Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калужской области от 5 ноября 2014 г. N 640 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 26 июля 2013 г. N 380
Государственная программа Калужской области
"Оказание содействия добровольному переселению
в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом
16 сентября, 1 ноября, 18, 31 декабря 2013 г., 5 ноября 2014 г., 8 июня 2015 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 8 июня 2015 г. N 299 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
государственной программы Калужской области
"Оказание содействия добровольному переселению
в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом
N п/п |
Наименование Программы |
Государственная программа Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа) * |
|||||||
1. |
Заказчик-координатор Программы |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года - министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области) |
|||||||
2 |
Заказчики Программы |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года - министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области), министерство сельского хозяйства Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области |
|||||||
3. |
Разработчик Программы |
Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области |
|||||||
4. |
Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 11.10.2012 N 106-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013-2015 годы) |
|||||||
5. |
Дата согласования Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 1266-р |
|||||||
6. |
Уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области, ответственный за реализацию Программы |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года - министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области) (далее Уполномоченный орган) |
|||||||
7 |
Цель Программы |
Стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников* на постоянное место жительства в Калужскую область |
|||||||
8. |
Задачи Программы |
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (увеличение миграционного притока населения Калужской области). 2. Регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики Калужской области кадрами необходимых профессий и уровня образования, а также миграционного замещения естественной убыли населения; увеличение численности трудовых ресурсов Калужской области. 3. Оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных услуг участникам Программы и членам их семей. |
|||||||
9. |
Целевые индикаторы и показатели (основные показатели эффективности Программы) |
Наименование показателя |
Значение по годам |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
9.1 |
|
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 10.03.2009 N 262, от 30.06.2009 N 716, от 12.01.2010 N 60, от 14.09.2012 N 1289, от 11.07.2013 N 621, от 04.04.2014 N 201, от 01.07.2014 N 483, от 25.07.2014 N 531) (далее - Государственная программа), и членов их семей, прибывших в Калужскую область и зарегистрированных в Управлении Федеральной миграционной службы по Калужской области (далее - УФМС России по Калужской области) |
5120 |
8500 |
7100 |
||||
Из них: |
|
|
|
||||||
по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область" |
4630 |
8420 |
6200 |
||||||
по проекту переселения "Сельское хозяйство" |
200 |
15 |
500 |
||||||
по проекту переселения "Образование" |
240 |
40 |
300 |
||||||
по проекту переселения "Объекты туриндустрии" |
50 |
25 |
100 |
||||||
9.2. |
|
Доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий |
70 |
80 |
90 |
||||
10. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года - министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области), министерство сельского хозяйства Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области |
|||||||
11. |
Этапы и сроки реализации Программы |
Общий срок реализации Программы - 2013-2015 годы в один этап |
|||||||
12. |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Нормативное правовое обеспечение реализации Программы. 2. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Содействие временному и постоянному жилищному обустройству участников Государственной программы. 4. Выплата единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области. 5. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Сельское хозяйство" и создавшим крестьянское (фермерское) хозяйство либо зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя, видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области. 6. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Образование", обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области. 7. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, трудоустроенным на объекты туристской индустрии, прибывшим по проекту переселения "Объекты туриндустрии", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области. 8. Информационное обеспечение реализации Программы. 9. Мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы. Проведение социологических исследований среди соотечественников по вопросам реализации Программы. 10. Техническое обеспечение рабочих мест в Уполномоченном органе и центрах занятости населения городов и районов Калужской области для сопровождения Программы (обеспечение изготовления и приобретение информационных стендов, техники, оборудования, расходных материалов, канцелярских товаров). 11. Обеспечение оказания бесплатной плановой первичной медико-санитарной и специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи (далее - бесплатная плановая медицинская помощь) участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы до получения ими разрешения на временное проживание. |
|||||||
13 |
Объемы и источники финансирования Программы |
тыс. руб. |
|||||||
Источник финансирования |
Всего |
В том числе по годам: |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
Областной бюджет <*> |
15667,0 |
2732,5 |
5669,5 |
7265,0 |
|||||
Федеральный бюджет <**> |
22538,4 <***> |
|
22538,4 |
|
|||||
Итого |
38205,4 |
2732,5 |
28207,9 |
7265,0" |
|||||
<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются при принятии закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <**> На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Калужской области в соответствии с соглашениями, заключаемыми между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Правительством Калужской области, о предоставлении в текущем году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, по состоянию на 1 января текущего года. <***> В соответствии с соглашением между Министерством регионального развития Российской Федерации и Правительством Калужской области о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам реализации по состоянию на 1 января 2014 года региональной программы переселения от 18.06.2014 N 176 из федерального бюджета бюджету Калужской области предоставлена субсидия в размере 22538,4 тыс. рублей. | |||||||||
14. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы в 2013-2015 годах предполагается: 1. Обеспечить переселение на территорию Калужской области 20720 соотечественников, из них: 10467 участников Государственной программы и 10253 члена их семей, в том числе по годам: 2013 год - 5120 соотечественников (2900 участников Государственной программы и 2220 членов их семей); 2014 год - 8500 соотечественников (4037 участников Государственной программы и 4463 члена их семей); 2015 год - 7100 соотечественников (3530 участников Государственной программы и 3570 членов их семей). 2. Обеспечить трудовыми ресурсами организации Калужской области за счет привлечения на постоянное место жительства 19250 соотечественников по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в том числе: 9600 участников Государственной программы и 9650 членов их семей. 3. Содействовать развитию агропромышленного производства посредством привлечения в Калужскую область 715 соотечественников в рамках проекта переселения "Сельское хозяйство", в том числе: 407 участников Государственной программы и 308 членов их семей. 4. Увеличить численность молодежи, в том числе обучающейся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, за счет привлечения в Калужскую область 580 соотечественников в рамках проекта переселения "Образование", в том числе: 340 участников Государственной программы и 240 членов их семей. 5. Оказать содействие развитию туриндустрии Калужской области посредством привлечения в Калужскую область 175 соотечественников в рамках проекта переселения "Объекты туриндустрии", в том числе: 120 участников Государственной программы и 55 членов их семей. 6. Создать предпосылки для улучшения демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Калужской области. 7. Повысить имидж Калужской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом. |
* Формат Программы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013 N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
II. Общая характеристика сферы реализации Программы
Общие положения
Необходимость разработки Программы обусловлена потребностью Калужской области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации.
