Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Молодежь города Обнинска"
(утв. постановлением Администрации г. Обнинска
Калужской области
от 30 декабря 2013 г. N 2406-п)
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Молодежь города Обнинска"
1. Общая характеристика сферы реализации ВЦП
Важнейшим фактором устойчивого развития города, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная муниципальная молодежная политика, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности органов муниципальной власти, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития города, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к возрасту социальной ответственности.
Характеризуя проблематику, которая определяет основные направления активности молодежи, следует выделить две группы проблем: личностные, которые ставят перед собой сами молодые люди (самопознание, идентификация себя в обществе, саморазвитие, профессиональное самоопределение) и проблемы социализации молодежи в обществе (необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств).
Необходимо обеспечивать молодежь определенными ресурсами (временными, экономическими, информационными, образовательными и т.п.) по решению указанных проблем. Тем самым обеспечивается жизнеспособность молодых поколений, их самосохранение, развитие как целостного социально-исторического субъекта. На решение данных проблем ориентирована данная ведомственная целевая Программа как инструмент реализации молодежной политики на всех уровнях. От того, какова позиция молодежи в современной жизни, от активности и уверенности молодых людей в завтрашнем дне зависит темп социально-экономического развития города Обнинска, Калужской области и России в целом.
С 2011 года в городе Обнинске принята и реализуется долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи города Обнинска 2011-2015 гг". Создана основа для достижения целей по воспитанию у молодых жителей города Обнинска потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сформирован комплекс традиционных мероприятий и проектов, пользующихся широкой популярностью в молодежной среде и представляющих значимые результаты в решении поставленных задач. В настоящее время имеются необходимые социальные предпосылки для программного закрепления положительных тенденций.
К целевой социальной группе "молодежь" относится население города в возрасте от 14 до 30 лет, при этом по общности интересов условно выделяются следующие возрастные подгруппы: 14-16 лет - старшеклассники; 17-21 год - студенческая молодежь; 22-30 лет - работающая молодежь. По численности данная группа в 2012 году составляет 28, 6% от общей численности городского населения. Необходимо отметить, что с 2009 года наблюдается ежегодное сокращение численности данной группы: 2009 - 29,4%, 2010 - 29,2%, 2011 - 29,0%. Наряду с демографическими факторами снижение численности группы "молодежь" объясняется оттоком молодежи в ближайшие регионы в поисках более высокооплачиваемых мест работы и более комфортных условий проживания.
В городе Обнинске как наукограде наблюдается тенденция престижности высшего образования. Так, из числа горожан в возрасте 15 лет и старше профессиональное образование имеют почти 70% (высшее, включая послевузовское, среднее и начальное). Высшее образование имеют более 33% населения трудоспособного возраста. В то же время в городе наблюдается дефицит инженерных кадров и специалистов рабочих профессий. Прием в учреждения среднего и начального профессионального образования в последние годы составляет 800 человек. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования и в средне-специальном отделении ИАТЭ НИЯУ МИФИ на начало 2012-2013 учебного года образование получали 2,0 тысячи учащихся.
Это подчеркивает необходимость проведения целенаправленной работы с молодежью в сфере осознанного выбора профессии, а также повышения информированности о наиболее востребованных специальностях в экономике города и перспективах построения карьеры. Данную задачу возможно эффективно решать при взаимодействии различных ведомств и организаций города.
В городе активно действуют молодежные организации и объединения, сформированные по интересам, политическим, социальным и профессиональным задачам. В предыдущий период в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, ориентированных на работу с молодежью, организовано более 70 мероприятий по направлениям:
- военно-патриотическое;
- духовно нравственное;
- историко-патриотическое;
- спортивно-патриотическое.
- организационно-методическое.
Формы работы с молодежью города определяются с учетом интересов и мнения молодежи. Среди наиболее эффективных и распространенных мероприятий можно отметить круглые столы, фестивали художественного и исполнительского творчества молодежи, школа КВН, летний лагерь школьного актива, городские слеты (летний и зимний), слет студенческой молодежи и другие мероприятия. За последний год в молодежных городских мероприятиях приняли участие около 11 тыс. человек.
В последнее время большое внимание уделяется развитию добровольческого движения в городе. Работа волонтеров востребована в различных социально значимых направлениях. Например, содействие развитию донорского движения, обучение компьютерной грамотности людей старшего поколения, создание условий для социализации молодых людей с ограниченными возможностями, забота о пожилых людях и другие. Основной задачей развития добровольческого движения является увеличение численности группы социально активных молодых людей и внедрение новых направлений работы волонтеров. Основным центром развития молодежной активности в городе Обнинске является МБУ "Обнинский молодежный центр" (МБУ "ОМЦ").
