Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Сущность решаемых программой проблем"
Малый бизнес муниципального района "Бабынинский район" в 2021 году включал в себя 107 предприятий, в том числе 2 средних и 425 индивидуальных предпринимателей.
Численность работающих (без внешних совместителей) на малых предприятиях района составила 596 человек и увеличилась к уровню 2020 года на 19 человек.
Доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях в среднесписочной численности всех предприятий и организаций составляет 9,2%.
Отраслевая структура малых предприятий в 2021 году выглядит следующим образом: одним из основных видов деятельности малых предприятий является обрабатывающая промышленность (14,1), ее дополняют сельское хозяйство (18,8), торговля (18,8), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10,6), строительство (17,6), деятельность профессиональная, научная и техническая (3,6), деятельность в области здравоохранения (2,4), транспорт и связь (8,2), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (4,7), производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (1,2).
Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, в 2021 году составил 1361,0 млн. рублей, что составляет 90,1% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.
Одним из стимулирующих механизмов развития предпринимательства на территории МР "Бабынинский район" является реализация муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Бабынинский район".
В 2020 году общий объем средств, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы поддержки малого предпринимательства составил - 130500,00 рублей, в том числе: 74 450,52 рублей - средства областного бюджета, 75 849,48 рублей - средства муниципального бюджета.
В 2021 году общий объем средств, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы поддержки малого предпринимательства составил - 602553,15 рублей, в том числе: 554348,90 рублей - средства областного бюджета, 48204,25 рублей - средства муниципального бюджета.
В результате конкурсного отбора - получателей субсидий по мероприятию "Предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию затрат, связанных с приобретением оборудования" в 2020 году выступило одно предприятие, а в 2021 году два предприятия. Предприятия, получившие поддержку, осуществляют деятельность в сфере обрабатывающих производств.
В рамках муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории МР "Бабынинский район", утвержденной Постановлением администрации МР "Бабынинский район" от 15.11.2019 N 633, в 2020, 2021 году были реализованы следующие направления муниципальной поддержки малых и средних предприятий:
- развитие системы финансовой поддержки;
- информационно-консультационная и организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом субсидий объем средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году предусмотрен по программе в сумме 1197,16305 тыс. руб., в том числе из бюджета МР "Бабынинский район" - 380,0 тыс. руб.
Меры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства.
В Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включено 33 объекта, из них:
В перечне МР "Бабынинский район" 26 объектов общей площадью 1333,4331 га, предоставленных субъектам МСП.
В перечнях городских и сельских поселений 7 объектов, в т.ч. 3 земельных участка площадью 14,1 га, 4 объекта капитального строительства общей площадью 604,7 кв. м., из них используется субъектом МСП один объект площадью 359,1 кв. м.
На 2023 - 2025 годы производственная деятельность малых предприятий в основном будет осуществляться в рамках действующих предприятий.
Несмотря на положительный потенциал в развитии малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие:
- недостаточное развитие нормативной правовой базы в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;
- отсутствие эффективного взаимодействия малых и средних предприятий с крупными промышленными предприятиями, что сдерживает рост конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
- недоступность финансовых, материально-технических ресурсов в условиях недостаточности собственного стартового капитала и знаний, необходимых для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на ее развитие, сдерживают появление новых предприятий;
- недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе о возможности участия в муниципальных заказах;
- отсутствие у предпринимателей необходимых знаний основ экономики, бухгалтерского учета, маркетинга;
- острой проблемой для предпринимателей является процедура оформления исходно-разрешительной документации на приобретение в собственность или в аренду производственных, офисных и торговых помещений. При этом большинство договоров аренды носит краткосрочный характер. Одним из существенных барьеров для развития субъектов предпринимательства является высокая стоимость разрешения на присоединение объектов к инженерным коммуникациям.
Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся ресурсы на решение ключевых проблем, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, а также осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и контролировать ход реализации поставленных задач.
Рост производства продукции малых предприятий будет обеспечен за счет вложения средств в их развитие, увеличения производственных мощностей, закупки нового оборудования, приобретения сельскохозяйственной техники.
Динамика основных показателей говорит о том, что необходимо повышать вклад предпринимательства в экономику района и предпринимать решения для дальнейшего развития (см. таблицу):
Показатели |
Ед. изм. |
2021 г. |
2022 г. |
Прогноз |
||
отчет |
оценка |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
||
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
чел. |
596 |
596 |
596 |
596 |
596 |
Отгружено товаров собственного производства |
тыс. руб. |
1008575 |
1051257 |
1142214 |
1202493 |
1265953 |
Выручка от продажи товаров, работ и услуг (без НДС) |
тыс. руб. |
1360962 |
1427057 |
1530844 |
1599193 |
1670677 |
Фонд начисленной заработной платы |
тыс. руб. |
165070 |
173300 |
185431 |
198223 |
211897 |
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, а также опыт реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства в Калужской области показывают, что существующие проблемы можно решить только объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов исполнительной и законодательной власти Калужской области, территориальных органов федеральных органов власти и органов местного самоуправления Бабынинского района при использовании программно-целевого метода.
Реализация муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Бабынинский район" (далее - Программа) будет способствовать созданию комплексного подхода к реализации механизмов стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, оказанию системной поддержки малому и среднему предпринимательству на муниципальном уровне, повышению роли субъектов малого и среднего предпринимательства в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, в сохранении и создании новых рабочих мест, в пополнении районного бюджета налоговыми платежами, в росте доходов населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.