Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ итогов реализации Комплекса мер
по модернизации системы общего образования
муниципального образования "Город Калуга" в 2011-2013 годах
Реализация основных направлений модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2011-2013 годах осуществлялась в соответствии с мероприятиями, определенными постановлением Городской Управы города Калуги от 28.09.2011 N 218-п "Об утверждении сетевого графика реализации Комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования города Калуги на 2011 год", постановлением Городской Управы города Калуги от 30.03.2012 N 79-п "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2012 году", постановлением Городской Управы города Калуги от 02.04.2013 N 79-п "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2013 году и на период до 2020 года".
Участие в модернизации муниципальной системы общего образования в 2011-2013 годах способствовало значительному повышению уровня заработной платы педагогических работников школ, развитию механизмов нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, новому пониманию качества образования, совершенствованию сети образовательных учреждений, расширению общественного участия в управлении образованием, совершенствованию кадрового потенциала системы образования.
В процессе преобразований в сфере общего образования муниципального образования "Город Калуга" (далее - город Калуга) достигнуты системные эффекты и результаты, направленные на создание прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления образованием:
- положительные результаты внедрения новых финансово-экономических механизмов способствовали совершенствованию стимулирующих механизмов новой системы оплаты труда;
- увеличение доходов учителей, их материальное стимулирование способствовало росту привлекательности педагогической профессии для молодых кадров, переменам в отношении общественности к проблемам школьного образования;
- выросла роль государственно-общественного управления системой образования;
- существенно улучшилось оснащение образовательных учреждений города современным учебным и учебно-лабораторным оборудованием, оказав влияние на повышение качества образования;
- целенаправленная работа по повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений способствовала росту их профессиональной компетентности;
- активная пропаганда и разъяснение сущности инновационных изменений в системе образования города способствовали расширению открытости, повышению имиджа и привлекательности системы образования в целом, повышению уровня удовлетворенности населения качеством образования.
Наиболее значимыми результатами реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования города Калуги в 2011-2013 годах стали:
Значительное повышение уровня оплаты труда педагогических работников сферы общего образования и дифференциация оплаты труда учителей в зависимости от качества и результатов их работы.
В городе Калуге уровень средней заработной платы учителей школы в 2012 году доведен до среднего уровня заработной платы в экономике региона. При этом повышение заработной платы было обеспечено не механически, не уравнительными методами, а в рамках действующей системы оплаты труда через использование механизмов увеличения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений, увеличения объемов фонда оплаты труда и стимулирования педагогов за результативный и качественный труд.
В течение 2011-2013 годов установлено соответствие уровня средней заработной платы учителей уровню средней заработной платы работников по экономике региона.
Динамика роста среднемесячной заработной платы работников образовательных учреждений представлена ниже.
Показатель |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: - муниципальных дошкольных образовательных учреждений - муниципальных общеобразовательных учреждений - учителей муниципальных общеобразовательных учреждений |
руб.
руб.
руб. |
10624
14312
15656 |
14856
20869
23710 |
17756
22291
24617 |
Реализация проекта стимулировала повышение уровня оплаты труда других категорий педагогических работников системы образования города. С 1 января 2012 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Повышение качества общего образования, осуществляемое путем стимулирования труда учителей, развития их творческого и профессионального потенциала.
Подтверждением качества общего образования являются результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников.
В 2013 году в седьмой раз организована государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов с участием региональной экзаменационной комиссии. Результаты по показателям обученности и качества знаний 2013 года выше результатов 2012 года по математике, физике, биологии. В 2013 году на экзаменах в новой форме получены 159 максимальных результатов по тем или иным предметам (88 - в 2012 году).
2013 год - одиннадцатый год проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в городе Калуге. Средние баллы по предметам (кроме французского языка) в 2013 году выше прежних лет. Лучшие за 11 лет - по русскому языку, биологии, физике, обществознанию, географии, химии, истории; за 7 лет - по математике, немецкому языку; за 6 лет - по английскому языку; за все годы участия в ЕГЭ - по информатике, литературе.
Высоких результатов ЕГЭ в диапазоне от 90 до 100 баллов достигли 457 человек (247 человек - в 2012 году, 196 человек - в 2011 году). В 2013 году получены 35 100-балльных результатов (11 - в 2012 году, 8 - в 2011).