МБУ "ОМЦ" осуществляет работу с категорией населения в возрасте от 14 до 30 лет, а также взаимодействует с общественными объединениями, деятельность которых направлена на работу с данной категорией граждан.
На базе учреждения проводится работа по организации городских культурно-массовых и спортивных мероприятий, регулярно организовываются рабочие, консультационные семинары, выставки, а также реализуются различные формы исследовательской, аналитической и проектной деятельности в области молодежной политики.
В работе с молодежью в настоящее время задействованы, в основном, специалисты с высшим образованием, ориентированные на применение современных форм организации работы и технических средств.
Однако, следует отметить, что работа с молодежью требует наличия широких знаний из области молодежной политики, организации и методов работы с молодежью, организации образования, педагогики, психологии, знание принципов консультирования и основ управления. Организация и проведение мероприятий предполагают умение работать в команде, развитые организаторские и ораторские способности. Специалисты по работе с молодежью должны быть в курсе реальной жизни молодежи и местных условий, быть способными оценивать ситуацию и потребности и уметь применять подходящие для работы методы. Кроме того, они должны знать, как обеспечить безопасность и уметь действовать в кризисной ситуации. Это выдвигает необходимость построения системы повышения квалификации специалистов по работе с молодежью.
Вместе с тем, следует отметить необходимость укрепления и развития материально-технической базы и инфраструктуры сферы реализации молодежной политики, что обусловлено развитием потребностей и интересов молодежи города.
2. Цели, задачи и обоснование ВЦП
Цели ВЦП:
1) создание условий для реализации социальной активности молодежи города Обнинска;
2) развитие творческого, спортивного, научно-технического потенциала молодежи;
3) создание благоприятных условий для закрепления молодежи в городе.
Обоснование выбора целей и задач ВЦП.
При формировании ВЦП учтены тенденции, существующие и возникающие в городской молодежной среде, среди которых следует отметить стремление к:
- получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему получить гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;
- самостоятельности и финансовой независимости от родителей;
- получению (датируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в городских программах;
- самостоятельному решению своих проблем внутри образовательных учреждений, в рамках реализации своей общественной деятельности;
- информированности о возможностях дополнительного заработка;
- освоению новых знаний на основе современных образовательных технологий;
- сохранению здоровья молодежи;
- общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи и сети Интернет;
- развитию и совершенствованию своих лидерских способностей, к самореализации в различных областях жизнедеятельности города, в том числе на муниципальной службе.
Цели ВЦП достижимы путем решения программных задач, в обоснование которых заложен комплекс мероприятий и эффективных форм работы с молодежью, соответствующих ее интересам и потребностям.
1. Создание условий для развития профессиональных и социально значимых навыков молодежи в области здорового образа жизни, образования, науки, культуры, туризма и краеведения, трудовых отношений.
Для закрепления молодежи в городе Обнинске и более эффективного использования ее потенциала в целях развития города как наукограда в Программе предусмотрен комплекс мероприятий:
1.1. В области развития профессиональных компетенций молодежи предусмотрена поддержка и формирование установок на получение образования, повышение социального статуса, образованности в ходе осуществления следующих основных мероприятий:
- поддержка образовательных проектов и программ, новых форм методов обучения;
- проведение встреч руководителей вузов и ссузов, представителей органов власти города Обнинска, лидеров молодежных организаций со студентами и абитуриентами;
- реализация образовательных программ, в том числе и выездных, для молодежного актива;
- поддержка научного и прикладного творчества молодежи, личных достижений молодых людей в различных областях.
1.2. В области сохранения здоровья молодежи предусмотрено развитие следующих направлений:
- пропаганда здорового образа жизни и ценности собственного здоровья;
- развитие молодежного спорта, как нормы и стиля жизни современной молодежи;
- организация соревнований по популярным в молодежной среде, в том числе по нетрадиционным и экстремальным видам спорта;
- проведение мероприятий по социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья, и людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1.3. В области занятости предусмотрена активизация работы по обоснованному выбору профессии и вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, включая трудовую адаптацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Важной составляющей является принятие мер по формированию и развитию молодежно-студенческих отрядов в целях практического использования социального, трудового и творческого потенциала молодежи.
