Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 26 апреля 2013 г. N 226
Долгосрочная целевая программа
"Развитие здравоохранения Калужской области"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения
Калужской области"
1. Наименование |
Долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Калужской области" (далее - Программа). |
2. Заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Калужской области (далее - минздрав Калужской области) - заказчик-координатор Программы; министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; министерство культуры Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. |
3. Разработчик Программы |
Минздрав Калужской области. |
4. Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 28.03.2013 N 31-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Калужской области". |
5. Цель и задачи Программы |
Цели Программы: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Калужской области, передовым достижениям медицинской науки. Задачами Программы являются: - обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; - повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; - развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения; - повышение эффективности службы родовспоможения и детства; - развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; - обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; - сокращение дефицита медицинских кадров в государственных учреждениях здравоохранения Калужской области и повышение уровня квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием; - повышение доступности качественной, эффективной, и безопасной лекарственной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях; - развитие информатизации здравоохранения Калужской области; - совершенствование системы территориального планирования оказания медицинской помощи населению Калужской области. |
6. Целевые индикаторы и показатели Программы: |
В целом для Программы установлены следующие целевые индикаторы и показатели: - смертность от всех причин; - смертность населения (без показателей смертности от внешних причин); - материнская смертность; - младенческая смертность; - смертность от болезней системы кровообращения; - смертность от дорожно-транспортных происшествий; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); - смертность от туберкулеза; - потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь); - распространенность потребления табака среди взрослого населения; - распространенность потребления табака среди детей и подростков; - заболеваемость туберкулезом; - средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области; - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала, предоставляющего медицинские услуги (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), от средней заработной платы в Калужской области; - средняя заработная плата младшего медицинского персонала, предоставляющего медицинские услуги (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), от средней заработной платы в Калужской области; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Значения целевых индикаторов и показателей представлены в приложении N 1 к Программе. Для характеристики каждой подпрограммы, включенной в Программу, предусмотрены индивидуальные целевые индикаторы и показатели. |
7. Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2020 годы Программа реализуется в два этапа: первый этап: 2013 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы. |
8. Перечень основных мероприятий и подпрограмм |
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства"; подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении"; подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Калужской области". |
9. Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования, юридических лиц, иных источников. Всего: 136 201 290,7 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета 12 763 937,9 тыс. руб.; средства областного бюджета 22 519 862,1 тыс. руб.; средства территориального фонда обязательного медицинского страхования 89 887 949,7 тыс. руб.; средства юридических лиц 5 848 478,1 тыс. руб.; средства из иных источников 5 181 062,9 тыс. руб.. Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" Всего: 51 949 582,0 тыс. руб. Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" Всего: 64 644 490,3 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства" Всего: 4 455 000,0 тыс. руб. Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" Всего: 2 153 274,6 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" Всего: 3 099 584,8 тыс. руб. Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" Всего: 777 721,4 тыс. руб. Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" Всего: 8 282 237,6 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении" Всего: 839 400,0 тыс. руб. Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Калужской области" - финансирования не требует. Потребности финансирования Программы по годам реализации и в разрезе подпрограмм указаны в приложениях N 2 к Программе. |
10. Ожидаемые результаты |
По результатам реализации 1 этапа Программы в 2015 году: - смертность от всех причин стабилизируется на уровне 15,4 на 1000 населения; - смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1394, 7 (в 2011 году) до 1390, 5; - материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) снизится с 18,1 (в 2011 году) до 18,0; - показатель младенческой смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) составит 8,1 (с учетом изменения порядка учета этого показателя в 2012 году); - смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 939,9 (в 2011 году) до 840,5; - смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 20,9 (в 2011 году) до 17,0; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится с 244,1 в 2011 году до 219,6; - смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9,8 (в 2011 году) до 9,6; - потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 9 (в 2011 году) до 8,9; - распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 58,6 процента (в 2011 году) до 51,6 процента; - распространенность потребления табака среди детей и подростков снизится с 30,0 процента (в 2011 году) до 24,8 процента; - заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 61,7 (в 2011 году) до 49,3; - средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Калужской области вырастет со 134,1 процента (в 2011 году) до 170,9 процента; - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 72,4 процента (в 2011 году) до 86,3 процента; - средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 39,7 процента (в 2011 году) до 63,6 процента; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 69,4 (в 2011 году) до 71,6. По результатам реализации 2 этапа Программы в 2020 году: - смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 15,3 (в 2016 году) до 14,7; - смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1390,0 (в 2016 году) до 1361,7 в 2020 году; - материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) составит 9,0; - показатель младенческой смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) снизится с 7,7 (в 2016 году) до 7,5; - смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 792,1 (в 2016 году) до 694,1; - смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 15,0 (в 2016 году) до 10,6; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится с 210,6 (в 2016 году) до 192,3; - смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9 (в 2016 году) до 8; - потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 8,8 (в 2016 году) до 8,4; - распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 49,8 процента (в 2016 году) до 44 процентов; - распространенность потребления табака среди детей и подростков снизится с 23,7 процента (в 2016 году) до 19,5 процента; - заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 48,4 (в 2016 году) до 35,0; - средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Калужской области вырастет со 184,5 процента (в 2016 году) до 200 процентов; - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 93 процентов (в 2016 году) до 100 процентов; - средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 79,9 процента (в 2016 году) до 100 процентов; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 72,4 (в 2016 году) до 74. |
11. Система организации контроля за исполнением |
Организуется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области, как и во всем мире, нарастает глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний, которые являются лидирующей причиной смертности и инвалидности и приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. Девять из десяти смертей людей в возрасте до 60 лет происходят от сосудистых, онкологических заболеваний, болезней органов дыхания и сахарного диабета. Несмотря на наличие факторов наследственной предрасположенности, большинство неинфекционных заболеваний формируется постепенно под влиянием всех особенностей жизни человека - питания, режима физической активности, эмоционального состояния, наличия вредных привычек, а также под влиянием социальных факторов - условий труда и отдыха.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калужской области приоритетами региональной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения путем формирования здорового образа жизни, развитие профилактических мероприятий, повышение доступности и качества медицинской помощи, особенно в амбулаторных условиях, улучшение демографической ситуации.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется следующими основными системообразующими факторами:
- совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить активизацию профилактической работы в медицинских организациях с целью раннего выявления заболеваний, их профилактики и оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам в Калужской области (в рамках государственных гарантий);
- развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений;
- наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением в Калужской области.
Калужская область имеет ряд особенностей, включая низкую плотность проживания населения (33,6 чел. на 1 кв. км, в том числе в 10 районах области - 10 и менее), высокий удельный вес сельского населения - 23,7 процента, возрастную структуру населения (лица старше трудоспособного населения составляют 24 процента от всего населения), поражение 16 процентов территории Калужской области радиоактивным загрязнением в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Деление области на муниципальные районы с выраженной диспропорцией по численности (от нескольких тысяч до 60 тысяч населения), в каждом из которых имеется медицинская организация, привело к тому, что удельный вес маломощных центральных районных больниц составляет 83 процента.
Сеть учреждений здравоохранения системы минздрава Калужской области включает 62 самостоятельные медицинские организации (далее - МО). С 01 января 2012 года они находятся в подчинении минздрава Калужской области. Развернута сеть негосударственных медицинских организаций и учреждений иных форм собственности, в том числе 3 учреждения здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 278 частных учреждений здравоохранения (включая 123 индивидуальных предпринимателя).
В Программе государственных гарантий оказания медицинской помощи участвуют федеральные медицинские организации (федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 8 федерального медико-биологического агентства", Калужский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Медицинский радиологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации), расположенные на территории Калужской области.
В Программе государственных гарантий участвуют 7 негосударственных медицинских организаций и учреждений иных форм собственности. В дальнейшем их число планируется увеличить, в том числе и на основе государственно-частного партнерства.
Активная реализация с 2006 года приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011-2012 годы позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в Калужской области реализованы программа модернизации службы крови, онкологическая и сосудистая программы, осуществлены мероприятия по совершенствованию оказания помощи пострадавшим при ДТП и модернизации наркологической помощи. Программа модернизации здравоохранения Калужской области за 2011-2012 годы была направлена на формирование оптимальной для области трех уровневой системы оказания медицинской помощи. В рамках программы модернизации построено детское отделение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Хвастовичского района", отремонтированы 61 поликлиника, 72 стационара, 116 фельдшерско-акушерских пунктов. Приобретено 3492 единицы медицинского оборудования. В 37-ми медицинских организациях 8,7 процентам пациентов от числа пролеченных больных помощь оказана по стандартам. Отработаны вопросы маршрутизации пациентов с учетом профиля, этапности и уровня оказания медицинской помощи. Огромное внимание уделено службе охраны материнства и детства, на совершенствование которой израсходовано 26,4 процента средств. Внедрена углубленная диспансеризация подростков, в рамках которой осмотрено 14,3 тыс. детей. Открыты дополнительные койки интенсивной терапии для новорожденных в родовспомогательных учреждениях и реанимации новорожденных в детских стационарах, открыто новое отделение патологии новорожденных и недоношенных детей на 20 коек в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница". Начата работа по пренатальной (дородовой) диагностике врожденных пороков развития ребенка.
