Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Основные разделы мероприятий
4.1. Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере
4.1.1. В рамках реализации Программы планируется создать региональный центр инжиниринга в сфере фармацевтики, медицины и биотехнологий. Целью функционирования центра будет обеспечение инжиниринговыми услугами компаний, входящих в состав КФК и сторонних организаций в области разработки и выведения на рынок новых видов продуктов и услуг в сфере медицины, фармацевтики и биотехнологий. Центр предполагается оснастить современным оборудованием, позволяющим реализовать весь объем работ по разработке технологии производства.
Цели организации инжинирингового центра (далее - ИЦ):
- разработка по заказу сторонних компаний оригинальных технологий и продуктов в области биотехнологии и фармацевтики на основе собственной технологической базы;
- развитие деятельности по разработке и подготовке к промышленному внедрению оригинальных технологий, оборудования и/или продуктов на основе современной технологической базы в рамках поддержки групп авторов-разработчиков и организованных ими малых компаний;
- организация площадки, включающей специализированные опытно-производственные и лабораторные участки, оснащенные высокотехнологическим оборудованием;
- привлечение и создание комфортных условий для квалифицированных специалистов в области биофармацевтики;
- создание инновационной экосистемы в области биофармацевтики и медицины, позволяющей эффективно привлекать и выращивать разработки со всех регионов Российской Федерации;
- формирование межрегиональной Технологической платформы "Инновационная биофармацевтика", объединяющей компетентные (более 10 лет на рынке) биофармацевтические и медицинские компании, сотрудничающие с ними университеты и научные центры, при поддержке региональных институтов развития.
Для обеспечения ускоренного проникновения инновационных технологий в промышленность одновременно с поддержкой инновационных производственных проектов, ориентированных на коммерциализацию конечной продукции, конъюнктура требует создания дополнительных инфраструктурных элементов с целью поддержки этапов коммерциализации, связанных с разработкой и непосредственным внедрением новейших технологических решений в производственный процесс. Технологические инжиниринговые компании позволят повысить эффективность и скорость внедрения инновационных решений и исключить технологические риски, связанные с недоработками технологий и высокой капиталоемкостью возможных ошибок. Факторами, подтверждающими перспективы значительного роста рынка услуг технологического инжиниринга, являются:
- увеличение инновационной активности промышленных предприятий;
- реализация программ Правительства Российской Федерации по стимулированию инновационной активности предприятий, модернизации экономики;
- наличие спроса на российские технологии со стороны зарубежных компаний.
Современный российский рынок технологического инжиниринга характеризуется значительным отставанием от западного по уровню развития и находится в стадии формирования. Значительный потенциал роста обуславливает высокую инвестиционную привлекательность, однако высокие риски, длительный инвестиционный период и большой объем первоначальных инвестиций сдерживают рынок от появления новых участников с новыми технологиями.
С точки зрения развития инновационного сектора экономики деятельность ИЦ позволяет:
- увеличить объемы выпуска инновационной продукции за счет разработки и внедрения инновационных технологий;
- упростить процесс вывода инновационной продукции на рынок за счет использования существующих каналов сбыта заказчиков;
- создать базу для появления новых крупных предприятий, способствующих ускоренному развитию процесса коммерциализации новых технологий, за счет целенаправленного расширения своего технологического портфеля (путем покупки или регистрации собственной интеллектуальной собственности) и дальнейшего его внедрения в промышленный оборот.
Опыт и компетенция в разработке готовых к внедрению инновационных технологических решений позволят ИЦ оказывать консалтинговые услуги инновационным компаниям по разработке технологических процессов производства инновационной продукции.
Уровень оснащения оборудованием определяет тот объем услуг, который может предоставить ИЦ. Исходя из этапов финансирования, можно выделить три стадии развития и роста проекта, а в соответствии с ними тот набор основных услуг, которые предоставляет ИЦ.
1 этап (12 млн. рублей):
- технико-экономическая экспертиза проектов (технологический аудит);
- выполнение проектно-изыскательских работ, формирование технических условий для интеграции технологического решения, дизайн технологических процессов;
2 этап (27,5 млн. рублей):
- разработка лабораторных технологий производства активных фармацевтических субстанций (АФС), разработка технологий производства готовых лекарственных форм;
- разработка и валидация методов анализа и контроля фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм, наработка пилотных (опытных и контрольных) партий продукции для проведения доклинических и клинических исследований;
3 этап (110 млн. рублей):
- опытно-промышленное производство на контрактной основе партий АФС, ГЛС и стерильных препаратов.
ИЦ будет востребован среди исследователей и исследовательских групп, малых инновационных предприятий, работающих в области фармацевтики, биотехнологии, химии.
Предполагается работа с различными видами АФС: синтетическими, биотехнологическими, получаемыми из природного сырья с соответствующим подбором исследовательского и технологического оборудования.
Основной акцент делается на соответствии производственных площадей для пилотного производства требованиям GMP.
Уже сегодня сформирована команда высококвалифицированных специалистов, имеющих специальное образование в области химии, фармацевтики и медицины. Ключевые сотрудники команды прошли обучение по программе GMP и получили соответствующие сертификаты.
4.1.2. Следующим этапом Программы предусмотрено создание бизнес-инкубатора для малых фармацевтических компаний, образующихся на основе проектов, прошедших стадию инжиниринга, и проектов, сформированных в результате научно-исследовательской деятельности в НИИ. Бизнес-инкубатор будет размещен на площадке технопарка "Обнинск" с уже обеспеченными энергетическими мощностями и необходимыми инженерными коммуникациями в непосредственной близости от "якорных" участников Кластера. По результатам деятельности инкубатора будет обеспечен рост вновь образованных высокотехнологичных компаний с последующим их выведением на территории индустриальных парков региона.
4.1.3. Одновременно с созданием инфраструктуры формирования и поддержки новых проектов и компаний в г. Обнинске создается специализированный современный ЦДИ на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба.
Согласно стратегии развития фармацевтической отрасли к 2015 году в России должно будет проведено около 1000 доклинических исследований высокого уровня качества. По состоянию на 27 января 2011 года на территории Российской Федерации существовало более 50 организаций, осуществляющих доклинические исследования ЛС, зарегистрированных в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Из них только одна (лаборатория биологических испытаний филиала федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт биоорганической химии" РАН, Московская область, г. Пущино) подтвердила соответствие международным стандартам по содержанию лабораторных животных. В России нет ни одного доклинического центра, способного проводить исследования оригинальных биофармацевтических молекул, из-за невыполнения даже российских норм исследований, подразумевающих использование как минимум собак.
