Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к долгосрочной целевой программе
"Развитие здравоохранения
Калужской области"
Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного
обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"
Паспорт подпрограммы
1. Наименование |
Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях (далее - подпрограмма) |
|||
2. Заказчик подпрограммы |
Министерство здравоохранения Калужской области - заказчик-координатор подпрограммы |
|||
3. Разработчик подпрограммы |
Министерство здравоохранения Калужской области |
|||
4. Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 28.03.2013 N 31-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Калужской области" |
|||
5. Цели и задачи |
Цель подпрограммы - повышение доступности качественной, эффективной и безопасной лекарственной помощи населению при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Задачи подпрограммы: - обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированными продуктами лечебного питания; - рациональное использования лекарственных препаратов для медицинского применения. |
|||
6. Целевые индикаторы и показатели |
- удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счет средств федерального бюджета, в том числе больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей; - удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета; - число детей, обеспеченных расходными материалами для инсулиновых помп, глюкометрами и тест-полосками к ним. |
|||
7. Сроки и этапы реализации |
Подпрограмма реализуется в 2 этапа: 1 этап: 2013-2015 годы; 2 этап: 2016-2020 годы; |
|||
8. Перечень основных мероприятий |
Основные мероприятия подпрограммы: 1. Совершенствование обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета, в том числе обеспечение лекарственными препаратами больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также при трансплантации органов и (или) тканей. 2. Совершенствование обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств областного бюджета. 3. Обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом, расходными материалами для инсулиновых помп, глюкометрами и тест-полосками к ним. |
|||
9. Объемы и источники финансирования |
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. (в тыс. руб.) |
|||
Годы |
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет ** |
|
Всего |
8 282 237,6 |
4 750 405,6 |
3 531 832,0 |
|
в том числе по годам: | ||||
2013 г. |
977 030,1 |
593 800,7 |
383 229,4 |
|
2014 г. |
977 030,1 |
593 800,7 |
383 229,4 |
|
2015 г.* |
979 656,5 |
593 800,7 |
385 855,8 |
|
2016 г.* |
1 006 884,0 |
593 800,7 |
413 083,3 |
|
2017 г.* |
1 035 989,0 |
593 800,7 |
442 188,3 |
|
2018 г.* |
1 067 103,8 |
593 800,7 |
473 303,1 |
|
2019 г.* |
1 100 368,1 |
593 800,7 |
506 567,4 |
|
2020 г.* |
1 135 933,0 |
593 800,7 |
542 132,3 |
|
* Источники и объемы финансирования будут уточнены в связи с изменением федерального законодательства в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года. **) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | ||||
10. Ожидаемые результаты |
В результате реализации подпрограммы к 2020 году ожидается: -удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счет средств федерального бюджета, в том числе больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также при трансплантации органов и (или) тканей, до 98,7 процента; - удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, до 98,7 процента; - число детей, обеспеченных расходными материалами для инсулиновых помп, глюкометрами и тест-полосками к ним, 36 человек. |
|||
11. Система организации контроля за исполнением |
Организуется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
По состоянию на 01 января 2013 года на территории Калужской области розничную продажу лекарственных препаратов осуществляет 501 аптечная организация, из которых 76 государственных и 425 частных. Кроме того, в целях доступности лекарственной помощи жителям сельской местности организована розничная продажа лекарственных препаратов в 354 обособленных медицинских подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. В соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов за розничную продажу лекарственных препаратов населению получают дополнительную денежную выплату к заработной плате в размере 500 рублей ежемесячно.
За последние 10 лет значительно вырос объем фармацевтического рынка Калужской области, как и в целом по Российской Федерации. Объемы потребления лекарственных препаратов выросли как в госпитальном, так и в амбулаторном секторе.