В результате в Калужской области формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи населению.
На первом уровне первичная (в том числе первичная специализированная) помощь осуществляется в 24 районных медицинских организациях (в составе которых имеются фельдшерско-акушерские пункты - 382, участковые больницы - 12, врачебные амбулатории - 21), в 8 медицинских организациях г. Калуги по участковому принципу (участковый врач и врач общей практики), в 5 центрах здоровья, в 42 офисах врачей общей практики.
В поликлиниках к 2020 году планируется заменить часть участковых врачей на врачей общей практики. Участковые больницы будут реорганизованы во врачебные амбулатории с организацией общеврачебной практики и дневных стационаров. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности "общая врачебная практика", так и главным образом путем переобучения по очно-заочной форме без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на узких специалистов и стационары. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи.
Предполагается, что врачи общей практики смогут взять на себя 49 процентов посещений кардиологов, 50 процентов - ревматологов, 61 процент - гастроэнтерологов, 30 процентов - травматологов, 30 процентов - урологов,
49 процентов - проктологов, 50 процентов - оториноларингологов, 30 процентов - офтальмологов, 35 процентов - хирургов, 50 процентов - неврологов, 22 процента - дерматовенерологов. Консультации узких специалистов, выполнение более сложных диагностических процедур будут оказываться в консультативно-диагностических центрах.
В 2012 году достигнута финансовая обеспеченность Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, гражданам Калужской области.
Осуществлен переход на одноканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования. Переход в дальнейшем на подушевое финансирование даст предпосылки к повышению эффективности работы участкового врача и врача общей практики.
Планируется широко использовать выездные формы работы для приближения профилактической помощи населению (проведение диспансеризации, профилактических осмотров), в связи с чем потребуется оснащение специалистов первичного звена автотранспортом, передвижными комплексами, оборудованием.
В части расширения профилактической работы по выявлению факторов риска и их коррекции также планируется обеспечить работу центров здоровья в полную нагрузку (9250 посещений в год) и шире использовать выездные формы работы.
Будут открыты и укомплектованы штатами и оборудованием кабинеты медицинской профилактики в ряде учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, где кабинеты не существовали ранее. В настоящее время функционирует 27 кабинетов медицинской профилактики, к 2020 году их количество будет доведено до 38.
С 2012 года в Калужской области ведутся мероприятия по организации службы неотложной помощи населению. Создание этой службы позволит перераспределить 15 процентов объемов скорой помощи на амбулаторно-поликлиническую помощь.
На территории Калужской области к концу 2012 года организовано 50 домовых хозяйств, на которые возложена функция оказания само- и взаимопомощи, к 2018 году количество домовых хозяйств планируется увеличить до 150.
Планируется оптимизация коечного фонда на 1 уровне, что позволит использовать кадровые ресурсы в амбулаторном звене, увеличить объемы посещений врачами, включая профилактические приемы (в среднем 30 процентов от всех посещений) и санитарно-гигиеническую работу по формированию здорового образа жизни. В центральных районных больницах планируется сохранить койки для купирования острых и неотложных состояний, с последующей госпитализацией пациентов в межрайонные центры при необходимости.
Оказание необходимой стационарной специализированной помощи перемещается на более высокий уровень.
Поэтапно избыточные койки будут оптимизированы (на 1 этапе 2013-2014 годы - доведение коечного фонда до норматива с увеличением койко-мест в дневном стационаре и увеличением количества других стационарозамещающих технологий). На 2 этапе (2015-2017 годы) предусмотрена передача части коек из маломощных МО и части коек областной больницы на межрайонный уровень, сконцентрировав на 2 уровне до 30 процентов коечного фонда.