Появление ЦДИ по стандартам GLP на инфраструктурном поле Кластера и объединение вокруг него всех резидентов Кластера в связке с существующими и создаваемыми элементами инновационной инфраструктуры принесут следующий эффект от реализации проекта:
- увеличение числа качественно подготовленных заявок и инновационных разработок;
- снижение времени до вывода препарата на рынок;
- уменьшение инвестиционных рисков;
- детальное изучение спроса на локальном рынке;
- появление проектов с защищенной интеллектуальной собственностью;
- введение ключевого элемента в цепи разработки лекарственных препаратов в общей отраслевой инновационной экосистеме КФК;
- создание уникального (единственного в России) центра по доклиническим исследованиям лекарственных препаратов в области радиологической медицины;
- появление проектов высокой степени проработанности;
- "единое окно" для поиска и подбора проектов, проведения экспертизы, проектного управления;
- мультипликативный эффект в развитии предпринимательства, смежных отраслей и отраслей, обслуживающих предприятия малого бизнеса;
- высокая безопасность клинических исследований;
- доступ к уникальной инфраструктуре (лаборатории для проведения доклинических исследований и опытно-промышленному производству; возможность проведения клинических исследований (GCP); широкая сеть партнеров по различным направлениям реализации проекта);
- монетизация инновационных разработок резидентов Кластера.
Генеральной целью ЦДИ является создание первого в России специализированного (в области радиологических лекарственных препаратов) многофункционального научно-производственного центра, способного разрабатывать инновационные ЛС, обеспечивать проведение доклинических исследований на уровне международных требований по системе GLP и опытного производства по правилам GMP, с последующим его масштабированием. Услуги создаваемого ЦДИ будут включать доклинические исследования международного уровня, включающие не только исследования с использованием животных, но и предложение спектра необходимых для регистрации инновационных препаратов ADME/Тох исследований и определение мишеневой специфичности.
Уникальность создаваемого ЦДИ в области исследования радиологических ЛС, предполагает создание на его базе всероссийского центра обучения соответствующих специалистов.
Мощность создаваемого центра рассчитана на 15 инновационных готовых лекарственных форм в год и 5 инновационных лекарственных препаратов в год.
4.1.4. Одним из основных мероприятий данной Программы является создание объекта инфраструктуры поддержки инновационных проектов в виде единого ИЦ на территории технопарка "Обнинск" с концентрацией компетенций и высокотехнологического оборудования для отработки новых технологий и адаптации к организации мелкосерийного и серийного производства по международным стандартам.
В ходе реализации данного мероприятия предполагается строительство и оснащение высокотехнологичным исследовательским и экспериментальным оборудованием здания единого регионального ИЦ общей полезной площадью более 4000 кв. метров на территории создаваемого технопарка "Обнинск". Центр будет располагаться в непосредственной близости от МРНЦ им. А.Ф. Цыба. Центр будет включать в себя создание "чистых комнат", площади для бизнес-инкубирования проектов, сформированных по результатам работы центра, специализированное сооружение по утилизации отходов фармацевтического производства и участок по регенерации и возврату в производство растворителей, являющихся в большинстве процессов средой проведения синтезов.
4.1.5. Создание в г. Калуге технологического парка для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере разработки и производства фармацевтической, биомедицинской и биотехнологической продукции.
Цель: увеличить число вновь появляющихся компаний, реализующих инновационные проекты, и обеспечить благоприятные условия для их развития, предоставив в пользование специализированную инфраструктуру, доступ к высокотехнологическому оборудованию и необходимую консультационную поддержку.
Технологический парк предполагается разместить в г. Калуге на территории ОАО "Аромасинтез", проведя реконструкцию здания общей площадью более 3000 кв. метров и оснастив его лабораторным, исследовательским, офисным и учебным оборудованием. Технологический парк помимо функции бизнес-инкубирования будет включен в процесс обеспечения дуального образования при подготовке кадров для фармацевтической промышленности, обеспечит доступ к современному исследовательскому оборудованию малым и средним компаниям региона, будет содействовать активизации научно-исследовательских работ в сферах фармацевтики, химии, медицины и биотехнологий.
4.1.6. Реализация совместных проектов с иностранными партнерами.
Одним из приоритетных направлений развития Кластера является организация сотрудничества с ведущим европейским биофармацевтическим кластером ЕВРОБИОМЕД (агломерация Монпелье, Франция).
В июне 2011 года президентом агломерации Монпелье, главой администрации г. Обнинска, генеральным директором ОАО "АИРКО" был подписан Договор о сотрудничестве.
В 2012 году подписано соглашение о сотрудничестве между НП "КФК", ОАО "АИРКО" и полюсом конкурентоспособности ЕВРОБИОМЕД (Монпелье-Марсель-Ницца, Франция). Основные направления сотрудничества определены как:
- взаимная экспертная поддержка формирования эффективных инфраструктурных институтов регулирования кластерной среды;
- разработка механизмов совместных научных исследований и разработок (НИР) в областях, определенных сторонами в качестве приоритетных;
- создание и развитие инновационных бизнес-моделей и корпоративных структур (а также создание эффективных научных и технологических моделей), построенных на базе существующего успешного опыта ЕВРОБИОМЕД и инфраструктурных и проектных компетенций Кластера и ОАО "АИРКО";
- в рамках развития совместных научно-исследовательских и внедренческих проектов: размещение представительств и дочерних компаний инновационных предприятий и научно-исследовательских центров Кластера на инфраструктурных площадках ЕВРОБИОМЕД и, в свою очередь, представительств и дочерних компаний инновационных предприятий ЕВРОБИОМЕД на инфраструктурных площадках Кластера;
- создание и реализация совместных обучающих программ на базе научно-образовательных центров и университетов, входящих в экосистемы Кластера и ЕВРОБИОМЕД; формирование совместного интегрированного межуниверситетского пространства в области фармацевтики, биомедицины и биотехнологий и вовлечение в нее перспективных студентов, аспирантов и молодых ученых;
- коммерциализация совместных и/или взаимно интересных инновационных проектов в области фармацевтики, биомедицины и биотехнологий;
- информационная поддержка результатов совместной деятельности.
Развитие сотрудничества с инновационным кластером "Химический Кластер Бавария" (г. Мюнхен, Германия). Баварский химический кластер уверенно позиционирует себя в качестве контактной и компетентной сети для всех областей, в которых продукция химического производства неизменно способствует улучшению качества жизни людей. Примером этого могут быть области электронной мобильности, дополнительных видов сырья, сокращения выбросов CO2, новых материалов, а также строительной химии и химии полимеров, функциональной химии поверхностей, белых биотехнологий, фармацевтики и области энергетики, химии и климата.
В Баварии находятся такие глобальные предприятия, как "Уэкер Хеми" (Wacker Chemie) и "Зюд-Хеми" (Sьd-Chemie). Фирмы "Эвоник" (Evonik), "БАСФ" (BASF) и "Клариант" (Clariant) представлены научно-исследовательскими отделениями и производственными предприятиями. Они так же, как и около 250 средних предприятий, олицетворяют собой проникновение баварской химии на мировой рынок. Доля экспорта химической продукции Баварии составляет 48% и заметно превышает средний уровень экспорта всей баварской промышленности.
