Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 20 сентября 2013 г. N 488
Программа
развития инновационного кластера "Кластер фармацевтики,
биотехнологий и биомедицины" в Калужской области
Паспорт
программы развития инновационного кластера "Кластер фармацевтики,
биотехнологий и биомедицины" в Калужской области (далее - Кластер)
1. |
Наименование программы |
Программа развития инновационного кластера "Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины" в Калужской области (далее - Программа) |
2. |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 596). |
3. |
Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий организацию реализации Программы и контроль за исполнением Программы |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области |
4. |
Разработчик Программы |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области |
5. |
Исполнители Программы |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; министерство экономического развития Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области; Открытое акционерное общество "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" (по согласованию); некоммерческое партнерство "Калужский фармацевтический кластер" (по согласованию); государственное казенное учреждение Калужской области "Дирекция технопарка "Обнинск" (по согласованию); государственное казенное учреждение Калужской области "Управление капитального строительства" (по согласованию) |
6. |
Цели Программы |
К 2016 году войти в тройку регионов Российской Федерации - лидеров по объему выпускаемой продукции и объему реализации новых технологий в сфере фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
7. |
Задачи Программы |
- содействовать институциональному развитию Кластера; - развить механизмы поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций работающих в сферах фармацевтики, биотехнологий и биомедицины и содействие эффективности их взаимодействия путем создания инновационной инфраструктуры поддержки предприятий-участников Кластера; - содействовать обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера, включая меры государственной поддержки; - содействовать обеспечению развития образовательного, научно-исследовательского и производственного кадрового потенциала путем создания специализированной образовательной инфраструктуры; - сформировать и внедрить систему механизмов по стимулированию организации кооперационных связей среди участников Кластера |
8. |
Основные направления реализации Программы |
- развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры; - обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера |
9. |
Сроки реализации Программы |
2013-2016 годы |
10. |
Общий объем финансирования Программы |
1 713,735 млн. рублей |
11. |
Ожидаемые результаты |
- увеличить объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий и организаций-участников Кластера с 4,3 млрд. рублей (за период 2007-2011 годов) до 18 млрд. рублей (за период 2012-2016 годов); - увеличить совокупную выручку предприятий-участников Кластера от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынке с 4,3 млрд. рублей в 2012 году до 44,5 млрд. рублей в 2016 году; - увеличить численность персонала, занятого научно-исследовательской деятельностью с 840 человек в 2012 году до 2400 человек к 2017 году |
1. Характеристика состояния и проблемы развития
инновационного территориального Кластера
1.1. Текущий уровень развития инновационного территориального Кластера
В Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года Калужская область определена в качестве одного из субъектов Российской Федерации как региона, где совокупность научных, образовательных центров и производства является наиболее эффективной для развития фармацевтической отрасли.
Несомненными преимуществами Калужской области как центра локализации Кластера является емкий рынок потребления Центрального федерального округа и в первую очередь - региональный рынок потребления Москвы и Московской области (21 млн. чел.). Также стоит отметить выгодное среднеевропейское географическое положение, что позволяет планировать современную транспортно-логистическую инфраструктуру для оперативного, масштабного выхода на общероссийский и мировой фармацевтические рынки.
Программой предусматривается развитие Кластера на территории трех муниципальных образований - "Город Калуга", "Город Обнинск" и "Боровский район".
В настоящее время в регионе существует сбалансированная высокотехнологическая цепочка по разработке и внедрению готовой фармацевтической биомедицинской продукции - от научных разработок и опытно-клинических исследований новых субстанций и лекарственных препаратов до промышленного выпуска конечной продукции - готовых лекарственных форм.
Реализация такой замкнутой технологической цепочки на территории региона дает мощный синергетический эффект, основанный на выходе за рамки существующей отраслевой схемы и объединении вокруг системы взаимосвязанных продуктов предприятий из разных отраслей (химической, фармацевтической, пищевой).
На начало 2013 года в состав Кластера входит более 50 организаций, среди них:
- научно-исследовательские институты - 3;
- высшие учебные заведения - 3;
- предприятия, ориентированные на производство фармацевтической продукции, - 17;
- проектные организации, инжиниринговые и сервисные компании - 6;
- финансово-кредитные организации и государственные институты развития - 9;
- маркетинговые и сбытовые организации - 2;
- исполнительные органы государственной власти Калужской области и органы местного самоуправления - 9;
- учебные заведения среднего профессионального образования - 2.
Также в состав сетевых партнеров - участников Кластера - вошли: федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пущинский научный центр Российской академии наук, некоммерческое партнерство "Орхимед", факультет фундаментальной медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет" им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова) и управляющая компания биотехнологического бизнес-инкубатора МГУ им. М.В. Ломоносова.
Совокупная выручка от продаж продукции организаций Кластера в период с 2007 по 2011 год составила:
- на крупных фармацевтических предприятиях - 11,2 млрд. рублей;
- в малых и средних организациях (включая сектор исследований и разработок) - 3,0 млрд. рублей.
Общий объем частных инвестиций за этот период, направленных в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, составил более 4,1 млрд. рублей.