Программа разработана в развитие Государственной программы, Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353), Стратегии развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 15.12.2008 N 487 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 06.03.2013 N 118), и является продолжением региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы, утвержденной Законом Калужской области "О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы" (далее - Региональная программа).
Особенностью Программы является то, что территорией вселения является вся Калужская область, что значительно расширяет возможности соотечественника в выборе места жительства и работы.
Участники Государственной программы и члены их семей при переселении на постоянное место жительства в Калужскую область имеют возможность:
а) осуществлять трудовую деятельность по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
б) получать начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (далее - профессиональное образование разного уровня);
в) заниматься предпринимательской деятельностью, сельскохозяйственной деятельностью;
г) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.
В составе Программы выделены проекты переселения:
1. "Территория вселения - Калужская область".
2. "Сельское хозяйство".
3. "Образование".
4. "Объекты туриндустрии".
Описание проектов переселения приведено в приложении N 4 к Программе.
Основные компоненты, определяющие демографическую динамику: рождаемость, смертность, миграция - имеют многофакторный характер и взаимосвязаны между собой.
Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности, наблюдаемые в Российской Федерации и в Калужской области в частности, с начала 90-х годов обуславливают естественную убыль населения как в городах, так и в сельской местности. Естественная убыль населения является основной причиной сокращения его численности. На протяжении последних 10 лет в Калужской области наблюдается процесс депопуляции.
С 2001 по 2012 год в Калужской области наблюдалась тенденция сокращения численности населения (с 1054,9 до 1008,2 тыс. человек).
Сокращение численности населения приводит к деформации возрастной структуры населения, снижению численности экономически активного населения.
Возрастно-половая структура населения Калужской области характеризуется процессом демографического старения: в 2011 году доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 14,3 %, трудоспособное население - 60,6 %, лица старше трудоспособного возраста составили 25,1 % от всей численности населения области. Таким образом, численность жителей старше трудоспособного возраста превысила численность детей и подростков в 1,8 раза.
Для изменения данной негативной тенденции наряду с мерами стимулирования естественного прироста населения необходимо активное и продуманное использование миграционного ресурса, что может качественно влиять на смягчение процессов депопуляции.
На протяжении последних лет Калужская область остается одной из наиболее миграционно-привлекательных среди субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы переселения соотечественников. По состоянию на 31 декабря 2012 года в рамках Региональной программы в Калужскую область прибыло 16,6 тыс. соотечественников. В течение всего периода реализации Региональной программы наблюдалась положительная динамика. Численность соотечественников, прибывших в Калужскую область в 2007-2011 годах, составляет:
тыс. чел.
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего |
0,1 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
4,1 |
7,0 |
16,6 |
За период с ноября 2007 по 2012 год в Калужскую область переселилось 16,6 тыс. соотечественников.
Переселение в Калужскую область соотечественников способствует достижению положительного миграционного баланса в регионе. Миграционный прирост населения Калужской области составил:
тыс. чел.
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2,8 |
2,7 |
2,5 |
0,6 |
3,6 |
1,4 |
В случае прекращения реализации в Калужской области Государственной программы будет наблюдаться снижение миграционного прироста в Калужской области.
Необходимость привлечения в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена экономическими преобразованиями, происходящими в Калужской области. Это в первую очередь эффективная инвестиционная политика. Крупные инвестиционные потоки концентрируются прежде всего в создаваемых в Калужской области технологических и индустриальных парках, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой. Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал, потребность в трудовых ресурсах.
Ситуация на рынке труда Калужской области на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников. Формирование новых рабочих мест в создаваемых организациях требует увеличения численности работающих.
По данным прогноза, в 2013-2017 годах Калужской области потребуется 82,2 тыс. рабочих и специалистов. Из них 23,5 тыс. человек - на вновь создаваемые рабочие места и 58,7 тыс. человек - на замену выбывающих работников.
Наиболее высокая потребность приходится на рабочие специальности - 67 %. Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием - 15 %. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием составляет 18 %.
Актуальной проблемой развития сельских территорий является стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе: мелкого и среднего предпринимательства, фермерского хозяйства.
Возможности привлечения рабочих и специалистов из других регионов Российской Федерации ограниченны в силу аналогичных социально-демографических причин.
Дефицит рабочей силы в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащим экономическим мегаполисом (г. Москва) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Калужской области.
Анализ рынка труда Калужской области
Численность экономически активного населения Калужской области сложилась следующим образом: 2010 год - 553,6 тыс. человек, 2011 год - 549,3 тыс. человек, 2012 год - 550,6 тыс. человек.