В рамках III Международного Обнинского Форума "Фармэволюция" подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО "АИРКО", НП "КФК" и инновационным кластером "Химический Кластер Бавария" (г. Мюнхен, Германия).
Среди ключевых задач сотрудничества определены:
- создание совместных инфраструктур, обучающих программ и коммерциализация;
- разработка технологий и опытное производство оригинальных фармацевтических субстанций;
- инжиниринг и масштабирование производства готовых лекарственных форм;
- лицензирование и производство готовых лекарственных форм;
- услуги по обеззараживанию фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм;
- переработка отходов фармацевтического производства;
- применение нанотехнологий в области здравоохранения, включая антимикробные покрытия.
Также планируется заключить соглашения о партнерстве с ведущими фармацевтическими кластерами Индии, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы.
4.2. Развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерных, технических и управленческих кадров
В настоящее время на территории г. Калуги подготовку специалистов со средним специальным профессиональным образованием в интересах развития Кластера осуществляет государственное автономное образовательное учреждение Калужской области среднего профессионального образования "Калужский областной базовый медицинский колледж" (далее - ГАОУ КО СПО "Калужский областной базовый медицинский колледж"), которое выпускает ежегодно около 100 человек по специальности "Фармация". На базе ГАОУ КО СПО "Калужский областной базовый медицинский колледж" проводятся выездные циклы повышения квалификации врачей.
Подготовка и повышение квалификации кадров в Калужской области в сфере медицинской, биологической и фармацевтической направленности высшего образования осуществляются в:
- КГУ им. К.Э. Циолковского;
- ИАТЭ НИЯУ "МИФИ" (в т.ч. медицинский факультет);
- филиале ОАО "НИФХИ им. Л.Я. Карпова" (лаборатория радиационной медицины).
4.2.1. В ходе реализации настоящей Программы начата реализация проекта по созданию образовательного Центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге.
Цель данного проекта - обеспечение фармацевтических производителей региона (в перспективе и фармацевтической отрасли Российской Федерации в целом) квалифицированными кадрами для работы на современных GMP-производствах посредством обучения специалистов и рабочих профессионалов для работы на фармацевтическом производстве, повышения квалификации опытных работников фармацевтической отрасли, разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере "промышленная фармацевтика" и на их базе - образовательных стандартов.
В настоящее время существующая система фармацевтического профессионального образования не ориентирована на производство, поэтому формирование качественного среднего профессионального звена является актуальной проблемой для фармацевтической отрасли.
Подготовка будет вестись по двум направлениям - "оператор фармацевтического производства" и "специалист отдела контроля качества" по адаптированной к российским условиям немецкой модели прикладного дуального образования, когда теория сочетается с практикой непосредственно на предприятиях работодателей.
Центр будет предоставлять возможности практического обучения вузам и средним профессиональным учебным заведениям, осуществляющим подготовку профильных специалистов для фармацевтической и медицинской промышленности, - ГАОУ КО СПО "Калужский областной базовый медицинский колледж", КГУ им. К.Э. Циолковского, медицинскому факультету ИАТЭ НИЯУ "МИФИ". Возможность использования оборудования лаборатории и учебно-наработочных участков будет предоставляться малым и средним инновационным предприятиям, работающим в фармацевтической сфере.
В тестовом режиме при участии немецких образовательных партнеров "Тюф Рейнланд Груп" подготовлено 23 сотрудника для калужского завода компании "Берлин-Хеми АГ". До момента полного оснащения центра обучение будет вестись на арендованных площадях, а для практических занятий будут использоваться территории заводов-работодателей (по окончании строительства), оснащаемые учебные лаборатории центра, а также базы партнерских предприятий, уже работающих на территории региона. В III квартале 2013 года при участии немецкого партнера "Калибрикс Гмбх" (Kalibrix GmbH) начато обучение следующей группы студентов без высшего профильного образования по направлению "оператор фармацевтического производства".
Преподавательский состав представлен тремя группами специалистов - немецкие тренеры по специальным предметам, ведущие российские тренеры и преподаватели профильных дисциплин, локальные (калужские) тьюторы и практики-производственники. В центре преподают специалисты в области технологии химического и фармацевтического производства, а также смежных областей, необходимых для обучения студентов. Из 10 преподавателей 3 имеют кандидатскую степень, 1 - докторскую. Пять преподавателей являются сертифицированными экспертами в области систем менеджмента качества и ведущими аудиторами международного реестра сертифицированных аудиторов IRCA.
Преподавание основ организации фармпроизводства и контроля качества в фармацевтическом производстве ведется руководителем кафедры стандартизации и контроля в фармации Российского государственного медицинского университета Минздрава России, инженером-технологом с 10-летним опытом работы на фармацевтическом производстве. Основы GMP раскрываются действующим аудитором систем менеджмента качества предприятий химической и фармацевтической отраслей с опытом руководства лабораторией контроля качества крупного производственного предприятия.
Основы работы с аналитическим оборудованием и фармацевтические дисциплины преподаются химиком-технологом, кандидатом наук, преподавателем Академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова и практиком с опытом руководства аналитической лабораторией фармацевтического предприятия в г. Обнинске, заведующим сектором аналитической химии отдела науки и развития, экспертом по хроматографическим методам исследования, преподавателем кафедры специальных химических дисциплин МПТК, г. Москва.
Помимо преподавания профильных предметов ведется углубленное обучение английскому языку, специальным возможностям компьютерных программ, необходимым для работы на фармацевтическом производстве, а также устройству фармацевтического оборудования. Специфические технические дисциплины, такие как пневматика и гидравлика, преподаются в лабораториях центра подготовки кадров для автомобильной промышленности в сотрудничестве с преподавателями центра. Информационные технологии преподаются доцентом кафедры программного обеспечения ЭВМ, информационных технологий и прикладной математики Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.
При завершении создания центра в перспективе планируется открытие новых профилей обучения и расширение деятельности.
Размещение нового здания учебного центра планируется в индустриальном парке "Грабцево" в непосредственной близости от фармацевтических заводов.
4.2.2. В рамках формирования образовательной среды по подготовке высококвалифицированных специалистов для фармпромышленности региона создается и развивается Научно-образовательный центр КГУ им. К.Э. Циолковского "Инновационная биофармацевтика" (НОЦ). Это первый шаг к созданию Регионального университета и Центра прикладного образования, которые являются приоритетными проектами стратегии долгосрочного социально-экономического развития Калужской области. НОЦ создаст условия для объединения и развития образовательной инфраструктуры в единую образовательную и производственную цепочку: вузы, выпускающие квалифицированных специалистов; научно-исследовательские компании, генерирующие идеи и апробирующие их; промышленные предприятия, способные произвести новый биофармацевтический продукт; медицинские учреждения и фармацевтические организации, имеющие возможность внедрить современные технологии в свою практику.
