Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов
9.1. Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе коммунальными
Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО, которые содержатся в ТКО приведен в таблице 35. Расчет проведен в разрезе по муниципальным образованиям, в соответствии с объемом образования ТКО за 2018 год и морфологическим составом ТКО представленным в разделе 2.
Таблица 35. Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО на территории Калужской области
Муниципальное образование |
Образование ТКО за 2018 год, тонн |
Бумага |
Полимеры |
Металлы |
Текстиль |
Стекло |
Пищевые отходы |
Прочее |
Калуга |
217165,43 |
62977,97 |
28231,51 |
4343,31 |
4343,31 |
4343,31 |
95552,79 |
17373,23 |
Обнинск |
66729,54 |
19351,57 |
8674,84 |
1334,59 |
1334,59 |
1334,59 |
29361,00 |
5338,36 |
Бабынинский район |
11909,25 |
3453,68 |
1548,20 |
238,18 |
238,18 |
238,18 |
5240,07 |
952,74 |
Барятинский район |
4774,49 |
1384,60 |
620,68 |
95,49 |
95,49 |
95,49 |
2100,78 |
381,96 |
Боровский район |
43902,69 |
12731,78 |
5707,35 |
878,05 |
878,05 |
878,05 |
19317,19 |
3512,22 |
Дзержинский район |
26788,75 |
7768,74 |
3482,54 |
535,78 |
535,78 |
535,78 |
11787,05 |
2143,10 |
Думиничский район |
9127,14 |
2646,87 |
1186,53 |
182,54 |
182,54 |
182,54 |
4015,94 |
730,17 |
Жиздринский район |
3978,27 |
1153,70 |
517,17 |
79,57 |
79,57 |
79,57 |
1750,44 |
318,26 |
Жуковский район |
25630,82 |
7432,94 |
3332,01 |
512,62 |
512,62 |
512,62 |
11277,56 |
2050,47 |
Износковский район |
2579,28 |
747,99 |
335,31 |
51,59 |
51,59 |
51,59 |
1134,88 |
206,34 |
Кировский район |
22876,58 |
6634,21 |
2973,95 |
457,53 |
457,53 |
457,53 |
10065,69 |
1830,13 |
Козельский район |
20764,93 |
6021,83 |
2699,44 |
415,30 |
415,30 |
415,30 |
9136,57 |
1661,19 |
Куйбышевский район |
2856,82 |
828,48 |
371,39 |
57,14 |
57,14 |
57,14 |
1257,00 |
228,55 |
Людиновский район |
22715,57 |
6587,51 |
2953,02 |
454,31 |
454,31 |
454,31 |
9994,85 |
1817,25 |
Малоярославецкий район |
38538,48 |
11176,16 |
5010,00 |
770,77 |
770,77 |
770,77 |
16956,93 |
3083,08 |
Медынский район |
6214,49 |
1802,20 |
807,88 |
124,29 |
124,29 |
124,29 |
2734,38 |
497,16 |
Мещовский район |
5077,52 |
1472,48 |
660,08 |
101,55 |
101,55 |
101,55 |
2234,11 |
406,20 |
Мосальский район |
4932,10 |
1430,31 |
641,17 |
98,64 |
98,64 |
98,64 |
2170,12 |
394,57 |
Перемышльский район |
10591,67 |
3071,58 |
1376,92 |
211,83 |
211,83 |
211,83 |
4660,33 |
847,33 |
Спас-Деменский район |
3342,59 |
969,35 |
434,54 |
66,85 |
66,85 |
66,85 |
1470,74 |
267,41 |
Сухиничский район |
11493,87 |
3333,22 |
1494,20 |
229,88 |
229,88 |
229,88 |
5057,30 |
919,51 |
Тарусский район |
10954,39 |
3176,77 |
1424,07 |
219,09 |
219,09 |
219,09 |
4819,93 |
876,35 |
Ульяновский район |
2705,95 |
784,73 |
351,77 |
54,12 |
54,12 |
54,12 |
1190,62 |
216,48 |
Ферзиковский район |
7451,28 |
2160,87 |
968,67 |
149,03 |
149,03 |
149,03 |
3278,56 |
596,10 |
Хвастовичский район |
6722,83 |
1949,62 |
873,97 |
134,46 |
134,46 |
134,46 |
2958,04 |
537,83 |
Юхновский район |
7270,46 |
2108,43 |
945,16 |
145,41 |
145,41 |
145,41 |
3199,00 |
581,64 |
Итого: |
597095,17 |
173157,60 |
77622,37 |
11941,90 |
11941,90 |
11941,90 |
262721,87 |
47767,61 |
Крупнотоннажными утильными компонентами ТКО, которые ценны для вторичного использования, являются: бумага - 173 тыс. тонн; полимеры - 78 тыс. тонн; металлы - 12 тыс. тонн; стекло - 12 тыс. тонн.
