Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Обнинска
Калужской области
от 17 декабря 2013 г. N 2317-п
Муниципальная программа
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
в городе Обнинске"
25 апреля, 28 августа, 13 ноября, 3 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации г. Обнинска Калужской области от 13 ноября 2014 г. N 2156-п в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт муниципальной программы
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
в городе Обнинске"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Обнинска. Малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения города.
Показатели деятельности малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития этого сектора экономики в городе. Число субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения составляет 752 единицы (для сравнения: в г. Калуге этот показатель равняется 400,8 единицам).
По состоянию на начало 2013 года на территории города деятельность осуществляли более 2,2 тыс. малых предприятий, на которых занято 24,45 тыс. человек или 43,9% занятого населения.
Отраслевой состав малых предприятий стабилен: в сфере торговли и бытового обслуживания сосредоточено 39,4% предприятий, в промышленном производстве - 17,4%, в транспорте и связи - 3,4%, в строительстве - 11,7%, операции с недвижимом имуществом - 14,9%, прочие виды деятельности - 13,2% от общей численности малых предприятий.
В 2012 году объем выручки, полученной малыми предприятиями, составил 43,3 млрд. рублей или 41,5% от общегородской выручки (рост на 8% в фактических ценах к уровню 2011 года.)
Структура выручки по малым предприятиям по сравнению с 2011 годом изменилась незначительно, по-прежнему основная доля выручки приходится на сферу торговли - 54% от суммарной выручки всех малых предприятий; операции с недвижимым имуществом и промышленное производство - по 14% , строительные организации - 11%, транспорт и связь - 3%, на все остальные малые предприятия приходится 4% суммарной выручки малых предприятий.
К категории "средних" предприятий относится 16 субъектов хозяйствования, на которых заняты 1,9 тыс. чел., или 3,4% занятого населения. Сферы деятельности средних предприятий разнообразны: промышленное производство, строительство, торговля и общественное питание, сдача в наем нежилого недвижимого имущества, управление эксплуатацией жилищного фонда. По итогам 2012 года выручка данной категории предприятий составила 7,8 млрд. рублей, или 7,5% от общегородской выручки.
Таким образом, на долю малых и средних предприятий приходится 49% общей выручки предприятий и организаций города и 47,3% занятого населения города.
Показатели развития малого и среднего предпринимательства в г. Обнинске
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Темп роста |
Численность занятых в малых и средних предприятиях и организациях, тыс. чел. |
23,8 |
26,3 |
110,5% |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг по малым и средним предприятиям в целом по городу (без НДС и акцизов), млн. рублей |
44 667 |
51 073 |
114,3% |
Среднемесячный размер заработной платы на малых и средних предприятиях, рублей |
18 164 |
21 065 |
116 % |
Объем инвестиций по малым и средним предприятиям, млн. рублей |
2 532 |
2 753 |
108,7% |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы, млн. руб. |
127,3 |
130,8 |
102,7% |
Выручка от реализации товаров и услуг от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы, млн. руб. |
1 256,17 |
1 398 |
111,3% |
Администрацией города проводится системная целенаправленная работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства основным инструментом которой является разработка и реализация городских целевых программ в сфере малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время реализуется вторая долгосрочная целевая программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Обнинске на 2011-2013 гг. и на период до 2020 года", в рамках которой осуществляется поддержка по 2-м направлениям:
- оказание субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки,
- развитие городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Созданы и функционируют основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: ООО "Обнинский центр науки и технологий", АНО "Обнинский Бизнес Инкубатор", АНО "БИ ОЦНТ". С 2012 года часть офисных помещений Обнинского Бизнес Инкубатора в рамках Соглашения между Администрацией г. Обнинска и ИАТЭ НИЯУ МИФИ используются в качестве площадки для Технологического Бизнес Инкубатора ИАТЭ, в котором в настоящий момент размещены 4 вновь созданных предприятия.
На территории 2-х инкубаторов размещены 32 компании, из них: 30 - малые инновационные предприятия, 2 - предприятия инновационной инфраструктуры. Средняя численность работающих составляет 402 человека.
За период 2011-2013 гг. из бюджета города на финансирование Программы были выделены средства в размере 6 899,1 тыс. рублей. Реализация мероприятий программы позволила дополнительно привлечь в 2011-2013 гг. средства областного бюджета в объеме 6 611,5 тыс. рублей.
Одним из важнейших направлений развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках Программы, является предоставление финансовой поддержки. В рамках реализации отдельных мероприятий программы впервые в 2011 году проведен конкурс по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, приобретением производственного оборудования и т.п. Всего за период 2011-2012 гг. финансовая поддержка в виде субсидий была предоставлена 33 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 7 111 тыс. рублей (включая областной бюджет).
Особое внимание уделяется и поддержке начинающих предпринимателей. Ежегодно совместно с Министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области проводится обучение начинающих деятельность предпринимателей по курсу "Основы управления малым и средним предприятием"; Обнинским Бизнес Инкубатором регулярно проводится семинар "Свой бизнес - первый шаг". Организуются информационные семинары по программам Калужского Государственного Фонда поддержки предпринимательства, а также по областным и федеральным программам поддержки.
