Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 9 ноября 2009 г. N 460
Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2010-2014 годы"
24 января, 18 мая 2011 г., 2 апреля, 13 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 13 декабря 2012 г. N 622 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" (далее - Программа) |
||||||||||||||
Координатор Программы |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области (по согласованию) |
||||||||||||||
Заказчики Программы |
- министерство здравоохранения Калужской области; - министерство образования и науки Калужской области; - министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; - министерство культуры Калужской области |
||||||||||||||
Разработчики |
- министерство здравоохранения Калужской области; - министерство образования и науки Калужской области; - министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; - министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области; - министерство культуры Калужской области; |
||||||||||||||
Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 28 мая 2009 года N 64-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" |
||||||||||||||
Цель и задачи |
Цель Программы: - сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области не менее чем на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек. Задачи Программы: - совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками; - дальнейшее развитие и укрепление системы межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних; - развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере организации профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией; - совершенствование системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации; - совершенствование форм и методов профилактической деятельности, пропаганды здорового образа жизни, направленных на формирование антинаркотического мировоззрения и духовно-нравственной культуры в обществе; - обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании среди населения Калужской области; - дальнейшее развитие системы повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании; - совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией. |
||||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели |
- масштаб незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по отношению к уровню 2008 года; - удельный вес подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в программные и профилактические мероприятия, в общей численности указанной категории; - снижение удельного веса числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних на 01.01.2010. |
||||||||||||||
Сроки реализации |
2010-2014 годы |
||||||||||||||
Перечень основных мероприятий |
- организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту; - координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и органами, негосударственными организациями, общественными объединениями; - медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц, склонных к употреблению или употребляющих наркотические средства или психоактивные вещества; - противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков; - организация и осуществление профилактической деятельности в образовательных учреждениях; - подготовка кадров и методическое обеспечение в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств; - укрепление материально-технической базы наркологических учреждений. |
||||||||||||||
Объем финансирования
(тыс. рублей)
*Средства областного бюджета уточняются ежегодно законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | |||||||||||||||
Ожидаемые результаты |
- сокращение к 2014 году масштаба незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 15% по отношению к уровню 2008 года, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек; - увеличение до 90% охвата профилактическими мероприятиями подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет по отношению к общей численности указанной категории; - снижение на 10% удельного веса числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних на 01.01.2010. |
||||||||||||||
Система организации и контроля за исполнением |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 28.05.2009 N 64-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы" и постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что на территории Калужской области, как и России в целом, сохраняются все негативные тенденции, связанные с незаконным оборотом наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
По состоянию на 31.12.2008 на учете в органах здравоохранения Калужской области состояло 1910 человек, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Количество официально зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" составляло 1241 человек, что ниже среднероссийского показателя и составляет 123 человека на 100 тыс. населения (по ЦФО - 163,99 (1), по России - 250,45).
В то же время, с учетом латентности наркомании как социального явления, по оценкам специалистов, количество лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в 5-7 раз больше.
Количество регистрируемых наркозависимых в Калужской области стабилизировалось и продолжает постепенно снижаться. Начиная с 2001 года количество состоящих на учете лиц снизилось на 15,5%.
Однако, несмотря на уменьшение количества лиц с диагнозом "наркомания", начиная с 2003 года прослеживается рост числа лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (без диагноза "наркомания") (2003 г. - 231, 2008 г. - 536). Наибольшее увеличение произошло в городах Калуга и Обнинск, а также в Малоярославецком районе.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи.
Употребление наркотиков инъекционным способом приводит к распространению ВИЧ-инфекции, СПИДа и вирусного гепатита В. По состоянию на 31.12.2008 на учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" состоит 1324 ВИЧ-инфицированных, из них 52 % (688 человек) заразились путем внутривенного введения наркотиков.
Несмотря на значительное количество ВИЧ-инфицированных, в Калужской области заболеваемость ВИЧ-инфекцией имеет тенденцию к стабилизации. С 2003 года по настоящее время общее число ВИЧ-инфицированных увеличилось на 38,6 %. В то же время удельный вес лиц, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, снизился на 19,5%.
Вместе с тем, количество лиц, состоящих на учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и употребляющих внутривенно наркотические средства, в ряде районов Калужской области остается высоким.
В целом, наркоситуация в Калужской области определяется рядом факторов. Прежде всего, это число лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями, негативное влияние наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономической безопасности Калужской области.
За 2008 год всеми правоохранительными органами на территории Калужской области выявлено 922 наркопреступления (91,7 на 100 тыс. населения).
Из общего числа выявленных в 2008 году наркопреступлений 76% отнесены к категории тяжких и особо тяжких, а 70% - связаны с незаконным сбытом наркотиков.
Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в общем количестве выявленных преступлений в Калужской области составил 4,3%.
На оперативную обстановку в Калужской области продолжает оказывать негативное влияние наличие преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку, занимающихся транспортировкой и сбытом наркотиков.
Ситуация стабилизировалась благодаря комплексному действию таких факторов, как:
- целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;
- повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, церковью, семьей;
- пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;
- ужесточение со стороны государства мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков и, как следствие этого, увеличение стоимости наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Однако указанное не означает снижения остроты или потери актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими в Калужской области.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:
- повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков, деятельность которых характеризуется высоким уровнем конспиративности, четкой структурой управления, оперативным реагированием на меры государственного противодействия;
- высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
- транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Калужской области;
- наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства некоторых видов наркотиков;
- распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
- формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет.
Особую тревогу вызывает резкое увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркотиков, большая часть которых поступает из Западной Европы через страны Балтии, Украину и Беларусь.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности наркоманов, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Калужской области.
В настоящее время в Калужской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Определены приоритетные направления по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.
Практика реализации предыдущих целевых программ (постановление Правительства Калужской области от 16.07.1998 N 75 "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998-2000 гг.", Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы", Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы", Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы") показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения вышеуказанных проблем на областном уровне.
В конкурсе, проводимом в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" среди субъектов Российской Федерации, по результатам реализации областных целевых антинаркотических программ в 2007 году областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы", утвержденная Законом Калужской области от 08.12.2006 N 265-ОЗ, признана одной из лучших в Российской Федерации.
В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой долгосрочной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и областных мер социального, правового и организационного характера.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании.
Приоритетное внимание в Программе уделено совершенствованию деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с осуществлением общей координации, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.
Необходимый эффект в сфере противодействия распространению наркотиков может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической работы, практическом использовании в рамках Программы сформированной в настоящее время целостной и сбалансированной системы координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Калужской области, наделенной механизмами принятия обязательных решений и контроля за их исполнением.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, развитие имеющихся профилактических и медико-реабилитационных учреждений, внедрение новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка квалифицированных специалистов, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией.
В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период - с 2010 по 2014 год.
Данная Программа разработана с учетом областного, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.
1Сведения по состоянию на 01.01.2008
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области не менее чем на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек.
Выполнение Программы основано на объединении усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
Программа рассчитана на 2010-2014 годы и предполагает решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками;
- дальнейшее развитие и укрепление системы межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, и прежде всего несовершеннолетних;
- развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере организации профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией;
- совершенствование системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации;
совершенствование форм и методов профилактической деятельности, пропаганды здорового образа жизни, направленных на формирование антинаркотического мировоззрения и духовно-нравственной культуры в обществе;
- обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании среди населения Калужской области;
- дальнейшее развитие системы повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании;
- совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
N п/п |
Наименование |
2008 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.