Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Развитие здравоохранения
Калужской области"
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового
образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"
Паспорт подпрограммы
1. Наименование |
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма) |
||||||
2. Заказчики подпрограммы |
Министерство здравоохранения Калужской области (далее - минздрав Калужской области) - заказчик-координатор подпрограммы; министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области; министерство культуры Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. |
||||||
3. Разработчик подпрограммы |
Минздрав Калужской области |
||||||
4. Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 28.03.2013 N 31-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Калужской области" |
||||||
5. Цели и задачи |
Цели подпрограммы: - увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; - снижение заболеваемости инфарктами и инсультами; - повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания; - повышение доли больных, у которых туберкулез выявлен на ранней стадии; - снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний; - снижение заболеваемости алкоголизмом и наркоманией; - снижение уровня смертности населения за счет профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения. Задачи подпрограммы: - развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска; - реализация дифференцированного подхода в рамках первичной медико-санитарной помощи к организации профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольших вклад в показатели инвалидизации и смертности населения; - снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; - сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (полиомиелит, корь, краснуха); - раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами B и C; - обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания. |
||||||
6. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Перечень и значения целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам реализации подпрограммы представлен в приложении N 1 к подпрограмме. |
||||||
7. Сроки и этапы реализации |
Подпрограмма реализуется в 2 этапа: 1 этап - 2013-2015 годы; 2 этап - 2016-2020 годы. |
||||||
8. Перечень основных мероприятий |
1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей. 2. Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику. 3. Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов. 4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей. |
||||||
9. Объемы и источники финансирования |
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджета, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (далее - ТФОМС), юридических лиц, иных источников. (тыс. руб.) |
||||||
Годы |
Всего |
федеральный бюджет *(1) |
областной бюджет *(2) |
ТФОМС*(3) |
Средства юридических лиц *(4) |
Средства иных источников *(5) |
|
2013 |
4 116 663,5 |
50 043,4 |
407 541,9 |
3 155 075,1 |
113 394,2 |
390 608,9 |
|
2014 |
4 922 293,6 |
393 456,7 |
478 906,7 |
3 495 526,8 |
124 733,6 |
429 669,8 |
|
2015 |
6 009 979,7 |
637 376,7 |
523 558,1 |
4 239 201,2 |
137 206,9 |
472 636,8 |
|
2016 |
6 141 524,2 |
328 296,7 |
392 494,1 |
4 749 905,3 |
150 927,6 |
519 900,5 |
|
2017 |
6 639 292,2 |
78 126,7 |
408 642,5 |
5 414 612,1 |
166 020,4 |
571 890,5 |
|
2018 |
7 523 726,7 |
77 951,8 |
786 451,9 |
5 847 621,1 |
182 622,4 |
629 079,5 |
|
2019 |
8 272 306,6 |
77 866,8 |
1 161 755,5 |
6 139 902,1 |
200 884,7 |
691 897,5 |
|
2020 |
8 323 795,5 |
77 776,8 |
817 067,2 |
6 446 792,2 |
220 973,1 |
761 186,2 |
|
всего |
51 949 582,0 |
1 720 895,6 |
4 976 417,9 |
39 488 635,9 |
1 296 762,9 |
4 466 869,7 |
|
*(1) Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. *(2) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию подпрограммы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. *(3) Объем финансовых средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (далее - ТФОМС), направляемых на реализацию подпрограммы, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и на плановый период. *(4) средства добровольного медицинского страхования и др. *(5) платные медицинские услуги | |||||||
10. Ожидаемые результаты |
В результате реализации 1 этапа подпрограммы к 2015 году ожидается: - охват профилактическими медицинскими осмотрами детей (с учетом изменения схемы осмотров с 2013 года) вырастет до 85 процентов; - охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранится на уровне 100 процентов; - охват диспансеризацией подростков увеличится с 80,8 процентов (в 2011 году) до 95 процентов (в 2015 году); - распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) уменьшится с 30 процентов (в 2011 году) до 27,5 процента; - распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения уменьшится с 40 процентов (в 2011 году) до 38 процентов; - распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения уменьшится с 50 процентов (в 2011 году) до 48 процентов; - распространенность низкой физической активности среди взрослого населения уменьшится с 40 процентов (в 2011 году) до 39 процентов; - распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения уменьшится с 75 процентов (в 2011 году) до 70 процентов; - доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. вырастет с 45,1 процента (в 2011 году) до 47,8 процентов в 2015 году; - охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез вырастет с 49,3 процента (в 2011 году) до 75 процентов (в 2015 году); - заболеваемость дифтерией (на 100 тыс. населения) сохранится на уровне 0,1; - заболеваемость корью (на 1 миллион населения) сохранится на уровне 1; - заболеваемость краснухой (на 100 тыс. населения) снизится с 1,1 (в 2011 году) до менее 1 случая (в 2015 году); - заболеваемость эпидемическим паротитом (на 100 тыс. населения) снизится с 1,1 (в 2011 году) до 0,9 (в 2015 году); - заболеваемость острым вирусным гепатитом В (на 100 тыс. населения) снизится с 2,6 (в 2011 году) до 2,4 (в 2015 году); - охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов к 2015 году; - охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов к 2015 году; - охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов к 2015 году; - охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов к 2015 году; - охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов к 2015 году; - доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных сохранится на уровне 88 процентов к 2015 году; - доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, снизится с 21,4 процента (в 2011 году) до 21,15 процента (в 2015 году); - доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, снизится с 25,8 процента (в 2011 году) до 25,65 процента (в 2015 году); - смертность от самоубийств (на 100 тыс. населения) сохранится на уровне 17,0 к 2015 году. По результатам реализации 2 этапа подпрограммы в 2020 году: - охват профилактическими медицинскими осмотрами детей (с учетом изменения схемы осмотров с 2013 года) сохранится на уровне 85 процентов к 2020 году; - охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранится на уровне 100 процентов к 2020 году; - охват диспансеризацией подростков сохранится на уровне 95 процентов к 2020 году; - распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) уменьшится до 25 процентов; - распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения уменьшится до 30 процентов; - распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения уменьшится до 40 процентов; - распространенность низкой физической активности среди взрослого населения уменьшится до 36 процентов; - распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения уменьшится до 56 процентов; - доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. вырастет с 48,4 процентов (в 2016 году) до 50,8 процента (в 2020 году); - охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез сохранится на уровне 75 процентов до 2020 года; - заболеваемость дифтерией (на 100 тыс. населения) не превысит 0,1; - заболеваемость корью (на 1 миллион населения) не превысит 1; - заболеваемость краснухой (на 100 тыс. населения) сохранится менее 1 случая; - заболеваемость эпидемическим паротитом (на 100 тыс. населения) снизится с 0,8 в 2016 году до 0,5 в 2020 году; - заболеваемость острым вирусным гепатитом В (на 100 тыс. населения) снизится с 2,4 (в 2016 году) до 2,3 (в 2020 году); - охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов; - охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов; - охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов; - охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов; - охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки сохранится не менее 95 процентов; - доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных сохранится на уровне 88 процентов; - доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, снизится с 21,1 процента (в 2016 году) до 20,8 процента (в 2020 году); - доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года, снизится с 25,6 процента (в 2016 году) до 25,2 процента (в 2020 году); - смертность от самоубийств (на 100 тыс. населения) снизится с 16,9 (в 2016 году) до 15,8 (в 2020 году). |
||||||
11. Система организации контроля за исполнением |
Организуется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Калужская область расположена в центре европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа (далее - ЦФО).
На 01 января 2012 года численность населения составляла 1008,2 тыс. человек (в 2011 году - 1009,2 тыс. человек), из которых 765,2 тыс. человек (75,9 процента) - горожане, и 242,9 тыс. чел. (24,1 процента) - сельские жители. По численности населения Калужская область занимает 15-е место среди восемнадцати регионов ЦФО. Возрастная структура населения области характеризуется процессом демографического старения: средний возраст населения составляет 41 год (2000 год - 39 лет). В 2011 году доля детей и подростков (0-17 лет) сократилась до 16,2 процента (2010 год - 16,4 процента, 2005 год - 18,4), население трудоспособного возраста составило 60,8 процента (2010 год - 61 процент, 2005 год - 61,4), лица старше трудоспособного возраста - 25,1 процента от всей численности населения области (2010 год - 24,6 процента, 2005 год - 23,5). Численность жителей старше трудоспособного возраста превышает тех, чей возраст моложе трудоспособного (0-15 лет) в 1,75 раза (2005 год - 1,6 раза), сравнявшись в 1992 и неуклонно нарастая с 1993 года.
Проводимая государством политика по решению демографической проблемы дает свои положительные результаты. Продолжает расти показатель рождаемости. В 2012 году в Калужской области родилось 11 835 малышей. Коэффициент рождаемости составил 11,7 на 1 тыс. населения, что составляет 107,3 процента к предыдущему году.
Сохраняется наметившаяся с 2006 года тенденция к снижению убыли населения: за 2011 год естественная убыль населения составила 4,5 на 1 000 населения против 5,5 в 2010 году - снижение 18,2 процента (по сравнению с 2000 годом темпы убыли населения снизились в 2,4 раза).
Высокий уровень смертности сегодня является основной причиной сокращения численности населения Калужской области.
Среди основных причин смерти, обуславливающих 86,2 процента (2010 год - 85,4) всех летальных исходов, как и в среднем по стране, заболевания органов системы кровообращения (61,2 процента), злокачественные новообразования (15,8 процента) и внешние причины (9,2 процента).
Среди обстоятельств, приведших к гибели людей от травм, отравлений или некоторых других последствий воздействия внешних причин, 20,2 процента - дорожно-транспортные происшествия, 12,1 процента - отравление алкоголем, 12 процентов - самоубийства. Смертность населения от внешних причин имеет тенденцию к снижению и составила в 2012 году 13,5 на 10 тыс. населения (2011 год - 14,2; 2010 год - 16,3; 2009 год - 17,3; 2005 год - 23,1), у мужчин более чем в 3 раза выше, чем у женщин.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличивается и на начало 2012 года составила 70,6 лет (2011 год - 69,4, 2008 год - 66,8, 2005 год - 64,3), в том числе у мужчин - 61,5, женщин - 73,8 (2008 год - 60,1 и 74, 2005 год - 57,4 и 72,1 соответственно). Существует реальная возможность улучшения ситуации путем сокращения предотвратимой смертности.
Причины высокой смертности населения в значительной степени обусловлены плохим состоянием здоровья, что подтверждается результатами диспансеризации населения. В регионе, как и в целом по стране, широко распространены вредные привычки - алкоголизм, наркомания, табакокурение. Недостаточно представлена активная пропаганда жизнесохранительного поведения, бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Потребление алкоголя и табака значительно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее в среднем на 10-20 лет (продолжительность жизни при хроническом алкоголизме на 15-20 лет короче среднестатистической, курение сокращает продолжительность жизни на 10-12 лет).
Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач системы здравоохранения. В соответствии с этим получило развитие принципиально новое направление ее деятельности - переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) одним из основных принципов охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:
- разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни;
- осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
- проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По оценке Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) здоровье населения наполовину зависит от образа жизни, поэтому важным направлением своей деятельности минздрав Калужской области считает формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни. В настоящее время на территории Калужской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.
Благодаря комплексу профилактических мер на протяжении последних лет в Калужской области наблюдается объективное снижение показателей распространенности синдромами зависимости от алкоголя (алкоголизм и алкогольные психозы).
Так, показатель на 100 тыс. населения в 2009 году составил 1720,1, в 2010 году - 1625,7, в 2011 году -1494,3, в 2012 году - 1427,4, при этом показатель алкогольного психоза на 100 тыс. населения снизился следующим образом: в 2009 году-100,4, в 2010 году - 86,5, в 2011 году -73,3, в 2012 году -70,4. Однако в сравнении с распространенностью по ЦФО и Российской Федерации, в Калужской области аналогичные показатели несколько выше (2010 год: ЦФО - 1603,2, по Российской Федерации - 1478,0; 2011 год: ЦФО - 1502,11, по Российской Федерации -1402,03).
Эпидемия неинфекционных заболеваний в основном обусловлена большой распространенностью нездорового образа жизни, злоупотреблением алкоголем, нерациональным питанием, низкой физической активностью. Изменение образа жизни и снижение факторов риска, повышение физической активности, употребление в пищу "здоровых" продуктов может предупредить или замедлить прогрессирование многих неинфекционных заболеваний, как до, так и после появления клинических симптомов.
Продолжающийся рост общей и первичной заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний, невысокая продолжительность жизни калужан обуславливают необходимость принятия незамедлительных мер, направленных на выявление первичных и вторичных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ), своевременную диагностику и адекватную терапию заболеваний.
Наиболее эффективными мерами для решения этой проблемы являются всеобщая диспансеризация и профилактические обследования населения, позволяющие доступными методами выявить патологию.
Главные приоритеты на 2013 год - это профилактика и тотальная диспансеризация населения, когда первые признаки заболевания и даже факторы риска развития заболевания должны браться под контроль, в каждом конкретном случае назначаться необходимые оздоровительные лечебные мероприятия. Обследование детей должно стать ежегодным. Взрослые будут обследоваться не реже, чем раз в три года, с учетом особенностей разных возрастных групп.
Минздравом Калужской области в целях организации и проведения диспансеризации взрослого населения в 2013 году разработаны следующие регламентирующие документы:
- приказ министерства здравоохранения Калужской области от 21.02.2013 N 157 "О проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году";
- приказ министерства здравоохранения Калужской области от 26.02.2013 N 187 "Об утверждении плана проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году в медицинских организациях";
- приказ министерства здравоохранения Калужской области от 13.03.2013 N 230 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Калужской области от 26.02.2013 N 187 "Об утверждении плана проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году в медицинских организациях";
- план-график проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году в разрезе медицинских организаций, утвержденный министром здравоохранения Калужской области.
План проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году в Калужской области составляет 190 тыс. человек (23 процента от численности взрослого населения).
В диспансеризации в текущем году принимает участие 38 медицинских организаций. Из них 35 процентов готовы к самостоятельному проведению диспансеризации в полном объеме, 65 процентов - с привлечением сторонних организаций.
Для организации диспансеризации будут привлечены 2 передвижные флюорографические установки, 1 передвижная маммографическая установка, 15 выездных врачебных бригад. В 30 процентах случаев доставка граждан на диспансеризацию будет осуществляться специально выделенными транспортными средствами. Кроме того, минздравом Калужской области закуплено 2 мобильных комплекса для обеспечения выездной формы проведения диспансеризации.
Существует дефицит кадров для осуществления данной задачи. Только 24 процента медицинских организаций имеют врача-уролога, 70 процентов - врача-офтальмолога, 73 процента - врача-невролога. Среднее число граждан, подлежащих диспансеризации, на 1 участкового врача в год составляет 586 человек. В диспансеризации взрослого населения примут участие 324 участковых врача.
С 2013 года изменены критерии подхода к профилактическим осмотрам детей в различные периоды жизни. Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 24 января 2013 года дано поручение провести диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, до 01 июля 2013 года.
Для выполнения поставленной задачи подготовлена нормативная база региона:
- постановление Губернатора Калужской области от 20.06.2011 N 197 "О мерах по обеспечению проведения в Калужской области диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";
- приказ министерства здравоохранения Калужской области от 12.03.2013 N 226 "О проведении в Калужской области диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее - диспансеризация сирот)".
Определены государственные учреждения здравоохранения, участвующие в проведении диспансеризации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Определены 45 интернатных организаций (в 18 муниципальных образованиях и в г. Обнинске), из них 25 - подведомственных министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, 19 министерству образования и науки Калужской области, 1 минздраву Калужской области, в которых проводится диспансеризация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Составлены поименные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих диспансеризации. Количество детей данной категории, подлежащих осмотрам, в 2013 году составляет 3009 человек. В целях сохранения тайны усыновления и проведения диспансеризации усыновленных детей и детей, принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью на информационных стендах медицинских организаций размещены объявления о возможности проведения диспансеризации усыновленных (удочеренных) детей по заявлению родителей (законных представителей).
