Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 8 июля 2013 г. N 347
Концепция
устойчивого развития сельских территорий
Калужской области на 2014-2020 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.
Калужская область по численности населения (на 1 января 2012 года составляла 1008,229 тыс. человек) занимает 15-е место среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО); в сельской местности проживает 242,950 тыс. человек, или 24,0 % населения.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, по сравнению с 2002 годом население области уменьшилось на 30,711 тыс. человек, в том числе в сельской местности - на 22,885 тыс. человек.
Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) и сокращения миграционного прироста населения.
В Калужской области насчитывается 22 города, 10 поселков городского типа и 3177 сельских населенных пунктов.
Число сельских населенных пунктов за межпереписной период уменьшилось на 12 сел и деревень, это связано с ликвидацией сельских населенных пунктов в связи с отсутствием в них жителей, укрупнением (объединением) с другими сельскими населенными пунктами или включением их в черту городов, а также с переводом сельских населенных пунктов в категорию городских.
Число сельских населенных пунктов без населения увеличилось с 270 до 451, их доля выросла с 8,5 до 14,3%. Увеличилось также число населенных пунктов с численностью населения менее 10 человек с 1056 до 1162, их доля - с 33,1 до 36,6%.
В настоящее время уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов.
Трудоспособное население в сельской местности Калужской области по сравнению с 2002 годом сократилось на 6,2% и составляет 141,0 тыс. человек. В 2012 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 15,3 тыс. рублей (56,7% средней заработной платы по отраслям экономики).
На селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует отток сельского населения. Этому способствует крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры.
По уровню комфортности и оснащенности всеми видами инженерного оборудования сельский жилищный фонд значительно уступает городскому. Удельный вес площади, оборудованной водопроводом, составляет 38,6%, водоотведением - 34,6 %, газом (сетевым и сжиженным) - 78,6%.
В 229 сельских общеобразовательных учреждениях области обучается 17,7 тыс. учащихся. По сравнению с городскими сельские школы располагают худшей материально-технической базой, большинство зданий требует реконструкции, не имеет спортивных залов, мастерских для трудового обучения, блоков питания.
В сельской местности области действует 378 учреждений культурно-досугового типа, более 30 % из них находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено.
Для обеспечения социально-экономического развития агропромышленного производства Правительством Российской Федерации принято решение об усилении государственной поддержки социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. В связи с этим в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, предусмотрена реализация федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Положительным примером применения программно-целевого метода может служить реализация областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года", утвержденной Законом Калужской области от 12.05.2003 N 206-ОЗ.
В 2003-2012 годах на реализацию программных мероприятий из областного бюджета выделено 844,865 млн. рублей, что позволило привлечь средства федерального бюджета в объеме 510,01 млн. рублей, средства местных бюджетов в объеме 109,806 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 164,833 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования было построено и приобретено 44,07 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 7,27 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов. Более 300 сельских учащихся начали учебу в современных оборудованных школах. Расширилась сеть медицинских учреждений в сельской местности за счет ввода в действие 2 фельдшерско-акушерских пунктов и капитального ремонта 40 учреждений здравоохранения.
Введены в эксплуатацию 276,952 км распределительных газовых сетей и 162,583 км локальных водопроводов.
Реализация мероприятий программы способствовала повышению уровня жизни сельского населения. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 16,8%, при этом среднемесячная заработная плата за три месяца 2013 года сохранила процент роста и составила 15,7 тыс. рублей. По предварительным данным превышение аналогичного показателя по ЦФО составляет 11%.
Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах потенциала сельских территорий, повышения уровня жизни на селе.
Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:
- остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений;
- высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий;
- неблагоприятная демографическая ситуация (прогрессирует обезлюдение сельских территорий).
Решение указанных проблем требует значительных финансовых вложений, которые не могут быть реализованы в рамках одного финансового года. В связи с этим разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Калужской области на 2014-2020 годы (далее - Концепция), руководствуясь положениями которой будет подготовлен программный документ, являющийся продолжением областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года", действие которой заканчивается в 2013 году.
Концепция соответствует стратегическим направлениям, заложенным в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.
2. Цель реализации мероприятий и основные задачи Концепции
Цель реализации мероприятий, заложенных в Концепции (далее - мероприятия Концепции), - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
- активизация инициатив сельских жителей в области развития сельских территорий.
Оценка результативности выполнения мероприятий будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 2 к Концепции.
Количественное измерение достижения годовых и конечных целевых индикаторов и показателей Концепции определяется по данным ведомственной статистической отчетности и отчетам органов местного самоуправления Калужской области.
3. Сроки и этапы реализации мероприятий Концепции
Реализация мероприятий Концепции будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе (2014-2017 годы) предполагается продолжить формирование в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни.
На втором этапе (2018-2020 годы) предполагается наращивание темпов комплексного развития сельских территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.
4. Система основных мероприятий Концепции
Система основных мероприятий Концепции, направленных на достижение цели, с указанием сроков, ресурсов и исполнителей представлена в приложении N 1 к Концепции.
В Концепции предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
г) развитие газификации в сельской местности;
д) развитие водоснабжения в сельской местности;
е) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - проекты комплексной застройки);
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности.
При отборе объектов для включения в мероприятия, заложенные в Концепции, в первую очередь будет учитываться обустройство объектами социально-инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых активно развивается сельскохозяйственное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере.
Размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры будет осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений.
4.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Целью мероприятия является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов, а также улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет софинансирования из бюджетов различного уровня строительства (приобретения) жилья в сельской местности.
За период реализации мероприятия предусматривается ввести 45,42 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 29,00 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов.