В рамках областной программы в 2012 году поддержку получил 21 субъект малого и среднего предпринимательства города (общий размер поддержки составил - 20 594,9 тыс. рублей). Также финансовая поддержка была оказана Государственным фондом поддержки предпринимательства Калужской области: микрозаймы и поручительства были предоставлены 8 обнинским предпринимателям.
Наличие в городе мощного интеллектуального и промышленного потенциала позволяет связывать перспективы дальнейшего развития предпринимательства с развитием высокотехнологичных производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции как для нужд города и Калужской области, так и для других регионов России и даже для иностранных потребителей.
Однако на становление и развитие малого предпринимательства в городе серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований проблемы:
- отсутствие стартового капитала и необходимых знаний для начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие;
- высокие процентные ставки банковских кредитов, недоступность лизинговых услуг;
- усложнена административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (сертификация, система контроля и т.д.);
- необеспеченность субъектов предпринимательства производственными площадями и земельными участками.
Решение этих проблем и других вопросов, касающихся развития малого и среднего бизнеса в г. Обнинске, осуществляется с использованием программно-целевых методов, обеспечивающих интеграцию возможностей и согласование действий самих субъектов малого и среднего предпринимательства, Администрации г. Обнинска и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства города.
Кроме того, механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующие в настоящее время на федеральном и областном уровне, предусматривают предоставление мер государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса исключительно на конкурсных началах и принципах софинансирования при наличии муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач
Целью настоящей программы является формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основы социально-экономического развития города Обнинска, содействие обеспечению занятости населения.
В соответствии с указанной целью программы предполагается формирование условий и механизмов поддержки для создания новых и развития действующих малых и средних предприятий на территории города, повышения уровня занятости населения, роста реальных доходов работников и доходов бюджета.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Обеспечение большей доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к различным ресурсам, включая финансовые.
2. Создание системы информационного обеспечения по основам предпринимательской деятельности для начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Расширение и совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целевые показатели и индикаторы Программы:
N п/п |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
Значение по годам: |
||||
2012 год (факт) |
2013 год (оценка) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1. |
Количество действующих малых и средних предприятий и организаций |
единиц |
2265 |
2286 |
2328 |
2368 |
2409 |
2. |
Доля занятых в малых и средних предприятиях в общей численности занятых на предприятиях и организациях города |
% |
47,3 |
46,9 |
46,9 |
46,9 |
47,0 |
3. |
Прирост выручки малых и средних предприятий к предыдущему году |
% |
14,3 |
13,3 |
8,6 |
8,1 |
8,7 |
4. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках Программы |
единиц |
17 |
15 |
20 |
25 |
35 |
5. |
Выручка в среднем на одного работающего субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы (в течение последующих двух лет) |
тыс. руб. |
2 496 |
2 200 |
2 450 |
2 700 |
2 900 |
6. |
Налоговые отчисления в среднем на одного работающего субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы (в течение последующих двух лет) |
тыс. руб. |
233,6 |
230,0 |
240,0 |
250,0 |
260,0 |
Примечание: ежегодно происходит перевод предприятий из категории "малых" в "крупные и средние", что сказывается на динамике показателей.
Задача Программы - увеличение значений целевых показателей в абсолютном исчислении с одновременным сохранением веса малого и среднего предпринимательства в экономике города, в связи с тем, что планируется привлечение в город крупных инвесторов, опережающими темпами будут развиваться крупные предприятия.
3. Основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
В результате реализации Программы в 2016 году предполагается:
- увеличить число действующих малых и средних предприятий до 2409 единиц;
- сохранить долю занятых в малых и средних предприятиях в общей численности занятых на предприятиях и организациях города на уровне 47%;
- увеличить выручку малых и средних предприятий со среднегодовым темпом роста 108%;
- довести среднегодовой прирост выручки до 8% в среднем на одного работающего субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы;
- довести среднегодовой прирост объема налоговых отчислений в размере не менее 4% в среднем на одного работающего субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках реализации Программы;
- повышение социального статуса и престижа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повысить доступность и качество услуг, оказываемых специалистами организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в течение 2014 - 2016 годов.
Постановлением Администрации г. Обнинска Калужской области от 3 декабря 2014 г. N 2283-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Перечень программных мероприятий муниципальной программы
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного предпринимательского климата на территории города Обнинска. Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства имеют преемственность в течение всего планового периода.
Перечень программных мероприятий состоит из двух разделов.
Первый раздел включает комплекс мероприятий финансовой и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса.
Мероприятия второго раздела включают:
- мониторинг, накопление аналитических данных о малом и среднем бизнесе и оказание информационной помощи потенциальным предпринимателям, желающим инвестировать средства в экономику города.
- информационное и консультационное обеспечение малого и среднего предпринимательства, что позволит своевременно обеспечить доступ к информации о конкурсах, проводимых Министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области, о действующей системе поддержки, об изменениях в законодательстве, об обучающих семинарах и т.п.