1438 выпускников калужских школ получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании. 80 из них награждены золотой медалью "За особые успехи в учении" и 73 выпускника - серебряной медалью "За особые успехи в учении".
Продолжена работа по совершенствованию системы профильного обучения в старших классах. В 25 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях (далее - МБОУ) функционируют 12 профильных классов, 38 профильных групп, в 9 учреждениях организовано обучение по индивидуальным учебным планам. Получила развитие система сетевого взаимодействия по реализации задач предпрофильной подготовки и профильного обучения, созданная на базе МБОУ N 4, 8, 18, 23, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" г. Калуги.
В муниципальной системе образования сформирована система поддержки лучших общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов, работающих в образовательных учреждениях.
Появляются новые формы выявления лучших педагогов общеобразовательных учреждений города, обладающих высокими предметными знаниями, с целью создания условий для поддержки творческой индивидуальности педагогов и высокого уровня их профессионализма. Так, в марте 2013 года муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр" города Калуги проведена вторая предметная олимпиада педагогов общеобразовательных учреждений города по 8 предметам. В олимпиаде приняли участие 106 педагогов из 37 общеобразовательных учреждений города. Победителями стали учителя МБОУ N 4, 5, 7, 15, 23, 24, 48.
Финансовой поддержкой педагогов является премия Городского Головы города Калуги в сфере образования. Победителями конкурса на соискание соответствующей премии в 2013 году стали: А.Н. Кладь, учитель биологии МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 50" г. Калуги; А.М. Колесова, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" г. Калуги; М.К. Ракова, учитель физики МБОУ "Гимназия N 19" г. Калуги; педагогический коллектив МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" г. Калуги (руководитель проекта - Т.С. Писаренко); педагогический коллектив МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" г. Калуги (руководитель проекта - О.В. Милованова). Специальной премией поощрена А.Г. Саулина, заместитель директора МБДОУ "Россиянка" "Центр развития ребенка - детский сад" города Калуги структурное необособленное подразделение "Василек".
В конкурсе на получение денежного поощрения лучшим учителям в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в 2013 году приняли участие 10 педагогов из 7 МБОУ. Победителями стали три учителя МБОУ N 9, 15, 36. На региональном уровне в десятку победителей ПНПО вошли еще 4 учителя.
В конкурсе на соискание премий Городской Управы города Калуги педагогам муниципальных образовательных учреждений города Калуги за работу с одаренными детьми приняли участие 14 педагогов из 12 образовательных учреждений. Победителями стали педагоги МБОУ N 7, 12, 13, 26, 36, 50, МБОУ ДОД ЦРТДиЮ "Созвездие", МБОУ ДОД ДЮЦКО "Галактика", МБОУ ДОД "ЦДОД "Радуга".
Кроме финансовых работники муниципальной системы образования отмечены мерами морального поощрения: 60 человек представлены к награждению отраслевыми наградами. Двум учителям общеобразовательных учреждений города Калуги присвоено почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации": Фрольцовой Е.Н. (МБОУ N 12) и Выставкиной Л.В. (МБОУ N 51). 42 педагогических работника и руководителя образовательных учреждений награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. 18 педагогическим и руководящим работникам присвоено почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации".
В октябре 2013 года в управлении образования города Калуги состоялось торжественное мероприятие, посвященное обновлению Доски почета лучших руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Калуги.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ООО).
В 2013/14 учебном году ФГОС НОО и ООО реализуется во всех 1-х, 2-х, 3-х классах, в 4-х классах четырнадцати МБОУ. В рамках апробации ФГОС реализуется на уровне основного общего образования: в 5-х классах четырнадцати МБОУ, в 6-х классах МБОУ N 1, 15, 36, 46.
Удельный вес численности школьников, обучающихся по ФГОС НОО в 2013/14 учебном году, составляет по уровням общего образования: на уровне начального общего образования - 80%; на уровне основного общего образования - 3,7%; удельный вес школьников, обучающихся по ФГОС, от общей численности обучающихся - 37%.
Возросла с 16% до 31% доля учителей и руководителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку для работы по ФГОС, от общей численности учителей.
Управлением образования города Калуги, МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги и МБОУ "Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования" г. Калуги организовано целенаправленное сопровождение управленческой и педагогической деятельности по достижению планируемых результатов. В апреле 2013 года в третий раз проведена городская диагностическая игра для 15 команд первоклассников.