Утвержден план график проведения в 2013 году диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Утвержден тариф на комплексную услугу.
Контроль за полнотой и качеством диспансеризации, а также доступностью назначенного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения и диспансерного наблюдения возложен на межведомственную группу по проведению диспансеризации, утвержденную приказом министерства здравоохранения Калужской области от 12.03.2013 N 226 "О проведении в Калужской области диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью". В целях эффективности диспансеризации при условиях кадрового дефицита будут использоваться выездные формы работы, в том числе мобильный комплекс "Детское здоровье. Диспансеризация".
В работу МО начато внедрение Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н. Планируется обеспечить охват диспансеризацией не менее 85 процентов детского населения.
Наиболее эффективными мерами для оптимизации профилактики хронических неинфекционных заболеваний на индивидуальном и групповом уровнях являются скрининговые обследования населения, позволяющие доступными методами своевременно выявить наличие патологии.
С открытием и развитием центров здоровья, кабинетов (отделений) медицинской профилактики в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, совершенствование их методического и материально-технического оснащения, а так же обучение медицинских кадров эффективным технологиям проведения профилактики хронических неинфекционных заболеваний актуальным становится сам факт привлечения пациента, считающего себя здоровым, на первичное обследование с целью выявление факторов риска развития неинфекционных хронических заболеваний. Также крайне важно сделать первичные процедуры обследования пациента максимально простыми и требующими минимальных временных и материальных затрат. Выявление заболеваний на поздних стадиях (особенно это касается онкологических заболеваний) приводит к снижению эффективности последующего лечения и, следовательно, существенно влияет на показатели инвалидизации и смертности населения. Таким образом, организация выявления заболеваний на ранних стадиях, в том числе методом диспансеризации и скрининга, является одной из приоритетных задач подпрограммы.
В соответствии с Рекомендациями ВОЗ и Московской декларацией Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (апрель 2011 года) профилактика и контроль неинфекционных заболеваний требуют регулирования и реализации широкого ряда многоуровневых и межсекторальных (межведомственных) мер, направленных на весь спектр детерминант неинфекционных заболеваний с целью создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни. Это включает в себя не только продвижение здорового образа жизни, но и обеспечение условий для его реализации посредством соответствующего законодательного, политического и экономического обеспечения, а также создания системы медицинских мер профилактики и раннего выявления заболеваний на самой ранней стадии. В Московской декларации подчерчивается, что эффективная профилактика и контроль неинфекционных заболеваний требуют согласованных действий правительства на всех уровнях (национальном, субнациональном и местном) в целом ряде секторов, таких как система здравоохранения, образование, спорт, экология, труд, промышленность и торговля, финансы и экономическое развитие.
С целью организации системной работы и развития такого взаимодействия по инициативе минздрава Калужской области распоряжением Губернатора Калужской области от 25.02.2013 N 16-р создан межведомственный координационный совет по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения Калужской области.
Психическое здоровье является показателем интеллектуального и нравственного уровня личности, а значит и нации. Кроме того, от психики в значительной мере зависит и состояние здоровья в целом. Одним из факторов риска, способных нарушить нормальное физиологическое функционирование органов и систем организма, является депрессивное состояние, нередко приводящее к суициду.
Суицидальный показатель по Калужской области снижается и на 100 тыс. населения составил: в 2005 году - 27,0, в 2009 году - 23,0, в 2010 году - 21,0, в 2011 году и в 2012 году - 17,0 (по Российской Федерации - 21,4). Считается, что болезнью самоубийц является депрессия. До 70 процентов депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15 процентов из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств - это проблема депрессии.
Ранняя идентификация (выявление) и соответствующее лечение расстройства психики - важная часть стратегии профилактики.
Для профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения в Калужской области продолжает формироваться трехуровневая система оказания психиатрической помощи.
Профилактика кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, которая включает в себя:
- кабинет "Телефон доверия" с круглосуточным режимом работы;
- кабинет социально-психологической помощи;
- отделения кризисных состояний.
Кабинет "Телефон доверия" в городе Калуге организован в структуре центра социальной службы "Забота", в штате которого имеется врач-психиатр, клинический психолог, функционирует телефон для взрослых и подростков. Специалисты осуществляют профилактическую консультативную помощь обратившимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий. В 2015-2016 годах "Телефон-доверия" планируется перевести в структуру государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница".
На первом уровне в районах Калужской области профилактикой суицидов занимаются районные психиатры. Для оказания консультативно-лечебной и профилактической помощи лицам, добровольно обратившимся в связи с кризисными, суицидальными состояниями, организованы приемы врачей-психиатров в поликлиниках города Калуги (второй уровень).
На третьем уровне данный вид помощи успешно применяется в психотерапевтическом кабинете, консультативно-терапевтическом кабинете и амбулаторном отделении психологической реабилитации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница", где также используется групповая и индивидуальная психотерапия. Роль отделений кризисных состояний в областном центре выполняют психотерапевтическое и консультативно - терапевтическое отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница".
Калужские психиатры и психотерапевты систематически проводят выступления в средствах массовой информации по вопросам здорового образа жизни, профилактике суицидальных состояний. Для своевременного выявления суицидальных состояний, особенно среди детей и молодежи, необходимо продолжить санитарно-просветительную работу и обучение вопросам профилактики, раннего выявления и купирования кризисных состояний родителей, педагогов, работников первичного звена здравоохранения. С целью методического обеспечения следует совершенствовать информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики раннего распознавания и купирования кризисных состояний на радио, телевидении, в печати. С целью раннего выявления и предотвращения суицидальных намерений планируется организация информирования населения о работе отделений и кабинетов, оказывающих помощь при кризисных состояниях на сайтах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница" и медицинских организаций области. В результате показатель смертности от самоубийств до 2015 года планируется стагнировать на уровне 2011-2012 годов - 17,0 на 100 тыс. населения. Затем предполагается его снижение до уровня 15,8.