SWOT-анализ 1
Проблемы и "узкие места"
в развитии научно-технологического и образовательного потенциала
Кластера, оказывающие существенное влияние
на перспективы его развития
Существующие проблемы и "узкие места" для развития научно-технологического и образовательного потенциала Кластера |
Пути решения проблем и "расшивки узких мест" - в формате первоочередных задач по развитию образовательного и научно-технологического потенциала Кластера |
Уровень развития университетского образования в областях, ключевых для развития Кластера (фармацевтика, биомедицина, биотехнологии) в регионе невысок и требует дополнительных усилий и финансовых вложений, а также привлечения высококвалифицированных научных и преподавательских кадров для формирования научных школ российского и мирового уровня. |
Ускоренное развитие Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (далее - КГУ имени К.Э. Циолковского) с использованием программ развития Министерства образования и науки Российской Федерации. Заключение Соглашения о стратегическом партнерстве с МГУ им. М.В. Ломоносова, предусматривающего расширение опций обучения студентов Кластера (опции: целевой набор и магистратура). Развитие медицинского факультета Обнинского института атомной энергетики - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (ИАТЭ НИЯУ МИФИ). Заключение стратегических соглашений о партнерстве, обмене студентами и аспирантами, и совместных обучающих программах с ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами в области биомедицины. Расширение сетевого партнерства путем заключения стратегических соглашений с фармацевтическими кластерами, где в качестве "якорных" присутствуют ведущие российские университеты (в области биомедицины и "живых систем"). Расширение договора о сотрудничества с фондом "Сколково" с целью привлечения в Кластер ведущих специалистов мировых научно-образовательных центров. |
Крупные фармацевтические компании пока размещают в регионе только свои производства, но не локализуют исследования и разработки. |
Стимулирование крупных фармацевтических компаний к созданию центров исследований и разработок в регионе. |
Условия для привлечения новых кадров и талантливой молодежи требуют улучшения и системного подхода. |
Создание условий для участия ученых научно-образовательных центров Кластера в научных, научно-технических и инновационных программах, конкурсах грантов, объявляемых министерствами и ведомствами, государственными научными фондами. Создание условий для реализации международного сотрудничества в научной, образовательной и инновационной сферах, обеспечение участия ученых в международных научных конференциях. Создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий, включая строительство жилья, социальной инфраструктуры и совершенствование практики стажировки за рубежом. |
Проблемы и "узкие места"
в развитии производственного потенциала, оказывающие
существенное влияние на перспективы развития кластера
Существующие проблемы и "узкие места" для развития Кластера |
Пути решения проблем и "расшивки узких мест" |
Отсутствие нормативной правовой базы, предусматривающей присвоение статуса локального производителя и, как следствие отсутствие преференций для российских производителей лекарственных средств. |
Начаты рабочие консультации с руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации и профильными комитетами Государственной Думы в части подготовки соответствующих нормативных правовых актов. |
Отсутствие государственных гарантий для производителей в части государственных закупок и ценового регулирования. |
Инициация некоммерческого партнерства "Калужский фармацевтический кластер" (далее - НП "Калужский фармацевтический кластер"), при поддержке руководства Калужской области, и в сотрудничестве с другими ведущими фармацевтическими кластерами Российской Федерации, комплекса инициатив, направленных на оптимизацию государственного регулирования закупок стратегически важных лекарственных средств и поддержку государством пилотных территориальных фармацевтических кластеров, в т.ч.: - построение системы предварительных государственных закупок (сроком размещения заказа до 1 года), включающей государственные гарантии, механизмы выявления объема потребления и потребности в лекарственных средствах; - внесение в нормативные правовые акты дополнений, гарантирующих при организации закупок для государственных нужд приоритетность локальных производителей (например, при наличии 3-х российских лекарственных препаратов, участие зарубежных компаний в аукционах исключается); - обеспечение полного цикла производства стратегического перечня лекарственных средств на территории Российской Федерации; совершенствование механизма государственных закупок в рамках этого перечня, в том числе через систему предварительных закупок и заключение долгосрочных государственных контрактов (сроком до 7 лет); - введение системы преференций (в т.ч. налоговых льгот) для фармацевтических предприятий пилотных кластеров, участвующих в производстве стратегического перечня лекарственных средств. |
Необходимость применения правил производства и контроля качества лекарственных средств (далее - GMP) и правил лабораторной практики (далее - GLP), гармонизированных с европейскими нормами, для всех фармпроизводителей и организаций, проводящих комплексные доклинические исследования. |
Руководство Калужской области и НП "Калужский фармацевтический кластер" выступили с инициативой о применении правил GMP и GLP, гармонизированных с европейскими нормами, и созданию в России Государственной фармацевтической инспекции. Соответствующее предложение направлено в Правительство Российской Федерации. |
Отсутствие унифицированного, единого для всех резидентов кластера сервисного центра, включающего услуги: - складские, в том числе организация специальных складов для хранения легковоспламеняющихся и опасных в использовании веществ (например метанола), используемых в технологической цепочке производства; - по сервисному обслуживанию высокотехнологичного оборудования; - по утилизации отходов (в том числе опасных); - по таможенному оформлению. |
Создание единого сервисного центра, включающего: - расширенный таможенный терминал с созданием склада временного хранения, отвечающим специфическим требованиям по хранению лекарственных средств; - специализированные склады как для хранения готовой продукции, так и для хранения фармацевтических реактивов и вспомогательных веществ (в том числе токсичных); - инфраструктуру по утилизации и обеззараживанию отходов фармпроизводства (в том числе твердых и жидких материалов). |
Низкая инновационная активность "якорных" предприятий Кластера. Как следствие: низкий уровень кооперационных связей "якорных" предприятий с малыми и средними инновационными компаниями. |
Стимулирование крупных фармацевтических компаний к созданию центров исследований и разработок в регионе. Повышения уровня компетенций малых и средних предприятий через введение стандартов GLP & GMP на своих инфраструктурных площадках. Создание сервисных компаний, представляющих универсальные услуги для "якорных" производств (логистика, поставка сырья и комплектующих, утилизация отходов, коммунальные услуги). |
1 SWOT-анализ - анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект. Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его;
1.2. Перспективы развития
Стратегической целью развития Кластера является вхождение региона в тройку лидеров по производству инновационных фармацевтических препаратов в России.
Механизм достижения стратегической цели Кластера: сформировать высокотехнологичный импортозамещающий научно-производственный комплекс территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих, в рамках Кластера, инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной фармацевтической и медицинской продукции нового поколения: лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в соответствии с европейским стандартом GMP, призванных повысить национальную лекарственную безопасность России в наиболее социально значимых сферах обеспечения россиян жизненно важными лекарственными препаратами, биомедицинскими технологиями и средствами диагностики и лечения.
За период реализации Программы с 2013 по 2016 год планируется:
- увеличить объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий и организаций-участников Кластера с 4,3 млрд. рублей (за период 2007-2011 годов) до 18 млрд. рублей (за период 2012-2016 годов);
- увеличить совокупную выручку предприятий-участников Кластера от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынке с 4,3 млрд. рублей в 2012 году до 44,5 млрд. рублей в 2016 году;
- увеличить численность персонала, занятого научно-исследовательской деятельностью с 840 до 2400 человек;
- осуществить комплекс исследований, разработок и внедрения не менее 15 новых инновационных активных фармацевтических субстанций;
- увеличить до семи количество предприятий, осуществляющих производство фармацевтической продукции с годовым объемом выручки от реализации не менее 1 млрд. рублей.