Одной из основных целей НОЦ является усиление практической направленности учебного процесса, приобретение студентами навыков профессиональной работы, углубление и закрепление знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
Инициаторами проекта выступили группа компаний "Медбиофарм", некоммерческое партнерство "Альянс компетенций "Парк активных Молекул", КГУ им. К.Э. Циолковского.
С появлением НОЦ старшекурсники вузов получат возможность погрузиться в науку и реальный бизнес, принимая участие в конкретных инновационных проектах на предприятиях, входящих в Кластер, и широко использовать возможности единого регионального ИЦ для организации дуального образования. Таким образом, в связке с создаваемой инфраструктурой поддержки инновационного бизнеса НОЦ создаст условия для креативной, интеллектуальной и исследовательской среды для студентов региональных вузов. НОЦ призван повысить образовательный потенциал Калужской области, поднять уровень технологичности и инновационности образования, создать собственную высокопрофессиональную кадровую платформу для инновационного биофармацевтического сектора и решить проблему оттока молодых специалистов из региона в московскую агломерацию.
В рамках реализации образовательных программ в интересах участников Кластера будут реализованы специальные программы переподготовки кадров в соответствии с технологической специализацией Кластера по темам "Общие принципы GMP: внедрение в практику", "Основы компетентности лабораторий в свете требований ISO, GMP", "Хромотографические методы анализа в производстве и контроле качества БАД, ГЛС и фитопрепаратов", "Обеспечение качества фармацевтического производства. Система обеспечение качества. Управление рисками при оценке качества лекарственных средств", "Ранняя диагностика рака шейки матки" и т.д. Кроме того, в сотрудничестве с НИУ "Высшая школа экономики" и Ассоциацией инновационных регионов России будет реализован ряд образовательных программ общеуправленческой направленности, ориентированных на стимулирование инновационной активности участников Кластера и повышение компетенций специалистов организаций-участников в вопросах управления Кластером, реализации совместных кластерных проектов. В рамках данного направления будет обеспечено участие Кластера в общекластерных образовательных мероприятиях, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации и Ассоциацией инновационных регионов, в том числе стажировок "Сотрудничество российских инновационных кластеров и европейской кластерной сети" и "Опыт формирования и развития кластеров Парижского региона".
Реализация комплекса образовательных программ позволит Кластеру:
- провести интенсивное обучение "команды развития Кластера" (сотрудников спецорганизации, работников организаций-участников, ответственных за вопросы участия в деятельности Кластера, органов исполнительной власти);
- привлечь на предприятия Кластера высококвалифицированных специалистов, включая зарубежных;
- увеличить производительность труда в организациях-участниках Кластера на 15% за счет повышения квалификации персонала при работе на высокотехнологичном оборудовании, возможности освоения персоналом нового типа оборудования (по стандартам GMP) и внедрения новых производственных технологий;
- спрогнозировать количественную и качественную потребность в специалистах для предприятий Кластера и начать реализацию совместных профильных программ подготовки на базе ИАТЭ НИЯУ "МИФИ";
- переподготовить более 70 специалистов (онкологов, гинекологов, эпидемиологов, врачей общей практики, цитологов, гистологов, клиницистов, врачей-лаборантов) в ходе реализации образовательной программы "Ранняя диагностика рака шейки матки" с целью совершенствования их профессиональных качеств для оказания компетентной и высокотехнологичной помощи жителям Калужского региона в рамках скрининговых программ по социально значимым заболеваниями с привлечением экспертов глобальной международной компанией Эбботт Молекюлар (Abbott Molecular). Реализация данной программы позволит существенно повысить процент раннего выявления рака шейки матки за счет использования новейших методов диагностики Abbott Molecular.
Таким образом, в регионе будет создана полная цепочка подготовки кадров от младшего и среднего персонала до специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности "лечебное дело" (кафедры биологии, общей и специальной химии, фармацевтики, радиофармацевтической химии, радионуклидной терапии, промышленной экологии, химии), аспирантура и клиническая ординатура по специальностям: радиобиология, онкология, патологическая анатомия, анестезиология и реаниматология, системный анализ и разработка информации, ультразвуковая диагностика.
4.3. Развитие производственного потенциала и производственной кооперации
На региональном уровне государственная политика в сфере создания инфраструктуры привлечения и размещения инвестиций отражена в:
- Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353, от 26.08.2014 N 506);
- стратегии создания и развития инфраструктуры индустриальных парков, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 14.04.2008 N 146 "Об одобрении стратегии создания и развития инфраструктуры индустриальных парков".
4.3.1. В соответствии с комплексной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 1912-р, от 12.09.2008 N 1326-р, постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 219, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2393-р, постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1283), в г. Обнинске реализуется проект создания технопарка "Обнинск" в сфере высоких технологий.
Основные направления специализации технопарка: биотехнологии и фармацевтика; нанотехнологии; ядерные технологии и радиомедицина, информационные технологии, новые технологии и материалы.
Проект будет реализован по следующим направлениям:
- создание интегрированного комплекса научной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур технопарка;
- создание необходимой инженерной инфраструктуры модульного типа, позволяющей последовательно развивать проекты на территории технопарка;
- создание бизнес-инкубатора;
- создание центра коллективного пользования оборудованием;
- создание регионального выставочного комплекса наукоемкой продукции;
- предоставление комплекса консалтинговых услуг (маркетинговых, финансовых, патентных и др.), в том числе поддержка в продвижении продукции на международные рынки и др.
Партнерами проекта являются:
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа;
- технополис "Химград";
- автономное учреждение "Технопарк - Мордовия".
4.3.2. Развитие производственной кооперации.
Планируемые результаты реализации мер и мероприятий, направленных на развитие производственного потенциала и производственной кооперации на территориях базирования Кластера:
- в индустриальных парках "Грабцево", "Ворсино" будут построены производства крупных компаний: ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС", ООО "Ново Нордиск", ЗАО "АстраЗенека Индастриз", ООО "Сфера-Фарм", введено производство компании ЗАО "Берлин-Хеми" с общим объемом производственных площадей около 100 тыс. кв. метров. Строительство данных производств предполагает размещение на указанных территориях: производственных цехов, внутренних складов, административно-офисных зданий, физико-химических, аналитических и микробиологических лабораторий. Производство не требует специальных очистных сооружений, не загрязняет окружающую среду, по пожарной безопасности относится к категории Г, Д и соответствует международным нормам и стандартам качества GMP;
- будет создан специализированный склад для хранения готовой продукции, фармацевтических реактивов и вспомогательных веществ (в том числе токсичных) в индустриальном парке "Ворсино" площадью не менее 5 тыс. кв. метров. Строительство склада предполагает наличие нескольких зон (в том числе зоны низкотемпературного хранения) для эффективного решения логистических задач фармпроизводителей по обеспечению производства сырьем и вспомогательными материалами;
- будет построена новая производственная лаборатория химического синтеза ООО "БИОН", расширены производственные мощности ООО "Научно-производственная компания "Медбиофарм", построены цеха по производству ГЛС в ампулах ООО "Мир-Фарм";
- будет увеличена доля фармацевтического производства в экономике региона до 10%;
- будет сформирован высокотехнологичный импортозамещающий научно-производственный комплекс территориально взаимосвязанных инновационных производств и выпуска инновационной фармацевтической продукции.