По признанию ВОЗ табачная интоксикация - ведущая устранимая причина преждевременной смерти у современного населения планеты. Именно поэтому меры по снижению распространения и, в частности, помощь в отказе от курения признана ВОЗ наиболее перспективным направлением профилактики хронических неинфекционных заболеваний, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.
В результате целенаправленной профилактической работы отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня курящих подростков Калужской области (школьников 15-17 лет).
По данным отдела мониторинга государственного казенного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужский областной Центр медицинской профилактики" доля общего курения школьников в 2010-2011 годах снизилась на 8,9 процента по сравнению с 2006 годом и составляет 20,3 процента у юношей и 24,1 процента у девушек. При этом отмечается высокий уровень потребности отказаться от курения среди учащихся (до 40 процентов среди курящих старшеклассников школ и до 70 процентов среди курящих учащихся профессиональных лицеев). Но самостоятельно и спонтанно бросают курить всего 6 процентов курящих.
Предпосылки к возникновению болезней системы кровообращения появляются уже в детском и подростковом возрасте. 20 процентов случаев артериальной гипертонии и 50 процентов случаев ожирения имеют место у тех, кто имел их в детском возрасте. До 18 лет начинают курить свыше 80 процентов юношей и 50 процентов девушек.
В принятых Ассамблеей ВОЗ документах указано, что около 1/3 всех болезней системы кровообращения обусловлены неправильным питанием. Улучшение питания позволит снизить смертность от онкологических заболеваний примерно на 30-40 процентов. Показано, что уменьшение употребления в пищу овощей и фруктов может объяснить увеличение смертности от болезней системы кровообращения на 28 процентов. В детском и подростковом возрасте происходит закладка основ здоровья, формируются навыки здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого является правильное питание. Рациональное вскармливание в детском возрасте, особенно раннем возрасте, является одним из важнейших факторов, характеризующих степень адаптации ребенка к внешнему миру и определяющих возможности роста и развития детского организма. Поэтому первостепенной задачей медицинских учреждений является правильная организация здорового питания детей.
С 01 января 2012 года реализация Закона Калужской области от 06.05.2005 N 69-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании" (далее - Закон) в редакции Законов от 27.12.2011 N 239-ОЗ и 24.02.2012 N 250-ОЗ осуществляется в рамках ведомственной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Калужской области в 2012 - 2014 годах".
Закон носит заявительный принцип, имеет большую социальную значимость, направлен на усиление мер социальной поддержки семей, имеющих детей до 3-х лет, кормящих матерей и беременных женщин. В рамках закона беременные женщины, дети первого года жизни, находящиеся на грудном вскармливании, получают денежную компенсацию. Дети до 3-х лет и кормящие матери получают продукты специализированного молочного питания. Эти меры направлены на поощрение женщин, рано вставших под наблюдение специалистов женской консультации и кормящих детей грудным молоком, с целью укрепления их здоровья, стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации в Калужской области.
Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать.
В 2012 году эпидемиологическая обстановка на территории Калужской области была стабильной и относительно благополучной.
Заболеваемость паразитарными болезнями в 2012 году осталась примерно на уровне 2011 года, зарегистрировано 2600 случаев против 2554 в 2011 году, показатели заболеваемости - 257,2 и 254,1 на 100 тыс. населения. Темп прироста составил 1 процент. Уменьшилась заболеваемость энтеробиозом (на 15 процентов), токсокарозом (на 1 процент), трихоцефалезом (2012 год - 1 случай, 2011 год - 4 случая). Зарегистрировано 4 случая эхинококкоза, 1 случай гименолепидоза, которых не было в прошлом году.
Из всех регистрируемых нозологических форм инфекционных и паразитарных заболеваний - 30 форм не регистрировались на территории Калужской области. Не зарегистрировано случаев брюшного тифа, дифтерии, туляремии, малярии, столбняка, бруцеллеза, токсоплазмоза, трихинеллеза, описторхоза.
По 37 нозологиям отмечается снижение заболеваемости: сальмонеллезы - на 16 процентов, острые кишечные инфекции неустановленной этиологии - на 20 процентов, энтеровирусная инфекция в 11 раз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом - на 6 процентов, впервые выявленный активный туберкулез - на 4 процента, сифилис - на 45 процентов и др.
В 2012 году значительно ниже уровня прошлого года заболеваемость всеми видами хронических гепатитов: гепатит В - на 45 процентов, гепатит С - на 46 процентов. Заболеваемость острым гепатитом С уменьшилась на 19 процентов.
Вместе с тем по 21 нозологической форме отмечается рост заболеваемости.
Увеличилась заболеваемость острыми формами вирусных гепатитов на 7 процентов, в том числе гепатитом А - на 5 процентов, гепатитом В - на 49 процентов.
Возросла заболеваемость коклюшем в 4 раза (12 случаев), боррелиозом - на 9 процентов, лептоспирозом - в 2 раза, лямблиозом - на 75 процентов. Зарегистрировано 11 случаев кори, 1 случай краснухи, 2 случая эпидемического паротита, которых не было в 2011 году.