1.3. Описание имеющегося научно-технологического
и образовательного потенциала
В научно-образовательный блок Кластера входят:
- Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - ИАТЭ НИЯУ МИФИ) с медицинским факультетом;
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (далее - КГУ имени К.Э. Циолковского);
- филиал Государственного научного центра Российской Федерации - Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л.Я. Карпова (далее - филиал ФГУП ГНЦ НИФХИ им. Л.Я. Карпова);
- федеральное государственное бюджетное учреждение "Медицинский радиологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ МРНЦ Минздрава России);
- федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского (далее - ФГУП "ГНЦ РФ - ФЭИ").
В регионе уже существует сбалансированная высокотехнологическая цепочка по разработке и внедрению готовой фармацевтической биомедицинской продукции - от научных разработок и опытно-клинических исследований новых субстанций и лекарственных препаратов до промышленного выпуска конечной продукции - готовых лекарственных форм.
В рамках развития Кластера запланирована активизация сотрудничества между его участниками, прежде всего, в области совместных исследовательских проектов.
1.4. Описание имеющегося производственного потенциала
Калужская область стала одним из первых регионов, внедрившим механизм предоставления готовых промышленных площадок в индустриальных и технопарках.
Оператором проекта является ОАО "Корпорация развития Калужской области", имеющее большой опыт создания, развития инфраструктуры индустриальных парков и финансирования инфраструктурных проектов.
Сегодня региональные индустриальные парки - это не просто площадки для строительства (гринфилд), а полностью подготовленные земельные участки со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, на которых можно строить производственные корпуса. В случае отсутствия долгосрочных контрактов в России и нецелесообразности строительства у инвесторов есть возможность арендовать построенные с учетом их потребностей площади.
В настоящее время в Калужской области сформирована стратегия создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и механизмы деятельности по созданию и развитию инфраструктуры индустриальных парков с участием органов государственной власти Калужской области.
В области насчитывается 9 индустриальных парков общей площадью более 5500 га. На предприятиях, размещенных на территориях индустриальных парков, создано более 16 тыс. рабочих мест. На территории данных парков разместился ряд крупных международных производств, которые обеспечили высокий прирост промышленной продукции в регионе на фоне мирового экономического кризиса.
Инвестору передается подготовленный для строительства земельный участок, с четко прописанными юридическими правами, обеспеченный всеми необходимыми коммуникациями, инженерными сетям и качественной транспортно-логистической инфраструктурой.
Размещение предприятий фармацевтического кластера производится на территории индустриальных парков "Ворсино", "Росва", "Грабцево", "Обнинск". На фармацевтических предприятиях кластера выпускаются более 50 наименований лекарственных средств, в стадии регистрации находятся более 10 наименования и в перспективном освоении несколько десятков лекарственных препаратов. Лекарственные средства представлены следующими группами препаратов:
- системные антибактериальные средства;
- сердечно-сосудистая система;
- центральная нервная система;
- онкология;
- кровь и органы кроветворения;
- эндокринология;
- заболевания дыхательной системы;
- пищеварительный тракт (гастроэнтерология) и метаболизм;
- заболевания костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата;
- антинеопластичные вещества и иммуномодуляторы;
- мочеполовая система и половые гормоны;
- дерматология.
Более 80% продукции Кластера приходится на готовые лекарственные средства.
Значительная часть лекарственных средств, производимых предприятиями Кластера в текущем статусе ориентирована на розничный сектор, что отображает общие тенденции российского фармацевтического рынка.
Объем реализации фармацевтической продукции Кластера в 2011 году составил более 10 млрд. рублей (включая услуги медицинских, научно-исследовательских и сервисных центров).
Ключевой компетенцией Кластера также является способность к созданию новых инновационных препаратов, которая реализуется большим количеством малых и средних инновационных компаний, специализирующихся в области разработки инновационных и оригинальных фармацевтических субстанций (ФС) и осуществляющих сопроводительный технологический и процедурный инжиниринг.
В Калужской области внедрен "Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе", подготовленный автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в партнерстве с Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".
В регионе создана нормативная правовая база, способствующая повышению инвестиционной привлекательности и стимулирующая инвестиционную деятельность, содержание которой имеет недискриминационный характер и равноприменима в отношении всех субъектов инвестиционной деятельности. Комплекс документов включает в себя:
- Закон Калужской области от 16.12.1998 N 31-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области";
- Закон Калужской области от 10.11.2003 N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций";
- Закон Калужской области от 29.12.2009 N 621-ОЗ "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области".
В данных нормативных правовых актах определены основные механизмы привлечения и поддержки инвестиций, в том числе:
- реализация кластерной стратегии для привлечения инвесторов. Ключевыми направлениями в контексте кластерной политики являются автомобилестроение, фармацевтика и логистика;
- создание индустриальных парков с готовой транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктурой для бизнеса;
- модернизация инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства;
- индивидуальный подход к размещению новых инвестиционных проектов;
- налоговые льготы для инвесторов, которые предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, распространяются на период от одного до четырех лет и зависят только от объема инвестиций, начиная со 100 млн. рублей;
- использование специально созданных институтов развития с целью оптимизации организационной структуры взаимодействия с инвесторами посредством четкого распределения обязанностей между всеми участниками инвестиционного процесса;
- личный контроль Губернатора Калужской области за разрешением вопросов, возникающих у инвесторов;
- реализация политики привлечения "сильных" инвесторов.
В Калужской области действуют структуры, представляющие "экономику знаний", ориентированные на малое и среднее предпринимательство:
- 5 бизнес-инкубаторов;
- 2 инновационно-технологических центра: региональный центр наноиндустрии и центр внедрения лазерных технологий;
- 2 центра коллективного пользования приборами и оборудованием;
- сеть трансфера технологий;
- фонд поддержки и содействия бизнесу в научно-технической сфере;
- реализуется проект создания в г. Обнинске технопарка в сфере высоких технологий и другие.
Одним из элементов создающейся областной инновационной инфраструктуры являются бизнес-инкубаторы.
Это организационные структуры, предназначенные для поддержки малых инновационных предприятий (МИП) на этапе создания и начальной стадии их развития.
