |
250 000,0 |
2020 г. |
0,0 |
0,0 |
*) средства юридических лиц
6. Механизм реализации подпрограммы
Заказчиком подпрограммы является минздрав Калужской области.
Концессионное соглашение на реконструкцию объектов здравоохранения заключается по итогам открытых конкурсов. Разработка проектной документации, получение заключения государственной экспертизы на проектную документацию и реконструкция объектов здравоохранения осуществляется концессионером.
Строительство объектов здравоохранения предусматривается на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, которое предусматривает разработку проектно-сметной документации на строительство медицинского объекта, получение заключения государственной экспертизы по проектной документации и осуществление строительства объекта с оснащением медицинским оборудованием.
Предусматривается социальная нагрузка на концессионера (инвестора) - обязательное предоставление медицинских услуг населению в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи
7. Организация управления подпрограммы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается заказчиком-координатором подпрограммы.
В разделе 7 "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" Программы указана единая для всей Программы система организации управления и контроля за ходом выполнения Программы и ее подпрограмм.
Контроль за выполнением предусмотренных подпрограммой мероприятий осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 постановления Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
В результате реализации подпрограммы планируется увеличение количества негосударственных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Калужской области в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калужской области, бесплатной медицинской помощи до десяти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.