Калужская область имеет превышение заболеваемости по 7 нозологическим формам на 100 тыс. населения: острый вирусный гепатит А - превышение на 25 процентов (Калужская область - 6,8, Российская Федерация - 5,47), острый вирусный гепатит В - превышение в 1,8 раза (Калужская область - 2,67, Российская Федерация - 1,42), гепатит С - превышение на 43 процента (Калужская область - 2,18, Российская Федерация - 1,52), грипп - превышение в 4 раза (Калужская область - 68,25, Российская Федерация - 17,25); ОРВИ - превышение на 19 процентов (Калужская область - 23655,7, Российская Федерация - 19896,3); по лептоспирозу - превышение в 4 раза (Калужская область - 0,79, Российская Федерация - 0,18); болезнь Лайма - превышение на 64 процента (Калужская область - 9,5, Российская Федерация - 5,8). По всем остальным инфекциям заболеваемость в Калужской области ниже или находится на уровне среднереспубликанских значений.
Эпидемиологическая обстановка по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, на протяжении ряда лет характеризовалась стойким снижением показателей заболеваемости до уровня 0,1 - 0,3 на 100 тыс. населения.
Однако в 2012 году отмечен рост заболеваемости по ряду инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Отмечен рост заболеваемости коклюшем в 3,9 раза (12 случаев против 3) по сравнению с 2011 годом, зарегистрировано групповое заболевание корью среди цыганского населения (11 случаев), отмечен рост заболеваемости эпидемическим паротитом в 2 раза (2 случая), зарегистрирован 1 случай краснухи. В 2011 году случаев заболеваемости корью, краснухой не было.
С целью предупреждения инфекционных болезней, против которых имеются эффективные вакцины, в 2012 году в Калужской области выполнено 218463 прививки или 99,4 процента от запланированных на год.
Против дифтерии привито 99,5 процента планируемого объема, против коклюша - 99,5 процента, полиомиелита - 99,8 процента, кори, паротита, краснухи - 100 процентов, туберкулеза - 77,8 процента.
Проводимая планомерная иммунизация населения позволяет добиться снижения показателей заболеваемости по всем "управляемым" инфекциям.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" с 2011 года в Национальный календарь профилактических прививок включены прививки против гемофильной инфекции.
С 2015 года планируется введение в Национальный календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции, являющейся особенно актуальной для здравоохранения Российской Федерации, учитывая ее распространенность, тяжесть течения, высокую угрозу инвалидизации и смертности, особенно у детей первых пяти лет жизни и пожилых лиц.
Кроме того, планируется также с 2015 года включить в Национальный календарь профилактических прививок вакцину против ветряной оспы.
Иммунопрофилактика должна включать в себя не только вакцинацию, но и изложенную в доступной форме информацию о необходимости ревакцинации не только детей, но и взрослых. В настоящее время население не достаточно владеет информацией о механизме действия вакцин и последствиях в случае прекращения вакцинации. В рамках подпрограммы будет продолжена работа по профилактике инфекционных заболеваний на территории региона.
В результате проводимой системной работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции в течение последнего времени в Российской Федерации наблюдается умеренное развитие эпидемического процесса, которое характеризуется ежегодным приростом новых случаев, не превышающим 7 процентов.
Калужская область характеризуется умеренным уровнем развития эпидемического процесса ВИЧ-инфекции с волнообразным течением. Показатели пораженности, заболеваемости населения в 2 раза ниже среднероссийских значений. В 2009 году при Правительстве Калужской области создан Координационный совет по вопросам противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Калужской области (далее - совет). Заседания совета проводились регулярно - дважды в год, а с 2013 года - ежемесячно.
Различными видами информационно - просветительной работы, проводимой силами специалистов государственного автономного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужский областной Центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ) в виде индивидуальных и групповых мероприятий (лекции, беседы, тренинги, социологические опросы, индивидуальные занятия, семинары), в 2012 году было охвачено 7,8 процента населения Калужской области (более 80000 человек).
Проводится реализация специального проекта для молодежной аудитории в рамках информационной поддержки в 2011 году мероприятий по профилактике и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.
С 2009 года в Калужской области действует молодежное волонтерское движение "Если не я, то кто?". На протяжении ряда лет при ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ функционирует "осенняя школа" подготовки волонтеров из числа студентов и учащихся образовательных учреждений с целью проведения информационной работы по вопросам ВИЧ-инфекции и гепатитов среди несовершеннолетних по принципу "равный - равному".
В ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ эффективно функционирует "горячая" линия справочной службы в рамках коммуникационной кампании по профилактике и предупреждению распространения в области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (телефон "горячей" линии (84842-220-120). В среднем на телефон поступает около 30-40 звонков ежемесячно. Разработан и регулярно обновляется по мере поступления информации собственный сайт ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ - www.aids-kaluga.ru.
Проводится разработка, тиражирование и доставка полиграфической продукции в рамках информационной поддержки в 2011 году мероприятий по профилактике и предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.
Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Калужской области представляет собой комплексную межведомственную систему, включающую в себя 3 основных профилактических направления:
- профилактика распространения ВИЧ-инфекции среди здорового населения - первичная профилактика;
- профилактика ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения (сироты, БОМЖи, наркоманы, заключенные и т.д.) - вторичная профилактика;
- профилактика распространения ВИЧ-инфекции в очаге, снижение активности источника инфекции - третичная профилактика.