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Обнинске.
Пояснительная записка
Решением Обнинского городского Собрания от 10.12.2013 N 01-50 "О бюджете города Обнинска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" на реализацию мероприятий муниципальной программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Обнинске", утвержденную постановлением Администрации города от 17.12.2013 N 2317-п (далее - Программа), утверждена сумма -2 млн. рублей, что ниже объема финансирования, предусмотренного в Программе -- 3 млн. рублей. В соответствии с постановлением Администрации города Обнинска от 16.10.2013 N 1869-п "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования "Город Обнинск", их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Обнинск" необходимо внести соответствующие изменения с целью уточнения объемов финансирования мероприятий Программы.
В текущем году предлагается профинансировать все мероприятия Программы, сократив по каждому мероприятию объем финансирования.
Постановлением Администрации г. Обнинска Калужской области от 13 ноября 2014 г. N 2156-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств местного бюджета.
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2016 годах определена в объеме 11 372,038 тыс. рублей, в том числе по годам:
Источник финансирования |
2014 |
2015 |
2016 |
Местный бюджет, тыс. руб. |
2 000,0 |
3 500,0 |
4 000,0 |
Областной бюджет, тыс. руб. |
1 872,038 |
--- |
--- |
Всего, тыс. руб.: |
3 872,038 |
3 500,0 |
4 000,0 |
Объемы, условия и порядок финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета города ежегодно уточняются, исходя из промежуточных результатов выполнения Программы в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования мероприятий Программы, исходя из приоритетов развития инфраструктуры поддержки СМиСП, может быть перераспределен в пользу того или иного мероприятия в рамках одного типа расходов по бюджетной классификации.
7. Механизм реализации муниципальной программы
1. Управление Программой, контроль и мониторинг за ходом ее реализации осуществляет Управление экономики и инновационного развития Администрации города Обнинска.
Управление экономики и инновационного развития с учетом фактически выделенных лимитов финансирования мероприятий Программы из средств местного бюджета на соответствующий финансовый год определяет первоочередность выполнения указанных мероприятий. А также, уточняет потребности в финансировании на очередной финансовый год, и, в случае необходимости, готовит для Администрации города предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, в соответствии с которыми реализуется Программа.
Основными исполнителями Программы являются подразделения Администрации г. Обнинска, предприятия и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для привлечения дополнительных ресурсов финансирования мероприятий Программы из областного бюджета планируется ежегодное участие в конкурсе на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Калужской области для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству муниципальными образованиями Калужской области.
2. Формы, критерии, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.1. Поддержка СМиСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства г. Обнинска, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, поддержку СМиСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
2.2. Поддержка оказывается только СМиСП, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории г. Обнинска.
2.3. При реализации Программы обеспечивается равный доступ всем СМиСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
2.4. При обращении за оказанием поддержки СМиСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007, и условиям, предусмотренным настоящей Программой и/или конкурсной документацией.
2.5. Поддержка не может оказываться в отношении СМиСП:
- являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
- финансовая поддержка не может оказываться СМиСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
2.6. В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:
- не представлены документы, определенные настоящей Программой и/или конкурсной документацией, или представлены недостоверные сведения и документы;
- не выполнены условия оказания поддержки, установленные положениями о конкурсах;
- ранее в отношении заявителя - СМиСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания СМиСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
2.7. Для рассмотрения обращений субъектов СМиСП за поддержкой устанавливается срок - 20 календарных дней. Каждый СМиСП должен быть проинформирован Управлением экономики и инновационного развития о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.
3. Предоставление поддержки СМиСП и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, принимаемыми Администрацией города Обнинска в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Обнинска Калужской области от 28 августа 2014 г. N 1612-п в пункт 4 раздела 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Требования к организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства г. Обнинска является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития СМиСП, обеспечивающих условия для создания СМиСП и оказания им поддержки.
Кроме этого, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает организации, оказывающие СМиСП различные услуги, а именно: технопарк, бизнес-инкубаторы, патентные и консалтинговые компании, центры трансфера технологий, а также может включать центры и агентства по развитию предпринимательства, научные парки, инновационно-технологические центры и иные организации.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и претендующим на поддержку:
- организация должна быть зарегистрирована на территории города Обнинска;
- организация должна осуществлять фактическую деятельность по предоставлению услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- организация должна обладать помещением (помещениями) для ведения уставной деятельности в целях выполнения соответствующих работ и оказания соответствующих услуг.
Городская инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя Муниципальную промышленную зону, 3 бизнес-инкубатора (АНО "Обнинский Бизнес Инкубатор", АНО "Бизнес Инкубатор Обнинского Центра Науки и Технологий", Студенческий Бизнес инкубатор при ИАТЭ НИЯУ МИФИ), ООО "Обнинский центр науки и технологий", ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области", два специализированных инновационно-технологических центра (по развитию радиационных и наноматериалов, лазерных и инновационных технологий), а также консалтинговые, патентные компании и другие - всего 16 организаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Обнинска Калужской области от 17 декабря 2013 г. N 2317-п "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.