В настоящее время действуют следующие бизнес-инкубаторы:
- автономная некоммерческая организация "Бизнес-инкубатор Обнинского Центра Науки и Технологий";
- автономная некоммерческая организация Калужский бизнес-инкубатор "Материалы и компоненты электроники";
- автономная некоммерческая организация "Калужский бизнес-инкубатор";
- автономная некоммерческая организация "Обнинский Бизнес Инкубатор".
В планах создание студенческих бизнес-инкубаторов при вузах, что поможет эффективной реализации их научного потенциала, решению проблем трудоустройства выпускников вузов и вовлечению молодежи в инновационные процессы.
Инновационно-технологические центры Калужской области представлены следующими организациями:
а) некоммерческое партнерство "Калужский региональный центр наноиндустрии" (НП "Наноиндустрия") (г. Обнинск). Основной целью НП "Наноиндустрия" является: объединение усилий ученых, специалистов, предпринимателей, инвесторов, местных властей, других заинтересованных организаций и структур для создания благоприятных условий разработки наноматериалов и нанотехнологий, выпуска на их основе наукоемкой продукции с высокой степенью коммерциализации и организации в регионе высокотехнологичных конкурентоспособных наноиндустриальных производств;
б) общество с ограниченной ответственностью "Центр внедрения лазерных и инновационных технологий" (ООО "ЦВЛИТ") (г. Обнинск). Основной целью ООО "ЦВЛИТ" является: создание активно действующей инфраструктуры, способствующей внедрению лазерного оборудования и лазерных технологий на предприятиях Калужского региона, а также подготовке квалифицированных кадров, способных внедрять лазерно-оптические технологии;
в) Центры коллективного пользования оборудованием позволяют создать научно-исследовательскую и материально-техническую базу, которая является общей для целого ряда малых и средних предприятий Кластера. В 2011 году в Калужской области открытым акционерным обществом "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" были созданы два Центра коллективного пользования оборудованием и прототипирования (ЦКПП) с использованием ресурсов Калужского филиала национального исследовательского университета МГТУ им. Н.Э. Баумана и Калужского лазерного инновационно-технологического центра;
г) региональная система трансфера технологий создана и развивается как часть инновационной инфраструктуры Калужской области, и сфера деятельности многих участников системы шире, чем собственно трансфер технологий и сопутствующие услуги. Региональная система трансфера технологий интегрируется в Российскую сеть трансфера технологий (RTTN), головной офис которой локализован в г. Обнинске, как на уровне рабочих контактов, так и на уровне методологии, стандартов и программной платформы. Это позволяет оказывать клиентам содействие в поиске партнеров по технологической кооперации в других регионах России (в настоящее время - более 30 регионов Российской Федерации), а также в ряде стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Молдавия) и в европейских странах (действуют международные сегменты RTTN с Францией и Великобританией, налаживается прямое взаимодействие с отдельными IRC Германии, Италии).
Уровень производственной кооперации
Продукция предприятий Кластера реализуется как на российском фармацевтическом рынке через крупных дистрибьюторов, так и при активном сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Внутрикластерная кооперация участников Кластера в сфере науки, образования и производства инновационных лекарственных препаратов осуществляется по следующим направлениям:
- ФГБУ МРНЦ Минздрава России является ядром Кластера и совместно с ИАТЭ НИЯУ МИФИ, ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпова, ФГУП "ГНЦ РФ - ФЭИ" осуществляет совместные разработки в области производства и внедрения радиологических лекарственных препаратов, методов лечения широкого спектра заболеваний с использованием радиологических медицинских технологий;
- разработка и внедрение в производство инновационных и оригинальных лекарственных препаратов. Практически все инновационные предприятия Кластера (ООО "МИР-ФАРМ", ЗАО "ОХФК", ООО "БИОН", ГК "Медбиофарм") зарекомендовали себя на российском фармацевтическом рынке как эффективные разработчики и производители активных фармацевтических субстанций, которые на определенных этапах передаются (по кооперации) крупным российским фармацевтическим компаниям. Часть из средних инновационных компаний уже имеет (ООО "МИР-ФАРМ", ЗАО "ОХФК") или вплотную подошли (ГК "Медбиофарм", ООО "БИОН") к организации собственных мощностей по производству готовых лекарственных средств (ГЛС);
- практически все малые и средние компании Кластера являются эффективными предприятиями российского рынка пищевых и биологически активных добавок;
- ряд средних компаний Кластера, представляющих интересы крупных научно-исследовательских центров Кластера в области радиомедицины (ГНЦ РФ НИФХИ им. Л.Я. Карпова, ФГУП "ГНЦ РФ - ФЭИ"), занимают ведущее положение на российским (и в некоторых случаях - на мировом) рынке медицинских радиоизотопов;
- создание Центра доклинических исследований по стандартам GLP в рамках Кластера, объединение вокруг него всех резидентов Кластера, связка с существующими и создаваемыми элементами инновационной инфраструктуры цепи разработки лекарственных препаратов в общей отраслевой инновационной системе калужского фармацевтического Кластера повлечет за собой увеличение числа качественно подготовленных заявок и инновационных разработок;
- создание центра трансфера технологий и инфраструктурного центра технологического инжиниринга позволит создать комплексную инфраструктурную площадку, осуществляющую научные и технологические сервисы.
1.5. Текущий уровень качества жизни и развития транспортной,
энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры
На протяжении последних 5 лет на территориях базирования Кластера реализуются комплексные программы федерального и регионального уровня, в том числе: "Развитие наукоградов Российской Федерации", "Развитие технопарков в Российской Федерации" (наукоград Обнинск), "Губернаторский проект по созданию индустриальных парков на территории Калужской области" (г. Калуга, Боровский район), "Развитие автостроительного кластера на территории Калужской области" (г. Калуга). Это во многом позволило отработать механизм взаимодействия с инфраструктурными монополиями, органами власти разного уровня и оперативно решать задачи с учетом перспектив роста.
Так, всегда считавшийся "энергозависимым" север области - Боровский район (технопарк Ворсино") и г. Обнинск, в результате реализации комплекса мер, в том числе по реконструкции и строительству подстанций "Мирная", "Созвездие", строительству линий электропередачи высокого напряжения, а также вводу дополнительной генерации мощностью 20,7 мВт на Обнинской ТЭЦ позволили снять вопросы по обеспечению организаций необходимыми энергетическими мощностями. Ввод в эксплуатацию в 2011 году нового энергоблока мощностью 30 мВт на Калужской ТЭЦ позволил удовлетворить потребности в энергетических ресурсах развивающуюся экономику и социальную сферу г. Калуги.