Максимальный процент отбора утильных компонентов из ТКО возможен при их отборе на стадии сбора отходов, при организации раздельного накопления и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов (как стационарных, так и передвижных).
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров. Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализующих точечные программы по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
- уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
- снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
- снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
- снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов. Внедрение целесообразно начинать с относительно больших городов, городов в которых уже организовано раздельное накопление твердых коммунальных отходов, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные станции.
9.2. Определение потребности в транспорте 1 и 2 звена с учетом прогнозных значений объемов образования ТКО
Справочно для территориальной схемы была рассчитана потребность в транспорте 1 и 2 звена.
Потребность в транспорте 1 звена в разрезе муниципальных единиц представлена в таблице 36. Расчет общей потребности в мусоровозном парке произведен оценочно, без учета имеющегося транспортного парка ввиду неполноты информации, полученной от транспортирующих компаний. В качестве единицы мусоровозного парка учитывался мусоровоз вместимостью 12 куб. м. Расчет представлен в двух срезах - потребность на 2019 год, потребность на 2021 год.
Оценочная потребность в транспорте 2 звена представлена в таблицах 37, 38. В качестве расчетной единицы учитывалось транспортное средство вместимостью 30 куб. м. Также в качестве исходных данных было принято: вариант 1 - время погрузки/выгрузки - 0,5 часа, скорость транспортного средства - 40 км/ч, время работы - 8 часов в день; варианта 2 - время погрузки/выгрузки - 0,5 часа, скорость транспортного средства - 50 км/ч, время работы - 12 часов в день. Расчет представлен в двух срезах - потребность на 2019 год, потребность на 2021 год.
Таблица 36. Потребность в транспорте 1 звена
Название района |
Образуемая масса в 2019 году, тыс. тонн |
Необходимое количество мусоровозов, шт. |
Образуемая масса в 2021 году, тыс. тонн |
Необходимое количество мусоровозов, шт. |
Боровский район |
44,1 |
9 |
44,5 |
10 |
Жуковский район |
25,8 |
7 |
26,0 |
7 |
Малоярославецкий район |
38,7 |
12 |
39,1 |
12 |
Медынский район |
6,2 |
4 |
6,3 |
4 |
Обнинск |
67,0 |
8 |
67,6 |
9 |
Тарусский район |
11,0 |
4 |
11,1 |
4 |
Бабынинский район |
12,0 |
6 |
12,1 |
6 |
Дзержинский район |
26,9 |
10 |
27,2 |
10 |
Износковский район |
2,6 |
5 |
2,6 |
5 |
Калуга |
218,2 |
30 |
220,2 |
30 |
Перемышльский район |
10,6 |
6 |
10,7 |
6 |
Ферзиковский район |
7,5 |
5 |
7,6 |
5 |
Юхновский район |
7,3 |
5 |
7,4 |
5 |
Думиничский район |
9,2 |
4 |
9,3 |
4 |
Жиздринский район |
4,0 |
3 |
4,0 |
2 |
Козельский район |
20,9 |
6 |
21,1 |
7 |
Мещовский район |
5,1 |
6 |
5,1 |
5 |
Сухиничский район |
11,5 |
5 |
11,7 |
5 |
Ульяновский район |
2,7 |
4 |
2,7 |
4 |
Хвастовичский район |
6,8 |
3 |
6,8 |
4 |
Барятинский район |
4,8 |
4 |
4,8 |
4 |
Кировский район |
23,0 |
7 |
23,2 |
7 |
Куйбышевский район |
2,9 |
3 |
2,9 |
3 |
Людиновский район |
22,8 |
5 |
23,0 |
5 |
Мосальский район |
5,0 |
5 |
5,0 |
5 |
Спас-Деменский район |
3,4 |
3 |
3,4 |
3 |
Итого |
599,9 |
169 |
605,3 |
171 |
Таблица 37. Потребность в транспорте 2 звена на 2019 год
Тип исходного объекта |
Наименование исходного объекта инфраструктуры |
Тип принимающего объекта |
Наименование принимающего объекта инфраструктуры |
Масса вывозимых отходов, тыс. тонн |
Расстояние до принимающего, км. |
Требуется машин Вариант 1 |
Требуется машин Вариант 2 |
сортировка |
Сортировка ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" |
полигон |
Полигон ГП "КРЭО" Боровский район, д. Тимашово |
34,6 |
14 |
2 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" |
накопление |
Площадка временного накопления Малоярославецкий район |
10,4 |
50 |
1 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "СПЕЦТРАНС" |
полигон |
Полигон ГП "КРЭО" Боровский район, д. Тимашово |
45,0 |
21 |
3 |
2 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
полигон |
Полигон МП "СЕЗ" МР "Ферзиковский район" Ферзиковский район, д. Козловка |
21,2 |
36 |
2 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
полигон |
Полигон ООО "КЗПАТ" Дзержинский район, п. Полотняный Завод |
11,8 |
45 |
2 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
накопление |
Площадка временного накопления Малоярославецкий район |
90,8 |
62 |
17 |
6 |
сортировка |
Сортировка ООО "Прогресс-Транспортные технологии" |
полигон |
Полигон ООО "Внешние сети" Бабынинский район, п. Воротынск |
20,0 |
30 |