Расширение сети дневных стационаров и стационаров на дому позволит перепрофилировать круглосуточные койки на койки дневного стационара с учетом плотности проживания населения (в 10 районах Калужской области из 24 плотность менее 10 человек на 1 кв. м) и удельного веса сельских жителей.
Таким образом, 60 процентов медицинской помощи сконцентрируется в амбулаторном звене.
На втором уровне - специализированная медицинская помощь осуществляется в межрайонных центрах, имеющих в своем составе консультативно-диагностические центры и специализированные койки.
Планируется развивать три межрайонных центра:
- межрайонный центр "Северный" (г. Малоярославец - г. Боровск) - с зоной ответственности 6 районов Калужской области и численностью населения 197,1 тыс. человек. Межрайонный центр "Северный" будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, отделение гемодиализа, онкология, консультативно-диагностический центр;
- межрайонный центр "Южный" (г. Людиново - г. Киров) - с зоной ответственности 9 районов и численностью населения 155,4 тыс. человек. Будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), пульмонология, хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, отделение гемодиализа, онкология, консультативно-диагностический центр;
- межрайонный центр "Центральный" (г. Калуга) - с зоной ответственности 9 районов и численностью населения 551,9 тыс. человек. Будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), пульмонология, гастроэнтерология, ревматология, эндокринология, хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, онкология. В городе Калуге планируется организация консультативно-диагностического центра.
В структуре межрайонного центра "Центральный" будут организованы специализированные отделения: ревматологическое, гастроэнтерологическое; расширен коечный фонд следующих отделений: плановой кардиологии, плановой неврологии, пульмонологического, эндокринологического.
Потребность населения г. Калуги и зон ответственности межрайонного центра "Центральный" в специализированных видах медицинской помощи определена с учетом анализа структуры пролеченных больных в терапевтических стационарах медицинских организаций г. Калуги и зонах ответственности: отделение плановой кардиологии - 130 коек (увеличение на 60 коек); отделение плановой неврологии - 140 коек (увеличение на 60 коек); пульмонологическое отделение - 70 коек (увеличение на 30 коек); гастроэнтерологическое отделение - 40 коек; ревматологическое отделение - 35 коек (вновь открытые койки), эндокринологическое отделение - 50 коек; общетерапевтическое отделение - 150 коек (уменьшение количества коек на 150).
Для организации хирургической помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница скорой медицинской помощи им. Шевченко Клеопатры Николаевны" потребуется дополнительный коечный фонд: хирургических - 40 коек, травматологических - 20 коек.
Межрайонные центры возьмут на себя лечение пациентов, которые вынужденно госпитализируются с рутинной патологией в областную больницу из-за отсутствия необходимой базы в районных медицинских организациях.
Для решения обозначенных задач потребуется реконструкция и строительство новых площадей в связи с их нехваткой по действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, необходимостью выполнения порядков оказания медицинской помощи и созданию новых подразделений при реформировании сети здравоохранения - реконструкция лечебного корпуса в г. Людиново и туберкулезной больницы, строительство областной инфекционной больницы, строительство и реконструкция поликлиник в Балабаново и в г. Белоусово Боровского района, поликлиник и женских консультаций, консультативно-диагностического центра в г. Калуге, реконструкция и строительство фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и др. объектов.
На третьем уровне - многопрофильные медицинские организации, имеющие в составе высококвалифицированных специалистов, выполняют необходимые объемы консультативной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Отбор и направление пациентов на консультацию и лечение в них должны проводиться по медицинским показаниям. Предусматривается соблюдение принципов этапности оказания медицинской помощи, исключение случаев направления в областную больницу, минуя этап межрегиональных центров.
Мощность государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная больница" будет увеличена. Планируется изменение структуры коечного фонда и оптимизация использования площадей для оказания медицинской помощи в объемах, максимально соответствующих сложившейся потребности.
Планируется:
- ввести в эксплуатацию перинатальный центр;
- провести реконструкцию гематологического отделения с целью создания чистых помещений с ламинарными потоками для больных с депрессиями кроветворения, что позволит снизить летальность от инфекционных осложнений у больных с гемобластозами, сократить потребность в дорогостоящих антибиотиках;
- открыть кабинет лечения генно-инженерными биологическими препаратами на базе ревматологического отделения;
- организовать центр диагностики и лечения остеопороза на базе консультативной поликлиники;
- открыть кабинет респираторной поддержки на базе пульмонологического отделения;
- увеличить мощность травматологического отделения до 50 коек;
- открыть ожоговое отделение на 10 коек;
- из существующего нейрохирургического отделения создать 2 отделения - нейротравмы (30 коек) и плановой нейрохирургии (30 коек);
- создать отделения эндоскопической урологии;
- создать отделения лечения нарушений ритма сердца на 20 коек.
В государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская областная больница" будут внедрены современные трудоемкие и высокотехнологические методики.
Планируется перепрофилирование коек государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница": увеличение детских онкологических коек до 15, выделение коек реабилитации в специализированных отделениях.
С вводом в эксплуатацию перинатального центра откроется дополнительно 30 коек патологии новорожденных и недоношенных, 18 коек реанимации новорожденных, 20 коек для беременных и рожениц и 15 коек патологии беременных. Число гинекологических коек увеличится на 10. Со строительством перинатального центра и централизации родов в межрайонных центрах будет завершено создание трехуровневой системы перинатальной помощи.
Рационализация службы скорой помощи направлена на обеспечение равной доступности и оперативности в получении качественных услуг скорой медицинской помощи для каждого жителя Калужской области (вне зависимости от места проживания) и на эффективное использование ресурсов. С целью координации вызовов скорой помощи будет создана единая диспетчерская служба с использованием системы "ГЛОНАСС". Планируется создание единого диспетчерского пункта госпитализаций.
В государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница скорой медицинской помощи им. Шевченко К.Н." запланировано создание отделения экстренной медицинской помощи (госпитальный этап скорой медицинской помощи).
Данный комплекс мер уже привел к существенным позитивным изменениям: за шесть лет (2005-2011 годы) продолжительность жизни калужан увеличилась почти на четыре года, общая смертность снизилась на 12,5 процента, младенческая - на 62 процента, материнская - на 41,8 процента. Снизилась смертность от всех основных социально значимых заболеваний. В результате проведенных преобразований значительно улучшилось состояние здоровья беременных женщин, матерей, детей до года. Всем калужанам, нуждающимся в получении высокотехнологичной медицинской помощи, она была оказана. Начата системная борьба с главными причинами смертности населения - сосудистыми и онкологическими заболеваниями, дорожными травмами, туберкулезом. Созданы и функционируют центры здоровья для детей и взрослых. Совершенствуется наркологическая помощь.
Реализация Программы позволит создать систему здравоохранения, позволяющую оказывать равнодоступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса. Система будет направлена на формирование здорового образа жизни у населения, профилактику и выявление заболеваний на начальных стадиях, а также будет способствовать рациональному использованию медицинских кадров, снижению их текучести в учреждениях здравоохранения, в том числе в сельской местности, повышению уровня их профессиональных знаний. Система здравоохранения будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития в Калужской области в долгосрочной перспективе.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Калужской области, передовым достижениям медицинской науки.
Задачами Программы являются:
- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
- повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
- обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
- сокращение дефицита медицинских кадров в государственных учреждениях здравоохранения Калужской области и повышение уровня квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием;
- повышение доступности качественной, эффективной и безопасной лекарственной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях;
- развитие информатизации здравоохранения Калужской области;
- совершенствование системы территориального планирования оказания медицинской помощи населению Калужской области.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых показателей (индикаторов), перечень и значения которых указаны в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2 этапа:
1 этап - 2013-2015 годы;
2 этап - 2016-2020 годы.
Необходимость реализации Программы в 2 этапа обусловлена тем, что к 1 января 2015 года вступит в силу большая часть основных положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что будет означать в целом завершение структурных реформ в здравоохранении, начатых в 2008-2009 годах. Таким образом, в 2015 году будут созданы необходимые материально-технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы - этапу инновационного развития здравоохранения.
4. Система основных подпрограмм Программы
Программа включает девять подпрограмм:
- подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (приложение N 3);
- подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" (приложение N 4);
- подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства" (приложение N 5);
- подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" (приложение N 6);
- подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" (приложение N 7);
- подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (приложение N 8);
- подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" (приложение N 9);
- подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении" (приложение N 10);
- подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования Калужской области" (приложение N 11).
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, ТФОМС, юридических лиц, иных источников.