Устойчивый тренд на снижение доли занятых (в методологии баланса затрат труда) фиксировался в организациях системы образования, здравоохранения, транспорта и связи, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Наиболее значимо возросла доля занятых в строительстве. Рост деловой активности иностранных инвесторов определил положительную динамику численности работников, занятых в организациях иностранной, а также совместной (российской и иностранной) форм собственности.
По итогам 2011 года наиболее весомые доли занятого населения были сосредоточены в обрабатывающих производствах (23,8 %), оптовой и розничной торговле, автосервисе, бытовом обслуживании (15,2 %), строительстве (10 %), аренде и предоставлении услуг (8 %). В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится.
Рост региональной экономики определяет позитивную ситуацию на рынке труда. Уровень общей безработицы в 2010 году составлял 6,5 %, в 2011 году - 5,6 %, в 2012 году - 4,3 %. Стабильно сокращается уровень регистрируемой безработицы (в 2010 году - 1,2 %, в 2011 году - 0,9 %, в 2012 году - 0,8 %). Достигнутое значение заметно ниже показателей как среди большинства регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), так и в целом по Российской Федерации. Среднегодовая численность безработных устойчиво сокращается (2010 год - 6,9 тыс. человек, 2011 год - 5,3 тыс. человек, 2012 год - 4,2 тыс. человек). Средняя продолжительность безработицы по итогам 2012 года не превысила 4,7 месяца (3-я позиция среди регионов ЦФО).
В условиях складывающейся демографической ситуации, наличия дисбаланса спроса и предложения на рынке труда вопросы обеспечения трудовыми ресурсами становятся для работодателей наиболее актуальными, т. к. удовлетворять потребность в кадрах за счет безработных, состоящих на регистрационном учете, достаточно проблематично, учитывая, что треть из них не имеет профессионального образования. В структуре региональной экономики значимая доля принадлежит инвестиционным организациям. С 2006 года заключено более 100 соглашений с инвесторами, а общий объем инвестиций превысил 330 млрд. рублей. Инвесторами создано более 16 тыс. рабочих мест из 30 тыс. запланированных.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда стабильно снижается: в 2010 году он составлял 0,9 ед., в 2011 году - 0,7 ед., в 2012 году - 0,5 ед. Суммарная потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составляла: 2010 год - 63,9 тыс. единиц, 2011 год - 59,9 тыс. единиц, 2012 год - 65,9 тыс. единиц. На 1 ищущего работу стабильно приходится более двух вакансий, что свидетельствует о существенной потребности в кадрах.
Структура заявленной работодателями потребности в работниках претерпела некоторые изменения. Доля вакансий организаций обрабатывающих производств составила 31,3 % (в 2011 году - 30,4 %, в 2010 году - 25,1 %), доля строительных организаций - 18,2 % (в 2011 году - 12,2 %, в 2010 году - 20,6 %), доля сельскохозяйственных организаций - 7,2 % (в 2011 году - 8,2 %, в 2010 году - 6,8 %), доля организаций, ведущих оптовую и розничную торговлю, занимающихся ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования - 5,9 % (в 2011 году - 7,6 %, в 2010 году - 10,2 %), доля организаций сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности - 4,7 % (в 2011 году - 4,7 %, в 2010 году - 5,8 %), доля организаций, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги, - 3,2 % (в 2011 году - 3,6 %, в 2010 году - 2,7 %), доля организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, - 1,8 % (в 2011 году - 1,7 %, в 2010 году - 1 %), доля организаций сферы транспорта и связи - 4,2 % (в 2011 году - 3,5 %, в 2010 году - 2,8 %), доля гостиниц и ресторанов - 2,1 % (в 2011 году - 2 %, в 2010 году - 1,6 %), доля организаций, ведущих добычу полезных ископаемых, - 0,7 % (в 2011 году - 0,5 %, в 2010 году - 0,4 %).
Структура потребности в рабочей силе в разрезе профессионально-квалификационных групп работников на начало 2013 года представлена в таблице:
Группа |
Доля в общей потребности (%) |
Руководители (представители органов исполнительной власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, и организаций) |
4,6 |
Специалисты высшего уровня квалификации |
12,7 |
Специалисты среднего уровня квалификации |
8,0 |
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием |
0,3 |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности |
4,5 |
Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства |
5,7 |
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных организаций, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр |
33,9 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики |
17,0 |
Неквалифицированные рабочие |
13,3 |
Перечень наиболее востребованных профессий и специальностей практически не меняется. Наибольшим спросом у работодателей пользуются подсобные рабочие, слесари, станочники, водители, монтажники, рабочие строительных специальностей, машинисты, швеи, сварщики, продавцы, техники, трактористы, инженеры, медицинские работники.
В 2012 году наибольшее количество вакансий в органы службы занятости населения Калужской области поступило (с учетом заявленных на начало года) от организаций г. Калуги (31,7 % от общего числа вакансий), г. Обнинска (11,3 %), Малоярославецкого (7,5 %), Боровского (7,1 %), Жуковского (6,3 %), Думиничского (5,6 %) районов.