К одному из главных эффектов реализации направления следует отнести повышение мотивации педагогов и руководителей к повышению своей квалификации. Причем стала очевидной необходимость повышения квалификации не по индивидуальным, а коллективным (школьно-командным) технологиям. Кроме того, усилилось влияние внеурочной (внеучебной) деятельности на образовательный процесс начальной школы. Произошло усиление роли муниципальной и школьной систем оценки качества образования как основы для управления и финансирования общеобразовательных учреждений и педагогов по результатам деятельности. Это стало возможным вследствие роста самостоятельности в вопросах оценивания (разведения формирующей и итоговой оценки, расширения форм оценивания), появления новых контрольно-измерительных материалов, направленных на фиксацию не только предметных, но и метапредметных образовательных достижений.
Модернизация образовательной среды общеобразовательных учреждений.
На протяжении 2013 года была продолжена работа по модернизации материально-технической базы учреждений. Во всех подведомственных образовательных учреждениях проводились капитальные и текущие ремонты, в том числе:
- выполнен ремонт фасадов на пути следования олимпийского огня в МБОУ N 3, 6, 14, 17, 19, интернате N 2;
- капитально отремонтирован бассейн в МБОУ N 14;
- отремонтированы спортзалы в МБОУ N 3, 26, 47, 48;
- введена в эксплуатацию универсальная спортивная площадка в МБОУ N 15;
- выполнены работы по ремонту кровель в МБОУ N 5, 10, 16, 19, 21, 26, 29, 37, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, ОСОШ N 1, интернате N 2;
- выполнены работы по замене оконных блоков в МБОУ N 1, 2, 6, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 30, 36, 39, 45, 46, 49, ОСОШ N 1;
- выполнено частичное ограждение территорий в МБОУ N 27, 30, 41, 43, 46, 48 и другие работы.
В последнее время значительно возрос уровень оснащенности общеобразовательных учреждений. В 2013 году приобретено и поставлено в муниципальные общеобразовательные учреждения 2229 единиц различного оборудования, в том числе лабораторного. В 5 МБОУ приобретены лингафонные кабинеты. Все учреждения имеют мультимедийные проекторы, 98% учреждений - интерактивные доски.
Совершенствуется материально-техническая база школьных библиотек. 4 МБОУ получили комплекты современного оборудования для оснащения школьных библиотек. В МБОУ N 45 создан информационно-библиотечный центр, способный обеспечить поддержку образовательного процесса в школе и создать современную информационно-образовательную среду.
Значительно повысился уровень информационной открытости школ. Каждое общеобразовательное учреждение имеет официальный Интернет-сайт. По итогам Всероссийского рейтинга сайтов общеобразовательных учреждений в число лучших вошли 18 сайтов общеобразовательных учреждений города Калуги.
В 48 учреждениях (94%) оказание услуги по представлению информации о текущей успеваемости учащегося осуществляется в электронном виде через информационный портал "Электронная школа".
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р, в 2013 году проведены мероприятия по созданию в муниципальных общеобразовательных учреждениях N 2, 29 города Калуги универсальной безбарьерной среды.
По результатам мониторинга состояния инфраструктуры общеобразовательных учреждений доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от 81 % до 100 %), от общей численности обучающихся по основным программам общего образования - 68,6 %.
В целом на реализацию мероприятий по модернизации общего образования в бюджете 2013 года было предусмотрено 127 543,0 тыс.руб. (в рамках долгосрочной целевой программы "Новая школа" на 2012-2016 годы").
Системная работа по повышению квалификации работников общего образования.
Одно из ведущих направлений деятельности в рамках модернизации системы общего образования - осуществление непрерывного образования руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В рамках реализации плана-графика МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги по методическому сопровождению педагогов и руководителей образовательных учреждений в межкурсовой период 2013 года проведены курсы повышения квалификации педагогов по следующим образовательным программам: "Информационные технологии в деятельности учителя-предметника" (72 ч.); "Базовая ИКТ - компетенция в деятельности учителя-предметника" (72 ч.); "Профессиональная адаптация молодого учителя в современной школе" (72 ч.); "Профессиональное становление начинающего библиотекаря" (72 ч.); "Основы создания буктрейлера" (36 ч.). Всего в 2013 году обучено на курсах повышения квалификации 286 педагогов.