Реализация совместно с ОАО "Газпром" программы синхронизации при строительстве объектов газоснабжения позволило в полной мере обеспечить поставку природного газа для промышленных и социальных объектов территории базирования Кластера. Города Калуга и Обнинск газифицированы полностью, уровень газификации сельских территорий, расположенных в Боровском районе и являющихся перспективными территориями для развития жилищной и социальной сферы, составляет 75 процентов.
Размещение новых производств, активное межрегиональное взаимодействие и приближение границ Москвы повлечет за собой дальнейшее развитие железнодорожных и автомобильных перевозок. С учетом активных инвестиционных процессов, происходящих в области, федеральными ведомствами принято решение о кардинальной реконструкции трассы М-3 "Украина" на отрезке от границ Московской области до г. Калуги. С целью возрождения и развития грузо- и пассажиропотока воздушным транспортом реализуется комплекс мер по реконструкции аэропорта "Грабцево" в г. Калуге. На территории базирования Кластера будут созданы транспортно-логистические комплексы (г. Калуга, Боровский район).
С учетом повышения требований к условиям проживания и качеству оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечения безопасности жизнедеятельности, создания комфортных условий для проживания, а также размещения и развития на территории базирования Кластера научно-исследовательских организаций, промышленных производств, включая производства высокой степени опасности, предусматривается комплекс мероприятий, позволяющих учесть перспективу развития Кластера.
С 2012 года началась активная фаза развития комплексного жилищного строительства, включая малоэтажное, основная цель которого будет создание условий как для временного (арендуемое на время контракта), так и для постоянного проживания. Жилые комплексы будут обеспечены необходимыми инфраструктурными объектами и располагаться в удобных для подъезда местах. Планируется строительство 10 жилищных комплексов, территориально привязанных к предприятиям Кластера, с размещением не менее 37 тыс. человек. За пять лет планируется увеличить общую площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 человека с 22,5 до 25 кв. м.
На территориях развития Кластера проводится работа по приведению к нормативным требованиям автомобильных дорог, активно строятся крупные спортивные объекты, а также спортивные площадки для занятий физической культурой и спортом.
1.6. Текущий уровень организационного развития Кластера
Результаты проведенной работы по использованию кластерного подхода в развитии Калужской области показывают, что организационное развитие фармацевтического кластера в Калужской области находится на высоком уровне и присутствуют основные факторы успеха:
- наличие компаний-лидеров с четко выраженной конкурентоспособной стратегией;
- расширение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- активизация процессов по налаживанию взаимодействия промышленных компаний как между собой, так и с образовательными и исследовательскими организациями;
- создание экспертных советов на уровне региона, формирование институтов развития (специализированных маркетинговых, финансовых и прочих агентств).
В настоящее время следующие структуры занимаются вопросами развития Кластера:
- Координационный совет при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера в Калужской области (далее - Совет);
- ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" (специализированная организация);
- НП "Калужский фармацевтический кластер" (организация-координатор).
В состав Совета входят:
- Губернатор и заместители Губернатора Калужской области;
- представители министерства экономического развития Калужской области; министерства образования и науки Калужской области; министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области; министерства здравоохранения Калужской области;
- главы администраций муниципальных образований мест локализации Кластера;
- представитель ведущего научно-исследовательского и лечебного учреждения России в области ядерной медицины - ФГБУ МРНЦ Минздрава России;
- представитель кластера биомедицинских технологий Фонда развития инновационного центра "Сколково";
- представители малых, средних и крупных организаций-участников Кластера, работающих на территории области, - ООО "ШТАДА Си.Ай.Эс.", ООО "Мир-Фарм", ООО "БИОН", ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС", ООО "Научно-производственное предприятие "Медбиофарм";
- представители организаций-участников Кластера, выбравшие Калужскую область для размещения своих производств, - ЗАО "Берлин-Хеми АГ", ООО "АстраЗенека Индастриз", ООО "Ново Нордиск";
- представитель организации в сфере кластерного инновационного развития - ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области";
- представитель государственного автономного учреждения Калужской области "Агентство регионального развития Калужской области", реализующий проект создания центра подготовки кадров для фармацевтических производств.
Совет осуществляет свою деятельность в целях:
- формирования единого подхода к созданию и развитию Кластера;
- обеспечения эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Калужской области и участников Кластера;
- разработки предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов создания и развития Кластера.
Задачами Совета являются:
- участие в формировании стратегии развития Кластера;
- содействие в решении проблем, возникающих у инвесторов, реализующих проекты фармацевтической направленности в Калужской области, включая разработку предложений по решению возникших проблем;
- разработка предложений по решению вопросов кадрового обеспечения участников Кластера, в том числе подготовка рекомендаций для органов государственной власти Калужской области по реформированию образовательной базы и созданию условий для привлечения специалистов из других регионов;
- представление интересов Калужской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калужской области на федеральном уровне в области развития фармацевтики;
- оказание содействия участникам Кластера в налаживании деловых связей и создании инструментов поощрения для компаний, ориентированных на внутренний рынок Кластера, и другие.
ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" занимается формированием на территории региона инновационных кластеров и развитием технопарков в сфере высоких технологий, содействует разработке и реализации кластерных инициатив с участием органов власти, учреждений образования и науки, бизнеса и других заинтересованных лиц. С целью реализации основных задач ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" оказывает содействие развитию и внедрению на малых и средних предприятиях региона высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции на всех этапах ее жизненного цикла: от разработки (маркетинг, дизайн и прототипирование) и подготовки производства, до производства, сбыта и продвижения продукции на внутренний и внешний рынки. Задачами ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" являются:
- формирование на территории Калужской области инновационных кластеров и развитие технопарков в сфере высоких технологий;
- координация деятельности элементов Национальной инновационной системы в Калужской области;
- привлечение прямых инвестиций для развития инновационной деятельности в регионе;
- содействие в разработке и реализации кластерных проектов с участием органов власти, учреждений образования и науки, бизнеса, иных заинтересованных лиц;
- создание информационно-поисковой партнерской сети;
- содействие инновационным предприятиям и проектам, носителям идей в получении услуг в сфере маркетинга, сертификации, лицензирования, патентования, финансирования инновационных проектов, поиска партнеров и других услуг при зарождении, формировании и реализации проектов;
- взаимодействие в рамках национальной инновационной системы с институтами развития Российской Федерации ("Российская корпорация нанотехнологий", ОАО "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.) и привлечение их финансов;
- развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности, формирование инновационного имиджа Калужской области.
ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" является системным интегратором кластерных процессов в регионе, управляет инфраструктурными проектами инновационного развития и выступает в роли представителя региона в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциации инновационных регионов России, ОАО "Российская венчурная компания".
Созданное НП "Калужский фармацевтический кластер" осуществляет координацию разработки и осуществление совместных проектов, инициатив, а также информационную, маркетинговую и другую необходимую поддержку участникам Кластера. Выступает в роли координатора кооперационных проектов.
Стратегической целью НП "Калужский фармацевтический кластер" является формирование на территории локализации высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих, в рамках Кластера, инфраструктур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной фармацевтической и медицинской продукции, в соответствии с европейским стандартом GMP.
Оперативной целью деятельности НП "Калужский фармацевтический кластер" является оказание содействия в расширении возможностей научного, производственного и социального развития членов партнерства, защите их прав и законных интересов, повышении конкурентоспособности и экономического потенциала членов партнерства.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель: К 2016 году войти в тройку регионов Российской Федерации - лидеров по объему выпускаемой продукции и объему реализации новых технологий в сфере фармацевтики, биотехнологий и биомедицины.
Задачи:
- содействовать институциональному развитию Кластера;
- развивать механизмы поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций работающих в сферах фармацевтики, биотехнологий и биомедицины и содействие эффективности их взаимодействия путем создания инновационной инфраструктуры поддержки предприятий-участников Кластера;
- содействовать обеспечению формирования благоприятных условий для развития Кластера, включая меры государственной поддержки;
- содействовать обеспечению развития образовательного, научно-исследовательского и производственного кадрового потенциала путем создания специализированной образовательной инфраструктуры;
- сформировать и внедрить систему механизмов по стимулированию организации кооперационных связей среди участников Кластера.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию Программы предполагается осуществить в один этап в период с 2013 по 2016 год. Мероприятия по развитию Кластера в последующие годы в рамках Программы будут формироваться и осуществляться с учетом результатов, полученных в ходе реализации Программы с 2013 по 2016 год.
5. Ресурсное обеспечение программы *
Объем финансирования, млн. рублей (в текущих ценах) |
Объем финансирования, млн. рублей (в текущих ценах) |
Объем финансирования, млн. рублей (в текущих ценах) |
Объем финансирования, млн. рублей (в текущих ценах) |
Объем финансирования, млн. рублей (в текущих ценах) |
|||||||||||||
всего |
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||||||
Всего за счет средств субъекта |
Всего |
за счет средств субсидии из федерального бюджета |
за счет средств субъекта |
за счет внебюджетных средств |
Всего |
за счет средств субсидии из федерального бюджета |
за счет средств субъекта |
за счет внебюджетных средств |
Всего |
за счет средств субсидии из федерального бюджета |
за счет средств субъекта |
за счет внебюджетных средств |
Всего |
за счет средств субсидии из федерального бюджета |
за счет средств субъекта |
за счет внебюджетных средств |
|
1713,735 |
514,040 |
133,334 |
93,334 |
40,000 |
|
985,089 |
689,561 |
295,527 |
|
395,314 |
276,801 |
118,513 |
|
200,000 |
140,000 |
60,000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* расшифровка объемов бюджетных средств, в разрезе исполнителей Программы, представлена в разделе 9 "Описание программных мероприятий"
6. Порядок направления и основные условия использования средств
Уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 596) является министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области.
7. Описание органов исполнительной власти и организаций,
образующих инфраструктуру поддержки Кластера
7.1. Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по вопросам, отнесенным к его ведению.
Основными задачами министерства, в рамках развития Кластера, являются:
Развитие малого и среднего предпринимательства.
Развитие региональной инновационной системы. Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и разработок, выпуска конкурентоспособной инновационной продукции с целью расширения налогооблагаемой базы в Калужской области.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в части развития Кластера по:
- развитию малого и среднего предпринимательства, оказанию мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренных Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проведению единой научно-технической политики на территории Калужской области;
- взаимодействию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и другими федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Калужской области, развитием малого и среднего предпринимательства в Калужской области, реализацией проекта создания в городе Обнинске технопарка в сфере высоких технологий (технопарка "Обнинск").
7.2. Министерство экономического развития Калужской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями.
Задачами министерства, в части развития Кластера, являются:
- формирование стратегии социально-экономического развития Калужской области. Проведение региональной государственной экономической политики, в том числе в области развития промышленности, транспорта, связи и внешнеэкономических связей Калужской области. Реализация государственных программ социально-экономического развития;
- осуществление экономического анализа и прогнозирования социально-экономического развития Калужской области;
- стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности и привлечение частных инвестиций в экономику Калужской области.
7.3. Министерство образования и науки Калужской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями.
Основными задачами министерства, в части развития Кластера, являются:
- участие в выработке и реализации основных направлений единой государственной политики в сфере образования и науки на территории Калужской области, в том числе в части обеспечения в пределах своей компетенции лицензирования и государственной аккредитации;
- организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования в пределах ведения министерства;
- осуществление модернизации и информатизации образовательных учреждений Калужской области;
- создание условий для развития инновационной, научно-исследовательской деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Калужской области;
- материально-техническое обеспечение учреждений системы образования Калужской области.
7.4. ОАО "Корпорация развития Калужской области" занимается:
- развитием инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Калужской области;
- организацией финансирования инфраструктурных проектов.
Основные функции ОАО "Корпорация развития Калужской области" в части развития Кластера:
- обеспечение режима "одного окна" для инвесторов;
- содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов "под ключ";
- предоставление сервиса по строительству и сдаче в аренду помещений для реализации проектов (built-to-suit);
- обеспечение взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона.
7.5. Государственное автономное учреждение Калужской области "Агентство регионального развития Калужской области", в части развития Кластера, занимается:
- привлечением инвестиций в Калужскую область с целью развития сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сфер экономики области;
- оказанием услуг (выполнение работ) в рамках разработки и реализации стратегий, концепций социально-экономического развития Калужской области в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах экономики области;
- укреплением социальной и инвестиционной привлекательности Калужской области;
- содействием привлечения внешних инвестиций в экономику Калужской области;
- поиском потенциальных инвестиционных возможностей на территории Калужской области;
- маркетингом региона.