За период с 2009 по 2012 год существенно увеличились государственные расходы на лекарственное обеспечение.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарственные препараты для оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставляются бесплатно. С 2009 года по 2012 год процент финансирования на лекарственное обеспечение в стационарных условиях в Калужской области увеличился на 93 процента.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
За счет федерального бюджета осуществляется лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей". Ведется региональный сегмент Федерального регистра больных, страдающих заболеваниями, входящими в 7 высокозатратных нозологий. В настоящее время регистр насчитывает 970 человек. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 01 января 2014 года полномочия по организации лекарственного обеспечения граждан по 7 высокозатратным нозологиям переданы субъектам Российской Федерации. В рамках подготовительных мероприятий формируются персонифицированные списки пациентов, нуждающихся в лекарственном обеспечении в 2014 году, определяется потребность в лекарственных препаратах, закупка которых будет производиться в соответствии с действующим законодательством. Также ведется региональный сегмент федерального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в части лекарственного обеспечения. Данный регистр насчитывает 30048 человек. Общие суммарные расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в Калужской области составили в 2011 году 575,1 млн. рублей, в том числе: по 7 высокозатратным нозологиям -233,9 млн. рублей (на 224,4 млн. рублей - поставлено лекарственных препаратов, выделено 8,9405 млн. рублей - субсидии на доведение лекарственных препаратов до потребителя), по программе ОНЛС - 341,8 млн. руб. В 2012 году право на получение набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения имели 34072 человека, из них воспользовалось этим правом 23 666 человек. На реализацию Программы ОНЛС в 2012 году из федерального бюджета выделено 331,989 млн. рублей. По программе 7 высокозатратных нозологий (далее - ВЗН) поступило лекарственных препаратов на сумму 247,745 млн. рублей и на организационные мероприятия по доведению лекарств до потребителя 8,645 млн. рублей.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Калужской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Ведется персонифицированный регистр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", который насчитывает в настоящее время 60 259 человек. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04 2012 N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" ведется регистр граждан, страдающих указанными заболеваниями. В настоящее время регистр включает 56 человек.
Общие суммарные расходы на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета в 2011 году составили 301,2 млн. рублей, в 2012 году составили 368,2 млн. рублей. Расходы областного бюджета на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан по сравнению с 2009 годом выросли на 162,58 млн. рублей. В 2012 году правом на получение лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета воспользовалось 48 116 человек, в том числе 30 человек, страдающих орфанными (редкими) заболеваниями. Затраты на обеспечение пациентов с редкими заболеваниями составили 43,099 млн. рублей. В дальнейшем больные орфанными заболеваниями будут обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами по медицинским показаниям за счет средств областного бюджета.
Кроме того, за счет средств областного бюджета обеспечиваются больные, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (миелолейкоз, ревматоидный артрит, онкологические заболевания), для лечения которых закупаются дорогостоящие лекарственные препараты, не входящие в перечни для льготного отпуска, леналидомид, сунитиниб, лапатиниб, нилотиниб, деферазирокс и др.
Закупки лекарственных препаратов для льготного отпуска проводятся в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на открытых аукционах в электронной форме. Отдельно проводятся аукционы на поставку лекарственных препаратов и отдельно на оказание услуг по приемке, хранению, отпуску в аптечные организации и доведению лекарственных препаратов до потребителя. Для обеспечения льготных категорий граждан в 2012 году заключено 317 государственных контрактов по Программе ОНЛС, 574 государственных контракта по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Кроме того, заключен 141 государственный контракт для обеспечения граждан дорогостоящими лекарственными препаратами, не входящими в перечни для льготного отпуска, а также препаратами для лечения орфанных заболеваний.
В настоящее время в лекарственном обеспечении существуют отдельные проблемы. Одной из них является то, что действующее законодательство, регламентирующее льготное лекарственное обеспечение, позволяет гражданам пользоваться несколькими льготами одновременно.
Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, отказываются от него, заменяя его денежной компенсацией. Получая деньги, они также имеют право на льготное лекарственное обеспечение по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Зная это, все большее число граждан ежегодно отказывается от соцпакета. Сложившаяся ситуация ставит в неравные условия пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (одни получают и деньги и лекарства, другие - только лекарства).
В целях достижения наиболее высокой степени компенсации сахарного диабета, профилактирования ранних осложнений, обеспечения высокого уровня качества жизни и социальной адаптации инсулинозависимых детей в Калужской области начал применяться метод помповой инсулинотерапии. Установка инсулиновых помп является высокотехнологичным видом медицинской помощи и производится в условиях стационара федеральных специализированных медицинских учреждений. В Калужской области по состоянию на 01 января 2012 года инсулиновые помпы установлены 12 детям, больным сахарным диабетом. Ежегодно в Калужской области инсулиновые помпы устанавливаются по медицинским показаниям 2-4 детям, страдающим сахарным диабетом. Данный метод инсулинотерапии является достаточно затратным. Федеральным законодательством не предусмотрено бесплатное обеспечение помпами и расходными материалами к ним. Расходные материалы для функционирования инсулиновых помп в настоящее время приобретаются за счет личных или благотворительных средств. Одно из программных мероприятий направлено на обеспечение расходными материалами, глюкометрами и дополнительными тест-полосками детей, страдающих сахарным диабетом, получающих помповую инсулинотерапию. В настоящее время дети обеспечиваются тест-полосками в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи больным инсулинзависимым сахарным диабетом, в случае необходимости дополнительное количество тест-полосок назначается по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Кроме того, отмечается низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим права на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой. Утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации предусматривает серьезные изменения системы лекарственного обеспечения, в том числе льготного.