4.4. Развитие инфраструктуры Кластера
4.4.1. С целью обеспечения инвесторов и других производителей, расположивших производство на территории Калужской области, необходимой логистической инфраструктурой создается мультимодальный логистический центр "Фрейт Виладж Калуга" на территории индустриального парка "Ворсино" Боровского района Калужской области.
Реализацию проекта "Фрейт Виладж Калуга" на территории Калужской области осуществляют ОАО "Фрейт Виладж Калуга" и ООО "М3 Логистик". Проект является частью программы модернизации Московского транспортного узла и сертифицирован ассоциацией грузовых деревень Германии. Концепция "Фрейт Виладж Калуга" разработана немецкой Ассоциацией DGG, включающей 22 подобных проекта.
Основные характеристики проекта:
- общая площадь 450 га (150 га - для строительства логистического парка и 300 га - для создания индустриального парка);
- срок реализации проекта - 5 лет;
- объем инвестиций - около 1,2 млрд. евро, из них около 250 млн. евро - инвестиции в строительство логистического парка.
В составе логистического парка планируется строительство: железнодорожного грузового парка, автомобильного и контейнерного терминалов, складского комплекса площадью около 100 тыс. кв. метров. В индустриальной зоне предполагается представить промышленные предприятия различной отраслевой принадлежности.
Мощность контейнерного терминала на первом этапе будет достигать до 300000 TEUs в год, в будущем ее значение планируется увеличить до 1500000 TEUs в год.
4.4.2. Основными крупными инженерными и транспортными инфраструктурными объектами, планируемыми к реализации и позволяющими решать в комплексе задачи развития производственных, инновационных, научно-образовательных, жилищных, социальных проектов и программ Кластера, являются:
- развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков - "Ворсино", "Грабцево", "Обнинск" с подготовкой необходимых мощностей по энерго-, тепло-, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению и обеспечением подключения на первом этапе четырех "якорных" инвесторов с общим объемом производственных площадей свыше 100 тыс. кв. метров, а также с перспективой подключения еще двух крупных фармпредприятий;
- развитие инфраструктуры инновационных организаций - в основном проекты нового строительства, в том числе: строительство центра технологического инжиниринга "Парк Активных Молекул", бизнес-инкубатора технопарка "Обнинск", ЦДИ на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба, высокотехнологичного центра медицинской радиологии на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба; центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Обнинске;
- реализация проектов, обеспечивающих улучшение качества жизни на территориях базирования Кластера, в том числе по реконструкции с увеличением мощностей объектов коммунального комплекса, необходимых для удовлетворения потребностей, связанных с активным жилищным строительством, размещением объектов здравоохранения, образования, спорта и т.д.
4.4.2.1. Обнинская агломерация - территория г. Обнинска и Боровского района:
Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе:
- реконструкция автомобильной дороги "Москва - Киев" - ЕЛИП в Боровском районе (7,5 км);
- строительство мостового перехода через р. Истью на автодороге "Москва - Киев" - Добрино - Аристово в Боровском районе (0,32 км и 30,1 п. м);
- реконструкция автомобильной дороги Московское большое кольцо - Лапшинка в Боровском районе (устройство шести автобусных остановок);
- реконструкция автомобильной дороги Лапшинка - Кабицыно в Боровском районе (устройство четырех автобусных остановок);
- реконструкция автодороги "Москва - Киев" - Добрино - Аристово на участке с км 0 + 040 по км 2 + 040 в Боровском районе (2,013 км);
- реконструкция мостового перехода через р. Страдаловку на автодороге Московское большое кольцо - Лапшинка в Боровском районе (0,251 км/8,7 п. м);
- строительство автомобильной дороги "Обход г. Боровска";
- разработка проектной документации по расширению тоннеля для выезда из города под железнодорожной линией в г. Обнинске;
- реконструкция ст. Ворсино, строительство грузового парка ТЛЦ "Ворсино" (примыкание к ст. Ворсино и 6 выставочных путей), железнодорожного подъездного пути к земельному участку площадью 100 га индустриального парка "Ворсино";
- строительство участка подъездной автодороги к предприятиям фармкластера в индустриальном парке "Обнинск" в г. Обнинске;
- строительство автомобильного мостового перехода с подъездами через железнодорожную линию для индустриального парка "Ворсино" в Боровском районе.
Развитие инженерной инфраструктуры, в том числе:
- строительство инженерной инфраструктуры зоны инновационного развития на площади 14 га в г. Обнинске, ул. Красных Зорь;
- строительство объектов водоснабжения и водоотведения индустриального парка "Ворсино", Боровский район;
- строительство объектов водоотведения ливневых вод индустриального парка "Ворсино";
- реконструкция водозаборных сооружений в г. Ермолино;
- расширение Тарутинского водозабора в г. Балабаново;
- строительство артезианской скважины в г. Ермолино;
- реконструкция водоводов Ду-500-600 мм от Тарутинского и Акатовского водозаборов до НС II подъема в г. Балабаново;
- реконструкция станции обезжелезивания в г. Балабаново;
- строительство станции очистки питьевой воды в г. Ермолино;
- строительство станции очистки питьевой воды в с. Ворсино;
- реконструкция очистных сооружений г. Балабаново с развитием до 15 тыс. куб. м/сут.;
- расширение и реконструкция очистных сооружений канализации до 80 тыс. куб. м, г. Обнинск;
- строительство городского магистрального хозфекального коллектора, г. Обнинск;
- проектирование и строительство газопровода-отвода и газораспределительной станции Балабаново (5,9 км);
- строительство сетей газоснабжения индустриального парка "Ворсино" (2 объекта), Боровский район;
- проведение вертикальной планировки площадки индустриального парка "Ворсино" (100 га), Боровский район;
- строительство объектов водоснабжения (100 куб. метров в сутки) и водоотведения (60 куб. метров в сутки) к индустриальному парку "Обнинск", г. Обнинск;
- строительство объектов водоотведения ливневых вод индустриального парка "Обнинск", г. Обнинск.