Основные функции:
- обеспечение режима "одного окна" для инвесторов;
- маркетинг региона (продвижение инвестиционных предложений и проектов региона в России и за рубежом);
- обеспечение взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона, разработка мер по реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.
7.6. ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" занимается формированием на территории региона инновационных кластеров и развитием технопарков в сфере высоких технологий, содействует разработке и реализации кластерных инициатив с участием органов власти, учреждений образования и науки, бизнеса и других заинтересованных лиц.
С целью реализации основных задач ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" оказывает содействие развитию и внедрению на малых и средних предприятиях региона высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции на всех этапах ее жизненного цикла: от разработки (маркетинг, дизайн и прототипирование) и подготовки производства, до производства, сбыта и продвижения продукции на внутренний и внешний рынки.
7.7. ООО "Индустриальная логистика" занимается обеспечением потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках промышленного и хозяйственного назначения, работах и услугах.
Основные функции организации, в части развития Кластера:
- разработка стратегии транспортного развития Калужской области для обеспечения интеграции транспортной системы региона в транспортную систему страны и мира;
- обеспечение развития железных дорог необщего пользования в Калужской области, привлечение для этого необходимых инвестиций;
- организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической сети в Калужской области;
- осуществление взаимодействия с таможенными органами и транспортными монополиями, оказывает всестороннюю поддержку инвесторам при планировании и оптимизации цепочек поставок.
7.8. Государственное казенное учреждение Калужской области "Дирекция технопарка "Обнинск", в части развития Кластера, осуществляет:
- комплекс мер по созданию интегрированной инфраструктуры для обеспечения деятельности наукоемких предприятий и содействию в продвижении инновационной продукции;
- оказывает консультационные услуги по разработке инновационных проектов, созданию проектных компаний и формированию стратегии вывода инновационной продукции на рынки.
8. Организация управления Программой, контроль за реализацией
мероприятий, состав и сроки предоставления отчетности
об исполнении Программы
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации - министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области, который:
- ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов всего и, в том числе, по источниками финансирования, отчетную информацию об использовании бюджетных средств;
- осуществляет до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального и регионального бюджетов, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
- готовит ежегодный отчет о ходе выполненных программных мероприятиях, осуществляет оценку результативности Программы до 30 числа последнего месяца квартала, следующего за отчетным.
Результативность использования бюджетных средств определяется на основе показателей результативности реализации Программы (пункт 10 настоящей Программы).
9. Описание программных мероприятий
|
Мероприятие |
Содержание |
Цель |
Исполнители |
Сроки |
Объемы финансирования, млн. руб. |
||
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
||||||
Развитие на территории, на которой расположен территориальный Кластер объектов инновационной и образовательной инфраструктуры | ||||||||
1. |
Приобретение оборудования для оснащения инжинирингового центра фармацевтики, медицины и биотехнологий |
Осуществление закупки высокотехнологического исследовательского оборудования |
Обеспечение специализированными услугами компаний, участников кластера, по подготовке и выведению на рынок новых видов продуктов и услуг |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; ГКУ Калужской области "Дирекция технопарка "Обнинск" (по согласованию) |
2013 |
110,000 |
77,000 |
33,000 |
2. |
Строительство и оснащение здания административно-хозяйственного комплекса - инжинирингового центра в технопарке Обнинск |
Проведение строительных работ по строительству объекта инфраструктуры, включающего в себя помещения для размещения регионального инжинирингового центра, бизнес-инкубатора для фармкомпаний. |
Создание объекта инфраструктуры с концентрацией компетенций и высокотехнологического оборудования для отработки новых технологий и адаптации к организации мелко-серийного и серийного производства по международным стандартам |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; министерство строительства и ЖКХ Калужской области; ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" (по согласованию) |
2014 2015 |
541,755 247,097 |
379,228 172,968 |
162,527 74,129 |
3. |
Строительство и оснащение Центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге (ИП "Грабцево") |
Строительство центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге |
Обеспечение фармпроизводителей региона квалифицированными кадрами для работы на современных GMP-производствах |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; министерство экономического развития Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство строительства и ЖКХ Калужской области; ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" (по согласованию) |
2014 |
260,000 |
182,000 |
78,000 |
4. |
Развитие на территории, на которой расположен Кластер, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры |
Приобретение высокотехнологического аналитического и исследовательского оборудования для оснащения образовательной и инновационной инфраструктуры региона |
Приобретение обучающимися навыков работы на современном аналитическом и исследовательском оборудовании. Организация дуального образования |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; ГКУ Калужской области "Дирекция технопарка Обнинск" (по согласованию) |
2014 2015 |
100,000 100,000 |
70,000 70,000 |
30,000 30,000 |
5. |
Создание в г. Калуге технологического парка для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере разработки и производства фармацевтической, биомедицинской и биотехнологической продукции |
Приобретение здания в г. Калуге в собственность субъекта Российской Федерации; разработка проектно-сметной документации для проведения реконструкции/капитального ремонта; проведение реконструкции/капитального ремонта; закупка и размещение в здании центра коллективного пользования оборудования. |
Объединить разработчиков новых видов продукции для обеспечения эффективного взаимодействия и обмена технологиями; создать условия для образования проектных команд из числа компаний-разработчиков в соответствии со специализацией проектов; сократить сроки проведения НИОКР и обеспечить рост количества коммерциалируемых инновационных проектов. |
Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области; министерство строительства и ЖКХ Калужской области; ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" (по согласованию) |
2014 2015 2016 |
50,000 15,000 200,000 |
35,000 10,500 140,000 |
15,000 4,500 60,000 |
Обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера | ||||||||
6. |
Обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера |
Материальное поощрение работников специализированной организации; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников кластера; разработка и содействие реализации проектов развития Кластера: реализация комплекса мероприятий по созданию межрегионального центра "Инновационные платформы лабораторной диагностики", реализуемой совместно с министерством здравоохранения Калужской области, НП "Калужский фармацевтический кластер" и ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС" |
Обеспечение деятельности единого центра компетенций по созданию условий для реализации новых проектов участников Кластера и коммерциализации новых видов продуктов и услуг |
Министерство развития информационного общества и инноваций КО; ОАО "Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" (по согласованию); ГКУ КО "Дирекция технопарка "Обнинск" (по согласованию) |
2013 2014 2015 |
23,334 33,334 33,334 |
16,334 23,334 23,334 |
7,000 10,000 10,000 |
Сводный перечень программных мероприятий по направлениям развития Кластера, вошедший в главу 4 настоящей Программы.
