Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Обнинска
Калужской области
от 30 декабря 2013 г. N 2403-п
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды на объектах и территории муниципального образования "Город Обнинск"
29 января 2014 г.
Паспорт
муниципальной программы "Охрана окружающей среды на объектах и территории муниципального образования "Город Обнинск"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Одним из основных принципов деятельности органов местного самоуправления является ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации устанавливает в качестве основной цели экологической политики значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств за счет снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли, снижения уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, роста уровня экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) до 1 - 1,5% валового внутреннего продукта в 2020 году.
Охрана окружающей среды - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды - атмосферный воздух, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одними из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20 - 30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны стали решаться на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.
Разработка и организация природоохранных мероприятий на территории города Обнинска является одной из задач органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральными законами: "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об охране окружающей среды".
В сфере обращения с отходами в г. Обнинске в части сбора и транспортировки работают МП "Коммунальное хозяйство", ООО "Спецтехноцентр", ООО "Спецавтохозяйство" и др.
Регулярное обновление технической базы коммунальных предприятий позволило снизить напряженность работ по вывозу ТБО и уборке стихийных свалок на территории города.
В районах размещения отходов происходит загрязнение всех компонентов природной среды: загрязняются и захламляются земли, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Образующийся в результате биохимических процессов гниения в теле полигона (свалки) биогаз загрязняет приземную атмосферу и часто является причиной возникновения взрыво- и пожароопасных ситуаций. Помимо отчуждения больших площадей земель сельскохозяйственного назначения, свалки являются источниками загрязнения окружающей среды весьма токсичными элементами. Многие токсичные вещества в составе отходов обладают кумулятивным действием, поэтому вредное воздействие размещаемых отходов на окружающую среду и, как следствие, на здоровье населения с каждым годом усиливается.
Ключевыми проблемами в обращении с ТБО на объектах и территории в городе Обнинске являются:
- окончание в ближайшие годы расчетного срока эксплуатации полигона в д. Тимашово;
- значительный объем направляемых на захоронение бытовых отходов при низком уровне извлечения из них вторичных ресурсов;
- слабое развитие системы предприятий для переработки отходов производства и потребления при недостаточном участии в этой сфере субъектов малого предпринимательства.
С целью продления срока эксплуатации полигона и уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую среду на существующем полигоне запланировано и начато проведение работ по его рекультивации. ЗАО "Геополис" разработана проектно-сметная документация по рекультивации Обнинского полигона ТБО с осуществлением природоохранных мероприятий, которая получила положительное заключение необходимых инстанций.
Стоимость реализации проекта рекультивации полигона ТБО в д. Тимашово по данным на 2011 год составляет 367 млн. рублей. Исполнение проекта в соответствии с заключением экологической экспертизы рассчитано до 2020 года.
Работа по реализации проекта рекультивации с проведением природоохранных мероприятий была начата в 2011 году в связи с тем, что остро встала проблема отсутствия возможности осуществлять захоронение твердых бытовых отходов на территории полигона. В период с 2011 по 2013 гг. на реализацию проекта было направлено 60,578 млн. рублей. Это позволило продлить срок службы полигона и способствовало отсутствию возгораний твердых бытовых отходов.
Количество возгораний на полигоне ТБО в д. Тимашово:
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду и увеличения срока службы полигона из поступающих на полигон отходов извлекаются и отправляются на дальнейшую переработку полиэтилен, пластик, бумага, стекло и пр.
Мощность мусоросортировочной станции на полигоне ТБО составляет 50 тыс. тонн в год (100 тыс. тонн в год при работе в две смены).
В дальнейшем осуществление мероприятий по рекультивации и совершенствованию системы обращения с твердыми бытовыми отходами на полигоне ТБО в д. Тимашово необходимо продолжить.
В 2011 году Администрацией МО "Город Обнинск" было подписано Соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области.
Порядком взаимодействия по вышеуказанному Соглашению определено, что Администрация города Обнинска через подведомственные подразделения организует ведение сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) для г. Обнинска".
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет функции администратора поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней. В соответствии с вышеуказанным соглашением Администрация города оказывает содействие Управлению Росприроднадзора по Калужской области, осуществляя через подведомственные организации прием и проверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2012 году МО "Город Обнинск" установлен плановый показатель по поступлению платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет области в размере 9276,2 тыс. рублей. По информации предоставленной Управлением Росприроднадзора по Калужской области на 01.01.2013 г. годовой план по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в МО "Город Обнинск" был выполнен на 113,6%. Сумма поступивших платежей составила 10540,9 тыс. рублей, из них в бюджет города 5270,45 тыс. рублей. По данным на 01.11.2013 г. в бюджет города поступило 4916,0 тыс. руб., что составляет 89,4% от ожидаемых годовых поступлений в 2013 году.
С целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий, информирования населения о состоянии окружающей среды в соответствии постановлением Правительства Калужской области от 25.09.2007 N 233 "О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калужской области" продолжено взаимодействие Администрации города Обнинска и ГУ "Научно-производственное объединение "Тайфун" по подписанному в 08.12.2010 года Соглашению по осуществлению мониторинга состояния атмосферного воздуха.
Контроль состояния атмосферного воздуха ГУ "Научно-производственное объединение "Тайфун" осуществляется на стационарном пункте наблюдения, расположенном на площадке высотной метеорологической мачты. Стационарный пункт наблюдения работает постоянно, измеряя содержание загрязняющих веществ непрерывно в автоматическом режиме. Информация по содержанию в атмосферном воздухе загрязняющих веществ регулярно размещаются на сайте Администрации в разделе "Мониторинг состояния атмосферного воздуха".
По данным стационарной автоматической станции экологического мониторинга атмосферного воздуха в Обнинске за 2012 год его загрязненность по показателю наибольшей повторяемости содержаний, превышающих ПДК (показатель НП), соответствует низкому уровню загрязнения.
Также на городских территориях ежемесячно проводится инструментальный мониторинг передвижными экологическими лабораториями, оснащенными современными пробоотборными устройствами и газоанализаторами.
Мобильная лаборатория в 2012 году совершила 9 выездов на ранее установленные маршрутные точки - асфальто-бетонный завод (АБЗ), ТЦ "Плаза", пр. Маркса, Треугольная площадь, ул. Курчатова, 78, ОАО "ОНПП "Технология", Киевское шоссе, 15, кафе "У Юры", Киевское шоссе, деревни Митинка и Передолье. Наибольшие содержания загрязняющих веществ наблюдались на Треугольной площади и возле кафе "У Юры" на Киевском шоссе.
Наибольшие разовые содержания бензола, толуола, стирола (6,2; 27,0 и 1,2 мкг/ соответственно) в 20 - 50 раз меньше ПДКМР (300; 600 и 40 мкг/
соответственно). Содержания других веществ группы летучих органических соединений еще менее значительны.
Разовые содержания бенз(а)пирена, вещества из группы полиароматических углеводородов, превышающие установленные нормативы фиксировались вблизи Киевского шоссе. Наибольшее содержание превышало ПДКМР в 7 раз (7,0 нг/ против 1,0 нг/
). Всего в течение года превышение ПДК было зафиксировано в разных частях города 10 раз. Всего было выполнено 36 измерений. Наличие загрязняющих веществ в атмосферном воздухе характеризуется влиянием автотранспорта.
Наибольшее количество объектов, оказывающих влияние на загрязнение атмосферного воздуха в ходе производственной деятельности сосредоточено в двух промышленных зонах, расположенных вдоль федеральной трассы "М-3 Украина" - муниципальная промышленная зона и в большей степени промзона "Мишково".
С целью выявления влияния деятельности предприятий, расположенных в промзоне "Мишково" и муниципальной промышленной зоне, необходимо организовать проведение мониторинга за качеством атмосферного воздуха на территории жилой застройки, приближенной к промышленным узам.
В рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления, определенных федеральным законодательством, в 2011 - 2013 годах Администрацией города проводилась работа по организации сбора, вывоза и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп от населения. На основании приказа по Комплексу городского хозяйства, МП "Полигон" заключен договор с ООО "Областной научно-производительный центр "Регион-Центр-Экология" на выполнение работ по сбору, вывозу и демеркуризации отработанных ртутьсодержащих ламп от населения. В 2011 году на выполнение работ по договору было затрачено около 40 тыс. рублей, в 2012 году - около 72,4 тыс. рублей.
Сбор энергосберегающих ртутьсодержащих ламп от населения в городе Обнинске осуществляется предприятиями торговли по двум адресам:
1. магазин "Электротовары" (пр. Маркса, 20, 2 этаж);
2. магазин "Электротовары" (ярмарка "101 км", Киевское шоссе).
Система озелененных территорий города - это взаимоувязанное, равномерное размещение городских озелененных территорий, определяемое архитектурно-планировочной организацией города и планом его дальнейшего развития, предусматривающее связь с загородными насаждениями.
Внутригородская система озеленения включает в себя озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения. Существенным недостатком существующей системы городского озеленения является отсутствие полной инвентаризации имеющихся зеленых насаждений, и озелененных территорий общего пользования в частности.