4.2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных
в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры
Целью мероприятия является осуществление принципа территориальной доступности сельскому населению учреждений образования, спорта, культуры, повышения качества предоставляемых ими услуг в соответствии с экономическими и социальными требованиями, повышения уровня газификации и водоснабжения в сельской местности, а также создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов агропромышленного производства.
В рамках мероприятия осуществляются строительство и реконструкция следующих объектов:
сети общеобразовательных учреждений;
сети плоскостных спортивных сооружений;
сети учреждений культурно-досугового типа;
распределительных газовых сетей;
локальных водопроводов;
комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
Проекты комплексной застройки отбираются на конкурсной основе.
За период реализации мероприятия предусматривается ввести 980 ученических мест, 71,4 тыс. кв. м плоскостных спортивных сооружений, 1440 мест учреждений культурно-досугового типа, 140,0 км распределительных газовых сетей, 130,0 км локальных водопроводов, реализовать проекты комплексной застройки в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности.
4.3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих
в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности
Целью реализации мероприятия является активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения, мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов отдельных граждан и их объединений и муниципальных образований для местного развития.
Гранты предоставляются на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе.
Приоритетными направлениями предоставления грантов являются реализация следующих проектов в области:
- благоустройство сельских поселений (прокладка уличных дорог и тротуаров, озеленение, освещение, строительство мостов, устройство колодцев, артезианских скважин);
- экологическая реабилитация сельских территорий (ликвидация накопленных ущербов, очистка рек, озер, лесных насаждений);
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов.
5. Ресурсное обеспечение мероприятий Концепции
При определении ресурсного обеспечения реализации мероприятий Концепции учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере Калужской области, общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации мероприятий Концепции, включая сельское население.
Финансирование мероприятий будет осуществляться за счет софинансирования из бюджетов различного уровня и внебюджетных источников. Средства федерального и областного бюджетов выделяются муниципальным образованиям на условиях софинансирования в порядке межбюджетных отношений.
Объемы и источники финансирования мероприятий Концепции
млн. руб.
Сроки реализации |
Объем финансирования |
В том числе |
|||
федеральный бюджет *(1) |
областной бюджет *(2) |
местные бюджеты *(3) |
внебюджетные источники *(4) |
||
I этап |
2856,933 |
862,912 |
1442,751 |
258,837 |
292,433 |
2014 год |
637,119 |
192,594 |
319,111 |
56,998 |
68,416 |
2015 год |
638,218 |
192,923 |
315,861 |
57,108 |
72,326 |
2016 год |
844,103 |
254,689 |
437,046 |
77,696 |
74,672 |
2017 год |
737,493 |
222,706 |
370,733 |
67,035 |
77,019 |
II этап |
2773,01 |
836,277 |
1438,975 |
257,160 |
240,598 |
2018 год |
900,774 |
271,690 |
467,137 |
83,364 |
78,583 |
2019 год |
1033,772 |
311,590 |
545,372 |
96,663 |
80,147 |
2020 год |
838,464 |
252,997 |
426,466 |
77,133 |
81,868 |
Всего |
5629,943 |
1699,189 |
2881,726 |
515,997 |
533,031 |
*(1) Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемых Калужской области на мероприятия, ежегодно уточняются после утверждения распределений средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации И заключения соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на текущий финансовый год.
*(2) Объемы финансовых средств, направляемых на мероприятия, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
*(3) Объемы финансовых средств местных бюджетов определяются в соглашениях между министерством сельского хозяйства Калужской области и муниципальными образованиями Калужской области.
*(4) К внебюджетным источникам относятся собственные или заемные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками мероприятий Концепции по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры в части реализации проектов комплексной застройки, а также граждан - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации представлено в приложении N 1 к Концепции.
Размер средств, согласно приложению N 1 к Концепции, определен исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, фактической стоимости строительства единицы мощности с учетом индексов-дефляторов.
Объемы финансовых средств, привлекаемых из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
6. Механизм реализации мероприятий Концепции
Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования мероприятий Концепции, а также распределение субсидий между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Критерии и порядок отбора проектов комплексной застройки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Критерии и порядок проведения конкурсного отбора проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, для получения грантов устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
7. Оценка социально-экономической (экологической)
эффективности реализации мероприятий Концепции
В результате реализации мероприятий Концепции будут сформированы необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и повышению доходов сельского населения.
Интенсивное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, содействие улучшению жилищных условий обеспечат коренные изменения в качестве жизни сельского населения, повысится престижность сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности.
Социальная эффективность реализации мероприятий Концепции будет обеспечена за счет достижения к 2020 году следующих результатов:
- улучшение жилищных условий 650 сельских семей, в том числе 420 молодых семей и молодых специалистов;
- повышение обеспеченности села общеобразовательными учреждениями на 980 ученических мест;
- увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 71,4 тыс. кв. метров;
- улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 1400 мест;
- повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом и водой;
- комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
- повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения путем грантовой поддержки проектов местных инициатив.
Экономическая эффективность реализации мероприятий Концепции состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
- повышения общеобразовательной подготовки сельских жителей, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
- обеспечения сельскохозяйственного производства высококвалифицированным кадровым потенциалом, способным к освоению высокоэффективных технологий;
- создания условий для привлечения инвесторов в аграрный сектор экономики области на основе повышения уровня инженерной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий Концепции будет иметь благоприятные экологические последствия.
В составе проектной документации на строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села разрабатывается раздел по охране окружающей среды, который предусматривает природоохранные мероприятия, исключающие вредные воздействия объектов на окружающую среду в строительный период и во время эксплуатации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.