Первичная профилактика ВИЧ-инфекции представляет проведение информационно-просветительной работы среди различных слоев населения, включая в себя:
- межведомственное взаимодействие по реализации совместных профилактических проектов;
- организацию взаимодействия и сотрудничество с общественными организациями ("Здоровое завтра", "Врачи Калужской области", "Будем жить!", "Здоровье нации" и другие.);
- подготовку педагогических кадров, непосредственно участвующих в профилактических мероприятиях среди учащихся и студентов;
- подготовку волонтеров для проведения профилактической работы среди несовершеннолетних по принципу "равный - равному";
- организацию и проведение индивидуальных и групповых консультаций (лекции, семинары, тренинги, видеодемонстрации, просмотр тематических фильмов, беседы, конференции), в том числе в организованных коллективах силами специалистов и волонтеров;
- организацию и проведение тематических массовых акций как для молодежи, так и для более старшего поколения;
- реализацию комплексной программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Калужской области "Шаг навстречу";
- информационно-просветительную работу с трудоспособной частью населения в рамках реализации проекта "ВИЧ в сфере труда", в том числе подготовку волонтеров-тренеров из трудовых коллективов для работы по принципу "равный-равному" и взаимодействие с центрами занятости населения (информирование безработных);
- информационно-просветительную работу с гражданами, выезжающими за рубеж (туристы).
Направления и методы работы по первичной профилактике базируются на данных анализа результатов эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции в Калужской области и результатах систематически проводимых социологических опросов населения.
Вторичная профилактика проводится среди уязвимых групп населения и включает с себя:
- проведение информационно-просветительной работы с учетом специфики уязвимой группы (наркоманы, БОМЖи, дети-сироты, дети из неполных семей, часто и длительно болеющие граждане, лица, ведущие беспорядочную половую жизнь, медицинские работники и сотрудники правоохранительных органов, сотрудники и спецконтингент Управления Федеральной службы исполнения наказания, трудовые мигранты и т.д.);
- организация доступного и анонимного обследования с до- и послетестовым консультированием;
- информационно-просветительная работа в специализированных учреждениях закрытого типа (школы-интернаты, детские дома, приюты, социальные и реабилитационные центры, специализированные медицинские учреждения, исправительные колонии, следственные изоляторы).
Третичная профилактика представляет собой систему мероприятий в очаге ВИЧ-инфекции с целью уменьшения риска заражения окружающих от источника инфекции и включает в себя:
- диспансеризацию ВИЧ-инфицированных и контактных с ними;
- лечение больных ВИЧ-инфекцией;
- профилактику вертикального пути передачи ВИЧ от матери к ребенку.
В Калужской области осуществляется совместная деятельность сторон социального партнерства по решению проблемы ВИЧ/СПИД в сфере труда при организующей роли ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ. В Калуге проведен первый в России межрегиональный семинар "Роль социального партнерства в профилактике ВИЧ среди трудоспособного населения", организованный совместно с Международной организацией труда (далее - МОТ), где состоялся обмен мнениями и поиск решений по обсуждавшемуся вопросу.
Вопросы профилактики ВИЧ/СПИД в сфере труда рассматриваются на заседаниях:
- Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и межведомственной комиссии по охране труда в Калужской области, куда входят: территориальное объединение организаций профсоюзов, региональное объединение работодателей "Калужское объединение промышленников и предпринимателей" и министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области;
- круглого стола в Калужской торгово-промышленной палате с участием координатора программ по ВИЧ/СПИД в сфере труда в Российской Федерации Бюро МОТ в странах Восточной Европы и Центральной Азии и руководителей промышленных предприятий и организаций.
Калужское областное трехстороннее соглашение на 2011-2013 годы содержит положение о совместном участии в проведении информационно-просветительских кампаний и реализации просветительских программ на производстве в целях профилактики ВИЧ/СПИДа в соответствии со сводом практических правил МОТ.
С середины 2012 года в Калужской области осуществляется социально-значимый проект "Профилактическая кампания по ВИЧ/СПИД среди работающей молодежи", организованный ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ совместно с министерством спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области, КООО "Врачи Калужской области", КООМБО "Здоровое завтра". В рамках указанного проекта на всех предприятиях Калужской области проводится социологический опрос для определения уровня знаний у работающей молодежи по ВИЧ-инфекции с целью проведения эффективной профилактической работы.
Реализация профилактической кампании на предприятиях предусматривает изготовление информационных стендов в учреждениях; трансляцию тематических видео- и аудиороликов, раздачу печатной просветительской продукции, привлечение специалистов ГАУЗ КО КОЦ СПИД и ИЗ к оказанию содействия при проведении информирования работников предприятий (кинолектории, консультации по правовым вопросам в контексте эпидемии ВИЧ/СПИД); проведение тестирования на ВИЧ-инфекцию сотрудников на добровольной основе (возможно анонимно).
Проводимые профилактические мероприятия позволяют оказывать непосредственное влияние на интенсивность распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С и их реализация должна быть продолжена в рамках настоящей подпрограммы.
Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации. Сеть учреждений здравоохранения системы министерства здравоохранения Калужской области включает 62 самостоятельные медицинские организации. С 1 января 2012 года они находятся в подчинении министерства здравоохранения Калужской области.
Выделяют три вида первичной медико-санитарной помощи:
1) первичная доврачебная медико-санитарная помощь (оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием);
2) первичная врачебная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
3) первичная специализированная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме. Мероприятия по организации службы неотложной помощи в Калужской области ведутся с 2012 года. Создание службы неотложной медицинской помощи позволит перераспределить часть объемов скорой помощи на амбулаторно-поликлиническую помощь.