1.4. В области кадрового обеспечения молодежной политики предполагается внедрение форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования:
- проведение стажировок и учебы молодежного актива;
- организация профориентационных мероприятий, тренингов, конференций и семинаров для учащейся молодежи;
- организация тренингов, конференций, семинаров и конкурсов профессионального мастерства среди работающей молодежи.
1.5. В области информационного сопровождения молодежной политики предусмотрено формирование единого информационного пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволит:
- повысить эффективность выполнения функций по ведению реестра молодежных организаций и объединений;
- повысить качество проведения информационного мониторинга процессов реализации молодежной политики.
1.6. В области досуга, развития культурной среды, инфраструктуры для молодежи предусмотрены мероприятия по обеспечению созидательной направленности молодежного отдыха:
- развитие молодежных традиций, проведение конкурсов, фестивалей и других праздников;
- развитие инфраструктуры для реализации молодежными организациями собственных проектов;
2. Содействие воспитанию патриотизма, повышение гражданской ответственности, уважения к истории города Обнинска, Калужской области, России.
В молодежной среде проявляются следующие негативные влияния: искажение реальных фактов истории, внедрение стереотипов асоциального поведения, нагнетание социальных межнациональных противоречий, навязывание стандартов субкультуры, вовлечение молодежи в политический экстремизм, равнодушное отношение к вредным привычкам.
В рамках противодействия негативным тенденциям и в целях повышения патриотизма и гражданской ответственности в Программе предусмотрены следующие формы работы с молодежью:
- организация мероприятий, посвященных памятным событиям истории России, Калужской области и города Обнинска;
- комплекс мероприятий по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, включая работу с воинскими частями и подразделениями;
- поддержка движения молодежных экологических отрядов, трудовых экологических лагерей;
- организация тематических выставок художественного, декоративно-прикладного творчества, фото и киноискусства силами учащихся, студентов вузов и средних учебных заведений, работающей молодежи;
- проведение дискуссионных клубов и "круглых столов" по актуальным вопросам в молодежной среде.
3. Поддержка социальной и инновационной активности молодежи, молодежных инициатив.
В Программе предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение условий для развития молодежной самодеятельности, а также сотрудничества и взаимодействия молодежных объединений:
- формирование молодежного лидерского потенциала;
- создание банка молодежных инициатив и формирование условий для их реализации;
- предоставление имеющейся городской материально-технической базы для поддержки проектов молодежных объединений и организаций;
- стимулирование активности участия молодежи в городских программах.
4. Организационно-методическая работа по обеспечению эффективной молодежной политики.
Для повышения эффективности работы с молодежью Программой предусмотрен комплекс мер по совершенствованию материально-технической базы и развитию условий ее предоставления молодежным объединениям, а также мероприятия по повышению квалификации специалистов сферы молодежной политики.
Таким образом, в Программе сделан акцент на объединение усилий различных ведомств и организаций для решения задач, основанных на самоорганизации и самодеятельности молодежи.
Содержание ВЦП предполагает возможность вариативности мероприятий, сохраняя основную направленность, что позволяет выдерживать преемственность в реализации мероприятий, дающих ощутимые результаты, и определяет наиболее продуктивные из них. Отбор мероприятий планируется проводить с учетом мнения молодежи.