Эффективность рынка труда зависит от сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, возможности перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями экономики. Хронический дисбаланс как в квалификационном, так и в территориальном аспектах усугубляется недостаточной трудовой мобильностью населения, отсутствием жесткой ориентации системы профессионального образования на потребности рынка труда. Министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области заключены соглашения о межрегиональном сотрудничестве в сфере занятости населения с органами службы занятости 31 субъекта Российской Федерации. Однако неблагоприятная демографическая ситуация, характерная для большинства субъектов Российской Федерации, не позволяет эффективно использовать имеющиеся договоренности.
В этих условиях привлечение на территорию Калужской области соотечественников окажет положительное влияние на региональную экономику, позволив в определенной степени компенсировать выбытие трудоспособного населения. В условиях общего роста промышленного производства и системной поддержки кластеров в 2013-2015 годах следует ожидать плавного увеличения среднегодовой численности граждан, занятых в экономике.
Возможность трудоустройства участников Государственной программы
и членов их семей в Калужской области
Участники Государственной программы и члены их семей при переселении на постоянное место жительства в Калужскую область имеют право:
осуществлять трудовую деятельность по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
заниматься предпринимательской деятельностью, сельскохозяйственной деятельностью;
заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.
Содействие трудоустройству и занятости участников Государственной программы и членов их семей осуществляется центрами занятости населения городов и районов.
Уполномоченный орган оказывает переселенцу информационное содействие по вопросам переезда, трудоустройства и обустройства на территории вселения.
Подбор варианта подходящей работы участникам Государственной программы и членам их семей осуществляется центрами занятости населения городов и районов в соответствии с законодательством о занятости населения.
В рамках государственной программы Калужской области "Развитие рынка труда в Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 711 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.01.2014 N 58, от 14.02.2014 N 104, от 30.04.2014 N 280, от 28.05.2014 N 318, от 27.06.2014 N 387, от 16.07.2014 N 415, от 09.10.2014 N 587), реализуется мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Финансовая помощь при государственной регистрации предоставляется безработному гражданину в сумме 58800 рублей. Финансовая помощь на подготовку документов предоставляется в размере до 800 рублей (на основании предоставленных документов).
Возможность получения участниками Государственной программы и членами их семей профессионального образования в Калужской области
Система образования в Калужской области включает в себя:
22 образовательных организации высшего образования (разных форм собственности);
39 профессиональных образовательных организаций;
405 общеобразовательных организаций.
Возможности получения профессионального образования участниками Государственной программы и членами их семей реализуются посредством программных мероприятий в рамках проекта переселения "Образование".
Участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим в Калужскую область по проекту переселения "Образование", обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки, выплачивается единовременное пособие в размере, на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Калужской области.
В рамках государственной программы Калужской области "Развитие рынка труда в Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области 20.12.2013 N 711 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.01.2014 N 58, от 14.02.2014 N 104, от 30.04.2014 N 280, от 28.05.2014 N 318, от 27.06.2014 N 387, от 16.07.2014 N 415, от 09.10.2014 N 587), предусмотрена возможность дополнительного профессионального образования соотечественников и членов их семей, прибывших в Калужскую область.
Возможность оказания социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, их временное и постоянное жилищное обустройство
Соотечественникам, прибывшим в Калужскую область, предлагается рассмотреть различные варианты жилищного обустройства в рамках действующего законодательства и принять решение в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности.
В числе возможных вариантов: аренда (найм) жилого помещения, приобретение жилых помещений за счет собственных средств, покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность у физического лица или организации, приобретение права аренды или собственности на земельный участок на аукционах на основании заявления о предоставлении земельного участка, переуступка прав аренды у физического лица или организаций.
В Калуге для соотечественников действует гостиница, стоимость проживания в которой ниже средней стоимости проживания в других гостиницах города (по состоянию на 1 июня 2012 года стоимость проживания в гостинице 1 человека составляла 250 рублей в сутки). Администрация гостиницы оказывает проживающим соотечественникам содействие в оформлении временной регистрации.
Обеспечение оказания бесплатной плановой медицинской помощи участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы до получения ими разрешения на временное проживание
Бесплатная плановая медицинская помощь до получения участниками Программы разрешения на временное проживание оказывается им в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, в пределах финансовых средств, предусмотренных Программой.
Аренда жилья
Большая часть сдаваемого жилья имеет средний уровень комфорта. Сдаваемые в аренду жилые помещения можно разделить на квартиры и комнаты.
Стоимость аренды жилого помещения зависит от количества комнат в квартире и числа жильцов. На стоимость аренды жилья также влияют район расположения дома, площадь квартиры, состояние ремонта и качество мебели. В последнее время практически нет предложений о сдаче в наем квартир или комнат без мебели и телефона. Все сдаваемые квартиры на рынке жилья - с удобствами.
В аренду предлагаются, как правило, однокомнатные или двухкомнатные квартиры. Сведения о средней стоимости аренды квартир в 2012 году приведены в таблице.
Количество комнат в квартире |
Количество человек, проживающих в квартире, и стоимость проживания 1 человека (в месяц) |
||
1 человек |
2 человека |
3 человека |
|
однокомнатная |
10-12 тыс. руб. |
4-6 тыс. руб. |
3-4 тыс. руб. |
двухкомнатная |
15-20 тыс. руб. |
8-10 тыс. руб. |
5-7 тыс. руб. |
Спрос на комнаты сопоставим со спросом на квартиры, а предложений в несколько раз меньше. Этот фактор поднимает минимальную планку стоимости аренды комнаты практически до стоимости квартиры.
Сведения о средней стоимости проживания в коммунальных квартирах и в комнатах общежитий приведены в таблице.