Отличительная особенность города Обнинск - наличие больших лесных массивов внутри города. Почти 30% территории города покрыто лесами. Большая часть лесных массивов расположена на периферии, окружая территорию города с северо-запада и юго-востока. Достаточно крупный массив леса сохранился и в центральной части города - это так называемый "Гурьяновский лес".
Лесные пространства оказывают положительное влияние на состояние окружающей среды города, фильтруя и уменьшая концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Однако существенный недостаток сложившейся ситуации - не благоустроенность лесных территорий, их не ухоженность и неорганизованность рекреационных потоков.
В центральной части города имеются отдельные озелененные территории общего пользования, примыкающие к основным магистралям города. Однако эти территории расположены достаточно локализовано, не образуя единой благоустроенной городской среды. Хотя, в целом, озелененные территории представлены в достаточном количестве.
С целью учета и осуществления текущего контроля за состоянием зеленых насаждений, определения основных направлений политики органов местного самоуправления в сфере защиты, сохранения и развития озелененных территорий населенного пункта, выработки наиболее рациональных подходов к защите, сохранению и развитию зеленых насаждений, ведения мониторинга состояния и количества зеленых насаждений в населенном пункте, обеспечения достоверной информацией о количестве и состоянии зеленых насаждений в населенном пункте, запланировано создание реестра зеленых насаждений.
Формирование экологической культуры населения, повышение уровня экологического воспитания и образования, особенно в детском и подростковом возрасте, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде в перспективе. Поэтому требуется обеспечить единое образовательное пространство в масштабах всего города с вовлечением в него максимального количества проживающего на данной территории населения.
Ежегодно в городе проводится ряд мероприятий посвященных таким датам, как День птиц, День Воды, День Земли, Марш парков, День экологических знаний и пр., в которых активное участие принимают дети школьного и дошкольного возраста.
Таким образом, изучение проблемы в масштабах города показало, что для ее комплексного решения необходима муниципальная программа.
Основными факторами, обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем, являются:
- необходимость координации действий органов местного самоуправления и организаций, привлекаемых к участию в реализации Программы;
- соответствие задач, намеченных к решению в Программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Действие муниципальной программы распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность связана с охраной окружающей среды, обращением с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории и объектах города, а также на органы местного самоуправления в части их полномочий в области охраны окружающей среды, обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калужской области.
2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач муниципальной программы
Целью Программы является сохранение благоприятной окружающей среды, снижение нагрузки от отходов на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности населения города Обнинска.
В рамках муниципальной программы предусматривается решение следующих задач:
- ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории города;
- предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории города;
- совершенствование системы экологического мониторинга и оценки экологической обстановки;
- обеспечение сохранения зеленых насаждений на территории города;
- доведение до населения экологической информации, экологических норм в производстве и бытовой сфере, экологическое образование, формирование экологической культуры населения.
Достижение поставленной Программой цели будет оцениваться по следующим целевым индикаторам:
N п/п |
Индикаторы |
Ед. изм. |
Значение по годам: |
||||
2012 год (факт) |
2013 год (оценка) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1. |
Исполнение проекта рекультивации полигона ТБО в д. Тимашово |
% |
13,1 |
16,5 |
17,2 |
30,9 |
44,7 |
2. |
Чрезвычайные ситуации на территории полигона ТБО в д. Тимашово (возгорания) |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Выполнение плана по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду |
% |
113,6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Наличие Сводного тома "Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы для г. Обнинска" |
ед. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5. |
Количество организованных площадок для сбора вторичных ресурсов от населения |
ед. |
0 |
1 |
3 |
5 |
7 |
6. |
Количество проводимых акций, семинаров, конкурсов по охране окружающей среды |
ед. |
10 |
20 |
25 |
28 |
30 |
3. Основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
- обеспечить исполнение проекта рекультивации полигона ТБО в д. Тимашово до 44%;
- уменьшение количества твердых бытовых отходов захораниваемых на полигоне ТБО в д. Тимашово от общего количества поступивших на полигон;
- разработка электронного Сводного тома "Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы для города Обнинска";
- выполнение плана по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- сформировать реестр зеленого фонда МО "Город Обнинск";
- улучшение экологической обстановки за счет вовлечения населения в работу по охране окружающей среды на основе проводимых в городе экологических мероприятий и акций, доведения до населения экологической информации и норм экологического поведения в производственной и бытовой сферах, повышения уровня экологического образования и просвещения.