3. Перечень мероприятий ВЦП
Наименование задачи |
Срок реализации |
Объем расходов на реализацию, тыс. рублей |
Показатели результативности деятельности |
||||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора |
||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||||||
Задача 1. 1. Создание условий для развития профессиональных и социально значимых навыков молодежи в области здорового образа жизни, образования, науки, культуры, туризма и краеведения, трудовых отношений. |
Снижение уровня безработицы среди молодежи, из количества обратившихся за содействием в поиске подходящей работы |
% |
23% |
16% |
10% |
||||
Количество молодых людей принимающих участие в добровольческой деятельности |
чел. |
600 |
650 |
725 |
|||||
Количество молодежи, в том числе и с ограниченными возможностями участвующей в региональных, межрегиональных, всероссийских, международных проектах, программах, конкурсах и мероприятиях. |
чел. |
88 |
98 |
110 |
|||||
1.1 Организация профориентационных мероприятий среди молодежи (Встречи со специалистами, ярмарки вакансий, тренинги, семинары, деловые игры по развитию профессионально значимых компетенций молодежи, выпуск специализированных информационных материалов). |
В течение периода реализации ВЦП |
200 |
210 |
220 |
|
|
|
|
|
1.2 Мероприятия, по поддержке и развитию добровольческого движения, в т.ч. молодежных отрядов охраны общественного порядка и добровольных пожарных дружин. |
В течение периода реализации ВЦП |
180 |
190 |
200 |
|
|
|
|
|
1.3 Содействие занятости молодежи города Обнинска |
В течение периода реализации ВЦП |
- |
2 000 |
2 000 |
|
|
|
|
|
1.4. Информационное сопровождение молодежных мероприятий в СМИ, Интернете и реализация проекта "Школа молодых журналистов" |
В течение периода реализации ВЦП |
110 |
120 |
130 |
|
|
|
|
|
1.5 Реализация мероприятий, направленных на социализацию и адаптацию молодых людей с ограниченными возможностями (формирование профессиональных компетенций, обеспечение участия в региональных и федеральных конкурсах и т.д.) |
В течение периода реализации ВЦП |
150 |
155 |
160 |
|
|
|
|
|
Всего по задаче 1 |
6025 |
640 |
2675 |
2710 |
|
|
|
|
|
Задача 2. 2. Содействие воспитанию патриотизма, повышение гражданской ответственности, уважения к истории города Обнинска, Калужской области, России. |
Численность молодежи, участвующей в социально значимых проектах общественных молодежных формирований. |
чел. |
12 100 |
13 200 |
14 300 |
||||
Количество молодых людей (добровольцев), вовлеченных в подготовку и проведение мероприятий. |
чел. |
378 |
420 |
540 |
|||||
2.1 Комплекс мероприятий, посвященных памятным событиям прошлого России, Калужской области и города Обнинска, а также мероприятия посвященные государственной символике. ("Бессмертный полк", "Вахта памяти", "Я помню, я горжусь", "Спасибо за жизнь" и др.) |
В течение периода реализации ВЦП |
170 |
180 |
190 |
|
|
|
|
|
2.2 Проведение досугово-просветительских мероприятий, направленных на сохранение и приумножение традиций и культуры, развитие межнациональных отношений. |
В течение периода реализации ВЦП |
60 |
65 |
70 |
|
|
|
|
|
2.3 Организация и проведение городских молодежных слетов (зимний и летний) |
В течение периода реализации ВЦП |
400 |
420 |
440 |
|
|
|
|
|
2.4 Организация и проведение студенческого молодежного слета |
В течение периода реализации ВЦП |
80 |
90 |
100 |
|
|
|
|
|
2.5 Проведение спартакиад среди различных групп молодежи, молодежных соревнований по популярным дворовым, уличным и экстремальным видам спорта |
В течение периода реализации ВЦП |
120 |
130 |
140 |
|
|
|
|
|
2.6 Организация туристско-краеведческих мероприятий в формате городского ориентирования, формирование туристских маршрутов, велопробеги. |
В течение периода реализации ВЦП |
50 |
55 |
60 |
|
|
|
|
|
Всего по задаче 2 |
2820 |
880 |
940 |
1000 |
|
|
|
|
|
Задача 3. Поддержка социальной и инновационной активности молодежи, молодежных инициатив |
Количество молодежных клубных объединений (в т.ч. клубов молодых семей) |
ед. |
18 |
24 |
30 |
||||
Количество молодежных инициативных проектов (в т.ч. инновационных), направленных на социально-экономическое развитие города |
ед. |
15 |
19 |
22 |
|||||
3.1 Создание и ведение городского реестра молодежных организаций. |
В течение периода реализации ВЦП |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
3.2 Поддержка и координация молодежных организаций и объединений по проведению досуговых, военно-патриотических и спортивных мероприятий для различных групп молодежи |
В течение периода реализации ВЦП |
150 |
160 |
170 |
|
|
|
|
|
3.3 Организация и проведение Городской школьной лиги КВН. |
В течение периода реализации ВЦП |
100 |
105 |
110 |
|
|
|
|
|
3.4 Организация городских молодежных мероприятий, в том числе конференций,конкурсов, творческих и спортивных фестивалей |
В течение периода реализации ВЦП |
500 |
520 |
540 |
|
|
|
|
|
Всего по задаче 3 |
2355 |
750 |
785 |
820 |
|
|
|
|
|
Задача 4. Организационно-методическая работа по обеспечению эффективной молодежной политики |
Количество посетителей сайта "Обнинский молодежный портал" www.omc40.ru |
чел |
4 500 |
6 700 |
8 750 |
||||
Количество мероприятий проведенных МБУ "ОМЦ" |
ед. |
18 |
22 |
25 |
|||||
4.1 Обучение и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью |
В течение периода реализации ВЦП |
100 |
105 |
110 |
|
|
|
|
|
4.2 Реализация молодежной политики в г. Обнинске. |
В течение периода реализации ВЦП |
6100 |
6985 |
7400 |
|
|
|
|
|
4.3 Развитие и укрепление материально-технической базы МБУ "ОМЦ" |
В течение периода реализации ВЦП |
2100 |
1700 |
1700 |
|
|
|
|
|
4.4 Проведение организационно-методических мероприятий по совершенствованию работы с молодежью |
В течение периода реализации ВЦП |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
Всего по задаче 4 |
26600 |
8400 |
8890 |
9310 |
|
|
|
|
|
Итого: |
37800 |
10670 |
13290 |
13840 |
|
|
|
|
|
4. Механизм реализации ВЦП
Управление Программой и общая координация программных мероприятий осуществляется Управлением культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска.
Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска ежегодно в установленные сроки уточняет объемы средств, необходимых для реализации мероприятий ВЦП в очередном финансовом году и плановом периоде, и представляет в Управление финансов города Обнинска необходимые документы.
Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличием выделенных финансовых средств.
Ответственными исполнителями ВЦП являются:
- отдел по делам молодежи Управления культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска;
- МБУ "ОМЦ".
Отдел по делам молодежи Управления культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска осуществляет функции тактического и оперативного управления процессом реализации ВЦП, координирует деятельность молодежных объединений для повышения эффективности и качества мероприятий.
МБУ "ОМЦ" выполняет функции ресурсного центра общественных молодежных объединений, а также функции организатора городских молодежных мероприятий и координатора участников программных мероприятий.
Ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, Управление культуры и молодежной политики Администрации города Обнинска готовит отчет о выполнении ВЦП с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации ВЦП, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов ВЦП от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию ВЦП.
Финансовое обеспечение ВЦП предусматривает использование средств городского бюджета. Общая сумма средств на реализацию программных мероприятий составляет 37 800 тыс. рублей, в том числе:
2014 г. - 10 670 тыс. рублей,
2015 г. - 13 290 тыс. рублей,
2016 г. - 13 840 тыс. рублей.
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ВЦП из бюджета, ежегодно уточняются после принятия решения Обнинского городского Собрания о бюджете города Обнинска на очередной финансовый год и на плановый период, а также при внесении изменений в бюджет города.
5. Ожидаемые результаты ВЦП
Основной общественно значимый результат настоящей ВЦП - наращивание "человеческого капитала". Выполнение мероприятий ВЦП приведет к росту потребления качественных услуг в области молодежной политики, стабилизирующих общественные отношения, что является значимым социальным результатом.
Экономический эффект ВЦП будет достигнут, во-первых, за счет снижения числа безработных молодых людей и, во-вторых, за счет повышения продуктивности занятости талантливой молодежи, реализующей социально значимые, творческие и инновационные проекты. Также возможен экономический эффект в виде повышения эффективности использования бюджетных ресурсов молодежной политики - за счет устранения дублирования и обеспечения координации деятельности различных ведомств.
Программа позволит создать условия для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодежи города Обнинска.
Реализация мероприятий ВЦП будет способствовать увеличению количества:
- Молодых людей (добровольцев), вовлеченных в подготовку и проведения мероприятий, в 1,8 раза;
- Молодежи, участвующей в социально значимых проектах общественных молодежных формирований, в 1,3 раза;
- посетителей сайта "Обнинский молодежный портал" www.omc40.ru в 2,5 раза;
- молодежных клубных объединений (в т.ч. клубов молодых семей) в 2,7 раза;
- молодежи, участвующей в межрегиональных, всероссийских, международных проектах, программах, конкурсах и мероприятиях, в 1,3 раза;
- молодежных инициативных проектов (в т.ч. инновационных), направленных на социально-экономическое развитие города, в 2 раза.
- количество мероприятий, проведенных МБУ "ОМЦ", в 1,4 раза.
- количество молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в 1,5 раза.
А также будет способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, из количества обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в 1,2 раза.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Обнинска Калужской области от 30 декабря 2013 г. N 2406-п "Об утверждении ведомственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.