Количество комнат в квартире |
Количество человек, проживающих в комнате, и стоимость проживания на 1 человека (в месяц) |
||
1 человек |
2 человека |
3 человека |
|
двухкомнатная |
4-6 тыс. руб. |
4-5 тыс. руб. |
3-4 тыс. руб. |
трехкомнатная |
4-6 тыс. руб. |
4-5 тыс. руб. |
3-4 тыс. руб. |
На рынке аренды жилья есть предложения квартир с евроремонтом, меблированных дорогой мебелью и имеющих полный комплект бытовой техники. Стоимость аренды таких квартир: от 30 тыс. рублей -для однокомнатных, от 40 тыс. рублей - за две и более комнат. Кадровыми службами организаций при подборе квартир для иногороднего персонала используются услуги агентств недвижимости.
В Калуге поиском съемного жилья занимаются около 60 частных агентств недвижимости (список можно найти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). В среднем за месяц одно агентство совершает 50 сделок аренды.
В случае предварительного заказа аренды жилья необходимо заключение договора между агентством недвижимости и заказчиком с указанием даты начала аренды, времени продолжительности аренды, требований к съемному жилью.
Приобретение жилья
Средняя стоимость 1 кв. метра вторичного жилья в Калуге и Обнинске -55-65 тыс. рублей. Средняя стоимость жилья в новостройках - 35-45 тыс. рублей за 1 кв. метр (во вновь построенных домах отсутствуют внутренняя отделка, водо-, газо- и сантехническое оборудование). В районах области цены на недвижимость ненамного дешевле. Ветхий дом с участком земли в 20-30 соток в дальних районах области стоит от 600 тыс. рублей.
Приобретение земельных участков
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность для строительства индивидуального жилого дома осуществляется исключительно через проведение аукциона.
Предоставление земельных участков в аренду для строительства индивидуального жилого дома осуществляется на основании заявления, которое подается гражданином в орган местного самоуправления.
Ипотечное кредитование
Условия выдачи жилищных ипотечных кредитов различны и определяются кредитным учреждением.
Информация о недвижимости в Калуге и Калужской области, актуальные объявления о продаже и аренде жилой и коммерческой недвижимости размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обеспечение доступным и комфортным жильем
специалистов промышленных организаций при реализации
промышленной и инвестиционной политики
Привлечение рабочей силы непосредственно связано с вопросом обеспечения жильем сотрудников организаций, расположенных на территории Калужской области. Закономерно, что в городах и поселках Калужской области, которые расположены близко к индустриальным зонам, стоимость аренды жилья у частных лиц существенно завышена. В Калужской области она варьируется в диапазоне от 15 до 80 тыс. рублей в месяц.
За 15 тыс. рублей (без учета коммунальных платежей) возможна аренда однокомнатной меблированной квартиры в старом доме с минимальным набором бытовой техники или однокомнатной квартиры без мебели и техники с косметическим ремонтом в новом доме на окраине Калуги.
За 80 тыс. рублей в месяц предлагаются комфортабельные коттеджи в черте города или ближайшем пригороде, полностью меблированные и оснащенные техникой, со всеми удобствами в доме. Заселение в гостиницу также экономически нецелесообразно, так как средний номер в Калуге стоит порядка 3300 рублей в сутки.
В итоге одной из первых альтернатив местному рынку аренды стала частная инициатива - предложение арендного жилья в Олимпийской деревне, пригородном микрорайоне Обнинска. Здесь уже второй год сдаются в комплексную аренду таунхаусы, переустроенные в общежития. Каждый блок представляет собой квартиру с тремя-пятью комнатами-номерами, рассчитанными на проживание двоих или троих человек. Главными арендаторами жилья в Олимпийской деревне являются компании, которые строят предприятия в индустриальном парке "Ворсино" и технопарке "Обнинск".
В Калужской области реализуется долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 22.04.2011 N 226 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 08.08.2011 N 424, от 05.12.2011 N 638, от 12.03.2012 N 115, от 03.08.2012 N 393, от 01.10.2012 N 496, от 01.11.2012 N 550).
В рамках указанной программы реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса: "Комплексная малоэтажная застройка в дер. Яглово г. Калуга"; "Малоэтажная застройка в дер. Желудовка сельского поселения "Поселок Детчино" Малоярославецкого района"; "Комплексная малоэтажная застройка в пос. Ферзиково Калужской области", мкрн. Воротынская роща, пос. Воротынск Бабынинского района, "Швейцарская деревня" г. Калуга, обустройство инженерной инфраструктуры для строительства жилых микрорайонов вблизи индустриальных парков "Грабцево", "Росва", "Ворсино".
Комплекс мероприятий по стимулированию рынка жилья пополнился новыми мерами государственной поддержки, которые заключаются в том, что сотрудникам организаций, работающих на территориях индустриальных парков, предоставляются социальные выплаты. Цель - финансовая поддержка сотрудников индустриальных парков при покупке или строительстве жилья, а также мотивация квалифицированных кадров на переселение и закрепление их семей на территории Калужской области.
Социальные выплаты предоставляются сотрудникам индустриальных парков за счет средств областного бюджета в виде возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое (строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам. Размер социальной выплаты рассчитывается как стоимость 2,5 квадратного метра общей площади жилого помещения на каждого члена семьи сотрудника организации по ценам Министерства регионального развития Российской Федерации.