4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в один этап в период с 2014 по 2016 годы.
5. Перечень мероприятий муниципальной программы
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды на объектах и территории МО "Город Обнинск" и позволяет объединить и скоординировать работу ответственных за выполнение мероприятий. Информация о сроках реализации, исполнителях, объемах финансирования мероприятий представлена в приложении к Программе.
Система программных мероприятий сформирована исходя из задач, поставленных для достижения цели.
Первый раздел направлен на решение задачи по ликвидации накопленного экологического ущерба от объектов захоронения твердых бытовых и малоопасных промышленных отходов и включает в себя мероприятия по исполнению проекта рекультивации полигона ТБО в д. Тимашово.
Второй раздел направлен на решение задач по совершенствованию системы обращения с отходами и увеличению их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории МО "Город Обнинск":
- во-первых, путем обеспечения содержания полигона ТБО и проведения регламентных работ по техническому обслуживанию мусоросортировочной станции бесперебойного функционирования мусоросортировочной станции, работающей на полигоне ТБО в д. Тимашово,
- во-вторых, внедрением технологий сбора отходов у населения, являющихся вторичными ресурсами (макулатура, стекло, пластик и пр.).
Третий раздел включает комплекс мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности включает мероприятия по контролю за соблюдением правил природопользования на территории города, расследования аварийных чрезвычайных ситуаций и др.
Четвертый раздел направлен на совершенствование системы экологического мониторинга и оценки экологической обстановки в МО "Город Обнинск", включает мероприятия: по мониторингу окружающей среды на территории полигона ТБО в д. Тимашово, по мониторингу состояния атмосферного воздуха на территории МО "Город Обнинск"; по созданию, поддержанию и развитию электронного Сводного тома "Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы для города Обнинска".
Пятый раздел направлен на обеспечение сохранения зеленых насаждений на территории МО "Город Обнинск" и содержит мероприятия по созданию и ведению реестра зеленых насаждений.
Шестой раздел содержит мероприятия по доведению до населения экологической информации, экологических норм в производстве и бытовой сфере, экологическое образование, формирование экологической культуры населения путем проведения тематических акций, семинаров, конкурсов по охране окружающей среды.
В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы по решаемым проблемам с учетом функциональной зависимости и периодами выполнения.
В течение срока реализации Программы система программных мероприятий в рамках выделенных разделов может быть дополнена новыми мероприятиями для решения новых проблем и задач в области охраны окружающей среды.
6. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Реализация Программы будет производиться за счет средств бюджета города, а также внебюджетных средств. Общая сумма средств по Программе за весь период составит 138 150 тыс. рублей, в том числе по годам:
Год |
Источник финансирования, тыс. рублей |
|
Бюджет города |
Внебюджетные средства |
|
2014 |
9800 |
2500 |
2015 |
60450 |
3000 |
2016 |
58900 |
3500 |
Итого |
129150 |
9000 |
Финансирование мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования "Город Обнинск" будет осуществляться в объемах, утвержденных решением Обнинского городского Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объемы финансовых средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, ежегодно уточняются в соответствии с решениями об утверждении бюджета города на очередной финансовый год.
Средства бюджета города будут направляться на реализацию мероприятий по рекультивации полигона ТБО, исходя из сметной стоимости проекта рекультивации; приобретение оборудования и материалов для обеспечения предупреждения негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме средств бюджета города на реализацию мероприятий будут привлекаться внебюджетные средства.
7. Механизм реализации муниципальной программы
Комитет по охране окружающей среды, контролю в сферах благоустройства и экологии Администрации города Обнинска определяет основное содержание направлений и мероприятий программы, доводит информацию о реализации программы. Координирует деятельность исполнителей мероприятий программы, ежегодно согласовывает уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год и два раза в год отчитывается о ходе их выполнения.
Общий контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет Заместитель главы Администрации города Обнинска по вопросам городского хозяйства.
Непосредственный контроль за реализацией программы осуществляет Комитет по охране окружающей среды, контролю в сферах благоустройства и экологии Администрации города Обнинска.
Кроме того, контроль за ходом реализации программы может осуществляться в процессе комплексных проверок.
Ответственными за целевым использованием средств, выделенных на реализацию программных мероприятий, являются исполнители программных мероприятий.
Основаниями для досрочного прекращения реализации программы являются несоответствие результатов выполнения программы целевым индикаторам и показателям эффективности, непредставление отчетности о ходе реализации программы в установленные сроки, а также результаты проведенных уполномоченными органами проверок, свидетельствующие о нецелевом и неэффективном использовании средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.