2 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "Прогресс-Транспортные технологии" |
полигон |
Полигон ООО "КЗПАТ" Дзержинский район, п. Полотняный Завод |
13,0 |
41 |
2 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Мосальский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
4,3 |
83 |
1 |
1 |
перегрузка |
МПС Тарусский район |
сортировка |
Сортировка ООО "СПЕЦТРАНС" |
9,7 |
102 |
2 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Медынский район |
сортировка |
Сортировка ГП "КРЭО" |
6,2 |
62 |
2 |
1 |
перегрузка |
МПС Людиновский район |
полигон |
Полигон ООО "Реммонтаж" Кировский район |
21,1 |
26 |
2 |
1 |
перегрузка |
МПС Людиновский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
0,4 |
26 |
1 |
1 |
перегрузка |
МПС Жуковский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" |
3,3 |
17 |
1 |
1 |
перегрузка |
МПС Жуковский район |
сортировка |
Сортировка ООО "СПЕЦТРАНС" |
8,1 |
28 |
1 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Юхновский |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
9,9 |
101 |
2 |
1 |
Итого |
43 |
22 |
Таблица 38. Потребность в транспорте 2 звена на 2021 год
Тип исходного объекта |
Наименование исходного объекта инфраструктуры |
Тип принимающего объекта |
Наименование принимающего объекта инфраструктуры |
Масса вывозимых отходов, тыс. тонн |
Расстояние до принимающего, км. |
Требуется машин Вариант 1 |
Требуется машин Вариант 2 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
полигон |
Перспективный полигон Малоярославецкий район |
93,9 |
62 |
18 |
6 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
полигон |
Перспективный полигон Юхновский район |
1,2 |
100 |
1 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "КЗПАТ" |
полигон |
Перспективный полигон Перемышльский район |
24,6 |
55 |
3 |
2 |
сортировка |
Сортировка ООО "Прогресс-Транспортные технологии" |
полигон |
Полигон ООО "Внешние сети" Бабынинский район, п. Воротынск |
18,7 |
30 |
2 |
1 |
сортировка |
Сортировка ООО "Прогресс-Транспортные технологии" |
полигон |
Перспективный полигон Перемышльский район |
14,3 |
50 |
2 |
1 |
перегрузка |
МПС Жиздринский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Форум" |
10,8 |
64 |
2 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Мосальский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
5,0 |
83 |
1 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Спас-Деменский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
2,8 |
75 |
1 |
1 |
перегрузка |
МПС Тарусский район |
сортировка |
Сортировка ГП "КРЭО" |
9,8 |
107 |
2 |
1 |
перегрузка |
МПС Людиновский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
21,7 |
26 |
2 |
1 |
перегрузка |
МПС Жуковский район |
сортировка |
Сортировка ГП "КРЭО" |
17,0 |
31 |
2 |
1 |
перегрузка |
Мусороперегрузочная площадка Ульяновский район |
сортировка |
Сортировка ООО "Форум" |
2,7 |
91 |
1 |
1 |
Итого |
37 |
18 |
9.3. Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами
Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, в перспективе весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.
Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью, емкостью и в сроки, соответствующие годам вывода из эксплуатации действующих объектов.
Территориальной схемой предлагается ввод в 2020 - 2022 годах в эксплуатацию 4 перспективных объектов захоронения ТКО, предназначенных для приема ТКО, образованных на территории Калужской области (таблица 39). Общая проектная мощность объектов составит 285 тыс. тонн в год.
В связи с выявленным дефицитом мощностей по захоронению ТКО в 2019 году предлагается организация площадки временного накопления ТКО в районе планируемого ко вводу в эксплуатацию перспективного полигона в Малоярославецком районе.
Потоки ТКО, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку. Общая мощность действующих на территории Калужской области объектов обработки ТКО на октябрь 2018 года достигает 656 тыс. тонн в год, что формально удовлетворяет потребности региона в соответствующих мощностях. Однако оборудование и технологические процессы на большинстве действующих объектов не способствуют достижению цели сокращения объемов захоронения. Кроме того, территориальное расположение действующих объектов сортировки (с учетом локализации действующих и перспективных мощностей по захоронению) не позволяет оптимально использовать их для достижения поставленной цели обработки всего образующегося объема ТКО перед захоронением.
В ходе реализации предложений территориальной схемы к 2028 году планируется 100% охват отходообразующего пространства субъекта в части обработки отходов ТКО и 44% в части утилизации.
Для достижения поставленных целевых показателей по обработке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.