Условием предоставления государственной поддержки является участие организации, расположенной на территории индустриального парка, в компенсации работнику части процентной ставки по кредиту, но не менее 50 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, сотрудник организаций получает двойную существенную финансовую поддержку при приобретении жилого помещения.
Большую поддержку Калужской области оказывает открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК). Калужская область участвует в пилотном проекте АИЖК "Арендное жилье", направленном на формирование арендного жилищного фонда. Застройщики реализуют проекты строительства жилья эконом-класса с использованием финансирования в рамках проекта "Стимул". Проводится работа по внедрению в Калужской области совместного проекта АИЖК и ОАО "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" "Переезд". Эта программа позволяет облегчить проведение альтернативных сделок на рынке жилья, что особенно актуально для переселенцев в Калужскую область. Калужская область является одним из лидеров по аккредитованным территориям малоэтажной застройки.
Дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство
и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы
и членов их семей, предусмотренные в Калужской области, помимо
предусмотренных в разделе V Государственной программы
В целях обеспечения предоставления дополнительных социальных гарантий соотечественникам, прибывшим в Калужскую область, планируется разработка нормативных правовых актов, предусматривающих:
- выплату единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
- выплату единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Сельское хозяйство" и создавшим крестьянское (фермерское) хозяйство либо зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя, видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
- выплату единовременного пособия участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Образование", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
- выплату единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Объекты туриндустрии", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
При реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут возникнуть определенные риски:
а) безработица среди участников Государственной программы;
б) жилищная необустроенность участников Государственной программы;
в) неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы;
г) несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, указанным в заявлении об участии в Государственной программе;
д) выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через два года;
е) возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления переселенцу дополнительных гарантий и мер социальной поддержки.
В целях минимизации рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации Программы, предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
Показатели оценки готовности Калужской области к приему участников Государственной программы приведены в следующей таблице.
Оценка готовности территории вселения к приему переселенцев
N п/п |
Наименование показателя |
Год |
Ед. измерения |
Значение показателя по территории Калужской области на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
|
Общая численность населения на 1 января текущего года |
2011 2012 2013 |
тыс. чел. |
1009,2 1008,2 1005,6 |
|
Естественный(ая) прирост (- убыль) населения |
2010 2011 2012 |
чел. |
-5599 -4513 -3971 |
|
Миграционный(ая) прирост (- убыль) населения |
2010 2011 2012 |
чел. |
570 3551 1399 |
|
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
2010 2011 2012 |
% |
61,2 60,6 60,0 |
|
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
2010 2011 2012 |
тыс. чел.; % |
480,2; 77,3 % 480,1; 78,5 % нет данных |
|
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда (далее -МОТ)) |
2010 2011 2012 |
чел. |
36100 30600 23587 |
|
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
2010 2011 2012 |
% |
6,5 5,6 4,3 |
|
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных |
2010 2011 2012 |
чел. |
16258 13294 9679 |
|
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2010 2011 2012 |
% |
1,2 0,9 0,8 |
|
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
2010 2011 2012 |
чел. |
0,7 0,5 0,3 |
|
Численность привлеченных иностранных работников |
2010 2011 2012 |
чел. |
14413 19388 24472 |
|
Прожиточный минимум |
2010 2011 2012 |
руб. |
5026 5639 5694 |
|
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
2010 2011 2012 |
кв. м |
25,2 25,8 26,4 |
|
Количество постоянного жилья для приема переселенцев |
2010 2011 2012 |
кв. м |
0 0 0 |
|
Количество временного жилья для приема переселенцев |
2010 2011 2012 |
кв. м |
0 0 0 |
|
Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2010 2011 2012 |
мест |
869 934 951 |
|
Бюджетные доходы - всего |
2010 2011 2012 |
тыс. руб. |
38596528 45348251 50155351 |
|
Бюджетные расходы - всего |
2010 2011 2012 |
тыс. руб. |
38596528 45348251 50155351 |
III. Цель, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы)
достижения цели и решения задач Программы
Цель Программы: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Калужскую область.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (увеличение миграционного притока населения Калужской области).
2. Регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики Калужской области кадрами необходимых профессий и уровня образования, а также миграционного замещения естественной убыли населения; увеличение численности трудовых ресурсов Калужской области.
3. Оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных услуг участникам Программы и членам их семей.
Срок реализации Программы - 2013-2015 годы, в один этап.
Достижение поставленной Программой цели будет оцениваться по следующим целевым показателям:
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калужскую область и зарегистрированных в УФМС России по Калужской области;
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калужскую область по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область";
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калужскую область по проекту переселения "Сельское хозяйство";
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калужскую область по проекту переселения "Образование";
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калужскую область по проекту переселения "Объекты туриндустрии";
доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
IV. Основные мероприятия по реализации Программы
Общие положения
Основными приоритетами в сфере реализации Программы являются:
- привлечение в Калужскую область соотечественников, желающих осуществлять трудовую деятельность в организациях Калужской области по специальностям, востребованным в Калужской области;
- привлечение в Калужскую область соотечественников для осуществления трудовой деятельности в организациях агропромышленного комплекса, ведения личного подсобного хозяйства;
- стимулирование переселения в Калужскую область соотечественников, желающих получить профессиональное образование с целью последующего трудоустройства в организации Калужской области;
- содействие развитию туриндустрии Калужской области посредством трудоустройства соотечественников на объекты туриндустрии.