В течение учебного года организованы семинары с привлечением ученых (для руководителей общеобразовательных учреждений - "Управление образованием на муниципальном уровне", лектор - М.М. Поташник, академик РАО, д.п.н., профессор; для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений - "Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС", лектор - Г.Л. Копотева., к.п.н., заведующая лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО; для библиотекарей - "Тема книги и библиотеки в Библии" с участием профессора д.п.н., главного научного сотрудника Академиздатцентра "Наука" РАН Ю.Н. Столярова и др.)
С целью обеспечения методического сопровождения перехода на ФГОС были проведены встречи с представителями издательств: "Академкнига/Учебник", "Дрофа", "ВЕНТАНА-ГРАФ", "Мнемозина", "Просвещение", "Планета" и др.
С целью совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников в рамках введения ФГОС ООО и НОО проведено 48 городских семинаров по всем предметным направлениям. В течение 2013 года подготовлено и проведено 18 семинаров для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Одной из наиболее эффективных форм повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников является участие в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсов муниципального уровня в 2013 году было проведено более 10: "Учитель года", "Самый классный классный", "Воспитатель года", "Лучший учитель физической культуры", "Лучший преподаватель ОБЖ", конкурс на соискание премии Городского Головы города Калуги в сфере образования, "Мой лучший урок", фестиваль-конкурс школьных методических служб. Впервые проведен конкурс инновационных продуктов "Калужская школа 2020".
Складывается инновационная система переподготовки и повышения квалификации работников образования. Выделяются целевые группы первоочередной переподготовки. В рамках обновления системы повышения квалификации проводятся в системе разовые мероприятия по повышению квалификации (семинары, круглые столы и др.), предназначенные либо для конкретных групп педагогов (например, работающих с одаренными детьми), либо для решения конкретных проблем, важных для муниципальной системы образования (преподавание ОРКСЭ, переход на ФГОС ООО). В управлении образования города Калуги созданы банки данных узких специалистов (преподаватели ОПК и т.д.). Основным эффектом по данному направлению является появление конкурентной образовательной среды, обеспечивающей реальную реализацию принципа адресности в процессе формирования индивидуальных и групповых запросов к системе повышения квалификации и переподготовки.
По итогам 2013 года доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, от общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений составила 35%.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, от общей численности учителей составляет 15%.
Увеличение числа молодых учителей, пришедших работать в общеобразовательные учреждения города Калуги.
В соответствии с федеральными и региональными документами, определяющими мероприятия по модернизации системы общего образования, к 2020 году в системе образования должны трудиться не менее 25% педагогов в возрасте до 30 лет. На муниципальном уровне система работы с начинающими учителями выстроена около 10 лет назад и продолжает совершенствоваться. На начало 2013/14 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Калуги количество молодых специалистов со стажем работы от 0 до 5 лет составило 291 человек, из них 52 - с нулевым стажем работы. Три года назад наметилась и сохраняется положительная тенденция увеличения числа молодых специалистов.
Методическое сопровождение профессионального становления молодых учителей осуществляет МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги (далее - ИМЦ). Ежемесячно методисты ИМЦ организуют и проводят индивидуальное консультирование молодых специалистов по различным вопросам, связанным с организацией урока, системой оценивания и т.п. Среди основных форм работы - торжественное поздравление молодых учителей города с первым профессиональным праздником - Днем учителя, традиционная Декада молодого учителя. По итогам Декады молодого учителя МБОУ ДПО "Информационно-методический центр" г. Калуги издает специальный выпуск газеты "Методический вестник". Ежегодно ИМЦ создает фильм о первых уроках начинающих учителей. В 2013 году была организована Школа молодого классного руководителя. Освоению молодыми учителями норм и ценностей профессии, обретению навыков профессионального поведения способствует проводимый психологический тренинг "Психолого-педагогические проблемы взаимодействия с учеником, родителями, профессиональным коллективом". Через сайт ИМЦ молодым педагогам оказывается дистанционная поддержка по различным предметным направлениям по вопросам методического характера.
Эффекты реализации направления - отсроченные в силу объективных причин (количество оставшихся работать в школе молодых педагогов, использование потенциала молодого педагога в конкретном образовательном учреждении и т.д.).
Таким образом, в результате реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципального образования "Город Калуга" в 2013 году обеспечено достижение запланированного уровня по всем показателям (приложения 1, 2 к Комплексу мер).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.