Всего: 136 201 290,7 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 12 763 937,9 тыс. руб.;
- средства областного бюджета - 22 519 862,0 тыс. руб.;
- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования - 89 887 949,8 тыс. руб.;
- средства юридических лиц - 5 848 478,1 тыс. руб.;
- средства из иных источников - 5 181 062,9 тыс. руб.
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи": всего - 51 949 582,0 тыс. руб.
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации": всего - 64 644 490,3 тыс. руб.
Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства": всего - 4 455 000,0 тыс. руб.
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка": всего - 2 153 274,6 тыс. руб.
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям": всего - 3 099 584,8 тыс. руб.
Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям": всего - 777 721,4 тыс. руб.
Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях": всего - 8 282 237,6 тыс. руб.
Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении": всего - 839 400,0 тыс. руб.
Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования Калужской области" финансирования не требует.
Объемы и источники финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Калужской области" указаны в приложении N 2 к Программе.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств и поступлением внебюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- с более быстрым ростом цен на отдельные виды услуг, оказание которых предусмотрено в рамках программных мероприятий, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком-координатором Программы является минздрав Калужской области (далее - заказчик-координатор Программы).
Заказчики Программы:
- министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области;
- министерство образования и науки Калужской области;
- министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области;
- министерство культуры Калужской области;
- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Программа реализуется путем координации деятельности органов исполнительной власти Калужской области.
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры Калужской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области в части своих полномочий осуществляют реализацию программных мероприятий и взаимодействуют с заказчиком-координатором Подпрограммы.
Расходование бюджетных средств в рамках реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Заказчик-координатор Программы в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Заказчик-координатор Программы:
- осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
- обеспечивает взаимодействие заказчиков Программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- ежеквартально запрашивает у заказчиков Программы информацию о ходе исполнения Программы, а также информацию о поступлении и расходовании финансовых средств, проводит анализ и обобщение результатов исполнения системы основных мероприятий Программы;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- по итогам реализации Программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в Программу.
Заказчики Программы:
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяют их по программным мероприятиям;
- осуществляют отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- ежеквартально до 10-го числа и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования средств областного бюджета.
Контроль за выполнением предусмотренных Программой мероприятий, осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 постановления Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
По результатам реализации 1 этапа Программы в 2015 году:
- смертность от всех причин стабилизируется на уровне 15,4 на 1000 населения;
- смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1394, 7 (в 2011 году) до 1390, 5;
- материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) снизится с 18,1 (в 2011 году) до 18,0;
- показатель младенческой смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) составит 8,1 (с учетом изменения порядка учета этого показателя в 2012 году);
- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 939,9 (в 2011 году) до 840,5;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 20,9 (в 1011 году) до 17,0;
- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится с 244,1 (в 2011 году) до 219,6;
- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9,8 (в 2011 году) до 9,6;
- потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 9 (в 2011 году) до 8,9;
- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 58,6 процента (в 2011 году) до 51,6 процента;
- распространенность потребления табака среди детей и подростков снизится с 30,0 процентов (в 2011 году) до 24,8 процента;
- заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 61,7 (в 2011 год) до 49,3;
- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет со 134,1 процент (в 2011 году) до 170,9 процента;
- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 72,4 процента (в 2011 году) до 86,3 процента;
- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 39,7 процента (в 2011 году) до 63,6 процента;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 69,4 (в 2011 году) до 71,6.
По результатам реализации 2 этапа Программы в 2020 году:
- смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 15,3 (в 2016 году) до 14,7;
- смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1390,0 (в 2016 году) до 1361,7 (в 2020 году);
- материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) составит 9,0;
- показатель младенческой смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) снизится с 7,7 (в 2016 году) до 7,5;
- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 792,1 (в 2016 году) до 694,1;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 15,0 (в 2016 году) до 10,6;
- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится с 210,6 (в 2016 году) до 192,3;
- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9 (в 2016 году) до 8;
- потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 8,8 (в 2016 году) до 8,4;
- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 49,8 процента (в 2016 году) до 44 процентов;
- распространенность потребления табака среди детей и подростков снизится с 23,7 процента (в 2016 году) до 19,5 процента;
- заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 48,4 (в 2016 году) до 35,0;
- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Калужской области вырастет со 184,5 процента (в 2016 году) до 200 процентов;
- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 93 процентов (в 2016 году) до 100 процентов;
- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Калужской области вырастет с 79,9 процента (в 2016 году) до 100 процентов;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 72,4 (в 2016 году) до 74.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.