На текущий момент трехуровневая система оказания медицинской помощи в области сформирована:
На первом уровне первичная (в том числе первичная специализированная) помощь осуществляется в 24 районных медицинских организациях (в составе которых имеются фельдшерско-акушерские пункты- 382, участковые больницы-12, врачебные амбулатории-21), в 8 медицинских организациях г. Калуги по участковому принципу (участковый врач и врач общей практики), в 5 Центрах здоровья, в 42 офисах врачей общей практики.
Планируется к 2020 году в поликлиниках заменить часть участковых врачей на врачей общей практики. Будут реорганизованы участковые больницы во врачебные амбулатории с организацией общеврачебной практики и дневных стационаров. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности "общая врачебная практика", так и главным образом путем переобучения по очно-заочной форме без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на узких специалистов и стационары. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи.
Для улучшения доступности и качества медицинской помощи планируется для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи использовать систему фондодержания - подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической службы. С переходом на подушевое финансирование повысится вклад первичного звена в оптимизацию объемов медицинской помощи, стимулирование профилактической направленности в деятельности первичного звена, повышение качества медицинской помощи.
По состоянию на 01 января 2013 года в 35 учреждениях 1 уровня медицинская помощь оказывается в соответствии с 22 утвержденными порядками оказания медицинской помощи. Укомплектованность оборудованием согласно стандарту оснащения составила 76,4 процента. Обеспечение необходимым медицинским имуществом с доведением до нормативных показателей будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования и продолжится по мере вступления в силу приказов Минздрава России по утверждению профильных порядков.
Планируется оптимизация коечного фонда на 1 уровне. Поэтапно избыточные койки будут оптимизированы (на 1 этапе 2013-2014 годы - доведение коечного фонда до норматива с увеличением койко-мест в дневном стационаре и увеличением количества других стационарозамещающих технологий) на 2 этапе (2015-2017 годы - передача части коек из маломощных муниципальных образований и части коек областной больницы на межрайонный уровень, сконцентрировав на 2 уровне до 30 процентов коечного фонда). Это позволит использовать кадровые ресурсы в амбулаторном звене, увеличить объемы посещений врачами, включая профилактические приемы (30 процентов от всех посещений) и санитарно-гигиеническую работу по формированию здорового образа жизни. Оказание необходимой стационарной специализированной помощи перемещается на более высокий уровень. В 19 центральных районных больницах первого уровня сохраняться койки для купирования острых и неотложных состояний, при необходимости с последующей госпитализацией пациентов в межрайонные центры. Для доступности помощи к концу 2012 года было организовано 50 домовых хозяйств, на которые возложена функция оказания само- и взаимопомощи. К 2020 году количество домовых хозяйств планируется увеличить до 150. Расширение сети дневных стационаров и стационаров на дому позволит перепрофилировать круглосуточные койки на койки дневного стационара с учетом плотности проживания населения (в 10 районах Калужской области из 24 плотность менее 10 человек на 1 кв. м) и удельного веса сельских жителей.
Таким образом, 60 процентов медицинской помощи сконцентрируется в амбулаторном звене.
С открытием и развитием центров здоровья, кабинетов (отделений) медицинской профилактики в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, совершенствование их методического и материально-технического оснащения, а также обучение медицинских кадров эффективным технологиям проведения профилактики хронических неинфекционных заболеваний актуальным становится сам факт привлечения пациента, считающего себя здоровым, на первичное обследование с целью выявление факторов риска развития неинфекционных хронических заболеваний. Также крайне важно сделать первичные процедуры обследования пациента максимально простыми и требующими минимальных временных и материальных затрат. Выявление заболеваний на поздних стадиях (особенно это касается онкологических заболеваний) приводит к снижению эффективности последующего лечения и, следовательно, существенно влияет на показатели инвалидизации и смертности населения. Таким образом, организация выявления заболеваний на ранних стадиях, в том числе методом диспансеризации и скрининга, является одной из приоритетных задач подпрограммы.
С 2013 года в Калужской области проводится диспансеризация населения. В 2013 году планируется осмотреть не менее 23 процентов взрослого населения региона.
Взрослые будут обследоваться не реже одного раза в три года, с учетом особенностей разных возрастных групп.
Минздравом Калужской области в целях организации и проведения диспансеризации взрослого населения в 2013 году разработана нормативная правовая база, составлен план-график проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения в разрезе медицинских организаций (190 тыс. человек). В диспансеризации принимает участие 38 медицинских организаций. Из них: 35 процентов готовы к самостоятельному проведению диспансеризации в полном объеме, 65 процентов - с привлечением сторонних организаций. Для организации диспансеризации будут привлечены 2 передвижные флюорографические установки, 1 передвижная маммографическая установка, 15 выездных врачебных бригад. В 30 процентах случаев доставка граждан на диспансеризацию будет осуществляться специально выделенными транспортными средствами. Кроме того минздравом Калужской области закуплено 2 мобильных комплекса для обеспечения выездной формы проведения диспансеризации. Среднее число граждан, подлежащих диспансеризации, на 1 участкового врача в год составляет 586 человек. В диспансеризации взрослого населения примут участие 324 участковых врача.
С 2013 года изменены критерии подхода к профилактическим осмотрам детей в различные периоды жизни. В работу МО начато внедрение Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н. Планируется обеспечить охват диспансеризацией не менее 85 процентов детского населения. В целях эффективности диспансеризации при условиях кадрового дефицита будут использоваться выездные формы работы, в том числе мобильный комплекс "Детское здоровье. Диспансеризация".
До 01 июля 2013 года запланировано провести диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.
Определены государственные учрежд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.