Развитие жилищной инфраструктуры, в том числе:
- строительство жилого комплекса "Борисоглебский" (микрорайон N 55) в г. Обнинске (150 тыс. кв. метров, два детских сада на 145 мест каждый, общеобразовательная школа на 825 учеников, на первых этажах жилых домов - детская и взрослая поликлиники);
- малоэтажная застройка микрорайона "Заовражье" в г. Обнинске (10 тыс. кв. метров);
- комплексная малоэтажная застройка "Экодолье" в районе дер. Белкино пригорода г. Обнинска (62 тыс. кв. метров с детским садом на 60 мест, торговым комплексом, помещениями обслуживания населения);
- строительство жилого комплекса "Солнечная долина" с многоярусной подземной парковкой, со спортивными и детскими зонами, офисными, торговыми помещениями, помещениями для сферы обслуживания, банка, детского сада, кафе и ресторана в г. Обнинске (137 тыс. кв. метров);
- строительство жилого комплекса "Молодежный" вблизи г. Обнинска (33,9 тыс. кв. метров);
- комплексная малоэтажная застройка "Микрорайон "Гагарина" в г. Балабаново (30,7 тыс. кв. метров, детский сад на 70 мест, торгово-развлекательный центр площадью 2 тыс. кв. метров);
- строительство жилого комплекса "Восточное Балабаново" (ввод 140 тыс. кв. метров) с детским садом на 120 мест, общеобразовательной школой на 630 мест и поликлиникой в пригороде г. Балабаново.
Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе на базе образовательных учреждений:
- строительство инженерной инфраструктуры для технопарка в сфере высоких технологий в г. Обнинске;
- строительство инженерной инфраструктуры - инфраструктурный центр технологического инжиниринга "Парк Активных Молекул" в г. Обнинске;
- строительство учебно-лабораторного корпуса факультета естественных наук ИАТЭ НИЯУ "МИФИ" (14,1 тыс. кв. метров);
- реконструкция помещений с целью создания чистых помещений по GMP на базе ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" в г. Обнинске;
- строительство общежития со встроенной столовой для ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" в г. Обнинске (16,8 тыс. кв. метров, 976 мест и 200 пос. мест в столовой).
Развитие материально-технической базы культуры и спорта, в том числе:
- строительство спортивного центра с универсальным игровым залом в Боровском районе;
- строительство стадиона в г. Боровске;
- создание пяти универсальных спортивных площадок с искусственным покрытием на базе муниципальных учреждений в Боровском районе;
- строительство спортивного комплекса в г. Обнинске, просп. Ленина;
- строительство современной лыжероллерной трассы в г. Обнинске;
- проведение капитального и текущего ремонта ГБОУ ДОД КО "СДЮСШОР по спортивной гимнастике Ларисы Латыниной";
- создание семи универсальных спортивных площадок с искусственным покрытием на базе муниципальных учреждений в г. Обнинске.
4.4.2.2. Калужская агломерация - территория г. Калуги с пригородом:
Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе:
- реконструкция аэропорта "Грабцево" в г. Калуге;
- строительство автодороги (3-й Автомобильный проезд) (0,3 км), парковок для размещения грузового и легкового автотранспорта (общей площадью 35 тыс. кв. метров) к технопарку "Грабцево".
Развитие инженерной инфраструктуры, в том числе:
- реконструкция насосной станции III-го подъема с инженерными сетями в пос. Турынино, г. Калуга;
- строительство объектов водоотведения технопарка "Грабцево" (сети канализации);
- строительство объектов водоотведения ливневых вод технопарка "Грабцево" (очистные сооружения ливневой канализации и сети ливневой канализации), г. Калуга;
- строительство газопровода межпоселкового к микрорайону "Правгород" (17,38 км), г. Калуга;
- строительство сетей газоснабжения технопарка "Грабцево" (4 км);
- строительство газопровода среднего давления к северной площадке с. Воскресенское (1,4 км).
Развитие жилищной инфраструктуры, в том числе:
- массовая малоэтажная застройка, строительство объектов административно-торгового и социального назначения, включающих общеобразовательную школу на 630 мест и три детских дошкольных учреждения на 300 мест в с. Воскресенское, вблизи г. Калуги (129,7 тыс. кв. метров);
- строительство жилого комплекса "Хрустальный" в г. Калуге (75 тыс. кв. метров, детский сад на 220 мест);
- строительство жилого комплекса "Международная деревня", пригород г. Калуги (18 трехэтажных многоквартирных домов для молодых семей и 13 общежитий для специалистов, 10 сблокированных индивидуальных домов (таунхаусов) площадью 130 кв. метров каждый, коттеджная застройка из 311 двухэтажных индивидуальных жилых домов площадью 80 - 130 кв. метров каждый).
Строительство крупных объектов здравоохранения:
- перинатального центра на 230 коек Калужской областной больницы в г. Калуге;
- реконструкция и расширение зданий военного городка в пос. Грабцево под областную инфекционную больницу на 125 коек в г. Калуге.
Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе на базе образовательных учреждений:
- строительство Центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге (ИП "Грабцево");
- строительство 2-й очереди учебно-лабораторного корпуса ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" в г. Калуге (5 тыс. кв. метров);
- модернизация инфраструктуры ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" (ремонт учебных корпусов - 6,1 тыс. кв. метров, ремонт лекционных аудиторий и научных лабораторий - 860 кв. метров, ремонт помещений центров коллективного доступа - 800 кв. метров) в г. Калуге;
- развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования Калужской области;
- реконструкция общежития ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" в г. Калуге (3,5 тыс. кв. метров, 200 мест);
- строительство Центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге.
Развитие материально-технической базы культуры и спорта, в том числе:
- реконструкция здания ГБУК Калужской области "Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского" в г. Калуге;
- строительство 2-й очереди федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского" в г. Калуге (15 тыс. кв. метров);
- строительство спортивного центра с универсальным игровым залом на базе ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Орленок" в г. Калуге;
- строительство многофункционального спортивного центра в г. Калуге по улице Грабцевское шоссе;
- строительство многофункционального спортивного центра в г. Калуге, микрорайон "Турынино";
- капитальный и текущий ремонт спортивного комплекса ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Орленок" в г. Калуге;
- капитальный и текущий ремонт спортивного комплекса ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Труд" в г. Калуге;
- реконструкция лыжероллерной трассы на базе ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Орленок" и проведение работ по ее освещению в г. Калуге;
- капитальный и текущий ремонт спортивного комплекса "Спартак" ГБОУ ДОД КО "ОКСЦ" в г. Калуге;
- строительство спортивного центра с универсальным игровым залом и тренировочной базой для волейбольного клуба ВСК "ОКА" в г. Калуге;
- реконструкция стадиона ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Анненки" в г. Калуге;
- строительство крытого конноспортивного манежа с восстановительным центром на базе ГБОУ ДОД КО "СДЮСШОР по конному спорту" в г. Калуге;
- строительство биатлонного спортивного комплекса на базе ГАОУ ДОД КО "ДЮСШ "Орленок" в г. Калуге;
- капитальный и текущий ремонт спортивного комплекса ГБОУ ДОД КО "СДЮСШОР по академической гребле" на р. Оке и на Яченском водохранилище в г. Калуге;
- реконструкция стадиона ГБОУ ДОД КО "ОСДЮСШОР "Юность" в г. Калуге;
- строительство многофункционального спортивного комплекса на базе ГБОУ ДОД КО "ОКСЦ" в г. Калуге;
- строительство современной гребной базы на базе ГБОУ ДОД КО "СДЮСШОР по академической гребле" в г. Калуге;
- строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на базе ГБОУ ДОД КО "ОСДЮСШОР "Юность" в г. Калуге;
- строительство пяти универсальных спортивных площадок с искусственным покрытием на базе муниципальных учреждений в г. Калуге.