Основными мероприятиями Программы являются:
нормативное правовое обеспечение реализации Программы;
предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
содействие временному и постоянному жилищному обустройству участников Государственной программы;
выплата единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Сельское хозяйство" и создавшим крестьянское (фермерское) хозяйство либо зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя, видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
выплата единовременного пособия участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Образование", обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, трудоустроенным на объекты туристской индустрии, прибывшим по проекту переселения "Объекты туриндустрии", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
информационное обеспечение реализации Программы:
- проведение презентаций Программы, организация пресс-туров, участие в семинарах, информационных форумах соотечественников, кадровых форумах; изучение опыта регионов;
- издание и приобретение информационных материалов о потенциале Калужской области, Программе и проектах переселения (печатная, полиграфическая продукция);
- обеспечение изготовления и демонстрация видеороликов и тематических фильмов о потенциале Калужской области, Программе и проектах переселения в средствах массовой информации и странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы;
- мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы. Проведение социологических исследований среди соотечественников по вопросам реализации Программы;
техническое обеспечение рабочих мест в Уполномоченном органе и центрах занятости населения городов и районов Калужской области для сопровождения Программы (обеспечение изготовления и приобретение информационных стендов, техники, оборудования, расходных материалов, канцелярских товаров);
обеспечение оказания бесплатной плановой медицинской помощи участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы до получения ими разрешения на временное проживание.
Система основных мероприятий Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
Меры государственного регулирования
В рамках мер государственного регулирования предусматривается разработка проектов новых нормативных правовых актов Калужской области и нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормативные правовые акты Калужской области, принятие которых необходимо для реализации Программы. Меры государственного регулирования направлены на определение порядка предоставления участникам Государственной программы дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, финансируемых в установленном порядке за счет средств областного бюджета, и их размеров:
- выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область";
- выплаты единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Сельское хозяйство" и создавшим крестьянское (фермерское) хозяйство либо зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя, видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области;
- выплаты единовременного пособия участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Образование", обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки;
- выплаты единовременного пособия участникам Государственной программы, трудоустроенным на объекты туристской индустрии, прибывшим по проекту переселения "Объекты туриндустрии".
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых (принятых) в Калужской области в целях реализации Программы, приведен в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Правительства Калужской области от 8 июня 2015 г. N 299 в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Ресурсное обеспечение программных мероприятий предполагает использование следующих основных источников финансирования:
средства областного бюджета;
средства федерального бюджета в виде субсидий.
Сумма средств на реализацию программных мероприятий за счет средств областного бюджета составит 15667,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2732,5 тыс. рублей;
2014 год - 5669,5 тыс. рублей;
2015 год - 7265,0 тыс. рублей.
Субсидия из федерального бюджета в 2014 году - 22538,4 тыс. рублей.
Главными распорядителями бюджетных средств являются министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года - министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области), министерство сельского хозяйства Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области.
Распределение средств областного бюджета по заказчикам Программы представлено в таблице:
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются при принятии закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Условия предоставления и размер субсидий из федерального бюджета ежегодно устанавливаются соглашением, заключаемым между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Правительством Калужской области, о предоставлении в текущем году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, по итогам реализации по состоянию на 1 января текущего года.
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается путем выполнения предусмотренных программных мероприятий и разработки нормативной правовой базы, определяющей конкретные меры по содействию переселенцам в трудоустройстве и обустройстве на территории вселения, и осуществляется исполнительными органами государственной власти Калужской области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Координационным органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти Калужской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований, работодателями, общественными объединениями при решении задач, связанных с реализацией Программы, является межведомственная комиссия по работе с соотечественниками, созданная постановлением Губернатора Калужской области от 15.12.2006 N 462 "О межведомственной комиссии по работе с соотечественниками" (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 30.01.2007 N 21, от 28.06.2007 N 256, от 29.10.2007 N 405, от 28.01.2008 N 13, от 24.06.2008 N 185, от 21.10.2008 N 320, от 22.06.2009 N 203, от 25.10.2010 N 341, от 16.03.2011 N 76, от 07.12.2011 N 487, от 19.03.2012 N 141, от 09.10.2012 N 512, от 15.07.2013 N 283, от 02.09.2013 N 342, от 31.03.2014 N 133, от 25.06.2014 N 246).
Для приема соотечественников в рамках Программы Уполномоченным органом планируется разработка нормативного правового акта, устанавливающего механизм оказания содействия участникам Государственной программы и членам их семей в обустройстве и адаптации на территории вселения во взаимодействии с УФМС России по Калужской области, центрами занятости городов и районов, органами местного самоуправления Калужской области.
Уполномоченный орган осуществляет:
- мониторинг реализации Программы в целях оценки результатов работы по переселению соотечественников на территорию Калужской области;
- распределение средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, по программным мероприятиям;
- контроль за своевременным и эффективным использованием бюджетных средств;
- направление ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчетов о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистической, справочной и аналитической информации о ее реализации;
- по итогам реализации Программы в отчетном году уточняет объемы средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, и в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в Программу;
- ежегодно по итогам реализации программных мероприятий уточняет объемы финансовых средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году и в плановом периоде, готовит бюджетную заявку на финансирование программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период с обоснованием расходов финансирования по всем направлениям расходования средств областного бюджета;
- в случае необходимости подготавливает и утверждает нормативные правовые акты о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы по проекту переселения "Образование" осуществляется с участием государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Калужской области "Калужский государственный институт развития образования" в соответствии с действующим законодательством.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется по предложению заказчика Программы в соответствии с действующим законодательством.