Данной Стратегией в 2015-2016 годах предусмотрена реализация в отдельных субъектах Российской Федерации пилотных проектов по модернизации системы лекарственного обеспечения бесплатно или со скидкой отдельных категорий граждан. Калужская область выразила готовность участвовать в реализации пилотного проекта.
Прогноз развития данной подпрограммы будет связан с реализацией Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года. Реализация Стратегии позволит сохранить объемы государственных гарантий в части лекарственного обеспечения граждан, а также обеспечит доступность лекарственной помощи более широким слоям населения, в том числе работающим гражданам, изменить отношение граждан к своему здоровью.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение доступности качественной, эффективной и безопасной лекарственной помощи населению при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.
Задачами подпрограммы являются:
- обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированными продуктами лечебного питания;
- рациональное использования лекарственных препаратов для медицинского применения.
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых показателей (индикаторов), перечень и значения которых указаны в приложении N 1 к подпрограмме.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2 этапа в соответствии со Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года:
1 этап: 2013-2015 годы;
2 этап: 2016-2020 годы.
4. Основные мероприятия подпрограммы
Реализация подпрограммы намечена по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета, в том числе обеспечение лекарственными препаратами больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также при трансплантации органов и (или) тканей.
В ходе реализации мероприятия планируется реализация комплекса мер, включая:
- совершенствование правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения населения необходимыми качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами, и медицинскими изделиями;
- обеспечение повышения удовлетворения спроса на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
2. Совершенствование обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств областного бюджета.
В ходе реализации мероприятия планируется реализация комплекса мер, включая:
- совершенствование правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения населения необходимыми качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
- обеспечение повышения удовлетворения спроса на лекарственные препараты.
3. Обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом, расходными материалами для инсулиновых помп, глюкометрами и тест-полосками к ним.
В ходе реализации мероприятия планируется приобретение расходных материалов, глюкометров и тест-полосок к инсулиновым помпам для детей с сахарным диабетом, получающих помповую инсулинотерапию.
5. Объемы и источники финансирования
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Объем финансирования подпрограммы составляет 8 282 237,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
Годы |
Всего |
Федеральный бюджет * |
Обобластной бюджет **) |
Всего |
8 282 237,6 |
4 750 405,6 |
3 531 832,0 |
в том числе по годам: | |||
2013 г. |
977 030,1 |
593 800,7 |
383 229,4 |
2014 г. |
977 030,1 |
593 800,7 |
383 229,4 |
2015 г.* |
979 656,5 |
593 800,7 |
385 855,8 |
2016 г.* |
1 006 884,0 |
593 800,7 |
413 083,3 |
2017 г.* |
1 035 989,0 |
593 800,7 |
442 188,3 |
2018 г.* |
1 067 103,8 |
593 800,7 |
473 303,1 |
2019 г.* |
1 100 368,1 |
593 800,7 |
506 567,4 |
2020 г.* |
1 135 933,0 |
593 800,7 |
542 132,3 |
* Источники и объемы финансирования будут уточнены в связи с изменением федерального законодательства в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года.
**) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Механизм реализации подпрограммы
Заказчиком - координатором подпрограммы является министерство здравоохранения Калужской области (далее - заказчик-координатор подпрограммы).
Расходование бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Организация управления подпрограммой и контроль хода ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается заказчиком-координатором подпрограммы.
В разделе 7 "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" Программы указана единая для всей Программы система организации управления и контроля за ходом выполнения Программы и ее подпрограмм.
8. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
В результате реализации подпрограммы в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации планируется внедрение оптимальной модели системы лекарственного обеспечения бесплатно или со скидкой отдельных категорий граждан за счет средств федерального и областного бюджетов в целях эффективности управления ресурсами здравоохранения к 2020 году ожидается:
- удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счет средств федерального бюджета, в том числе больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также при трансплантации органов и (или) тканей, до 98,7 процента;
- удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, до 98,7 процента;
- число детей, обеспеченных расходными материалами для инсулиновых помп, глюкометрами и тест-полосками к ним, - 36 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.