4.4.3. Развитие энергетической инфраструктуры, являющейся общей составной частью развития территорий базирования Кластера и обеспечивающей как развитие производственной, инновационной инфраструктуры, так и повышение качества жизни населения на территориях базирования Кластера, включает следующие крупные инвестиционные проекты:
- строительство ПС 500 кВ "Обнинская" (крыло - 500 кВ) с ВЛ 500 кВ Калужская - Ворсино (501 МВА, 50 км);
- реконструкция ПС 220 кВ "Спутник" (4 x 125 МВА);
- реконструкция ПС 220 кВ "Мирная" (2 x 200 МВА + 2 x 16 МВА);
- реконструкция ПС 220 кВ "Орбита" (2 x 220 МВА);
- реконструкция транзита 220 кВ Черепетская ГРЭС - ПС Калужская на участке Орбита - Калужская (32,13 км + 53 км);
- реконструкция транзита 220 кВ Калужская - Кедрово (мощность 2 x 73,6 МВА);
- строительство второго и третьего этапа ПС 220 кВ "Созвездие" с установкой второго АТ 220/110 кВ номинальной мощностью 250 МВА и сооружением захода ВЛ 220 кВ, Мирная - Метзавод:
- строительство ВЛ 110 кВ Созвездие - Русиново с отпайками на ПС "Денисово" и ПС 110 кВ "Ворсино" и ПС 110 кВ "Вега" (8,6 км);
- строительство заходов ВЛ 110 кВ Мирная - Созвездие на ПС 110 кВ, Обнинская ТЭЦ (2,28 км);
- обеспечение технологического присоединения к сетям электроснабжения предприятий индустриального парка "Ворсино" мощностью 40 МВт в Боровском районе;
- обеспечение технологического присоединения к сетям электроснабжения предприятий фармкластера индустриального парка "Обнинск" в г. Обнинске.
4.5. Организационное развитие Кластера
ОАО "АИРКО", созданное в декабре 2010 года Правительством Калужской области, функционирует как системный координатор инфраструктуры поддержки и развития инновационного деятельности в Калужской области и осуществляет сопровождение инновационных проектов от момента их зарождения до выхода на проектные производственные мощности. Одной из основных задач деятельности ОАО "АИРКО" являются помощь в продвижении и реализации инновационных проектов разной степени готовности, формирование высококомпетентных команд для реализации инновационных проектов, повышение квалификации и обучение персонала.
ОАО "АИРКО" является региональным представительством Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере на территории Калужской области и обладает необходимыми компетенциями по подготовке заявок, разработке бизнес-планов и их продвижению в федеральные институты развития. Только за 2013 год ОАО "АИРКО" было привлечено по программам Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере более 34 млн. рублей. Для реализации инновационных проектов по разработанным ОАО "АИРКО" бизнес-планам было привлечено из разных источников более 250 млн. рублей.
Имея опыт по "выращиванию", продвижению новых проектов и привлечению в них финансовых ресурсов, ОАО "АИРКО" целенаправленно способствует появлению новых предприятий - участников Кластера и дальнейшему их развитию. Основной задачей ОАО "АИРКО" как специализированной организации является консолидированное представительство участников Кластера в органах государственной власти, оказание содействия в расширении возможностей научного, производственного и социального развития участников Кластера, защите их прав и законных интересов, повышении конкурентоспособности и экономического потенциала участников Кластера. Одной из ключевых компетенций ОАО "АИРКО" как специализированной организации является сетевое партнерство с ведущими российскими и мировыми научно-исследовательскими центрами в области фармацевтики, биомедицины и биотехнологий, центрами доклинических и клинических исследований, ведущими вузами и научно-образовательными центрами.
Консолидирующая и объединяющая интересы участников деятельность специализированной организации, успешный опыт реализации ряда совместных проектов демонстрирует ряд неоспоримых конкурентных преимуществ для участников Кластера:
- сокращение собственных затрат за счет участия в совместных кластерных проектах;
- содействие в продвижении продукции и услуг на внутренние и внешние рынки;
- расширение доступа к информации и новейшим достижениям в области научных исследований;
- совместное использование уникального оборудования на основе партнерства и сотрудничества в рамках регионального ИЦ и центра коллективного пользования оборудованием в области фармацевтики;
- возможность получения экспертной оценки признанных профессионалов в профильной области;
- повышение квалификации и переподготовка специалистов и управленческих кадров по актуальным и узкоспециализированным программам для фармацевтических производств;
- эффективное взаимодействие с государственными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам развития отрасли;
- развитие коммуникационной площадки экспертов и профессионалов для оценки значимости и приоритетности реализации совместных проектов.
В рамках реализации Программы ОАО "АИРКО" успешно осуществляет свою деятельность в качестве специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера и решает следующие задачи:
1. Развитие сектора исследований, разработок и кооперации участников в научно-технической сфере:
1.1 Координация создания современной инновационной и технологической инфраструктуры Кластера, в том числе регионального ИЦ в области фармацевтики.
1.2. Организация технологической экспертизы инновационных инфраструктурных и "продуктовых" проектов участников Кластера и экспертное сопровождение данных проектов.
1.3. Активизация деятельности организаций-участников Кластера в профильных технологических платформах, в том числе по вопросам разработки и актуализации стратегических программ исследований технологических платформ, привлечения организаций-участников к их реализации, а также к формированию тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддерживаемых государством.
1.4. Обеспечение членства представителей организаций-участников и специализированной организации в ведущих российских и зарубежных профессиональных организациях, отраслевых ассоциациях и других общественных объединениях по направлениям технологической специализации Кластера, в том числе Союзе фармацевтических и биофармацевтических кластеров России, общественных и экспертных советах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
1.5. Создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, проводимых и планируемых к выполнению организациями-участниками.
2. Маркетинговая и информационная поддержка участников Кластера:
2.1. Популяризация бренда Кластера, а также разработки информационно-рекламной продукции.
2.2. Организация мероприятий по продвижению Кластера (участие в профильных выставках с коллективным стендом Кластера, информирование государственных заказчиков о преимуществах закупки продукции Кластера и др.).
2.3. Издание и распространение информационных материалов о деятельности Кластера, включая анонсы мероприятий, отчеты о проведенных мероприятиях.
2.4. Организация проведения маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции участников Кластера, а также распространение их результатов среди участников Кластера.