Ответственные исполнители программных мероприятий указаны в приложении N 2 к Программе.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации направлены на координацию выполнения мероприятий Программы, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Управление реализацией Программы и ее контроль осуществляются в соответствии с Порядком принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 17.07.2013 N 366 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области.
Мониторинг реализации Программы проводится в целях оценки результатов работы по переселению соотечественников на территорию Калужской области.
Сбор и обработка информации о ходе реализации программных мероприятий осуществляются Уполномоченным органом в целях:
- совершенствования механизма управления реализацией Программы;
- упорядочения расходования бюджетных средств;
- систематизации информации о ходе реализации Программы.
Оценка реализации Программы определяется в соответствии с показателями, установленными в Программе.
Анализ хода реализации программных мероприятий проводится на основе сопоставления прогнозно-целевых показателей Программы и фактически достигнутых результатов, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень экономического и социального развития области.
Основные сведения о результатах реализации Программы, достижении целевых показателей, об объеме затраченных финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга Программы публикуются в областных и местных средствах массовой информации и размещаются в сети Интернет.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IX. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Эффективность реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
En - эффективность хода реализации отдельного направления подпрограммы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию подпрограммы;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) подпрограммы.
Интегральная оценка эффективности реализации подпрограммы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
E - эффективность реализации подпрограммы (процентов);
N - количество индикаторов подпрограммы.
В результате реализации Программы в 2013-2015 годах предполагается:
обеспечить переселение на территорию Калужской области 20720 соотечественников, из них: 10467 участников Государственной программы и 10253 члена их семей, в том числе по годам:
2013 год - 5120 соотечественников (2900 участников Государственной программы и 2220 членов их семей);
2014 год - 8500 соотечественников (4037 участников Государственной программы и 4463 члена их семей);
2015 год - 7100 соотечественников (3530 участников Государственной программы и 3570 членов их семей);
обеспечить трудовыми ресурсами организации Калужской области за счет привлечения на постоянное место жительства 14820 соотечественников по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в том числе: 8400 участников Государственной программы и 6420 членов их семей;
содействовать развитию агропромышленного производства посредством привлечения в Калужскую область 1040 соотечественников в рамках проекта переселения "Сельское хозяйство", в том числе: 600 участников Государственной программы и 440 членов их семей;
увеличить численность молодежи, в том числе обучающейся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, за счет привлечения в Калужскую область 820 соотечественников в рамках проекта переселения "Образование", в том числе: 490 участников Государственной программы и 330 членов их семей;
оказать содействие развитию туриндустрии Калужской области посредством привлечения в Калужскую область 230 соотечественников в рамках проекта переселения "Объекты туриндустрии", в том числе 170 участников Государственной программы и 60 членов их семей;
создать предпосылки для улучшения демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Калужской области;
обеспечить оказание бесплатной плановой медицинской помощи соотечественникам до получения ими разрешения на временное проживание;
повысить имидж Калужской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом.
При реализации мероприятий Программы могут возникнуть определенные риски:
- отказ работодателя от найма переселенца после его приезда, безработица среди участников Государственной программы;
- жилищная необустроенность участников Государственной программы;
- неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы; обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп;
- рост межнациональной напряженности;
- несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, указанным в заявлении об участии в Государственной программе;
- возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления переселенцу дополнительных гарантий и мер социальной поддержки;
выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через два года;
- иные риски.
В целях минимизации возможных рисков при реализации Программы устанавливаются критерии отбора соотечественников для участия в Программе. Участниками Программы могут быть:
- соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Калужской области, осуществляющие документально подтверждаемую трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в Калужской области либо получившие временное убежище в Российской Федерации;
- соотечественники трудоспособного возраста, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, соответствующие требованиям, установленным Государственной программой, и желающие переселиться на постоянное место жительства в Калужскую область с целью:
а) осуществления трудовой деятельности по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
б) осуществления предпринимательской или сельскохозяйственной деятельности;
в) получения профессионального образования разного уровня;
г) осуществления иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
Основанием для отказа в согласовании заявления об участии в Государственной программе уполномоченным органом является невыполнение вышеуказанных требований (критериев отбора).
Для управления рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:
- мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- проведение разъяснительной работы о целях и задачах государственной миграционной политики Российской Федерации и государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
- организация разъяснительной работы о целях и задачах Программы в среде местного населения (принимающем сообществе) для формирования толерантного отношения к участникам Государственной *;
- вовлечение соотечественников в культурно-массовые мероприятия, проходящие на территории Калужской области;
- информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о наличии вакантных рабочих мест, востребованных специалистах и рабочих профессиях, требуемом уровне квалификации, условиях оплаты труда;
- содействие и стимулирование к самостоятельному поиску работы и трудоустройству, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
- реализация в целях трудоустройства программ профессионального переобучения участников Государственной программы и членов их семей;
- информирование соотечественников, желающих переселиться в Калужскую область, об условиях временного найма и стоимости жилья, условиях ипотечного кредитования и ценах на строительство и приобретение постоянного жилья.
Х. Приложения к Программе
К Программе прилагаются:
целевые показатели (индикаторы) реализации основных мероприятий Программы (приложение 1 к Программе);
система основных мероприятий и объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы (приложение 2 к Программе);
перечень нормативных правовых актов, принимаемых (принятых) в Калужской области в целях реализации Программы (приложение 3 к Программе);
описание территории вселения (проектов переселения) Программы (приложение N 4 к Программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.