N |
Наименование мероприятия |
Цель мероприятия |
Раздел 1. Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере | ||
1.1. |
Организация взаимодействия участников Кластера с институтами развития, венчурными фондами, институтами инновационной инфраструктуры. |
Формирования информационного поля и реализация кластерных проектов в институтах развития. |
1.2. |
Создание и обеспечение функционирования инжинирингового центра фармацевтики, медицины и биотехнологий. |
Обеспечение специализированными услугами компаний, участников Кластера, по подготовке и выведению на рынок новых видов продуктов и услуг. |
1.3. |
Создание специализированного центра доклинических исследований на базе ФГБУ МРНЦ Минздрава России. |
Разработка инновационных лекарственных средств и обеспечение проведения доклинических исследований на уровне международных требований и опытного производства с последующим его масштабированием. |
1.4. |
Развитие сотрудничества с ведущими зарубежными и отечественными биофармацевтическими кластерами. |
Расширение компетенций Кластера и реализация совместных проектов с адаптацией к международным стандартам. |
1.5. |
Реализация региональной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе участников Кластера. |
Обеспечение активного роста региональных компаний-лидеров. |
1.6. |
Строительство здания административно-хозяйственного комплекса- инжинирингового центра в технопарке "Обнинск". |
Создание объекта инфраструктуры с концентрацией компетенций и высокотехнологического оборудования для отработки новых технологий и адаптации к организации мелко-серийного и серийного производства по международным стандартам. |
1.7. |
Создание в г. Калуге технологического парка для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере разработки и производства фармацевтической, биомедицинской и биотехнологической продукции. |
Объединить разработчиков новых видов продукции для обеспечения эффективного взаимодействия и обмена технологиями. Создать условия для образования проектных команд из числа компаний-разработчиков в соответствии со специализацией проектов. Сократить сроки проведения НИОКР и обеспечить рост количества коммерциализуемых инновационных проектов. |
Раздел 2. Развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров | ||
2.1. |
Строительство и оснащение Центра подготовки кадров для фармацевтических производств в г. Калуге (ИП "Грабцево"). |
Обеспечение фармпроизводителей региона квалифицированными кадрами для работы на современных GMP-производствах. |
2.2. |
Создание научно-образовательного центра КГУ им. К.Э. Циолковского "Инновационная биофармацевтика". |
Сокращение дефицита высококвалифицированных кадров на предприятиях фармпромышленности. |
Раздел 3. Развитие производственного потенциала и производственной кооперации | ||
3.1. |
Привлечение в региональные индустриальные парки инвесторов - потенциальных участников Кластера. |
Расширение компетенций Кластера, развитие кооперационных связей участников Кластера. |
3.2. |
Проведение конгресс-форумных мероприятий для поиска потенциальных поставщиков и партнеров Кластера. |
Расширение компетенций Кластера, развитие кооперационных связей участников Кластера. |
3.3. |
Создание и обеспечение деятельности региональной инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса. |
Реализация новых проектов и обеспечение роста объема инновационной продукции в сфере медицины, фармацевтики и биотехнологий. |
Раздел 4. Развитие инфраструктуры Кластера | ||
4.1. |
Создание индустриального логистического парка "Ворсино". |
Обеспечение участников Кластера необходимой транспортной и складской инфраструктурой. |
4.2. |
Создание специализированной инфраструктуры по утилизации медицинских отходов. |
Обеспечение экологичности производства и проводимых исследований. |
Раздел 5. Организационное развитие Кластера | ||
5.1. |
Материальное поощрение работников специализированной организации. |
Сохранение в специализированной организации высокопрофессиональных кадров. |
5.2. |
Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников Кластера. |
Формирование компетенций среди участников Кластера для выработки и реализации согласованных действий по развитию Кластера. |
5.3. |
Реализация комплекса мероприятий по созданию межрегионального центра "Инновационные платформы лабораторной диагностики", реализуемого совместно с министерством здравоохранения Калужской области, НП "Калужский фармацевтический кластер" и ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС". |
Разработка и содействие реализации проектов развития Кластера. |
5.4. |
Содействие организациям-участникам Кластера в выводе на рынок новых продуктов, развития кооперации в научно-технической сфере. |
Обеспечение вывода новых продуктов и услуг на рынок с увеличением объемов реализуемой инновационной продукции. |
Раздел 6. Меры по совершенствованию государственной поддержки и формированию благоприятных условий деятельности Кластера | ||
6.1. |
Предоставление налоговых преференций для производителей в сфере медицины, биотехнологий и биофармацевтики. |
Появление новых инвесторов, компаний в сфере производства медицинских, био- и фармпрепаратов. |
6.2. |
Реализации на территории области региональных программ по поддержке инновационного бизнеса, включающих предоставление субсидий, грантов, банковских поручительств. |
Ускорение роста компаний, реализующих инновационные проекты. |
6.3. |
Обеспечение деятельности специализированной инфраструктуры по поддержке инновационного бизнеса. |
Сокращение времени выведения новых продуктов на коммерческие рынки. |
10. Порядок и критерии оценки эффективности
реализации мероприятий Программы
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1. Численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью |
30 |
40 |
50 |
50 |
2. Рост средней заработной платы работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью (% к уровню предыдущего года) |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих 2 лет (% к уровню предыдущего года) |
10 |
20 |
20 |
20 |
4. Рост объема инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций (% к уровню предыдущего года) |
10 |
20 |
20 |
20 |
5. Рост выработки на одного работника организаций-участников (% к уровню предыдущего года) |
10 |
10 |
10 |
10 |
6. Рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (% к уровню предыдущего года) |
10 |
30 |
30 |
30 |
7. Рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке деятельностью (% к уровню предыдущего года) |
5 |
5 |
5 |
5 |
<< Назад |
>> 4. Основные разделы мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Калужской области от 20 сентября 2013 г. N 488 "О программе развития инновационного кластера... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.