2.5. Организация работы экспертной группы, состоящей из руководителей организаций-участников Кластера: определение проблемных зон и возможностей (в том числе анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы и практики ее применения), проработка идей и конструктивных предложений, направление предложений в Росздравнадзор, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
2.6. Издание буклета на русском и английском языках, содержащего информацию об организациях-участниках (производимая продукция, имеющиеся компетенции, производственный и технологический потенциал, предложения по совместным проектам в сфере образования, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, производства и др.).
3. Координация работ по развитию Кластера, взаимодействие с органами государственной власти, институтами развития, общественными организациями, другими кластерами, а также общая координация и управление:
3.1. Обеспечение участия представителей Кластера в работе Координационного совета при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера.
3.2. Организация разработки и поддержания информационной системы (портала) Кластера, включая базу данных о предприятиях-участниках Кластера и систему мониторинга ключевых показателей эффективности его развития.
3.3. Взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти для учета потребностей участников Кластера при формировании и реализации региональной и федеральной промышленной и инновационной политики (в том числе в области реализации федеральных и региональных целевых программ).
3.4. Организация проработки коллективных предложений организаций-участников Кластера в Правительство Калужской области и федеральные органы исполнительной власти по снижению административных барьеров, сокращению числа и упрощению административных процедур при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов на территории Кластера.
3.5. Организация сотрудничества специализированной организации и компаний Кластера с российскими и международными командами развития инновационных кластеров и объектов инновационной инфраструктуры с целью обмена опытом об успешных практиках по развитию профессиональной поддержки компаний Кластера, реализации межкластерных проектов, содействия выходу участников Кластера на новые рынки сбыта своей продукции (товаров, услуг).
4. Организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов участников Кластера:
4.1. Проведение в течение года на базе специализированной организации Кластера и/или заинтересованных организаций-участников Кластера тематических совещаний по различным аспектам развития Кластера (образование, наука, производство, инфраструктура и др.).
4.2. Проведение семинаров по направлениям технологической специализации Кластера, а также по тематике управления инновациями и привлечения инвестиций с приглашением ведущих российских и зарубежных экспертов.
4.3. Проведение ознакомительных экскурсий и пресс-туров на территории предприятий-участников Кластера с целью ознакомления с их деятельностью, технологиями, производственными достижениями и перспективами развития.
4.4. Проведение ежегодно конференции и/или обеспечение участия представителей специализированной организации и организаций-участников в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по направлениям технологической специализации Кластера.
4.5. Организация бизнес-миссий, включающих представителей организаций-участников Кластера, проводимых в России и за рубежом.
4.6. Проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности Кластера и перспектив его развития.
5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров и механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования:
5.1. Участие в реализации программ по развитию системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций-участников Кластера.
5.2. Реализация мероприятий, направленных на развитие механизмов кооперации организаций-участников Кластера в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, включая создание профильных кафедр, разработку и реализацию образовательных программ по направлениям технологической специализации Кластера.
5.3. Взаимодействие с вузами Калужской области и Российской Федерации по вопросу целевой подготовки кадров для нужд организаций-участников Кластера.
5.4. Направление представителей организаций-участников на переподготовку, повышение квалификации и стажировки в ведущие российские и зарубежные организации, включая образовательные и научные организации, производственные предприятия, организации инновационной инфраструктуры, а также инновационные территориальные кластеры.
5.5. Организация работы с молодежью в целях формирования кадрового потенциала, профессиональной ориентации молодежи и привлечения ее для работы в проектах участников Кластера.
6. Развитие производственного потенциала и производственной кооперации участников Кластера:
6.1. Создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных по производимой продукции, имеющимся компетенциям, выполненным заказам/проектам, производственному и технологическому потенциалу участников Кластера.
6.2. Аудит технологических активов и технологической кооперации участников Кластера, составление и актуализация соответствующих баз данных, оптимизация использования технологических активов за счет внутрикластерной кооперации и внешнего аутсорсинга.
6.3. Развитие системы производственного аутсорсинга Кластера - привлечение крупными организациями-участниками Кластера малого и среднего бизнеса к выполнению отдельных работ и (или) оказанию сервисных услуг.
6.4. Содействие организациям-участникам Кластера в вопросах трансфера технологий и привлечения зарубежных технологий в Кластер - организация производственной кооперации с зарубежными партнерами, в том числе в части создания совместных производств, организации поставок материалов и комплектующих изделий, аутсорсинга в сфере производства, поиска потенциальных поставщиков и партнеров.
В ходе решения перечисленных выше задач в 2014 году специализированной организацией в интересах участников Кластера:
- подготовлено обращение в Правительство Российской Федерации по вопросам ускорения разработки и утверждения общероссийских нормативных документов в отношении правил GMP (и возможных рекомендаций по их внедрению) и созданию Государственной фармацевтической инспекции в Российской Федерации;
- выработана консолидированная позиция о необходимости правового определения понятия "продукт российского производства", где должны быть установлены четкие критерии локализации производства, позволяющие компаниям, производящим фармпрепараты на территории Российской Федерации, претендовать на получение государственной поддержки, и необходимости обсуждения этого вопроса в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации;
- сформированы и активно действуют экспертные рабочие группы по основным направлениям развития Кластера;
- сформировано консолидированное мнение и перечень вопросов от фармацевтических производителей, касающихся ввоза и таможенного оформления фармацевтического оборудования, сырья, реактивов и готовых лекарственных форм. Подготовлено обращение в Федеральную таможенную службу Российской Федерации;
- подготовлено обращение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 N 1002, от 06.02.2012 N 97, от 11.10.2012 N 1038, от 26.02.2014 N 150, от 28.08.2014 N 870) с целью исключения из него требования наличия регистрационных удостоверений для фармацевтических субстанций;
- проведены восемь тематических совещаний и коммуникационных мероприятий, пресс-тур для региональных и федеральных средств массовой информации по предприятиям Кластера;
- проведены десять экспертиз научно-исследовательских проектов для включения проектов участников Кластера в федеральные целевые и ведомственные целевые программы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Целевые показатели эффективности деятельности ОАО "АИРКО" как специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера, установлены в соответствии с Методическими материалами по вопросам деятельности специализированной организации, одобренными решением Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 2 апреля 2014 года, согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области и публично обсуждены на заседании НП "КФК".
4.6. Меры по совершенствованию государственной поддержки и формированию благоприятных условий деятельности Кластера
Для активизации процессов развития Кластера, привлечения новых участников, формирования долгосрочных кооперационных связей, реализации новых проектов в сфере фармацевтики, биотехнологий и биомедицины в Калужской области на региональном уровне планируется предусмотреть меры по:
- предоставлению налоговых преференций для производителей в сфере медицины, биотехнологий и биофармацевтики;
- реализации региональных программ по поддержке инновационного бизнеса, включающих предоставление субсидий, грантов, банковских поручительств;
- обеспечению деятельности специализированной инфраструктуры по поддержке инновационного бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.